Основное действие обозначенное глаголом сказуемым и добавочное действие обозначенное деепричастием

Деепричастие — признаки и примеры

О чем эта статья:

6 класс, 7 класс

Понятие деепричастия

Сейчас узнаем, что обозначает деепричастие и дадим определение.

Деепричастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола.

Деепричастие отвечает на вопросы:

Примеры деепричастий: рисуя картины, стоя на столе, собравшись у поход, купив подарок.

Деепричастия объединяют значения глаголов и наречий:

называют признак действия (каким образом оно совершается).

Теперь мы знаем, что называется деепричастием. Рассмотрим, от чего образовано и от чего зависит деепричастие.

Грамматические признаки деепричастий

Деепричастия совмещают грамматические признаки глаголов и наречий.

Признаки глаголов:

Вид. Если в вопросе к деепричастию есть буква «с» — вид совершенный, если ее нет – несовершенный:

Жил, (что делая?) создавая музыку — вид несовершенный (нет «с» в вопросе).

Прожил, (что сделав?) оставив след — вид совершенный (есть «с» в вопросе).

Переходность. Деепричастие переходное, если у него есть зависимое слово в винительном падеже без предлога.

Погладив (кого?) кошку — существительное «кошка» стоит в винительном падеже без предлога, значит деепричастие переходное.

Гуляя по улице — деепричастие непереходное, потому что у него нет зависимого слова в винительном падеже без предлога.

Возвратность. Если есть -ся/-сь — деепричастие возвратное, если нет — невозвратное:

Умывшись водой — возвратное (есть -сь).

Умыв лицо — невозвратное (нет -ся/-сь).

Признаки наречий:

Неизменяемость. Деепричастие не склоняется и не спрягается.

В словосочетаниях обычно, как и наречия, примыкают к личным формам глаголов, реже – к инфинитивам или причастиям.

Она плачет, смеясь.

Для наглядности объединили все признаки в следующую таблицу:

Обозначает добавочное к основному действие.

Образуется от глагола, сохраняя его признаки.

Вид (совершенный и несовершенный).

Деепричастие распространяется существительными, наречиями, местоимениями.

Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот.

Деепричастие образует словосочетания:

Одновременно характеризует основное действие, которое показывает как? когда? почему? оно происходит;

Деепричастие относится к глаголу-сказуемому.

В предложении бывает только обстоятельством.

И еще подробнее про образование деепричастий:

Обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, которое выражено глаголом.

Образуются от основы настоящего времени глагола с помощью суффикса -а (-я):

узнавая — узнавать (от глаголов с суффиксом -ва- деепричастие образуется от основы инфинитива)

От некоторых глаголов (бьют, рвут, берегут, текут) деепричастия не образуются.

Обозначают законченное добавочное действие, которое, совершается до начала действия, которое выражено глаголом.

Образуются от основы неопределенной формы (прошедшего времени) с помощью суффиксов -в, -ши, -вши:

К суффиксу -в возвратный суффикс -ся.

От некоторых глаголов возможно образование двойных форм (от основы инфинитива и основы прошедшего времени):

От некоторых глаголов деепричастия образуются с помощью суффиксов -а, (-я) (от основы будущего времени):

Синтаксическая роль деепричастия

В предложениях деепричастие зависит от глагола, которое выполняет роль сказуемого.

Чем выражено деепричастие в предложении — второстепенным членом и выполняет синтаксическую роль обстоятельства.

А если рядом с деепричастием стоят зависимые слова, то это уже деепричастный оборот.

При разборе деепричастного оборота, нужно сначала его выделить как обстоятельство, а после — разобрать внутри по членам. Вот так:

Чаще всего деепричастия выделяются запятыми. Но есть такие, которые выделять не нужно:

Одиночные деепричастия, которые перешли в разряд наречий (стоя, сидя, шутя, молча, лежа). Такое деепричастие не обозначает добавочного действия:

Нужно читать, сидя за столом при хорошем освещении.

Он говорил волнуясь (то есть взволнованно).

Когда деепричастие не означает добавочного действия, а означает только признак действия.

Устойчивые выражения, фразеологические обороты, в состав которых входит деепричастие: бежать сломя голову, работать не покладая рук, заговорить скрепя сердце, кричать не помня себя.

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический разбор деепричастия — это морфологическая и синтаксическая характеристика слова.

План разбора деепричастия

Часть речи. Общее значение.

начальная форма (неопределенная форма глагола);

Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения).

Давайте посмотрим на примере, как сделать полный морфологический разбор деепричастия.

Пример 1

Журча — особая форма глагола — деепричастие, бежит (что делая? как?) — журча — обозначает добавочное действие.

Начальная форма — журчать. Несовершенный вид, неизменяемая форма.

Бежит (как?) журча (обстоятельство образа действия).

Пример 2

Слушая бабушкины рассказы о прошлом, я всегда удивляюсь.

Слушая — особая форма глагола — деепричастие, удивляюсь (что делая? как?) — слушая — обозначает добавочное действие.

Начальная форма — слушать. Несовершенный вид, переходное, невозвратное.

Удивляюсь (как?) слушая (обстоятельство времени).

Вопросы для самопроверки

Укажите, что обозначает деепричастие в русском языке.

Грамматические признаки каких двух частей речи объединяет деепричастие?

Вспомните различия в образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Какую синтаксическую роль или роли может выполнять деепричастие в предложении?

Выполните морфологический разбор деепричастия в предложении: Враг отступил к стене, моля о пощаде.

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия совер­шен­но­го вида — это сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие доба­воч­ное дей­ствие, кото­рое пред­ше­ству­ет основ­но­му дей­ствию, выра­жен­но­му глаголом-сказуемым, и отве­ча­ю­щие на вопрос что сде­лав? что сде­лав­ши?

Выясним, что такое дее­при­ча­стия совер­шен­но­го вида, как обра­зу­ют­ся, но преж­де вспом­ним, какие сло­ва отно­сят к дее­при­ча­сти­ям в рус­ском язы­ке.

ОпределениеДеепричастие — это неиз­ме­ня­е­мая гла­голь­ная фор­ма, кото­рая обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие, сов­ме­ща­ет при­зна­ки гла­го­ла и наре­чия и отве­ча­ет на вопро­сы что делая? что сде­лав? что сде­лав­ши?

  • (что делая?) рас­ска­зы­вая сказ­ку,
  • (что сде­лав?) ука­зав на пре­пят­ствие,
  • (что сде­лав­ши?) ска­тив­шись с горы.

Как осо­бая гла­голь­ная фор­ма, дее­при­ча­стие име­ет посто­ян­ный мор­фо­ло­ги­че­ский при­знак — совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный вид.

Несовершенного вида

Совершенного вида

Деепричастия
Обозначают неза­кон­чен­ное доба­воч­ное дей­ствиеОбозначают закон­чен­ное доба­воч­ное дей­ствие
Отвечают на вопрос что делая?Отвечают на вопрос что сде­лав?
Образуются:
осно­ва гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни + суф­фик­сы -а-, -я-
Образуются:
осно­ва гла­го­ла неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла совер­шен­но­го вида + суф­фик­сы -в-, -вши-, -ши-
Примеры
слу­шая, думая, решаяпро­слу­шав, замах­нувшись, испекши

Рассмотрим более деталь­но, что обо­зна­ча­ют дее­при­ча­стия совер­шен­но­го вида и как обра­зу­ют­ся от гла­го­лов.

Что такое деепричастия совершенного вида?

Деепричастия совер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют закон­чен­ное доба­воч­ное дей­ствие, кото­рое совер­ши­лось преж­де по отно­ше­нию к дей­ствию, выра­жен­но­му глаголом-сказуемым.

Раскрыв зонт, Вера пошла по ули­це, зали­той дождём.

Сначала про­изо­шло дей­ствие, обо­зна­чен­ное сло­вом «рас­крыв». Вера сна­ча­ла рас­кры­ла зонт, а затем пошла по ули­це.

Слово «рас­крыв» не изме­ня­ет­ся, оно обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­лав?

Это сло­во явля­ет­ся дее­при­ча­сти­ем. Оно сохра­ня­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию совер­шен­но­го вида гла­го­ла, от кото­ро­го обра­зо­ва­но:

(что сде­лать?) рас­крыть — (что сде­лав?) рас­крыв

Точно так же обо­зна­ча­ют пред­ше­ству­ю­щее дей­ствие дее­при­ча­стия совер­шен­но­го вида в сле­ду­ю­щих пред­ло­же­ни­ях.

Примеры

Смущенно улыб­нув­шись, девоч­ка побла­го­да­ри­ла за помощь.

Услышав при­ят­ную музы­ку, юно­ша сде­лал звук при­ём­ни­ка погром­че.

Отправив сооб­ще­ние, она поло­жи­ла теле­фон в сумоч­ку.

Приоткрыв дверь, ста­руш­ка посмот­ре­ла на зво­нив­ших.

Промокши до нит­ки под про­лив­ным дождём, он быст­ро пере­одел­ся в сухую одеж­ду.

Как образуются деепричастия совершенного вида?

Деепричастия совер­шен­но­го вида мож­но обра­зо­вать толь­ко от гла­го­лов это­го же вида. В обра­зо­ва­нии дее­при­ча­стий участ­ву­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы -в-, -вши-, -ши-, -а/-я, кото­рые при­со­еди­ня­ют­ся к осно­ве неопре­де­лён­ной фор­мы или про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла.

1. Если осно­ва гла­го­ла закан­чи­ва­ет­ся на глас­ный, то дее­при­ча­стия обра­зу­ют суф­фик­сы -в-, -вши-:

  • отпе­реть (отпе­рел) — отпе­рев
  • ука­зать (ука­зал) — ука­завши.

В обра­зо­ва­нии дее­при­ча­стий совер­шен­но­го вида от воз­врат­ных гла­го­лов участ­ву­ет суф­фикс -вши-:

  • рас­пла­кать­ся — рас­пла­кавшись
  • нахму­рить­ся — нахму­рившись
  • иску­пать­ся — иску­павшись.

2. От основ гла­го­лов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на соглас­ный, обра­зу­ют­ся дее­при­ча­стия с помо­щью суф­фик­са -ши-:

  • отполз­ти (отполз) — отползши
  • увез­ти (увёз) — увёзши
  • вырас­тить (вырос) — выросши
  • при­не­сти (при­нёс) — при­нёсши.

3. Некоторые гла­го­лы обра­зу­ют дее­при­ча­стия совер­шен­но­го вида с помо­щью суф­фик­са -а/-я от осно­вы буду­ще­го вре­ме­ни:

  • уве­сти — (что сде­ла­ют?) уведут — уведя
  • пред­ви­деть — пред­видят — пред­видя.

Ряд гла­го­лов могут обра­зо­вать парал­лель­ные фор­мы дее­при­ча­стий совер­шен­но­го вида как от осно­вы инфи­ни­ти­ва, так и от осно­вы про­шед­ше­го вре­ме­ни:

  • заско­чить — заско­чив, заско­чил — заско­чивши,
  • вымок­нуть — вымок­нув, вымок — вымокши,
  • замол­чать — замол­чав, замол­чал — замол­чавши.

Речевые ошибки при использовании деепричастий

Используя дее­при­ча­стия в уст­ной и пись­мен­ной речи, сле­ду­ем опре­де­лён­ным пра­ви­лам.

1. В пред­ло­же­нии необ­хо­ди­мо упо­треб­лять дее­при­ча­стие и гла­гол одно­го и того же вида:

(Что сде­лав?) Расправив пле­чи, спортс­мен (что сде­лал?) под­тя­нул­ся несколь­ко раз на тур­ни­ке.

(Что делая?) Напевая песен­ку, девуш­ка (что дела­ла?) выши­ва­ла шёл­ком кар­ти­ну.

При несо­блю­де­нии одно­го и того же вида дее­при­ча­стия и гла­го­ла появ­ля­ет­ся рече­вая ошиб­ка:

Найдя клю­чи в кар­мане, она откры­ла замок.

2. Деепричастие долж­но обо­зна­чать доба­воч­ное дей­ствие того субъ­ек­та, кото­рый выпол­ня­ет основ­ное дей­ствие, выра­жен­ное гла­го­лом, то есть дее­при­ча­стие, как и глагол-сказуемое, пояс­ня­ет под­ле­жа­щее.

Если игно­ри­ро­вать это тре­бо­ва­ние, воз­ни­ка­ет так назы­ва­е­мое сво­бод­ное дее­при­ча­стие или обо­рот, кото­рый не отно­сит­ся к под­ле­жа­ще­му:

Потеряв управ­ле­ние, авто­мо­биль съе­хал в кювет.

Кто поте­рял управ­ле­ние? Водитель или авто­мо­биль?

Когда води­тель поте­рял управ­ле­ние, авто­мо­биль съе­хал в кювет.

Узнаем, в каких пред­ло­же­ни­ях не упо­треб­ля­ет­ся дее­при­част­ный обо­рот.

3. Не упо­треб­ля­ет­ся дее­при­ча­стие в без­лич­ных пред­ло­же­ни­ях, в кото­рых нет и не может быть под­ле­жа­ще­го, обо­зна­ча­ю­ще­го про­из­во­ди­те­ля как основ­но­го, так и доба­воч­но­го дей­ствия.

Зайдя в дом, мне ста­ло душ­но.

ИсключениеНаличие инфи­ни­ти­ва в соста­ве ска­зу­е­мо­го в без­лич­ном пред­ло­же­нии.

Задавая вопрос, сле­ду­ет его фор­му­ли­ро­вать ясно и чёт­ко.

Оформление деепричастного оборота

Предложения с деепричастными оборотами требуют особого внимания пишущего (говорящего). Правила их построения часто нарушаются в современной речи.

Главное правило оформления деепричастного оборота заключается в следующем: деепричастие и глагол-сказуемое должны обозначать действия одного и того же лица.

Нарушение этого правила приводит к курьезам вроде знаменитой фразы из рассказа А. П. Чехова «Жалобная книга»: «Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» (выходит, что к «станцыи» подъезжала. шляпа). Вот аналогичный пример из разговорной речи:

* Глядя на тебя, мурашки бегут!

Особенно часто подобные ошибки возникают при построении разветвленных, сильно распространенных предложений:

*Но, глядя на то. сколько талантов по сей день можно найти на просторах СНГ, возникает резонная мысль о том, что сохранение даже жалких осколков одного из самых интересных национальных первенств Европы российские футбольные чиновники не зря считают поводом для гордости (газ.): получается, что «глядит». мысль (!);

* Современная психолингвистика располагает необходимой теоретической и практической базой, осуществив ряд экспериментов с детьми младшего школьного возраста и детьми от 3-х лет, для решения данного вопроса (из студенческой работы): ряд экспериментов на самом деле осуществлен нс психолингвистикой, а учепыми-психолингвистами; следует обратить внимание также на неудачное расположение деепричастного оборота в этом предложении.

Основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное, сопутствующее, обозначенное деепричастием, всегда определенным образом соотнесены друг с другом во времени. Таких соотношений может быть два:

1) Добавочное действие предшествует основному. В этом случае, как правило, должно использоваться деепричастие совершенного вида: а) Увидев подходящий автобус, мы ускорили шаг; б) Закончив объяснение, учительница предлагает классу решить несколько примеров.

Как видим, в таких предложениях соотношение действий передается формулами:

  • 1а) деепр. соверш. + гл. соверш.;
  • 16) деенр. соверш. + гл. несоверш.
  • 2) Добавочное действие сопутствует основному, происходит одновременно с ним. В этом случае, как правило, используется деепричастие несовершенного вида:
    • а) Открываясказки Пушкина, мы вновь погружаемся в волшебный мир детства’,Перечитываяпотом эти страницы, Печорин уже совсем иначе оценивал собственные переживания двухмесячной давности.
    • б) Изучаяповедение животных в естественных условиях, ученые сделали поразительноеоткрытие.

Как видим, здесь соотношение деепричастия и глагола-сказуемого описывается формулами:

  • 2а) деепр. несоверш. + гл. несоверш.;
  • 26) деепр. несоверш. + гл. соверш.

Заметим, однако, следующий принципиально важный момент: формула (26) может использоваться только тогда, когда добавочное действие по своим временным рамкам шире основного. В самом деле, ученые сделали открытие в процессе изучения поведения животных; изучение длилось намного дольше, чем совершение открытия. Ср. еще один сходный пример:

Желая примерно наказать Веньку за воровство, Марья Ивановна заперла его на два часа в чулане. (Желание наказать не прекращается с началом наказания.)

Использование формулы (26) без следования этому принципу приводит к грубой грамматической ошибке:

* Попадая ногой в грязь, Миша испачкал ботинок (Должна была быть использована формула (1а): Попав. испачкал.)

К грубой ошибке приводит и необдуманное использование формулы (2а) в следующей фразе:

* Убивая австрийца, Григорий долго не может забыть всего ужаса смерти, убийства.

В этой фразе возможно только деепричастие совершенного вида — по формуле (16), а лучше было бы и вовсе обойтись без оборота (например: После убийства австрийца. и т.д.). В том же виде, в каком фраза дана в тексте сочинения, она передаст логически невозможный смысл: либо в процессе убийства австрийца Григорий долго не может забыть. (?!), либо убийство австрийца длится столько же времени, сколько Григорий не может забыть. что тоже неприемлемо.


источники:

http://tarologiay.ru/russkiy-yazyk/deeprichastiya-sovershennogo-vida.html

http://studme.org/263586/literatura/oformlenie_deeprichastnogo_oborota