Определите способы выражения подлежащего и сказуемого в следующих предложениях

Подлежащее и сказуемое — способы выражения, виды и примеры

Определение терминов

Главным членом предложения является подлежащее, которое обозначает предмет или объект, совершающий действие. Основная форма выражения — существительное (или другое имя) в начальной форме. Лингвисты выделяют следующие характеристики этого элемента предложения:

  1. Отвечает на вопрос «о чем или о ком говорится в высказывании».
  2. Выражается или существительным в имен. п., или иными способами. Однако именем в косвенном падеже быть не может.

Пример: Кошка сидела на столе. Светило яркое солнце. Небо было безоблачным. Подлежащие в этих предложениях: кошка, солнце, небо. Все они являются существительными, отвечающими на вопросы «кто?» или «что?». Подчеркнуть при разборе его следует одной прямой чертой.

Сказуемое — второй главный член предложения, обозначающий действие, которое совершает предмет или объект, являющийся подлежащим. Вопросы — «что делает?», «что сделает?», «что делал?». Если в предложении имеются оба члена грамматической основы, то оно является двусоставным, а если только один из них — односоставным. Связь между главными элементами — равноправие, ни от одного из них нельзя задать вопрос другому.

Важно! Подлежащее и сказуемое — это основа предложения, к словосочетаниям такие элементы синтаксиса не относятся. В этом разница между главными и второстепенными членами.

Значение в речи

Грамматическая основа представляет собой ядро любой синтаксической конструкции, важнейшую его часть. Именно в ней сосредоточен основной смысл фразы, который говорящий или пишущий желает донести до своего собеседника или читателя. Чаще всего подлежащее и сказуемое являются самостоятельными, то есть для общего понимания значения высказывания их бывает достаточно, при этом второстепенные члены предложения (обстоятельство, определение, дополнение), вводные и уточняющие конструкции помогают передать более подробную информацию, но в понимании смысла особой роли не играют.

Если убрать любой элемент основы, будет утрачено само значение предложения, в то время как «потеря» любого из второстепенных компонентов, конечно, сделает фразу менее информативной, но смысл сохранит.

Кроме того, при помощи подлежащего удается заявить о том, кто именно совершает действие, а благодаря сказуемому — привязать высказывание к определенному временному отрезку. Вот почему они также являются грамматическим центром предложения.

В некоторых случаях используется пассивный залог глагола, например, «Книга пишется автором», однако подлежащим будет существительное в именительном падеже, несмотря на то, что по логике действие — написание — выполняет автор. Вот почему при изучении темы школьникам следует быть особенно внимательным и не забывать задавать вопросы, чтобы верно выполнить разбор предложения.

Несогласованные сказуемые чаще всего используются в разговорной речи, чтобы придать фразе краткость, эмоциональную окраску.

Способы выражения

Чаще всего подлежащее выражено словоформой имени существительного в именительном падеже множественного или единственного числа. Это связано с тем, что именно существительные обозначают предмет, что дает возможность говорящему наиболее просто, но полно выразить свою мысль.

Способы выражения подлежащего и сказуемого отличаются многообразием. Для первого, кроме существительных, могут использоваться:

  1. Местоимения, чаще личные: Я читаю книгу. Она пришла в гости с тортом.
  2. Другие разряды местоимений: неопределенные (Кто-то открыл дверь), отрицательные (Никто не хотел готовить уроки), вопросительно-относительные (Кто не хочет объездить весь мир).
  3. Числительные: количественные (Четыре делится на два), собирательные (Оба хотели прокатиться на лошади), порядковые (Первый побежал, второй остановился).
  4. Неопределенная форма глагола (инфинитив). Пример: Читать в постели — дурная привычка.
  5. Причастие. Например: Приехавшие расположились по комнатам. Учащиеся были добросовестны.

Кроме того, в качестве подлежащего могут использоваться цельные словосочетания — неделимые синтаксически и лексически. Основные варианты представлены в форме таблицы.

НаименованиеПример предложения
Географическое собственное наименование, состоящее из нескольких словСеверный Ледовитый океан был богат рыбой.
Устойчивое словосочетаниеЖелезная дорога протянулась на многие километры.
Наименование учрежденияМинистерство здравоохранения принимает претензии граждан.
Существительное со значением количества + сущ. в Р. п.Множество студентов смогло сдать сессию успешно.
Крылатое выражениеАвгиевы конюшни были вычищены быстро.
Числительное + сущ. в Р. п.Две липы росли под окном.
Местоимения «сколько, столько, несколько» + сущ. в Р. п.Несколько зданий гордо возвышалось на отшибе.
Прилагательное /числ./мест. в И. п. + предлог из + сущ./мест.Лучший из школьников сегодня получил золотую медаль.
Неопределенное мест. + прил.Нечто странное произошло сегодня с Ивановым.
Предикативная конструкция«Привет, сегодня не приду» просто застало его врасплох.

Кроме того, подлежащее может быть выражено и другими частями речи, выступающими в данном конкретном случае в значении существительного, то есть субстантивированными. Например, наречиями: Далеко — это лишь условность.

Разновидности подлежащих

В зависимости от способа выражения можно выделить два вида подлежащих. Наиболее часто употребляется номинативное, которое выражено словом любой части речи в значении существительного в начальной форме или сходным по грамматической форме словосочетанием. Для номинативных разновидностей используются личные местоимения (Я хотел купить синюю вазу), а также местоимения в паре со словами «весь, сам» (Сам он — лентяй).

Неизменяемые части речи также могут играть эту синтаксическую функцию. Поэтому подлежащим в определенном контексте может стать наречие, союз, предлог, междометие. Примеры: И — соединительный союз. Вот раздалось ау вдалеке. Завтра станет лучше, чем сегодня.

Вторая разновидность подлежащих — инфинитивные. Они предметным значением не обладают и не подвержены субстантивации. Примеры: Жизнь прожить — не поле перейти. Быть счастливым — вот цель человека. Смотреть на твои работы — подлинное наслаждение.

В таких конструкциях между подлежащим и сказуемым следует ставить тире.

Особенности сказуемых

Основной способ выражения сказуемого — глагольные формы. Однако он не является единственным. Есть три типа сказуемого в русском языке. Простое глагольное состоит из одного слова, представляет собой глагол в любой форме, помимо инфинитива. Примеры: Я читаю. Дедушка пропалывает грядки. Синее море разливало свои волны на огромное расстояние.

Составное глагольное образуется по схеме «инфинитив + вспомогательный глагол» (Я люблю читать. Кошка может спать сутки напролет). Составное именное состоит из двух компонентов: глагола-связки (чаще — «быть», реже используются «казаться», «стать») и именной части, которая выражается различными частями речи, за исключением глагольных форм и деепричастия. Примеры: Кот был белым. Я был веселым.

В этих предложениях сказуемым является не глагол «был», как может показаться на первый взгляд, а сложная конструкция из двух слов. Доказательство просто: если «выкинуть» связку, смысл не утратится. Соответственно, выразить признак предмета возможно только при помощи использования совокупности элементов.

Вне зависимости от разновидности сказуемого при проведении синтаксического разбора оно подчеркивается двумя прямыми чертами.

Верная постановка знаков

Изучение подлежащего и сказуемого имеет и практический аспект, поскольку в зависимости от того, как именно выражается грамматическая основа, нередко расставляются знаки препинания, в частности, тире. Выполняя упражнения в классе и дома, важно помнить правила и использовать их. Самый простой вариант: если подлежащее и сказуемое выражено существительными в именительном падеже, то между ними следует поставить тире.

Примеры: Моя работа — моя слабость и радость. Практический опыт — лучший учитель.

Кроме того, тире следует поставить в таких случаях:

  1. Перед словами «это», «вот», «это значит»: Солнце — это источник жизни на земле. Муравей — вот пример добросовестного труженика.
  2. Если оба компонента выражены инфинитивом: Править королевством — трудиться ежеминутно. Читать книгу — получать знания.
  3. Если один из компонентов основы выражен глаголом в начальной форме, а второй — сущ. в И. п.: Находить ответы на вопросы — вот правило успеха в изучении любой науки.
  4. Если обе составляющих основы выражены количественными числительными в начальной форме: Трижды три — девять. Или же один из них — количественное числительное, а другой — сущ. в Им. п. Пример: Мощность двигателя — двести лошадиных сил.

Современные интернет-сайты позволяют ознакомиться с любым правилом онлайн, кроме того, при возникновении вопросов всегда можно обратиться к справочным пособиям или учебникам.

В соответствии с нормами русского языка, подлежащее и сказуемое — это не просто теоретические понятия, но и важнейшие синтаксические компоненты, которые важно правильно выделять. Это позволит не допустить ошибок при расстановке знаков препинания.

Упражнения по теме «Главные члены предложения. Способы выражения»

Упражнения по теме «Подлежащее и способы его выражения»

Спишите предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое

Ученики старательны и трудолюбивы. Спектакль окончен. Мы стали студентами. Ребята были рады каникулам. День оказался пасмурным.

Спишите предложения. Найдите подлежащее в записанных предложениях.

1) По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. (М. Пришвин.)
2) Ничто так не передает чистоты человеческих помыслов, как улыбка.
(К. Паустовский.)
3) Грамоте учиться — все пригодится. (Пословица.)
4) Входящие должны предъявить билеты.

Запишите предложения, определите в них, чем выражено подлежащее, затем сделайте морфологический разбор существительного и прилагательного в одном из этих предложений.

1) Только в то мятежное время пятнадцатилетний мог стать членом партии. (Н. Островский.) 2) Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка, его силу и плотность. (К. Паустовский.) 3) Ничто нас в жизни не может вышибить из седла. (К. Симонов.) 4) По Северному пути в это лето сновало великое множество судов. (В. Горбатов.) 5) Встречать нас высыпало все население Тихого мыса. (Б. Горбатов.) 6) Семеро одного не ждут. (Пословица.) 7) Иных уж нет, а те далече… (А. Пушкин.) 8) Но — противительный союз. 9) Одиннадцать — нечетное число. 10) Некоторые из присутствующих возмутились.

Составьте с каждым из слов предложение так, чтобы в одном случае они выступали в роли подлежащего, а в другом — в роли второстепенного члена предложения или были частью сказуемого.

День, ожидающие, учить, смелый.

Найдите подлежащие в следующих предложениях.

1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой). 2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков). 3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов). 4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов). 5. На площади куча народа стояла (Лесков). 6. На ступеньках сидело двое незнакомых людей (Паустовский). 7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев). 8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский). 9. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (Тургенев). 10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев). 11. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров). 12. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты (Гончаров). 13. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов). 14. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов). 15. А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете. 16. Днём Михайлов с несколькими товарищами был отправлен на практику в хирургическую клинику (Паустовский). 17. У нас в Липягах раздобыть наживку не такое уж лёгкое дело (Крутилин). 18. Это «если бы», отнесённое к прошлому, сбылось (Тургенев). 19. Уйти сейчас было бы глупо (А.Н. Толстой). 20. В решительности её взора было что-то страшное (Лермонтов). 21. Несколько пуль провизжало над моей головой (Лермонтов). 22. Княгиня с княжной сидели на скамейке (Лермонтов). 23. Княгиня с московским франтом сидела на лавке (Лермонтов). 24. Оживить рассказ не хватало фантазии (Вересаев). 25. «Гони в шею» звучало в его ушах сладкой мелодией (Чехов). 26. «Ура» прокатилось над судами флотилии (Паустовский). 27. Из двадцати четырёх человек собралось двадцать три (А.Н. Толстой). 28. Была середина марта (Куприн). 29. Смертью праведной и честной пали многие из них (Твардовский). 30. Слабые духом, побросав винтовки, пытались перебраться вплавь (Шолохов). 31. Кто-то погиб на войне. Кто-то умер. Иные пропали безвестно. А некоторые превратились в других людей (Трифонов).

Упражнение 6.

Определите, чем выражены подлежащие в данных предложениях.

1. Крестьянский уклад жизни овеян своей поэзией: песни, сказки, легенды пронизывают всю атмосферу повествования о народе. (Ю.Лотман) 2. Зачем притворяешься ты то ветром, то камнем, то птицей? (А.Ахматова) 3. Мы с тобой бестолковые люди. (Н.Некрасов) 4. Вон еще пятьдесят рук вылезают, стирая плеснь. (С.Есенин) 5. Не каждый умеет петь. (С.Есенин) 6. Психология «лишнего человека» — это психология человека, все жизненное амплуа которого было нацелено на гибель и который тем не менее не погиб. (Ю.Лотман)

Упражнение 7.

Найдите в данных предложениях подлежащие и укажите, чем они выражены.

1. В мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос. (Н.Бердяев) 2. Трагическое — это горе, страдание, гибель, ужасное в Жизни человека, а комическое — это веселье, радость и смех. (Б. Эренгросс) 3. Всеми путями мы приходим к одному выводу: Вселенная состоит из чего-то однообразного. (К.Циолковский) 4. Но что происходит? Кто мчится, кто скачет? (Б.Ахмадулина) 5. Никто тебя не встретит. (Д.Самойлов) 6. Пройдя около часа, они остановились перед оврагом, который тянулся вправо и влево, насколько хватало глаз. (А.Волков)

Упражнение 8.

Вместо точек впишите подходящие по смыслу подлежащие.

1 . летели на юг бесконечными стаями. 2. С пятиминутным опозданием этот давно нами ожидаемый . начался. 3. Первой в комнату вошла. с дочкой. 4. с братом появились следом. 5. противостоит прекрасному. 6. Мне казалось, что по улице шло . , а может быть, и больше. 7. — значит познавать науки.
В каком предложении подлежащее могло бы стоять как в форме единственного числа, так и множественного числа?

Упражнение 9.

Определите, какие слова в данных предложениях могли бы быть подлежащими.

1. Прил. И.п. — Сущ. И.п. — Глагол — Сущ. В.п.
2. Сущ. Т.п. — Мест. И.п. — Глагол — Нар. — Сущ. Д.п.
3. Сущ. И.п. — Сущ. И.п.
4. Числ. И.п. — Сущ. Р.п. — Глагол — Сущ. Т.п.

Выделите подлежащие в данных предложениях. Каждое ли предложение содержит подлежащее?

На турбазе за холмом играла радиола. В ясном небе пролетали галки. Под горой над болотом стелился туман. На зеленой траве серыми комьями лежали овцы.
Я шел через поле к турбазе. На мокрых от росы ботинках желтел песок. Из рощи тянуло прохладой и дымом.
Под окнами экскурсионного бюро сидели туристы. На скамейке, укрывшись газетой, лежал Митрофанов. Даже во сне было заметно, как он ленив. (С.Довлатов)

Подготовка к ОГЭ. Задание 2. Синтаксический анализ. Грамматическая основа предложения (3).

Список вопросов теста

Вопрос 1

1. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Цель- это факел, озаряющий путь человеку.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 2

2. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Около полудня бричка свернулас дороги.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 3

3. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Вначале никто не заметил нового гостя.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 4

4. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Первый снег пушистый и мягкий.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 5

5. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Мы плыли медленно по широкой дороге.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 6

6. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Сказка — воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 7

7. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Реки в горах стремительные.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 8

8. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Отец целые дни с наслаждением гулял по берегу реки.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 9

9. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Нашей победе уже ничто не могло помешать.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 10

10. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Лось — очень сильное и умное животное.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 11

11. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Безбрежна степь вясный солнечный день.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 12

12. Определите способ выражения подлежащего и сказуемого в предложении.

Чудесные звуки потекли по притихшему залу.

Варианты ответов
  • а) существительное + глагол
  • б) существительное + существительное
  • в) местоимение + глагол
  • г) существительное + прилагательное
Вопрос 13

13. Определите, в каких предложениях наблюдается простое глагольное сказуемое.

Варианты ответов
  • 1) Дети вслух читали сказки.
  • 2) Я начал читать сказки
  • 3) Поезд приехал на вокзал минута в минуту
  • 4) Мама начала уже тревожиться.
  • 5) Ключи будут лежать на столе
  • 6) Кони стали ходить по кругу.
  • 7) Родители решили оставить нас с братом у бабушки.
  • 8) Постепенно у меня проснулся интерес к чтению
  • 9) Семёнов заставил нас просыпаться рано утром.
  • 10) Целыми часами он мог смотреть в морскую даль
Вопрос 14

14. Определите, в каких предложениях наблюдается составное глагольное сказуемое.

Варианты ответов
  • 1) Дедушка любил смотреть футбол на стадионе
  • 2) Автобус немного проехал, а потом остановился
  • 3) Мне нравилось сидеть вечерами с родными на веранде.
  • 4) Волны набегали на берег, шурша галькой.
  • 5) Уверенность в своей правоте остановит грубую силу.
  • 6) Никто не осмеливался напомнить Глухову про его обещание.
  • 7) Садовый участок располагался возле озера и одним краем касался берега.
  • 8) Первую остановку Ветров предполагал сделать за лесом.
  • 9) Я не мог не спросить об этом друга.
  • 10 Тренер вздохнул и с досадой покачал головой.
Вопрос 15

15. Определите тип сказуемого в предложении.

Сергей всегда был отличкником.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 16

16. Определите тип сказуемого в предложении.

Теперь они уже не могли вернуться назад.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 17

17. Определите тип сказуемого в предложении.

После работы отец шёл не домой, а в свой сарайчик.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 18

18. Определите тип сказуемого в предложении.

Тепло и уютно было в сельской библиотеке..

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 19

19. Определите тип сказуемого в предложении.

По столу пробежал солнечный луч, похожий на золотистую струйку.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 20

20. Определите тип сказуемого в предложении.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 21

21. Определите тип сказуемого в предложении.

Не каждый решиться броситься один на волка ночью.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 22

22. Определите тип сказуемого в предложении.

Пыль густым облакам клубилась над дорогой.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 23

23. Определите тип сказуемого в предложении.

После того случая мы с Женькой стали друзьями.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 24

24. Определите тип сказуемого в предложении.

Глубокие сугробы покрыли землю теплым одеялом..

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 25

25. Определите тип сказуемого в предложении.

Язык- это орудие мысли.

Варианты ответов
  • а) простое глагольное сказуемое
  • б) составное глагольное сказуемое
  • в) составное именное сказуемое
Вопрос 26

26. Определите тип сказуемого в предложении.

Левка решил не откладывать этот разговор в долгий ящик.


источники:

http://infourok.ru/uprazhneniya-po-teme-glavnie-chleni-predlozheniya-sposobi-virazheniya-1301322.html

http://multiurok.ru/tests/podgotovka-k-oge-zadanie-2-sintaksicheskii-analiz-grammaticheskaia-osnova-pred-1.html