Оксана любила покрасоваться вид сказуемого

Составное именное сказуемое — ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: расширять представления о сказуемом, его признаках; дать понятие о составном именном сказуемом и способах его выражения; закреплять умение различать простое глагольное сказуемое быть и глагол-связку быть в составном именном сказуемом; учить различать составное глагольное и составное именное сказуемые.

Планируемые результаты: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять алгоритм определения вида сказуемого, различать простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемые, объяснять языковые явления и процессы.

I. Организационный момент

II. Лингвистическая разминка

— Найдите четвёртое лишнее среди сказуемых в предложениях.

1) В клетке соловей перестал петь.

2) Команда будет выступать на своём поле.

3) Мы будем рады видеть вас у себя.

4) Оксана любила покрасоваться.

В предложениях 1, 3, 4 составные глагольные сказуемые; в предложении 2 простое глагольное сказуемое выражено формой сложного будущего времени.

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 106 — чтение и обсуждение сочинений.)

IV. Работа по теме урока

1. Опережающее задание

— Попробуйте самостоятельно предположить, что такое составное именное сказуемое. Название подсказывает, что в его состав входит именная часть. Придумайте предложения, в которых сказуемое выражалось бы именной частью речи.

2. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, теоретических сведений (с. 64). Запись формулы составного именного сказуемого (СИС) на доске и в тетрадях.)

СИС = глагол-связка + именная часть.

3. Слово учителя

— Запишите три группы глаголов-связок с примерами, подчеркните сказуемые.

1) Глагол быть (самая распространённая связка): в настоящем времени отсутствует (связка нулевая), проявляется в прошедшем и будущем времени.

Ты будешь весёлым.

Ты был бы весёлым.

2) Глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться.

Всё стало вокруг голубым и зелёным.

Девочка казалась весёлой.

Он вдруг явился этаким молодцом.

Мне сделалось страшно.

Он считался в школе лучшим шахматистом.

Облако представлялось то косматым медведем, то гривастым львом.

3) Глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть и т. д.

Он вернулся окрылённым.

Она сидела задумчивая.

Из похода мы вернулись усталые, но довольные.

Связкой могут служить сочетания вспомогательных слов с определённой формой глагола-связки.

В детстве он хотел стать пожарным.

Я надеюсь быть вам полезным.

Именная часть составных именных сказуемых может выражаться всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым сочетанием.

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 107 — комментированное письмо, выполнение заданий, грамматические разборы на доске.

2. Упр. 108 — самостоятельное выполнение.

Определить глагол-связку быть в составном именном сказуемом и глагол быть в качестве простого глагольного сказуемого можно по смыслу. Во втором случае речь идёт о глаголе существования: существует (существовал, будет существовать) предмет или нет.

Это была наша новая учительница.

Она уже была здесь.

В первом предложении речь идёт не о том, была ли учительница, а о том, кем был человек, обозначенный в предложении местоимением это. Значит, была учительница — составное именное сказуемое. Во втором предложении речь о том, был, находился или нет человек в данном месте. Значит, была — простое глагольное сказуемое.

3. Упр. 109, 110 — устное выполнение.

4. Упр. 112, 113 — чтение текста, обсуждение вопросов и заданий.

VI. Подведение итогов урока

— Из каких частей состоит составное именное сказуемое?

— Как разграничивают лексическое и грамматическое значение в составном именном сказуемом?

— Назовите группы глаголов-связок.

— Как отличить простое глагольное сказуемое быть от глагола-связки быть в составном именном сказуемом?

2. Упр. 111, 112 (составить словарный диктант).

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Презентация по теме «Составное сказуемое»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Составное сказуемое Щербинина О.П, учитель русского языка и литературы, СПб, Сестрорецк, «Детские Дюны»

Проверка домашнего задания Лес – это наш прекрасный сад. Он помогает человеку сохранить влагу в почве. Ранней осенью звенят в лесу птичьи голоса. Скоро птицы начнут собираться в стаи. Птицы – незаменимые помощники в борьбе за урожай.

Но люблю тебя Родина кроткая () А (за) что – разг__дать (не) м__гу. В__села тв__я рад__сть к__роткая (С) громк__й песн__й в__сной (на) лугу. С.А. Есенин

Но люблю тебя, Родина кроткая ! А за что – разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. С.А. Есенин

Кроткий – незлобливый, ангельский, всепрощающий Короткий – непродолжительный, краткий

Паронимы (от греч. para – рядом, возле + onyma – имя) – слова, близкие по звучанию, но различные по значению

Но люблю тебя, Родина кроткая ! А за что – разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. С.А. Есенин

Составное именное сказуемое Цели: познакомиться с составным именным сказуемым; знать, какими частями речи может быть выражена именная часть сказуемого.

Составное именное сказуемое = вспомогательный глагол + именная часть

глагол быть в наст. вр. отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр. Молодой человек весёлый. ======= Вспомогательный глагол:

Вспомогательный глагол: глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться Девочка казалась весёлой. =============

Вспомогательный глагол: глагол со значением движения, положения в пространстве приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть Она сидела задумчивая. ==============

Выделите предикативную основу. Укажите вид сказуемого. Это была наша новая учительница. Марина была уже здесь. Юрий будет хорошим спортсменом. Он будет делать уроки. У Елизаветы был чудный кот.

Выделите предикативную основу. Укажите вид сказуемого. была учительница (сост. им. сказ.) была (пр. глаг. сказ.) будет спортсменом (сост. им. сказ.) будет делать (пр. глаг. сказ.) был чудный (сост. им. сказ.)

Определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого Это был трудный путь. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи. «Трижды девять – двадцать семь», — ответил ученик. Туфли мне впору. Правда светлее солнца. Да ты кто? На таком заводе два инженера – капля в море.

Определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого Именем существительным Кратким прилагательным Именем числительным Наречием Простой сравнительной степенью имени прилагательного Местоимением Фразеологизмом

Правда светлее2 солнца.

Выполните синтаксический разбор предложения На таком заводе два инженера – капля в море4.

Капля в море Кот наплакал Раз – два и обчелся По пальцам можно пересчитать

Капля в море Куры не клюют Хоть отбавляй Хоть пруд пруди

Виды сказуемого Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений Составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив Составное именное сказуемое = вспомогательный глагол + именная часть

«Третий лишний» 1. А) Лес помогает человеку сохранить влагу в почве. Б) Скоро птицы начнут собираться в стаи. В) Особенно хороши леса ранней осенью.

«Третий лишний» 1. А) Лес помогает человеку сохранить влагу в почве. Б) Скоро птицы начнут собираться в стаи. В) Особенно хороши леса ранней осенью.

«Третий лишний» 1. В (составное именное сказуемое)

«Третий лишний» А) Мама стала волноваться за меня. Б) Оксана любила покрасоваться. В) Анна Викторовна была хороша.

«Третий лишний» 2. А) Мы будем выступать послезавтра. Б) Вдруг соловей перестал петь. В) Я начал зачитываться Буниным.

«Третий лишний» 3. А) Доказательство теоремы было правильным. Б) Размышления мои были не очень приятны. В) Я готов был с вами согласиться.

Правильные ответы В (составное именное сказуемое) А (простое глагольное сказуемое) В (составное глагольное сказуемое)

Домашнее задание: Я часто брёл по безд__рож__ю2, Но если, чистое тая3, Хр__нил в ладонях искру бож__ю, То это – Родина моя5. На свете всё (не)бе(с,з)коне__но – От ок__ана до руч__я, Но если что (то) в мир__ веч__но3, То это – Родина м__я. Меня (не) стан__т, со__нце встан__т, И будут люди и з__мля, И если кто меня вспомян__т, То это – Родина м__я. Е.Евтушенко

Домашнее задание: Графически объяснить орфограммы. Выделить грамматическую основу. Указать вид сказуемых. Выполнить указанные виды разбора. § 21, материал справочника.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Щербинина Оксана ПетровнаНаписать 1116 11.05.2017

Номер материала: ДБ-458361

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    11.05.2017 859
    11.05.2017 463
    11.05.2017 1972
    11.05.2017 220
    11.05.2017 460
    11.05.2017 336
    11.05.2017 425

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Треть школ и пятая часть детских садов в России являются инклюзивными

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Типы сказуемых (таблица с примерами)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве пред­ло­же­ния.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и под­ле­жа­щее.

ОпределениеСказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый опре­де­ля­ет под­ле­жа­щее и состав­ля­ет с ним грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го пред­ло­же­ния:

  • (кто?) два медведя-подростка — это под­ле­жа­щее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — ска­зу­е­мое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му раз­ли­ча­ют

  • гла­голь­ные ска­зу­е­мые;
  • имен­ные ска­зу­е­мые.

    Сказуемое и способы его выражения

    В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния ска­зу­е­мо­го:

  • про­стое гла­голь­ное;
  • состав­ное гла­голь­ное;
  • состав­ное имен­ное.

    Таблица

    ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
    П
    Г
    С
    Выражено гла­го­лом в фор­ме
    одно­го из накло­не­ний
    Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
    Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
    С
    Г
    С
    Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го сло­ва
    (выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла
    (выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние)
    По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
    Я был рад помочь вам.
    С
    И
    С
    Состоит из глагола-связки
    (выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние)
    и имен­ной части
    (выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние)
    Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
    Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

    Простое глагольное сказуемое

    Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, напри­мер:

    Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

    Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

    Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

    Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

    Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

    Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния:

    Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние дей­ствия:

    Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

    Будешь ты ещё мне тянуть душу !

    Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му пово­ду.

    Составное глагольное сказуемое

    К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфи­ни­ти­вом:

    вспо­мо­га­тель­ный гла­гол + инфи­ни­тив = СГС

    Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

    Вспомогательные глаголы в СГС

    В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла исполь­зу­ют­ся:

    1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец дей­ствия

    Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

    Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

    2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, спо­соб­но­сти

    К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

    3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние

    Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

    4. неко­то­рые без­лич­ные гла­го­лы

    Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

    5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским зна­че­ни­ем

    Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

    6. сло­ва состо­я­ния

    По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

    Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, напри­мер:

    Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

    Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

    Составное именное сказуемое

    Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

    • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
    • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней срав­не­ния;
    • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное соче­та­ние;
    • место­име­ние;
    • наре­чие;
    • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные;
    • меж­до­ме­тия;
    • нераз­ло­жи­мые сло­во­со­че­та­ния.

    Глагольная связ­ка + имен­ная часть = СИС

    Связка составного именного сказуемого

    В роли связ­ки часто упо­треб­ля­ет­ся

    1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том чис­ле
    «есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), напри­мер:

    Он был похож на маму (Борис Пастернак).

    Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

    Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

    Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

    Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

    Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

    2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

    Примерыстать, делать­ся, казать­ся, ста­но­вить­ся, являть­ся, счи­тать­ся, оста­вать­ся, пред­став­лять, звать­ся, назы­вать­ся, выгля­деть, дово­дить­ся, счи­тать­ся и пр.

    И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

    С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

    И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

    Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

    3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состо­я­ния:

    Примерысидеть, сто­ять, бежать, вер­нуть­ся, идти, лежать, рабо­тать, родить­ся, жить.

    Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

    Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

    Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская доч­ка).

    Алгоритм определения вида сказуемого


    Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

    Сохранить ста­тью


    источники:

    http://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-sostavnoe-skazuemoe-1880388.html

    http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/sintaksis/44482-tipy-skazuemyh-tablica-s-primerami.html