Односоставные предложения с одним сказуемым упражнения

Односоставные предложения — упражнения

Упражнение 1

Укажите сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях; укажите, какими глагольными формами оно выражено.

  1. Люблю грозу в начале мая.
  2. Еду ли ночью по улице тёмной, Бури заслушаюсь в пасмурный день…
  3. Приучайте себя к сдержанности и терпению.
  4. Ос­танемся ещё на один день.
  5. Не позволяй душе лениться!
  6. Давай побеседуем вновь про радости и про стра­дания.
  7. — Чего стоишь? — сказал он сумрачно. — Хочу и стою, — сказал Ваня. — Иди, откуда пришёл.

Упражнение 2

Перестроить предложения с двумя главными членами в односоставные, используя сказуемые, данные в справке.

  1. С каждым днём рассвет наступает всё раньше.
  2. По утрам ещё бывает мороз.
  3. Но днём вдруг так и пахнёт тёплый ветер.
  4. В выходной день никто не хочет сидеть дома.
  5. Люди тянутся в парк, за город, ближе к природе.
  6. Все веселы, все радостны.

Для справок: светает, подмораживает, пахнёт (чем?), не сидится (кому?), тянет (кого?), весело, радостно.

Упражнение 3

Определите тип односоставного предложения. Превратите каждое из односоставных предложений в двусоставное.

  1. Люблю грозу в начале мая.
  2. Обычный декабрьский вечер.
  3. В озере бурлило и кипело от игр ребят.
  4. Мои стихи дарю забвенью.
  5. Дни поздней осени бранят обыкновенно.
  6. Ночью кают-компанию убирают букетами из красной осенней рябины.
  7. Только к вечеру ему удалось причалить к маленькому острову.
  8. На берегу громко пели.
  9. Под ногами у меня приятно поскрипывало.

Упражнение 4

Выделите грамматические основы предложений. Определите типы односоставных предложений.

  1. При первом рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник за белками (Пришвин).
  2. Собирают клюкву поздней осенью (Пришвин).
  3. По такой лыжне без лыж полверсты не пройдёшь (Пришвин).
  4. В Обломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам (Гончаров).
  5. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле (Тургенев).
  6. Нигде не найдёшь в лесу жизни более обильной и страстной, как возле старого пня (Пришвин).
  7. Другого сторожа на место Антипича не назначили (Пришвин).
  8. Темнело быстро, по-осеннему (Паустовский).
  9. В лесах было холодно (Паустовский).
  10. Документов при нём не найдено (Лавренев).
  11. В комнате свечи нет (Гоголь).
  12. Снег и чайки (Симонов).
  13. Под рокотанье вешних гроз не зеленеть побегам (Дудин).
  14. Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам (Паустовский).
  15. Никогда не исчезнуть из моей памяти этому мрачному утру (Федосеев).
  16. Кому не приходилось спать на бережку шумного ручейка! (Федосеев).
  17. В мезонине уже натоплено (Паустовский).
  18. Вообще там денег тратить не любили (Гончаров).
  19. Только давай выйдем как можно пораньше! (Пришвин).
  20. Дни поздней осени бранят обыкновенно (Пушкин).
  21. Звон отбиваемых кос (Паустовский).
  22. На следующий день судьи не стало (Короленко).
  23. Вот опальный домик (Пушкин).
  24. В такой чащобе нет ни одной тропинки (Пришвин).
  25. Ему коня подводят (Пушкин).
  26. Хорошо быть в такую ночь на пустой дороге (Паустовский).
  27. Никого из этих мальчиков нет теперь на белом свете (Трифонов).

Упражнение 5

Найдите в тексте односоставные предложения, определите тип каждого из них.

Снова степь. Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя.

Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой.

Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады. Купанье в знакомой воде с незнакомого берега. Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех.

Собираем хворост, разводим костер, девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом. (Е.Шварц)

Упражнение 6

Определите виды предложений. Укажите в каждом предло­жении главные члены и скажите, чем они выражены.

Вершины Альп. Целая цепь крутых уступов… Самая серд­цевина гор. Над горами бледно-зелёное, светлое, немое небо.

Сильный, жёсткий мороз; твёрдый, искристый снег; из-под снега торчат суровые глыбы обледенелых, обветренных скал.

Упражнение 7

1. Укажите назывное предложение.

  • Дальний лай собак.
  • Время от времени слышен крик ослика.
  • Чувствуется неповторимый дух полыни.
  • Пахло землёй и морозцем.

2. Сколько назывных предложений можно выделить из четверостишия?

Стаи птиц.
Дороги лента.
Повалившийся плетень.
С отуманенного неба
Грустно смотрит тусклый день.

3. Укажите назывные предложения.

  • Мне холодно.
  • Вот заводская улица.
  • Это домик под толевой крышей.
  • Пятый час дня.
  • Вода немного коричневатая.

Упражнения по теме «Односоставные предложения»
тренажёр по русскому языку (8 класс) на тему

Грамматическая основа. Предложения простые и сложные. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
8_klass_russkiy_yazyk_uprazhneniya_odnosostavnye_predlozheniya.docx14.8 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Класс ____ Фамилия________________ Имя_______________ -оценка

Упражнение 1 Укажите тип односоставного предложения

2 С нетерпением ждем остановки поезда.

3. Приятно возвращаться в родной город.

4 Кругом побелело от снега.

5Чемоданы и все привезенные вещи погрузили в машины.

6 Приятно пахнет сосной.

7.Ясное морозное утро.

8.Гляжу в озёра синие.

9. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

10. Приветствую тебя, соя край родной!

11.Ребят отправили учиться.

12.Печали в мире вечной нет.

13 За окном туман.

14.Люблю зимы твоей жестокой недвижимый воздух и мороз.

15. Волной размыло песчаный берег.

16 С утра меня знобит

17 Нам надо торопиться.

Упражнение 2 Какое предложение не является односоставным. Выпишите основы предложений.

2 В комнате сквозит.

3 Им отправили посылку.

4. Уже смеркается.

5 За окном туман.

6 Никогда не откладывай работу на завтра.

7.Пахло самоваром и теплым хлебом.

8.Упавшее дерево рубят на дрова.

9Хорошо в деревнях пекут хлеб.

10 Их отправляют на подготовительные курсы.

11Волной взрыва мальчика отбросило в сторону.

12 И в миг со всех дворов собак сбежалося полсотни.

Упражнение 3 укажите простое предложение. Выделите гр. основу предложений

1.Прошло полчаса, а поезд все еще не отходил.

2Он говорил, а она молчала.

3 Труд человека кормит ,а лень портит.

4 Мы с каждым днем становимся не слабее, а сильнее.

5Птицы кружились на нами, ландыши и розы цвели кругом.

6 Ночь была холодная, тусклая, в воздухе пахло дождём.

7.Одно лишь только худо – давно зубов у белки нет.

8Небо затянулось тучами ,и пошел сильный дождь.

9.Солнце уже село, нов поле ещё работали.

10.Не множество, а храбрость побеждает.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал усложняется от задания к заданию. Собран из разных источников. Не совсем подходит для тех, кто идёт по Разумовской.

Дано 3 упражнения по теме «Однородные члены предложения».

Материал будет полезен учителям города Арзамаса и интересен всем, кто увлечен краеведением.Краеведческий материал всегда находит отклик у учащихся и позволяет по-новому взглянуть на изучаемую граммати.

Данная работа составлена для двух вариантов в качестве проверки усвоенных знаний по теме «Die gerade und die invertierte Wortfolge im Satz. Die Fragesätze mit und ohne Fragewort». Работа составлена дл.

Упражнения на отработку условных предложений нулевого и первого типов.

Упражнение возможно применять для автоматизации звука [рь] в предложениях, работая с детьми 5-7 лет, имеющими фонетические проблемы.

Упражнение может быть использовано для автоматизации звука [ ль ] в предложениях при работе с детьми 5-7 лет.

Упражнения по теме «Односоставные предложения»

ОП1. Укажите номера пунктов, содержащих неверные утверждения. Внесите исправления в неверные суждения.

1) Односоставные предложения могут быть распространёнными.

2) Односоставные предложения — это те, в которых пропущен главный член предложения.

3) Назывные предложения имеют один главный член предложения — подлежащее.

4) В односоставном предложении второй член предложения не нужен для понимания смысла предложения.

5) Односоставное предложение — это предложение, в котором нет второстепенных членов.


ОП2. Укажите номера предложений, являющихся односоставными.

1) Кругом всё было тихо и спокойно.

2) Не будем подбрасывать дров в огонь.

3) В небе горела только одна маленькая звёздочка.

4) Прошло около двух лет.

5) У него не было денег.

6) Посетителей в коридоре нет.

7) Много песен сложено о любви.

8) На небе солнце большое, горячее.

9) Пение в соседней комнате продолжалось недолго.

ОП3. Укажите номера предложений, являющихся односоставными определённо-личными.

1) На свежем воздухе мне всегда очень хорошо спалось.

2) Лесок проехали, видели синиц, слушали дятла.

3) Стою один среди равнины голой.

4) В редакции нас без конца засыпали вопросами.

5) Вижу нивы и долины, вижу реки и поля.


ОП4. Укажите номера предложений, являющихся односоставными неопредёленно-личными.

1) В народных сказках лисицу обычно изображают хитрым зверем, обманывающим птиц и других обитателей леса.

2) И нам пора опять в далёкую дорогу.

3) Влажной землей из окна потянуло.

4) Им ещё предстоит долго учиться.

5) В школе отремонтировали спортивный зал.

ОП5. Укажите номера предложений, являющихся односоставными обобщённо-личными.

1) Итак, возьмите в левую руку пробирку с раствором.

2) Опять отложили вылет.

3) Цыплят по осени считают.

4) Придёшь завтра ко мне в гости?

5) Не в свои сани не садись.


ОП6. Укажите номера предложений, являющихся односоставными безличными.

1) Что-то нынче и вправду не топят.

2) К птичьему прислушиваюсь крику.

3) Раньше на мёд смотрели как на сласть, а сейчас как на лекарство.

4) За ночь сильно подморозило.

5) Важно помнить уроки истории.

ОП7. Укажите типы односоставных предложений в каждом пункте (переписывать предложения не нужно) и способ выражения сказуемого.

Образец: В тени у высокой колонны дрожу от скрипа дверей. Определённо-личное; глагол в форме 1-го лица ед. числа.

1) Еду ли ночью по улице тёмной, бури заслушаюсь в пасмурный день. (Некрасов)

2) Отнести её вон! (Тургенев)

3) Два часа ночи. Не спится. А надо бы уснуть, чтоб завтра рука не дрожала. (Лермонтов)

4) Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я предаюсь моим мечтам. (Пушкин)

5) Дня через три потеплело. (Куприн)

6) Летнее утро. В воздухе тишина. (Чехов)

7) Как постелешься, так и выспишься. (Пословица)

8) Знойный и душный полдень.

9) От шума ломило уши, давило грудь.(Алексей Николаевич Толстой)

10) Из города прислали сыщиков (Горький)

11) Из трюма несло холодом и запахом сырой кожи. (Паустовский)

12) Зимой, от чая до обеда, играли в комнатах, если на дворе было очень морозно, или шли на двор и там катались с большой ледя. ой горы.

13) Эту песню не задушишь, не убьёшь. (Ошанин)

14) Мело, мело по всей земле, во все пределы. (Пастернак)

ОП8. Замените личные предложения безличными. Укажите способ выражения сказуемого.

Образец: Я хочу изучать историю Москвы.- Мне хочется изучать историю Москвы.

1) Я не хотел отставать от других.

2) Он не сидит дома.

3) Бабушка не спит.

4) Я не верил в успех поездки.

5) Дождь освежил зелень.

6) Ветер сломал сук на дереве.

7) Град попортил всходы.

8) Тонкий ледок подёрнул лужи.

9) Огонь в ту же минуту охватил всю кровлю.

10) Всё небо затянули серые облака.

ОП9. Прочитайте сложные предложения, грамматические основы в которых соединены союзом «и» и разделены запятой. Замените оба простых предложения безличными. Как изменилась стилистика высказываний?

Образец: Повеял холодный ветер, и наступила темнота. — Повеяло холодным ветром, и стало темно.
1. Дом опустел, и я загрустил.

2. Уже не слышен грохот обвала, и я вдруг понял его причины.

3. И я почувствовал нездоровье, и отца прошиб озноб.

4. На улице дует ветер, и Саша не хочет спать.

ОП10. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите типы односоставных предложений. Укажите, какими формами глагола выражено в каждом предложении сказуемое.

1) Бездо. ую бочку водой (н. )наполн. шь. (Пословица)

2) Вас прос. т к телефону.

3) Дело словом (н. )замен. шь. (Пословица)

4) Поднялся шум, прощальный плач. ведут на двор осьмнадцать кляч. в возок б. ярский их впр. гают. (Пушкин)

5) На войне встреча. шь разных людей. (Симонов)

6) По улицам слона водили. (Крылов)

7) В лесах прорубали с запада на восток широкие прос. ки. (Паустовский)

8) Стой за правду горой. (Пословица)

9) Мне даже на п. кетах пишут «ваше пр. восходительство».(Гоголь)

10) Любишь ката. ся — люби и саночки возить. (Пословица)

11) На даче спят под стук дождя. На даче спят, укрывши спины. (Пастернак)

12) А за стеной всё что(то) делалось, делалось, и вот, (на)конец, и нас позвали к столу. (Казаков)

ОП11. Укажите верные суждения и исправьте ошибки в неверных суждениях. В каждом пункте подтвердите свои рассуждения примерами.

1) Односоставное предложение не может быть осложнённым.

2) В односоставном предложении нет и не может быть подлежащего.

3) Односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица называются определённо-личными.

4) Односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица могут быть обобщённо-личными.

5) Предложения «Глубокая река» и «Река глубока» синтаксически равнозначны: оба предложения являются односоставными назывными.

6) В односоставном неопределённо-личном предложении сказуемое может быть выражено глаголом прошедшего времени.

7) Предложение «Мне холодно» является неопределённо-личным.

8) Предложение «На меня повеяло холодом» является безличным.

9) Слово «нет» в безличных предложениях является сказуемым.

10) Односоставное предложение может быть нечленимым.

11) Назывные предложения — это односоставные предложения.

12) Безличные глаголы изменяются по лицам и числам.

13) Определенно-личные предложения- это двусоставные предложения.

14) В безличных предложениях можно восстановить подлежащее.

15) Назывные предложения могут быть распространенными.

ОП12. Дополните пословицы и поговорки. К какому типу односоставных предложений они относятся? Выделите грамматические основы.

1) Без труда не… и рыбку из пруда.

3) Не … «гоп», пока не … .

4) Бездонную бочку водой не …

5) ……- и саночки возить.

6) Не в свои сани не …

7) Не так …, как хочется.

8) За чем …,то и найдёшь.

ОП13. Определите тип односоставного предложения. Превратите каждое из односоставных предложений в двусоставное.

1) Люблю грозу в начале мая.

2) Обычный декабрьский вечер.

3) В озере бурлило и кипело от игр ребят.

4) Мои стихи дарю забвенью.

5) Дни поздней осени бранят обыкновенно.

6) Ночью кают-компанию убирают букетами из красной осенней рябины.

7) Закон природы.

8) Только к вечеру ему удалось причалить к маленькому острову.

9) На берегу громко пели.

10) Под ногами у меня приятно поскрипывало.

ОП14. Составьте краткий рассказ (7-8 предложений) о том, как вы провели утро / вечер, используя только односоставные предложения.

ОП15. Прочитайте стихотворения. Какие типы односоставных предложений здесь используются? С какой целью?

А) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьётся

Чуждый чарам чёрный чёлн.

Б) Шёпот, робкое дыханье,

Серебро и колыханье

Свет ночной, ночные тени,

Ряд волшебных изменений

В дымных тучках пурпур розы,

И лобзания, и слёзы,

В) Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя.

Г) Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

ОП16. Перепишите текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите грамматические основы. Укажите, чем выражены главные члены предложения. Определите типы односоставных предложений.

К ночи в погоду ст..новит..ся очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржа..ым ар..матом новой соломы и мякины бодро идёш.. к ужину мимо с..дового вала. Голоса на деревн.. или скрип ворот разд..ют..ся по студё..ой заре (не)обыкнове..о ясно. Темне..т. И вот ещё зап..х крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. Поздней ночью когда на деревне погас..нут огни когда в неб.. уже высоко блещ..т бриллиантовое созвездие Стожар еще раз пробежишь в сад.

Шурша по сухой листве как слепой доберёш..ся до ш..лаша. Там на полянк.. (не)много светлее а над головой белеет Млеч..ный Путь. (И.А. Бунин)

WWW.MOSLINGVIST.RU 2011-2021

© Осмоловский М.В., Осмоловская И.Ю.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/04/04/uprazhneniya-po-teme-odnosostavnye-predlozheniya

http://moslingvist.ru/8_klass/odnosostavnye_predlozheniya/uprazhneniya_po_teme_odnosostavnye_predlozheniya/