Орфоэпические и лексические нормы русского языка конспект

Конспект урока «Орфоэпические и лексические нормы»

Тема: Орфоэпические и лексические нормы.

Цель: познакомить обучающихся с общими языковыми нормами русского языка; развивать умение уместно использовать нормативную лексику; воспитывать культуру речи.

Ход урока

Верно произносите и употребляйте слова,

и вы освободите мир от половины недоразумений.

I. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

1.Слово учителя

-Помните фразу одного из героев фильма «Кавказская пленница»: Чей туфлЯ? Моё. Четыре ошибки в трёх словах сделали эту фразу крылатой. Какие ошибки допустил здесь герой Георгия Вицина -Трус? Какие языковые норы он нарушил?(тУфля-орфоэпическая норма,ж.р. морфологическая норма.)

-Что такое норма? (общепринятые правила) А что такое языковая норма? (общепринятое употребление)

2. Работа с эпиграфом. Определение темы и целей урока.

II. Актуализация и восприятие опорных знаний с опорой на языковые нормы.

  1. «Конкурс на лучшего диктора телевидения» ( оценка и комментарий самих учащихся) Приложение 1
  2. Орфоэпическая разминка (слова на карточках) Приложение 2

— Какие языковые норы мы повторили? (орфоэпические)

3.Лексические языковые нормы.

-Найдите русские или укоренившиеся в русском языке эквиваленты для иностранных слов:

(1.происшествие, 2.уровень популярности, доверия, 3.мошенничество,4. Катастрофа, 5.образ, 6.сфера полномочий, 7. Законный, 8.тоска по родине, 9.товарообмен)

Ключ: 1-4; 2-8; 3-1; 4-5; 5-3; 6-9; 7-6; 8-7;9-2

  1. «Найди перифразу» (устная разминка)

(ПЕРИФРАЗА- замена слова образным описательным оборотом)

Люди в белых халатах-врачи; акулы пера-журналисты; зелёные береты- десантники; покорители горных вершин- скалолазы; сильный пол-мужчины; страна восходящего солнца-Япония; братья наши меньшие-животные.(предлагают свои варианты)

5.Работа в парах. ( на карточках) Приложение 3

Редактирование. Устраните в данных словосочетаниях тавтологию и плеоназм.

Своя автобиография, в марте месяце, объединить воедино, главная суть, тёмный мрак, можно спросить вопрос, ценные сокровища, рассказать рассказ.

Приведите примеры отступления от языковой нормы в речи товарищей и в своей собственной речи. Обращение к стенду «Это интересно»

Индивидуальные карточки (паронимы) Приложение 4

6.Орфографический тренинг.

Чтобы правильно определить лексическое значение слова, его нужно правильно написать. Сейчас проведём орфографический тренинг и вспомним некоторые правописания слов, назовём часть речи и орфограмму.

Новичок, чёлка, девчонка, ночёвка, бережёшь, сгущёнка, тяжёлый, стажёр, возвращённый, тушёный, испечёшь, горячо, ещё, окружённый. (написание о-ё после шипящих).

7. Работа по вариантам. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Вариант 1.

Вариант 2.

б) более труднее

в) около двух тысяч человек

№2 а) килограмм вафель

б) семьюдесятью процентами

в) ехай в Подмосковье

г) более резкое движение

№3 а) килограмм яблок

б) будущие выборы

в) до двух тысяч второго года

№4 а) более нужнее

б) несколько гектаров

в) с четырьмястами рублями

г) поезжай домой

№5 а) в две тысячи десятом году

б) не машите руками

г) небольшие транзисторы

№1 а) с двадцатью пятью рублями

б) нет претензий

г) не кладите сюда тетради

№2 а) в пятистах шагах

б) пять килограммов

в) более красивее

г) лягте на коврик

№3 а) в обеих сумках

в) без комментариев

№4 а) эмалированные вёдра

б) худший вариант

в) семисот шестидесяти птиц

г) килограмм вафлей

№5 а) большие очереди

г) пятидесятью пятью годами

Комментарий к заданию№2:

Вариант -1: №1- б (труднее; более трудный); №2 — в (поезжай); №3 — в (до две тысячи второго года — в составном порядковом числительном изменяется только последняя часть); №4 — а (нужнее; более нужный); №5 — в (у грузин).

Вариант -2: №1 — в (хуже всего); №2 — в (красивее; более красивый); №3 — г (положи); №4 — г (вафель); №5 — г (пятьюдесятью пятью рублями).

8.Тесты. (Задание на карточках)

Итоги урока.

Владение нормами русского языка зависит от речевого развития говорящего и пишущего. Таким образом, материал по теме «Культура речи и языковые нормы» имеет не только прикладное, но и практическое значение.

Рефлексия.

Домашнее задание.

  1. Повторить теоретический материал по теме «Культура речи и языковая норма».
  2. Индивидуально: (для тех, кто проявляет интерес к предмету) подготовить сообщение по одному из разделов темы с иллюстрацией примеров (в устной форме).

прИзвана,еретИк, привезЕна, свЕкла, начАвший. балУюсь, начАты, вы прАвы, перенелА,позвонИшь, пулОвер, Отняты, инАче, кремЕнь, усугубИть, разОгнутый, на дОску, давнИшний, озлОбленный, диспансЕр, понЯвший, переведенА, пОднятый, сОслепа, хлОпковое, досЮда, двИжимый, издрЕвле, зАняли, в тУфлях, чЕрпать, намЕрение, премировАть, пАмятуя, созЫв, подрОстковый, простынЯ, освЕдомить, облегчИть,блокИровать, шОмпол, бралА,закУпорить, кладовАя, занялА,кровоточИт, низведЁн, кормЯщий,приручЁнный, ободралА, прозорлИва, принУдить, включЁн, гналА, сирОты, Отрочество, зАсветло,зАжило,включИт., некролОг, новостЕй, лЕкторов, наделИт, запертА, нОгтя, зАгодя, откУпорим,опошлЯт, балОванный,магнитопрОвод, сверлИТ,углубИть,кренИться, христианИн. генезИс. апострОф, факсимилЕ, принУдить, крАлась,плодонОсить, нарвАла

Поставьте ударение в выделенных словах.

1. Поезд прибыл вовремя.

2. Этот цветок красивее.

3. Девочка принята врачом.

4. Мама положила на стол книгу.

5. Я сорвала спелое яблоко.

6. Шкаф донизу заполнен книгами.

7. На грядке растет щавель.

8. Отчет за I квартал сдан вовремя.

9. Ребенок избалован родителями.

10. Дозвонимся ли мы сегодня домой’

11. Маша допила чай.

12. Дятел долбит дерево.13. Свой досуг я провожу в библиотеке.

1.В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?

1)Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.

2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.

3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.

4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.

2. В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ?

1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.

5. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ?

1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье.

2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.

4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

6. В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ?

1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.

2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под водолазов.

3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной.

4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги.

  1. Повторить теоретический материал по теме «Культура речи и языковая норма».
  2. Индивидуально: (для тех, кто проявляет интерес к предмету) подготовить сообщение по одному из разделов темы с иллюстрацией примеров (в устной форме).

прИзвана,еретИк, привезЕна, свЕкла, начАвший. балУюсь, начАты, вы прАвы, перенелА,позвонИшь, пулОвер, Отняты, инАче, кремЕнь, усугубИть, разОгнутый, на дОску, давнИшний, озлОбленный, диспансЕр, понЯвший, переведенА, пОднятый, сОслепа, хлОпковое, досЮда, двИжимый, издрЕвле, зАняли, в тУфлях, чЕрпать, намЕрение, премировАть, пАмятуя, созЫв, подрОстковый, простынЯ, освЕдомить, облегчИть,блокИровать, шОмпол, бралА,закУпорить, кладовАя, занялА,кровоточИт, низведЁн, кормЯщий,приручЁнный, ободралА, прозорлИва, принУдить, включЁн, гналА, сирОты, Отрочество, зАсветло,зАжило,включИт., некролОг, новостЕй, лЕкторов, наделИт, запертА, нОгтя, зАгодя, откУпорим,опошлЯт, балОванный,магнитопрОвод, сверлИТ,углубИть,кренИться, христианИн. генезИс. апострОф, факсимилЕ, принУдить, крАлась,плодонОсить, нарвАла

Поставьте ударение в выделенных словах.

1. Поезд прибыл вовремя.

2. Этот цветок красивее.

3. Девочка принята врачом.

4. Мама положила на стол книгу.

5. Я сорвала спелое яблоко.

6. Шкаф донизу заполнен книгами.

7. На грядке растет щавель.

8. Отчет за I квартал сдан вовремя.

9. Ребенок избалован родителями.

10. Дозвонимся ли мы сегодня домой’

11. Маша допила чай.

12. Дятел долбит дерево.

13. Свой досуг я провожу в библиотеке.

14. На тортах красивые надписи.

15. Администрация решила премировать лучших работников.

16. Шасси самолета быстро починили.

17. Он принял российское гражданство.

18. Собака гналась за кошкой.

19. У Миши были самые хорошие намерения.

20. Пусть Витя переключит телевизионный канал.

21. На стройплощадку привезли цемент.

22. Работа оценена положительно.

23. Каталог книг пополнился новым изданием.

24. Директор подписал важный документ.25. В поход мы отправились засветло.

26. Партер был весь заполнен зрителями.

27. Папа принял важное решение.

28. Кому ты звонишь’

29. Маша начала петь.

30. Сладости мы решили купить в кулинарии.

1.В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?

1)Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.

2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.

3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.

4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.2. В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ?

1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.

2) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.

3) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.

4) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.

3. В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить слово БОЛОТИСТЫЙ?

1) С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.

2) Спасаясь от преследования, полдня ползли на животе по болотистой низине.

3) Он зажег над столом бра с БОЛОТНОГО цвета шелковым колпачком и стал писать в толстой тетради.

4) Черная БОЛОТНАЯ грязь полетела из – под колёс.

4. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?

1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.

2) Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.

3) Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.

4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений производство стала видна очень скоро.

5. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ?

1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье.

2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.

4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.6. В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ?

1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.

2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под водолазов.

3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной.

4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги.Приложение 3

Редактирование. Устраните в данных словосочетаниях тавтологию и плеоназм.

Своя автобиография, в марте месяце, объединить воедино, главная суть, тёмный мрак, можно спросить вопрос, ценные сокровища, рассказать рассказ.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Объясниться на русском языке может каждый из нас, это бесспорно. Но достаточно поместить человека в более сложную языковую ситуацию — составление важного документа, заполнение анкеты, деловые переговоры и проч., — чтобы увидеть на его лице растерянность, смешанную с полной неуверенностью в себе. И вот здесь-то становится ясно, как далека от истины расхожая фраза “А я русский и так знаю”. Каждый из нас хочет, чтобы его речь была правильной, содержательной и культурной, желает уметь правильно и красиво выражать свои мысли. Что нужно знать для этого? Чем нужно владеть? (Нормы русского языка.)

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt.doc58.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема урока: Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические .

Совершенствование, расширение и углубление знаний учащихся о культуре речи, о языковой норме и о типах языковых норм.

Ознакомление с двумя уровнями речевой культуры:

1) владение нормами устного и письменного литературного языка;

2) использование выразительных языковых средств в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Формирование и совершенствование умений видеть нарушение языковой нормы, определять ее тип, исправлять ошибки.

Совершенствование аналитических и коммуникативных навыков учащихся.

Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры.

Оборудование: учебник, раздаточный материал

Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему. Самоопределение к деятельности

Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание известного лингвиста Л.В. Щербы «Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе».

Объясниться на русском языке может каждый из нас, это бесспорно. Но достаточно поместить человека в более сложную языковую ситуацию — составление важного документа, заполнение анкеты, деловые переговоры и проч., — чтобы увидеть на его лице растерянность, смешанную с полной неуверенностью в себе. И вот здесь-то становится ясно, как далека от истины расхожая фраза “А я русский и так знаю”. Каждый из нас хочет, чтобы его речь была правильной, содержательной и культурной, желает уметь правильно и красиво выражать свои мысли. Что нужно знать для этого? Чем нужно владеть? (Нормы русского языка.)-

  1. Актуализация знаний (через проверку дом.задания)

— Что такое «НОРМА» русского языка?

Норма — это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

— Какие бывают нормы?

Какие нормы отражают следующие правила?

  • произношения, ударения, использования интонации;
  • употребления слов и устойчивых сочетаний в точном соответствии с их значением;
  • образования слов;
  • образования форм слов различных частей речи;
  • построения словосочетаний и предложений;
  • употребления языковых единиц, наиболее уместных в данной речевой ситуации;
  • написания слов и форм слов;
  • постановки знаков препинания?
  1. Работа по теме урока.
  1. Орфоэпическая разминка

Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, озвучение, сливовый.

Проверьте себя. Посчитайте количество ошибок. Оцените себя.

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Задание: Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Подумайте, отчего возникли эти ошибки? Исправьте предложения.(устно).

  1. Впереди лидирует команда наших спортсменов. ( употребление лишнего слова).
  2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа ( употребление рядом однокоренных слов ).
  3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать

( употребление слова в несвойственном ему значении ).

  1. Провожая меня, лицо его выражало сожаление. ( Неправильное употребление Д.О.).
  2. Родители хотели устроить праздник более пышнее. ( Неправильное образование форм прилагательных ).
  1. Отработка практических умений и навыков

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.

Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа.

Возвращаясь в порт, корабль застиг шторм.

Подойдя к дому, мне стало прохладно.

В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.

В конце вечера трибуну представили гостям.

Одень пальто, на улице холодно.

Пушкин был крепко связан узлами с декабристами.

Татьяна любила вставать с зарницей.

День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет

Определите, какие ошибки допущены в предложениях, какие нормы языка нарушены? Исправьте предложения, исправленный вариант запишите.

с обоими медвежатами

удивляться юмором рассказчика

победил вопреки прогнозов

самый высочайший дуб

в двухтысяча двенадцатом году

Перепишите, исправляя речевые ошибки и распределяя предложения по трем типам: употребление слов иной стилевой окраски, тавтология, плеоназм.

  1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого.

Прочитайте выразительно предложения. Определите вид ошибки. Намеренно ли допускает эти ошибки писатель? С какой целью использует этот приём писатель?

1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом… на дачу. (А.П.Чехов) / Отсутствие логики/

2) Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии. (А.С.Пушкин). / Каламбур, словесная шутка /

3) Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чёртом… ( Н.В. Гоголь ). / Повтор слов, ругательные слова/.

ВЫВОД: Подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта.

Конспект урока по русскому языку «Орфоэпические и лексические нормы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Орфоэпические и лексические нормы.

Цель : познакомить обучающихся с общими языковыми нормами русского языка; развивать умение уместно использовать нормативную лексику; воспитывать культуру речи.

Верно произносите и употребляйте слова,

и вы освободите мир от половины недоразумений.

I . Мотивация учебной деятельности обучающихся .

-Помните фразу одного из героев фильма «Кавказская пленница»: Чей туфлЯ? Моё. Четыре ошибки в трёх словах сделали эту фразу крылатой. Какие ошибки допустил здесь герой Георгия Вицина -Трус? Какие языковые норы он нарушил?( тУфля-орфоэпическая норма,ж.р. морфологическая норма.)

-Что такое норма? ( общепринятые правила) А что такое языковая норма? (общепринятое употребление)

2. Работа с эпиграфом. Определение темы и целей урока.

II . Актуализация и восприятие опорных знаний с опорой на языковые нормы.

«Конкурс на лучшего диктора телевидения» ( оценка и комментарий самих учащихся) Приложение 1

Орфоэпическая разминка (слова на карточках) Приложение 2

— Какие языковые норы мы повторили? (орфоэпические)

3.Лексические языковые нормы.

-Найдите русские или укоренившиеся в русском языке эквиваленты для иностранных слов:

(1.происшествие, 2.уровень популярности, доверия, 3.мошенничество,4. Катастрофа, 5.образ, 6.сфера полномочий, 7. Законный, 8.тоска по родине, 9.товарообмен)

Ключ: 1-4; 2-8; 3-1; 4-5; 5-3; 6-9; 7-6; 8-7;9-2

«Найди перифразу» (устная разминка)

(ПЕРИФРАЗА- замена слова образным описательным оборотом)

Люди в белых халатах-врачи; акулы пера-журналисты; зелёные береты- десантники; покорители горных вершин- скалолазы; сильный пол-мужчины; страна восходящего солнца-Япония; братья наши меньшие-животные.(предлагают свои варианты)

5.Работа в парах. ( на карточках) Приложение 3

Редактирование. Устраните в данных словосочетаниях тавтологию и плеоназм.

Своя автобиография, в марте месяце, объединить воедино, главная суть, тёмный мрак, можно спросить вопрос, ценные сокровища, рассказать рассказ.

Приведите примеры отступления от языковой нормы в речи товарищей и в своей собственной речи. Обращение к стенду «Это интересно»

Индивидуальные карточки (паронимы) Приложение 4

Чтобы правильно определить лексическое значение слова, его нужно правильно написать. Сейчас проведём орфографический тренинг и вспомним некоторые правописания слов, назовём часть речи и орфограмму.

Новичок, чёлка, девчонка, ночёвка, бережёшь, сгущёнка, тяжёлый, стажёр, возвращённый, тушёный, испечёшь, горячо, ещё, окружённый. (написание о-ё после шипящих).

7. Работа по вариантам. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

б) более труднее

в) около двух тысяч человек

№ 2 а) килограмм вафель

б) семьюдесятью процентами

в) ехай в Подмосковье

г) более резкое движение

№ 3 а) килограмм яблок

б) будущие выборы

в) до двух тысяч второго года

№ 4 а) более нужнее

б) несколько гектаров

в) с четырьмястами рублями

г) поезжай домой

№ 5 а) в две тысячи десятом году

б) не машите руками

г) небольшие транзисторы

№ 1 а) с двадцатью пятью рублями

б) нет претензий

г) не кладите сюда тетради

№ 2 а) в пятистах шагах

б) пять килограммов

в) более красивее

г) лягте на коврик

№ 3 а) в обеих сумках

в) без комментариев

№ 4 а) эмалированные вёдра

б) худший вариант

в) семисот шестидесяти птиц

г) килограмм вафлей

№ 5 а) большие очереди

г) пятидесятью пятью годами

Комментарий к заданию№2:

Вариант -1 : №1- б (труднее; более трудный); №2 — в (поезжай); №3 — в (до две тысячи второго года — в составном порядковом числительном изменяется только последняя часть); №4 — а (нужнее; более нужный); №5 — в (у грузин).

Вариант -2 : №1 — в (хуже всего); №2 — в (красивее; более красивый); №3 — г (положи); №4 — г (вафель); №5 — г (пятьюдесятью пятью рублями).

8.Тесты. (Задание на карточках)

Владение нормами русского языка зависит от речевого развития говорящего и пишущего. Таким образом, материал по теме «Культура речи и языковые нормы» имеет не только прикладное, но и практическое значение.

Повторить теоретический материал по теме «Культура речи и языковая норма».

Индивидуально: (для тех, кто проявляет интерес к предмету) подготовить сообщение по одному из разделов темы с иллюстрацией примеров (в устной форме).

прИзвана,еретИк, привезЕна, свЕкла, начАвший. балУюсь, начАты, вы прАвы, перенелА,позвонИшь, пулОвер, Отняты, инАче, кремЕнь, усугубИть, разОгнутый, на дОску, давнИшний, озлОбленный, диспансЕр, понЯвший, переведенА, пОднятый, сОслепа, хлОпковое, досЮда, двИжимый, издрЕвле, зАняли, в тУфлях, чЕрпать, намЕрение, премировАть, пАмятуя, созЫв, подрОстковый, простынЯ, освЕдомить, облегчИть,блокИровать, шОмпол, бралА,закУпорить, кладовАя, занялА,кровоточИт, низведЁн, кормЯщий,приручЁнный, ободралА, прозорлИва, принУдить, включЁн, гналА, сирОты, Отрочество, зАсветло,зАжило,включИт., некролОг, новостЕй, лЕкторов, наделИт, запертА, нОгтя, зАгодя, откУпорим,опошлЯт, балОванный,магнитопрОвод, сверлИТ,углубИть,кренИться, христианИн. генезИс. апострОф, факсимилЕ, принУдить, крАлась,плодонОсить, нарвАла

Поставьте ударение в выделенных словах.

1. Поезд прибыл вовремя.

2. Этот цветок красивее.

3. Девочка принята врачом.

4. Мама положила на стол книгу.

5. Я сорвала спелое яблоко.

6. Шкаф донизу заполнен книгами.

7. На грядке растет щавель.

8. Отчет за I квартал сдан вовремя.

9. Ребенок избалован родителями.

10. Дозвонимся ли мы сегодня домой’

11. Маша допила чай.

12. Дятел долбит дерево.

13. Свой досуг я провожу в библиотеке.

14. На тортах красивые надписи.

15. Администрация решила премировать лучших работников.

16. Шасси самолета быстро починили.

17. Он принял российское гражданство.

18. Собака гналась за кошкой.

19. У Миши были самые хорошие намерения.

20. Пусть Витя переключит телевизионный канал.

21. На стройплощадку привезли цемент.

22. Работа оценена положительно.

23. Каталог книг пополнился новым изданием.

24. Директор подписал важный документ.

25. В поход мы отправились засветло.

26. Партер был весь заполнен зрителями.

27. Папа принял важное решение.

28. Кому ты звонишь’

29. Маша начала петь.

30. Сладости мы решили купить в кулинарии.

1.В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?

1)Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.

2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.

3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идёт на лад.

4) ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.

2. В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ?

1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.

2) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.

3) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.

4) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.

3. В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить слово БОЛОТИСТЫЙ?

1) С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.

2) Спасаясь от преследования, полдня ползли на животе по болотистой низине.

3) Он зажег над столом бра с БОЛОТНОГО цвета шелковым колпачком и стал писать в толстой тетради.

4) Черная БОЛОТНАЯ грязь полетела из – под колёс.

4. В каком предложении вместо слова ЭФФЕКТИВНОСТЬ нужно употребить слово ЭФФЕКТНОСТЬ?

1) ЭФФЕКТИВНОСТЬ российских методов подготовки космонавтов признана во всем мире.

2) Жюри единогласно отметило ЭФФЕКТИВНОСТЬ выступления хореографического коллектива.

3) Каждое изобретение молодого ученого удивляло своей простотой и ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ.

4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ капитальных вложений производство стала видна очень скоро.

5. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить слово ГУМАНИТАРНЫЙ?

1) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье.

2) ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

3) Между странами постоянно развивается и укрепляется сотрудничество в ГУМАННОЙ сфере.

4) ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

6. В каком предложении вместо слова СПАСАТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово СПАСИТЕЛЬНЫЙ?

1) Для него, видимо, это был единственный СПАСАТЕЛЬНЫЙ аргумент.

2) В это время пришел СПАСАТЕЛЬНЫЙ катер и стал спускать под водолазов.

3) В разгар пляжного сезона работа СПАСАТЕЛЬНЫХ бригад является особенно напряженной.

4) Прошло несколько секунд, и с теплохода один за другим полетели в море СПАСАТЕЛЬНЫЕ круги.

Редактирование. Устраните в данных словосочетаниях тавтологию и плеоназм.

Своя автобиография, в марте месяце, объединить воедино, главная суть, тёмный мрак, можно спросить вопрос, ценные сокровища, рассказать рассказ.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/07/01/yazykovaya-norma-i-ee-osnovnye-osobennosti-osnovnye-vidy

http://infourok.ru/konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_orfoepicheskie_i_leksicheskie_normy-448031.htm