Окончание глагола сказуемого зависит от

Личные окончания глаголов

О чем эта статья:

Лицо и окончания глаголов

Для начала вспомним определение глагола.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:

Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.

С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.

В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:

1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:

  • я плаваю — мы плаваем;
  • я смеюсь — мы смеемся.

2. Второе лицо отражает действие собеседника:

  • ты плаваешь — вы плаваете;
  • ты смеешься — вы смеетесь.

3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:

  • он, она, оно плавает — они плавают;
  • он, она, оно смеется — они смеются.

Правописание личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.

В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:

  • I спряжение: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют);
  • II спряжение: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят).

Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:

Управляю

Выберу

Управляем

Выберем

Спорю

Понравлюсь

Спорим

Понравимся

Управляешь

Выберешь

Управляете

Выберете

Споришь

Понравишься

Спорите

Понравитесь

Управляет

Выберет

Управляют

Выберут

Спорит

Понравится

Спорят

Понравятся

Алгоритм написания личных окончаний глаголов:

  1. Убедиться, что глагол употреблен не в форме повелительного наклонения или прошедшего времени — для них действуют другие правила. Личные окончания есть только у глаголов в форме настоящего или будущего времени.
  2. Если в слове есть приставка вы-, нужно ее убрать, проверить ударное окончание и написать ту букву, которую мы слышим под ударением. Например, если убрать приставку у глагола выбер_шь, получится берешь. Под ударением в окончании буква е, значит, ее мы и пишем: выберешь.
  3. Если приставки вы- нет, нужно поставить глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?) и определить спряжение. Дальше остается выбрать из соответствующего столбика нужное окончание.

Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:

  • отличать личные формы глагола от других;
  • уметь ставить глагол в неопределенную форму;
  • знать глаголы-исключения;
  • уметь определять тип спряжения;
  • помнить, что в I спряжении в личных окончаниях стоят буквы е, ю, у, а во II спряжении — и, а, я.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.

Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.

По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:

  • Глаголы с инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить);
  • Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть;
  • Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:

  1. Ставим глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»).
  2. Выясним, какая гласная буква стоит перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить).
  3. По этой гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения).
  4. Выбираем гласную букву е/и, а/я или у/ю в безударном окончании.

Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.

Правописание разноспрягаемых глаголов

Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.

Хочу

Бегу

Чту

Хотим

Бежим

Чтим

Хочешь

Бежишь

Чтишь

Хотите

Бежите

Чтите

Хочет

Бежит

Чтит

Хотят

Бегут

Чтут (чтят)

Также есть два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать. Посмотрите на парадигму их спряжения в таблице:

Дам

Ем

Дадим

Едим

Дашь

Ешь

Дадите

Едите

Даст

Ест

Дадут

Едят

Некоторые глаголы невозможно употребить в форме 1-го лица единственного числа, например: победить, гудеть.

Правописание неопределенной формы глагола

Напомним: чтобы определить, к какому спряжению относится глагол, нужно поставить его в начальную форму («что делать?», «что сделать?») и посмотреть, на что этот глагол заканчивается.

Окончания глаголов: как их определить, разбор с примерами

Окончание глагола сложно определить, когда оно является безударным. Для этого необходимо воспользоваться определенным алгоритмом, который мы сегодня и рассмотрим.

Для начала вспомним, что глагол обозначает действие предмета и в начальной форме отвечает на следующие вопросы: что делать? что сделать?

Основную сложность вызывает написание безударных личных окончаний глаголов настоящего или будущего времени.

Например:

  • ты смотр ишь или смотр ешь
  • вы игра ете или игра ите
  • он улож ит или улож ет

Итак, для определения безударного личного окончания глагола обратимся к алгоритму:

1. Определить начальную форму глагола.

2. Определить суффикс перед окончанием -ть

3. Определить спряжение инфинитива, руководствуясь правилом.

4. Определение личного окончания глагола.

Посмотрим, как работает данная схема на примере глагола 2-го спряжения “лечишь”.

Лечишь – это глагол в форме 2-го лица настоящего времени

1. Начальная форма – леч ить

2. Глагол оканчивается на “-ить” , где суффиксом является буква “и” .

3. Вспомним правило, которое поможет определить спряжение глагола:

Глагол относится к первому спряжению, если его инфинитив (начальная форма) оканчивается на “-ать (-ять)” , “-еть” , “-уть” , “-оть”.

Глагол относится ко второму спряжению, если его инфинитив оканчивается на “-ить” .

Исключения:

  • глаголы “брить”, “стелить”
  • 7 глаголов на “-еть”: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть
  • 4 глагола на “-ать”: слышать, дышать, гнать, держать
  • все приставочные глаголы от вышеперечисленных глаголов-исключений.

Согласно правилу глагол “лечить” относится ко второму спряжению, так как он оканчивается на “-ить” .

4. Чтобы определить личное окончание глагола, обратимся к следующему правилу:

Глаголы первого спряжения в личной форме оканчиваются на: “-у (-ю)” , “-ешь” , “-ет” , “-ем” , “-ете” , “-ут (-ют)” .

Глаголы второго спряжения в личной форме оканчиваются на: “-у(-ю”) , “-ишь” , “-ит” , “-им” , “-ите” , “-ат(-ят)” .

Посколько глагол “лечишь” относится ко второму спряжению, которое мы определили по инфинитиву, то в личной форме у него должен оканчиваться на “-ишь” .

Приведем еще один пример с глаголом “болеет”.

В глаголе “болеет” вторая гласная “е” находится в безударном положении, поэтому многие совершают ошибки при написании (болеит -неверное написание).

1. Начальная форма – болеть

2. Перед окончанием “-ть” пишется суффикс “е” .

3. Инфинитив “болеть” оканчивается на “-еть” , поэтому он относится к первому спряжению (смотреть правило выше).

4. Так как инфинитив относится к первому спряжению, то глагол “болеет” будет оканчиваться на “-ет” (смотреть правило выше).

В русском языке существуют глаголы, инфинитив которых имеет нулевое окончание (например: смочь, беречь и др).

Как определить спряжение глаголов, если инфинитив имеет нулевое окончание?

Если инфинитив не имеет окончания, то спряжение глагола определяется по личному окончанию, даже если оно безударное. В данном случае нужно подобрать такую личную форму глагола, в которой окончание будет звучать отчетливо.

Например:

смочь – смогут (в форме третьего лица множественного числа отчетливо слышно окончание слова и становится ясно, что глагол относится к первому спряжению).

Окончание глагола сказуемого зависит от

Глагол – это часть речи, которая обозначает ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТА и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?
В предложении глагол обычно является сказуемым.

Неопределённая форма глагола
Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола.
В словарях глаголы даны в неопределенной форме.
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать? и имеют суффиксы – ТЬ и –ТИ: спрашивать – спросить; приносить – принести; расти – вырасти.
Неопределённая форма не указывает на время и число глагола.

Вид глаголов
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного вида обозначают действия в течении, ещё не совершенное, и отвечают на вопрос что делать?: писать, читать, рассказывать.
Глаголы совершенного вида обозначают действие, которое уже совершенно, и отвечают на вопрос что сделать?: написать, прочитать, рассказать.

Переходные и непереходные глаголы
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными.
Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет.
Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже.
Глаголы являются непереходными , если действие прямо не переход на другой предмет.
К непереходным относятся глаголы с суффиксом -ся (-сь) .

Возвратные глаголы
Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными.
Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными; другие только возвратными (без суффикса -ся они не употребляются).

Наклонение глагола
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят или будут происходить на самом деле.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда опускается.
В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее, а глаголы совершенного вида — два времени: прошедшее и будущее простое.
Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б) . Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.
Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе — по родам.
Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу.
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица.
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.
Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы ы повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном — -те.
Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка , которая несколько смягчает приказание.

Изменение глаголов по числам
Глаголы изменяются по числам.
Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета: ребёнок играет, мяч прыгает, колесо вертится. Глаголы во множественном числе обозначают действие двух или нескольких предметов: дети играют, мячи прыгают, колёса вертятся. Глаголы всегда стоят в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны.

Изменение глаголов по временам

ВремяЗначениеВопросыПримеры
НастоящееДействие происходит в момент речиЧто делаю?
Что делаешь?
Что делает?
Что делаем?
Что делаете?
Что делают?
Пою,
Поёшь,
Поёт,
Поём,
Поёте,
Поют
ПрошедшееДействие происходило до момента речиЧто делал?
Что сделал?
Что делали?
Что сделали?
Пел,
Спел,
Пели,
Спели
БудущееДействие будет происходить после момента речиЧто сделаю?
Что сделаем?
Что сделаешь?
Что сделаете?
Что сделает?
Что сделают?
Что буду делать?
Что будем делать?
Что будешь делать?
Что будете делать?
Что будет делать?
Что будут делать?
Спою,
Споём,
Споёшь,
Споёте,
Споёт,
Споют,
Буду петь,
Будем петь,
Будешь петь,
Будете петь,
Будет петь,
Будут петь

Глаголы прошедшего времени имеют суффикс – Л : стоя л , освети л о, задума л ась.
Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам, принимая соответствующие окончания: решил – решила, решило; отцвёл – отцвела, отцвело, дошёл – дошла, дошло.
Глаголы прошедшего времени всегда стоят в том же роде, что и имена существительные, с которыми они связаны.

Спряжение глаголов
Спряжение – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
Лицо и число глагола определяются по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию: Вы пойдёте – 2-е лицо, единственное число, я –читаю – 1-е лицо, единственное число.
Существует два спряжения. У глаголов одного и того же спряжения ударных и безударные окончания одинаковые.

Личные окончания глаголов I спряжения

ЛицоОкончанияПримеры
Ед. ч.Мн.чЕд. ч.Мн.ч
1-е-у(-ю)-ем (-ём)Иду, узнаюИдём, узнаём
2-е-ешь (-ёшь)-ете (-ёте)Идёшь, узнаёшьИдёте, узнаёте
3-е-ет (-ёт)-ут (-ют)Идёт, узнаётИдут, узнают

Личные окончания глаголов II спряжения

ЛицоОкончанияПримеры
Ед. ч.Мн.чЕд. ч.Мн.ч
1-е-у(-ю)-имГорю, научуГорим, научим
2-е-ишь-итеГоришь, научишьГорите, научите
3-е-ит-ат (-ят)Горит, научитГорят, научат

Спряжение глагола с ударным окончанием определяют по окончанию.
Спряжение глаголов с безударным окончанием определяют по неопределённой форме.

I спряжениеII спряжение
Все глаголы на – ЕТЬ, -АТЬ, -ЯТЬ, -ЫТЬ, -ОТЬ, — УТЬ, — ТЬ: краснеть, сажать, лаять, рыть, колоть, тронуть, лезть.
Исключения:
Гнать, держать, дышать, обидеть,
Видеть, слышать и смотреть,
Ненавидеть и зависеть,
Да ещё терпеть, вертеть.
Все глаголы на – ИТЬ: просить, лечить, ловить.
Исключения: брить, стелить, зиждиться

Особенности спряжения глаголов будущего времени

ЧислоЛицоПри употреблении одного глаголаПри употреблении двух глаголов
Единственное1-е(Что сделаю?) Помогу, наклеюЕдинственное 1-е (Что сделаю?) Помогу, наклею (Что буду делать?) Буду помогать, буду клеить
2-е(Что сделаешь?) Поможешь, наклеишь (Что будешь делать?) Будешь помогать, будешь клеить(Что сделаешь?) Поможешь, наклеишь (Что будешь делать?) Будешь помогать, будешь клеить
3-е(Что сделает?) Поможет, наклеит(Что будет делать?) Будет помогать, будет клеить
Множественное1-е(Что сделаем?) Поможем, наклеим(Что будем делать?) Будем помогать, будем клеить
2-е(Что сделаете?) Поможете, наклеите(Что будете делать?)Будете помогать, будете клеить
3-е(Что сделают?) Помогут, наклеят(Что будут делать?) Будут помогать, будут клеить

Если в будущем времени употребляют два глагола, то при спряжении изменяется только окончание глагола буду.

Разноспрягаемые глаголы
Разноспрягаемыми называются глаголы, которые спрягаются то по I, то по II спряжению: хотеть (хочешь, хочет – по I спряжению; хотим, хотите, хотят – по II спряжению).

Правописание глаголов в прошедшем времени
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом – Л пишется та же гласная, что и перед суффиксом – ТЬ в неопределённой форме: строить – строил.

НЕ с глаголами
Частица НЕ придаёт глаголам отрицательный смысл и пишется с ними раздельно: не видит, не строить.
Исключение составляют случаи, когда глаголы не употребляются без НЕ: негодовать, недоумевал, нездоровится.

Морфологический разбор глагола

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределенная форма).
2. Постоянные признаки:
а) вид,
б) спряжение,
в) переходность.
3. Непостоянные признаки:
а) наклонение,
б) число,
в) время (если есть),
г) число (если есть),
д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. – начаться. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

4 класс. Морфологический разбор (образец):

1. Цветёт – глагол (что делает?), обозначает действие.

2. Н.ф. – цвести; пост.: несов.в., I спр.; непост.: в ед.ч., в наст.вр., в 3-м л.

Проверь себя, выполнив тест.

1. Что обозначает глагол?

2) Признак предмета.

3) Действие предмета.

2. На какие вопросы отвечает глагол?

2) Какой? какая? какое? какие?

3) Что делает? что сделал? что будет делать?

3. Каким членом предложения выступает глагол?

1) Главным членом.

2) Второстепенным членом.

4. Изменяется ли глагол по числам?

5. Сколько временных форм имеют глаголы?

6. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме.

1) прошедшего времени;

2) настоящего времени;

3) будущего времени.

7. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

1) Что делает? что делают?

2) Что сделает? что будет делать?

3) Что делал? что делали?

8. Выбери глаголы будущего времени.

1) пробежала 3) прилетит 5) запищат

2) воркует 4) напишу 6) сфотографирует

9. Один ученик считает, что глаголы расправили, выполз, проснулась, пригрело, имеют форму прошедшего времени. Другой ученик говорит, что это глаголы будущего времени. А ты как думаешь, в форме какого времени эти глаголы?

1) Прошедшего времени.

2) Будущего времени.

3) Настоящего времени.

10. Как изменяются глаголы прошедшего времени?

11. Определи род глаголов: подходила, опустела, наполнилась.

12. Окончание -о у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме.

1) мужского рода;

2) женского рода;

3) среднего рода.

13. Нулевое окончание у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме.

1) Мужского рода;

2) женского рода;

3) среднего рода.

14. Выбери глаголы среднего рода.

1) смешался 4) впряглись 7) выглянуло

2) подтаяла 5) скрипит 8) заговорила

3) осветило 6) приблизилось 9) вздрогнул

Если вы сделали больше 3 ошибок, следует повторить материал ещё раз!


источники:

http://russkiypro.ru/okonchaniya-glagolov-razbor-s-primerami/

http://www.sites.google.com/site/ctobyucitsabylolegce/nacalnaa-skola/russkij-azyk/glagol