Она девушка с характером сказуемое

РУСТЬЮТОРС

Сказуемое. Формы сказуемого: простое и составное

Содержание:

↑ Сказуемое. Определение (что такое сказуемое).

Трудно описать значение сказуемого, т.к. сказуемое — это то, что сообщается о подлежащем (характеризующие, классифицирующие, оценивающие значения).

Значение сказуемого ограничивается лишь смысловыми возможностями подлежащего. Итак, сказуемое является главным членом двусоставного предложения и односоставного предложения глагольного типа.

Так как значения синтаксического времени и лица, а также объективной модальности могут быть выражены только глаголами, то глагол явно или неявно присутствует в любом сказуемом либо в качестве единственного его компонента, либо в качестве связки (пусть даже нулевой).

↑ Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое может состоять из одного или нескольких компонентов.

Простое глагольное сказуемое, состоящее из одного компонента, может быть выражено:

  • Глаголом в любом наклонении (изъявительном, сослагательном (условном), повелительном), глаголом в форме сложного будущего времени, глаголом в повелительном наклонении с частицами ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ(ТЕ). Примеры: Он читает . Он читал. Он будет читать. Прочитали бы они книгу.
  • Глаголом быть в значении наличия, существования.
  • Междометными глагольными формами или инфинитивом (Шапка бац. Мальчонка сразу плясать)
  • Устойчивыми сочетаниями и фразеологизмами с опорным глаголом (вести беседу, устроить прием, произвести впечатление, мотать на ус, прийти в себя, оказывать помощь, производить замену, наносить оскорбление, вводить в соблазн, вступать в разговор, заниматься сплетнями, вести беседу).

Простое глагольное сказуемое усложненного типа может быть выражено:

  1. Повторение глагольной формы (Пошел, пошел отсюда. Зимы ждала, ждала природа.)
  2. Два глагола в одинаковой форме, обозначающие действие и его цель. (пойду поищу, пойду посмотрю)
  3. Глаголы со значением движения, положения (Сижу читаю. Пойду посмотрю. Иди садись рядом. Лежу смотрю телевизор. Пойду погляжу на детей. Идем разговариваем с другом по улице.)
  4. Однокоренное наречие + глагол (криком кричать, ревмя реветь, ходить ходуном).
  5. Соединение глаголов при помощи союзов И, ДА, ДА И, частиц НЕ, ТАК (Он возьми да и расскажи.)
  6. Повторение одного и того же глагола в разных формах, сочетание однокоренных глаголов или глаголов (глагольных форм), близких по смыслу (Ждем не дождемся. Спать не спит. Жили-были старик со старухой. Зайчик скок-поскок.)
  7. Соединение инфинитива с личной формой того же глагола с частицей не (Писать не пишу, читать не читаю)
  8. Глагол + примыкающие к глаголу частицы было, будто, будто бы, якобы, так, и, ну, себе, вот тебе и, как, так и, как бы, как будто. (Стоит себе лес. Ну и сказал. Верь не верь теперь. Я уж было решил. За окном будто все вымерло. Сказал так сказал. Возьми да и скажи. Возьму и уйду. Смотри не урони. Вот тебе и съездили в отпуск. А он как закричит.)
  9. Конструкция со значением интенсивности действия (Он только и делает, что спит)
  10. Глаголом в форме повелительного наклонением в значении прошедшего времени.

↑ Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое также состоит из двух компонентов — вспомогательной части (связки) и смыслового глагола в форме инфинитива.

Способы выражения вспомогательной части:

  • Фазовые глаголы — со значением начала-продолжения-конца того процесса, который назван инфинитивом смыслового глагола (начать, стать, продолжить, приняться, перестать, прекратить, бросить, остаться).
  • Темповые глаголы (спешил, поспешил, успел, торопился).
  • Модальные глаголы со значением желательности, волеизъявления, возможности, необходимость действия и т.п. (мочь, хотеть, решить, успеть, желать, стараться, намереваться, осмелиться, отказаться, думать, предпочитать, готовиться, стремиться, сметь, мечтать, собираться, пытаться). Модальные глаголы могут быть представлены фразеологизмами (иметь право, быть в состоянии/вправе/не в силах, иметь желание, иметь намерение, иметь привычку).
  • Глаголы со значением эмоциональной оценки действия (любить, бояться, страшиться, ненавидеть, остерегаться)
  • Степень обычности (привыкнуть, пристраститься).
  • Глагольный фразеологизм или описательный оборот с модальным значением (иметь право, дать слово, задаться целью, гореть желанием, иметь привычку, иметь намерение).
  • Модальное краткое прилагательное со связкой быт. В настоящем времени связка нулевая. (должен, готов, рад, обязан, намерен, способен, согласен, не властен, вынужден, горазд).
  • Существительные с модальным значением (мастер, любитель, охотник)
  • Устойчивый оборот с модальным значением. Устойчивое выражение может быть как в основной части, так и во вспомогательной. (быть в состоянии/в силах/ вправе/ не прочь). Он хочет принять участие. Он горит нетерпением принять участие.

*Модальность – это отношение говорящего к действительности, к происходящему.

↑ Отличие инфинитива в составе сказуемого от инфинитива в функции дополнения, обстоятельства, несогласованного определения

↑ Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части

Наличие второго компонента обусловлено тем, что глагол, используемый в данном типе сказуемого, не обладает всей семантической полнотой и нуждается в восполнении недостающего смысла. Например, в русском языке невозможны вне контекста предложения типа:

Эти вопросы становятся,

Она здесь считается,

Комната представляет собой и т.д.

Тогда на помощь приходит именная часть, несущая полноценное лексическое значение:

Эти вопросы становятся чрезвычайно важными;

Она здесь считается самой главной;

Комната представляет собой небольшое помещение с двумя окнами.

Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.

Вспомогательная часть выражает грамматическое, а также дополнительное грамматическое значение сказуемого.

Связка может выражать значение времени и модальности, а также модально-оценочные значения (наличие, становление, проявление, обнаружение признака)

Вспомогательная часть (связка):

1) Глагол-связка БЫТЬ, не имеющий лексического значения. В значении являться, а не находиться или иметься. Особенность глагола-связки быть заключается в том, что в прошедшем и будущем времени используются соответствующие формы глагола, а в настоящем времени связка исчезает.

Быть – в роли ПГС и роли связки (Вчера был бал, а завтра будет два. Налево был угрюмый лес.)

Связка есть возможна в настоящем времени — главным образом, в текстах книжно-письменного характера:

Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Т.).
Признаваться в своих ошибках есть высшее мужество (Б.-М.).

Для устной формы речи употребление связки есть нехарактерно.

Другая отвлеченная связка составного именного сказуемого — глагол являться. Он так же, как и глагол быть, несет лишь грамматическое значение наклонения, времени, лица, числа, рода, но не содержит лексической семантики:

Посольству было поручено выяснить, каковы притязания этого человека, чему он учит и не является ли он опасным возмутителем народа
(А. М.).

2) Полузнаменательные глаголы-связки, обладают недостаточным лексическим значением, не позволяющим им быть самостоятельными членами предложения. Такие связки вносят в значение сказуемого различные дополнительные оттенки (стать, становиться, делаться, считаться, казаться, называться, представляться, представлять собой, оставаться, делаться, оказаться, показаться, слыть, превратиться в, претвориться, получаться, выходить).

Я тоже знал Багрицкого и скажу, что стихи его с каждым годом становятся все живее (Баб.).
И что тут удивительного, что оно нам сомнительным кажется, когда даже сами его высокопреосвященство долго этому не верили (Леск.).
3) Описательные обороты (иметь/носить характер, приобретать вид)

4) Глаголы движения, глаголы состояния, положения в пространстве, времени и деятельности в переносном значении (прийти, приехать, вернуться, стоять, сидеть, лежать, наступить, идти, ходить, бежать, работать, жить, родиться, войти).

Равнина лежит пестрой скатертью.
Деревья стоят угрюмыми великанами.
Она выглядела утомленной.
Мы пришли отягощенные ответственностью.
Он работает курьером на фирме.
Вы родились свободными.

Следует отличать глагол-связку от полнозначного глагола.

В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

Моё правило (..)говорить правду
Она (. )девушка с характером
Солнце (. )словно огненный шар
Зима (. )не лето

Моё правило — говорить правду.
Подлежащее «правило», сказуемое «говорить».
(во втором не ставится т. к. ОНА это личное местоимение,
в третьем — т. к. есть слово СЛОВНО,
в последнем — т. к. есть отрицательная частица НЕ)

Моё правило-говорить правду
Она, девушка с характером
Сольнеце-Словно огненный шар
Зима, не лето

в 1 (и 4?) — пропущено «есть» , первое слово составного сказуемого

Моё правило — говорить правду.

НО:
Она девушка с характером (зап. -я не нужна, так как подлежащее выражено местоимением) .
Солнце словно огненный шар (т. к. имеется сравнительная частица СЛОВНО) .
Зима не лето )потому что между подл. и сказ. стоит отрицат. частица НЕ).

Контрольная работа по теме «Главные члены предложения» с ответами в двух вариантах (8 класс)

Контрольная работа по теме «Главные члены предложения». Вариант 1

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

По у..кой тропк.. медле(н,нн)о проб..рают(?)ся художник и проводник. Вдруг Суриков стр..мительно скатывает(?)ся (в)низ по обл..де(н,нн)елой круче. Не прол..тев и десяти метров подняв тучу снежной пыли он и(с,з)ч..зает в сугробе.

2. Замените словосочетания на синонимичные с другим типом связи: степные метели, бессонные ночи, задание на дом, смущённо сказал, отзывались с уважением.

3. Спишите те предложения, в которых нужно поставить тире. Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их выбор. История это наша жизнь и делаем ее мы. Быть вежл..вым обяза(н,нн)ость каждого человека. Сириус не планета. Сириус одна из ..рчайших звёзд на небе. Глаза словно виш..нки. Семью семь сорок девять. Для меня жить знач..т работать. Простота есть (не)обходимое условие пр..красного.

4. Укажите вид сказуемого в предложении:

Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь.

Тропа здесь проложена по увалам с правой стороны долины.

Сюда приезжали директора предприятий договориться о подключении нового цеха.

Он боится быть смешным.

Я люблю над покосной стоянкою слушать вечером гуд комаров.

5. Укажите предложение, в котором нет составного именного сказуемого:

1) Улицы полны ночной свежести.

2) Ущелье было короткими досками забито наглухо.

3) Тимошкин должен был корректировать стрельбу нашей артиллерии.

4) Ближе к рассвету за передовой слышны моторы немецких танков.

6. Укажите предложение, в котором нет составного глагольного сказуемого:

1) Иван Васильевич начал грустно приготовляться к ночлегу.

2) Иван Матвеевич будет играть на фортепиано.

3) В феврале Иван Григорьевич стал готовиться на пенсию.

4) У паромной переправы мы решили перекусить.

7.Выпишите из каждого предложения только подлежащее, укажите какой частью речи оно выражено.

Солнце светит всем.

Мы никогда не ссоримся.

Двенадцать делится на шесть.

Взрослые иногда не понимают детей.

Вошедший привлёк всеобщее внимание.

8. Запишите предложения, расставьте, где нужно знаки препинания.

Рябина красавица наших лесов.

Дважды два четыре.

Мороженное вот моё любимое лакомство.

Курить здоровью вредить.

Ласковое слово точно солнышко в ненастье.

Она девушка с характером.

Бедность не порок.

Контрольная работа по теме «Главные члены предложения». Вариант 2

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

По у..кой тропк.. медле(н,нн)о проб..рают(?)ся художник и проводник. Вдруг Суриков стр..мительно скатывает(?)ся (в)низ по обл..де(н,нн)елой круче. Не прол..тев и десяти метров подняв тучу снежной пыли он и(с,з)ч..зает в сугробе.

2. Замените словосочетания на синонимичные с другим типом связи: лесные звери, работа в классе, удивлённо посмотрел, безрадостные дни, говорили с восхищением.

3. Спишите те предложения, в которых нужно поставить тире. Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их выбор. Жить народу служить. Сердце не камень. Жизнь прожить не поле перейти. Азбука к мудрости ступенька. Пятью пять двадцать пять. Лес точно терем расписной. Жить для меня значит любить.

4. Укажите вид сказуемого в предложении:

Реки рвут на себе ледяные оковы.

Это был её новый костюм.

Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни.

Вечером мы будем заливать каток.

Облако представляется то косолапым медведем, то гривистым львом.

5. Укажите предложение, в котором есть составное глагольное сказуемое:

Второклассники будут изучать английский язык.

Он пустился бежать наперегонки.

Путь был нелёгким.

Она вам расскажет правду.

6. Укажите предложение(я), в котором(ых) нет составного глагольного сказуемого:

Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей

Брату очень хотелось поехать в местный оздоровительный лагерь

Варя была с заплаканными глазами.

Я намерен был ехать сегодня же.

Выпишите из каждого предложения только подлежащее, укажите какой частью речи оно выражено.

Вошедший привлёк всеобщее внимание.

Курить — здоровью вредить.

Очевидно не значит верно.

Вдали послышалось ку-ку.

Прошло несколько дней

8. Запишите предложения, расставьте, где нужно знаки препинания.

Рябина красавица наших лесов.

Дважды два четыре.

Мороженное вот моё любимое лакомство.

Курить здоровью вредить.

Ласковое слово точно солнышко в ненастье.

Она девушка с характером.

Бедность не порок .

Ответы: Вариант 1.

1) По узкой тропке медленно пробираются художник и проводник. Вдруг Суриков стремительно скатывается вниз по обледенелой круче. Не пролетев и десяти метров, подняв тучу снежной пыли, он исчезает в сугробе.

2) Метели в степи, ночи без сна, домашнее задание, сказал со смущением, уважительно отзывались.

3) История — это наша жизнь, и делаем ее мы. Быть вежливым — обязанность каждого человека. Сириус — одна из ярчайших звёзд на небе. Семью семь — сорок девять. Для меня жить — значит работать.

4) а) Сост. Гл. б) Сост. Им. в) Прост. Гл. г) Сост. Им. д) Сост. Гл.

8) Тире ставится в 1,2,3,4 предложениях

Ответы: Вариант 2.

1) По узкой тропке медленно пробираются художник и проводник. Вдруг Суриков стремительно скатывается вниз по обледенелой круче. Не пролетев и десяти метров, подняв тучу снежной пыли, он исчезает в сугробе.

2) Звери леса, классная работа, посмотрел с удивлением, дни без радости, говорили восхищенно.

3) Жить — народу служить. Сердце не камень. Жизнь прожить — не поле перейти. Азбука — к мудрости ступенька. Пятью пять — двадцать пять. Лес точно терем расписной. Жить для меня — значит любить.

4) а) Прост. Гл. Ск. б) Сост. Им. в) Сост. Гл. г) Прост. Гл. Ск. (буд. Вр.) д) Сост. Им.


источники:

http://sprashivalka.com/tqa/q/23501685

http://infourok.ru/kontrolnaya-rabota-po-teme-glavnie-chleni-predlozheniya-v-dvuh-variantah-klass-2668840.html