Составное именное сказуемое — ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: расширять представления о сказуемом, его признаках; дать понятие о составном именном сказуемом и способах его выражения; закреплять умение различать простое глагольное сказуемое быть и глагол-связку быть в составном именном сказуемом; учить различать составное глагольное и составное именное сказуемые.
Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять алгоритм определения вида сказуемого, различать простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемые, объяснять языковые явления и процессы.
I. Организационный момент
II. Лингвистическая разминка
— Найдите четвёртое лишнее среди сказуемых в предложениях.
1) В клетке соловей перестал петь.
2) Команда будет выступать на своём поле.
3) Мы будем рады видеть вас у себя.
4) Оксана любила покрасоваться.
В предложениях 1, 3, 4 составные глагольные сказуемые; в предложении 2 простое глагольное сказуемое выражено формой сложного будущего времени.
III. Проверка домашнего задания
(Упр. 106 — чтение и обсуждение сочинений.)
IV. Работа по теме урока
1. Опережающее задание
— Попробуйте самостоятельно предположить, что такое составное именное сказуемое. Название подсказывает, что в его состав входит именная часть. Придумайте предложения, в которых сказуемое выражалось бы именной частью речи.
2. Работа по учебнику
(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, теоретических сведений (с. 64). Запись формулы составного именного сказуемого (СИС) на доске и в тетрадях.)
СИС = глагол-связка + именная часть.
3. Слово учителя
— Запишите три группы глаголов-связок с примерами, подчеркните сказуемые.
1) Глагол быть (самая распространённая связка): в настоящем времени отсутствует (связка нулевая), проявляется в прошедшем и будущем времени.
Ты будешь весёлым.
Ты был бы весёлым.
2) Глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться.
Всё стало вокруг голубым и зелёным.
Девочка казалась весёлой.
Он вдруг явился этаким молодцом.
Мне сделалось страшно.
Он считался в школе лучшим шахматистом.
Облако представлялось то косматым медведем, то гривастым львом.
3) Глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть и т. д.
Он вернулся окрылённым.
Она сидела задумчивая.
Из похода мы вернулись усталые, но довольные.
Связкой могут служить сочетания вспомогательных слов с определённой формой глагола-связки.
В детстве он хотел стать пожарным.
Я надеюсь быть вам полезным.
Именная часть составных именных сказуемых может выражаться всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым сочетанием.
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1. Упр. 107 — комментированное письмо, выполнение заданий, грамматические разборы на доске.
2. Упр. 108 — самостоятельное выполнение.
Определить глагол-связку быть в составном именном сказуемом и глагол быть в качестве простого глагольного сказуемого можно по смыслу. Во втором случае речь идёт о глаголе существования: существует (существовал, будет существовать) предмет или нет.
Это была наша новая учительница.
Она уже была здесь.
В первом предложении речь идёт не о том, была ли учительница, а о том, кем был человек, обозначенный в предложении местоимением это. Значит, была учительница — составное именное сказуемое. Во втором предложении речь о том, был, находился или нет человек в данном месте. Значит, была — простое глагольное сказуемое.
3. Упр. 109, 110 — устное выполнение.
4. Упр. 112, 113 — чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.
VI. Подведение итогов урока
— Из каких частей состоит составное именное сказуемое?
— Как разграничивают лексическое и грамматическое значение в составном именном сказуемом?
— Назовите группы глаголов-связок.
— Как отличить простое глагольное сказуемое быть от глагола-связки быть в составном именном сказуемом?
2. Упр. 111, 112 (составить словарный диктант).
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Презентация по теме «Составное сказуемое»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Составное сказуемое Щербинина О.П, учитель русского языка и литературы, СПб, Сестрорецк, «Детские Дюны»
Проверка домашнего задания Лес – это наш прекрасный сад. Он помогает человеку сохранить влагу в почве. Ранней осенью звенят в лесу птичьи голоса. Скоро птицы начнут собираться в стаи. Птицы – незаменимые помощники в борьбе за урожай.
Но люблю тебя Родина кроткая () А (за) что – разг__дать (не) м__гу. В__села тв__я рад__сть к__роткая (С) громк__й песн__й в__сной (на) лугу. С.А. Есенин
Но люблю тебя, Родина кроткая ! А за что – разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. С.А. Есенин
Кроткий – незлобливый, ангельский, всепрощающий Короткий – непродолжительный, краткий
Паронимы (от греч. para – рядом, возле + onyma – имя) – слова, близкие по звучанию, но различные по значению
Но люблю тебя, Родина кроткая ! А за что – разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. С.А. Есенин
Составное именное сказуемое Цели: познакомиться с составным именным сказуемым; знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого.
Составное именное сказуемое = вспомогательный глагол + именная часть
глагол быть в наст. вр. отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр. Молодой человек весёлый. ======= Вспомогательный глагол:
Вспомогательный глагол: глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться Девочка казалась весёлой. =============
Вспомогательный глагол: глагол со значением движения, положения в пространстве приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть Она сидела задумчивая. ==============
Выделите предикативную основу. Укажите вид сказуемого. Это была наша новая учительница. Марина была уже здесь. Юрий будет хорошим спортсменом. Он будет делать уроки. У Елизаветы был чудный кот.
Выделите предикативную основу. Укажите вид сказуемого. была учительница (сост. им. сказ.) была (пр. глаг. сказ.) будет спортсменом (сост. им. сказ.) будет делать (пр. глаг. сказ.) был чудный (сост. им. сказ.)
Определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого Это был трудный путь. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи. «Трижды девять – двадцать семь», — ответил ученик. Туфли мне впору. Правда светлее солнца. Да ты кто? На таком заводе два инженера – капля в море.
Определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого Именем существительным Кратким прилагательным Именем числительным Наречием Простой сравнительной степенью имени прилагательного Местоимением Фразеологизмом
Правда светлее2 солнца.
Выполните синтаксический разбор предложения На таком заводе два инженера – капля в море4.
Капля в море Кот наплакал Раз – два и обчелся По пальцам можно пересчитать
Капля в море Куры не клюют Хоть отбавляй Хоть пруд пруди
Виды сказуемого Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений Составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив Составное именное сказуемое = вспомогательный глагол + именная часть
«Третий лишний» 1. А) Лес помогает человеку сохранить влагу в почве. Б) Скоро птицы начнут собираться в стаи. В) Особенно хороши леса ранней осенью.
«Третий лишний» 1. А) Лес помогает человеку сохранить влагу в почве. Б) Скоро птицы начнут собираться в стаи. В) Особенно хороши леса ранней осенью.
«Третий лишний» 1. В (составное именное сказуемое)
«Третий лишний» А) Мама стала волноваться за меня. Б) Оксана любила покрасоваться. В) Анна Викторовна была хороша.
«Третий лишний» 2. А) Мы будем выступать послезавтра. Б) Вдруг соловей перестал петь. В) Я начал зачитываться Буниным.
«Третий лишний» 3. А) Доказательство теоремы было правильным. Б) Размышления мои были не очень приятны. В) Я готов был с вами согласиться.
Правильные ответы В (составное именное сказуемое) А (простое глагольное сказуемое) В (составное глагольное сказуемое)
Домашнее задание: Я часто брёл по безд__рож__ю2, Но если, чистое тая3, Хр__нил в ладонях искру бож__ю, То это – Родина моя5. На свете всё (не)бе(с,з)коне__но – От ок__ана до руч__я, Но если что (то) в мир__ веч__но3, То это – Родина м__я. Меня (не) стан__т, со__нце встан__т, И будут люди и з__мля, И если кто меня вспомян__т, То это – Родина м__я. Е.Евтушенко
Домашнее задание: Графически объяснить орфограммы. Выделить грамматическую основу. Указать вид сказуемых. Выполнить указанные виды разбора. § 21, материал справочника.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
- Щербинина Оксана ПетровнаНаписать 1116 11.05.2017
Номер материала: ДБ-458361
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 11.05.2017 859
- 11.05.2017 463
- 11.05.2017 1972
- 11.05.2017 220
- 11.05.2017 460
- 11.05.2017 336
- 11.05.2017 425
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября
Время чтения: 1 минута
Треть школ и пятая часть детских садов в России являются инклюзивными
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Типы сказуемых (таблица с примерами)
Укажем типы сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
ОпределениеСказуемое — это главный член предложения, который определяет подлежащее и составляет с ним грамматическую основу предложения.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
- (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
- два медведя-подростка что сделали? выкатились — сказуемое.
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
Таблица
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива , не холодна , не говорлива . (А. Пушкин) Слово — серебро , молчание — золото . (Поговорка) |
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Будешь ты ещё мне тянуть душу !
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
вспомогательный глагол + инфинитив = СГС
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
Бледный свет короткого тусклого дня начал меркнуть , когда в окружающей тишине пронесся слабый, отдалённый вой (Джек Лондон).
Генри перестал жевать , посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
6. слова состояния
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
- имя существительное в форме Им. п. или Тв. п. (примеры);
- имя прилагательное в полной и краткой форме, в формах степеней сравнения;
- имя числительное или количественное сочетание;
- местоимение;
- наречие;
- причастия в полной и краткой форме, действительные и страдательные;
- междометия;
- неразложимые словосочетания.
Глагольная связка + именная часть = СИС
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
1. глагол «быть» в разных формах времени и наклонения , в том числе
«есть» — форма настоящего времени глагола «быть», которая часто бывает нулевой (отсутствует), например:
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Море было спокойно , и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
Доброта — качество , излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
Примерыстать, делаться, казаться, становиться, являться, считаться, оставаться, представлять, зваться, называться, выглядеть, доводиться, считаться и пр.
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
С этой минуты стало ясно , кто является главным человеком в доме (Вениамин Каверин).
И вдруг он полковником становится , этот мальчик, сын дворника (Борис Пастернак).
Конечно, теперь он не казался мне таким загадочным , как в деревне, в детстве (Вениамин Каверин).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Примерысидеть, стоять, бежать, вернуться, идти, лежать, работать, родиться, жить.
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мать лежала спокойная , такая же бледная , как всегда (Вениамин Каверин).
Я жил недорослем , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
Алгоритм определения вида сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
Сохранить статьюhttp://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-sostavnoe-skazuemoe-1880388.html
http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/sintaksis/44482-tipy-skazuemyh-tablica-s-primerami.html