Каким членом предложения может быть местоимение?
Местоимение может быть любым членом предложения. Приведем примеры с местоимением в синтаксической роли главных членов предложения, подлежащего и именной части сказуемого, и второстепенных членов — дополнения, определения и обстоятельства.
Синтаксическая роль местоимений в предложении
Каким членом предложения является местоимение, можно определить, исходя из того, слово какой части речи оно заменяет, на что местоимение указывает, на лицо или предмет, на признак или количество. Рассмотрим подробно, какую синтаксическую роль выполняет местоимение в предложении.
Таблица
Синтаксическая роль | Примеры | Вопрос |
---|---|---|
Подлежащее | Я писал сообщение на ходу. | (кто?) я писал. |
Сказуемое | Эти перчатки были вовсе не мои . | перчатки (каковы?) были не мои. |
Определение | Девушке шла любая шляпка . | шляпка (какая?) любая. |
Дополнение | Не рой яму другому , сам в нее попадешь. | не рой (кому?) другому. |
Обстоятельство | Между нами села наша знакомая. | села (где?) между нами. |
Местоимение — главный член предложения
Подлежащее
Если местоимение заменяет собой существительное и указывает на лицо или неодушевленный предмет, то чаще всего оно является главным членом предложения, то есть подлежащим, или дополнением. Такую синтаксическую роль в предложении выполняют местоимения-существительные, принадлежащие к разным разрядам:
- личные местоимения (я, ты, он);
- вопросительные местоимения (кто? что?);
- относительные местоимения (кто, что);
- отрицательные местоимения (никто, ничто, никого, ничего);
- неопределённые местоимения (некто, нечто, что-то, кое-кто)
Местоимение в роли подлежащего имеет грамматическую форму именительного падежа и отвечает на вопросы кто? что? Местоимения в форме косвенных падежей являются дополнением.
Примеры
Я не хочу огорчать вас этим известием.
— Ты возьмешь меня с собой на рыбалку? — спрашивает мальчонка у старшего брата.
Солнце быстро садилось в море. Оно бросило последний багряный отсвет на воду.
Кто много знает , тот нигде не пропадет .
Несколько детей с шумом и визгом плескались в речке.
Местоимение — часть составного именного сказуемого
Если в предложении имеется подлежащее, выраженное существительным или словом другой части речи, а глагол-сказуемое отсутствует, то местоимение поясняет подлежащее и выступает в роли именной части составного сказуемого. При местоимении в этой синтаксической роли может быть глагол-связка «был», «будет», «может», «является» и пр.
Примеры
Чья в этом вина , никто не знает.
Этот журнал будет моим , когда ты его прочтешь.
Каковы люди в этом поселке, всем известно.
Мы поинтересовались, какой в этом доме распорядок .
Местоимение в роли второстепенных членов предложения
Дополнение
Местоимение-существительное в синтаксической роли дополнения зависит от глагола-сказуемого и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
Примеры
Без тебя я быстро соскучился и загрустил .
Ему вспомнилась последняя поездка в Петербург.
Из-за плеска воды не расслышишь, что кричат с берега.
Начальнику полярной станции нужно еще кое с кем переговорить о доставке нужных материалов.
Не звоните ей больше с этой просьбой.
Порой люди сердятся на себя за излишнюю доверчивость.
Хочется съесть что-нибудь вкусное.
Определение
Второстепенным членом предложения в роли определения выступают все разряды местоимений, указывающих на признак предмета. Особое внимание проявим, если притяжательные местоимения «его», «её», «их» поясняют существительные и являются несогласованными определениями.
Местоимения в синтаксической роли определений отвечают на вопросы: какой? чей?
Примеры
В нашей артели насчитывалось восемь лесорубов.
Человек всегда должен помнить своих предков .
Мой вопрос так и остался без ответа.
Её лицо раскраснелось от волнения.
Казалось, в стройном хоре его голос вел всех за собой.
Их старания увенчались все-таки успехом.
Обстоятельство
Местоимения в роли обстоятельств указывают на количество чего-либо и чаще всего встречаются в составе синтаксически неделимых словосочетаний со словами других частей речи (существительными в падежной форме и др.) Обстоятельство, выраженное местоимением с существительным, зависит от глагола-сказуемого и отвечает на вопросы: когда? с каких пор? сколько? как? и пр.
Примеры
В то время все было здесь по-другому.
Сколько дней погода будет ненастной ?
Кошки способны гулять сами по себе .
Сколько лет дедушка здесь живет ?
В этот час ты можешь навестить нас.
Мы наблюдали яркий звездопад несколько ночей подряд в августе.
Видеоурок
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
О чем эта статья:
1 класс, 2 класс
Понятие предложения
Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.
Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.
Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.
Есть три типа предложений по цели высказывания:
- повествовательное (сообщение);
- вопросительное (вопрос, проблема);
- побудительное (совет).
Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.
У грамматической основы есть две функции:
Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.
Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.
Члены предложения
Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.
Для примера рассмотрим предложение:
Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.
Кто переезжает? — Родня.
Когда переезжает? — Зимой.
Семья что делает? — Переезжает.
Откуда переезжает? — Из дома.
Куда переезжает? — В квартиру.
Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.
Главный член предложения: подлежащее
К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически.
Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы: «кто?», «что?».
Подлежащее называет субъект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее подчеркивается одной чертой.
Выделим предлежащее в предложениях:
- Снег шел все выходные. Что шло? — Снег.
- Мы бежим в школу. Кто бежит? — Мы.
Главный член предложения: сказуемое
Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: «что делает?», «что делается?», «каков?», «кто он?», «что такое?».
Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, как и наоборот. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.
Выделим сказуемое в предложениях:
- Луна ярко (что делает?) светит.
- На улице (что делается?)светлеет.
- Цветок (каков?) красив.
- Фрейд — (кто он?) психолог.
Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия.
На рисунке изображены примеры предложений с разными частями речи в роли сказуемого.
Сказуемые делятся по типам на простые и составные. А составные сказуемые делятся на глагольные и именные.
Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме, который выполняет и грамматическую, и смысловую функции.
Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола с фазовым (начать, продолжить) или модальным (хотеть, мочь) значением или краткого прилагательного с модальным значением (должен, рад) + смысловой глагол.
Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная же часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, инфинитивом глагола, синтаксически неделимым сочетанием и даже наречием.
Простое глагольное сказуемое
Они работают стоя.
Он боится темноты.
Составное глагольное сказуемое
Они продолжают работать стоя.
Он стал бояться темноты недавно.
Составное именное сказуемое
Они стали ночными рабочими.
Он так и остался трусом.
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.
Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.
Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.
Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.
- Слово «озорной» поясняет подлежащее «щенок», показывая, с каким настроением щенок разглядывал игрушку.
- Слово «любопытно» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, как щенок разглядывал игрушку.
- Слово «игрушку» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, что разглядывал щенок.
- Слово «новую» поясняет второстепенный член предложения «игрушку» и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.
Как относятся друг к другу члены предложения схематически:
У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.
Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.
Я отдал кислую и горькую конфету.
У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей)
Дедушка починил лук и стрелы.
На холсте художник отразил небо и океан.
Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?
Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.
Дорога идет то направо, то налево.
Главные члены предложения – что к ним относится, чем они отличаются от второстепенных и что про них обязательно надо знать в школе
Подлежащее и сказуемое.
Сегодня мы поговорим о главных членах предложения в русском языке. К ним относятся подлежащее и сказуемое. Давайте познакомимся с ними поближе, разберем лайфхаки, которые облегчат вам школьную жизнь.
Что значит «главные»
Их достаточно, чтобы выразить мысль: «Я читаю», «Мама отдыхает», «Кот мурлыкает».
Более того, достаточно даже одного из них. Например: «Ночь» – понятно, что на улице ночь. Или: «Грустно» – одним словом сказали о своем душевном состоянии.
А вот второстепенных членов без главных не может быть. Нельзя просто взять и сказать: «С утра». Нужно либо подлежащее в паре со сказуемым: «Я работаю с утра», либо только сказуемое: «Моросит с утра».
Про подлежащее
Оно нужно для того, чтобы называть то, о чем идет речь. Например: «На улице идет дождь». О чем тут идет речь? О дожде, поэтому дождь – подлежащее.
Сразу важный момент. Подлежащее – это не тот, кто совершает какое бы то ни было действие. А именно тот, о ком идет речь в предложении.
Смотрите, в чем разница. «Дом строится рабочими». Кто тут совершает действие? Рабочие. А о чем речь в предложении? О доме. Подлежащее тут именно дом, а рабочие – прямое дополнение.
Про сказуемое
Начнем с того, почему оно так названо. Ученые дали ему такое название, потому что оно «сказывает», «рассказывает» о подлежащем. Что мы узнаем о «рыбаке» в предложении «Рыбак очень устал»? Что он «устал». «Сказывает» нам это как раз сказуемое.
Сказуемые могут давать самую разную информацию. Например, сообщать нам о:
- Действии: «Я вспоминаю прошлое» (вспоминать).
- Состоянии человека или другого живого существа: «Мне плохо» (плохо).
- Состоянии неодушевленных предметов или окружающей среды: «Вечереет».
- Возрасте: «Мне пятнадцать» (пятнадцать).
- Умениях и навыках: «Я умею танцевать танго» (танцевать).
И о многом другом.
Что от них зависит
Это очень важный блок. Сейчас дам материал, а потом объясню, почему.
От подлежащего в каком бы то ни было предложении зависеть может только определение. Например: «Ночь» – «Темная ночь», «Мгла» – «Беспросветная мгла».
От сказуемых может зависеть только дополнение и обстоятельство: «Стучать» – «Стучать молотком» (косвенное дополнение) – «Стучать молотком весь день» (добавилось еще обстоятельство времени).
Знать это надо для двух целей:
- Чтобы сразу видеть, полное предложение или неполное.
- Чтобы правильно определять тип второстепенных членов.
Если у вас в предложении есть подлежащее и дополнение, то сразу делайте вывод: «предложение неполное». Потому что дополнение может зависеть только от сказуемого, а его у вас нет. Например: «Вода в трубах» – очевидная неполнота. А полный диалог будет таким:
– Что это булькает?
– Вода в трубах.
Аналогичная ситуация. Если есть сказуемое и определение – предложение тоже неполное: «Красный падает». Полный вариант такой:
– Флажки поставили нормально, не падают?
– Красный падает.
Теперь о типе второстепенных членов. Вот ребенок пришел на репетиторство ко мне, я ему дал разбирать предложение. Там было словосочетание «тайны природы». Он говорит: «тайны (чего?) природы – дополнение».
Не правильно. Дополнение может зависеть только от сказуемого. От подлежащего зависят только определения. Поэтому: «тайны (какие?) природы» – несогласованное определение.
Что значит «морфологизованные» и «неморфологизованные»
В школе вряд ли встретитесь с этими словами, но для олимпиад пригодится.
Морфологизованное подлежащее – это такое, к которому нельзя задать вопросы «Кто» или «Что». Сравните:
- Хомячок ест. Кто? Хомячок – морфологизованное подлежащее.
- Жить – Родине служить. Как тут задать вопрос «кто» или «что»? Никак. Задается только общий вопрос: «о чем говорится в предложении». Подлежащее неморфологизованное.
Аналогично со сказуемым. Оно будет морфологизованным, если к нему можно задать вопрос, как к глаголу: что делает, что сделает, что делали и пр. Сравните:
- Я люблю читать книги. Я (что делаю?) люблю читать – морфологизованное сказуемое, с вопросами все окей.
- Мой брат учитель. Вопрос «что делаю» задать уже нельзя. Приходится выкручиваться с общим вопросом: «Что говорится о подлежащем» (то есть обо мне) – «учитель». Неморфологизованное сказуемое.
Как их правильно подчеркивать
Подлежащее всегда подчеркивается одной ровной чертой, без «разрывов», сказуемое – двумя.
У подлежащего нет «типов», поэтому под ним мы ничего не пишем. А под сказуемыми надо обязательно написать их тип: простое глагольное, составное глагольное или составное именное:
Над ними надо писать части речи, которыми они выражены. Например, я – это местоимение, учить – глагол, учитель – существительное.
Главные члены – не словосочетания
Словосочетания никогда не выражают законченной мысли. А подлежащее со сказуемым сразу образуют предложение, начинают выражать законченную мысль. Поэтому они не являются словосочетаниями.
Еще один момент, который вам поможет запомнить разницу. В словосочетании вопрос можно задать только от главного слова к зависимому, не наоборот. А от сказуемого, по идее, можно задать вопрос к подлежащему: Рабочие (что делают?) строят. Строят (кто?) рабочие.
Сказуемое и подлежащее как бы оба главные члены и сложно определить, кто из них главнее.
Полезные материалы по теме
Очень вам советую прочитать статьи про односоставные предложения. Я там даю много примеров и всегда их комментирую. Эти статьи помогут вам лучше различать подлежащее и сказуемое, правильно задавать к ним вопросы:
Подпишитесь на рассылку блога. Вам на почту каждую неделю будут приходить наши лучшие статьи по русскому языку. Они небольшие, читаются обычно за три-четыре минуты, написаны простым языком (ну, я старался как мог, упрощал всеми силами).
Если у вас проблемы с русским, загляните в мои подборки с курсами. Они помогут вам эффективно готовиться к контрольным работам, ВПР и экзаменам:
Напишите, пожалуйста, как вам статья. Сумел ли я объяснить вам, что такое главные члены предложения, была ли информация в статье полезной. Если написано плохо, сложно, если вы устали и русский вам уже опротивел – скажите об этом тоже.
http://skysmart.ru/articles/russian/glavnye-chleny-predlozheniya
http://vsvoemdome.ru/obrazovanie/glavnye-chleny-predlozheniya