Определить виды сказуемого задания

Карточка по русскому языку по теме: «Типы сказуемого»
картотека по русскому языку (8 класс) на тему

Карточка по русскому языку для 8 класса по теме «Типы сказуемого»

Скачать:

ВложениеРазмер
tipy_skazuemogo.doc53.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Шевцова Елена Анатольевна , учитель русского языка и литературы

МОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

(КАРТОЧКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА)

Учитель языка и литературы,

Задание: определите вид сказуемого в предложениях

Кто не чувствует уверенности в своих силах, пусть уж лучше останется на своем теперешнем месте.

Но суровая умница-жизнь позаботилась вылечить меня от этой приятной слепоты.

Лиза была в восхищении от успеха своей выдумки.

Мальчик сразу навострил уши.

А колокольчик однозвучный звенел, звенел и пропадал!

Множество мыслей продолжало роиться в его голове.

Никто ни в чем не виноват перед нами.

Приказывать, запрещать и настаивать он положительно не умеет.

Её глазки были полны слёз, лицо становилось всё бледней и бледней.

Он мечтал научиться рисовать.

Она бросилась бежать.

Сейчас он отдыхал после обеда и был сильно не в духе.

Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом

«5»- 90-100 % , 14-15 баллов;

«4»- 70- 89 %, 13-11 баллов;

«3»- 51-69 %, 8-10 баллов;

«2»- 50 и менее %, 7 и менее баллов

Кто не чувствует уверенности в своих силах, пусть уж лучше останется на своем теперешнем месте.

Но суровая умница-жизнь позаботилась вылечить меня от этой приятной слепоты.

Лиза была в восхищении от успеха своей выдумки.

Мальчик сразу навострил уши.

А колокольчик однозвучный звенел, звенел и пропадал!

Множество мыслей продолжало роиться в его голове.

Никто ни в чем не виноват перед нами.

Приказывать, запрещать и настаивать он положительно не умеет.

Её глазки были полны слёз, лицо становилось всё бледней и бледней.

Он мечтал научиться рисовать.

Она бросилась бежать.

Сейчас он отдыхал после обеда и был сильно не в духе.

  1. Горшкова, В.Н. Сборник диктантов 5-9 классы [Текст]/ сост. В.Н. Горшкова. М.: Вако, 2012.- 320 с.-ISBN- 978-5-408-00818-6.
  2. Разумовская, М.М. Русский язык. 8 класс [Текст]: учеб. для. общеобразоват. учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- М.: Дрофа, 2009.-269, [3 ] с.: ил., 8 л. цв. вкл.- ISBN- 978-5-358-06418-8.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по теме «Типы речи. Рассуждение».

В данном материале представлена презентация к открытому уроку русского языка в 5 классе по теме «Типы речи. Оценка действительности» от 11.02.2015 г.

Конспект открытого урока русского языка в 8 А классе по теме «Типы словосочетаний» ( с использованием ЭОР и ИКТ).

Материал представляет собой презентацию к уроку русского языка в 10 классе по теме «Типы сложных предложении и средства связи в них». Цели и задачи:*Систематизация, углубление и обобщение знаний .

Электронный тренажёр по русскому языку предназначен для обучения русскому языку при помощи выполнения упражнений .Тренажер по теме «Типы сказуемого» предназначен для учащихся 8 класса. С помощью трена.

Презентация по русскому языку на тему: Типы речи. Рассуждение» (5 класс).

Практикум по теме «Виды сказуемых»

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 1 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) В ту же секунду как будто перестало биться сердце. 2) Но был ли счастлив мой Евгений? 3) Осень в позапрошлом году была дождливая. 4) На холмах и на равнинах рдеют кисти на рябинах. 5) Рябиновыми ветками люди украшали не только жилые помещения, но и сараи. 6) Этот сад мечтал посадить мой дедушка. 7) Через месяц путешественники добрались до Москвы. 8) Светлыми звёздами украшена тихая зимняя ночь. 9) Стихи писать Пушкин начал ещё до лицея. 10) На рассвете с реки потянул холодок. 11) Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь. 12) А.С. Пушкин – великий русский поэт.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 2 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

Небо на востоке было залито нежно-алыми, лиловыми и палевыми оттенками. 2) Люблю я пышное природы увяданье . 3) Один и тот же сон мне повторяться стал. 4) Скинуло кафтан зелёный лето. 5) Осенью я начал серьезно заниматься плаванием. 6) Он уже целый город воздвигнуть готов. 7) Они увидели молодого дворянина, колотившего чем попало слугу. 8) Весь облик незнакомца был примечателен. 9) Сегодня я всю ночь работал на вас, сударь. 10) Певчие птицы – наши верные друзья. 11) От волнения она долго не могла говорить. 12) Двери в парадную залу настежь открыты.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 3 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Я люблю слушать вечером гуд комаров . 2) Профессор был очень взволнован результатами опытов . 3) По моей просьбе аптекарь приготовил лекарство. 4) Величайшая сила заключена в солнечном свете. 5) А потом всё пошло по-старому. 6) Машины с трудом стали выбираться из котлована. 7) А вскоре мы к всеобщей радости начали подниматься в гору. 8) Медный ствол сосны порозовел на солнце . 9) Тропа была проложена с правой стороны долины. 10) Вода всё ещё не могла успокоиться. 11) В воскресный день я с дедом разгребал во дворе снег. 12) Белоснежный ландыш – символ ясного мая.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 4 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Три экипажа подкатили уже к дому Ноздрёва . 2) Темнота ночи смогла бы избавить меня от всех опасностей . 3) Последняя ночь на юге была звёздная. 4) Вспоминая эту историю, она всегда начинала плакать. 5) Товарищ с вещами остался на берегу. 6) Тонкая берёзка – героиня многих русских песен . 7) Сергей не хотел раньше срока будить дедушку. 8) Волны перестали бить в корму корабля с прежней яростью . 9) Калитка в сад была приоткрыта. 10) Рядом с пароходом плыли дельфины. 11) Карл Петрович в конце концов вернулся в деревню. 12) Окно в комнате вымыто до зеркального блеска.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 5 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Подходы к заграждениям и окопам заминированы. 2) Крутиков разгорячённо принялся объяснять происшедшее. 3) Перед наступлением наши артиллеристы обстреляли немецкие позиции. 4) Десантники поспешили углубиться в чащу. 5) С пригорка была видна вся деревня. 6) Я делаю лучшие шляпы и шапки в мире. 7) Морской воздух в любое время года чист и приятен. 8) Я хочу слушать лекции великого Гассенди . 9) Пускай они оставят Годунова и уйдут из Москвы. 10) Вскоре я бросил сочинять стихи. 11) Солотча – извилистая, неглубокая река. 12) Иногда Иван Матвеевич заставлял меня играть на фортепиано.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 6 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Улицы полны ночной свежести. 2) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. 3) С дерева на дерево перелетают вороны, оставшиеся на зиму. 4) Тарас Гаврилович любил поговорить с образованным человеком. 5) В пустые окна были видны белые облака. 6) Шли два приятеля вечернею порой. 7) Со вчерашнего вечера девочка была больна. 8) Карл Петрович в конце концов согласился вернуться в город. 9) Учитель объяснил детям тему и раздал карточки с заданием. 10) А солнце пряталось за снеговой хребет Эльбруса. 11) Лондон – столица Великобритании. 12) На краю мохового болота я приказал солдатам остановиться.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 7 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Мать сильно огорчена звонком сына. 2) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья. 3) Замолчав, Пенкин заштопал дырку в гимнастерке. 4) У паромной переправы мы решили перекусить. 5) Многие кабинеты в школе были заперты. 6) У поворота он остановился и немного задумался. 7) После вчерашнего шторма вода была мутной. 8) Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза. 9) По реке и кустам зашумел редкий тёплый дождь. 10) История – самый интересный предмет в школе. 11) Жил старик со старухой у самого синего моря. 12) Семён Матвеевич заставил Сергея выпить стакан воды.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 6 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Улицы полны ночной свежести. 2) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. 3) С дерева на дерево перелетают вороны, оставшиеся на зиму. 4) Тарас Гаврилович любил поговорить с образованным человеком. 5) В пустые окна были видны белые облака. 6) Шли два приятеля вечернею порой. 7) Со вчерашнего вечера девочка была больна. 8) Карл Петрович в конце концов согласился вернуться в город. 9) Учитель объяснил детям тему и раздал карточки с заданием. 10) А солнце пряталось за снеговой хребет Эльбруса. 11) Лондон – столица Великобритании. 12) На краю мохового болота я приказал солдатам остановиться.

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 3 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Я люблю слушать вечером гуд комаров . 2) Профессор был очень взволнован результатами опытов . 3) По моей просьбе аптекарь приготовил лекарство. 4) Величайшая сила заключена в солнечном свете. 5) А потом всё пошло по-старому. 6) Машины с трудом стали выбираться из котлована. 7) А вскоре мы к всеобщей радости начали подниматься в гору. 8) Медный ствол сосны порозовел на солнце . 9) Тропа была проложена с правой стороны долины. 10) Вода всё ещё не могла успокоиться. 11) В воскресный день я с дедом разгребал во дворе снег. 12) Белоснежный ландыш – символ ясного мая.

Источник: интернет. Рабочая тетрадь. Сказуемое. 8 класс. Тренировочные упражнения.

Материалы рабочей тетради могут использоваться в качестве проверочных и тренировочных работ.

Просмотр содержимого документа
«Источник: интернет. Рабочая тетрадь. Сказуемое. 8 класс. Тренировочные упражнения.»

Методические рекомендации для работы с материалами диска

Материалы к уроку

Дидактический материал по теме «Сказуемое»:Тренировочные упражнения.

Е.А. Белых, г. Владивосток.

Рабочая тетрадь с материалами для самостоятельной работы.

Часть материалов рабочей тетради, по усмотрению учителя, может использоваться в качестве проверочных заданий для работы в классе.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Подчеркните грамматическую основу предложений, укажите типы сказуемых.

1) Дом строят каменщики. Дом будут строить каменщики. Дом продолжают строить каменщики. 2) Сирень отцветает. Сирень скоро будет отцветать. Сирень начинает отцветать. 3) Неприятель отступает. Неприятель перестал отступать. Неприятель будет отступать. 4) Ребята купаются в реке. Ребята будут купаться в реке. Ребята стали купаться ежедневно.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Укажите, в каких предложениях простое глагольное сказуемое, а в каких – составное глагольное (выпишите номера предложений).

1) Я спою. – Еще я долго буду петь. (С.Есенин) 2) Мальчик стал на цыпочки и с трудом дотянулся до книжной полки. – Приближаясь к станции, поезд стал замедлять ход. 3) Ребята успешно начали новый учебный год. – От сильного ветра начали гнуться ветки деревьев. 4) Он хотел новую спортивную форму. – В соревнованиях он хотел непременно добиться высоких результатов. 5) На летние каникулы класс собирается в поход. – Он собирается заниматься в спортивной школе. 6) Он, например, не мог солгать. (М.Ромм) 7) Тогда мы решили по ночам дежурить по очереди у костра. (К.Паустовский) 8) Я не имею намерения вредить вам. (А.Пушкин) 9) Он изъявил согласие принять меня завтра. (А.Куприн) 10) Грустно смотреть на падающие листья. 11) Я готов с вами поспорить. 12) Надо спешить жить, надо наполнять жизнь смыслом.

Простое глагольное сказуемое_________________________________

Составное глагольное сказуемое_______________________________

УПРАЖНЕНИЕ 3. Подчеркните грамматическую основу предложений, объясните значение вспомогательного глагола в составном глагольном сказуемом.

1) Зачем бы я стала лгать? (А.Н. Толстой) 2) Алексей продолжал играть роль рассеянного и задумчивого. (А.Пушкин) 3) Рад послушать я песню былую. (С.Есенин) 4) Лука раздумал тотчас лезть в воду. (Л.Толстой) 5) Но колен моих пред вами преклонить я не посмел и влюбленными мольбами вас тревожить не хотел. (А.Пушкин) 6) Народ гуляет, а я принужден маяться. (А.Н. Толстой) 7) Она любила на балконе предупреждать зари восход. (А.Пушкин) 8) Я привык смотреть на таких людей как на заурядных и обыденных. (М.Горький) 9) Виктор Николаевич не хотел вмешиваться в дела своей жены. (Д.Мамин-Сибиряк) 10) Главный кассир начал ходить по комнате. (И.Тургенев)

УПРАЖНЕНИЕ 4. Определите тип сказуемого в предложениях. Выделите вспомогательные глаголы в сказуемом.

А. 1) Мы слушаем радио. – Сегодня будем слушать интересную передачу. – Мы начнем слушать эту передачу после ужина. – Он будет слушателем школьного лектория. 2) Будь ты в этом доме хозяйкой. – Ты будь сегодня дома. 3) Я гордился бы тобой. – Я был бы горд тобой. – Я горжусь тобой. 4) Сестра скоро будет экономистом. – Она стала экономистом. 5) Лекция обещает быть интересной. – Он обещает быть у нас завтра. – Мы будем у вас завтра. 6) Ваня быстро привык к пароходной жизни. (К.Паустовский) – Так с детства Кипренский привык мечтать. (К.Паустовский)

Б. 1) Вы будете жить у бабушки, а maman с девочками останется здесь. (Л.Толстой) 2) Улицы были украшены флагами и ярко освещены. 3) Дневная репетиция окончена. (А.Куприн) 4) Улыбка на лице выходила кривой и кислой. (А.Чехов) 5) Часто она обращалась к нам с разными просьбами. (М.Горький) 6) Положение старшего сына, Семена, было не из завидных. (Д.Мамин-Сибиряк) 7) И мы тоже не лыком шиты. (Д.Мамин-Сибиряк) 8) Отец мой был слесарь. (М.Горький) 9) Дуб этот считался священным. (А.Н. Толстой) 10) Зато старый ковер сделался любимой вещью мальчика. (А.Куприн) 11) И мое будущее представляется мне еще безнадежнее. (Л.Толстой) 12) Обломов был не в своей тарелке. (И.Гончаров) 13) А то у тебя нос совсем клюквой. (Д.Мамин-Сибиряк) 14) Весь дом был в страхе. (Ф.Достоевский) 15) Время тогда было точно перед грозой. (А.Н. Толстой) 16) Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву. (Л.Толстой) 17) Карл Иваныч был очень не в духе. (Л.Толстой) 18) Речка была мутная, мелкая, город был запылен, казался очень бедным. (И.Бунин)

А. Укажите номера предложений, в которых есть составное именное сказуемое.

1) Он будет у нас завтра. 2) Он будет первым. 3) Он ни с кем не считается. 4) Это упражнение считается легким. 5) Ты всегда являешься вовремя. 6) Ты являешься участником соревнований. 7) Кассир считает деньги. 8) Его считают хорошим работником. 9) Бумага делается из древесины. 10) В комнате делается душно. 11) Он остается в городе. 12) Задача остается нерешенной. 13) Книга оказалась в портфеле. 14) Чашка оказалась разбитой. 15) Была жара. (В.Маяковский) 16) Дед был знахарь и крикун. (К.Паустовский) 17) Атаман Кузьма Псалом явился рано утром. (Д.Мамин-Сибиряк) 18) Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. (А.Пушкин) 19) У Варвары Петровны оказались неожиданно свои понятия. (А.Н. Толстой) 20) Пожилой человек оказался профессором-почвоведом. (К.Паустовский) 21) Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история. (М.Булгаков) 22) Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. (М.Булгаков)

Составное глагольное сказуемое_______________________________

Б. Подчеркните сказуемые в следующих предложениях.

1) По настоянию Аглаи князь должен был тотчас рассказать всю историю в подробности. (Ф.Достоевский) 2) Он был до крайности возбужден. (А.Чаковский) 3) Что может быть милей бесценного родного края? (А.Никитин) 4) Я в состоянии вовсе не спать. (А.Чехов) 5) Второй прыжок был труднее. 6) Страх стал осознанным: это действительно высоко и не всегда безопасно. (Н.Черкасов) 7) Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. (Д.Лихачев) 8) Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. (Д.Лихачев) 9) Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. (Д.Лихачев) 10) Кити возвращалась домой, в Россию, излеченная. (Л.Толстой) 11) Присутствие ее оказалось очень к месту. (К.Федин) 12) Ты должна была его любить преданно. (А.Н. Толстой) 13) Каждый находил нужным улыбаться и курить грошовый фимиам. (А.Чехов) 14) Но Клим Самгин привык и даже как бы считал себя обязанным искать противоречий. (М.Горький) 15) К какому роду земных созданий можно было отнести ее? (И.Бунин)

УПРАЖНЕНИЕ 6. Вставьте пропущенные буквы и объясните написание слов; найдите и охарактеризуйте грамматические основы предложений.

1) Жизнь обитателей Покровского была одн___образна. (А.Пушкин) 2) После седьмого класса мы ра___тались друзьями. 3) Озеро было таинств___ое. (К.Паустовский) 4) После этих слов лодка была призна___а всем населением деревни. (К.Паустовский) 5) Комната с портретом Гарибальди покажется слабо освещ___ой каютой, затер___ой в океане непроглядной ночи. (К.Паустовский) 6) Целый день Владимир был в раз___езде. (А.Пушкин) 7) В серебре росы трава. (А.Блок) 8) Во всем я, по воле родительской, был у матушки в полном пов___новени___. (Н.Лесков) 9) Руки были в смоле и ож___гах. (К.Паустовский) 10) Город наш в осаде. (Н.Тихонов) 11) Ни___кая и у___кая комната была без окон. (Д.Мамин-Сибиряк) 12) Время тогда было точ___но перед грозой. (А.Н. Толстой) 13) Варя была с заплака___ыми глазами (А.Чехов) 14) Я сегодня при деньгах. (К.Паустовский) 15) И полиц___я была уже начеку. (Вл.Гиляровский) 16) К___рнет же в это время находился в весьма неприятном положени___. (Л.Толстой) 17) Сейчас нам выход в космос кажется рядовым делом. 18) Во всем воздух___ была какая(то) пыльная мгла, г___р___зонт был серо(лилов___) цвета; но ни одной туч___ки (не)было на небе. (Л.Толстой) 19) Я помнил ее, когда она с___дела больная перед открытым окном и грус___но огляд___вала чудную весе___юю картину… (Вл. Короленко)

УПРАЖНЕНИЕ 7. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы, объясните употребление именительного или творительного падежа в составном именном сказуемом. Расставьте знаки препинания.

А. 1) Моя подруга была артистка. – Она была артисткой. 2) Азамат был пр___упрямый мальчишка. (М.Лермонтов) 3) Дубровский сам был гв___рдейским офицером он не позволит обидеть товарища. (А.Пушкин) 4) И вот она (муза) в саду моем ___вилась барышней уез___ной. (А.Пушкин) 5) Покупка Чичикова ___делалась предметом разг___воров. (Н.Гоголь) 6) Лизавета Ивановна была пр___несчас___ное создание. (А.Пушкин) 7) Она была единств___ое и, следовательно, балова___ое дитя. (М.Лермонтов) 8) Он ___вился перед ними мрачным и разоч___рова___ым. (А.Пушкин) 9) Лиза пр___зналась что поступок ее к___зался ей ле___комысл___ым. (А.Пушкин) 10) См___трителем маяка был старый боцман парусного флота Майданов. (К.Арсеньев)

Б. 1) Был я в то время студент___ в пров___нц___альном университете. (Л.Толстой) 2) Отец Вареньки был очень красив___ статн___ высок___ и свеж___ старик. (Л.Толстой) 3) Старик ум___р когда Матвей еще был ребенк___. (Вл. Короленко) 4) Большинство пр___сутствующих были стары___, почтен___ люди. 5) Он был мастер___ на все руки. (Н.Дубов) 6) Г-н Полутыкин был отличн___ человек___. (И.Тургенев) 7) Он приехал оттуда младш___ лейтенант___.

УПРАЖНЕНИЕ 8. Поставьте прилагательные, входящие в составное именное сказуемое, в нужную форму.

Поступки его (непредсказуемый), пословицы (афористичный), девочка (милый), я (виноваты), условия (неприемлемый), вы (правый), настоящая мудрость (немногословный).

А. Подчеркните грамматические основы предложений. Чем выражено составное глагольное сказуемое?

1) И все утро яркие и чистые // Буду видеть краски в вышине… (И.Бунин) 2) Мартышка вздумала трудиться. (И.Крылов) 3) Герои по правам решились разобраться. (И.Крылов) 4) В одиночестве способен жить не всякий. (И.Крылов) 5) Он был не в состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях. (А.Пушкин) 6) Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. (А.Пушкин) 7) Владимир начинал сильно беспокоиться. (А.Пушкин) 8) Он пустился бежать во весь дух. (Н.Гоголь) 9) Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней. (Н.Гоголь) 10) Казак почитал себя вправе молчать всю дорогу. (Н.Гоголь) 11) Кое-где начинал сверкать огонек. (Н.Гоголь) 12) Рука бойцов колоть устала. (М.Лермонтов) 13) Со старыми знакомыми он перестал видеться. (И.Гончаров) 14) Я даже вовсе не намерен вас мучить расспросами. (И.Тургенев) 15) Не надеялся он его застать. (И.Тургенев) 16) Муму, по обыкновению, осталась его дожидаться. (И.Тургенев)

Б. Вставьте буквы, объясните написание слов; подчеркните грамматические основы предложений, расставьте запятые.

1) Я стал сл___беть и зд___ров___ем. (Л.Толстой) 2) Наде___лся он уйти в турецкий Хрущук. (Н.Лесков) 3) Имею честь представить от него рапорт о болезни. (Н.Лесков) 4) Девочка перестала плакать. (Вл. Короленко) 5) Ты должна сама разобрат___ся ты взрослая. (К.Федин) 6) Пастухов под___вая руку прод___лжал отрях___ваться и огляд___вать свой к___стюм. (К.Федин) 7) Вот уже нач___ли в отдельности белеть кружочки марг___риток разгляд___ваться лист___я отсвеч___вать тр___пинки. (К.Федин) 8) Несколько раз она сил___лась ответить себе на возвр___щавшийся вопрос. (К.Федин) 9) Брось гр___зить оружием товарищ Нагульнов. (М.Шолохов) 10) Какое вы имеете право д___ржать нашу землю? (М.Шолохов) 11) Пр___няв решение он не пр___вык медлить отклад___вать дело в долгий ящик. (М.Шолохов) 12) Еще не успела Любка вымыться а к___птилка уже зач___дила и потухла. (А.Фадеев) 13) Он не отв___чал и прод___лжал см___треть на Клавдию. (А.Панаева) 14) Лена старалась показ___ваться нам пореже. (А.Панаева)

УПРАЖНЕНИЕ 10. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов; выделите грамматические основы предложений, определите тип сказуемых.

1) Веч___ром бабушка будет ра___сказ___вать нам сказки. – Стану сказ___вать я ска___ки песенку спою. (М.Лермонтов) 2) Я буду работать учителем в вашей школе. – Бригада начнет работу во вторую смену. – Я начну работать над р___ф___ратом сегодня. 3) Соль обладает многими ре___чайшими свойствами. (К.Паустовский) 4) Пусто, од___ноко сон___ое село. (А.Никитин) 5) Чиста и бесплодна была земля под дерев___ями… (А.Солженицын) 6) Мир примет бе___конечно разн___образен. (К.Паустовский) 7) Каждый должен стреми___ся к своему призванию… Человек все время должен быть (не)доволен собой стреми___ся к лучшему. (Д.Лихачев) 8) Старик в задор вошел. (П.Бажов) 9) Но вошедший как будто (не)испытывал неудобства. (А.Н. Толстой)

УПРАЖНЕНИЕ 11. Подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания. Из каких компонентов состоит сказуемое?

1) На следующее утро Акулина захотела попробовать и писать. (А.Пушкин) 2) Шубин хотел начать работать но глина крошилась. (И.Тургенев) 3) Ты не имеешь права продолжать настаивать на своих взглядах. (В.Вересаев) 4) Шаги его уже перестали быть слышны. (Л.Толстой) 5) Василий Назарыч старался казаться веселым. (Д.МаминСибиряк) 6) Я имею несчастье состоять родственником этого человека. (Ф.Достоевский) 7) Я обязан быть снисходительным с нею. (И.Тургенев) 8) Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым. (М.Лермонтов)

УПРАЖНЕНИЕ 12. Подчеркните грамматические основы, определите тип сказуемых. Чем выражены главные члены предложения? Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и объясните написание не с различными частями речи.

1) Прозрачно небо. Звезды блещ___т. 2) Богат и славен Кочубей. Его луга (не)обозримы. 3) Своей дремоты пр___возмоч___ (не)хоч___т воздух. 4) Дворец к___зался островом печальным. 5) Я сидел погруж___ый в глубокую задумчивость. 6) Был он с хитр___цой. 7) В молчани___ добро должно тв___рит___ся. 8) Но (не)чего об этом толковать. (По А.Пушкину) 9) Из-за плохой вентиляц___ в цех___ пада___т произв___дительность труда. 10) Хлеба обмолоч___ы. 11) Я хотел бы помоч___ вам. 12) Она (не)может (не)быть счас___ливой. (А.Панова) 13) В пансионат___ она зан___малась музыкой и читала романы. (И.Тургенев) 14) Из-за больной ноги она (не)могла работать. 15) Жизнь современ___ого человека (не)мыслима без постоя___ого духовного общения с книгой. (В.Сухомлинский) 16) На склоне (не)глубокого оврага в___днелась пасека. (И.Тургенев) 17) Осень стояла (не)бывалая, сухая, бодрая, с ясност___ю холодноват___ воздуха. (К.Паустовский) 18) (Не)сколько дней подряд я был занят чтением. (А.Гайдар) 19) Старик (не)охотно встал и выш___л за мной на улицу. (И.Тургенев) 20) Высоко в неб___ над (не) отта___вш___й землей зал___вался жаворонок. 21) Домой мы возвращались по (не)осв___щ___ым улицам. 22) Дверь нам открыл мужчина. Заспа___ое его лицо было (не)злое, а скорее доброе. 23) Один из споривших явно (не)годовал. 24) Возвраща___ся на старую стоянку нам было уже (не)зачем. 25) Любовь наша (не)менее тяжела, чем (не)нависть… (М.Горький)

УПРАЖНЕНИЕ 13. Обоснуйте написание слов и постановку знаков препинания. Подчеркните грамматические основы, определите тип сказуемых. Составьте схемы сложных предложений.

А. 1) Вечерами гл___жу я в окно и д___лекое чуди___ся де___ство. (А.Марков) 2) Луна сияла июльская ноч___ была тиха изр___дк___ подымался ветерок и ле___кий ш___рох проб___гал по всему саду. (А.Пушкин) 3) В___черняя з___ря погасла и в воздух___ нач___нали густеть и разл___ва___ся холодные тени. 4) У нас (не)было воды хотелось пить. (К.Паустовский) 5) Выше подымае___ся со___нце (не)стерпимо раскатывае___ся ружейная и пулеметная тр___скотня (А.Серафимович) 6) Расп___хнув дверь ком___ндир (не)торопливо спустился к коню. (А.Гайдар) 7) Кто хоть раз увид___л Пр___амур___е тот его (не)мог (не)полюбить. (В.Гусев) 8) Загадочны и потому прекрасны темные чащи лесов глубины морей загадочен крик птицы и треск лопнувш___й от теплоты др___весной поч___ки. (К.Паустовский)

Схемы сложных предложений

Б. 1) На каникулах мы н___куда (не)ездили да и н___куда было ехать. 2) У входа в кабинет бесед___вали двое. Один из них улыбался но (не)мя___ко и дружелюбно как обычно а холодно и натянуто. 3) (Не)доумевая я стал перечит___вать письмо. 4) Все места в зал___ уже были зан___ты сесть нам было н___где. 5) Лед на реке был (не)окрепший а только слегка стянутый прозрачной корочкой. 6) (Не)ожида___о мы вышли на большую солнечную поляну. Трава ___десь была соч___ная зеленая н___кем (не)помятая. 7) Всего знать н___кто (не) может а стыдно и вредно пр___тв___рят___ся что знаеш___ чего (не)зна___ш___. (Л.Толстой)

Схемы сложных предложений

В. 1) Лес стоит радос___ный праз___н___чный. (Н.Тихонов) 2) С величайш___й поч___тительност___ю готов я изумляться упорству и долг___т___рпению смелых альпийских пут___шеств___ников упрямо стремящихся к своей цели. Никакие пр___пятствия (не)могут ост___новить их. С (не)сокрушимой настойч___вост___ю пр___зирая опас___ности и усталость проб___раются они к самым высоким в___ршинам. Множество смелых пут___шеств___ников (альпинистов) побывало в горах. Описа___ы и и___след___ва___ы горные пики изуч___ы опасные (не)доступные л___дн___ки.. (И.Соколов-Микитов) 3) Ц___тадель ст___яла безмолвной и (не)пр___ступной. (К.Федин) 4) Два дня прошло как в тумане.


источники:

http://infourok.ru/praktikum-po-teme-vidi-skazuemih-3135452.html

http://multiurok.ru/files/istochnik-internet-rabochaia-tetrad-skazuemoe-8-kl.html