Он пустился бежать наперегонки составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

О чем эта статья:

Определение составного глагольного сказуемого

Составное глагольное сказуемое (СГС) — это сказуемое, которое состоит более чем из одного слова. Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:

Основная часть составного глагольного сказуемого выражает лексическое значение через неопределенную форму глагола (инфинитив);

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает время и наклонение глагола.

Правило СГС выглядит так:

составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив

Схема построения составного глагольного сказуемого

Значения вспомогательного глагола или глагола-связки:

Фазовое значение, то есть начало, продолжение, конец действия, а именно:

начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие.

Модальное значение, то есть необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия, а именно:

мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и другие.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть глаголом-связкой «быть» + краткими прилагательными «рад», «готов», «обязан», «должен», «намерен», «способен», а также наречиями и существительными с модальным значением:

Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать.

Собрали в таблице основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизмов, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.

Основные вспомогательные глаголы

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Фразеологические сочетания

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия

Главные члены предложения
план-конспект по русскому языку на тему

Главные члены предложения

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_obobobshchenie_po_teme_glavnye_chleny_predlozheniya_8_klass.docx35.71 КБ
obobshchenie_temy_glavnye_chleny_predlozheniya_8_klass_prezentatsiya.pptx69.9 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 8 классе.

Обобщение сведений по теме “Главные члены предложения”.

  1. Закрепить и углубить знания учащихся о главных членах предложения.
  2. Отработать умение находить сказуемые (простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое) в предложениях.
  3. Развивать умения, применяя полученные знания на практике.
  4. Развивать навыки работы по тестам
  5. Развивать речь учащихся.

Проверяем глазами готовность к уроку, на столе лежит учебник, тетрадь, ручка, дневник.

Итак, сегодня на уроке мы будем повторять и обобщать то, что изучали на предыдущих уроках .

Сначала выполняем орфографическую разминку. Перед вами слова, в которых на месте пропуска нужно вставить букву и определить, какому правилу подчиняются эти слова.

Раз_езд, об_ём, в_ётся, б_ются, ш_ют, п_ют, раз_единить, пред_юбилейный.

— Давайте, вспомним, что такое орфограмма? ( Это трудное место в слове, где можно ошибиться. Чтобы не ошибиться, нужно применить правило )

— Скажите, какое правило можно применить ко всем этим правилам? ( Правописание разделительного ъ и ь знаков )

— Когда пишется в словах мягкий разделительный знак, когда в словах пишется твёрдый разделительный знак?

Молодцы, вы хорошо, без ошибок справились с орфографической разминкой, а теперь займёмся синтаксической пятиминуткой.

В н_ч_ном небе загорелись бл_стящие звёздоч_ки.

— Объясните орфограммы в словах.

— Подчеркните главные члены предложения.

— Скажите, чем выражены главные члены предложения.

Ⅳ. Объявление темы урока

-Итак, тема нашего урока “Главные члены предложения. Повторение и обобщение”.

Эти лингвистические термины “подлежащее” и “сказуемое”, с которыми вы знакомы с начальное школы, ввёл М.В. Ломоносов.

Подлежащее — значит “лежащее в основе предложения”, сказуемое — называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем. Оно то, что “сказано о подлежащем”.

— Из чего состоит предложение? ( Предложение состоит из словосочетаний )

— Как узнать сколько словосочетаний в предложении? (Д ля этого нужно мысленно выбросить подлежащее и сказуемое, предлоги, союзы и посчитать оставшиеся слова, сколько слов, столько и словосочетаний ).

— Итак, сколько словосочетаний в данном предложении? ( 3 )

— Назовите их. ( Блестящие звёздочки, загорелись на небе, в ночном небе )

Ⅴ. Работа по теме урока.

— А сейчас мы займёмся с вами исследовательской работой.

Давайте вспомним, какие слова в предложении называются подлежащим?

Выпишите из каждого предложения только подлежащее, укажите какой частью речи оно выражено.

  1. Солнце светит всем.
  2. Мы никогда не ссоримся.
  3. Двенадцать делится на шесть.
  4. Взрослые иногда не понимают детей.
  5. Вошедший привлёк всеобщее внимание.
  6. Курить — здоровью вредить.
  7. Очевидно не значит верно.
  8. Вдали послышалось ку-ку.
  9. Прошло несколько дней
  1. Солнце — существительное.
  2. Мы — местоимение.
  3. Двенадцать — числительное.
  4. Взрослые — прилагательные.
  5. Вошедший — причастие.
  6. Курить — неопределённая форма глагола.
  7. Очевидно — наречие.
  8. Ку-ку — междометие.
  9. Несколько дней — словосочетание.

— Итак, какой вывод делаем:

В роли подлежащего могут выступать не только именные, но и другие части речи, даже междометие .

— А теперь следующее задание.

Найдите верное утверждение:

  1. В предложении обязательно должны быть подлежащее и сказуемое;
  2. Подлежащее может выражаться только существительными и местоимениями;
  3. Подлежащее может выражаться всеми частями речи;
  4. Между подлежащим и сказуемым всегда ставится тире;
  5. Подлежащее и сказуемое являются словосочетанием.

— Правильный ответ — 2.

— Переходим к следующему заданию. Это занимательная лингвистика.

— Найдите четвёртое “лишнее”.

  1. В клетке соловей перестал петь.
  2. Оксана любит рисовать.
  3. Первоклассники будут выступать на торжественной линейке 1 сентября.
  4. Мы будем рады видеть вас у себя.

— Проверяем. ( Третье предложение “лишнее”. В этом предложении простое глагольное сказуемое выражено формой сложного будущего времени )

— Давайте вспомним, чем отличается простое глагольное сказуемое от составного. А поможет нам в этом таблица.

Составное глагольное сказуемое.

( Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного слова: глагола или краткого прилагательного, которые выражают значение начала, конца, продолжительности действия, его желаемости или возможности и неопределённой формы глагола, который выражает лексическое значение ).

— А теперь найдите предложение, где есть составное глагольное сказуемое.

  1. Второклассники будут изучать английский язык.
  2. Он пустился бежать наперегонки.
  3. Путь был нелёгким.
  4. Она вам расскажет правду.

( правильный ответ под цифрой 2 )

Следующее задание. Запишите предложение, подчеркните сказуемое, определите вид сказуемого.

  1. Реки рвут на себе ледяные оковы.
  2. Это был её новый костюм.
  3. Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни.
  4. Вечером мы будем заливать каток.
  5. Облако представляется то косолапым медведем, то гривистым львом.
  6. Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей
  7. Брату очень хотелось поехать в местный оздоровительный лагерь
  8. Я намерен был ехать сегодня же.
  9. Варя была с заплаканными глазами.

Ответ (сказуемое выделено жирным шрифтом):

  1. Реки рвут на себе ледяные оковы. (Простое глагольное сказуемое)
  2. Это был её новый костюм. (Составное именное сказуемое)
  3. Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни. (Составное глагольное сказуемое)
  4. Вечером мы будем заливать каток. (Простое глагольное сказуемое в форме составного будущего времени)
  5. Облако представлялось то косолапым медведем , то гривастым львом . (Составное именное сказуемое)
  6. Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей . (Составное именное сказуемое)
  7. Брату очень хотелось поехать в местный оздоровительный лагерь. (Составное глагольное сказуемое)
  8. Варя была с заплаканными глазами . (Составное именное сказуемое)

— Следующее задание. Найдите предложение, где между подлежащим и сказуемым надо поставить тире.

  1. Жить народу служить.
  2. Сердце не камень.
  3. Жизнь прожить не поле перейти.
  4. Азбука к мудрости ступенька.

( Тире нужно поставить в 1 и 4 предложении ).

— Молодец, приступаем к следующему заданию. Найдите предложение, где подлежащее и сказуемое выражено словосочетанием.

  1. Глупый осудит, умный рассудит.
  2. И тридцать витязей прекрасных, чредой из вод выходят ясных.
  3. От горячих лучей солнца стал плавиться снег.
  4. Звёзды этой нескончаемой ночи стали блекнуть и исчезать.

( Правильный ответ — тринадцать витязей во втором предложении )

— Запишите предложения, расставьте, где нужно знаки препинания.

  1. Рябина красавица наших лесов.
  2. Дважды два четыре.
  3. Мороженное вот моё любимое лакомство.
  4. Курить здоровью вредить.
  5. Ласковое слово точно солнышко в ненастье.
  6. Она девушка с характером.
  7. Бедность не порок.

( Тире ставится в 1,2,3,4 предложениях ).

Итог урока.
— Что повторяли сегодня на уроке? ( Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое ).
— Какие виды сказуемого вы знаете? ( Простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое ).

Д/З: Тест 17 Е.М.Сергеева Учебно-методический комплект “Тест по русскому языку 8 кл.”. к учебнику С.Г. Бархударова “Русский язык 8 класс” издательства Просвещение.

Контрольная работа по теме «Главные члены предложения» с ответами в двух вариантах (8 класс)

Контрольная работа по теме «Главные члены предложения». Вариант 1

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

По у..кой тропк.. медле(н,нн)о проб..рают(?)ся художник и проводник. Вдруг Суриков стр..мительно скатывает(?)ся (в)низ по обл..де(н,нн)елой круче. Не прол..тев и десяти метров подняв тучу снежной пыли он и(с,з)ч..зает в сугробе.

2. Замените словосочетания на синонимичные с другим типом связи: степные метели, бессонные ночи, задание на дом, смущённо сказал, отзывались с уважением.

3. Спишите те предложения, в которых нужно поставить тире. Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их выбор. История это наша жизнь и делаем ее мы. Быть вежл..вым обяза(н,нн)ость каждого человека. Сириус не планета. Сириус одна из ..рчайших звёзд на небе. Глаза словно виш..нки. Семью семь сорок девять. Для меня жить знач..т работать. Простота есть (не)обходимое условие пр..красного.

4. Укажите вид сказуемого в предложении:

Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь.

Тропа здесь проложена по увалам с правой стороны долины.

Сюда приезжали директора предприятий договориться о подключении нового цеха.

Он боится быть смешным.

Я люблю над покосной стоянкою слушать вечером гуд комаров.

5. Укажите предложение, в котором нет составного именного сказуемого:

1) Улицы полны ночной свежести.

2) Ущелье было короткими досками забито наглухо.

3) Тимошкин должен был корректировать стрельбу нашей артиллерии.

4) Ближе к рассвету за передовой слышны моторы немецких танков.

6. Укажите предложение, в котором нет составного глагольного сказуемого:

1) Иван Васильевич начал грустно приготовляться к ночлегу.

2) Иван Матвеевич будет играть на фортепиано.

3) В феврале Иван Григорьевич стал готовиться на пенсию.

4) У паромной переправы мы решили перекусить.

7.Выпишите из каждого предложения только подлежащее, укажите какой частью речи оно выражено.

Солнце светит всем.

Мы никогда не ссоримся.

Двенадцать делится на шесть.

Взрослые иногда не понимают детей.

Вошедший привлёк всеобщее внимание.

8. Запишите предложения, расставьте, где нужно знаки препинания.

Рябина красавица наших лесов.

Дважды два четыре.

Мороженное вот моё любимое лакомство.

Курить здоровью вредить.

Ласковое слово точно солнышко в ненастье.

Она девушка с характером.

Бедность не порок.

Контрольная работа по теме «Главные члены предложения». Вариант 2

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

По у..кой тропк.. медле(н,нн)о проб..рают(?)ся художник и проводник. Вдруг Суриков стр..мительно скатывает(?)ся (в)низ по обл..де(н,нн)елой круче. Не прол..тев и десяти метров подняв тучу снежной пыли он и(с,з)ч..зает в сугробе.

2. Замените словосочетания на синонимичные с другим типом связи: лесные звери, работа в классе, удивлённо посмотрел, безрадостные дни, говорили с восхищением.

3. Спишите те предложения, в которых нужно поставить тире. Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их выбор. Жить народу служить. Сердце не камень. Жизнь прожить не поле перейти. Азбука к мудрости ступенька. Пятью пять двадцать пять. Лес точно терем расписной. Жить для меня значит любить.

4. Укажите вид сказуемого в предложении:

Реки рвут на себе ледяные оковы.

Это был её новый костюм.

Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни.

Вечером мы будем заливать каток.

Облако представляется то косолапым медведем, то гривистым львом.

5. Укажите предложение, в котором есть составное глагольное сказуемое:

Второклассники будут изучать английский язык.

Он пустился бежать наперегонки.

Путь был нелёгким.

Она вам расскажет правду.

6. Укажите предложение(я), в котором(ых) нет составного глагольного сказуемого:

Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей

Брату очень хотелось поехать в местный оздоровительный лагерь

Варя была с заплаканными глазами.

Я намерен был ехать сегодня же.

Выпишите из каждого предложения только подлежащее, укажите какой частью речи оно выражено.

Вошедший привлёк всеобщее внимание.

Курить — здоровью вредить.

Очевидно не значит верно.

Вдали послышалось ку-ку.

Прошло несколько дней

8. Запишите предложения, расставьте, где нужно знаки препинания.

Рябина красавица наших лесов.

Дважды два четыре.

Мороженное вот моё любимое лакомство.

Курить здоровью вредить.

Ласковое слово точно солнышко в ненастье.

Она девушка с характером.

Бедность не порок .

Ответы: Вариант 1.

1) По узкой тропке медленно пробираются художник и проводник. Вдруг Суриков стремительно скатывается вниз по обледенелой круче. Не пролетев и десяти метров, подняв тучу снежной пыли, он исчезает в сугробе.

2) Метели в степи, ночи без сна, домашнее задание, сказал со смущением, уважительно отзывались.

3) История — это наша жизнь, и делаем ее мы. Быть вежливым — обязанность каждого человека. Сириус — одна из ярчайших звёзд на небе. Семью семь — сорок девять. Для меня жить — значит работать.

4) а) Сост. Гл. б) Сост. Им. в) Прост. Гл. г) Сост. Им. д) Сост. Гл.

8) Тире ставится в 1,2,3,4 предложениях

Ответы: Вариант 2.

1) По узкой тропке медленно пробираются художник и проводник. Вдруг Суриков стремительно скатывается вниз по обледенелой круче. Не пролетев и десяти метров, подняв тучу снежной пыли, он исчезает в сугробе.

2) Звери леса, классная работа, посмотрел с удивлением, дни без радости, говорили восхищенно.

3) Жить — народу служить. Сердце не камень. Жизнь прожить — не поле перейти. Азбука — к мудрости ступенька. Пятью пять — двадцать пять. Лес точно терем расписной. Жить для меня — значит любить.

4) а) Прост. Гл. Ск. б) Сост. Им. в) Сост. Гл. г) Прост. Гл. Ск. (буд. Вр.) д) Сост. Им.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/01/18/glavnye-chleny-predlozheniya

http://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-po-teme-glavnie-chleni-predlozheniya-v-dvuh-variantah-klass-2668840.html