Он дал слово молчать какое сказуемое

Задание 2. Определите, какие сказуемые являются составными:
1. Он начнет учить.2. Он дал слово молчать.

3. Мы одержали победу. 4. Он перестал заниматься. 2. Он
готов помочь. 6. Ты обязан знать.7. Он совсем задрал нос. 8. Мы будем стараться. 9. Я рад вас слышать.
10. Мы должны сдавать экзамены в июне. 11. Я был прав.

Составные: начнёт учить,дал слово молчать,перестал заниматься,готов помочь,обязан знать,будем стараться,рад слышать,должны сдавать был прав

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 3 г. Светлого Калининградской области Шагрова А. А. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемПавел Полуектов

Похожие презентации

Презентация на тему: » СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 3 г. Светлого Калининградской области Шагрова А. А.» — Транскрипт:

1 СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 3 г. Светлого Калининградской области Шагрова А. А

2 Какие виды словосочетаний вам известны ? А)Серебряный век, антоновские яблоки, третье тысячелетие Б)Примерять противников, надеяться на лучшее, увлекаться спортом В)Говорить наобум, приехал стажироваться, шла пританцовывая).

3 Выберите из данных примеров только словосочетание. Последний звонок, около дома, решать задачу, действовать решительно, бегущая строка, подключение к сети, кто следующий, очень хорошо, читать лёжа.

4 Почему не являются слово- сочетаниями некоторые примеры? Около дома (это существительное с предлогом), кто следующий, это предложения, состоящие только из грамматической основы). Назовите способ связи в остальных примерах.

5 Ответы последний звонок, бегущая строка – согласование; последний звонок, бегущая строка – согласование; решать задачу, подключение к сети – управление; решать задачу, подключение к сети – управление; действовать решительно, очень хорошо, читать лёжа – примыкание. действовать решительно, очень хорошо, читать лёжа – примыкание.

6 Какие грамматические значения могут иметь словосочетания? А) Определение – солнечный день, шарф в клетку (клетчатый шарф ), наш класс – т.е. отвечает на вопросы Какой? Чей? А) Определение – солнечный день, шарф в клетку (клетчатый шарф ), наш класс – т.е. отвечает на вопросы Какой? Чей? Б) Обстоятельственное – жить на даче, летать высоко, очень строгий, мокрый от дождя (главное слово обозначает действие или признак, зависимое – признак этого действия или признака, отвечает на вопросы: Как? В какой степени? Где? Куда? Когда? Как долго? Почему? И другие вопросы обстоятельств. Б) Обстоятельственное – жить на даче, летать высоко, очень строгий, мокрый от дождя (главное слово обозначает действие или признак, зависимое – признак этого действия или признака, отвечает на вопросы: Как? В какой степени? Где? Куда? Когда? Как долго? Почему? И другие вопросы обстоятельств. В) Дополнительное — читать книгу, восхищаться талантом, внимательный к людям (главное слово обозначает действие или признак, а зависимое – предмет, на который направлено это действие или признак, отвечает на вопросы косвенных падежей ).

7 Что такое синонимичные слово — сочетания ? Словосочетания разные по строению, но сходные по грамматическому и лексическому значению: Словосочетания разные по строению, но сходные по грамматическому и лексическому значению: дверь на балкон – балконная дверь, дом из кирпича – кирпичный дом.

8 В чём особенность следующих словосочетаний : Хочу отдохнуть, надо отметить, можно сказать ? Хочу отдохнуть, надо отметить, можно сказать ? Составьте предложение с этими словосочетаниями и выделите грамматическую основу. Составьте предложение с этими словосочетаниями и выделите грамматическую основу. Подобные словосочетания называются неделимыми, они являются одним членом предложения. Подобные словосочетания называются неделимыми, они являются одним членом предложения.

9 Чем различаются простое и сложное предложение? В чём отличие грамматической основы от словосочетания? В чём отличие грамматической основы от словосочетания? Чем в предложении может быть выражено подлежащее? Чем в предложении может быть выражено подлежащее? Чем в предложении может быть выражено сказуемое? Чем в предложении может быть выражено сказуемое? Назовите основные виды сказуемых? Назовите основные виды сказуемых?

10 Определите, какие сказуемые являются составными : 1. Он начнёт учить. 2. Он будет учить. 1. Он начнёт учить. 2. Он будет учить. 3 Он дал слово молчать. 4. Мы держали победу. 5. Он перестал заниматься. 3 Он дал слово молчать. 4. Мы держали победу. 5. Он перестал заниматься. 6. Он готов помочь. 7. Ты обязан знать. 8. Он совсем задрал нос. 9. Он задрал голову кверху. 10. Я рад вас слышать. 8. Он совсем задрал нос. 9. Он задрал голову кверху. 10. Я рад вас слышать.

11 Составными являются сказуемые 1, 4, 6, 7, 10. Остальные сказуемые – простые глагольные: Составными являются сказуемые 1, 4, 6, 7, 10. Остальные сказуемые – простые глагольные: 2 – выражено формой составного будущего времени, 3, 4 – неделимыми словосочетаниями, 8 – фразеологическим словосочетанием, 9 – простым глагольным сказуемым. Может ли сказуемое не согласоваться с подлежащим? Приведите примеры. Может ли сказуемое не согласоваться с подлежащим? Приведите примеры.

12 Может, преимущественно в разговорной речи, если выражено отглагольными словами. Примеры: А бабочка крылышками бяк -бяк-бяк-бяк, а за ней воробышек прыг-прыг –прыг — прыг. (Ю.Ким.) А бабочка крылышками бяк -бяк-бяк-бяк, а за ней воробышек прыг-прыг –прыг — прыг. (Ю.Ким.) Подруга каждая тут тихо толк подругу. (И. Крылов.) Подруга каждая тут тихо толк подругу. (И. Крылов.)

13 В каких случаях тире между подлежащим и сказуемым при нулевой связке не ставится? Если сказуемое присоединяется сравнительными союзами ( как, будто, словно, точно): Если сказуемое присоединяется сравнительными союзами ( как, будто, словно, точно): А) Её глаза словно звёзды. Подруга мне как родная. Б) Если подлежащее выражено личным местоимением: Она врач. Я спортсмен. В) Если при сказуемом есть отрицательная частица не: В опасности забор не препятствие. Бедность не порок. Если на подлежащее падает логическое ударение, тире может ставиться и в этих случаях. Если на подлежащее падает логическое ударение, тире может ставиться и в этих случаях.

14 Чем прямое дополнение отличается от косвенного ? Прямое дополнение выражается формой винительного падежа без предлога. Это бывает, когда сказуемое выражено переходным глаголом. Примеры : Прямое дополнение выражается формой винительного падежа без предлога. Это бывает, когда сказуемое выражено переходным глаголом. Примеры : Он читал учебник. Они смотрят фильм. Мы пишем контрольную. Прямое дополнение может выражаться формой родительного падежа Мы пишем контрольную. Прямое дополнение может выражаться формой родительного падежа Примеры: Налейте мне чаю. Я не читал этой статьи. Все остальные дополнения – косвенные. Сделайте разбор по членам предложения: Сделайте разбор по членам предложения: 1. Корни питают листья. 2. Автомобиль обогнал автобус. 3. Мать любит дочь.

15 Приведите примеры несогласованных определений, найдите синонимичные им согласованные определения. Дверь из стекла – стеклянная дверь, платье из ситца — ситцевое платье, брюки в полоску – полосатые брюки. Дверь из стекла – стеклянная дверь, платье из ситца — ситцевое платье, брюки в полоску – полосатые брюки.

16 Чем согласованные приложения отличаются от несогласованных?

17 Несогласованными являются приложения, выраженные собственными наименованиями печатных изданий, художественных произведений, предприятий и т.п. Несогласованными являются приложения, выраженные собственными наименованиями печатных изданий, художественных произведений, предприятий и т.п. Примеры: фабрика Рот- Фронт, опера Хованщина, теплоход Павел Бажов,Хованщина, теплоход Павел Бажов, Журнал Юность. Несогласованные приложения не пишутся через дефис, с согласованными приложениями дефис употребляется, если и существительное, и приложение – имена нарицательные: сторож – старик, утёс –великан.

18 В чём особенность обстоятельств, выраженных сравнительными оборотами?

19 Они выделяются запятыми. Однако в некоторых случаях запятая не ставится: А) Если сравнительный оборот можно заменить формой творительного падежа: А) Если сравнительный оборот можно заменить формой творительного падежа: Летит как стрела ( летит стрелой ) Б) Если сравнительный оборот является фразеологизмом: Б) Если сравнительный оборот является фразеологизмом: Мальчишки бежали как угорелые.

20 Какие предложения называются односоставными? На какие группы они делятся? Какие предложения называются неполными ? Какие предложения называются неполными ?

21 1. Раннее утро. 1. Раннее утро. 2. Рассвело. 2. Рассвело. 3. Последние новости узнаю по радио. 3. Последние новости узнаю по радио. 4. Газеты нам приносят днём. 4. Газеты нам приносят днём.

22 Все эти предложения полные, односоставные: 1 – назывное, 2 – безличное, 3 – определённо – личное, 4 – неопределённо — личное.

23 Являются ли однородными членами повторяющиеся в предложении слова? С какой целью они употребляются? Приведите примеры.

24 Не являются. Употребляются для большей выразительности в художественном и разговорном стилях речи. Не являются. Употребляются для большей выразительности в художественном и разговорном стилях речи.Примеры: 1. Громыхая и стуча, несется поезд… ближе, ближе, все громче и сердитее… ( И. Бунин) 2. Зимы ждала, ждала природа… ( А.Пушкин) 3. Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! ( Л.Толстой.) 4. Русь, Русь! Куда мчишься ты? ( Н.Гоголь) 5. Бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом и чутком воздухе. (И.Бунин)

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве предложения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Таблица

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
«есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого


Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»


источники:

http://www.myshared.ru/slide/1138614/

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/tipy-skazuiemyh.html