Он учитель подлежащее и сказуемое

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

О чем эта статья:

1 класс, 2 класс

Понятие предложения

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.

Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.

Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.

Есть три типа предложений по цели высказывания:

  • повествовательное (сообщение);
  • вопросительное (вопрос, проблема);
  • побудительное (совет).

Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.

У грамматической основы есть две функции:

Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.

Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.

Члены предложения

Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.

Для примера рассмотрим предложение:

Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.

Кто переезжает? — Родня.

Когда переезжает? — Зимой.

Семья что делает? — Переезжает.

Откуда переезжает? — Из дома.

Куда переезжает? — В квартиру.

Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.

Главный член предложения: подлежащее

К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически.

Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы: «кто?», «что?».


Подлежащее называет субъект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее подчеркивается одной чертой.

Выделим предлежащее в предложениях:

  • Снег шел все выходные. Что шло? — Снег.
  • Мы бежим в школу. Кто бежит? — Мы.

Главный член предложения: сказуемое

Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: «что делает?», «что делается?», «каков?», «кто он?», «что такое?».

Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, как и наоборот. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Выделим сказуемое в предложениях:

  • Луна ярко (что делает?) светит.
  • На улице (что делается?)светлеет.
  • Цветок (каков?) красив.
  • Фрейд — (кто он?) психолог.

Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия.

На рисунке изображены примеры предложений с разными частями речи в роли сказуемого.

Сказуемые делятся по типам на простые и составные. А составные сказуемые делятся на глагольные и именные.

Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме, который выполняет и грамматическую, и смысловую функции.

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола с фазовым (начать, продолжить) или модальным (хотеть, мочь) значением или краткого прилагательного с модальным значением (должен, рад) + смысловой глагол.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная же часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, инфинитивом глагола, синтаксически неделимым сочетанием и даже наречием.

Простое глагольное сказуемое

Они работают стоя.

Он боится темноты.

Составное глагольное сказуемое

Они продолжают работать стоя.

Он стал бояться темноты недавно.

Составное именное сказуемое

Они стали ночными рабочими.

Он так и остался трусом.

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.

Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.

Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.

  • Слово «озорной» поясняет подлежащее «щенок», показывая, с каким настроением щенок разглядывал игрушку.
  • Слово «любопытно» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, как щенок разглядывал игрушку.
  • Слово «игрушку» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, что разглядывал щенок.
  • Слово «новую» поясняет второстепенный член предложения «игрушку» и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.

Как относятся друг к другу члены предложения схематически:

У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.

Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.

Я отдал кислую и горькую конфету.

У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.

Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей)

Дедушка починил лук и стрелы.

На холсте художник отразил небо и океан.

Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?

Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.

Дорога идет то направо, то налево.

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Члены предложения бывают главными и второстепенными. К главным членам предложения относят подлежащее и сказуемое. Они составляют его грамматическую основу.

Птицы осенью улетают на юг.

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащим может быть слово или даже группа слов, отвечающих на вопрос кто? или что? Подлежащее графически подчеркивается одной чертой.

Береза стоит у ручья.

Три сестры любят играть в прятки.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? что (кто) это такое? При разборе сказуемое подчеркивается двойной линией. Чаще всего сказуемое бывает глаголом:

Мы (что делаем?) разжигаем костер спичками.

Реже сказуемое бывает именем существительным (в этом случае между главными членами ставится тире) или именем прилагательным:

Знание (что это такое?) – сила .

Сегодня закат (каков?) особенно красив .

Сегодня он (какой?) весёлый .

Предложение, состоящее только из главных членов, называется нераспространённым.

По тому, какая грамматическая основа в предложении, предложения бывают двусоставные (есть подлежащее и сказуемое) и односоставные (есть только подлежащее или только сказуемое).

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Урок по русскому языку Алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого

Урок русского языка в 4 Б классе

Тема: Алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого

Тип урока: урок моделирования способа определения главных членов предложения.

УДД – моделирование (составление алгоритма и применение модели)

Ввести алгоритм нахождения главных членов предложения, отрабатывать навык определения сказуемого и подлежащего в предложении, закреплять умение определять знаки препинания в предложении (тире между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже.

Развивать внимание к содержанию языкового материала, наблюдательность, умение рассуждать и делать выводы.

Формировать умение общаться, воспитывать уважение к мнению других, умения доказывать и высказывать свое мнение, работать в паре, оценивать себя и других.

Учитель. — Запишем число, классная работа.

Ребята, над какой темой мы работаем? (Подлежащее и сказуемое)

Что такое подлежащее? (Это член предложения от которого зависят

грамматические формы сказуемого)

Что такое сказуемое? (Это член предложения, выражающий грамматическое значение предложения).

2. Постановка учебной задачи и поиск её решения.

Учитель: Ребята, вот вам предложение, запишите и найдите в нем подлежащее и сказуемое.

Петя разговаривает с папой.

Молодцы! А в этом предложении назовите подлежащее и сказуемое?

-Докажите почему это сказуемое? Ваши версии?

-С каким затруднением мы столкнулись.

Фиксация затруднения — А с чего надо начинать разбор по членам предложения? ( С подлежащего или со сказуемого?)

С какого члена предложения начинать? Как? (Запишем на доске )

-Докажите почему сказуемое – развлечение, а не наоборот, а я думаю, что сказуемое – беседа. Собеседование, разговор – это развлечение.

Оставим это предложение, вернемся к нему позже. А пока разберемся !

1версия — В предложении говорится о беседе. Значит, беседа это подлежащее. А что сообщается о беседе? Что это развлечение . Р азвлечение — это сказуемое.

2 версия — Лучше сначала найти сказуемое, а уж потом искать подлежащее. Сказуемое выражает ГЗ предложения. Вот и нужно изменить это значение и

посмотреть, какое слово изменится. Это и будет сказуемое. Например, это предложение нужно изменить так:

Беседа есть развлечение.

Беседа была развлечением.

Беседа будет развлечением.

Беседа могла бы быть развлечением.

Беседа должна быть развлечением.

Изменилось существительное – развлечение. Р азвлечение — значит, это и есть сказуемое.

3. Постановка учебной задачи и поиск её решения.

Учитель. — Ребята, мне нужна ваша помощь — разобраться, кто прав? Два мальчика искали подлежащее и сказуемое в предложении:

Этот мяч подарили мне к дню рождения родители.

Петя рассуждал так. В предложении говорится о мяче. Значит, мяч — это подлежащее. А что сообщается о мяче? Что его подарили. Подарили — это сказуемое.

Алёша ему возразил.

-А почему ты начинал с подлежащего? Лучше сначала найти сказуемое, а уж потом искать подлежащее. Сказуемое выражает ГЗ предложения. Вот и нужно изменить это значение и посмотреть, какое слово изменится. Это и будет сказуемое. Например, это предложение нужно изменить так:

Этот мяч подарят мне ко дню рождения родители.

Изменился глагол подарили, значит, это и есть сказуемое.

-Но ведь я тоже сказал, что это сказуемое. Какая же разница, как его искать?

-Есть разница. Ты сначала искал подлежащее и решил, что подлежащее — мяч.

А лучше сначала искать сказуемое. И только потом можно найти подлежащее — слово, от которого зависит сказуемое. И тогда окажется, что мяч — это совсем не подлежащее.

— Как это так?! — возмутился Петя. — Ведь в предложении говорится о мяче\

Учитель. — Как вы считаете, кто прав — Петя или Алёша? Какое слово в этом предложении является подлежащим? (подлежащее — родители)

Учитель. — Так какой член предложения надо искать первым: подлежащее или сказуемое? А вторым? Как нам записать, что первым ищем сказуемое? <1. =)

Что записать дальше? ( 2. .)

Итак, мы вывели сейчас алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении. Наш вывод в этой памятке.

Учитель на доску вывешивает алгоритм:

1. = ( надо изменить ГЗП)

2. – (зависит сказуемое)

— Все ли мы учли в нашем алгоритме? Как найти сказуемое? Значит 1 шаг –

Так как, сказуемое выражает ГЗ предложения. Вот и нужно изменить это значение (по таблице ) и посмотреть, какое слово изменится. Это и будет сказуемое.

Учитель. — Так можно работать только с этим предложением или с любыми?

Найдите подлежащее и сказуемое в оставленном предложении:

2. Беседа – развлечение .

2 версия — Лучше сначала найти сказуемое, а уж потом искать подлежащее. Сказуемое выражает ГЗ предложения. Вот и нужно изменить это значение и

посмотреть, какое слово изменится. Это и будет сказуемое. Например, это предложение нужно изменить так:

Беседа есть развлечение.

Беседа была развлечением.

Беседа будет развлечением.

Беседа могла бы быть развлечением.

Беседа должна быть развлечением.

Изменилось существительное – развлечение. Р азвлечение — значит, это и есть сказуемое.

Какой знак пропущен в этом предложении?

Запишите его, подчеркните в нём подлежащее и сказуемое, работая в парах.

Проверка. Двое учеников выходят к доске и подчёркивают. Все сверяют со своей работой.

Учитель. — Ребята, вы получаете подарки от своих родителей. Ведь они любят вас. А как вы можете отблагодарить своих маму, папу за любовь и заботу?

Задание в парах: — Запишите предложения. Обсудите в парах и подчеркните подлежащее и сказуемое.

— А что будете искать первым? Как? По алгоритму, проверим как он работает?

( Надо изменить ГЗ предложения и посмотреть, какое слово изменится. Это и будет сказуемое ).

Работа в парах. Кто выполнил первым — на доске на записанных заранее предложениях подчёркивают подлежащее и сказуемое. Все сверяют свои работы с доской.

Также работаем со вторым предложением.

Учитель. — Остальные предложения списываем и работаем также.

6. Индивидуальная рефлексия.

Работа на карточках по вариантам.

Спиши. Поставь пропущенный знак препинания.

Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Радуют сердце краски весенней земли. Ландыш редкий подарок весны.

Спиши. Поставь пропущенный знак препинания.

Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Весна радостное время года. Берёзки в лесу распускают свои клейкие листочки.

Проверка самостоятельной работы.

Кто не справился?

Учитель. — Ребята, что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? (Составили алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого и научились его применять)
— Чему учились? (проверять алгоритм)

-Мы находили в предложениях главные члены, а как вы думаете, есть ли другие члены предложения? ( Да, есть)

— Чему же ещё нам предстоит учиться на следующих уроках? (составлять алгоритм для нахождения второстепенных членов предложения)

8. Оценивание своей работы и класса

Кто на уроке хорошо работал? Кого выделим?

9. Домашнее задание: упр. 252

Список использованной литературы

1. Е. В. Восторгова, Т.В.Некрасова, Л .В. Чеботкова. Русский язык 4 класс-М.:

« Вита-Пресс»,2006.
2. Е. В. Восторгова , Л. В. Чеботкова Методическое пособие к учебнику русского языка 4 класс — М: « Вита-Пресс » 2006 г.

1. http://www.ourkids.ru/Logopedia/fizmin.shtml
2. http://www.razumniki.ru/korotkie_rasskazy_o_vesne.html

Карточка — 1 вариант

Спиши. Поставь пропущенный знак препинания.

Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Радуют сердце краски весенней земли.

Ландыш редкий подарок весны.

Карточка — 2 вариант

Спиши. Поставь пропущенный знак препинания.

Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Весна радостное время года.

Берёзки в лесу распускают свои клейкие листочки.

Карточка — 1 вариант

Спиши. Поставь пропущенный знак препинания.

Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Радуют сердце краски весенней земли.

Ландыш редкий подарок весны.

Карточка — 2 вариант

Спиши. Поставь пропущенный знак препинания.

Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Весна радостное время года.

Берёзки в лесу распускают свои клейкие листочки.


источники:

http://budu5.com/manual/chapter/16

http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yazyku-algoritm-nahozhdeniya-podlezhashego-i-skazuemogo-4101615.html