Он заключен именное сказуемое

Составное именное сказуемое. Определение и примеры

Составное имен­ное ска­зу­е­мое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, состо­я­щий из глагола-связки (нуле­вой связ­ки) и имен­ной части, выра­жен­ной суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, место­име­ни­ем, чис­ли­тель­ным, наре­чи­ем или причастием.

Составное имен­ное ска­зу­е­мое скла­ды­ва­ет­ся, как пра­ви­ло, из двух ком­по­нен­тов: глагола-связки и имен­ной части, выра­жен­ной любой частью речи, кро­ме гла­го­ла в фор­ме инфинитива.

Вначале опре­де­лим, что такое состав­ное сказуемое.

Определение

Составным ска­зу­е­мым явля­ет­ся такое ска­зу­е­мое, в кото­ром лек­си­че­ское и грам­ма­ти­че­ское зна­че­ния выра­жа­ют­ся раз­ны­ми словами.

Примеры

Владимир начал силь­но бес­по­ко­ить­ся (А.С. Пушкин).

В этих при­ме­рах ска­зу­е­мые состо­ят из двух слов, одно из кото­рых (бес­по­ко­ить­ся, холод­ная) выра­жа­ет лек­си­че­ское зна­че­ние ска­зу­е­мо­го, а пер­вое (начал, была) — грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние накло­не­ния, вре­ме­ни, рода и чис­ла глагола.

Поговорим об имен­ном состав­ном ска­зу­е­мом. Конкретизируем это поня­тие с точ­ки зре­ния соста­ва, что такое имен­ное ска­зу­е­мое в предложении.

Глагол-связка

Составное имен­ное ска­зу­е­мое скла­ды­ва­ет­ся из глагола-связки, кото­рая обла­да­ет толь­ко грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем, и имен­ной части, выра­жа­ю­щей его основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние, например:

Рассмотрим более деталь­но, каки­ми быва­ют глаголы-связки в состав­ном имен­ном сказуемом.

Наиболее упо­тре­би­тель­ным явля­ет­ся глагол-связка «быть», пред­став­лен­ный в раз­ных формах:

Политика есть искус­ство возможного.

С горы весь лес был как на ладо­ни .

Весна была вес­ною даже и в горо­де (Л. Толстой).

После окон­ча­ния учи­ли­ща мой брат будет сле­са­рем .

Менее упо­тре­би­тель­ны полу­з­на­ме­на­тель­ные глаголы-связки, обо­зна­ча­ю­щие бытие, выяв­ле­ние, обна­ру­же­ние, сохра­не­ние состояния:

Например:

У нас зима. Всё дела­ет­ся свет­лее , весе­лее от пер­во­го сне­га (А.С. Пушкин).

Ночь каза­лась мне уди­ви­тель­ной и пре­крас­ной (К. Паустовский).

Проза, когда она дости­га­ет совер­шен­ства, явля­ет­ся , по суще­ству, под­лин­ной поэ­зи­ей (К. Паустовский).

Яблоко пока­за­лось мне очень соч­ным и вкус­ным .

Реже в роли свя­зок могут высту­пать гла­го­лы, име­ю­щие зна­че­ние дви­же­ния или состояния:

прий­ти, при­е­хать, вер­нуть­ся, сидеть, сто­ять и др., например:

Мы вер­ну­лись с моря отдох­нув­ши­ми и заго­ре­лы­ми .

Спортсмены сиде­ли на ска­мей­ках доволь­ные сво­ей побе­дой в сорев­но­ва­ни­ях по биатлону.

Связка может быть нуле­вой, тогда в пред­ло­же­нии меж­ду под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым (при соблю­де­нии неко­то­рых усло­вий) ста­вит­ся тире, например:

Ум — это хлеб , кото­рый насы­ща­ет, шут­ка — это спе­ция , вызы­ва­ю­щая аппетит.

Оптимизм — вот рос­кошь вели­ких людей (Л. Арагон).

Родная сто­ро­на — мать , чужая — мачеха.

Именная часть состав­но­го ска­зу­е­мо­го выра­жа­ет­ся, как уже упо­ми­на­лось выше, все­ми частя­ми речи, кро­ме гла­го­ла в фор­ме инфинитива.

Способы выражения именной части составного сказуемого. Примеры

Имя существительное

Имя суще­стви­тель­ное в фор­ме име­ни­тель­но­го или тво­ри­тель­но­го падежа:

Точность и крат­кость — вот пер­вые досто­ин­ства про­зы (А.С. Пушкин).

Я чело­век , и ничто чело­ве­че­ское мне не чуж­до (Теренций).

Самая серьёз­ная потреб­ность есть потреб­ность позна­ния исти­ны (Г. Гегель).

Цель в жиз­ни явля­ет­ся серд­це­ви­ной чело­ве­че­ско­го досто­ин­ства и чело­ве­че­ско­го сча­стья (К.Д. Ушинский).

Пушкин стал зна­ме­нем рус­ской лите­ра­ту­ры (Д. Лихачёв).

Имя прилагательное

Имя при­ла­га­тель­ное в фор­ме име­ни­тель­но­го или тво­ри­тель­но­го паде­жа, в крат­кой фор­ме , в фор­ме срав­ни­тель­ной степени:

Эти оре­хи очень твер­дые , что не раз­грызть зубами.

Вечером море каза­лось совсем чер­ным .

Все доб­рые люди невзыс­ка­тель­ны (И.Гёте).

Имя числительное

Избёнка ста­руш­ки была вто­рой от дороги.

Местоимение

Потерянный день — тот , на про­тя­же­нии кото­ро­го вы ни разу не засме­я­лись (Ж. Гюйо).

Юра быст­ро стал сво­им в весе­лой ком­па­нии туристов.

Раз кни­га не твоя , не пиши на полях.

Наречие

Как не кста­ти было это воспоминание.

Черные туфли ока­за­лись мне впо­ру .

На его голо­ве фураж­ка была набе­крень .

Причастие

Глагольная фор­ма — причастие:

Этот порт­рет не лишен недостатков.

Девушка каза­лась рас­сер­жен­ной моим замечанием.

Дно боч­ки устла­но све­жей соломой.

Синтаксически неделимое словосочетание

Старые дере­вья были в два обхва­та .

Говорят, лень — одна из форм неува­же­ния к окружающим.

Видеоурок

1.5. Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое (СИС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть – связка (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть – именная часть (имя, наречие) выражает лексическое значение.

СИС = связка + именная часть

Примеры: Он был врачом ; Он стал врачом ; Он был болен ; Он был больным ; Он был ранен ; Он пришёл первым .

Вид связки по значениюТипичные глаголыПримеры
1. Грамматическая связка – выражает только грамматическое значение (время, наклонение), лексического значения не имеет.Глаголы быть, являться. В настоящем времени связка быть обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»): отсутствие связки указывает на настоящее время изъявительного наклонения.
2. Полузнаменательная связка – не только выражает грамматическое значение, но и вносит в лексическое значение сказуемого дополнительные оттенки, но быть самостоятельным сказуемым (в том значении) не может.а) возникновение или развитие признака: стать, становиться, делаться, сделаться;
б) сохранение признака: остаться;
в) проявление, обнаружение признака: бывать, оказаться;
г) оценка признака с точки зрения реальности: показаться, казаться, представляться, считаться, слыть;
д) название признака: зваться, называться, почитаться.
3. Знаменательная связка – глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого).а) Глаголы положения в пространстве: сидеть, лежать, стоять;
б) глаголы движения: идти, приехать, вернуться, бродить;
в) глаголы состояния: жить, работать, родиться, умереть.

Глагол быть может выступать самостоятельным простым глагольным сказуемым в предложениях со значением бытия или обладания:

У него было три сына; У него было много денег.

Глаголы стать, становится, оказаться и т.д. тоже могут быть самостоятельными простыми глагольными сказуемыми, но в другом значении:

Он оказался в центре города; Он стал у стены.

Наиболее сложными для анализа являются составные именные сказуемые со знаменательной связкой, потому что обычно такие глаголы являются самостоятельными сказуемыми (ср.: Он сидел у окна). Если глагол становится связкой, то его значение оказывается менее важным, чем значение имени, связанного с глаголом (Он сидел усталый ; более важным является то, что он был усталым , а не то, что он сидел , а не стоял или лежал).

Чтобы сочетание «знаменательный глагол + имя» было составным именным сказуемым, должны соблюдаться следующие условия:

знаменательный глагол можно заменить грамматической связкой быть :

Он сидел усталый – Он был усталый ; Он родился счастливым – Он был счастливым ; Он пришёл первым – Он был первым ;

связку можно сделать нулевой:

Он сидел усталый – Он усталый ; Он родился счастливым – Он счастливый ; Он пришёл первым – Он первый .

Если глагол имеет при себе зависимые формы полного прилагательного, причастия, порядкового числительного (отвечает на вопрос какой?), то это всегда составное именное сказуемое (сидел усталый, ушёл расстроенный, пришёл первым). Запятыми части такого составного именного сказуемого не разделяются!

Способы выражения именной части

ФормаПримеры
1. Имя существительное
1.1. Существительное в именительном или творительном падеже
1.2. Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога
1.3. Цельное словосочетание с главным словом – существительным в родительном падеже (со значением качественной оценки)
2. Имя прилагательное
2.1. Краткое прилагательное
2.2. Полное прилагательное в именительном или в творительном падеже
2.3. Прилагательное в сравнительной или в превосходной степени
3. Причастие
3.1. Краткое причастие
3.2. Полные причастия в именительном или творительном падеже
4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением
5. Числительное в именительном или творительном падеже
6. Наречие

2) краткие прилагательные и причастия всегда часть составного именного сказуемого;

3) именительный и творительный падежи – основные падежные формы именной части сказуемого;

4) именная часть сказуемого может быть выражена цельным словосочетанием в тех же случаях, что и подлежащее.

Наиболее типичные ошибки при разборе составного именного сказуемого:

1. Краткую форму прилагательного и особенно причастия принимают за глагол, поэтому сказуемое ошибочно считают простым глагольным. Чтобы не ошибиться, поставьте сказуемое в прошедшее время: в глаголе появляется суффикс -л , а у краткого прилагательного или причастия появится связка был (была, было, были).

Например:
Он болеет (ПГС). – Он болел ;
Он болен (СИС). – Он был болен ;
Город взят (СИС). – Город был взят .

2. Краткое прилагательное среднего рода (именную часть сказуемого) путают с наречием на -о . Чтобы не ошибиться, обратите внимание на форму подлежащего:

если подлежащего нет (предложение односоставное), то именная часть сказуемого – наречие.

Ср.: На море спокойно ;

если подлежащее – инфинитив, существительное женского, мужского рода, существительное во множественном числе, то именная часть сказуемого – наречие:

Жить – это хорошо ; Жизнь – это хорошо ; Дети – это хорошо ;

если подлежащее – существительное среднего рода, измените число подлежащего или подставьте другое подлежащее – существительное женского или мужского рода: форма наречия не изменится; окончание краткого прилагательного изменится; можно также заменить краткое прилагательное на полное.

Ср.: Море спокойно (СИС; именная часть выражена кратким прилагательным). – Река спокойн а ; Моря спокойн ы ; Море спокойн ое ).

3. Именную часть сказуемого, выраженную полным прилагательным, причастием, порядковым числительным, ошибочно разбирают как второстепенный член – определение. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на то, от какого слова ставится вопрос какой? к данному имени.

Если вопрос ставится от подлежащего или дополнения, то это определение.

Ср.: У неё было красное (какое?) платье ; красное – определение.

Если вопрос какой? ставится от глагола, то это именная часть сказуемого.

Ср.: У неё было красное

Ср.: Её платье было (какое?) красное ; красное – именная часть сказуемого.

Если глагола в предложении нет, то обратите внимание на порядок слов:

определение обычно стоит перед подлежащим-существительным.

Ср.: У неё красное платье ;

именная часть сказуемого обычно стоит после подлежащего-существительного.

Ср.: Её платье красное .

4. Именную часть сказуемого, выраженную существительным, местоимением в именительном падеже, часто путают с подлежащим. Особенно трудно разграничить подлежащее и сказуемое, если оба члена выражены формами именительного падежа.

Для разграничения подлежащего и сказуемого, выраженных формами именительного падежа, учитывайте следующее:

подлежащее обычно предшествует сказуемому:

Москва – столица России; Столица России – Москва .

Однако в русском языке сказуемое тоже может предшествовать подлежащему.

Ср.: Хороший человек Иван Иванович ;

указательная частица это стоит или может быть поставлена перед сказуемым:

Москва – это столица России; Столица России – это Москва ; Иван Иванович – это хороший человек .

Обратите внимание, что в предложениях типа: Это хорошо ; Это мой братэто является подлежащим, выраженным указательным местоимением в именительном падеже;

подлежащее может быть выражено только формой именительного падежа; у сказуемого две основные падежные формы – именительный и творительный падежи. Если поставить в предложении связку быть в прошедшее время (был, была, было, были) или связку являться , то форма именительного падежа сказуемого изменится на форму творительного, а у подлежащего она останется прежней.

Ср.: Москва была столиц ей России; Москва является столиц ей России; Иван Иванович был хорош им человек ом ; Иван Иванович является хорош им человек ом .

План разбора составного именного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать, чем выражена именная часть, в какой форме стоит глагол-связка.

Жизнь – это хорошо .

Хорошо – составное именное сказуемое. Именная часть хорошо выражена наречием; грамматическая связка быть – в нулевой форме; нулевая связка указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

Я пришёл первый .

Пришёл первый – составное именное сказуемое. Именная часть первый выражена порядковым числительным в именительном падеже; знаменательная связка пришёл выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.

Этот парень среднего роста .

Среднего роста – составное именное сказуемое. Именная часть среднего роста выражена цельным словосочетанием с главным словом – существительным в родительном падеже; грамматическая связка быть – в нулевой форме; нулевая связка указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

Упражнения к теме «1.5. Составное именное сказуемое»

Читайте также другие темы главы 1 «Грамматическая основа предложения»:

Перейти к оглавлению раздела 1 «Простое предложение» книги «Курс русского языка. Синтаксис и пунктуация»

Практикум. ОГЭ русский язык задание 2 с пояснением

Материал содержит задания с подробными рассуждениями на каждый вопрос.

Просмотр содержимого документа
«Практикум. ОГЭ русский язык задание 2 с пояснением»

1) Синтаксический анализ.

Прочитайте текст №1

(1) Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2) Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25–30 местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое нераспространённое.

2) В предложении 2 составное именное сказуемое.

3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

4) Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.

5) Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.

Нераспространённое – это значит, что в нём нет второстепенных членов, т.е. есть только подлежащее и сказуемое. Смотрим на предложение – ГО – потенциал огромен, а остальные слова распространяют ГО, это второстепенные члены предложения. Следовательно, предложение 1 распространенное.

Составное именное сказуемое: составное – значит, минимум два слова будут являться сказуемым. Для начала выделяем ГО – он заключён. Задаем вопрос к сказуемому он (каков?) заключён, т.е. тот, который заключили – это краткое причастие. Составное именное сказуемое – это сказуемое, которое состоит из глагола связки + именная часть. В этом предложении глагол связка ЕСТЬ – опущен (так очень часто бывает в русском языке, когда мы опускаем глагол связку – я учитель (я есть учитель)), а именная часть выражена кратким причастием (НЕ ГЛАГЛОМ). Если бы второе слово в составном сказуемом было тоже глаголом, то это составное глагольное. Подводим итог, он ЕСТЬ заключёнсоставное именное сказуемое.

Выделяем ГО. Сначала ищем все глаголы – (что делает?) оценивается (кто?что?) мощность – это первая ГО; (что делает?) превышает (кто?что?) первая из этих цифр – вторая ГО. Больше глаголов нет, значит и ГО больше нет. Предложение 3 имеет две ГО.

Вводно слово или конструкция не является членом предложения, и мы можем легко его убрать из предложения, и смысл, и само предложение не изменится. Нам намекают, что слово УСТАНОВЛЕНО – вводное, но это не так. От этого слова мы задаем вопрос к следующей части этого предложения – установлено (что?) что возможности……. Это предложение сложноподчиненное (подчинительный союз ЧТО), и мы не можем выкинуть слово УСТАНОВЛЕНО из предложения, так как сразу потеряется структура и смысл предложения. Значит, это предложение сложноподчинённое, без вводного слова.

Однородные – значит отвечают на один и тот же вопрос – (кто?что?) Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США – в предложении на эти вопросы отвечают только подлежащие. Следовательно, в предложении 5 есть однородные подлежащие.

Прочитайте текст № 2

(1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.

2) Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы.

3) В предложении 3 первая грамматическая основа – правда.

4) Две части предложения 4 осложнены вводными словами.

5) Предложение 5 сложносочинённое.

Односоставное – значит ГО будет состоять только из сказуемого (подлежащего НЕТ)

Неопределённо-личное – значит, что мы можем мысленно подставить своё подлежащее, и в неопределённо-личном – это будет местоимение ОНИ. Находим сказуемое – (что делают?) противопоставляют. Подставляем своё подлежащее ОНИ (что делают?) противопоставляют. Получается очень даже ничего. Следовательно, перед нами односоставное, неопределённо-личное предложение.

Выделяем ГО. Сначала ищем глаголы – может длиться и длится. У каждого из этих сказуемых есть своё подлежащее – ОН. Значит, уже две ГО есть. Теперь смотрим на слова, после которых стоит ТИРЕ. Слова ДИАЛОГ и МОНОЛОГ – поясняются: диалог (есть что?) – форма общения. Перед нами ГО, которая выражена именами существительными. Монолог (есть что?) форма речи.

Выделяем ГО. Ищем глагол – (что делает?) звучит (кто?что?) монолог. Нам предложили слово ПРАВДА в качестве ГО. Попробуем убрать его из предложения, уж больно оно походит на вводное слово! Действительно, предложение без этого слова не потеряло смысл и структуру. Значит, слово ПРАВДА – вводное.

Читаем предложение и видим слова ВО-ПЕРВЫХ и ВО-ВТОРЫХ. Они еще и выделены запятыми. ЗАПОМНИМ. Такие слова являются вводными.

Сложносочинённое предложение имеет две и больше ГО, которые соединены СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ союзами. Выделили три ГО – 1) условность сохраняется, 2) вытеснение объясняется, 3) монолог занимает место. Теперь смотрим, как эти ГО соединены между собой – 1), чем 2) — подчинительным союзом; – 2): 3) — бессоюзной связью.

Прочитайте текст № 3

(1)Звук может распространяться не только в воздухе. (2)Тот, кто нырял в реку или море, знает, что под водой хорошо слышны звуки гребных винтов теплоходов, удары камней. (3)Звук движущегося поезда хорошо слышен, если приложить ухо к рельсу; по земле хорошо передаётся звук от удара копыт бегущей лошади. (4)А вот гром мы всегда слышим с некоторым запаздыванием, достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, несмотря на то что гром и молния возникают одновременно. (5)Это потому, что скорости звука и света различны.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 простое глагольное сказуемое.

2) Предложение 2 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

3) В третьей части предложении 3 грамматическая основа – передаётся звук от удара.

4) Первая часть предложения 4 осложнена обособленным определением.

5) Предложение 5 бессоюзное сложное.

Простое глагольное сказуемое выражено формой глагола. Для нас это просто сказуемое (глагол). Ищем в предложении глагол – (кто?что?) звук (что может делать?) может распространяться. Мы видим, что у нас в сказуемом два глагола. Значит, перед нами составное глагольное.

Страшные незнакомые слова. Давай по порядку.

1. Сложноподчинённое – значит две и более ГО. Ищем – 1) тот знает, 2) кто нырял, 3) слышны звуки, удары. Точно сложное! Смотрим, как соединены эти основы между собой. Мы видим подчинительный союз ЧТО и союзное слово КТО – перед нами сложноподчинённое предложение. Полдела сделали!

2. Теперь нам надо выделить главную часть и придаточные части. От главной мы можем задать вопросы к придаточным. Придаточные поясняют нам смысл главной части.

Главная часть – Тот знает. Задаем от неё вопросы – знает (кто?) кто нырял, знает (что? О чём?) что слышны звуки и удары.

Финишная прямая! Смотрим на вопросы, которые мы задали к придаточным частям – КТО и О ЧЁМ – вопросы разные, НЕОДНОРОДНЫЕ. Вывод: перед нами сложноподчинённое предложение с НЕОДНОРОДНЫМ подчинением придаточных.

Нам предложили ГО – передается звук от удара. Проверяем. (что делает?) передается – согласны – сказуемое. (кто?что?) звук – подлежащее – согласны. Звук (какой? От чего?) от удара – определение не является ГО. Вывод: ГО в предложении 3 – звук передается.

Обособленное – выделенное запятыми. Определение – отвечает на вопрос (какой? Чей?)

Ищем в предложении – запаздыванием (каким?), достигающим иногда десятков секунд после вспышки молнии, — запятые есть, вопрос подходит. Перед нами обособленное определение.

Сложное – две и более ГО. Бессоюзное – ГО соединены без союзов. Но мы сразу видим подчинительный союз ЧТО. Перед нами сложноподчиненное предложение. ОДНОЗНАЧНО!

Прочитайте текст № 4

(1)В мировой художественной литературе немало примеров того, как с помощью слова можно описать музыку и те сложные впечатления, которые возникают у слушателя при восприятии музыкального произведения. (2)Одним из таких художников слова являлся Иван Сергеевич Тургенев. (3)Музыкальность, тонкий слух и музыкальный вкус, постоянное пребывание с раннего детства в атмосфере музыки и красоты способствовали глубокому пониманию писателем музыкального искусства и сказались на характере его творчества. (4)Большинство произведений Тургенева связано с музыкой. (5)Музыка становится средством характеристики героев, выражением авторской позиции.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.

2) Предложение 2 неполное.

3) Предложение 3 односоставное, распространённое.

4) Предложение 4 простое двусоставное.

5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

Сложноподчинённое – две и более ГО, соединённые подчинительными союзами.

1) ЕСТЬ (опущен глагол связка) немало примеров, 2) можно описать, 3) которые возникают. Подчинительные союзы(союзные слова) – как, которые. Определяем главную и зависимые части, задаем вопросы. 1) немало примеров (каких?) 2) как с помощью …… впечатления (какие?) 3) которые возникают. Смотрим на вопросы. Первое, что мы видим – это то, что вопросы задаются не только от главной части. Второй вопрос задан от придаточной к следующему придаточному – ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, друг за другом. Перед нами сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением.

В полном предложении присутствуют все слова, нужные для понимания смысла. В неполном предложении отсутствуют слова, которые мы можем подразумевать, но в данном предложении или его части они могут не находиться, так как мы их уже употребили в другой части предложения, либо они понятны их контекста Для примера, Петя пошёл налево, а Юра — направо. Во второй части предложения нет глагола, но мы не потеряли смыл, так как из первой части мы понимаем, что есть действие ПОШЁЛ. В этом примере первая часть предложения – полная, а вторая – неполная. Теперь смотрим на наше предложение – все слова на месте. Предложение ПОЛНОЕ.

Односоставное – только один из членов ГО (либо только подлежащее, либо только сказуемое)

Распространённое – помимо ГО есть еще и второстепенные члены. В данном предложении есть и однородные подлежащие (кто?что?) музыкальность, слух, вкус, пребывание и сказуемое (что делали?) способствовали. Предложение двусоставное, распространённое.

Двусоставное – есть два члена ГО — и подлежащее, и сказуемое. Ищем ГО – (кто?что?) большинство произведений (каковы?) связаны – подлежащее и сказуемое есть – предложение двусоставное.

Сложное, бессоюзное – две и более ГО, соединённых без союзов. Ищем в предложении ГО – (кто?что?) музыка (что делает?) становится средством – одна ГО, предложение простое.

Прочитайте текст № 5

(1)Одним из признаков лженаучных обобщений является отрицание опыта и теории всей предыдущей науки. (2)На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в науке никогда не бывает простым отрицанием старого. (3)Новое – это лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования. (4)Если бы новая теория начисто отрицала сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться. (5)Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину, поэтому стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) является отрицание (предложение 1)

2) нельзя согласиться (предложение 2)

3) обобщение (предложение 3)

4) наука не смогла бы развиваться (предложение 4)

5) возможен разгул (предложение 5)

ГО предложения несет в себе смысл всего предложения, и по ней мы должны понять этот смысл. Иногда требуется расширить сказуемое, используя еще слова из предложения, тем самым включив их в сказуемое. Так и в этом предложении ГО – отрицание является – не полностью доносит до нас смыл предложения. Является – это значит появляется откуда-то или является чем-то. Нам точно надо добавить еще смысла — отрицание является одним из признаков. Вот теперь всё понятно!

Первая часть сложного предложения имеет ГО – нельзя согласиться – это односоставное предложение.

(кто?что?) новое (есть что?) изменение, углубление и обобщение. Вот целая ГО!

(кто?что?) наука (что делала?) не смогла бы развиваться.

(кто?что?) разгул (что сделал?) стал бы возможен

Прочитайте текст № 6

(1)Пшеница имеет большое значение примерно для половины человечества. (2)Источники происхождения этой культуры, по мнению академика Н.И. Вавилова, находились в Азии и Средиземноморье. (3)Отсюда она постепенно распространилась по всему свету, и в наши дни мировое пшеничное поле охватывает все обитаемые континенты. (4)Главный пшеничный пояс протягивается в Северном полушарии; меньший по размерам – в Южном. (5)Получается, что нет ни одного месяца в году,в котором в той или иной части земного шара не производилась бы уборка этой культуры.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 грамматическая основа – имеет значение.

2) Предложение 2 осложнено вводной конструкцией.

3) Предложение 3 простое, осложнённое однородными сказуемыми.

4) Вторая часть предложения 4 – неполное предложение.

5) Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

(кто?что?) пшеница (что делает?) имеет значение

Вводное слово или конструкция водит в состав предложения, но не является членом предложения. Как правило, выражает отношение говорящего к высказыванию, его оценку, даёт сведение об источнике сообщения или связи с контекстом. В данном предложении выражение — по мнению академика Н.И. Вавилова – является вводной конструкцией.

Ищем ГО. (кто?что?) ОНА (что сделала?) РАСПРОСТРАНИЛАСЬ и (кто?что?) ПОЛЕ (что делает?) ОХВАТЫВАЕТ – две ГО. Значит, предложение сложное.

Неполное предложение — отсутствие одного из членов предложения, которое мы можем восстановить по контексту. В предложении на месте пропущенного слова может стоять ТИРЕ. В нашем предложении есть ТИРЕ, которое заменяет сказуемое – протягивается. Предложение неполное.

Ищем ГО. 1) Получается, 2) нет ни одного месяца, 3) не производилась бы уборка. Подчинительный сою ЧТО и союзное слово КОТОРОМ. Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Это выяснили! Дальше надо проверить как подчиняются придаточные. При неоднородном подчинении придаточные будут отвечать на разные вопросы от главной части. Проверяем. Находим главную часть – 1) получается. Задаем вопрос – 1) получается (что?) 2) что нет ни одного месяца в году (каком?) 3) в котором не производилась бы уборка….. Мы видим, что вопросы задаются последовательно, а не от одной части. Это сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

Прочитайте текст № 7

(1)Более 80% информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью зрения, воспринимая глазами свет, который излучают или отражают окружающие нас предметы. (2)Неудивительно, что человечество уже в глубокой древности проявило интерес к изучению всевозможных световых явлений. (3)Для того чтобы выяснить природу света и создать теорию световых явлений, надо было собрать соответствующий экспериментальный материал и установить ряд эмпирических, то есть полученных опытным путём, законов. (4)На этой основе были выдвинуты гипотезы о природе света, а проверка следствий из них позволила опровергнуть одни предположения и подтвердить другие. (5)Так в конце XIX – начале XX века была создана современная теория световых явлений.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) воспринимая свет (предложение 1)

2) неудивительно (предложение 2)

3) чтобы выяснить (предложение 3)

4) были гипотезы (предложение 4)

5) была создана теория (предложение 5)

Задаем вопрос к предложенной ГО (что делаЯ?) воспринимая. Сразу видим, что это деепричастие, которое не может являться сказуемым. ГО — мы получаем.

Неудивительно – односоставное предложение, от него задаем вопрос к следующей части сложного предложения.

ГО – выяснить, а ЧТОБЫ – это союз

(кто?что?) гипотезы были (каковы?) выдвинуты

(кто?что?) теория была (какова?) создана

Прочитайте текст № 8

(1)Самым первым инструментом счёта у древнего пещерного человека в верхнем палеолите, безусловно, были пальцы рук. (2)Сама природа предоставила человеку сей универсальный счётный инструмент. (3)У многих народов пальцы (или их суставы) при любых торговых операциях выполняли роль первого счётного устройства, для большинства бытовых потребностей людей их помощи вполне хватало. (4)Счёт дюжинами ведёт свое начало от счёта по фалангам пальцев рук, при этом большой палец играл роль счётчика, при помощи которого пересчитывались фаланги других пальцев. (5)Двенадцать получается, если, например, начать с нижней фаланги указательного пальца и закончить верхней фалангой мизинца.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) были пальцы (предложение 1)

2) природа предоставила (предложение 2)

3) помощи хватало (предложение 3)

4) ведёт начало (предложение 4)

5) начать и закончить (предложение 5)

ГО несет в себе смысл предложения. Если мы оставим ГО – пальцы были, то смысл получается, что пальцы просто существовали, были и были! В нашем же предложении смысл должен указывать на то, что (кто?что?) пальцы (что делали?) были инструментом.

(кто?что?) природа (что сделала?) предоставила

Обратите внимание на предложенный вариант. Сразу задайте вопрос ХВАТАЛО (кого?чего?) ПОМОЩИ. Вопросы косвенных падежей (все, кроме именительного) задаются к дополнению.

Правильная ГО – хватало.

(кто?что?) счёт (что делает?) ведёт начало

(что сделать?) начать и закончить. Подлежащего (кто?что?) в этой части предложения нет.

Прочитайте текст № 9

(1)Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора? (2)Осенние ночные заморозки – это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (3)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло», которое препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 простое двусоставное.

2) В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые.

3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

4) Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами.

5) Во второй части предложения 5 грамматическая основа – которое препятствует и отражает.

Двусоставное – есть и подлежащее, и сказуемое. Ищем! (кто?что?) садовод (что делает?) поджигает.

Однородные – задается один и тот же вопрос.

Составные именные сказуемые – одно слово в сказуемом будет НЕ ГЛАГЛОМ. (кто?что?) заморозки (есть что?) воздух (есть что?) небо. Вопросы одинаковые. Сказуемые выражены существительными с глаголом-связкой ЕСТЬ, который опустили – однородные составные именные сказуемые.

Ищем ГО – 1) (кто?что?) земля (что делает?) теряет, 2) (кто?что?) корни могут (что сделать?) промёрзнуть, 3) (кто?что?) они (каковы?) не укрыты – три ГО.

Однородные – отвечают на один и тот же вопрос, который задан от одного и того же слова.

Обстоятельства – где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

(кто?что?) дым (что делает?) поднимается (как?) невысоко (что делает?) опускается ( как?) не сразу. В этом предложении есть однородные сказуемые – задавали от одного и того же слова ДЫМ одинаковые вопросы. А вот обстоятельства хоть и отвечают на одни и те же вопросы, но заданы от разных слов, поэтому они не являются однородными.

Придаточные определительные, отвечающие на вопрос (какой? Какая? Какие?), связываются с главной частью предложения союзными словами — который, которая, которые – они всегда являются подлежащими в этой части предложения. Следовательно, ГО — которое препятствует и отражает

Прочитайте текст № 10

(1)Соль (хлорид натрия) организует работу центральной нервной системы и регулирует пищеварительную функцию организма, поддерживает водный и кислотно-щелочной баланс. (2)Недостаток хлорида натрия в рационе может привести к потере аппетита, повышенной утомляемости и ухудшению памяти. (3)Впрочем, довести себя до солевого голодания достаточно сложно, так как соль содержится в некоторых овощах и фруктах, а также в хлебобулочных и мясных изделиях. (4)Учёные подсчитали, что из готовых продуктов наш организм получает до 80% необходимого количества соли, ну а нам в сутки нужно всего-то 6–8 г хлорида натрия. (5)Избыток соли увеличивает риск возникновения гипертонии, чрезмерное содержание хлорида натрия в организме вредит костной системе, поскольку он поглощает из организма кальций, необходимый для нормального функционирования костной системы.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено однородными членами предложения.

2) Предложение 2 простое.

3) Первая часть предложения 3 осложнена вводным словом.

4) Первая часть предложения 4 – односоставное неопределённо-личное предложение.

5) Предложение 5 содержит 4 (четыре) грамматические основы.

Однородные – отвечают на одинаковые вопросы от одного слова. (кто?что?) Соль (что делает?) организует, (что делает?) регулирует, (что делает?) поддерживает — однородные сказуемые.

Простое – одна ГО. Считаем! (кто?что?) недостаток может (что сделать?) привести. Простое.

Вводное слово обособляется в предложении запятыми и не является членом предложения. Его можно убрать из предложения, смысл и структура предложения не пострадают. Слово ВПРОЧЕМ отделено запятой, к этому слову невозможно задать вопрос, и если его убрать из предложения, ничего не изменится – это вводное слово.

Односоставное – значит в нем или только одно подлежащее, или только одно сказуемое. Неопределённо-личное – одно сказуемое, а на место подлежащего мы сами можем постаить местоимение ОНИ. Проверяем первую часть предложения — (кто?что?) учёные (что сделали?) подсчитали — двусоставное предложение.

Считаем ГО! 1) (кто?что?) избыток (что делает?) увеличивает риск, 2) содержание вредит, 3) он поглощает — 3 грамматические основы.


источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/stages/704-15_sostavnoe_imennoe_skazuemoe.html

http://multiurok.ru/files/praktikum-oge-russkii-iazyk-zadanie-2-s-poiasnenie.html

Ср.: Её платье было