Они способны мыслить и рассуждать тип сказуемого

Тест «Сказуемое и его основные виды» (8 класс)

Тест «Сказуемое и его основные виды»

№ 1. В каком предложении сказуемое выделено неправильно?

1) Пусть грянет гром! 2) Он дал обещание брату. 3) Отчего вы перестали говорить со мной серьезно? 4) Осень в этом году пришла холодная, ветреная.


№ 2. В каком предложении сказуемое выделено неправильно?

1) Он тебя будет учить всему ремесленному искусству. 2) Завтра вечером у вас будет репетиция. 3) Работа должна быть выполнена к указанному сроку. 4) Рассеянный человек может быть талантлив.


№ 3. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Я буду сильно беспокоиться. 2) Дни становились все длиннее и длиннее. 3) Вскоре я бросил писать стихи. 4) Садовник был человек суетливый и разговорчивый.

№ 4. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу. 2) Речь, стих — та же музыка, то же пение. 3) Карл Петрович в конце концов согласился вернуться. 4) Самым потерянным и негодным человеком в городе считался младший Маклаков.

№ 5. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Окно вымыто до блеска. 2) Небо было в тучах. 3) Папенька, прикажи ему отдать кольцо. 4) Они способны мыслить и рассуждать.


№ 6. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Зимы ждала, ждала природа. 2) Но был ли счастлив мой Евгений? 3) Ее загаданный час, по-видимому, должен был наступить позже. 4) Первые недели плавания разочаровали.

№ 7. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Сама судьба велит тебе спасать меня. 2) Она будет всю жизнь благоговеть перед ним. 3) Изменники точно в воду канули. 4) Осенью я начал серьезно заниматься плаванием.

№ 8. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Первыми подходят к воде овцы. 2) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой. 3) У каждого есть или будет немало заветных дорог. 4) Он уже целый город воздвигнуть готов.


№ 9. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) Один и тот же сон мне повторяться стал. 2) Все сходило ему с рук. 3) А все же давайте разберемся. 4) Теперь рассеяны сомненья.

№ 10. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) О, я как брат обняться с бурей был бы рад! 2) Я часто не мог скрывать свое отношение к вам. 3) Как будто перестало биться сердце. 4) Эта грусть была неопределенная, смутная, как сон.

№ 11. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) От волнения она долго не могла начать говорить. 2) Последним уехал командир 332-го, майор Барабанов. 3) Я пойду посмотрю новый кинофильм. 4) Я отдаю предпочтение зрелищному кино.

№ 12. Определите, в каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения «Ты должен быть нашим первым драматургом».
1) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное; 2) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное; 3) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное именное ; 4) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное.


№ 13. Определите, в каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения
« После чаю мы с братом предложили гостям пройтись по саду».

1) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное; 2) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное; 3) подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, сказуемое — простое глагольное ; 4) подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, сказуемое — составное глагольное.

№ 14. Определите, в каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения «После окончания института Федор должен был вернуться в родной город».
1) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное; 2) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное ; 3) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное именное; 4) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное.

Тест «Сказуемое и его основные виды»

№ 1. В каком предложении сказуемое выделено неправильно?
1) Пусть грянет гром! 2) Он дал обещание брату. 3) Отчего вы перестали говорить со мной серьезно? 4) Осень в этом году пришла холодная, ветреная.


№ 2. В каком предложении сказуемое выделено неправильно?

1) Он тебя будет учить всему ремесленному искусству. 2) Завтра вечером у вас будет репетиция. 3) Работа должна быть выполнена к указанному сроку. 4) Рассеянный человек может быть талантлив.


№ 3. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Я буду сильно беспокоиться. 2) Дни становились все длиннее и длиннее. 3) Вскоре я бросил писать стихи. 4) Садовник был человек суетливый и разговорчивый.

№ 4. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу. 2) Речь, стих — та же музыка, то же пение. 3) Карл Петрович в конце концов согласился вернуться. 4) Самым потерянным и негодным человеком в городе считался младший Маклаков.

№ 5. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Окно вымыто до блеска. 2) Небо было в тучах. 3) Папенька, прикажи ему отдать кольцо. 4) Они способны мыслить и рассуждать.


№ 6. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Зимы ждала, ждала природа. 2) Но был ли счастлив мой Евгений? 3) Ее загаданный час, по-видимому, должен был наступить позже. 4) Первые недели плавания разочаровали.

№ 7. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Сама судьба велит тебе спасать меня. 2) Она будет всю жизнь благоговеть перед ним. 3) Изменники точно в воду канули. 4) Осенью я начал серьезно заниматься плаванием.

№ 8. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Первыми подходят к воде овцы. 2) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой. 3) У каждого есть или будет немало заветных дорог. 4) Он уже целый город воздвигнуть готов.

Тест «Сказуемое и его основные виды»

№ 1. В каком предложении сказуемое выделено неправильно?
1) Пусть грянет гром! 2) Он дал обещание брату. 3) Отчего вы перестали говорить со мной серьезно? 4) Осень в этом году пришла холодная, ветреная.


№ 2. В каком предложении сказуемое выделено неправильно?

1) Он тебя будет учить всему ремесленному искусству. 2) Завтра вечером у вас будет репетиция. 3) Работа должна быть выполнена к указанному сроку. 4) Рассеянный человек может быть талантлив.


№ 3. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Я буду сильно беспокоиться. 2) Дни становились все длиннее и длиннее. 3) Вскоре я бросил писать стихи. 4) Садовник был человек суетливый и разговорчивый.

№ 4. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу. 2) Речь, стих — та же музыка, то же пение. 3) Карл Петрович в конце концов согласился вернуться. 4) Самым потерянным и негодным человеком в городе считался младший Маклаков.

№ 5. В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Окно вымыто до блеска. 2) Небо было в тучах. 3) Папенька, прикажи ему отдать кольцо. 4) Они способны мыслить и рассуждать.


№ 6. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Зимы ждала, ждала природа. 2) Но был ли счастлив мой Евгений? 3) Ее загаданный час, по-видимому, должен был наступить позже. 4) Первые недели плавания разочаровали.

№ 7. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Сама судьба велит тебе спасать меня. 2) Она будет всю жизнь благоговеть перед ним. 3) Изменники точно в воду канули. 4) Осенью я начал серьезно заниматься плаванием.

№ 8. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Первыми подходят к воде овцы. 2) Мартышка, в зеркале увидя образ свой, тихохонько медведя толк ногой. 3) У каждого есть или будет немало заветных дорог. 4) Он уже целый город воздвигнуть готов.

№ 9. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) Один и тот же сон мне повторяться стал. 2) Все сходило ему с рук. 3) А все же давайте разберемся. 4) Теперь рассеяны сомненья.

№ 10. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) О, я как брат обняться с бурей был бы рад! 2) Я часто не мог скрывать свое отношение к вам. 3) Как будто перестало биться сердце. 4) Эта грусть была неопределенная, смутная, как сон.

№ 11. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) От волнения она долго не могла начать говорить. 2) Последним уехал командир 332-го, майор Барабанов. 3) Я пойду посмотрю новый кинофильм. 4) Я отдаю предпочтение зрелищному кино.

№ 12. Определите, в каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения «Ты должен быть нашим первым драматургом».
1) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное; 2) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное; 3) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное именное; 4) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное.


№ 13. Определите, в каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения
« После чаю мы с братом предложили гостям пройтись по саду».

1) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное; 2) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное; 3) подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, сказуемое — простое глагольное; 4) подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, сказуемое — составное глагольное.

№ 14. Определите, в каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения «После окончания института Федор должен был вернуться в родной город».
1) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное; 2) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное; 3) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное именное; 4) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное.

№ 9. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) Один и тот же сон мне повторяться стал. 2) Все сходило ему с рук. 3) А все же давайте разберемся. 4) Теперь рассеяны сомненья.

№ 10. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) О, я как брат обняться с бурей был бы рад! 2) Я часто не мог скрывать свое отношение к вам. 3) Как будто перестало биться сердце. 4) Эта грусть была неопределенная, смутная, как сон.

№ 11. В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) От волнения она долго не могла начать говорить. 2) Последним уехал командир 332-го, майор Барабанов. 3) Я пойду посмотрю новый кинофильм. 4) Я отдаю предпочтение зрелищному кино.

№ 12. Определите, в каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения «Ты должен быть нашим первым драматургом».
1) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное; 2) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное; 3) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное именное; 4) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное.


№ 13. Определите, в каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения
« После чаю мы с братом предложили гостям пройтись по саду».

1) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное; 2) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное; 3) подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, сказуемое — простое глагольное; 4) подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, сказуемое — составное глагольное.

№ 14. Определите, в каком случае дан правильный вариант характеристики главных членов предложения «После окончания института Федор должен был вернуться в родной город».
1) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное; 2) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное глагольное; 3) подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое — составное именное; 4) подлежащее выражено местоимением в именительном падеже, сказуемое — простое глагольное.

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве предложения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Таблица

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
«есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого


Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

Двусоставные предложения. Главные члены предложения. 8 класс ( урок 22-30 )

Двусоставные предложения. Главные члены предложения. 8 класс ( урок 22-30 )

  • Оглавление
  • Занятия
  • Обсуждение
  • О курсе

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

Конспект урока по теме:«Составное глагольное сказуемое»

Тип урока: урок закрепления знаний.

Дидактическая задача урока: формирование навыка нахождения составного глагольного сказуемого через разные формы работы.

Цели урока:

Обучающие:

— повторить структуру составного глагольного сказуемого;

— научить опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений;

— различать простое и составное глагольные сказуемые.

Развивающие:

— развивать у учащихся критическое мышление;

— развивать положительную мотивацию к изучению русского языка;

— развивать умение работать в группах.

Воспитывающие:

— повышать интерес к изучению русского языка.

Формы обучения: фронтальная , групповая, индивидуальная.

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Надеюсь, у вас хорошее настроение и вы настроены на серьёзную работу.

Откроем тетради, запишем число и тему урока «Составное глагольное сказуемое».

Целеполагание

Сегодня на уроке будем закреплять знания о простом и составном глагольном сказуемом, способах их выражения, а также совершенствовать умение безошибочно находить в предложении грамматическую основу, определять виды глагольного сказуемого, учиться редактировать текст. Оценивать себя попробуем сами.

Закрепление знаний о простом и составном глагольном сказуемом.

А начнём работу с повторения теоретического материала.

1. Записать на доске формулу СГС и подготовиться к устному ответу.

Работа по карточке.

Подчеркнуть составное глагольное сказуемое и обозначить, чем оно выражено.

Он собирается заниматься в спортивной школе.

Я должен помочь другу.

2. Проверка теоретических знаний.

Пока ученик готовится у доски, ответим на вопросы:

какое сказуемое называется составным глагольным.

— чем составное глагольное сказуемое отличается от простого глагольного?

— какую роль играют вспомогательные слова в составном глагольном сказуемом?

— что такое нулевая связка и в каких случаях она наблюдается?

— назовите слова, которые могут выступать в качестве вспомогательных. ( ответы по цепочке )

Проверив теоретические знания, попробуем безошибочно определить виды сказуемого.

Работа с текстом. Откроем учебник.

— Прочитаем внимательно текст.

Какова его главная мысль?

Определить стиль этого текста и связь предложений в первом абзаце.

Найти в тексте сказуемые, распределить их на простое и составное.

Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Критерии оценивания:

Нет ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

4. Работа с сигнальными карточками.

У каждого 6 карточек с номерами предложений.

Молодой Дубровский хотел заняться делами.

Я лошадей кормить буду.

Туман начинает понемногу рассеиваться.

Тысячи роз от солнца дымятся и горят душистым огнём.

И у меня есть своя заветная мечта.

Сегодня я знал назубок весь параграф.

Учитель характеризует главные члены предложения, а ученик записывает номер того предложения, характеристике которого оно соответствует.

Номер может быть не один.

Вопросы:

1 В этом предложении есть составное глагольное сказуемое.

2 В этом предложении простые однородные глагольные сказуемые.

3 В этом предложении простое глагольное сказуемое.

4 В этом предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом.

Самопроверка. 1, 3

За каждый правильный ответ 1 балл. 8 б.- «5»

Работа в группах.( по 4 человека в группе)

Заменить простые глагольные сказуемые составными. (задание дано на доске).

1)Собрание начнётся точно в назначенный срок.

2)Учитель поможет ребятам в решении трудных задач.

3)Сыновья помогают матери в домашних делах.

4)Она водит машину.

5)Сыновья навестили своих родителей.

6. Занимательная лингвистика «Четвёртое лишнее».

Найдите «Четвёртое лишнее» среди сказуемых в предложениях:

1)В клетке соловей перестал петь.

2)Команда будет выступать на своём поле.

3)Мы будем рады видеть вас у себя.

4)Оксана любила покрасоваться.

Аргументируйте свой ответ.( Во 2 предложении простое глагольное сказуемое выражено формой сложного будущего времени.)

Рефлексия. Составление синквейна.

1-я строка Кто? Что?(тема) 1 существительное.

2-я строка Какой?(определение темы) 2 прилагательных

3-я строка Что делает? (характерные действия или состояния предмета) 3 глагола.

4-я строка Что автор думает? (фраза из четырёх слов).

5-я строка Кто? Что? (новое звучание темы) 1 существительное.

Синквейн.

2. Простое, составное.

3. Выражает, сообщает, воздействует.

4. Сказуемое- стержень всего предложения.

Выставление мотивированных оценок.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/tipy-skazuiemyh.html

http://www.kursoteka.ru/course/4158/lesson/13969/unit/34135/3