Он будет учиться в гимназии тип сказуемого

Виды сказуемых

Сказуемое – это то главное, что говорится о подлежащем.

Возьмем предложение «Я люблю рисовать». Подлежащее – местоимение «Я». Что говорится о подлежащем? То, что подлежащее любит рисовать. Поэтому «любит рисовать» — это сказуемое.

В зависимости от количества слов в сказуемом выделяют составное и простое сказуемое. Составное сказуемое может быть двух видов:

Для более полной картины, изобразим типы сказуемого в таблице с примерами.

Виды сказуемых
Простое глагольное сказуемое

(состоит из одного слова)

Она бегает очень быстро

Мы будем читать это в следующем году

Пускай возьмет ручку.

. К простому глагольному сказуемому относятся сложные формы будущего времени и повелительного наклонения (предложения №2, 3)

Составное сказуемое

(состоит из нескольких слов)

Составное именное

(вспомогательный глагол + инфинитив)

Вчера он начал рисовать.

Я готов спорить с тобой.

Я умею петь.

Составное глагольное

(Глагольная связка + именная часть речи)

Он был учителем.

Книга была новая.

Она стала чужой для него.

Рассмотрим каждый вид более подробно.

Простое сказуемое (ПГС)

Простое глагольное сказуемое может быть выражено:

Я иду на почту.

  • Сложной формой будущего времени (буду + инфинитив)

Я буду любить тебя.

  • Повелительным наклонением со словами пусть, пускай, давай, давайте.

Давайте жить дружно.

Другие примеры с ПГС:

Я бегаю очень быстро.

Он хорошо учится.

Мы будем учиться на своих ошибках.

Погода будет ухудшаться.

Пускай забирает свои вещи и уходит.

Давай спрячем ее сумку.

Составное глагольное сказуемое (СГС)

СГС состоит из вспомогательного глагола + инфинитив, например:

Я начал любить дождь.

Я всегда готов помогать.

Я хочу прочитать эту книгу.

Вспомогательный глагол может быть выражен следующими группами слов:

  1. Глаголы, которые обозначают начало, продолжение или завершение действия (начать, прекратить, закончить, бросить, приниматься и прочее).
  2. Глаголы, которые обозначают умения, желания или намерения (хотеть, мочь, уметь, желать и прочие)
  3. Глаголы, которые обозначают эмоции (ненавидеть, стыдиться, решиться, стесняться, осмелиться, привыкнуть и прочие)
  4. Безличные глаголы (следует, необходимо, стоит и пр.)
  5. Краткие прилагательные, у которых нет полной формы с таким же лексическим значением (рад, готов, согласен, должен, намерен и пр.)
  6. Слова, которые обозначают состояние (можно, надо, нельзя и пр.)

Примеры СГС в предложении:

Я все-таки начал читать эту книгу.

Я могу спеть тебе ту самую песню.

Он ненавидит рисовать.

Ему следует больше бегать.

Я всегда рад помочь.

Мне нельзя есть сладкое после шести.

Важно еще раз отметить, что после вспомогательного глагола обязательно должен идти инфинитив.

Составное именное сказуемое (СИС)

Структура СИС состоит из глагола связки + именная часть речи. Например:

Я был врачом.

Она стала учителем.

«Был» и «стала» — это те самые глаголы связки.

Кроме того, глагол связка может быть выражена следующими словами:

  • Глагол «быть». В молодости я был красивым.
  • Глаголы, которые не могут употребляться в одиночку. К ним относятся «стать», «делаться», «казаться», «называться», «считаться» и другие глаголы с ослабленным лексическим значением.

Она выглядит неопрятно.

  • Глаголы движения или состояния: сидеть, лежать, идти, стоять и прочие.

Я лежала спокойная на диване.

Именная часть этого типа сказуемого может быть выражена:

  • существительным;
  • прилагательным;
  • местоимением;
  • наречием;
  • числительным;
  • причастием;
  • междометием.

Теперь вы без труда сможете определить вид сказуемого в предложении.

Проверочная работа по теме «Типы сказуемых» (8 класс)

Проверочная работа «Типы сказуемого» (8 класс), 1 вариант

1. Подчеркните сказуемое и укажите его тип.

1.Он всегда готов помочь другу.

2. Книги могут рассказать о многом.

3. Изредка порывами налетал ветер.

4. У входа в купе стояло несколько человек.

5. Я хотел бы посетить этот город.

6. Закат тяжело пылает на склонах деревьев.

7. Леса в Мещёре глухие.

8. Мы долго говорили о случившемся.

9. Телеграмма была отправлена утром.

10. Природа в рассказах В. Короленко изображена с большим мастерством.

2. Укажите предложение с простым глагольным сказуемым.

А. Пышные волосы её были аккуратно уложены.

Б. Я поднялся наверх и положил рыбу.

В. Этот спектакль – лучшая постановка сезона.

3. Выпишите грамматические основы из следующих предложений (знаки не расставлены):

А. Уже смеркалось и в комнате стало темно. ( А.Чехов)

Б.Некошеные луга так душисты что с непривычки туманится и тяжелеет голова.

Проверочная работа «Типы сказуемого» (8 класс), 2 вариант

1. Подчеркните сказуемое и укажите его тип.

1.Он собирается заниматься в новой спортивной школе.

2. Принесли бы вы книгу.

3. Родители не должны оставлять детей без присмотра.

4. Фёдор хотел убежать, но силы остановили его.

5. Надпись на табличке запрещала посторонним входить в помещение.

6. Бопре в отечестве своём был парикмахером.

7. И счастье я могу постигнуть на земле.

8. Все трое принялись вытаскивать что-то из лодки.

9. Черёмуха выросла на дорожке орешника и заглушила лещиновые кусты.

10. Занятия со мной были поручены бабушке.

2. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

А. Он будет учиться в гимназии.

Б. Сергей не мог ступить на больную ногу.

В. Чтение и учение – это вечное питание мысли.

3. Выпишите грамматические основы из следующих предложений (знаки не расставлены):

А. Ему стало жарко и он распахнул полушубок. ( Л. Леонов)

Б. Вода всему господин воды и огонь боится. ( В.Даль)

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Гвоздева Ирина НиколаевнаНаписать 25211 24.01.2017

Номер материала: ДБ-129896

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    24.01.2017 687
    24.01.2017 963
    24.01.2017 696
    24.01.2017 445
    24.01.2017 1004
    24.01.2017 754
    24.01.2017 1840

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Школьных охранников предлагают обучать основам психологии

Время чтения: 2 минуты

Стартовала запись российских школьников на бесплатные курсы по программированию

Время чтения: 2 минуты

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Типы сказуемых (таблица с примерами)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве пред­ло­же­ния.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и под­ле­жа­щее.

ОпределениеСказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый опре­де­ля­ет под­ле­жа­щее и состав­ля­ет с ним грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го пред­ло­же­ния:

  • (кто?) два медведя-подростка — это под­ле­жа­щее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — ска­зу­е­мое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му раз­ли­ча­ют

  • гла­голь­ные ска­зу­е­мые;
  • имен­ные ска­зу­е­мые.

    Сказуемое и способы его выражения

    В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния ска­зу­е­мо­го:

  • про­стое гла­голь­ное;
  • состав­ное гла­голь­ное;
  • состав­ное имен­ное.

    Таблица

    ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
    П
    Г
    С
    Выражено гла­го­лом в фор­ме
    одно­го из накло­не­ний
    Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
    Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
    С
    Г
    С
    Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го сло­ва
    (выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла
    (выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние)
    По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
    Я был рад помочь вам.
    С
    И
    С
    Состоит из глагола-связки
    (выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние)
    и имен­ной части
    (выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние)
    Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
    Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

    Простое глагольное сказуемое

    Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, напри­мер:

    Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

    Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

    Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

    Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

    Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

    Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния:

    Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние дей­ствия:

    Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

    Будешь ты ещё мне тянуть душу !

    Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му пово­ду.

    Составное глагольное сказуемое

    К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфи­ни­ти­вом:

    вспо­мо­га­тель­ный гла­гол + инфи­ни­тив = СГС

    Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

    Вспомогательные глаголы в СГС

    В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла исполь­зу­ют­ся:

    1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец дей­ствия

    Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

    Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

    2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, спо­соб­но­сти

    К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

    3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние

    Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

    4. неко­то­рые без­лич­ные гла­го­лы

    Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

    5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским зна­че­ни­ем

    Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

    6. сло­ва состо­я­ния

    По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

    Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, напри­мер:

    Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

    Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

    Составное именное сказуемое

    Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

    • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
    • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней срав­не­ния;
    • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное соче­та­ние;
    • место­име­ние;
    • наре­чие;
    • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные;
    • меж­до­ме­тия;
    • нераз­ло­жи­мые сло­во­со­че­та­ния.

    Глагольная связ­ка + имен­ная часть = СИС

    Связка составного именного сказуемого

    В роли связ­ки часто упо­треб­ля­ет­ся

    1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том чис­ле
    «есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), напри­мер:

    Он был похож на маму (Борис Пастернак).

    Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

    Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

    Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

    Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

    Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

    2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

    Примерыстать, делать­ся, казать­ся, ста­но­вить­ся, являть­ся, счи­тать­ся, оста­вать­ся, пред­став­лять, звать­ся, назы­вать­ся, выгля­деть, дово­дить­ся, счи­тать­ся и пр.

    И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

    С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

    И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

    Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

    3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состо­я­ния:

    Примерысидеть, сто­ять, бежать, вер­нуть­ся, идти, лежать, рабо­тать, родить­ся, жить.

    Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

    Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

    Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская доч­ка).

    Алгоритм определения вида сказуемого


    Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

    Сохранить ста­тью


    источники:

    http://infourok.ru/proverochnaya-rabota-po-teme-tipi-skazuemih-klass-1551931.html

    http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/sintaksis/44482-tipy-skazuemyh-tablica-s-primerami.html