Однородные сказуемые и однородные подлежащие 4 класс

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Однородные подлежащие и сказуемые»

Тема: « Однородные подлежащие и сказуемые».

Учитель: Василишина В.Н.

Место работы : МОУ Тетюшская средняя школа

Должность: учитель начальных классов

Место урока в системе уроков: «Предложения с однородными членами». Урок № 1.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока: урок- исследование

технология проблемно-диалогического обучения;

технология деятельностного метода.

– формирование понятия однородные члены предложения , раз витие умений находить в предложении однородные подлежащие и сказуемые;

— конструирование предложения с однородными главными членами предложения;

– овладение умением устной речи – интонировать предложения с однородными членами, опознавать их на основе перечислительной интонации; — работа над выработкой орфографической зоркости.

Задачи: 1. Актуализировать знания о предложении.

2. Раскрыть понятие «однородные члены предложения».

3. Научиться выделять однородные подлежащие и сказуемые , ставить знаки препинания между ними.

Используемые методы и приёмы : — групповая работа; метод постановки учебной проблемы : побуждающий диалог; приём создания проблемной ситуации : практическое задание на новый материал.

Материально- техническое обеспечение: компьютер, проектор, дидактический раздаточный материал.

1.Презентация «Предложения с однородными членами предложения. Однородные подлежащие и сказуемые». 2.Схемы предложений с однородными членами с союзами и без союзов. 3.Дидактический раздаточный материал. 4. Толковый словарь Ожегова. 5.Орфографический словарик. 6.Словарь иностранных слов русского языка. 7. Материалы для выполнения самостоятельной работы. 8.Алгоритм самооценки. 9.Физминутка. 10.Учебник «Русский язык» 4 класс. Авторы – Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина,М., «Астрель», 2014г. УМК « Планета знаний»

Планируемые результаты УУД:

1. Развиваем умение выказывать своё отношение к учебной деятельности

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. 2.Проговаривать алгоритм действий на уроке. 3.Работать по плану в группах. 4.Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 5 . О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 6 . Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Ра звиваем умения извлекать информацию из схем, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. На основе анализа объектов делать выводы. 4. Обобщать и классифицировать по признакам. 5. Ориентироваться в учебнике. 6. Находить ответы на вопросы в словаре. 7. Уметь отличать от других предложений предложение с однородными членами предложения. 8. Уметь составлять предложение с однородными подлежащими и сказуемыми и схемы к ним.

1. Р азвиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в группе.

познакомиться с понятием «однородные подлежащие и сказуемые»;

называть признаки однородных членов предложения;

распознавать в предложении однородные подлежащие и сказуемые;

конструировать предложения с однородными членами;

1. Организационный момент. Слайд 1.

Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Сегодня мы с вами принимаем у себя гостей, то есть выступаем в роли хозяев. А как гостеприимные хозяева встречают гостей? Давайте и мы повернёмся, поздороваемся, поприветствуем наших гостей улыбкой и постараемся сделать всё, чтобы им было интересно и комфортно в нашей школе и на нашем уроке. Спасибо, присаживайтесь.

Мотивация. Психологический настрой на урок.

— Ребята, я забыла рассказать вам об одном случае, который произошёл со мной сегодня утром. Хотите узнать?

— Я шла сегодня и собирала улыбки. Вы удивлены?

А дело было так:

Я по улице шагала и улыбки собирала.

И улыбку малыша, до чего же хороша!

И улыбку почтальона – гордость нашего района!

И улыбку продавщицы – очень редкая вещица!

И веселый смех ребят – для меня он просто клад!

Всем в ответ я улыбалась- получается менялась!

— И сегодня у меня отличное настроение.

Поделиться с вами? Тогда – ловите!

— Ну, как? Вам стало теплее и уютнее на душе?

— Гостям мы уже подарили улыбки, а теперь подарите друг другу свои улыбки.

— Настроенье у вас каково? (ВО. )

— Очень хочется, чтобы каждый из вас в конце урока мог сказать: «Сегодня я искал, творил, и знания новые открыл. Я научился применять эти знания и теперь мне легко выполнять задания».

Девиз к уроку: «Знания собираются по капле!» СЛАЙД 2

-Как вы понимаете смысл этих слов? — Всю жизнь человек учиться, пополняет свой багаж знаний.

-Отлично! Самое время отправляться в путь за новыми знаниями.

— У каждого из вас на парте лежит лист самооценки, с которым вы будете работать в течение урока и сами оценивать свои знания. 2. Орфографическая работа — Откройте тетради, положите и под наклоном, сядьте красиво, запишите число, классную работу.(Двадцать первое ноября

Мы на уроке будем ……(на доске)

— На столе у вас лежат листочки, на которых записаны словарные слова. Вам нужно вставить пропущенные буквы Запишите все буквы в строчку. Прочитайте слово, составленное из этих букв. СЛАЙД 3. Записьслов: Пр И вет, ба СС ейн, кристал Л , ч Е тверг, обе Д , кил О грамм, здра В ствуйте, завтр А , отве Т , здес Ь

-Что у вас получилось?

Получилось слово: ИССЛЕДОВАТЬ.

— А кто знает, что обозначает это слово?

— Где можно узнать точное значение слова?

— В толковом словаре.

— У вас на столах лежат толковые словари Ожегова. Найдите слово в словаре.

1.Подвергнуть научному изучению;

2.Осмотреть для выяснения чего-либо

3.Повторение знаний о предложении.

— Мы с вами многое уже знаем о предложениях. Все наши знания можно представить в виде кластера.

Кластер произошло от английского слова и обозначает гроздь или скопление. В центре располагается ключевое, главное понятие, а от него идут понятия, которые раскрывают его смысл.

— Посмотрите на доску.

— Что вы заметили на кластере?

— Сегодня мы должны так поработать, чтобы заполнить пустое окно

3.Подготовка к изучению нового материала.

Но сначала ответьте мне: любите ли вы поспорить, похвастаться? А хорошее ли то качество у человека? Однажды все члены предложения собрались как-то все вместе и стали хвастаться.

– Мы самые важные, наша роль в предложении самая главная, мы основа предложения.

-Какие члены предложения могли так о себе говорить?

— Главные : подлежащее и сказуемое.

— Мы тоже очень важные, мы распространяем предложения, делаем его более полным и красивым.

— Какие это члены предложения?

— Мы тоже замечательные. Мы самые дружные, все одинаковые и очень похожи друг на друга, ведь мы одного роду-племени .

— Так могли сказать какие члены предложения?

5.Изучение нового материала.

Чтобы найти ответ на этот вопрос, я предлагаю вам провести исследование в группах .

(Повторить правила работы в группах.) Слайд 5

— У каждой группы на столах лежат листочки. На них записаны предложения, у всех групп разные.

— Посмотрите внимательно на эти предложения, что вы заметили, что в них не так?

— Замените два предложения одним и запишите его в тетрадь — Дальше работаем по плану.

План исследования . Слайд 6

Выдели грамматическую основу

Заполните рабочий лист. 4. Сделайте вывод.

1.В предложении может быть несколько

1 группа: Снегири прилетели к нашей кормушке. Воробьи прилетели к нашей кормушке.

Составляют: Снегири и воробьи прилетели к нашей кормушке.

2 группа : Осенью солнце светит мало. Осенью солнце греет мало. Составляют: Осенью солнце светит и греет мало.

3 группа : Свиристели лакомятся рябинкой. Снегири лакомятся рябиной. Составляют: Свиристели и снегири лакомятся рябинкой.

4 группа : На улице порхает снежок. На улице кружится снежок. Составляют : На улице порхает, кружится снежок.

5 группа : Во дворе весело бегали дети. Во дворе весело прыгали дети. Во дворе весело бегали и прыгали дети.

Какой вывод сделаем?

(Читают предложения, называют грамматическую основу.)

— Мы провели исследование и обнаружили, что в предложении может быть :

1 группа — 2 подлежащих при одном сказуемом;

2 группа — 2 сказуемых при одном подлежащем; 3 группа — 2 подлежащих при одном сказуемом

4 группа — 2 сказуемых при одном подлежащем 5 группа- 2 сказуемых при одном подлежащем

— Как можно назвать эти слова?

Ответить на этот вопрос нам поможет учебник.

-Открываем по закладкам стр. 102 в учебнике и находим правило.

Как же называются эти слова?

-Это однородные члены предложения.

— Чем же они похожи, какие у них одинаковые признаки?

1. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

2. Связаны с одним и тем же словом в предложении.

3. Являются одинаковыми членами предложения.

Однородные члены предложения ………. Слайд 7

— Вернёмся к кластеру, который мы рассматривали. Какие слова мы вставим в пустое окошко.(однородные члены)

– Мы с вами определили признаки однородных членов. А какими однородными членами мы встретились?

С однородными подлежащими и сказуемыми.

— Как вы думаете, какой наш следующий шаг на уроке?

— Закрепить знания об однородных подлежащих и сказуемых.

– Сегодня мы познакомились со строением предложений с несколькими подлежащими и сказуемыми, которые выполняют однородные (одинаковые) функции.

Наши следующие задачи на уроке: Слайд 8

– научиться находить в тексте однородные подлежащие и сказуемые;
– правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях;
– употреблять предложения с однородными членами в своей речи.

8. Поиск решения поставленной проблемы.

Работа с учебником.

– Продолжим работу. Рассмотрим упражнение 231.

а) Чтение задания и текста зарисовки.

Словарь иностранных слов русского языка так определяет лексическое значение слова натуралист

Натуралист (из франц. языка) – человек, исследующий и изучающий природу, мир животных и растений. – Мы будем работать с зарисовкой писателя Дмитрия Зуева. Как вы понимаете слово зарисовка ?

Школьный толковый словарь объясняет значение слова зарисовка так:

Зарисовка – это набросок с натуры, воспроизводящий увиденное в живописи, музыке, литературе.

Познакомимся с зарисовкой писателя

– Перечитаем 1 часть. Определите, какие однородные члены предложения в 1 части? (Однородные подлежащие).
– С какой интонацией произносятся? (С интонацией перечисления).
– Вслушайтесь в интонацию последнего предложения 1 части: понижается или повышается голосовой тон после союза и ? (Понижается).

Перечитаем 2 часть.

— Какие однородные члены предложения во 2 части?( однородные сказуемые, соединятся с помощь перечислительной интонации и при помощи союзов)

Правило
– Союз И показывает, что перечисление закончилось, тон голоса понижается. Об этом напоминает «Золотой ключик»: прочитайте информацию на стр. 103.

9. Первичное применение знаний. Закрепление изученного

б) Самостоятельная работа с 1 частью упражнения 231: записать предложения, подчеркнуть основу предложения.

Первое вместе, последнее самостоятельно. Составить схемы. (Проверка выходят к доске со схемой).

в) Познакомимся с зарисовкой 2 части.

– Слово снуют отмечено значком.
– Стр. 131, работа с толковым словарём в учебнике.
– Как объяснить значение словосочетания «стеклянными крылышками» ? Какое сравнение наблюдается – явное или скрытое? Как называется такой приём в литературе, когда присутствует скрытое сравнение? (Метафора)
Самостоятельная работа со 2 частью упражнения (запись предложений, подчёркивание основы предложения).

9. Домашнее задание

Запишите: Упр. 230, учить правила.

10. Итог урока. Слайд

– Над какой темой работали?
– В итоге мы можем сказать, чему научились на уроке.

Я знаю:
– Какие члены предложения называются однородными;
– Признаки однородных членов предложения;

Я умею:
– Находить в предложении однородные подлежащие и сказуемые;
– Расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

– А если вы ещё в чём-то не уверены – не огорчайтесь. Это тема наших следующих уроков. У вас будет возможность разобраться во всём.
– Спасибо за работу на уроке! (Слайд )

— Вернёмся к началу урока. Ответили мы на вопрос кластера? — Добавили в кластер табличку: однородные

Оцените свою работу?

Отметьте свои достижения на лестнице успеха.

Урок русского языка в 4-м классе по УМК «Планета знаний». Тема: «Предложения с однородными членами. Подлежащие и сказуемые»

Презентация к уроку

Цели урока:

  • ознакомить с признаками однородных членов предложения;
  • развивать умение распознавать однородные подлежащие и сказуемые, связанные с помощью союзов и бессоюзной связью;
  • конструировать предложения с однородными главными членами предложения;
  • обогащать словарный запас учащихся посредством введения новых слов;
  • формировать общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей);
  • делать выводы о значимости данной темы в русском языке;
  • работать над выработкой орфографической зоркости.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Технологии:

  • технология проблемно-диалогического обучения;
  • технология деятельностного метода.

Метод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог.

Приём создания проблемной ситуации: практическое задание на новый материал.

Оборудование урока:

  • презентация «Предложения с однородными членами предложения. Однородные подлежащие и сказуемые»;
  • схемы предложений с однородными членами с союзами и без союзов;
  • дидактический раздаточный материал;
  • карточки для дифференцированного индивидуального задания;
  • учебник «Русский язык» 4 класс. Авторы – Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина,М., «Астрель», 2011.

1. Организационный момент

– приготовление к работе;
– распределение работы у доски по карточкам с индивидуальным заданием;
– распределение работы по индивидуальным карточкам с дифференцированным заданием.

2. Орфографическая работа

а) Записать словосочетания, определить спряжение, лицо, число глаголов:

б) Проверка работы по индивидуальным карточкам:

Разбери слова по составу:

Городской, краснеет, слышишь, осторожная, трепетные, интересный, рассказ, осенние.

Работа с классом:

– назовите слово, которое нельзя перенести (сад);
– составьте цепочку однокоренных слов к слову сад;
– Как пишутся корни родственных слов?
– Составьте словосочетания со словом сад; распространённое предложение со словом сад (устно).

в) Проверка синтаксического разбора предложения:

В городском саду завершились осенние работы.

Какие работы осенью люди выполняют в парках, садах, скверах?

3. Физкультурная минутка (релаксация зрения).

– Повернуться к окошку, посмотреть на дальний объект – 1, 2, 3.
– Перевести взгляд на цветок на окне – 1, 2, 3.
– Закрыть глаза – 1, 2, 3, 4, 5; открыть.

4. Сообщение темы, цели урока. Постановка проблемы.

– Сегодня мы познакомимся со строением предложений с несколькими подлежащими или сказуемыми, которые выполняют однородные (одинаковые) функции. (Слайд 1).

Наши задачи на уроке:

– научиться находить в тексте однородные подлежащие и сказуемые;
– правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях;
– употреблять предложения с однородными членами в своей речи.

5. Поиск решения поставленной проблемы. Работа над темой урока

а) Поработаем редакторами (слайд 3). Вы видите на экране несколько предложений. Какие речевые недостатки заметили?

Ласточки осенью улетают в тёплые края.
Грачи осенью улетают в тёплые края.
Дрозды осенью улетают в тёплые края.

Составьте из данных предложений одно, следите за сохранением смысла передаваемой информации.

1 – Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края.
2 – Ласточки, грачи и дрозды осенью улетают в тёплые края.

– Запишите в тетрадь первый вариант предложения.

Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края

– Найдём грамматическую основу предложения.

Кто? ласточки, грачи, дрозды
Что делают? улетают

– Уточним сведения о главных членах предложения (слайд 4):
– На какой вопрос отвечают подлежащие? (Отвечают на один и тот же вопрос.)
– Каким членом предложения являются? (Являются одним членом предложения.)
– К какому члену предложения относятся? (Относятся к одному и тому же члену предложения – сказуемому.)
– Какой частью речи выражены? (Выражены одной и той же частью речи.)
– С какой интонацией произносятся? (Произносятся с перечислительной интонацией.)
– Мы с вами определили признаки однородных членов.

Вывод: В предложении три подлежащих отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно сказуемое. Такие подлежащие называются однородными.

б) Работа с учебником

– Прочитайте правило на странице 102, 1 часть.

в) Продолжим редактирование текста

Перед отлётом они волнуются.
Перед отлётом они кричат.
Перед отлётом они суетятся.

Ваш вариант исправленного текста:

1 – Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся.
2 – Перед отлётом они волнуются, кричат и суетятся.

– Запишите в тетрадь первый вариант предложения.

Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся.

Найдём грамматическую основу предложения.

Кто? они
Что делают? волнуются, кричат, суетятся.

– Уточним сведения о главных членах предложения (слайд 6):
– На какой вопрос отвечают сказуемые? (Отвечают на один и тот же вопрос.)
– Каким членом предложения являются? (Являются одним членом предложения.)
– К какому члену предложения относятся? (Относятся к одному и тому же члену предложения – подлежащему.)
– Какой частью речи выражены? (Выражены одной и той же частью речи.)
– С какой интонацией произносятся? (Произносятся с перечислительной интонацией.)

– Мы с вами определили признаки однородных членов.

Вывод: В предложении три сказуемых отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно подлежащее. Такие сказуемые называются однородными.

г) Работа с учебником

– Прочитайте правило на странице 102, 2 часть.

6. Физкультурная минутка

Выполните указанные в физкультурной минутке действия.

Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Вправо, влево поворот.
Дружно хлопаем руками – 1-2-3,
Дружно топаем ногами 1-2-3.
Тихо сядем мы за стол
И продолжим разговор.

7. Первичное применение знаний

– Продолжим работать с предложениями, содержащими однородные подлежащие и сказуемое.
– Учебник, стр. 102, упр. 229.
– Чтение задания к упражнению.
– Кто знает, кто такой натуралист?

Словарь иностранных слов русского языка так определяет лексическое значение слова натуралист (слайд 8):

Натуралист – (из франц. языка) – человек, исследующий и изучающий природу, мир животных и растений.
Натуралистом могут быть писатели, путешественники, журналисты, умеющие заметить необычное в обычных предметах и явлениях, записать свои наблюдения для читателей.
– Мы будем работать с зарисовкой писателя Дмитрия Зуева. Как вы понимаете слово зарисовка?

Школьный толковый словарь объясняет значение слова зарисовка так:

Зарисовка – это набросок с натуры, воспроизводящий увиденное в живописи, музыке, литературе.

Познакомимся с зарисовкой писателя.

– Чтение текста зарисовки.
– Назовите предложения, в которых употребляются при одном сказуемом два и более подлежащих. (1,2)
– Назовите предложения, в которых употребляются при одном подлежащем два и более сказуемых. (3,4)
– Обратите внимание на последнее предложение: сказуемые в нём выражены именами прилагательными: Что? Утро. Утро какое? Что о нём узнали? Оно свежее и ясное.

8. Домашнее задание

Домашнее задание будет опираться на текст упражнения 229. Запишите: Упр. 230, учить правила.

9. Закрепление изученного

– Продолжим работу. Рассмотрим упражнение 231.

а) Чтение задания и текста зарисовки.

– Перечитаем 1 часть. Определите, какие однородные члены предложения в 1 части? (Однородные подлежащие).
– С какой интонацией произносятся? (С интонацией перечисления).
– Вслушайтесь в интонацию последнего предложения 1 части: понижается или повышается голосовой тон после союза и? (Понижается).
– Союз И показывает, что перечисление закончилось, тон голоса понижается. Об этом напоминает «Золотой ключик»: прочитайте информацию на стр. 103.

б) Самостоятельная работа с 1 частью упражнения 231: записать предложения, подчеркнуть основу предложения. (Проверка).

в) Познакомимся с зарисовкой 2 части.

– Слово снуют отмечено значком.
– Стр. 131, работа с толковым словарём в учебнике.
– Как объяснить значение словосочетания «стеклянными крылышками»? Какое сравнение наблюдается – явное или скрытое? Как называется такой приём в литературе, когда присутствует скрытое сравнение? (Метафора)
Самостоятельная работа со 2 частью упражнения (запись предложений, подчёркивание основы предложения).

10. Итог урока. Релаксация

– Над какой темой работали?
– В итоге мы можем сказать, чему научились на уроке.

Я знаю:
– Какие члены предложения называются однородными;
– Признаки однородных членов предложения;

Я умею:
– Находить в предложении однородные подлежащие и сказуемые;
– Расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

– А если вы ещё в чём-то не уверены – не огорчайтесь. Это тема наших следующих уроков. У вас будет возможность разобраться во всём.
– Спасибо за работу на уроке!

Однородные подлежащие и сказуемые
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тема урока: «Однородные подлежащие и сказуемые»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

На уроке реализуется технология проблемно-диалогического обучения и технология деятельностного метода

Метод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог.

Цели обучения:

– Формирование понятия однородные члены предложения, развитие умений находить однородные подлежащие и сказуемые.

– Овладение умением устной речи – интонировать предложения с однородными членами, опознавать их на основе перечислительной интонации.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_4klasse.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе

в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

Тема урока : «Однородные подлежащие и сказуемые»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

На уроке реализуется технология проблемно-диалогического обучения и технология деятельностного метода

Метод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог.

– Формирование понятия однородные члены предложения , развитие умений находить однородные подлежащие и сказуемые.

– Овладение умением устной речи – интонировать предложения с однородными членами, опознавать их на основе перечислительной интонации.

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

  • познакомиться с понятием «однородные подлежащие и сказуемые»;
  • называть признаки однородных членов предложения;
  • распознавать в предложении однородные подлежащие и сказуемые;
  • конструировать предложения с однородными членами;

Основные понятия: однородные подлежащие и однородные сказуемые;

– приготовление к работе;

– распределение работы у доски по карточкам с индивидуальным заданием;

– распределение работы по индивидуальным карточкам с дифференцированным заданием.

2. Орфографическая работа

а) Записать словосочетания, определить спряжение, лицо, число глаголов:

Любуешься лесом, слышишь шум листвы, трепетные берёзки, краснеет на веточке, осенние листья, городской сад, резкий ветер, осторожная стрекоза, зелёное пастбище, интересный рассказ.

б) Проверка работы по индивидуальным карточкам:

– Разбери слова по составу:

Городской, краснеет, слышишь, осторожная, трепетные, интересный, рассказ, осенние.

– Работа с классом:

– назовите слово, которое нельзя перенести (сад);

– составьте цепочку однокоренных слов к слову сад;

– Как пишутся корни родственных слов?

– Составьте словосочетания со словом сад; распространённое предложение со словом сад (устно).

в) Проверка синтаксического разбора предложения:

В городском саду завершились осенние работы.

– Какие работы осенью люди выполняют в парках, садах, скверах?

3. Физкультурная минутка (релаксация зрения).

– Повернуться к окошку, посмотреть на дальний объект – 1, 2, 3.

– Перевести взгляд на цветок на окне – 1, 2, 3.

– Закрыть глаза – 1, 2, 3, 4, 5; открыть.

4. Сообщение темы, цели урока. Постановка проблемы.

– Сегодня мы познакомимся со строением предложений с несколькими подлежащими или сказуемыми, которые выполняют однородные (одинаковые) функции. (Слайд 1).

Наши задачи на уроке:

– научиться находить в тексте однородные подлежащие и сказуемые;

– правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях;

– употреблять предложения с однородными членами в своей речи.

5. Поиск решения поставленной проблемы. Работа над темой урока

а) Поработаем редакторами (слайд 3). Вы видите на экране несколько предложений. Какие речевые недостатки заметили?

Ласточки осенью улетают в тёплые края.

Грачи осенью улетают в тёплые края.

Дрозды осенью улетают в тёплые края.

Составьте из данных предложений одно, следите за сохранением смысла передаваемой информации.

1 – Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края.

2 – Ласточки, грачи и дрозды осенью улетают в тёплые края.

– Запишите в тетрадь первый вариант предложения.

Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края

– Найдём грамматическую основу предложения.

Кто? ласточки, грачи, дрозды

Что делают? улетают

– Уточним сведения о главных членах предложения (слайд 4):

– На какой вопрос отвечают подлежащие? (Отвечают на один и тот же вопрос.)

– Каким членом предложения являются? (Являются одним членом предложения.)

– К какому члену предложения относятся? (Относятся к одному и тому же члену предложения – сказуемому.)

– Какой частью речи выражены? (Выражены одной и той же частью речи.)

– С какой интонацией произносятся? (Произносятся с перечислительной интонацией.)

– Мы с вами определили признаки однородных членов.

Вывод: В предложении три подлежащих отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно сказуемое. Такие подлежащие называются однородными.

б) Работа с учебником

– Прочитайте правило на странице 102, 1 часть.

в) Продолжим редактирование текста

Перед отлётом они волнуются.

Перед отлётом они кричат.

Перед отлётом они суетятся.

Ваш вариант исправленного текста:

1 – Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся.

2 – Перед отлётом они волнуются, кричат и суетятся.

– Запишите в тетрадь первый вариант предложения.

Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся.

– Найдём грамматическую основу предложения.

Что делают? волнуются, кричат, суетятся.

– Уточним сведения о главных членах предложения (слайд 6):

– На какой вопрос отвечают сказуемые? (Отвечают на один и тот же вопрос.)

– Каким членом предложения являются? (Являются одним членом предложения.)

– К какому члену предложения относятся? (Относятся к одному и тому же члену предложения – подлежащему.)

– Какой частью речи выражены? (Выражены одной и той же частью речи.)

– С какой интонацией произносятся? (Произносятся с перечислительной интонацией.)

– Мы с вами определили признаки однородных членов.

Вывод: В предложении три сказуемых отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно подлежащее. Такие сказуемые называются однородными.

г) Работа с учебником

– Прочитайте правило на странице 102, 2 часть.

6. Физкультурная минутка

Выполните указанные в физкультурной минутке действия.

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Вправо, влево поворот.

Дружно хлопаем руками – 1-2-3,

Дружно топаем ногами 1-2-3.

Тихо сядем мы за стол

И продолжим разговор.

7. Первичное применение знаний

– Продолжим работать с предложениями, содержащими однородные подлежащие и сказуемое.

– Учебник, стр. 102, упр. 229.

– Чтение задания к упражнению.

– Кто знает, кто такой натуралист?

Словарь иностранных слов русского языка так определяет лексическое значение слова натуралист (слайд 8):

Натуралист – (из франц. языка) – человек, исследующий и изучающий природу, мир животных и растений.

Натуралистом могут быть писатели, путешественники, журналисты, умеющие заметить необычное в обычных предметах и явлениях, записать свои наблюдения для читателей.

– Мы будем работать с зарисовкой писателя Дмитрия Зуева. Как вы понимаете слово зарисовка?

Школьный толковый словарь объясняет значение слова зарисовка так:

Зарисовка – это набросок с натуры, воспроизводящий увиденное в живописи, музыке, литературе.

Познакомимся с зарисовкой писателя.

– Чтение текста зарисовки.

– Назовите предложения, в которых употребляются при одном сказуемом два и более подлежащих. (1,2)

– Назовите предложения, в которых употребляются при одном подлежащем два и более сказуемых. (3,4)

– Обратите внимание на последнее предложение: сказуемые в нём выражены именами прилагательными: Что? Утро. Утро какое? Что о нём узнали? Оно свежее и ясное.

8. Домашнее задание

Домашнее задание будет опираться на текст упражнения 229. Запишите: Упр. 230, учить правила.

9. Закрепление изученного

– Продолжим работу. Рассмотрим упражнение 231.

а) Чтение задания и текста зарисовки.

– Перечитаем 1 часть. Определите, какие однородные члены предложения в 1 части? (Однородные подлежащие).

– С какой интонацией произносятся? (С интонацией перечисления).

– Вслушайтесь в интонацию последнего предложения 1 части: понижается или повышается голосовой тон после союза и? (Понижается).

– Союз И показывает, что перечисление закончилось, тон голоса понижается. Об этом напоминает «Золотой ключик»: прочитайте информацию на стр. 103.

б) Самостоятельная работа с 1 частью упражнения 231: записать предложения, подчеркнуть основу предложения. (Проверка).

в) Познакомимся с зарисовкой 2 части.

– Слово снуют отмечено значком.

– Стр. 131, работа с толковым словарём в учебнике.

– Как объяснить значение словосочетания «стеклянными крылышками»? Какое сравнение наблюдается – явное или скрытое? Как называется такой приём в литературе, когда присутствует скрытое сравнение? (Метафора)

– Самостоятельная работа со 2 частью упражнения (запись предложений, подчёркивание основы предложения).

10. Итог урока. Релаксация

– Над какой темой работали?

– В итоге мы можем сказать, чему научились на уроке.

– Какие члены предложения называются однородными;

– Признаки однородных членов предложения;

– Находить в предложении однородные подлежащие и сказуемые;

– Расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

– А если вы ещё в чём-то не уверены – не огорчайтесь. Это тема наших следующих уроков. У вас будет возможность разобраться во всём.

– Спасибо за работу на уроке!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С помощью современных технологий создаются условия для развития умения находить в тексте предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.

Презентация содержит вывод по теме урока , физминутку , схемы предложений.

Конспект урока по русскому языку по ФГОС образовательная система «Школа 2100» УМК Р.Н,Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В, Пронина.

Урок «открытия» нового знания.На уроке реализуется технология проблемно-диалогического обучения и технология деятельностного методаМетод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог. Цели обучения.

Данный урок является первым в изучении большой темы «Однородные члены предложения». Урок был проведен в 3классе по УМК «Школа 2100». Тип урока: урок «открытия» нового знания. На уроке реализуетс.

Урок по русскому языку составлен по программе «Школа 2100». Тип урока — открытие новых знаний. В соответствии С ФГОС в уроке применяется проблемный метод изучения нового материала и разные виды деятел.

Место урока в системе уроков:Тип урока: открытие нового знанияВид урока: урок- исследованиеЦель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности нахождению в предложен.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/612331

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/11/28/odnorodnye-podlezhashchie-i-skazuemye