Русский язык. 4 класс. Правила. Однородные члены предложения.
Однородные члены предложения – это члены предложения, которые:
- отвечают на один и тот же вопрос,
- относятся к одному и тому же слову,
- являются одним и тем же членом предложения.
Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.
Несколько подлежащих при одном сказуемом — это однородные члены предложения.
Несколько сказуемых при одном подлежащем – это однородные члены предложения.
Несколько второстепенных членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова, — это однородные члены предложения.
Как произносятся однородные члены?
Однородные члены произносятся с интонацией перечисления.
Однородные члены предложения могут иметь при себе зависимые слова:
Однородные члены предложения.
Если однородные члены предложения связаны интонацией перечисления (без союза), то запятая между ними ставится.
О, О, О.
Улетают на юг стрижи, зяблики, жаворонки.
Если два однородных члена соединены союзом и, то запятая между ними не ставится.
О и О.
Тихая и тёплая заря занималась над землёй.
Между однородными членами перед союзами а, но всегда ставится запятая.
О, а О.
О, но О.
Дом был не большой, а меленький.
На улице было холодно, но солнечно.
Однородные члены предложения. Примеры
Однородные члены предложения — это одинаковые члены, соединенные сочинительной связью и относящиеся к одному и тому же члену предложения.
Однородные члены предложения начинают изучать в 4 классе школы. Узнаем, какие члены предложения являются однородными и как ставятся знаки препинания между ними в предложении.
Понятие об однородных членах предложения
Однородные члены равноправны в предложении, то есть между ними существует сочинительная связь, которую осуществляют соединительные, противительные и разделительные союзы.
Однородные члены обычно выражаются словами одной и той же части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи, например:
Эту работу каменщики выполнили мастерски , с удивительной ловкостью .
Однородные члены предложения могут быть распространенными, то есть иметь при себе зависимые слова, например:
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. На них изображены знакомые с детства вещи : стога сена, почернелые о т сырости ; маленькие реки , кружащие в медленных водоворотах палую листву ; одинокие золотые березы , еще не обитые ветром ; небо , п охожее на тонкий лёд ; косматые дожди над лесными парубками (К. Паустовский).
В предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и больше:
Мороз крепчал и щипал уши , лицо и руки (А. Серафимович).
При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова, например:
В дедушкином саду росло двадцать шесть яблонь : антоновки , грушовки , анисовка , боровинка , коричная и еще одна яблоня , которую мы называли липовой за то, что плоды её по прозрачности, аромату и сладости напоминали липовый мёд (В. Солоухин).
Как найти однородные члены предложения?
Чтобы правильно определить, есть ли в предложении однородные члены, действуем в соответствии со следующим алгоритмом:
- вычленим грамматическую основу предложения — подлежащее и сказуемое;
- выясним, есть ли в предложении члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову;
- удостоверимся, что однородные члены связаны сочинительной связью, выраженной союзами, или они связаны только с помощью перечислительной интонации.
Примеры предложений с однородными членами
И сад, и луга, и река так прекрасны летом!
Либо плыви дальше, либо вернись к берегу.
Ни кондукторшу, ни пассажиров не поразила сама суть дела. (И.Ильф, Е. Петров)
Однородные подлежащие
Однородными могут являться все члены предложения, например, подлежащие:
Весной обильно цветут сирень , черемуха и жасмин .
Однородные сказуемые
Однородные сказуемые поясняют один и тот же член предложения — подлежащее:
За лето река обмелела , притаилась между берегами.
Однородные дополнения
В следующем предложении укажем однородные дополнения, относящиеся к глаголу-сказуемому:
На базаре продают глиняные кувшины , миски и свистульки , поющие разными голосами.
Продают (что?) кувшины, миски и свистульки.
Однородные определения
Приведём пример с однородными определениями, относящимися к одному и тому же члену предложения — подлежащему:
Под ногами шелестят золотые , багряные и пурпурные листья .
Однородные обстоятельства
В следующем высказывании Генри Торо, писателя и философа, укажем однородные обстоятельства, зависящие от глагола-сказуемого:
Книги следует читать так же неторопливо и бережно , как они писались.
Таблица
Члены предложения | На какой вопрос отвечают | Примеры |
Подлежащее | Кто? Что? | Солнце, дождь и ветер разрушают горную породу. На лугу цветут ромашки и незабудки. |
Сказуемое | Что делать? Что сделать? | На речке дети плавают , ныряют и играют с мячом. |
На зов хозяина прибежала собака и села у его ног.
Налей мне не теплой , а холодной воды.
Девочку закутали в мамин платок.
Вечером не забудь покормить гусей и уток .
Вглубь и вширь растут корни старой березы.
Признаки однородных членов
Видео «Ошибки в построении предложения с однородными членами»
Пунктуация при однородных членах предложения
Постановка знаков препинания между однородными членами зависит от способа их соединения в предложении. Между однородными членами предложения может быть как союзная, так и бессоюзная связь.
Для наглядности представим пунктуацию при однородных членах предложения в виде следующей таблицы.
Вид связи | Союзы | Правила пунктуации | Примеры |
Союзная | Одиночные соединительные или разделительные (и, да =и, или, либо) | Между однородными членами предложения перед одиночным союзом запятая не ставится | Я украсила вазу ракушками и морскими камешками. |
Одиночные противительные (а, но, да=но), уступительный (хотя) | Перед союзом ставится запятая | Девушка смутилась, да ответила на вопрос правильно. | |
Повторяющиеся ( то – то, и – и, или – или, ни – ни, да – да и др.) | Перед вторым и последующими союзами ставится запятая | Не то ветер, не то дерево за окном шумит. | |
Бессоюзная | Между однородными членами всегда ставится запятая | Сверху туристы смотрели на здания старого города, купола церквей, мосты через реку. |
Перед однородными членами предложения может употребляться обобщающее слово, которое выражает родовое понятие (однородные члены — видовое) или обозначается местоимениями и наречиями (все, всё, везде, повсюду, всегда, никуда и пр.) Тогда после после него ставится двоеточие.
Осень полновластно завладела всем: полем, лесом, лугом.
Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире.
Никто: ни зверь, ни птица — не прошмыгнет мимо охотника, притаившегося в лесу.
- однородные члены — это одинаковые члены предложения;
- однородные члены зависят от одного и того же слова;
- однородные члены связаны между собой сочинительной связью и интонацией.
Видеоурок «Предложения с однородными членами»
Урок русского языка в 4-м классе по УМК «Планета знаний». Тема: «Предложения с однородными членами. Подлежащие и сказуемые»
Презентация к уроку
Цели урока:
- ознакомить с признаками однородных членов предложения;
- развивать умение распознавать однородные подлежащие и сказуемые, связанные с помощью союзов и бессоюзной связью;
- конструировать предложения с однородными главными членами предложения;
- обогащать словарный запас учащихся посредством введения новых слов;
- формировать общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей);
- делать выводы о значимости данной темы в русском языке;
- работать над выработкой орфографической зоркости.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Технологии:
- технология проблемно-диалогического обучения;
- технология деятельностного метода.
Метод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог.
Приём создания проблемной ситуации: практическое задание на новый материал.
Оборудование урока:
- презентация «Предложения с однородными членами предложения. Однородные подлежащие и сказуемые»;
- схемы предложений с однородными членами с союзами и без союзов;
- дидактический раздаточный материал;
- карточки для дифференцированного индивидуального задания;
- учебник «Русский язык» 4 класс. Авторы – Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина,М., «Астрель», 2011.
1. Организационный момент
– приготовление к работе;
– распределение работы у доски по карточкам с индивидуальным заданием;
– распределение работы по индивидуальным карточкам с дифференцированным заданием.
2. Орфографическая работа
а) Записать словосочетания, определить спряжение, лицо, число глаголов:
б) Проверка работы по индивидуальным карточкам:
– Разбери слова по составу:
Городской, краснеет, слышишь, осторожная, трепетные, интересный, рассказ, осенние.
– Работа с классом:
– назовите слово, которое нельзя перенести (сад);
– составьте цепочку однокоренных слов к слову сад;
– Как пишутся корни родственных слов?
– Составьте словосочетания со словом сад; распространённое предложение со словом сад (устно).
в) Проверка синтаксического разбора предложения:
В городском саду завершились осенние работы.
– Какие работы осенью люди выполняют в парках, садах, скверах?
3. Физкультурная минутка (релаксация зрения).
– Повернуться к окошку, посмотреть на дальний объект – 1, 2, 3.
– Перевести взгляд на цветок на окне – 1, 2, 3.
– Закрыть глаза – 1, 2, 3, 4, 5; открыть.
4. Сообщение темы, цели урока. Постановка проблемы.
– Сегодня мы познакомимся со строением предложений с несколькими подлежащими или сказуемыми, которые выполняют однородные (одинаковые) функции. (Слайд 1).
Наши задачи на уроке:
– научиться находить в тексте однородные подлежащие и сказуемые;
– правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях;
– употреблять предложения с однородными членами в своей речи.
5. Поиск решения поставленной проблемы. Работа над темой урока
а) Поработаем редакторами (слайд 3). Вы видите на экране несколько предложений. Какие речевые недостатки заметили?
Ласточки осенью улетают в тёплые края.
Грачи осенью улетают в тёплые края.
Дрозды осенью улетают в тёплые края.
Составьте из данных предложений одно, следите за сохранением смысла передаваемой информации.
1 – Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края.
2 – Ласточки, грачи и дрозды осенью улетают в тёплые края.
– Запишите в тетрадь первый вариант предложения.
Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края
– Найдём грамматическую основу предложения.
Кто? ласточки, грачи, дрозды
Что делают? улетают
– Уточним сведения о главных членах предложения (слайд 4):
– На какой вопрос отвечают подлежащие? (Отвечают на один и тот же вопрос.)
– Каким членом предложения являются? (Являются одним членом предложения.)
– К какому члену предложения относятся? (Относятся к одному и тому же члену предложения – сказуемому.)
– Какой частью речи выражены? (Выражены одной и той же частью речи.)
– С какой интонацией произносятся? (Произносятся с перечислительной интонацией.)
– Мы с вами определили признаки однородных членов.
Вывод: В предложении три подлежащих отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно сказуемое. Такие подлежащие называются однородными.
б) Работа с учебником
– Прочитайте правило на странице 102, 1 часть.
в) Продолжим редактирование текста
Перед отлётом они волнуются.
Перед отлётом они кричат.
Перед отлётом они суетятся.
Ваш вариант исправленного текста:
1 – Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся.
2 – Перед отлётом они волнуются, кричат и суетятся.
– Запишите в тетрадь первый вариант предложения.
Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся.
– Найдём грамматическую основу предложения.
Кто? они
Что делают? волнуются, кричат, суетятся.
– Уточним сведения о главных членах предложения (слайд 6):
– На какой вопрос отвечают сказуемые? (Отвечают на один и тот же вопрос.)
– Каким членом предложения являются? (Являются одним членом предложения.)
– К какому члену предложения относятся? (Относятся к одному и тому же члену предложения – подлежащему.)
– Какой частью речи выражены? (Выражены одной и той же частью речи.)
– С какой интонацией произносятся? (Произносятся с перечислительной интонацией.)
– Мы с вами определили признаки однородных членов.
Вывод: В предложении три сказуемых отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно подлежащее. Такие сказуемые называются однородными.
г) Работа с учебником
– Прочитайте правило на странице 102, 2 часть.
6. Физкультурная минутка
Выполните указанные в физкультурной минутке действия.
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Вправо, влево поворот.
Дружно хлопаем руками – 1-2-3,
Дружно топаем ногами 1-2-3.
Тихо сядем мы за стол
И продолжим разговор.
7. Первичное применение знаний
– Продолжим работать с предложениями, содержащими однородные подлежащие и сказуемое.
– Учебник, стр. 102, упр. 229.
– Чтение задания к упражнению.
– Кто знает, кто такой натуралист?
Словарь иностранных слов русского языка так определяет лексическое значение слова натуралист (слайд 8):
Натуралист – (из франц. языка) – человек, исследующий и изучающий природу, мир животных и растений.
Натуралистом могут быть писатели, путешественники, журналисты, умеющие заметить необычное в обычных предметах и явлениях, записать свои наблюдения для читателей.
– Мы будем работать с зарисовкой писателя Дмитрия Зуева. Как вы понимаете слово зарисовка?
Школьный толковый словарь объясняет значение слова зарисовка так:
Зарисовка – это набросок с натуры, воспроизводящий увиденное в живописи, музыке, литературе.
Познакомимся с зарисовкой писателя.
– Чтение текста зарисовки.
– Назовите предложения, в которых употребляются при одном сказуемом два и более подлежащих. (1,2)
– Назовите предложения, в которых употребляются при одном подлежащем два и более сказуемых. (3,4)
– Обратите внимание на последнее предложение: сказуемые в нём выражены именами прилагательными: Что? Утро. Утро какое? Что о нём узнали? Оно свежее и ясное.
8. Домашнее задание
Домашнее задание будет опираться на текст упражнения 229. Запишите: Упр. 230, учить правила.
9. Закрепление изученного
– Продолжим работу. Рассмотрим упражнение 231.
а) Чтение задания и текста зарисовки.
– Перечитаем 1 часть. Определите, какие однородные члены предложения в 1 части? (Однородные подлежащие).
– С какой интонацией произносятся? (С интонацией перечисления).
– Вслушайтесь в интонацию последнего предложения 1 части: понижается или повышается голосовой тон после союза и? (Понижается).
– Союз И показывает, что перечисление закончилось, тон голоса понижается. Об этом напоминает «Золотой ключик»: прочитайте информацию на стр. 103.
б) Самостоятельная работа с 1 частью упражнения 231: записать предложения, подчеркнуть основу предложения. (Проверка).
в) Познакомимся с зарисовкой 2 части.
– Слово снуют отмечено значком.
– Стр. 131, работа с толковым словарём в учебнике.
– Как объяснить значение словосочетания «стеклянными крылышками»? Какое сравнение наблюдается – явное или скрытое? Как называется такой приём в литературе, когда присутствует скрытое сравнение? (Метафора)
– Самостоятельная работа со 2 частью упражнения (запись предложений, подчёркивание основы предложения).
10. Итог урока. Релаксация
– Над какой темой работали?
– В итоге мы можем сказать, чему научились на уроке.
Я знаю:
– Какие члены предложения называются однородными;
– Признаки однородных членов предложения;
Я умею:
– Находить в предложении однородные подлежащие и сказуемые;
– Расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.
– А если вы ещё в чём-то не уверены – не огорчайтесь. Это тема наших следующих уроков. У вас будет возможность разобраться во всём.
– Спасибо за работу на уроке!
http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/odnorodnyie-chlenyi-predlozheniya.html
http://urok.1sept.ru/articles/612331