Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Однородные подлежащие и сказуемые»
Тема: « Однородные подлежащие и сказуемые».
Учитель: Василишина В.Н.
Место работы : МОУ Тетюшская средняя школа
Должность: учитель начальных классов
Место урока в системе уроков: «Предложения с однородными членами». Урок № 1.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: урок- исследование
технология проблемно-диалогического обучения;
технология деятельностного метода.
– формирование понятия однородные члены предложения , раз витие умений находить в предложении однородные подлежащие и сказуемые;
— конструирование предложения с однородными главными членами предложения;
– овладение умением устной речи – интонировать предложения с однородными членами, опознавать их на основе перечислительной интонации; — работа над выработкой орфографической зоркости.
Задачи: 1. Актуализировать знания о предложении.
2. Раскрыть понятие «однородные члены предложения».
3. Научиться выделять однородные подлежащие и сказуемые , ставить знаки препинания между ними.
Используемые методы и приёмы : — групповая работа; — метод постановки учебной проблемы : побуждающий диалог; — приём создания проблемной ситуации : практическое задание на новый материал.
Материально- техническое обеспечение: компьютер, проектор, дидактический раздаточный материал.
1.Презентация «Предложения с однородными членами предложения. Однородные подлежащие и сказуемые». 2.Схемы предложений с однородными членами с союзами и без союзов. 3.Дидактический раздаточный материал. 4. Толковый словарь Ожегова. 5.Орфографический словарик. 6.Словарь иностранных слов русского языка. 7. Материалы для выполнения самостоятельной работы. 8.Алгоритм самооценки. 9.Физминутка. 10.Учебник «Русский язык» 4 класс. Авторы – Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина,М., «Астрель», 2014г. УМК « Планета знаний»
Планируемые результаты УУД:
1. Развиваем умение выказывать своё отношение к учебной деятельности
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
1. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. 2.Проговаривать алгоритм действий на уроке. 3.Работать по плану в группах. 4.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 5 . О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 6 . Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1. Ра звиваем умения извлекать информацию из схем, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. На основе анализа объектов делать выводы. 4. Обобщать и классифицировать по признакам. 5. Ориентироваться в учебнике. 6. Находить ответы на вопросы в словаре. 7. Уметь отличать от других предложений предложение с однородными членами предложения. 8. Уметь составлять предложение с однородными подлежащими и сказуемыми и схемы к ним.
1. Р азвиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в группе.
познакомиться с понятием «однородные подлежащие и сказуемые»;
называть признаки однородных членов предложения;
распознавать в предложении однородные подлежащие и сказуемые;
конструировать предложения с однородными членами;
1. Организационный момент. Слайд 1.
Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Сегодня мы с вами принимаем у себя гостей, то есть выступаем в роли хозяев. А как гостеприимные хозяева встречают гостей? Давайте и мы повернёмся, поздороваемся, поприветствуем наших гостей улыбкой и постараемся сделать всё, чтобы им было интересно и комфортно в нашей школе и на нашем уроке. Спасибо, присаживайтесь.
Мотивация. Психологический настрой на урок.
— Ребята, я забыла рассказать вам об одном случае, который произошёл со мной сегодня утром. Хотите узнать?
— Я шла сегодня и собирала улыбки. Вы удивлены?
А дело было так:
Я по улице шагала и улыбки собирала.
И улыбку малыша, до чего же хороша!
И улыбку почтальона – гордость нашего района!
И улыбку продавщицы – очень редкая вещица!
И веселый смех ребят – для меня он просто клад!
Всем в ответ я улыбалась- получается менялась!
— И сегодня у меня отличное настроение.
Поделиться с вами? Тогда – ловите!
— Ну, как? Вам стало теплее и уютнее на душе?
— Гостям мы уже подарили улыбки, а теперь подарите друг другу свои улыбки.
— Настроенье у вас каково? (ВО. )
— Очень хочется, чтобы каждый из вас в конце урока мог сказать: «Сегодня я искал, творил, и знания новые открыл. Я научился применять эти знания и теперь мне легко выполнять задания».
Девиз к уроку: «Знания собираются по капле!» СЛАЙД 2
-Как вы понимаете смысл этих слов? — Всю жизнь человек учиться, пополняет свой багаж знаний.
-Отлично! Самое время отправляться в путь за новыми знаниями.
— У каждого из вас на парте лежит лист самооценки, с которым вы будете работать в течение урока и сами оценивать свои знания. 2. Орфографическая работа — Откройте тетради, положите и под наклоном, сядьте красиво, запишите число, классную работу.(Двадцать первое ноября
Мы на уроке будем ……(на доске)
— На столе у вас лежат листочки, на которых записаны словарные слова. Вам нужно вставить пропущенные буквы Запишите все буквы в строчку. Прочитайте слово, составленное из этих букв. СЛАЙД 3. Записьслов: Пр И вет, ба СС ейн, кристал Л , ч Е тверг, обе Д , кил О грамм, здра В ствуйте, завтр А , отве Т , здес Ь
-Что у вас получилось?
Получилось слово: ИССЛЕДОВАТЬ.
— А кто знает, что обозначает это слово?
— Где можно узнать точное значение слова?
— В толковом словаре.
— У вас на столах лежат толковые словари Ожегова. Найдите слово в словаре.
1.Подвергнуть научному изучению;
2.Осмотреть для выяснения чего-либо
3.Повторение знаний о предложении.
— Мы с вами многое уже знаем о предложениях. Все наши знания можно представить в виде кластера.
Кластер произошло от английского слова и обозначает гроздь или скопление. В центре располагается ключевое, главное понятие, а от него идут понятия, которые раскрывают его смысл.
— Посмотрите на доску.
— Что вы заметили на кластере?
— Сегодня мы должны так поработать, чтобы заполнить пустое окно
3.Подготовка к изучению нового материала.
Но сначала ответьте мне: любите ли вы поспорить, похвастаться? А хорошее ли то качество у человека? Однажды все члены предложения собрались как-то все вместе и стали хвастаться.
– Мы самые важные, наша роль в предложении самая главная, мы основа предложения.
-Какие члены предложения могли так о себе говорить?
— Главные : подлежащее и сказуемое.
— Мы тоже очень важные, мы распространяем предложения, делаем его более полным и красивым.
— Какие это члены предложения?
— Мы тоже замечательные. Мы самые дружные, все одинаковые и очень похожи друг на друга, ведь мы одного роду-племени .
— Так могли сказать какие члены предложения?
5.Изучение нового материала.
Чтобы найти ответ на этот вопрос, я предлагаю вам провести исследование в группах .
(Повторить правила работы в группах.) Слайд 5
— У каждой группы на столах лежат листочки. На них записаны предложения, у всех групп разные.
— Посмотрите внимательно на эти предложения, что вы заметили, что в них не так?
— Замените два предложения одним и запишите его в тетрадь — Дальше работаем по плану.
План исследования . Слайд 6
Выдели грамматическую основу
Заполните рабочий лист. 4. Сделайте вывод.
1.В предложении может быть несколько
1 группа: Снегири прилетели к нашей кормушке. Воробьи прилетели к нашей кормушке.
Составляют: Снегири и воробьи прилетели к нашей кормушке.
2 группа : Осенью солнце светит мало. Осенью солнце греет мало. Составляют: Осенью солнце светит и греет мало.
3 группа : Свиристели лакомятся рябинкой. Снегири лакомятся рябиной. Составляют: Свиристели и снегири лакомятся рябинкой.
4 группа : На улице порхает снежок. На улице кружится снежок. Составляют : На улице порхает, кружится снежок.
5 группа : Во дворе весело бегали дети. Во дворе весело прыгали дети. Во дворе весело бегали и прыгали дети.
Какой вывод сделаем?
(Читают предложения, называют грамматическую основу.)
— Мы провели исследование и обнаружили, что в предложении может быть :
1 группа — 2 подлежащих при одном сказуемом;
2 группа — 2 сказуемых при одном подлежащем; 3 группа — 2 подлежащих при одном сказуемом
4 группа — 2 сказуемых при одном подлежащем 5 группа- 2 сказуемых при одном подлежащем
— Как можно назвать эти слова?
Ответить на этот вопрос нам поможет учебник.
-Открываем по закладкам стр. 102 в учебнике и находим правило.
Как же называются эти слова?
-Это однородные члены предложения.
— Чем же они похожи, какие у них одинаковые признаки?
1. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.
2. Связаны с одним и тем же словом в предложении.
3. Являются одинаковыми членами предложения.
Однородные члены предложения ………. Слайд 7
— Вернёмся к кластеру, который мы рассматривали. Какие слова мы вставим в пустое окошко.(однородные члены)
– Мы с вами определили признаки однородных членов. А какими однородными членами мы встретились?
— С однородными подлежащими и сказуемыми.
— Как вы думаете, какой наш следующий шаг на уроке?
— Закрепить знания об однородных подлежащих и сказуемых.
– Сегодня мы познакомились со строением предложений с несколькими подлежащими и сказуемыми, которые выполняют однородные (одинаковые) функции.
Наши следующие задачи на уроке: Слайд 8
– научиться находить в тексте однородные подлежащие и сказуемые;
– правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях;
– употреблять предложения с однородными членами в своей речи.
8. Поиск решения поставленной проблемы.
Работа с учебником.
– Продолжим работу. Рассмотрим упражнение 231.
а) Чтение задания и текста зарисовки.
Словарь иностранных слов русского языка так определяет лексическое значение слова натуралист
Натуралист – (из франц. языка) – человек, исследующий и изучающий природу, мир животных и растений. – Мы будем работать с зарисовкой писателя Дмитрия Зуева. Как вы понимаете слово зарисовка ?
Школьный толковый словарь объясняет значение слова зарисовка так:
Зарисовка – это набросок с натуры, воспроизводящий увиденное в живописи, музыке, литературе.
Познакомимся с зарисовкой писателя
– Перечитаем 1 часть. Определите, какие однородные члены предложения в 1 части? (Однородные подлежащие).
– С какой интонацией произносятся? (С интонацией перечисления).
– Вслушайтесь в интонацию последнего предложения 1 части: понижается или повышается голосовой тон после союза и ? (Понижается).
Перечитаем 2 часть.
— Какие однородные члены предложения во 2 части?( однородные сказуемые, соединятся с помощь перечислительной интонации и при помощи союзов)
Правило
– Союз И показывает, что перечисление закончилось, тон голоса понижается. Об этом напоминает «Золотой ключик»: прочитайте информацию на стр. 103.
9. Первичное применение знаний. Закрепление изученного
б) Самостоятельная работа с 1 частью упражнения 231: записать предложения, подчеркнуть основу предложения.
Первое вместе, последнее самостоятельно. Составить схемы. (Проверка выходят к доске со схемой).
в) Познакомимся с зарисовкой 2 части.
– Слово снуют отмечено значком.
– Стр. 131, работа с толковым словарём в учебнике.
– Как объяснить значение словосочетания «стеклянными крылышками» ? Какое сравнение наблюдается – явное или скрытое? Как называется такой приём в литературе, когда присутствует скрытое сравнение? (Метафора)
– Самостоятельная работа со 2 частью упражнения (запись предложений, подчёркивание основы предложения).
9. Домашнее задание
Запишите: Упр. 230, учить правила.
10. Итог урока. Слайд
– Над какой темой работали?
– В итоге мы можем сказать, чему научились на уроке.
Я знаю:
– Какие члены предложения называются однородными;
– Признаки однородных членов предложения;
Я умею:
– Находить в предложении однородные подлежащие и сказуемые;
– Расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.
– А если вы ещё в чём-то не уверены – не огорчайтесь. Это тема наших следующих уроков. У вас будет возможность разобраться во всём.
– Спасибо за работу на уроке! (Слайд )
— Вернёмся к началу урока. Ответили мы на вопрос кластера? — Добавили в кластер табличку: однородные
Оцените свою работу?
Отметьте свои достижения на лестнице успеха.
Урок русского языка в 4-м классе по УМК «Планета знаний». Тема: «Предложения с однородными членами. Подлежащие и сказуемые»
Презентация к уроку
Цели урока:
- ознакомить с признаками однородных членов предложения;
- развивать умение распознавать однородные подлежащие и сказуемые, связанные с помощью союзов и бессоюзной связью;
- конструировать предложения с однородными главными членами предложения;
- обогащать словарный запас учащихся посредством введения новых слов;
- формировать общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей);
- делать выводы о значимости данной темы в русском языке;
- работать над выработкой орфографической зоркости.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Технологии:
- технология проблемно-диалогического обучения;
- технология деятельностного метода.
Метод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог.
Приём создания проблемной ситуации: практическое задание на новый материал.
Оборудование урока:
- презентация «Предложения с однородными членами предложения. Однородные подлежащие и сказуемые»;
- схемы предложений с однородными членами с союзами и без союзов;
- дидактический раздаточный материал;
- карточки для дифференцированного индивидуального задания;
- учебник «Русский язык» 4 класс. Авторы – Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина,М., «Астрель», 2011.
1. Организационный момент
– приготовление к работе;
– распределение работы у доски по карточкам с индивидуальным заданием;
– распределение работы по индивидуальным карточкам с дифференцированным заданием.
2. Орфографическая работа
а) Записать словосочетания, определить спряжение, лицо, число глаголов:
б) Проверка работы по индивидуальным карточкам:
– Разбери слова по составу:
Городской, краснеет, слышишь, осторожная, трепетные, интересный, рассказ, осенние.
– Работа с классом:
– назовите слово, которое нельзя перенести (сад);
– составьте цепочку однокоренных слов к слову сад;
– Как пишутся корни родственных слов?
– Составьте словосочетания со словом сад; распространённое предложение со словом сад (устно).
в) Проверка синтаксического разбора предложения:
В городском саду завершились осенние работы.
– Какие работы осенью люди выполняют в парках, садах, скверах?
3. Физкультурная минутка (релаксация зрения).
– Повернуться к окошку, посмотреть на дальний объект – 1, 2, 3.
– Перевести взгляд на цветок на окне – 1, 2, 3.
– Закрыть глаза – 1, 2, 3, 4, 5; открыть.
4. Сообщение темы, цели урока. Постановка проблемы.
– Сегодня мы познакомимся со строением предложений с несколькими подлежащими или сказуемыми, которые выполняют однородные (одинаковые) функции. (Слайд 1).
Наши задачи на уроке:
– научиться находить в тексте однородные подлежащие и сказуемые;
– правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях;
– употреблять предложения с однородными членами в своей речи.
5. Поиск решения поставленной проблемы. Работа над темой урока
а) Поработаем редакторами (слайд 3). Вы видите на экране несколько предложений. Какие речевые недостатки заметили?
Ласточки осенью улетают в тёплые края.
Грачи осенью улетают в тёплые края.
Дрозды осенью улетают в тёплые края.
Составьте из данных предложений одно, следите за сохранением смысла передаваемой информации.
1 – Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края.
2 – Ласточки, грачи и дрозды осенью улетают в тёплые края.
– Запишите в тетрадь первый вариант предложения.
Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края
– Найдём грамматическую основу предложения.
Кто? ласточки, грачи, дрозды
Что делают? улетают
– Уточним сведения о главных членах предложения (слайд 4):
– На какой вопрос отвечают подлежащие? (Отвечают на один и тот же вопрос.)
– Каким членом предложения являются? (Являются одним членом предложения.)
– К какому члену предложения относятся? (Относятся к одному и тому же члену предложения – сказуемому.)
– Какой частью речи выражены? (Выражены одной и той же частью речи.)
– С какой интонацией произносятся? (Произносятся с перечислительной интонацией.)
– Мы с вами определили признаки однородных членов.
Вывод: В предложении три подлежащих отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно сказуемое. Такие подлежащие называются однородными.
б) Работа с учебником
– Прочитайте правило на странице 102, 1 часть.
в) Продолжим редактирование текста
Перед отлётом они волнуются.
Перед отлётом они кричат.
Перед отлётом они суетятся.
Ваш вариант исправленного текста:
1 – Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся.
2 – Перед отлётом они волнуются, кричат и суетятся.
– Запишите в тетрадь первый вариант предложения.
Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся.
– Найдём грамматическую основу предложения.
Кто? они
Что делают? волнуются, кричат, суетятся.
– Уточним сведения о главных членах предложения (слайд 6):
– На какой вопрос отвечают сказуемые? (Отвечают на один и тот же вопрос.)
– Каким членом предложения являются? (Являются одним членом предложения.)
– К какому члену предложения относятся? (Относятся к одному и тому же члену предложения – подлежащему.)
– Какой частью речи выражены? (Выражены одной и той же частью речи.)
– С какой интонацией произносятся? (Произносятся с перечислительной интонацией.)
– Мы с вами определили признаки однородных членов.
Вывод: В предложении три сказуемых отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно подлежащее. Такие сказуемые называются однородными.
г) Работа с учебником
– Прочитайте правило на странице 102, 2 часть.
6. Физкультурная минутка
Выполните указанные в физкультурной минутке действия.
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Вправо, влево поворот.
Дружно хлопаем руками – 1-2-3,
Дружно топаем ногами 1-2-3.
Тихо сядем мы за стол
И продолжим разговор.
7. Первичное применение знаний
– Продолжим работать с предложениями, содержащими однородные подлежащие и сказуемое.
– Учебник, стр. 102, упр. 229.
– Чтение задания к упражнению.
– Кто знает, кто такой натуралист?
Словарь иностранных слов русского языка так определяет лексическое значение слова натуралист (слайд 8):
Натуралист – (из франц. языка) – человек, исследующий и изучающий природу, мир животных и растений.
Натуралистом могут быть писатели, путешественники, журналисты, умеющие заметить необычное в обычных предметах и явлениях, записать свои наблюдения для читателей.
– Мы будем работать с зарисовкой писателя Дмитрия Зуева. Как вы понимаете слово зарисовка?
Школьный толковый словарь объясняет значение слова зарисовка так:
Зарисовка – это набросок с натуры, воспроизводящий увиденное в живописи, музыке, литературе.
Познакомимся с зарисовкой писателя.
– Чтение текста зарисовки.
– Назовите предложения, в которых употребляются при одном сказуемом два и более подлежащих. (1,2)
– Назовите предложения, в которых употребляются при одном подлежащем два и более сказуемых. (3,4)
– Обратите внимание на последнее предложение: сказуемые в нём выражены именами прилагательными: Что? Утро. Утро какое? Что о нём узнали? Оно свежее и ясное.
8. Домашнее задание
Домашнее задание будет опираться на текст упражнения 229. Запишите: Упр. 230, учить правила.
9. Закрепление изученного
– Продолжим работу. Рассмотрим упражнение 231.
а) Чтение задания и текста зарисовки.
– Перечитаем 1 часть. Определите, какие однородные члены предложения в 1 части? (Однородные подлежащие).
– С какой интонацией произносятся? (С интонацией перечисления).
– Вслушайтесь в интонацию последнего предложения 1 части: понижается или повышается голосовой тон после союза и? (Понижается).
– Союз И показывает, что перечисление закончилось, тон голоса понижается. Об этом напоминает «Золотой ключик»: прочитайте информацию на стр. 103.
б) Самостоятельная работа с 1 частью упражнения 231: записать предложения, подчеркнуть основу предложения. (Проверка).
в) Познакомимся с зарисовкой 2 части.
– Слово снуют отмечено значком.
– Стр. 131, работа с толковым словарём в учебнике.
– Как объяснить значение словосочетания «стеклянными крылышками»? Какое сравнение наблюдается – явное или скрытое? Как называется такой приём в литературе, когда присутствует скрытое сравнение? (Метафора)
– Самостоятельная работа со 2 частью упражнения (запись предложений, подчёркивание основы предложения).
10. Итог урока. Релаксация
– Над какой темой работали?
– В итоге мы можем сказать, чему научились на уроке.
Я знаю:
– Какие члены предложения называются однородными;
– Признаки однородных членов предложения;
Я умею:
– Находить в предложении однородные подлежащие и сказуемые;
– Расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.
– А если вы ещё в чём-то не уверены – не огорчайтесь. Это тема наших следующих уроков. У вас будет возможность разобраться во всём.
– Спасибо за работу на уроке!
Однородные подлежащие и сказуемые
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тема урока: «Однородные подлежащие и сказуемые»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
На уроке реализуется технология проблемно-диалогического обучения и технология деятельностного метода
Метод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог.
Цели обучения:
– Формирование понятия однородные члены предложения, развитие умений находить однородные подлежащие и сказуемые.
– Овладение умением устной речи – интонировать предложения с однородными членами, опознавать их на основе перечислительной интонации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_4klasse.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 3 классе
в рамках Федерального государственного образовательного стандарта
Тема урока : «Однородные подлежащие и сказуемые»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
На уроке реализуется технология проблемно-диалогического обучения и технология деятельностного метода
Метод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог.
– Формирование понятия однородные члены предложения , развитие умений находить однородные подлежащие и сказуемые.
– Овладение умением устной речи – интонировать предложения с однородными членами, опознавать их на основе перечислительной интонации.
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3 . Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
- познакомиться с понятием «однородные подлежащие и сказуемые»;
- называть признаки однородных членов предложения;
- распознавать в предложении однородные подлежащие и сказуемые;
- конструировать предложения с однородными членами;
Основные понятия: однородные подлежащие и однородные сказуемые;
– приготовление к работе;
– распределение работы у доски по карточкам с индивидуальным заданием;
– распределение работы по индивидуальным карточкам с дифференцированным заданием.
2. Орфографическая работа
а) Записать словосочетания, определить спряжение, лицо, число глаголов:
Любуешься лесом, слышишь шум листвы, трепетные берёзки, краснеет на веточке, осенние листья, городской сад, резкий ветер, осторожная стрекоза, зелёное пастбище, интересный рассказ.
б) Проверка работы по индивидуальным карточкам:
– Разбери слова по составу:
Городской, краснеет, слышишь, осторожная, трепетные, интересный, рассказ, осенние.
– Работа с классом:
– назовите слово, которое нельзя перенести (сад);
– составьте цепочку однокоренных слов к слову сад;
– Как пишутся корни родственных слов?
– Составьте словосочетания со словом сад; распространённое предложение со словом сад (устно).
в) Проверка синтаксического разбора предложения:
В городском саду завершились осенние работы.
– Какие работы осенью люди выполняют в парках, садах, скверах?
3. Физкультурная минутка (релаксация зрения).
– Повернуться к окошку, посмотреть на дальний объект – 1, 2, 3.
– Перевести взгляд на цветок на окне – 1, 2, 3.
– Закрыть глаза – 1, 2, 3, 4, 5; открыть.
4. Сообщение темы, цели урока. Постановка проблемы.
– Сегодня мы познакомимся со строением предложений с несколькими подлежащими или сказуемыми, которые выполняют однородные (одинаковые) функции. (Слайд 1).
Наши задачи на уроке:
– научиться находить в тексте однородные подлежащие и сказуемые;
– правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях;
– употреблять предложения с однородными членами в своей речи.
5. Поиск решения поставленной проблемы. Работа над темой урока
а) Поработаем редакторами (слайд 3). Вы видите на экране несколько предложений. Какие речевые недостатки заметили?
Ласточки осенью улетают в тёплые края.
Грачи осенью улетают в тёплые края.
Дрозды осенью улетают в тёплые края.
Составьте из данных предложений одно, следите за сохранением смысла передаваемой информации.
1 – Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края.
2 – Ласточки, грачи и дрозды осенью улетают в тёплые края.
– Запишите в тетрадь первый вариант предложения.
Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края
– Найдём грамматическую основу предложения.
Кто? ласточки, грачи, дрозды
Что делают? улетают
– Уточним сведения о главных членах предложения (слайд 4):
– На какой вопрос отвечают подлежащие? (Отвечают на один и тот же вопрос.)
– Каким членом предложения являются? (Являются одним членом предложения.)
– К какому члену предложения относятся? (Относятся к одному и тому же члену предложения – сказуемому.)
– Какой частью речи выражены? (Выражены одной и той же частью речи.)
– С какой интонацией произносятся? (Произносятся с перечислительной интонацией.)
– Мы с вами определили признаки однородных членов.
Вывод: В предложении три подлежащих отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно сказуемое. Такие подлежащие называются однородными.
б) Работа с учебником
– Прочитайте правило на странице 102, 1 часть.
в) Продолжим редактирование текста
Перед отлётом они волнуются.
Перед отлётом они кричат.
Перед отлётом они суетятся.
Ваш вариант исправленного текста:
1 – Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся.
2 – Перед отлётом они волнуются, кричат и суетятся.
– Запишите в тетрадь первый вариант предложения.
Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся.
– Найдём грамматическую основу предложения.
Что делают? волнуются, кричат, суетятся.
– Уточним сведения о главных членах предложения (слайд 6):
– На какой вопрос отвечают сказуемые? (Отвечают на один и тот же вопрос.)
– Каким членом предложения являются? (Являются одним членом предложения.)
– К какому члену предложения относятся? (Относятся к одному и тому же члену предложения – подлежащему.)
– Какой частью речи выражены? (Выражены одной и той же частью речи.)
– С какой интонацией произносятся? (Произносятся с перечислительной интонацией.)
– Мы с вами определили признаки однородных членов.
Вывод: В предложении три сказуемых отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно подлежащее. Такие сказуемые называются однородными.
г) Работа с учебником
– Прочитайте правило на странице 102, 2 часть.
6. Физкультурная минутка
Выполните указанные в физкультурной минутке действия.
Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Вправо, влево поворот.
Дружно хлопаем руками – 1-2-3,
Дружно топаем ногами 1-2-3.
Тихо сядем мы за стол
И продолжим разговор.
7. Первичное применение знаний
– Продолжим работать с предложениями, содержащими однородные подлежащие и сказуемое.
– Учебник, стр. 102, упр. 229.
– Чтение задания к упражнению.
– Кто знает, кто такой натуралист?
Словарь иностранных слов русского языка так определяет лексическое значение слова натуралист (слайд 8):
Натуралист – (из франц. языка) – человек, исследующий и изучающий природу, мир животных и растений.
Натуралистом могут быть писатели, путешественники, журналисты, умеющие заметить необычное в обычных предметах и явлениях, записать свои наблюдения для читателей.
– Мы будем работать с зарисовкой писателя Дмитрия Зуева. Как вы понимаете слово зарисовка?
Школьный толковый словарь объясняет значение слова зарисовка так:
Зарисовка – это набросок с натуры, воспроизводящий увиденное в живописи, музыке, литературе.
Познакомимся с зарисовкой писателя.
– Чтение текста зарисовки.
– Назовите предложения, в которых употребляются при одном сказуемом два и более подлежащих. (1,2)
– Назовите предложения, в которых употребляются при одном подлежащем два и более сказуемых. (3,4)
– Обратите внимание на последнее предложение: сказуемые в нём выражены именами прилагательными: Что? Утро. Утро какое? Что о нём узнали? Оно свежее и ясное.
8. Домашнее задание
Домашнее задание будет опираться на текст упражнения 229. Запишите: Упр. 230, учить правила.
9. Закрепление изученного
– Продолжим работу. Рассмотрим упражнение 231.
а) Чтение задания и текста зарисовки.
– Перечитаем 1 часть. Определите, какие однородные члены предложения в 1 части? (Однородные подлежащие).
– С какой интонацией произносятся? (С интонацией перечисления).
– Вслушайтесь в интонацию последнего предложения 1 части: понижается или повышается голосовой тон после союза и? (Понижается).
– Союз И показывает, что перечисление закончилось, тон голоса понижается. Об этом напоминает «Золотой ключик»: прочитайте информацию на стр. 103.
б) Самостоятельная работа с 1 частью упражнения 231: записать предложения, подчеркнуть основу предложения. (Проверка).
в) Познакомимся с зарисовкой 2 части.
– Слово снуют отмечено значком.
– Стр. 131, работа с толковым словарём в учебнике.
– Как объяснить значение словосочетания «стеклянными крылышками»? Какое сравнение наблюдается – явное или скрытое? Как называется такой приём в литературе, когда присутствует скрытое сравнение? (Метафора)
– Самостоятельная работа со 2 частью упражнения (запись предложений, подчёркивание основы предложения).
10. Итог урока. Релаксация
– Над какой темой работали?
– В итоге мы можем сказать, чему научились на уроке.
– Какие члены предложения называются однородными;
– Признаки однородных членов предложения;
– Находить в предложении однородные подлежащие и сказуемые;
– Расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.
– А если вы ещё в чём-то не уверены – не огорчайтесь. Это тема наших следующих уроков. У вас будет возможность разобраться во всём.
– Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С помощью современных технологий создаются условия для развития умения находить в тексте предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.
Презентация содержит вывод по теме урока , физминутку , схемы предложений.
Конспект урока по русскому языку по ФГОС образовательная система «Школа 2100» УМК Р.Н,Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В, Пронина.
Урок «открытия» нового знания.На уроке реализуется технология проблемно-диалогического обучения и технология деятельностного методаМетод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог. Цели обучения.
Данный урок является первым в изучении большой темы «Однородные члены предложения». Урок был проведен в 3классе по УМК «Школа 2100». Тип урока: урок «открытия» нового знания. На уроке реализуетс.
Урок по русскому языку составлен по программе «Школа 2100». Тип урока — открытие новых знаний. В соответствии С ФГОС в уроке применяется проблемный метод изучения нового материала и разные виды деятел.
Место урока в системе уроков:Тип урока: открытие нового знанияВид урока: урок- исследованиеЦель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности нахождению в предложен.
http://urok.1sept.ru/articles/612331
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/11/28/odnorodnye-podlezhashchie-i-skazuemye