Ошибки в образовании форм причастий и деепричастий

Ошибки при употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Данный й материал содержит теоретическую и практическую часть и может быть использован при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (задание № 6).

Скачать:

ВложениеРазмер
oshibki_pri_upotreblenii_form_glagolov.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ОШИБКИ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ФОРМ ГЛАГОЛОВ, ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ

1. «Недостаточные» глаголы не образуют формы 1 лица единственного числа.

Я ПОБЕДЮ, УБЕДЮ, ДЕРЗЮ, ОЧУТЮСЬ….

Следует использовать описательные формы:

Я СУМЕЮ победить, ХОЧУ убедить, МОГУ очутиться, ПОСТАРАЮСЬ не дерзить…

2. «Изобилующие» глаголы имеют две формы настоящего времени:

разговорная (просторечная) форма

Им движет чувство сострадания.

Он двигает мебель.

капает = падает каплями

3. В литературном языке не имеют форм повелительного наклонения глаголы

ХОТЕТЬ, МОЧЬ, ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ЕХАТЬ , ЖАЖДАТЬ. ( ВИЖДЬ – архаизм).

Литературные нормы: ляг(те), беги(те), тронь(те), положи(те), поезжай(те)

  1. ГЛАГОЛЫ С СУФФИКСОМ –ЫВА-ИВА :

книжная форма с О устаревает

разговорная форма с А распространяется все шире

Веленью Божию, о Муза, будь послушна! Обиды не страшась, не требуя венца,

К добру и злу постыдно равнодушна,

И не оспоривай глупца! (Пушкин).

  1. ФОРМЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ С СУФФИКСОМ — НУ:

книжная форма устаревает

разговорная форма более распространена в живом языке

сохнул, киснул, глохнул, чахнул, гаснул, поникнул…

Певец угаснул от печали (Жуковский).

Угас, как светоч, дивный гений (Лермонтов).

И потух огонь очей (Пушкин).

сох, кис, глох, чах, гас, поник….

ХОЧУ ХОТИМ ЖГУ ЖЖЕМ

ХОЧЕШЬ ХОТИТЕ ЖЖЕШЬ ЖЖЕТЕ

ХОЧЕТ ХОТЯТ ЖЖЕТ ЖГУТ

1.Употребление разговорно-просторечных форм вместо литературных:

Я убедю вас в этом!

При ангине горло полоскают раствором соды.

Ехай в деревню и ни о чем не думай.

2. Неудачное употребление возвратных глаголов ( с постфиксом –СЯ), создающее двусмысленность:

Изделие красится очень ярко.

Готовые детали бросаются в воду.

3.Нарушение соотнесенности видо-временных форм глагола:

Героиня полюбила крестьянского парня и бежит с ним из дома свекра.

Поможем молодым талантам расти и проявить себя.

4.Неправильное образование причастий:

Я достиг давно мечтаемого положения.

Необходим поиск новых методов, приносивших бы максимальные результаты.

Мы готовим выставку, расскажущую о наших спортивных достижениях.

5.Неправильный выбор временных и видовых форм причастий, нарушение их соотнесенности с глаголом-сказуемым:

К автобусной остановке бежала модно одевающаяся женщина.

Лесную тишину нарушали сорвавшиеся с веток комья снега.

6.Неправильное образование деепричастий, употребление разговорных и устарелых форм:

Он задумался, чеша затылок.

Увидя подругу, девочка улыбнулась.

Уставши, они решили отдохнуть.

7.Неправильный выбор видовых форм деепричастий, нарушение их соотнесенности с глаголом-сказуемым:

Погуляв в парке, я вижу цветущие деревья.

Погуляв в парке и любуясь весенней природой, он хорошо отдохнул.

1. Укажите ошибки в употреблении форм глагола. Исправьте их.

  1. Не махай так сильно руками при разговоре.
  2. Если вы так поступите, я очутюсь в очень неловкой ситуации.
  3. Я убедю вас в том, что вы ошиблись.
  4. Занавеска чуть колыхается от ветра.
  5. Легкий морозец щипет щеки, с елок сыпятся серебряные искры.
  6. Когда пловец достигнул берега, шторм почти утихнул.
  7. Меня глодает совесть.
  8. Шахматист отвергнул предложение противника.
  9. Всё дремет вокруг, не плескается волна.
  10. Лошади запрягаются в повозку, и веселая процессия двигается к городской площади.
  11. Где вы слыхали это?
  12. Положь игрушку и выдь к гостям нормальным ребенком.
  13. Ой, как крапива жгется!
  14. Вы не хочете со мной дружить? Ну и ехайте отсюда!
  15. В юности он мечтал рисовать картины и написать стихи, посвящая свои творения любимым людям.
  16. Отец старался хорошо воспитать сына и давать ему первые представления об окружающем мире.
  17. Машина за машиной подъезжали и нагружались овощами.
  18. Проблема, обсуждающаяся на страницах газеты, отнюдь не проста.
  19. Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше намечаемых сроков.
  20. У нас в классе немало ребят, охотно занимавшихся бы спортом.
  21. Режиссер, ставя этот спектакль, получил горячую поддержку зрителей.
  22. Циклон грозился наводнением.
  23. Небо охватывается заревом, и становится страшно.
  24. Писатель выводит героя, который сам не умеет надеть чулки и днями пролёживает на диване.
  25. Раскрылись набухавшие на деревьях почки.
  26. Горький – писатель, с детства проникший сочувствием к народу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 заданий. Для 8-11 кл.

Урок русского языка в 7 классеТема: Особая форма глагола — причастие (обобщение).

Презентация для урока русского языка в 6 классе.

Урок «Особая форма глагола — причастие» — урок обобщения и систематизации пройденного материала по данной теме. На этом уроке формируются умения и навыки обучающихся работать с книгой, самостоятельно .

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Употребление причастий и деепричастий в речи» разработан на основе УМК под редакцией М.М. Разумовской в соответствии с требованиями ФГОС. На уро.

Урок русского языка в 6 классе. Программа Разумовской М.М.

В презентации в доступной для учащихся 5 класса форме говорится о грамматических ошибках, связанных с видовой соотнесенностью глаголов.

2.7. Причастие и деепричастие

Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола – причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.

Ошибки в образовании причастий обычно заключаются в неверном конструировании формообразующей основы (ср.: употребление неверной формы скакающий вместо нормативной – скачущий) и в неверном выборе формообразующего суффикса. Поскольку выбор формообразующей основы является общим для спрягаемых и неспрягаемых форм, то при затруднении следует пользоваться рекомендациями, данными в п. 2.6.

При выборе формообразующего суффикса в образовании формы причастия особое внимание обратите на следующие случаи.

1. Бoльшая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву:

писать – писавший, решать – решавший.

Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву:

нести – нёсший, везти – вёзший.

2. В страдательных причастиях прошедшего времени используются суффиксы -нн- ( -н- ), -енн- ( -ен- ) и -т- (убра нн ый, застел енн ый, допи т ый). В речи достаточно часто встречается ошибка, связанная с использованием одного суффикса вместо другого.

Например, в предложении: В комнате убрато – вместо нормативной формы убрано с суффиксом -н- ошибочно использован суффикс -т- .

3. Следует помнить, что при образовании причастия должны сохраняться все словообразовательные приставки и суффиксы глагола. Наиболее распространённой ошибкой является отбрасывание суффикса -ся при образовании причастий от возвратных глаголов.

Например, в предложении: Ветер срывал оставшие на деревьях листья – неправомерно опущен суффикс -ся . Грамматически правильным будет такой вариант предложения: Ветер срывал оставшиеся на деревьях листья.

4. Следует учитывать, что некоторые глаголы характеризуются отсутствием или неупотребительностью отдельных форм причастий. Так, по правилам русской грамматики страдательные причастия образуются только от переходных глаголов:

прочитать книгу – прочитанная книга; праздновать юбилей – празднуемый юбилей.

Не может быть образовано страдательных причастий от глаголов типа вставать, лежать и др., поскольку эти глаголы не могут сочетаться с винительным падежом без предлога.

В то же время отсутствие отдельных форм причастий может быть связано не с грамматическими законами, а с традицией.

арестовать, беречь, бить, брать, будить, везти, вертеть, вить, возить, вязать, гладить, глядеть, готовить, греть, громить, грузить, грызть, давить, держать, жалеть, жарить, жать, ждать, жечь, звать, знать, иметь, кипятить, класть, клеить, колоть, кормить, красить, лепить, лечить, лить, мести, молоть, мыть, находить, пахать, петь, печь, писать, пилить, пить, полоть, портить, прятать, рвать, резать, рубить, солить, ставить, сторожить, сушить, сыпать, ткать, тушить, тянуть, учить, хоронить, чистить, шептать, шить и др.

2) Отсутствуют формы страдательных причастий прошедшего времени у переходных глаголов:

При употреблении причастий в речи особое внимание следует обратить на следующие моменты.

1. Противопоставление действительных и страдательных причастий связано с выражаемым ими значением.

Действительные причастия (суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш- ) обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие:

поющая девочка, рисовавший мальчик.

Страдательные причастия (суффиксы -ом-, -ем-, -им-; -нн- ( -н- ), -енн- ( -ен- ), -т- ) обозначают признак того, кто (что) испытывает действие:

читаемая книга, купленный журнал.

В речи достаточно распространённой ошибкой является использование действительных причастий вместо страдательных, и наоборот.

Например, в предложении: У меня был один выигранный билет – неправомерно использовано страдательное причастие, поскольку в этом случае эта конструкция означает: Я выиграл билет, а не определённый приз, сумму денег и т.п. по счастливому билету. Грамматически корректным в такой ситуации будет использование действительного причастия (выигравший билет), поскольку определяемое существительное не испытывает, а производит действие.

2. В русском языке страдательное значение может быть выражено как страдательными причастиями, так и действительными причастиями от возвратных глаголов с суффиксом -ся .

В одних случаях в литературном языке употребительны обе возможные формы:

одобряемый всеми проект – одобряющийся всеми проект.

В других случаях употребляется либо только страдательное причастие, либо только действительное причастие от возвратного глагола.

Ср.: построенный дом – строящийся дом.

Следует помнить, что основным выразителем значения страдательности является именно страдательное причастие, и там, где оно имеется, возвратное причастие обычно недопустимо.

Так, грамматически некорректными будут обороты: ребёнок, одевающийся нянькой ; ящик, сделавшийся столяром . В данном случае обязательным является употребление именно страдательных причастий:ребёнок, одеваемый нянькой ; ящик, сделанный столяром .

Возвратное причастие обычно используется тогда, когда соответствующего страдательного причастия в языке нет или оно малоупотребительно. Например, не образуются или являются малоупотребительными формы страдательных причастий прошедшего времени от глаголов несовершенного вида.

Ср.: доклад, написанный студентом в прошлом году; доклад, писавшийся студентом в течение года.

3. Следует помнить также, что в русском языке нет и не может быть причастий будущего времени. Нельзя использовать причастия по отношению к будущему! Поэтому грамматически некорректными будут конструкции типа:

Уже через несколько лет мы будем иметь целый комплекс предприятий, могущих вызвать экологическую катастрофу.

При образовании форм деепричастий необходимо учитывать следующие моменты.

1. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -а/-я :

брать – берут – беря; плакать – плачут – плача.

Ряд глаголов несовершенного вида образует также деепричастия с помощью суффикса -учи/-ючи :

будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись.

Однако сколько-нибудь широкого распространения в литературном языке они не получили. Обычно формы на -учи/-ючи воспринимаются либо как устаревшие, либо как средство стилизации народной и старинной речи.

Кроме того, не все глаголы несовершенного вида способны образовывать деепричастия. Как правило, не образуют деепричастий глаголы, не имеющие в основах настоящего времени гласных (ср.: ткать – ткут):

бить, вить, врать, гнуть, есть, жать (руку), жать (рожь), ждать, жечь, лгать, лить, мять, пить, рвать, слать, спать, ткать, тереть, шить.

Отсутствуют или не употребляются деепричастия от глаголов с чередованием в основах инфинитива и настоящего времени согласных з–ж, с–ш (ср.: вя з ать – вя ж ут, пля с ать – пля ш ут):

весить, вязать, казаться, косить, лизать, плясать, резать, чесать.

Не образуют деепричастий глаголы несовершенного вида на -чь, на -нуть :

беречь, жечь, мочь, печь, сечь, стеречь, стричься, течь, вянуть, гаснуть, глохнуть, крепнуть, мёрзнуть, мокнуть, пахнуть, тонуть, тянуть.

Не употребляются деепричастия несовершенного вида от глаголов:

арестовать, бежать, колоть, лезть, пахать, петь, родиться, стыть, хотеть.

2. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) глаголов совершенного вида в основном с помощью суффикса -в :

купить – купив, решить – решив.

От ряда глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса -а/-я (войти – войдя, вычесть – вычтя и др.) или суффиксов -вши, -ши (обидевшись, огорчившись и др.).

В подавляющем большинстве случаев употребляются формы с суффиксом -в : они более кратки и более благозвучны. Неблагозвучность форм типа написавши особенно подчёркивал М. Горький. Но следует иметь в виду, что у возвратных глаголов обычно существует только одна форма – засмеявшись, закутавшись. Использование суффикса -ши вместо суффикса -в характерно и для многих глаголов с основой на согласную: вырасти – выросши; спасти – спасши.

Употребление суффикса -а/-я при образовании деепричастий совершенного вида (ср.: положив – положа, услышав – услыша, заметив – заметя) было достаточно распространённым явлением в ХIX–начале XX в. Например, такие формы широко использовались М. Горьким: наклоня, подойдя, сойдя и др. В настоящее время многие из этих форм вышли из употребления.

3. Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого.

Например, в предложении: Я набирала номер, положа трубку – ошибочно использована форма деепричастия с суффиксом -а . От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно образуются с помощью суффикса -а , но нормативным вариантом будет форма с суффиксом -в ( положив трубку).

Достаточно частотными являются ошибки такого рода при употреблении фразеологизмов. Во многих из них встречаются устаревшие формы деепричастий (полож а руку на сердце, очерт я голову). Произвольная замена таких форм на современные формы в некоторых идиоматических выражениях (бросился вон очерти в голову) является ошибкой!

Достаточно регулярно в речи наблюдается и так называемое заполнение «пустых клеток», то есть ошибочное образование деепричастий от глаголов, которые в литературном языке не могут иметь деепричастные формы вообще (например: Спя , он вздрагивал).

ВОПРОС 5. Основные трудности в употреблении причастий и деепричастий.

Причастие

Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола – причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.

Правило 7:

Бoльшая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву:

писать – писавший, решать – решавший.

Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву: нести – нёсший, везти – вёзший.

В речи достаточно распространённой ошибкой является использование действительных причастий вместо страдательных, и наоборот.

Например, в предложении: У меня был один выигранный билет – неправомерно использовано страдательное причастие, поскольку в этом случае эта конструкция означает: Я выиграл билет, а не определённый приз, сумму денег и т.п. по счастливому билету. Грамматически корректным в такой ситуации будет использование действительного причастия (выигравший билет), поскольку определяемое существительное не испытывает, а производит действие.

Следует помнить также, что в русском языке нет и не может быть причастий будущего времени. Нельзя использовать причастия по отношению к будущему! Поэтому грамматически некорректными будут конструкции типа:

Уже через несколько лет мы будем иметь целый комплекс предприятий, могущих вызвать экологическую катастрофу.

Деепричастие

Правило 8:

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -а/-я:

брать – берут – беря; плакать – плачут – плача.

Ряд глаголов несовершенного вида образует также деепричастия с помощью суффикса -учи/-ючи:

будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись.б

(Вопрос: что делая?)

Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) глаголов совершенного вида в основном с помощью суффикса :

купить – купив, решить – решив.

Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого.

Например, в предложении: Я набирала номер, положа трубку – ошибочно использована форма деепричастия с суффиксом . От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно образуются с помощью суффикса , но нормативным вариантом будет форма с суффиксом (положив трубку).

Достаточно частотными являются ошибки такого рода при употреблении фразеологизмов. Во многих из них встречаются устаревшие формы деепричастий (положа руку на сердце).


источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41-kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/779-27_prichastie_i_deeprichastie.html

http://helpiks.org/7-72648.html