Однородные сказуемые
Однородные сказуемые — это главные члены предложения, которые обозначают действие или состояние предмета, являющегося подлежащим в предложении.
Чтобы выяснить, что такое однородные сказуемые, опираемся на суть понятия «однородные члены предложения».
Простое предложение может быть осложнено однородными членами. Однородными могут быть все члены предложения. С этой точки зрения рассмотрим, что такое однородные сказуемые в русском языке.
В предложении грамматическую основу составляют подлежащее и сказуемое.
Легкий ветерок (что делает?) развевает занавеску на окне.
Все (что делают?) радуются весеннему солнцу и теплу.
Подлежащее может поясняться не одним сказуемым, а несколькими. Субъект выполняет одновременно или в определенной последовательности ряд действий. Тогда можно сказать, что в предложении имеются однородные сказуемые. Они относятся к одному и тому же члену предложения — подлежащему. Чаще всего выражаются глаголами в одной и той же грамматической форме и являются простыми глагольными сказуемыми или составными.
Над лесом медленно встает солнце и красит в розовый цвет окна домов.
Мальчик хочет расспросить отца о космосе и узнать о нём многое.
Во втором примере у однородных составных глагольных сказуемых общий вспомогательный глагол «хочет» и два смысловых глагола, обозначенных неопределенными формами.
Однородные сказуемые могут быть выражены словами других частей речи. Тогда назовем их именными сказуемыми.
Для меня этот день оказался радостным и удивительным .
Глагол-связка «оказался» общий, а две именные части сказуемого, выраженные прилагательными, соединяются сочинительным союзом «и».
Однородные сказуемые являются равноправными членами предложения. Они могут быть соединены сочинительной связью с помощью союзов или бессоюзной связью, в оформлении которой участвует интонация перечисления.
Запятая и однородные сказуемые
Если два однородных сказуемых соединены единичным союзом, кроме противительного (а, но, да в значении «но»), то запятая между ними не ставится. Если однородные главные члены соединяются повторяющимся союзом, то запятая ставится перед его второй частью.
Ты либо ответь по существу вопроса, либо промолчи.
За рекой что -то то ли мерцает, то ли блестит.
Однородные сказуемые бывают не только в двусоставных, но и в односоставных предложениях, в которых отсутствует подлежащее.
Наденьте пальто и шапку и идите за мной.
Хотелось пойти в лес, присесть на пенек и смотреть вверх в голубое бездонное небо.
Приведем примеры предложений с однородными сказуемыми, соединенными разными сочинительными союзами или без союзов.
Предложения с однородными сказуемыми
За окном завывает осенний ветер, чем-то громко стучит и гремит по крыше.
Из-под ног охотника вспорхнула куропатка, отлетела немного вперед и снова села в траву, как бы приглашая идти за ней. Видимо, гнездо рядом.
Андрей не то недоволен чем-то, не то просто устал.
Эта ученица либо невнимательна на уроке, либо неусидчива.
К вечеру мать начала беспокоиться и волноваться о сыне.
Малышка перестала плакать и начала вытирать ладошками слезы со щек.
Августовское утро было туманное и холодное.
Осенний лес стоит зеленый, желтый и багряный.
Однажды я возвращался домой и услышал жалобное мяуканье у двери.
Дождь то перестает лить, то снова начинает сыпать мелкой изморосью.
В пасмурном небе летят и кричат, прощаясь до весны, журавли.
Видеоурок «Однородные подлежащие и сказуемые. 3 класс»
Однородные сказуемые — легко и просто!
На нашей планете существует около 6000 языков. При всем их многообразии, есть то, что присуще всем языкам без исключения. Каждому языку присуще наличие подлежащего и сказуемого.
Предложение – это законченная мысль. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
Подлежащее – обозначает предмет, отвечает на вопрос «кто?», «что?», должно быть только в именительном падеже.
Сказуемое передает действие предмета, отвечает на вопросы действия — «что сделал?», «что делает?», «что сделает?».
Маша сегодня не пошла в школу. В этом предложении подлежащее Маша , именительный падеж, вопрос «Кто?». Маша «что сделала?» – не пошла. Не пошла – сказуемое.
Виктор радовался и напевал от счастья. В этом примере у нас подлежащее Виктор , и два слова, которые относятся к существительному и отвечают на один и тот же вопрос «что делал?» — радовался и напевал .
Несколько слов в предложении, относящихся к одному слову и отвечающих на один вопрос, называются однородными членами предложения .
Ветер трепал зонты, подгонял прохожих. Подлежащее здесь Ветер (Что?), ветер «что делал?» трепал и подгонял , это наши сказуемые и по совместительству однородные члены предложения.
Когда для передачи действий предмета недостаточно одного слова, мы можем добавить другие слова, обозначающие нужные действия. Такие слова будут являться однородными сказуемыми .
Предложения с однородными сказуемыми могут включать простые и составные сказуемые. Подчеркивать однородные сказуемые обязательно двумя чертами .
Простое сказуемое
Простая форма состоит в основном из одного слова. Так как чаще всего сказуемое выражено глаголом, то называют его простым глагольным сказуемым (ПГС).
Птица пела и перепрыгивала с ветки на ветку. Предложение включает два простых глагольных сказуемых. Каждое из них выражено одним словом – «пела» и «перепрыгивала» .
У простого глагольного сказуемого (ПГС), грамматическое и лексическое значение выражено глаголом, который может быть любой грамматической формы.
- Ты обязательно перешли мне доклад и сделай дополнения. Здесь ПГС выражено глаголом повелительного наклонения.
- Я сходила бы на эту выставку с удовольствием. Я с удовольствием занялась бы работой в огороде или возилась бы с цветами. ПГС в форме глагола условного наклонения.
У глаголов несовершенного вида ПГС образовано из двух слов (в сложной форме будущего времени). Вспомогательного глагола «быть» и неопределенной формы глагола по смыслу.
- Я буду посещать лекции и обязательно буду писать конспекты.
- Ветер будет дуть еще долго и будет завывать в трубе всю ночь.
В форме повелительного наклонения, с помощью частиц «давай» , «пусть» , «пускай»
- Пустьсолнце ярко светит и пусть пригревает сильнее!
- Даваймыпойдем в парк или давай погуляем в роще!
Фразеологизмы, которые можно заменить одним глаголом тоже относятся к простым глагольным сказуемым.
- Он одержал победу (победил).
- Они дали обещание (обещали).
Составное сказуемое
Составное сказуемое называется так потому, что состоит из двух слов. Есть два вида составного сказуемого – глагольное и именное .
Составная глагольная форма
Включает вспомогательный глагол и глагол в инфинитиве (неопределенной формы).
Днём начал идти мелкий, колючий снег и продолжал сыпать до вечера. Вспомогательные глаголы здесь – «начал» и «продолжал» , они обозначают, что действие началось и продолжилось. Глаголы «идти» , «сыпать» означают собственно действие.
Как вспомогательный глагол используют:
- Глаголы с обозначением начала, продолжения или завершения действия.
- Начать, приниматься, стать – начало действия .
- Продолжить – продолжение действия .
- Перестать, прекратить, закончить – завершение действия .
Дождь продолжал идти и закончил моросить только к вечеру.
- Глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления.
- Стараться, хотеть, стремиться, мочь.
Все художники хотели посетить выставку картин импрессионистов, а главное, хотели увидеть работы Мане.
- Глаголы, выражающие эмоции действующего лица.
- Привыкать, любить, ненавидеть, ошеломить, решиться.
Я люблю читать книги и ненавижу смотреть кино.
- Краткие прилагательные, которые не имеют полной формы.
- Намерен, привычен, должен, согласен.
Я должен ехать в командировку и намерен поехать как можно быстрее.
Важно! Отличайте составное глагольное сказуемое от ПГС и глагола неопределенной формы, как второстепенного члена предложения.
Одним из признаков того, что перед вами составное сказуемое, является отношение глагола в инфинитиве к подлежащему. Если действие инфинитива направлено на другой член предложения, то вы имеете дело со второстепенным членом.
Гости пошли в сад (с какой целью?) посмотреть на прекрасные цветущие яблони . Пример демонстрирует нам как инфинитив глагола выступает в качестве дополнения.
Составная именная форма
Складывается из вспомогательного глагола и второго слова, которое выражено другой частью речи. В качестве таких могут выступать:
- Имена существительные именительного или творительного падежа.
Облака казались клочками белой ваты, казались чудовищами , закрывающими вершины гор.
- Прилагательные в полной или краткой форме, в формах сравнительных степеней.
Шум ветра сильнее шелеста прибоя, сильнее грохота волн.
- Местоимения.
- Числительные, или числительные + существительные.
Возраст этого дуба – триста лет и три года .
Мы здесь надолго или вообще навсегда .
- Полные или краткие причастия.
Осенние листья , терпеливо ожидавшие первого снега и замершие на ветках деревьев.
Пунктуация между однородными сказуемыми
Однородные сказуемые подчиняются тем же основным правилам языка, что и другие однородные члены предложения.
- Если однородные члены предложения идут методом перечисления, запятая ставится перед каждым однородным словом.
- Между однородными словами, соединенными союзом «и» запятая ставится только тогда, когда союз «и» повторяется несколько раз.
Маша и танцевала , и пела , и хорошо играла на пианино.
Когда в предложении с однородными сказуемыми есть повторяющийся соединяющий союз, запятая ставится перед его второй частью. Звезды то засияют , то спрячутся в темноте. Запятая также ставится между однородными членами, соединенными союзами «а», «но», «да» (в значении но).
Предложение, осложненное однородными членами, пишется без запятой, если однородные слова связаны соединительным союзом «и» , или разделительными союзами «или», «либо» , всего один раз.
Мы идём купаться или загорать . Дети прыгали и бегали по террасе.
Предлагаю вам небольшую инструкцию, с помощью которой будет легче понять пунктуацию в предложении.
- Сначала находим главные члены предложения.
- Начинаем задавать вопросы от главных членов предложения к второстепенным.
- Проверяем, не уходит ли смысл предложения, если мысленно убрать из него то, или иное слово.
- Смотрим, есть ли в предложении союзы, сколько их, какие по смыслу.
- Дальше ставим запятые, руководствуясь правилами русского языка.
Разбор примеров с однородными сказуемыми
Дима бежал настолько быстро, что не успевал переставлять ноги.
В этом предложении есть простая и составная формы однородных членов. Относятся они к подлежащему. Кто? Дима . Что о нем говорится? Что он бежал . Как бежал? — быстро . Здесь сказуемое выражено глаголом, это простая форма, а наречие «быстро» , это обстоятельство.
Не успевал переставлять ноги — это составная форма. Определяется она так. Если из сочетания слов нельзя убрать ни одного слова, иначе оно потеряет свой смысл, значит это сочетание относится к составному сказуемому.
Я записал в тетради домашнее задание и хотел выписать примеры из учебника, но меня позвали друзья .
Сложное предложение, первая часть которого представляет из себя простое предложение с однородными сказуемыми, простой и составной формы. « Записал» — простое сказуемое, а «хотел выписать» — составное. Если попробовать убрать из этого сочетания хоть одно слово, оно потеряет смысл.
Саша взял дневник, открыл его, просмотрел записи.
Предложение с простыми однородными сказуемыми, без союзов. Все однородные члены выделяются запятыми.
За стеклом аквариума мальки и взрослые рыбы плавают , приближаются к стеклу и кажется, смотрят на тебя.
Простые однородные подлежащие и сказуемые, соединенные на письме запятыми и соединительным союзом «и» .
Даша перестала плакать и начала вытирать ладошками слезы.
Предложение с двумя составными сказуемыми, где составная глагольная форма выражена глаголом с обозначением времени действия и глаголом в инфинитиве.
Однородные члены предложения
Чтобы ребенку правильно находить однородные члены предложения и выделять их запятыми на письме необходимо знать правило и алгоритм рассуждения.
Самое главное! Необходимо понимать, что однородные члены предложения:
- относятся к одному слову;
- отвечают на один и тот же вопрос;
- выражены одной частью речи.
Однородные члены предложения могут могут быть как главными (однородные подлежащие и однородные сказуемые), так и второстепенными членами (однородные определения, однородные дополнения и однородные обстоятельства).
Примеры однородных членов предложения
Однородные подлежащие:
К кормушке подлетели воробьи и синички.
Кто? воробьи (сущ.), кто? синички(сущ.)
Воробьи что сделали? подлетели, синички что сделали? подлетели
Воробьи и синички — однородные подлежащие, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — существительным.
Однородные сказуемые:
Капли дождя падают с неба и барабанят по крышам домов.
Капли что делают? падают (гл.), капли что делают? барабанят (гл.)
Падают и барабанят — однородные сказуемые, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — глаголом.
Однородные определения:
В небо полетели красные, голубые и жёлтые шары.
шары какие? красные (прил.), шары какие? голубые (прил.), шары какие? жёлтые (прил.)
Красные, голубые и жёлтые — однородные определения, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — прилагательным.
Однородные дополнения:
В деревне пахло яблоками и дымком.
Что делало? пахло
Пахло чем? яблоками (сущ), пахло чем? дымком (сущ.)
Яблоками и дымком — однородные дополнения, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же падежный вопрос и выражены одной частью речи — существительным.
Однородные обстоятельства:
Около реки было спокойно и легко.
Что делало? было
Было как? спокойно (нар.), было как? легко (нар.)
Спокойно и легко — однородные обстоятельства, т.к. относятся к одному слову; отвечают на один и тот же вопрос и выражены одной частью речи — наречием.
В устной речи однородные члены предложения выделяются паузой, а в письменной запятыми. Существуют определенные правила, согласно которым ставятся запятые.
В схемах однородные члены обозначаются кружком. Схемы помогают лучше понять, какие знаки препинания необходимо ставить при однородных членах предложения.
Знаки препинания при однородных членах
- Если однородные члены предложения соединены без союзов, то между ними всегда ставится запятая.
В чаще леса живут звери и птицы.
- Запятая ставится и перед союзами а , но , да (в значении но), которые связывают однородные члены.
Я люблю не тёплый, а горячий чай.
Солнце прорывалось сквозь облака, но тучи все равно вновь скрывали его.
Яблоки красивые, да пресные.
- Запятая не ставится, если между однородными членами один раз употребляется союз и (или) .
В воскресенье мы купались в озере и катались на лодке.
- Союз и (или) может связывать однородные члены, которые повторяются.
Я люблю читать стихи и сказки, рассказы и повести.
В кафе продавалось и мороженое, и пирожные, и торты.
Предложите ребенку придумать свои предложения к каждой из схем. Это упражнение можно выполнить как устно, так и письменно.
Однородные члены предложения: упражнения
Карточка 1
- Найди однородные члены предложения. Подчеркни их. Составь схемы.
- В садах растут цветы, овощи и фрукты.
- Дядя Федя улыбнулся, влез в кабину и завёл мотор.
- Яблоки были крупные сочные вкусные.
- Моя мама замечательно шьёт и вышивает.
2. Из пары предложений составь и запиши одно предложение с однородными членами.
Галки кричали тревожно. Галки кричали громко.
Карточка 2
- Найди однородные члены предложения. Подчеркни их. Составь схемы.
- Веселый ветерок гонит легкие и пушистые облака.
- Над цветами кружатся пчёлы и бабочки.
- В лесу пахнет прелыми листьями и грибами.
- Шустрые желтогрудые синички подбирают хлебные крошки.
2. Из пары предложений составь и запиши одно предложение с однородными членами.
Ветер срывал с деревьев листья. Ветер кружил листья на дороге.
Карточка 3
- Расставь знаки препинания, подчеркни однородные члены предложения.
- Уже улетели на юг ласточки скворцы зяблики журавли.
- В нашем лесу растут и березы и осины и ели и дубы.
- Саша взял карандвши тетрадь но забыл ручку.
- Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.
- Завод выпускает автобусы грузовики легковые машины.
- Дождь стучал по крыше трепал листья плескался во дворе.
- Природа даёт нам пищу одежду кров и тепло.
- В лесу люди заготавливают и древесину и ягоды и грибы.
2. Составь и запиши предложение с однородными определениями.
Карточка 4
- Подчеркни однородные члены в каждом предложении. Раставь знаки препинания.
- Летом мы купались и загорали.
- Воздушные шары были не голубые а белые.
- Задача была трудная но интересная.
- Медведь за лето отъелся приготовил берлогу.
- Щенок лег на спину поднял лапки стал махать хвостиком.
- Березы орешник ольха стали золотыми.
- Листья осины не зелёные а оранжевые.
- Листья ясеня на одном дереве могут быть и зелёными и красными и жёлтыми.
2. Составь и запиши предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.
Карточка 5
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
В октябре большие стаи птиц собираются на лугу или на берегу реки. Они шумят волнуются. Потом птицы поднимаются и летят на юг. Также ведут себя вороны галки. Осенью можно увидеть в небе огромные стаи волнующихся и кричащих вороньих. Покричат а потом остаются зимовать в городах и сёлах.
2. Составь и запиши предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.
Карточка 6
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- Волчишко вылез осмотрелся походил и сел рядом с мамой.
- Солнце светит но не греет.
- В саду растут сливы и яблони груши и персики малина и смородина.
- В гостях хорошо а дома лучше.
- Ветер загудел сорвал крышу с сарая и понёс её на край села.
- На реке зацвели лиловые лилии и белые кувшинки.
- По пруду плывут жёлтые оранжевые и багряные кораблики осенних листьев.
- Потемнело нахмурилось осеннее небо.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.
Карточка 7
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- Дети собирают букет из лимонных и красных листьев.
- Осенью ёж забирается в нору или енота или барсука.
- Я люблю не сливочное мороженое а пломбир.
- Осенью звёзды светят ярко но холодно.
- Листья облетели с берёз но остались на дубах.
- Ночью месяц сверкает и всё освещает.
- Белка наелась оглянулась и исчезла.
- В светлой зелени лесов и парков птицы звонкими голосами встречают рассвет.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 8
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- Лисёнок отпрянул но не убежал.
- Осина шумела листвой и сбрасывала листья на землю.
- В лесу пахло или прелыми листьями или нагретой корой.
- По лесу бежал шумел весёлый озорной ручей.
- Под листьями спрятались мокрые сыроежки и блестящие лисички.
- И медью и золотом отливают осенние листья.
- В ажурные одежды облачились и рябины и кусты калины.
- После ночных заморозков резко но обильно посыпались на землю осенние листья.
2. Составь и запиши предложение с однородными определениями.
Карточка 9
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- Другу в подарок я куплю или игру или книгу.
- По дорожке красиво расхаживал и расправлял свой хвост павлин.
- Лес уже пожелтел поскучнел под дыханием осени.
- Сухой лист трепетал на ветке опадал крутился в воздухе.
- Листопад покрывал землю пёстрым мягким шуршащим коврм.
- Лес задумался и смотрел в бледное но низкое и хмурое небо.
- Тишину нарушал и треск сухой ветки и шумный полёт птицы и сердитый крик вороны.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 10
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев закружил пыль по дороге и умчался.
- Потоки воды и размывают вершины оврага роют ямы на его дне и образуют новые овражки.
- Вечером завыл в трубах ветер загудел среди деревьев будоражил лес угрожающим присвистом.
- Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.
- И роща, и красивый фасад дома отражались в заливном озере.
- Был серенький, промозглый ветреный день.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.
Карточка 11
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- В зоопарке мы видели лисиц медведя слона волчат обезьян змей.
- Люди готовят из плодов калины вкусный мармелад полезный сок джем и варенье.
- Я осторожно взял утёнка, положил его в кепку и понёс домой.
- На севере деревья растут медленно но вырастают крепкими и могучими.
- Учился читать и писать а выучился петь и плясать.
- Ребята пишут читают решают задачи.
- Держи голову в холоде а ноги в тепле.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 12
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел.
- Завод выпускает автобусы грузовики легковые машины.
- Дождь стучал по крыше трепал листья плескался во дворе.
- В магазине продают овощи фрукты ягоды и соки.
- Ветер несётся ломает сучья крутит пыль подхватывает солому но вдруг резко затихает.
- Вечером я буду или читать или делать поделку для конкурса.
- Лев смотрел на собачку поворачивал голову из стороны в сторону и не трогал её.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.
Карточка 13
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- Вода в реке была тёплая но очень мутная.
- Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с жёлтым клювом.
- Илья достал банку сгущенки горшочек с мёдом яблоки грибы и мочёную бруснику.
- Течение подхватило льдину покружило на месте а потом понесло вперёд и ударило в ледяной затор.
- Дача просторна и удобна но находится далеко от станции.
- Подула зима холодом сорвала листья с лесов и разметала их по дорогам.
- Дом был завален удочками дробью яблоками и сухими листьями.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 14
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- С моря дул влажный но холодный ветер.
- Вечером я почитаю газеты или журналы.
- Лиса уткнула нос в хвост и дремлет а сама посматривает на караван.
- Вежливость ничего не стоит но приносит много.
- В густых лесах скрываются медведи быстроногие серны и прекрасные олени.
- На смелого собака лает а трусливого кусает.
- Пёс бил хвостом по земле но головы не поднимал.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными подлежащими.
Карточка 15
- Спиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- На речке мы не купались но загорали.
- Воздушные шары были и синие и красные и белые.
- В окно лилось зимнее, но очень яркое солнце.
- Пошёл снег и засыпал лесные дорожки и тропинки.
- Дети собирали в лесу ягоды, грибы, орехи
- Ласточки, скворцы, жаворонки весной вернутся к нам.
- Дятел долбит деревья, достаёт из-под коры вредных насекомых.
- Листья шуршат, скребутся, лопочут.
2. Составь и запиши 2 предложения с однородными сказуемыми.
Карточка 16
- Отгадай загадки. Спиши, напиши отгадки. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- В потёмках родится в огне умирает.
- По земле ползёт а к себе не подпускает.
- В воде родилась а в ней мало бывает.
- Чёрненькая маленькая гладенькая ребятам миленькая.
- Дышит растёт а ходить не может.
- Зимой и летом одним цветом.
2. Допиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- В наших лесах растут дуб, … .
- В реках водятся окуни, … .
- У меня в портфеле лежат учебники, ….
- В моей комнате есть стол, … .
- К кормушке прилетают синицы, … .
- Домашние животные — это кошка, … .
Карточка 17
- Спиши пословицы. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- Сам погибай а товарища выручай.
- Без одежды но не без надежды.
- Смелого да умелого страх не берёт.
- Одним глазом спит другим видит.
- Не силою дерутся а умением.
- Не по словам судят а по делам.
- На смелого собака лает а трусливого кусает.
- Сначала думай а потом делай.
2. Допиши. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
- Моих друзей зовут Олег, … .
- Зима засыпала снегом поля, … .
- В радуге семь цветов: красный, … .
- На празднике дети пели, … .
- В школе мы учимся считать, … .
- В летнем саду птицы поют, … .
Карточка 18
- Закончи и спиши предложения. Выдели однородные члены предложения. Раставь знаки препинания.
1. В этом году зима была снежная, но не … . 2. Встречают по одёжке, а … . 3. Совы охотятся не днём, а … . 4. В транспорте нужно уступать место пожилым людям и …. 5. Сначала подумай, а потом … . 6. Прилетели скворцы и … . 7. Ягоды были мелкие, но … . 8. Платье было старое, но … . 9. Зимой ночи короткие, а … .
2. Составь и запиши 3 предложения с однородными подлежащими, сказуемыми и определениями.
В конце 4 класса учащиеся пишут ВПР по русскому языку. Первая часть представляет собой диктант с грамматическими заданиями. Одно из заданий обычно связано с однородными членами.
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
http://gramotnosty.ru/russkiy-yazyk/sintaksis/odnorodnye-skazuemye.html
http://naymenok.ru/odnorodnye-chleny-predlozheniya/