Особенности лексических и стилистических ошибок

Стилистические ошибки: виды и примеры

Стилистическая ошибка – это употребление слов, словосочетаний, конструкций, неуместных в данном стиле, нарушение требований точности, ясности, краткости, выразительности высказывания. В данной статье мы на примерах разберем распространенные виды стилистических ошибок и рассмотрим, как их исправить.

27 распространенных видов стилистических ошибок

Вид ошибкиПример стилистической ошибкиИсправление ошибки
1Нарушение сочетаемостиУлучшить уровеньПовысить уровень
2Неправильный выбор паронимаОдеть шапкуНадеть шапку
3ТавтологияВ книге записей записано.В книге записей отмечено.
4Смешение прямой и косвенной речиМальчик сказал, что я пойду играть в футболМальчик сказал, что пойдет играть в футбол
5Нарушение устойчивого словосочетанияУ палки есть два концаПалка о двух концах
6Лексическая избыточность (плеоназм)Управленческий менеджментИспользовать либо «управление», либо «менеджмент»
7Лексическая недостаточностьПоставьте прививки минимум за 10 дней до участия в выставкеПоставьте животному прививки минимум за 10 дней до участия в выставке
8Повторы словКот – это домашнее животное. Коты любят мясо и молоко. В деревнях коты ловят мышей. Домашние коты преданны своим хозяевамКот – это домашнее животное. Эти маленькие хищники любят мясо и молоко. В деревнях зверьки ловят мышей. Домашние Барсики и Муськи преданны своим хозяевам
9Неоправданное употребление синонимовПрославленный памятник Чижику-Пыжику снова укралиИзвестный памятник Чижику-Пыжику снова украли
10Неоправданное употребление омонимовРядом с домом была лавка. (Скамейка или магазинчкик?)Рядом с домом была лавка старьевщика.
11Речевые штампыБолее 20 лет наша компания занимается добычей черного золотаБолее 20 лет наша компания занимается добычей нефти
12КанцеляризмыЖильцами дома были приняты самостоятельные меры по уборке снега во двореЖильцы дома сами почистили снег во дворе
13Смешение стилейЧитатель оставил к статье свинский комментарийЧитатель оставил к статье оскорбительный комментарий
14Употребление устаревших словНужно бдеть о безопасности работыНужно заботиться о безопасности работы
15Нарушение согласования в падеже между однородными членами и обобщающим словомМама за лето сварила варенье из разных ягод: земляника, клубника, малина, вишняМама за лето сварила варенье из разных ягод: земляники, клубники, малины, вишни
16Ошибки в грамматической координации главных членов предложенияБолее 10 000 автомобилей сданы по программе утилизацииБолее 10 000 автомобилей сдано по программе утилизации
17Ошибки в согласовании определений и приложенийВ углу стоял диван-кровать, застеленная покрываломВ углу стоял диван-кровать, застеленный покрывалом
18Неправильный выбор формы управленияПомимо музыкальных композиций, вы увидите танцевальные номераВы увидите музыкальные и танцевальные номера
19Использование в качестве однородных различных синтаксических элементовОн шел мимо парохода, сияющего огнями и который отчаливал от берегаОн шел мимо парохода, сияющего огнями и отчаливающего от берега
20Смешение времен в причастияхОн основал компанию, занимающуюся торговлейОн основал компанию, занимавшуюся торговлей
21Неверное использование деепричастного оборотаВытянув экзаменационный билет, мне стало плохоВытянув экзаменационный билет, я почувствовал себя плохо
22Нарушение порядка слов в предложенииВажный гость в мероприятии обязательно примет участиеВажный гость обязательно примет участие в мероприятии
23Нанизывание падежейДля решения задачи повышения уровня квалификации сотрудников.Чтобы повысить квалификацию сотрудников.
24Пропуск предлогаЯ мечтаю съездить в Париж, Рим, КубуЯ мечтаю съездить в Париж, Рим, на Кубу
25Разрыв предложно-падежных сочетанийУкрашение не шло к и так роскошному нарядуУкрашение не шло к наряду, и так роскошному
26Соединение в одном ряду родовых и видовых понятийВ саду росли деревья, цветы, розы, пионыВ саду росли цветы и деревья

Или: в саду росли розы, пионы, липы27Избыток придаточных предложенийОн пришел в дом, где часто бывал в юности, когда там собирались начинающие поэты, где впервые побывал на балу.Он пришел в дом, где часто бывал в юности. Тогда там собирались начинающие поэты. В этом доме он впервые побывал на балу.

Мы рассмотрели примеры стилистических ошибок. Как видите, видов ошибок много – запомнить их все довольно сложно. Но есть работающий способ избегать ошибок. Секрет банален – пишите проще:

  • Используйте только те слова, в значении которых вы уверены.
  • Не применяйте фразеологизмы, пословицы и т.д. Они редко уместны. Умелое использование крылатых выражений требует мастерства.

Используйте простые предложения. Избегайте сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ

Мухина Е.Р.

Старший преподаватель, Пермский национальный исследовательский политехнический университет

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ

Аннотация

В статье рассмотрено понятие стилистических ошибок. Приведены основные причины возникновения ошибок. Дана классификация стилистических ошибок.

Ключевые слова: стилистическая ошибка, лексическая сочетаемость, словарные ошибки.

Mukhina E.R.

Senior lecturer, Perm National Research Polytechnic University

THE STYLISTIC ERRORS: DEFINITION, CAUSES, CLASSIFICATION

Abstract

The article deals with the notion of stylistic errors. The main causes of errors are described. The classification of stylistic errors is given.

Keywords: stylistic errors, lexical compatibility, vocabulary mistakes.

Многие люди в письменной и устной речи допускают те или иные ошибки в виде неправильного употребления слова и (или) неправильного построения предложения, т.е. стилистические ошибки. Стилистическими ошибками принято считать нарушение законов употребления в речи лексических единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций.

К числу наиболее распространенных стилистических ошибок относятся следующие: нарушение благозвучия речи, речевая недостаточность или, напротив, избыточность, злоупотребление речевыми штампами, канцеляризмами, стилевой разнобой, неоправданная образность речи и т.д. Классификация стилистических ошибок приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация стилистических ошибок

Вид стилистической ошибкиХарактеристика стилистической ошибкиПримеры ошибок
1Собственно стилистические ошибкиНарушение благозвучия речи; речевая недостаточность или избыточность; злоупотребление речевыми штампами, “универсальными” словами, отглагольными существительными; употребление слов без учета их стилистических осо­бенностей и экспрессивной окраски; неоправданная образность речи; использование неуместных в данном контексте неоло­гизмов, устаревших слов, слов иноязычного происхождения.Пернатые птицы; коллеги по работе; пианист играет руками; сбор ягод и т.д.
2Лексические, или словарные ошибкиНеточное употребление слова; неправильное построение антонимической пары; неуместная игра слов; смешение паронимов; логические ошибки; нарушение границ лексической сочетаемости; искажение фразеологизмов; неверное использование отыменных предлогов (за счет, в силу, благодаря и др.); употребление лексических анахронизмов.Играть значение; иметь большую роль; Ленинград XVIII века и т.д.; кануть в лето
3Морфолого-стилистические ошибкиОшибки в образовании падежных форм существительных, форм множественного числа у некоторых вещественных существительных, форм множественного числа имен существительных, употребляемых только в единственном числе, неверное употребление вариантных падежных окончаний, неполное склонение количественных числительных, смешение основ мужского и женского рода числительногоТуфель; по обоим сторонам; пухи животных; пианины; пара чулков и носок и пр.
4Стилистико-синтаксические ошибки [1]

Неправильное расположение придаточного определительного предложения в сложной конструкции, смешение прямой и косвенной речи, нарушение норм употребления деепричастных оборотов, нарушение норм согласования частей предложенияДва известные директора; полчаса пройдут и т.д.

Рассмотрим причины некоторых собственно стилистических ошибок. К примеру, причиной нарушение благозвучия речи из-за скопления одинаковых звуков, морфем является, как правило, недостаточно развитое чувство языкового слуха. Недостаточное владение синонимикой языка приводит к тавтологии, или немотивированному повтору. Чтобы предотвратить возникновение этой ошибки, следует пробовать составлять синонимические ряды, выполнять упражнения с привлечением слов-синонимов. Причиной неоправданной образности речи является, на наш взгляд, стремление выразить свои мысли красивее. К сожалению, неумелое использование средств языковой выразительности ведет к прямо противоположному эффекту. Причиной многих лексических ошибок является, как правило, неточное знание лексического значения слова. Чтобы предотвратить ошибку, лучше заменить слово, значение которого известно не точно, на то, значение которого человек знает. Нарушение лексической сочетаемости происходит в основном из-за незнания норм лексических сочетаний или ограниченности словарного запаса. Что касается ошибок, связанных с нарушением функционального критерия, то в их числе следует отметить немотивированное употребление просторечных слов, форм, предложений. Часто встречается и неудачное использование эмоционально-оценочной окраски. Причиной чаще является незнание стилистических пластов лексики. Таким образом, в нашей повседневной жизни присутствует огромное количество стилистических ошибок, вызванных пробелами в знаниях людей нашего окружения.

Литература

  1. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М. 2001, 381с.

Стилистические ошибки

Стилистические ошибки – разновидность речевых ошибок (немотивированных отступлений от строго обязательных норм русского литературного языка). Стилистические ошибки являются нарушениями стилистической нормы. Такой тип ошибок связан с употреблением слов, грамматических форм и синтаксических конструкций без учёта их стилистической окраски: функционально-стилистической и эмоционально-экспрессивной.

К наиболее распространённым стилистическим ошибкам относятся:

•Стилистическая неуместность речи: Командир приказал сматывать удочки. Правильно: Командир приказал уходить (отступать).

•Плеоназм: прейскурант цен (слово «прейскурант» само по себе означает «справочник цен»).

•Тавтология: организовать организацию, изобразить образ .

•Речевые штампы: люди в белых халатах .

•Употребление слов-паразитов: это, значит, типа, как бы, ну, это самое, как его, так сказать, скажем так, э-э-э .

•Немотивированное использование нелитературной лексики: просторечия, диалектизмов, профессиональных слов: башковитый, синявка (сыроежка), прога (программа).

•Канцелярит: находился в состоянии усталости (устал)

•Неудачное использование экспрессивных средств: Монтажники пересекли экватор монтажных работ.

•Употребление слова в несвойственном ему значении: Он обратно прочитал книжку .

•Нарушение лексической сочетаемости: это играет большое значение (правильно: это имеет большое значение ).

•Смешение лексики разных исторических эпох (анахронизм): На богатырях кольчуги, брюки, варежки. Правильно: На богатырях кольчуги, латы, рукавицы .

•Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения: Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии . Лучше: Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом .

•Неразличение паронимов: Надеть – одеть, убежденный – убедительный, представиться – преставиться, абонент – абонемент .

№ Вид ошибкиПример стилистической ошибкиИсправление ошибки
1. Нарушение сочетаемостиУлучшить уровеньПовысить уровень
2. Неправильный выбор паронимаОдеть шапкуНадеть шапку
3. ТавтологияВ книге записей записано…В книге записей отмечено…
4. Смешение прямой и косвенной речиМальчик сказал, что я пойду играть в футболМальчик сказал, что пойдет играть в футбол
5. Нарушение устойчивого словосочетанияУ палки есть два концаПалка о двух концах
6. Лексическая избыточность (плеоназм)Управленческий менеджментИспользовать или управление, или менеджмент
7. Лексическая недостаточностьПоставьте прививки минимум за 10 дней до участия в выставкеПоставьте животному прививки минимум за 10 дней до участия в выставке
8. Повторы словКот – это домашнее животное. Коты любят мясо и молоко. В деревнях коты ловят мышей. Домашние коты преданны своим хозяевамКот – это домашнее животное. Эти маленькие хищники любят мясо и молоко. В деревнях зверьки ловят мышей. Домашние Барсики и Муськи преданны своим хозяевам
9. Неоправданное употребление синонимовПрославленный памятник Чижику-Пыжику снова укралиИзвестный памятник Чижику-Пыжику снова украли
10. Неоправданное употребление омонимовРядом с домом была лавка.(Скамейка или магазинчик?) Рядом с домом была лавка старьевщика.
11. Речевые штампыБолее 20 лет наша компания занимается добычей черного золотаБолее 20 лет наша компания занимается добычей нефти
12. КанцеляризмыЖильцами дома были приняты самостоятельные меры по уборке снега во двореЖильцы дома сами почистили снег во дворе
13. Смешение стилейЧитатель оставил к статье свинский комментарийЧитатель оставил к статье оскорбительный комментарий
14. Употребление устаревших словНужно бдеть о безопасности работыНужно заботиться о безопасности работы
15. Нарушение согласования в падеже между однородными членами и обобщающим словомМама за лето сварила варенье из разных ягод: земляника, клубника, малина, вишняМама за лето сварила варенье из разных ягод: земляники, клубники, малины, вишни
16. Ошибки в грамматической координации главных членов предложенияБолее 10 000 автомобилей сданы по программе утилизацииБолее 10 000 автомобилей сдано по программе утилизации
17. Ошибки в согласовании определений и приложенийВ углу стоял диван-кровать, застеленная покрываломВ углу стоял диван-кровать, застеленный покрывалом
18. Неправильный выбор формы управленияПомимо музыкальных композиций, вы увидите танцевальные номераВы увидите музыкальные и танцевальные номера
19. Использование в качестве однородных различных синтаксических элементовОн шел мимо парохода, сияющего огнями и который отчаливал от берегаОн шел мимо парохода, сияющего огнями и отчаливающего от берега
20. Смешение времен в причастияхОн основал компанию, занимающуюся торговлейОн основал компанию, занимавшуюся торговлей
21. Неверное использование деепричастного оборотаВытянув экзаменационный билет, мне стало плохоВытянув экзаменационный билет, я почувствовал себя плохо
22. Нарушение порядка слов в предложенииВажный гость в мероприятии обязательно примет участиеВажный гость обязательно примет участие в мероприятии
23. Нанизывание падежейДля решения задачи повышения уровня квалификации сотрудников…Чтобы повысить квалификацию сотрудников…
24. Пропуск предлогаЯ мечтаю съездить в Париж, Рим, КубуЯ мечтаю съездить в Париж, Рим, на Кубу
25. Разрыв предложно-падежных сочетанийУкрашение не шло к и так роскошному нарядуУкрашение не шло к наряду, и так роскошному
26. Соединение в одном ряду родовых и видовых понятийВ саду росли деревья, цветы, розы, пионыВ саду росли цветы и деревья. Или: в саду росли розы, пионы, липы
27. Избыток придаточных предложенийОн пришел в дом, где часто бывал в юности, когда там собирались начинающие поэты, где впервые побывал на балу.Он пришел в дом, где часто бывал в юности. Тогда там собирались начинающие поэты. В этом доме он впервые побывал на балу.

Стилистико-синтаксические ошибки

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Выставка-просмотр открыт ежедневно.
Правильно: Выставка-просмотр открыта ежедневно.
Нарушение связи между членами простого предложения: Несколько ребят вышли из леса.
Несколько ребят вышло из леса.
Падежное несогласование имен: Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненные неизбывной тоской.
Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанных пеплом, наполненных неизбывной тоской.
Несогласование однородных членов с обобщающим словом: Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англия, Франция, Италия.
Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англии, Франции, Италии.
Сочетание в качестве однородных членов инфинитива и существительного : Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей.
Эта книга научила меня честности, смелости и уважению к друзьям.
Общее зависимое слово при однородных членах предложения, имеющих разное управление: Трест организовал и руководит предприятиями.
Трест организовал предприятия и руководит ими.
Нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов: Народные массы не только создают материальные блага, но и великие сокровища культуры.
Народные массы создают не только материальные блага, но и великие сокровища культуры.
Пропуск необходимых слов: Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол.
Владик кое-как прибил доску и побежал играть в волейбол.
Нарушение границ предложения: Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю.
Охотник положил ружьё, привязал собаку и пошёл к зверю.
Загромождение сложного предложения придаточными: Врачи считают, что болезнь настолько серьёзна, что приходится опасаться за жизнь больного.
Врачи считают болезнь настолько серьёзной, что приходится опасаться за жизнь больного.
Смешение главного и придаточного предложения: Последнее, на чём я остановлюсь, это на вопросе о Ленском.
Последнее, на чём я остановлюсь, это вопрос о Ленском.
Неправильное совмещение простого и сложного предложения: Пьеса разоблачает «тёмное царство» и как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям.
Пьеса разоблачает «тёмное царство», показывает, как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям.
Неправильное объединение причастного оборота и придаточного определительного предлож.: На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал.
На столе у Манилова лежала открытая на одной и той же странице книга, которую он никогда не читал.
Отрыв придаточного определительного предложения со словом который от определяемого сущ.: Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о Чацком, выросшем в этом доме, который (дом или Чацкий?) сейчас где-то путешествует.
Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о выросшем в этом доме Чацком, который сейчас где-то путешествует.
Неоправданное повторение одинаковых союзов: Некоторые критики полагали, что автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему.
Некоторые критики полагали, будто автор так молод, что едва ли сможет убедительно решить поставленную проблему.
Неправомерное столкновение близких по значению подч. союзов: Он считал, что будто мы его неправильно поняли.
Он считал, что мы его неправильно поняли.
Неверное употребление союзов и союзных слов: Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.
Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение.
Смешение прямой и косвенной речи: Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам я обязательно перейду.
Корчагин твёрдо заявляет, что к будёновцам он обязательно перейдёт.


источники:

http://research-journal.org/economical/stilisticheskie-oshibki-ponyatie-prichiny-vozniknoveniya-klassifikaciya/

http://grammatika-rus.ru/stilisticheskie-oshibki/