Осень была дождливая сказуемое

8 класс

Задание: в каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

Вариант № 1 «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) В ту же секунду как будто перестало биться сердце. 2) Но был ли счастлив мой Евгений? 3) Осень в позапрошлом году была дождливая. 4) На холмах и на равнинах рдеют кисти на рябинах. 5) Рябиновыми ветками люди украшали не только жилые помещения, но и сараи. 6) Этот сад мечтал посадить мой дедушка. 7) Через месяц путешественники добрались до Москвы. 8) Светлыми звёздами украшена тихая зимняя ночь. 9) Стихи писать Пушкин начал ещё до лицея. 10) На рассвете с реки потянул холодок. 11) Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь. 12) А.С. Пушкин – великий русский поэт.

Типы сказуемых (таблица с примерами)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве пред­ло­же­ния.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и под­ле­жа­щее.

ОпределениеСказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый опре­де­ля­ет под­ле­жа­щее и состав­ля­ет с ним грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го пред­ло­же­ния:

  • (кто?) два медведя-подростка — это под­ле­жа­щее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — ска­зу­е­мое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му раз­ли­ча­ют

  • гла­голь­ные ска­зу­е­мые;
  • имен­ные ска­зу­е­мые.

    Сказуемое и способы его выражения

    В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния ска­зу­е­мо­го:

  • про­стое гла­голь­ное;
  • состав­ное гла­голь­ное;
  • состав­ное имен­ное.

    Таблица

    ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
    П
    Г
    С
    Выражено гла­го­лом в фор­ме
    одно­го из накло­не­ний
    Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
    Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
    С
    Г
    С
    Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го сло­ва
    (выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла
    (выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние)
    По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
    Я был рад помочь вам.
    С
    И
    С
    Состоит из глагола-связки
    (выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние)
    и имен­ной части
    (выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние)
    Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
    Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

    Простое глагольное сказуемое

    Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, напри­мер:

    Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

    Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

    Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

    Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

    Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

    Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния:

    Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние дей­ствия:

    Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

    Будешь ты ещё мне тянуть душу !

    Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му пово­ду.

    Составное глагольное сказуемое

    К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфи­ни­ти­вом:

    вспо­мо­га­тель­ный гла­гол + инфи­ни­тив = СГС

    Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

    Вспомогательные глаголы в СГС

    В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла исполь­зу­ют­ся:

    1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец дей­ствия

    Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

    Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

    2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, спо­соб­но­сти

    К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

    3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние

    Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

    4. неко­то­рые без­лич­ные гла­го­лы

    Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

    5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским зна­че­ни­ем

    Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

    6. сло­ва состо­я­ния

    По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

    Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, напри­мер:

    Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

    Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

    Составное именное сказуемое

    Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

    • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
    • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней срав­не­ния;
    • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное соче­та­ние;
    • место­име­ние;
    • наре­чие;
    • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные;
    • меж­до­ме­тия;
    • нераз­ло­жи­мые сло­во­со­че­та­ния.

    Глагольная связ­ка + имен­ная часть = СИС

    Связка составного именного сказуемого

    В роли связ­ки часто упо­треб­ля­ет­ся

    1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том чис­ле
    «есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), напри­мер:

    Он был похож на маму (Борис Пастернак).

    Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

    Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

    Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

    Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

    Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

    2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

    Примерыстать, делать­ся, казать­ся, ста­но­вить­ся, являть­ся, счи­тать­ся, оста­вать­ся, пред­став­лять, звать­ся, назы­вать­ся, выгля­деть, дово­дить­ся, счи­тать­ся и пр.

    И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

    С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

    И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

    Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

    3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состо­я­ния:

    Примерысидеть, сто­ять, бежать, вер­нуть­ся, идти, лежать, рабо­тать, родить­ся, жить.

    Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

    Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

    Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская доч­ка).

    Алгоритм определения вида сказуемого


    Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

    Сохранить ста­тью

    Однородные сказуемые — легко и просто!

    На нашей планете существует около 6000 языков. При всем их многообразии, есть то, что присуще всем языкам без исключения. Каждому языку присуще наличие подлежащего и сказуемого.

    Предложение – это законченная мысль. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

    Подлежащее – обозначает предмет, отвечает на вопрос «кто?», «что?», должно быть только в именительном падеже.

    Сказуемое передает действие предмета, отвечает на вопросы действия — «что сделал?», «что делает?», «что сделает?».

    Маша сегодня не пошла в школу. В этом предложении подлежащее Маша , именительный падеж, вопрос «Кто?». Маша «что сделала?» – не пошла. Не пошла – сказуемое.

    Виктор радовался и напевал от счастья. В этом примере у нас подлежащее Виктор , и два слова, которые относятся к существительному и отвечают на один и тот же вопрос «что делал?» — радовался и напевал .

    Несколько слов в предложении, относящихся к одному слову и отвечающих на один вопрос, называются однородными членами предложения .

    Ветер трепал зонты, подгонял прохожих. Подлежащее здесь Ветер (Что?), ветер «что делал?» трепал и подгонял , это наши сказуемые и по совместительству однородные члены предложения.

    Когда для передачи действий предмета недостаточно одного слова, мы можем добавить другие слова, обозначающие нужные действия. Такие слова будут являться однородными сказуемыми .

    Предложения с однородными сказуемыми могут включать простые и составные сказуемые. Подчеркивать однородные сказуемые обязательно двумя чертами .

    Простое сказуемое

    Простая форма состоит в основном из одного слова. Так как чаще всего сказуемое выражено глаголом, то называют его простым глагольным сказуемым (ПГС).

    Птица пела и перепрыгивала с ветки на ветку. Предложение включает два простых глагольных сказуемых. Каждое из них выражено одним словом – «пела» и «перепрыгивала» .

    У простого глагольного сказуемого (ПГС), грамматическое и лексическое значение выражено глаголом, который может быть любой грамматической формы.

    1. Ты обязательно перешли мне доклад и сделай дополнения. Здесь ПГС выражено глаголом повелительного наклонения.
    2. Я сходила бы на эту выставку с удовольствием. Я с удовольствием занялась бы работой в огороде или возилась бы с цветами. ПГС в форме глагола условного наклонения.

    У глаголов несовершенного вида ПГС образовано из двух слов (в сложной форме будущего времени). Вспомогательного глагола «быть» и неопределенной формы глагола по смыслу.

    1. Я буду посещать лекции и обязательно буду писать конспекты.
    2. Ветер будет дуть еще долго и будет завывать в трубе всю ночь.

    В форме повелительного наклонения, с помощью частиц «давай» , «пусть» , «пускай»

    1. Пустьсолнце ярко светит и пусть пригревает сильнее!
    2. Даваймыпойдем в парк или давай погуляем в роще!

    Фразеологизмы, которые можно заменить одним глаголом тоже относятся к простым глагольным сказуемым.

    1. Он одержал победу (победил).
    2. Они дали обещание (обещали).

    Составное сказуемое

    Составное сказуемое называется так потому, что состоит из двух слов. Есть два вида составного сказуемого – глагольное и именное .

    Составная глагольная форма

    Включает вспомогательный глагол и глагол в инфинитиве (неопределенной формы).

    Днём начал идти мелкий, колючий снег и продолжал сыпать до вечера. Вспомогательные глаголы здесь – «начал» и «продолжал» , они обозначают, что действие началось и продолжилось. Глаголы «идти» , «сыпать» означают собственно действие.

    Как вспомогательный глагол используют:

    1. Глаголы с обозначением начала, продолжения или завершения действия.
      • Начать, приниматься, стать – начало действия .
      • Продолжить – продолжение действия .
      • Перестать, прекратить, закончить – завершение действия .

    Дождь продолжал идти и закончил моросить только к вечеру.

    1. Глаголы со значением намерения, желания, волеизъявления.
      • Стараться, хотеть, стремиться, мочь.

    Все художники хотели посетить выставку картин импрессионистов, а главное, хотели увидеть работы Мане.

    1. Глаголы, выражающие эмоции действующего лица.
      • Привыкать, любить, ненавидеть, ошеломить, решиться.

    Я люблю читать книги и ненавижу смотреть кино.

    1. Краткие прилагательные, которые не имеют полной формы.
      • Намерен, привычен, должен, согласен.

    Я должен ехать в командировку и намерен поехать как можно быстрее.

    Важно! Отличайте составное глагольное сказуемое от ПГС и глагола неопределенной формы, как второстепенного члена предложения.

    Одним из признаков того, что перед вами составное сказуемое, является отношение глагола в инфинитиве к подлежащему. Если действие инфинитива направлено на другой член предложения, то вы имеете дело со второстепенным членом.

    Гости пошли в сад (с какой целью?) посмотреть на прекрасные цветущие яблони . Пример демонстрирует нам как инфинитив глагола выступает в качестве дополнения.

    Составная именная форма

    Складывается из вспомогательного глагола и второго слова, которое выражено другой частью речи. В качестве таких могут выступать:

    1. Имена существительные именительного или творительного падежа.

    Облака казались клочками белой ваты, казались чудовищами , закрывающими вершины гор.

    1. Прилагательные в полной или краткой форме, в формах сравнительных степеней.

    Шум ветра сильнее шелеста прибоя, сильнее грохота волн.

    1. Местоимения.
    1. Числительные, или числительные + существительные.

    Возраст этого дуба – триста лет и три года .

    Мы здесь надолго или вообще навсегда .

    1. Полные или краткие причастия.

    Осенние листья , терпеливо ожидавшие первого снега и замершие на ветках деревьев.

    Пунктуация между однородными сказуемыми

    Однородные сказуемые подчиняются тем же основным правилам языка, что и другие однородные члены предложения.

    • Если однородные члены предложения идут методом перечисления, запятая ставится перед каждым однородным словом.
    • Между однородными словами, соединенными союзом «и» запятая ставится только тогда, когда союз «и» повторяется несколько раз.

    Маша и танцевала , и пела , и хорошо играла на пианино.

    Когда в предложении с однородными сказуемыми есть повторяющийся соединяющий союз, запятая ставится перед его второй частью. Звезды то засияют , то спрячутся в темноте. Запятая также ставится между однородными членами, соединенными союзами «а», «но», «да» (в значении но).

    Предложение, осложненное однородными членами, пишется без запятой, если однородные слова связаны соединительным союзом «и» , или разделительными союзами «или», «либо» , всего один раз.

    Мы идём купаться или загорать . Дети прыгали и бегали по террасе.

    Предлагаю вам небольшую инструкцию, с помощью которой будет легче понять пунктуацию в предложении.

    1. Сначала находим главные члены предложения.
    2. Начинаем задавать вопросы от главных членов предложения к второстепенным.
    3. Проверяем, не уходит ли смысл предложения, если мысленно убрать из него то, или иное слово.
    4. Смотрим, есть ли в предложении союзы, сколько их, какие по смыслу.
    5. Дальше ставим запятые, руководствуясь правилами русского языка.

    Разбор примеров с однородными сказуемыми

    Дима бежал настолько быстро, что не успевал переставлять ноги.

    В этом предложении есть простая и составная формы однородных членов. Относятся они к подлежащему. Кто? Дима . Что о нем говорится? Что он бежал . Как бежал? — быстро . Здесь сказуемое выражено глаголом, это простая форма, а наречие «быстро» , это обстоятельство.

    Не успевал переставлять ноги — это составная форма. Определяется она так. Если из сочетания слов нельзя убрать ни одного слова, иначе оно потеряет свой смысл, значит это сочетание относится к составному сказуемому.

    Я записал в тетради домашнее задание и хотел выписать примеры из учебника, но меня позвали друзья .

    Сложное предложение, первая часть которого представляет из себя простое предложение с однородными сказуемыми, простой и составной формы. « Записал» — простое сказуемое, а «хотел выписать» — составное. Если попробовать убрать из этого сочетания хоть одно слово, оно потеряет смысл.

    Саша взял дневник, открыл его, просмотрел записи.

    Предложение с простыми однородными сказуемыми, без союзов. Все однородные члены выделяются запятыми.

    За стеклом аквариума мальки и взрослые рыбы плавают , приближаются к стеклу и кажется, смотрят на тебя.

    Простые однородные подлежащие и сказуемые, соединенные на письме запятыми и соединительным союзом «и» .

    Даша перестала плакать и начала вытирать ладошками слезы.

    Предложение с двумя составными сказуемыми, где составная глагольная форма выражена глаголом с обозначением времени действия и глаголом в инфинитиве.


    источники:

    http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/sintaksis/44482-tipy-skazuemyh-tablica-s-primerami.html

    http://gramotnosty.ru/russkiy-yazyk/sintaksis/odnorodnye-skazuemye.html