Ошибки в правописании окончаний

Грамматические ошибки в существительных в русском языке

— Неправильный выбор падежного окончания:

облаки вместо облака, выбора вместо выборы, с повидлой вместо с повидлом, без рельс вместо без рельсов, нет время вместо нет времени;

— Неверный выбор падежа:

удивляюсь его силой вместо удивляюсь его силе; жажда к славе вместо жажда славы; мечта к свободе вместо мечта о свободе.

— Существительные мужского рода 2 склонения в родительном падеже в устойчивых фразеологических сочетаниях должны иметь окончание (а не ). Примеры ошибок:

Ни слуха ни духа вместо Ни слуху ни духу; С мира по нитке вместо С миру по нитке.

— Существительные мужского рода 2 склонения в предложном падеже в случае обстоятельственного значения должны иметь окончание , в случае объектного значения – окончание -е:

Деревья в вишнёвом саду (НЕ в саде!); Декорации в “Вишнёвом саде (НЕ в саду!).

— Не допускается образование множественного числа от отвлеченных и вещественных существительных (форма мн. ч. может быть образована, только если существительное употребляется в конкретном значении или если говорится о сортах или видах вещества: радости жизни, животные жиры):

В партизанском движении (НЕ в партизанских движениях!) участвовали самые различные слои населения. Татьяне свойственно тонкое понимание (НЕ понимания!) русской природы.

— Несочетаемость форм управления:

Обнародована петиция, подписанная свыше миллиона граждан вм. Обнародована петиция, подписанная свыше, чем миллионом граждан.

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

  • Индивидуальные занятия
  • Доступные цены
  • Удобные способы оплаты
  • Бесплатный вводный урок
  • Гарантированный возврат денег

Ошибки при выделении окончания

Ошибки при выделении окончаний

За окончание принимается часть основы. В притяжательных прилагательных -ин-, -ов-, -иj- – словообразоват. Суффиксы, окончания в И.п. нет – И.п. лис/ий/, Р.п. лисьj/его (-ий- реализуется в [j], который «спрятан»).
Трудности с определением статуса конечного о
-И.п. и В.п. сущ. -о – окончание: ведр/о, сукн/о
-Краткая форма прил. и страд. прич. -о – окончание: яблоко красив/о, заседание продолжен/о
-Глагол пр.вр. и усл. наклонения -о – окончание: произошл/о, произошл/о бы
-Неизменяемые сущ. и прил. о – часть корня: депо, пальто, бордо
-Наречие -о – суффикс: плавн/о, долг/о
Не указывается нулевое окончание
Сущ. 2 скл. и 3 скл. И. и В.п. окончание нулевое: стол/□, стол/а; змей/□, змеj/[э]м; речь/□, реч/и
Сущ. Р.п. окончание нулевое: сил/а, нет сил/□
Краткое прилагательное ед.ч., м.р. окончание нулевое: весел/□, должен/□
Притяжательное прилагательное на -ий окончание нулевое: лис/ий/□, медвеж/ий/□
Возвратный глагол пр.вр. м.р. окончание нулевое: забот/и/л/□/ся (забот/и/л/а/сь)
Указывается нулевое окончание там, где его нет. Неизменяемые слова и неизменяемые формы слов – вниз, беж
За окончание принимается часть основы (в притяжательных прилагательных -ин-, -ов-, -иj-).
Трудности с определением статуса конечного о у неизменяемых сущ. и прил., у наречий.
Не указывается нулевое окончание.
Указывается нулевое ок. там, где его нет (в неизменяемых слов и неизменяемых формах слов).

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Ошибки при выделении окончания

Тест на тему Схема морфемного разбора

Тест на тему Морфемный разбор

Тест на тему Морфемика

Тест на тему Морфемика

#обсуждения_русский_язык_без_проблем

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Памятка «Работа над орфографическими ошибками»

Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии не всегда дает желаемые результаты. Одна из важнейших причин этого – неумение учащихся видеть орфограммы.

В общей системе формирования орфографических навыков и умений важная роль принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности, здесь дети впервые сталкиваются с понятиями “правильность речи” и “литературная языковая норма”.

В работе над орфографическими ошибками в первую очередь необходимо знать причины появления этих ошибок. Такими причинами являются:
– недопонимание учащимися правила;
– неумение применять его на практике;
– незнание предшествующего материала, на котором основывается данное правило;
– недостаточное развитие орфографической зоркости;
– неумение распознавать орфограмму;
– контролировать себя в процессе письма;
– наличие дефектов произношения

Существует три вида исправления ошибок:

  1. Исправление путем выписывания, данного слова;
  2. Исправление с помощью доказательства;
  3. Исправление, основанное на логически последовательном порядке рассуждения вида исправления ошибок;

План – рассуждения при исправлении ошибок в окончаниях имен прилагательных.

(Разработано и предложено В.А. Шукейло.)

  • Найти имя прилагательное.
  • Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное.
  • Поставить вопрос от существительного к прилагательному. Посмотреть на окончание в вопросе и по нему определить окончание прилагательного.
  • Определить род и падеж существительного и прилагательного.
  • Вспомнить прилагательного в этом падеже.

Памятка при работе над ошибками.

2. ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.

(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)

3. Большая буква в именах собственных.

Москва– название города.
Иванов Сергей Петрович– фамилия, имя, отчество.
Жучка– кличка животного.
Нева– название реки.

4. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

5. Парные согласные в корне слова.

6. Непроизносимые согласные в корне слова.

7. Правописание приставки, суффикса.

8. Разделительный Ъ и Ь.

9. Раздельное написание предлогов со словами.

10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

11. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

12. Безударные падежные окончания существительных.

Шел (по чему?) по площади – 3 скл, Д. п., по степи
Читали (о чем?) об улице– 1 скл, П.п., о зиме
Мечтали (о чем?) о космосе – 2 скл, П.п., о коне

13. Безударные личные окончания глаголов.

Писать (не на -ить, не искл, I спряжение) – пишет
Строить (на -ить, II спряжение) – строят
Смотреть (искл., II спряжение) – смотришь

14. Глаголы 2 –го лица ед. числа.

Играешь – 2 л., ед. ч, что делаешь?

1. На выбор букв для обозначения звука:

2. На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и начала предложения:

3. На определение места знака переноса в слове:

Оре-хи или о-рехи
Лей-ка или ле-йка
Коль-цо или кол-ьцо

4. На слитно-раздельное написание слов:

В класс или вкласс
Взял или в зял

5. Прочитайте “Мирную считалочку” М. Карема:

Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!

– На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова с этими орфограммами.
– Какие слова можно проверить словами горы, реки?
– На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои примеры на эти правила.

Игра-диктант “Кто больше запомнит слов?”

Учитель читает каждое предложение один раз, а во время паузы между предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Можно проводить, таким образом, и словарный диктант. Учитель один раз произносит цепочку, например, из 3 слов (либо демонстрирует на доске или на экране) в течение 9–15 секунд и больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читает новую цепочку слов и так далее, пока дети не запишут нужное количество слов. Затем подсчитывается количество записанных слов и проверяется их написание. (Слова необходимо записывать в том порядке, в котором назывались учителем).

“Какие буквы спорят? Какие побеждают?”

1. Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука….

Гусе(в/ф)
Кру(г/к)
Стол(б/п)ря(д/т)
су(б/п)
гла(з/с)к(о/а)за
р(е/и)ка
тр(а/о)вап(а/о)ет
з(о/а)вет
ст(о/а)ит

Стихотворные упражнения для развития орфографического навыка:

(Памятка для ученика.)

  1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение.
  2. Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.
  3. Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение.
  4. Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
  5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс.
  6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже.
  7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится; по роду и падежу существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
  8. Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание. Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.


источники:

http://grammatika-rus.ru/oshibki-pri-vydelenii-okonchaniya/

http://urok.1sept.ru/articles/610106