Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое, как и глагольное, имеет две части: вспомогательную и основную.
Вспомогательная часть включает:
- 1) глагол-связку быть, выражающую только модально-временные значения. В сказуемых настоящего времени связка обычно отсутствует («нулевая связка»): Утро было мглистое, небо не яркое (А. Вигдорова); Пуста и бесцветна бывает жизнь только у бесцветных людей. (Н.Г. Чернышевский); Индивидуализм есть подчеркнутая слабость (М. Пришвин); Театр был старый, деревянный:
- 2) глаголы-связки, не только выражающие модально-временные значения, но и вносящие в лексическое значение сказуемого различные дополнительные оттенки, иногда весьма существенные: делаться, стать, становиться, являться, считаться, казаться, называться и т.д. У нас зима. Все делается светлее, веселее от первого снега. (А.С. Пушкин); Иван был сыном сторожа; Красавица она была необыкновенная, первая щеголиха по всему околотку, умница, речистая, смелая (М. Пришвин)
- 3) глаголы со значением движения, перемещения, положения в пространстве и времени с разной степенью ослабления лексического значения: приехать, прийти, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать и т.д. Осень пришла дождливая, холодная (А. Вигдорова); Лицо у него было праздничное, светлое и слегка сонное, хмельное (В. Астафьев).
Между выделенными разновидностями вспомогательной части нет резкой границы, так как на морфологическом уровне все три разновидности представлены глаголами, сохраняющими собственно глагольные категории и формы. Некоторые различия есть лишь в лексико-семантическом плане, но они не очень четки. Кроме того, даже глаголы третьей группы сохраняют в разной мере свое лексико-семантическое значение. Ср.: Ребенок уже стоит. — Ребенок стоит у окна. — Дверь стоит открытой. -Погода стоит теплая. Если в первом предложении глагол-сказуемое обозначает конкретное действие, то в последнем явно преобладает связочное значение.
И вспомогательные глаголы, и глаголы-связки могут функционировать в речи как простые глагольные сказуемые с сохранением лексических значений. Например: На террасе была свежая тень (Л.Н. Толстой); Была, темная, осенняя, дождливая, ветреная ночь (Л.Н. Толстой). У глагольных форм, способных оослуживать грамматическую сторону составных именных сказуемых, одним из компонентов семантики является значение бытия-существования, которое дополняется другими, специфическими значениями. Компонент бытия обусловливает взаимозаменяемость таких глаголов (ср.: стояли в снегу — были в снегу, гуляла волна — была волна, и т.д.).
Только изменение порядка слов в предложениях с глаголом быть, имеющим самое абстрактное значение бытия, вызывает перераспределение синтаксических функций. Ср.: Тень на террасе была свежая; Ночь была темная, осенняя, дождливая, вет-реная; Стояли деревья в снегу — два дня назад метель была сильная; На месте, где недавно стояла, флотилия, волна, гуляла, ледяная. Изменение порядка слов влечет за собой существенные изменения в синтаксических функциях некоторых словоформ, более тонкие различия в грамматических значениях при несущественных различиях в лексической семантике (обстоятельство места на террасе трансформируется в обстоятельственное определение, определение свежая становится именной частью сказуемого и т.д.).
Основными способами выражения именной части сказуемого являются имя прилагательное в полной и краткой форме (причем полная форма начинает теснить краткую), имя существительное и краткое страдательное причастие. Кроме того, именная часть может быть выражена предложно-падежными сочетаниями, словосочетаниями, фразеологизмами и т.д.
Дополним данные выше примеры следующими: Славяне отличались высоким ростом, светлыми волосами, храбростью, гостеприимством. Он был мастером на все руки (А. Дубов).
В вопросительных предложениях именная часть сказуемого может быть выражена местоимением или сочетанием местоимений: Кто это? Что это? Кто такой Нахимов? Что такое искусство? Какой сегодня день? Каковы итоги журналистской работы? и т.д.
В составное именное сказуемое могут входить частицы: С этой болью я будто моложе (С. Есенин); Она мне как песня была (С. Есенин); Ночь как будто сегодня бледней (С. Есенин); Самый верный признак истины — это простота и ясность (Л.Н. Толстой).
Карточка для проверочной работы по теме «Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемом» 2 варианта (8 класс)
Определите, чем выражено подлежащее
1. Мы с Аликом принялись за работу.
2. Подойти к зверю было страшно.
3. Пять не делится на два.
4. Пошло два дня.
5. Кто стучится в дверь ко мне?
6. Черное море прекрасно в любую погоду.
7. Пеший конному не товарищ.
8. У сильного всегда бессильный виноват.
9. Двое остались в сторожке.
10. Не отвечать на ее письмо было выше моих сил.
11. Отец с сыновьями шел по берегу.
12. Там кто-то стучит у порога.
13. Все трое всадников ехали молча.
14. Я помню чудное мгновенье.
15. Первые будут последними.
16. Что белеет на горе зеленой?
17. В песке копошилось множество воробьев.
18. Шесть часов — целая вечность.
19. Не всякий умеет вовремя замолчать и вовремя уйти.
20. Отъезжающие быстро оформили документы.
21. У кухни под окном на солнышке Полкан с Барбосом грелись.
22. Этот мяч подарил мне отец.
23. Телефон чинит мастер.
24. Буря мглою небо кроет.
Определите вид сказуемого
1. Сегодня я вспомнил забавный случай.
2. Я долго не мог осмотреться.
3. Мы рады весь изъездить свет.
4. Тиха украинская ночь.
5. Приезд отца явился полной неожиданностью.
6. День становится жарким.
7. Я готов с вами поспорить.
8. Вы должны трудиться.
9. Я буду писать вам часто.
10. Сирень начинает отцветать в начале лета.
11. В путешествии мы узнали очень много интересного
12. Мы предложили ему поиграть с нами.
13. Вся комната янтарным блеском озарена.
14. Погода была не из приятных.
15. Я долго буду петь.
16. Брат стал студентом института.
17. Деревья продолжают желтеть.
18. Непосеянные зерна не взойдут.
19. В зной я рад бродить в березовой роще.
20. Он отлично умеет плавать.
21 Расстояние не помеха для друзей.
22. Начинает шуметь редкий дождь.
23. Утро вечера мудренее.
24. Побледневшее небо стало синеть.
25. Мы должны думать о выборе книг.
Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым
Книга источник знаний.
Пруд как блестящая сталь.
Бедность не порок.
Ртуть тоже металл.
Сады сажать жизнь украшать.
Дважды два четыре.
Путешествие это та же книга.
Мой рабочий день десять часов в сутки.
Чтение вот лучшее учение.
Март только начало весны.
Сапожки как зеркало.
Небо словно раскидистый шатер.
Ночь свежая и светлая.
Пятью восемь сорок.
Чтение вот лучшее учение.
Курить здоровью вредить.
Глаза ее что угли.
Труд основа жизни.
Он студент нашего университета.
Точность и краткость вот достоинство прозы.
Дома города точно груды грязного снега.
Стремиться вперед вот цель нашей жизни.
Творить значит убивать смерть.
Красота категория вечная.
Мыслить обо всем мой девиз.
Определите, чем выражено подлежащее
1. Дед с матерью шли впереди.
2. Петь с чужого голоса всегда плохо.
3. Непогода мешает уборке урожая.
4. Десять делится на два.
5. Бывалые поучают молодых.
6. К славному подвигу каждый готов.
7. Большинство присутствующих молчало.
8. Белое море сильно штормило.
9. Светлое завтра в наших руках.
10. Никто не отвечал мне.
11. Присутствующие делились впечатлениями об экскурсии.
12. Шли два приятеля вечернею порою.
13. Отсутствующий не мог приготовиться к контрольной работе.
14. Мы с Павлом убирались в мастерской.
15. Тысячи звуков смешивались здесь в длинный скачущий гул.
16. Московский зоопарк был открыт в 1864 году.
17. Но собрать собак после охоты трудно.
18. Опоздавшие спешили занять места.
19. Встретить ночь готовится природа.
20. На берегу стояло несколько верб.
21. Вернувшихся с фронта можно считать настоящими героями.
22. Раненые вышли из своих палат и окружили врача.
23. Каждый должен это знать.
Определите вид сказуемого
1. Я слышу осенний ветер в соснах.
2. Даже петухи при нем не смели драться.
3. Я был готов любить весь мир.
4. Брат стал инженером.
5. Ночь была свежая и светлая.
6. Он собирается заниматься в спортивной школе.
7. Я буду инженером на вашем заводе.
8. Я буду строить новый дом.
9. Он был высокого роста.
10. Ребята будут купаться в реке.
11. Ей туфли впору будут.
12. Я буду долго гнать велосипед.
13. Сейте разумное, доброе, вечное.
14. Мы должны были пересечь равнину.
15. Осень пришла дождливая и холодная.
16. В вагоне оказалось пусто и темно.
17. Я рад учиться языку.
18. Индивидуализм есть подчеркнутая слабость.
19. Пять плюс пять будет десять.
20. Сегодня месяц как светлый серп.
21. Ветер был встречным.
22. Жизнь прекрасна и удивительна.
23. Я слышу веселую речь.
24. Знаки препинания – это как нотные знаки.
25. Дни стоят синеватые, пасмурные.
26. Малыш еще не умеет говорить.
Определите, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым
Волга величайшая река.
Птицы наши лучшие помощники.
Хорошая книга точно беседа с человеком.
Пять да шесть одиннадцать.
Тигр животное чрезвычайно красивое.
Прилет грачей признак начала весны.
Попытка не пытка, спрос не беда.
Весна всему начало.
Людская молва что морская волна.
Счастье это быть с природой.
Льды как льды, пустыни как пустыни.
Рыбаку дождь не помеха.
Добро сеять добро пожинать.
Без дела жить только небо коптить.
Сын у нее длинный и в очках.
Талант у него необыкновенный.
Он надежный друг.
Долг каждого человека помогать ближнему.
Дерево это целый мир.
Память моя точно музей редких откровений.
Она победительница этого турнира.
Выгонять перед вечером и пригонять на заре табун праздник для крестьянских мальчиков.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Вакулик Ирина МихайловнаНаписать 3603 01.11.2017
Номер материала: ДБ-813284
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 01.11.2017 292
- 01.11.2017 936
- 01.11.2017 718
- 01.11.2017 782
- 01.11.2017 268
- 31.10.2017 170
- 31.10.2017 382
- 31.10.2017 309
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября
Время чтения: 2 минуты
Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
ВШЭ перейдет на удаленку до конца года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Типы сказуемых (таблица с примерами)
Укажем типы сказуемых, которые различают в грамматической основе предложения.
Сказуемое является таким же равноправным членом предложения, как и подлежащее.
ОпределениеСказуемое — это главный член предложения, который определяет подлежащее и составляет с ним грамматическую основу предложения.
Вдруг к нашему костерку выкатились два медведя-подростка (В. Песков).
Выясним грамматическую основу этого простого предложения:
- (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
- два медведя-подростка что сделали? выкатились — сказуемое.
Сказуемое может быть выражено как глаголами, так и словами именных и других частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное и пр.), поэтому различают
Сказуемое и способы его выражения
В зависимости от того, какой глагольной формой или словами других частей речи обозначен этот главный член предложения, различают три способа выражения сказуемого:
Таблица
П Г С | Выражено глаголом в форме одного из наклонений | Сейте разумное, доброе, вечное. (Н. Некрасов) Ещё я долго буду петь (С. Есенин) |
С Г С | Состоит из вспомогательного слова (выражает грамматическое значение) и неопределенной формы глагола (выражает основное лексическое значение) | По реке и кустам начинает шуметь редкий теплый дождь. (К. Паустовский) Я был рад помочь вам. |
С И С | Состоит из глагола-связки (выражает грамматическое значение) и именной части (выражает основное лексическое значение) | Она была не тороплива , не холодна , не говорлива . (А. Пушкин) Слово — серебро , молчание — золото . (Поговорка) |
Простое глагольное сказуемое
Этот вид сказуемых выражается глаголом любого наклонения, времени и числа, например:
Буйство разных цветов у растений привлекает (гл. изъяв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насекомых сладостью внутри цветка (В. Песков).
Восходившее солнце золотило (гл. изъяв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сосновые вершины (И. Соколов-Микитов).
Я уж буду знать (гл. изъяв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что дальше делать (Чарльз Диккенс).
Отдай (гл. повел. накл.) обещанную розу! (Белла Ахмадулина).
Что сказал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).
Акцентируем внимание, что простым глагольным сказуемым являются сложные формы глаголов будущего времени и повелительного наклонения:
Укажем, что простым глагольным сказуемым бывает инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения и фразеологические глагольные сочетания, которым присуще значение действия:
Как его ни спрашивают, а он молчать себе (молчит).
Будешь ты ещё мне тянуть душу !
Не выходите из себя по такому пустяковому поводу.
Составное глагольное сказуемое
К типу составных глагольных сказуемых отнесем сказуемые, выраженные вспомогательным глаголом (или элементами, заменяющими глагол) в спрягаемой форме и инфинитивом:
вспомогательный глагол + инфинитив = СГС
Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо (Д. Лихачёв).
Вспомогательные глаголы в СГС
В качестве вспомогательного глагола используются:
1. фазовые глаголы, обозначающие начало, продолжение и конец действия
Бледный свет короткого тусклого дня начал меркнуть , когда в окружающей тишине пронесся слабый, отдалённый вой (Джек Лондон).
Генри перестал жевать , посмотрел через костер на собак и пересчитал их (Джек Лондон).
2. модальные глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления, способности
К концу лета он ухитрился всё-таки купить у цыган за полтинник худого, с горбом, как у свиньи, медвежонка (Алексей Толстой. Петр Первый).
3. глаголы, выражающие эмоциональное состояние
Мне стало жаль старика, я твердо решил остаться в родительском доме и не думать более о морских путешествиях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).
4. некоторые безличные глаголы
Да, над этим решительно следует подумать (Александр Беляев).
5. краткие прилагательные, не имеющие полной формы или имеющие её с другим лексическим значением
Нужно выбирать ту профессию, в которой ты способен проявить все силы души (Вениамин Каверин).
6. слова состояния
По праздникам можно было понежиться в постели подольше (Борис Пастернак).
Обратим внимание на роль инфинитива в предложении и не путаем его с составным глагольным сказуемым, например:
Пойду в огород (зачем?) собрать зелени (обстоятельство).
Мама попросила Машу (о чём?) быстрее собираться в школу (дополнение).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемых состоит из глагола-связки в личной форме, выражающей грамматическое значение, и именной части, обозначенной словами разных частей речи:
- имя существительное в форме Им. п. или Тв. п. (примеры);
- имя прилагательное в полной и краткой форме, в формах степеней сравнения;
- имя числительное или количественное сочетание;
- местоимение;
- наречие;
- причастия в полной и краткой форме, действительные и страдательные;
- междометия;
- неразложимые словосочетания.
Глагольная связка + именная часть = СИС
Связка составного именного сказуемого
В роли связки часто употребляется
1. глагол «быть» в разных формах времени и наклонения , в том числе
«есть» — форма настоящего времени глагола «быть», которая часто бывает нулевой (отсутствует), например:
Он был похож на маму (Борис Пастернак).
Но они совсем не размокли: сумка была новая, кожаная и плотно запиралась (Вениамин Каверин).
Море было спокойно , и с капитанского мостика было нетрудно следить за всеми движениями акулы (Жюль Верн).
Они уже не были переведены с немецкого (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Счастье есть удовольствие без раскаяния (Л. Н. Толстой).
Доброта — качество , излишек которого не вредит (Д. Голсуорси).
2. глагол с ослабленным лексическим значением — полуотвлечённая или полузнаменательная связка, которая выражает грамматические значения и только частично вносит в сказуемое лексическое значение, но не может самостоятельно выражать значение сказуемого без именной части:
Примерыстать, делаться, казаться, становиться, являться, считаться, оставаться, представлять, зваться, называться, выглядеть, доводиться, считаться и пр.
И как теперь она стала чужда и далека ему! (Лев Толстой).
С этой минуты стало ясно , кто является главным человеком в доме (Вениамин Каверин).
И вдруг он полковником становится , этот мальчик, сын дворника (Борис Пастернак).
Конечно, теперь он не казался мне таким загадочным , как в деревне, в детстве (Вениамин Каверин).
3. знаменательная или полузнаменательная связка, обозначенная глаголом движения или состояния:
Примерысидеть, стоять, бежать, вернуться, идти, лежать, работать, родиться, жить.
Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).
Мать лежала спокойная , такая же бледная , как всегда (Вениамин Каверин).
Я жил недорослем , гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).
Алгоритм определения вида сказуемого
Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»
Сохранить статьюhttp://infourok.ru/kartochka-dlya-proverochnoy-raboti-po-teme-glavnie-chleni-predlozheniya-tire-mezhdu-podlezhaschim-i-skazuemom-varianta-klass-2235223.html
http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/sintaksis/44482-tipy-skazuemyh-tablica-s-primerami.html