Однородные подлежащие и сказуемые 4 класс что это

Русский язык. 4 класс. Правила. Однородные члены предложения.

Однородные члены предложения – это члены предложения, которые:

  • отвечают на один и тот же вопрос,
  • относятся к одному и тому же слову,
  • являются одним и тем же членом предложения.

Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

Несколько подлежащих при одном сказуемом — это однородные члены предложения.

Несколько сказуемых при одном подлежащем – это однородные члены предложения.

Несколько второстепенных членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова, — это однородные члены предложения.

Как произносятся однородные члены?

Однородные члены произносятся с интонацией перечисления.

Однородные члены предложения могут иметь при себе зависимые слова:

Однородные члены предложения.

Члены предложения.

Вопросы.

Примеры предложений.

Однородные подлежащие.

кто? что?

Река, берега и деревья
залиты розовым светом.

И. Никитин

Однородные сказуемые.

что делает?

Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

К. Паустовский

Однородные второстепенные члены предложения (отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова)

какие? где? к а к?

определения Холодные, тяжёлые тучи неслись над землёй.

обстоятельства В поле, в кустах жили серые куропатки.

обстоятельства Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.

Какие знаки ставятся между однородными членами?

Однородные члены предложения могут быть связаны между собой перечислительной интонацией и союзами и, а, но.

Если однородные члены предложения связаны интонацией перечисления (без союза), то запятая между ними ставится.

О, О, О.

Улетают на юг стрижи, зяблики, жаворонки.

Если два однородных члена соединены союзом и, то запятая между ними не ставится.

О и О.

Тихая и тёплая заря занималась над землёй.

Между однородными членами перед союзами а, но всегда ставится запятая.

О, а О.

О, но О.

Дом был не большой, а меленький.

На улице было холодно, но солнечно.

Однородные члены предложения. Примеры

Однородные чле­ны пред­ло­же­ния — это оди­на­ко­вые чле­ны, соеди­нен­ные сочи­ни­тель­ной свя­зью и отно­ся­щи­е­ся к одно­му и тому же чле­ну предложения.

Однородные чле­ны пред­ло­же­ния начи­на­ют изу­чать в 4 клас­се шко­лы. Узнаем, какие чле­ны пред­ло­же­ния явля­ют­ся одно­род­ны­ми и как ста­вят­ся зна­ки пре­пи­на­ния меж­ду ними в предложении.

Понятие об однородных членах предложения

Однородные чле­ны рав­но­прав­ны в пред­ло­же­нии, то есть меж­ду ними суще­ству­ет сочи­ни­тель­ная связь, кото­рую осу­ществ­ля­ют соеди­ни­тель­ные, про­ти­ви­тель­ные и раз­де­ли­тель­ные союзы.

Однородные чле­ны обыч­но выра­жа­ют­ся сло­ва­ми одной и той же части речи, но могут быть выра­же­ны и сло­ва­ми раз­ных частей речи, например:

Эту рабо­ту камен­щи­ки выпол­ни­ли мастер­ски , с уди­ви­тель­ной лов­ко­стью .

Однородные чле­ны пред­ло­же­ния могут быть рас­про­стра­нен­ны­ми, то есть иметь при себе зави­си­мые сло­ва, например:

Осень на кар­ти­нах Левитана очень раз­но­об­раз­на. На них изоб­ра­же­ны зна­ко­мые с дет­ства вещи : сто­га сена, почер­не­лые о т сыро­сти ; малень­кие реки , кру­жа­щие в мед­лен­ных водо­во­ро­тах палую лист­ву ; оди­но­кие золо­тые бере­зы , еще не оби­тые вет­ром ; небо , п охо­жее на тон­кий лёд ; кос­ма­тые дожди над лес­ны­ми паруб­ка­ми (К. Паустовский).

В пред­ло­же­нии может быть не один ряд одно­род­ных чле­нов, а два и больше:

Мороз креп­чал и щипал уши , лицо и руки (А. Серафимович).

При одно­род­ных чле­нах пред­ло­же­ния могут быть обоб­ща­ю­щие сло­ва, напри­мер:

В дедуш­ки­ном саду рос­ло два­дцать шесть яблонь : анто­нов­ки , гру­шов­ки , ани­сов­ка , боро­вин­ка , корич­ная и еще одна ябло­ня , кото­рую мы назы­ва­ли липо­вой за то, что пло­ды её по про­зрач­но­сти, аро­ма­ту и сла­до­сти напо­ми­на­ли липо­вый мёд (В. Солоухин).

Как найти однородные члены предложения?

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, есть ли в пред­ло­же­нии одно­род­ные чле­ны, дей­ству­ем в соот­вет­ствии со сле­ду­ю­щим алгоритмом:

  1. вычле­ним грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния — под­ле­жа­щее и сказуемое;
  2. выяс­ним, есть ли в пред­ло­же­нии чле­ны, кото­рые отве­ча­ют на один и тот же вопрос и отно­сят­ся к одно­му и тому же слову;
  3. удо­сто­ве­рим­ся, что одно­род­ные чле­ны свя­за­ны сочи­ни­тель­ной свя­зью, выра­жен­ной сою­за­ми, или они свя­за­ны толь­ко с помо­щью пере­чис­ли­тель­ной интонации.

Примеры предложений с однородными членами

И сад, и луга, и река так пре­крас­ны летом!

Либо плы­ви даль­ше, либо вер­нись к берегу.

Ни кон­дук­тор­шу, ни пас­са­жи­ров не пора­зи­ла сама суть дела. (И.Ильф, Е. Петров)

Однородные подлежащие

Однородными могут являть­ся все чле­ны пред­ло­же­ния, напри­мер, под­ле­жа­щие:

Весной обиль­но цве­тут сирень , чере­му­ха и жас­мин .

Однородные сказуемые

Однородные ска­зу­е­мые пояс­ня­ют один и тот же член пред­ло­же­ния — подлежащее:

За лето река обме­ле­ла , при­та­и­лась меж­ду берегами.

Однородные дополнения

В сле­ду­ю­щем пред­ло­же­нии ука­жем одно­род­ные допол­не­ния, отно­ся­щи­е­ся к глаголу-сказуемому:

На база­ре про­да­ют гли­ня­ные кув­ши­ны , мис­ки и сви­стуль­ки , пою­щие раз­ны­ми голосами.

Продают (что?) кув­ши­ны, мис­ки и свистульки.

Однородные определения

Приведём при­мер с одно­род­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми, отно­ся­щи­ми­ся к одно­му и тому же чле­ну пред­ло­же­ния — подлежащему:

Под нога­ми шеле­стят золо­тые , баг­ря­ные и пур­пур­ные листья .

Однородные обстоятельства

В сле­ду­ю­щем выска­зы­ва­нии Генри Торо, писа­те­ля и фило­со­фа, ука­жем одно­род­ные обсто­я­тель­ства, зави­ся­щие от глагола-сказуемого:

Книги сле­ду­ет читать так же нето­роп­ли­во и береж­но , как они писались.

Таблица

Члены пред­ло­же­нияНа какой вопрос отвечаютПримеры
ПодлежащееКто? Что?Солнце, дождь и ветер раз­ру­ша­ют гор­ную поро­ду. На лугу цве­тут ромаш­ки и неза­буд­ки.
СказуемоеЧто делать? Что сделать?На реч­ке дети пла­ва­ют , ныря­ют и игра­ют с мячом.

На зов хозя­и­на при­бе­жа­ла соба­ка и села у его ног.

ОпределениеКакой? Чей?На сто­ле в вазе сто­ят крас­ные и белые цветы.

Налей мне не теп­лой , а холод­ной воды.

Девочку заку­та­ли в мамин платок.

ДополнениеВопросы кос­вен­ных паде­жей (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?)На ого­ро­де Света поли­ла огур­цы и поми­до­ры .

Вечером не забудь покор­мить гусей и уток .

ОбстоятельствоГде? Когда? Как? Куда? Откуда? Зачем? Отчего? Почему? Слева и спра­ва высят­ся хму­рые ели .

Вглубь и вширь рас­тут кор­ни ста­рой березы.

Признаки однородных членов

Видео «Ошибки в построении предложения с однородными членами»

Пунктуация при однородных членах предложения

Постановка зна­ков пре­пи­на­ния меж­ду одно­род­ны­ми чле­на­ми зави­сит от спо­со­ба их соеди­не­ния в пред­ло­же­нии. Между одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния может быть как союз­ная, так и бес­со­юз­ная связь.

Для нагляд­но­сти пред­ста­вим пунк­ту­а­цию при одно­род­ных чле­нах пред­ло­же­ния в виде сле­ду­ю­щей таблицы.

Вид свя­зиСоюзыПравила пунк­ту­а­цииПримеры
СоюзнаяОдиночные соеди­ни­тель­ные или раз­де­ли­тель­ные (и, да =и, или, либо)Между одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния перед оди­ноч­ным сою­зом запя­тая не ставитсяЯ укра­си­ла вазу ракуш­ка­ми и мор­ски­ми камешками.
Одиночные про­ти­ви­тель­ные (а, но, да=но), усту­пи­тель­ный (хотя)Перед сою­зом ста­вит­ся запятаяДевушка сму­ти­лась, да отве­ти­ла на вопрос правильно.
Повторяющиеся ( то – то, и – и, или – или, ни – ни, да – да и др.)Перед вто­рым и после­ду­ю­щи­ми сою­за­ми ста­вит­ся запятаяНе то ветер, не то дере­во за окном шумит.
БессоюзнаяМежду одно­род­ны­ми чле­на­ми все­гда ста­вит­ся запятаяСверху тури­сты смот­ре­ли на зда­ния ста­ро­го горо­да, купо­ла церк­вей, мосты через реку.

Перед одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния может упо­треб­лять­ся обоб­ща­ю­щее сло­во, кото­рое выра­жа­ет родо­вое поня­тие (одно­род­ные чле­ны — видо­вое) или обо­зна­ча­ет­ся место­име­ни­я­ми и наре­чи­я­ми (все, всё, вез­де, повсю­ду, все­гда, нику­да и пр.) Тогда после после него ста­вит­ся двоеточие.

Осень пол­но­власт­но завла­де­ла всем: полем, лесом, лугом.

Если обоб­ща­ю­щее сло­во сто­ит после одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния, то перед ним ста­вит­ся тире.

Никто: ни зверь, ни пти­ца — не про­шмыг­нет мимо охот­ни­ка, при­та­ив­ше­го­ся в лесу.

  • одно­род­ные чле­ны — это оди­на­ко­вые чле­ны предложения;
  • одно­род­ные чле­ны зави­сят от одно­го и того же слова;
  • одно­род­ные чле­ны свя­за­ны меж­ду собой сочи­ни­тель­ной свя­зью и интонацией.

Видеоурок «Предложения с однородными членами»

Урок русского языка в 4-м классе по УМК «Планета знаний». Тема: «Предложения с однородными членами. Подлежащие и сказуемые»

Презентация к уроку

Цели урока:

  • ознакомить с признаками однородных членов предложения;
  • развивать умение распознавать однородные подлежащие и сказуемые, связанные с помощью союзов и бессоюзной связью;
  • конструировать предложения с однородными главными членами предложения;
  • обогащать словарный запас учащихся посредством введения новых слов;
  • формировать общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей);
  • делать выводы о значимости данной темы в русском языке;
  • работать над выработкой орфографической зоркости.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Технологии:

  • технология проблемно-диалогического обучения;
  • технология деятельностного метода.

Метод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог.

Приём создания проблемной ситуации: практическое задание на новый материал.

Оборудование урока:

  • презентация «Предложения с однородными членами предложения. Однородные подлежащие и сказуемые»;
  • схемы предложений с однородными членами с союзами и без союзов;
  • дидактический раздаточный материал;
  • карточки для дифференцированного индивидуального задания;
  • учебник «Русский язык» 4 класс. Авторы – Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина,М., «Астрель», 2011.

1. Организационный момент

– приготовление к работе;
– распределение работы у доски по карточкам с индивидуальным заданием;
– распределение работы по индивидуальным карточкам с дифференцированным заданием.

2. Орфографическая работа

а) Записать словосочетания, определить спряжение, лицо, число глаголов:

б) Проверка работы по индивидуальным карточкам:

Разбери слова по составу:

Городской, краснеет, слышишь, осторожная, трепетные, интересный, рассказ, осенние.

Работа с классом:

– назовите слово, которое нельзя перенести (сад);
– составьте цепочку однокоренных слов к слову сад;
– Как пишутся корни родственных слов?
– Составьте словосочетания со словом сад; распространённое предложение со словом сад (устно).

в) Проверка синтаксического разбора предложения:

В городском саду завершились осенние работы.

Какие работы осенью люди выполняют в парках, садах, скверах?

3. Физкультурная минутка (релаксация зрения).

– Повернуться к окошку, посмотреть на дальний объект – 1, 2, 3.
– Перевести взгляд на цветок на окне – 1, 2, 3.
– Закрыть глаза – 1, 2, 3, 4, 5; открыть.

4. Сообщение темы, цели урока. Постановка проблемы.

– Сегодня мы познакомимся со строением предложений с несколькими подлежащими или сказуемыми, которые выполняют однородные (одинаковые) функции. (Слайд 1).

Наши задачи на уроке:

– научиться находить в тексте однородные подлежащие и сказуемые;
– правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях;
– употреблять предложения с однородными членами в своей речи.

5. Поиск решения поставленной проблемы. Работа над темой урока

а) Поработаем редакторами (слайд 3). Вы видите на экране несколько предложений. Какие речевые недостатки заметили?

Ласточки осенью улетают в тёплые края.
Грачи осенью улетают в тёплые края.
Дрозды осенью улетают в тёплые края.

Составьте из данных предложений одно, следите за сохранением смысла передаваемой информации.

1 – Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края.
2 – Ласточки, грачи и дрозды осенью улетают в тёплые края.

– Запишите в тетрадь первый вариант предложения.

Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края

– Найдём грамматическую основу предложения.

Кто? ласточки, грачи, дрозды
Что делают? улетают

– Уточним сведения о главных членах предложения (слайд 4):
– На какой вопрос отвечают подлежащие? (Отвечают на один и тот же вопрос.)
– Каким членом предложения являются? (Являются одним членом предложения.)
– К какому члену предложения относятся? (Относятся к одному и тому же члену предложения – сказуемому.)
– Какой частью речи выражены? (Выражены одной и той же частью речи.)
– С какой интонацией произносятся? (Произносятся с перечислительной интонацией.)
– Мы с вами определили признаки однородных членов.

Вывод: В предложении три подлежащих отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно сказуемое. Такие подлежащие называются однородными.

б) Работа с учебником

– Прочитайте правило на странице 102, 1 часть.

в) Продолжим редактирование текста

Перед отлётом они волнуются.
Перед отлётом они кричат.
Перед отлётом они суетятся.

Ваш вариант исправленного текста:

1 – Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся.
2 – Перед отлётом они волнуются, кричат и суетятся.

– Запишите в тетрадь первый вариант предложения.

Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся.

Найдём грамматическую основу предложения.

Кто? они
Что делают? волнуются, кричат, суетятся.

– Уточним сведения о главных членах предложения (слайд 6):
– На какой вопрос отвечают сказуемые? (Отвечают на один и тот же вопрос.)
– Каким членом предложения являются? (Являются одним членом предложения.)
– К какому члену предложения относятся? (Относятся к одному и тому же члену предложения – подлежащему.)
– Какой частью речи выражены? (Выражены одной и той же частью речи.)
– С какой интонацией произносятся? (Произносятся с перечислительной интонацией.)

– Мы с вами определили признаки однородных членов.

Вывод: В предложении три сказуемых отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно подлежащее. Такие сказуемые называются однородными.

г) Работа с учебником

– Прочитайте правило на странице 102, 2 часть.

6. Физкультурная минутка

Выполните указанные в физкультурной минутке действия.

Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Вправо, влево поворот.
Дружно хлопаем руками – 1-2-3,
Дружно топаем ногами 1-2-3.
Тихо сядем мы за стол
И продолжим разговор.

7. Первичное применение знаний

– Продолжим работать с предложениями, содержащими однородные подлежащие и сказуемое.
– Учебник, стр. 102, упр. 229.
– Чтение задания к упражнению.
– Кто знает, кто такой натуралист?

Словарь иностранных слов русского языка так определяет лексическое значение слова натуралист (слайд 8):

Натуралист – (из франц. языка) – человек, исследующий и изучающий природу, мир животных и растений.
Натуралистом могут быть писатели, путешественники, журналисты, умеющие заметить необычное в обычных предметах и явлениях, записать свои наблюдения для читателей.
– Мы будем работать с зарисовкой писателя Дмитрия Зуева. Как вы понимаете слово зарисовка?

Школьный толковый словарь объясняет значение слова зарисовка так:

Зарисовка – это набросок с натуры, воспроизводящий увиденное в живописи, музыке, литературе.

Познакомимся с зарисовкой писателя.

– Чтение текста зарисовки.
– Назовите предложения, в которых употребляются при одном сказуемом два и более подлежащих. (1,2)
– Назовите предложения, в которых употребляются при одном подлежащем два и более сказуемых. (3,4)
– Обратите внимание на последнее предложение: сказуемые в нём выражены именами прилагательными: Что? Утро. Утро какое? Что о нём узнали? Оно свежее и ясное.

8. Домашнее задание

Домашнее задание будет опираться на текст упражнения 229. Запишите: Упр. 230, учить правила.

9. Закрепление изученного

– Продолжим работу. Рассмотрим упражнение 231.

а) Чтение задания и текста зарисовки.

– Перечитаем 1 часть. Определите, какие однородные члены предложения в 1 части? (Однородные подлежащие).
– С какой интонацией произносятся? (С интонацией перечисления).
– Вслушайтесь в интонацию последнего предложения 1 части: понижается или повышается голосовой тон после союза и? (Понижается).
– Союз И показывает, что перечисление закончилось, тон голоса понижается. Об этом напоминает «Золотой ключик»: прочитайте информацию на стр. 103.

б) Самостоятельная работа с 1 частью упражнения 231: записать предложения, подчеркнуть основу предложения. (Проверка).

в) Познакомимся с зарисовкой 2 части.

– Слово снуют отмечено значком.
– Стр. 131, работа с толковым словарём в учебнике.
– Как объяснить значение словосочетания «стеклянными крылышками»? Какое сравнение наблюдается – явное или скрытое? Как называется такой приём в литературе, когда присутствует скрытое сравнение? (Метафора)
Самостоятельная работа со 2 частью упражнения (запись предложений, подчёркивание основы предложения).

10. Итог урока. Релаксация

– Над какой темой работали?
– В итоге мы можем сказать, чему научились на уроке.

Я знаю:
– Какие члены предложения называются однородными;
– Признаки однородных членов предложения;

Я умею:
– Находить в предложении однородные подлежащие и сказуемые;
– Расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

– А если вы ещё в чём-то не уверены – не огорчайтесь. Это тема наших следующих уроков. У вас будет возможность разобраться во всём.
– Спасибо за работу на уроке!


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/odnorodnyie-chlenyi-predlozheniya.html

http://urok.1sept.ru/articles/612331