Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого

Особенности согласования сказуемого и подлежащего, выраженным количественно-именным сочетанием.

Согласование сказуемого с количественно-именным подлежащим часто вызывает трудности, поэтому мы рассмотрим отдельно каждый случай, когда и в каких формах согласуется с ним сказуемое.

  • Если подлежащее выражено сочетанием «числительное + существительное» (три столба, пять стульев), то сказуемое обычно согласуется с ним в форме единственного числа:

Пять партий в шахматы выиграно на прошлой неделе. На поляне росло семь берез.

  • Если подлежащее содержит числительные «два», «три», «четыре», то обычно сказуемое имеет форму множественного числа:

Два друга испытывали огромную радость от встречи.

  • Числительные «один», «тысяча», «миллион» и «миллиард» требуют от существительного, с которым связано, а также от сказуемого согласования в форме единственного числа:

На митинге присутствовала тысяча человека. Двадцать одна команда заявила о желании принять участие в соревновании.

Есть ещё ряд условий, при которых согласование сказуемого с количественно-именным подлежащим может меняться:

    Когда глагол, которым выражено сказуемое, имеет значение наличия, существования, бытия, нахождения, положения в пространстве или времени:

В комнате было четыре окна. С тех пор прошло пять лет. В углах стояло два кресла.

На форму глагола-сказуемого может влиять даже порядок слов в предложении:

Прошло тридцать минут. – Тридцать минут прошли незаметно.

При наличии слов «всего», «лишь», «только» также преобладает согласование в форме единственного числа:

Прошло всего две недели, а казалось, прошла целая вечность.

Сказуемое приобретает форму множественного числа, если подчеркивается обособленность, самостоятельность действия каждого из лиц:

Два поезда разъехались в разные стороны. Четыре разномастных собачки разбежались по углам комнаты.

Факторы, влияющие на выбор формы множественного числа для сказуемого в предложении.

  1. Наличие придаточного предложения с союзным словом «который» во множественном числе при подлежащем:

Десять дней, которые они провели в Испании, запомнились супругам на всю оставшуюся жизнь.

Наличие обособленного определения в форме множественного числа при подлежащем:

Семь часов, проведённые за работой, пролетели незаметно.

Наличие определений«все» и «эти» при подлежащем:

Все пять команд-участниц, выстроились в оговоренном порядке. Эти два дня пролетели на одном дыхании.

согласование сказуемого и подлежащего
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

согласование сказуемого и подлежащего

Скачать:

ВложениеРазмер
согласование сказуемого и подлежащего20.22 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

СИНТАКСИЧЕСКАЯ НОРМА
Согласование сказуемого и подлежащего

    Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось:

Детвора благодарны шефам за подарок.

Детвора — существительное единственного числа, следовательно, благодарна , но дети — благодарны .
При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.

Единственное число употребляется в том случае, если
— существительное обозначает неодушевленные предметы ( ряд столов стоял. );
— не подчеркивается активность действующих лиц ( большинство учеников отсутствовало ).

Множественное число употребляется для подчеркивания активности действия лиц ( Часть студентов сдали экзамены ).
При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием ( семь часов, несколько человек. ), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.

Формой множественного числа подчеркивается активность действующих лиц: И тридцать витязей прекрасных// Чредой из вод выходят ясных (А.С. Пушкин).

Форма единственного числа сказуемого употребляется:

— при подчеркивании пассивности действующих лиц: Двадцать человек стояло в стороне ;

— если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевленный предмет или животное : Прошло сто лет — и что ж осталось// От сильных, гордых сих мужей,// Столь полных волею страстей? (А.С. Пушкин);

— при составном числительном , оканчивающемся на один ( Тридцать три богатыря — выходят , а тридцать один богатырь — выходит ).

  • Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь : Уже много учеников посетило эту выставку .
  • Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться и в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц: А ткачиха с поварихой,// С сватьей бабой Бабарихой// Извести ее хотят (А.С. Пушкин).

    Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо — главное : Жил старик со своею старухой (А.С. Пушкин).

  • При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом : На последних соревнованиях автомобиль «Жигули» пришел первым . Но: «Жигули» пришли первыми (здесь «Жигули» — уже не приложение); Директор школы Фролова ушла на собрание .
  • Сложность вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими.

    При прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих .

    Сравните: Ее судьба, ее конец// Непроницаемою тьмою// От нас закрыты . и Погиб и кормщик и пловец (А.С. Пушкин).

    Согласование подлежащего и сказуемого

    Теория

    1. Сказуемое в предложении ставится в той же форме, что и подлежащее, т. е. в том же роде, лице и числе.

    Например: Детвора весело резвилась на лужайке (но не детвора резвились); Ножницы лежали на столе; Петино пальто стало старым.

    2. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство студентов, ряд предприятий ), сказуемое может стоять как в единственном, так и во множественном числе.

    Сказуемое имеет форму единственного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленные предметы.

    Например: Ряд столов стоял в аудитории, а также если в предложении не подчеркивается активность действующих лиц. Например: Большинство учеников отсутствовало. Сказуемое имеет форму множественного числа в том случае, если существительное в составе подлежащего обозначает одушевленные предметы.

    Например: Большинство студентов сдали зачет. Множественное число сказуемого в подобных конструкциях указывает на активность действующих лиц.

    3. При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (типа десять лет, сорок человек), сказуемое может иметь формы как единственного, так и множественного числа . В таких случаях сказуемое согласуется с подлежащим по правилу из п. 2.

    Сравните: Двадцать человек пришли на экзамен. — Прошло пять лет.

    4. При подлежащем с количественным числительным, оканчивающимся на один, сказуемое ставится в форме единственного числа.

    Например: Двадцать один студент нашего института входит в сборную команду города по волейболу.

    5. При подлежащем, имеющем в своем составе числительное два, три или четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре (двадцать два, сорок три, шестьдесят четыре и т. д.), сказуемое, как правило, ставится в форме множественного числа.

    Например: На столе лежат три учебника; Тридцать два студента работали летом в стройотряде. Форма единственного числа сказуемого допустима в тех случаях, когда сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придается безличный характер.

    Например: Продано двадцать два костюма; В другой класс будет переведено три или четыре ученика.

    6. С подлежащим, выраженным заимствованным несклоняемым существительным или аббревиатурой, сказуемое согласуется в соответствии с его родом (или родом ведущего слова в аббревиатуре).

    Например: Шоссе проходило по безлюдной местности; США имеют большой военный потенциал.

    ЗАПОМНИТЕ : при подлежащем — иноязычной аббревиатуре сказуемое обычно ставится в форме среднего рода, но может также согласовываться по смыслу.

    Например: ЮНЕСКО объявило о своем решении или ЮНЕСКО (организация) объявила о своем решении.

    7. При подлежащем, выраженном относительным местоимением кто (в функции союзного слова в придаточном предложении), сказуемое обычно ставится в форме единственного числа.

    Например: Все, кто не потерял головы, были против (Сергеев-Ценский); Те, кто не успел к двери, кинулись в радостной панике к окнам (Макаренко).

    Особые трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим, которое имеет при себе приложение (типа диван-кровать, газета «Труд» ). В подобных случаях необходимо руководствоваться следующими правилами:

    1. Если существительное выражено сложным словом (плащ-палатка), то сказуемое согласуется с тем словом, которое выражает родовое, более общее понятие.

    Например: диван-кровать куплен, библиотека-музей приобрела, письмо-открытка доставлено.

    ЗАПОМНИТЕ : как правило, основное, более широкое по смыслу наименование обычно находится в сочетании на первом месте.

    2. Если при существительном есть приложение, выраженное именем собственным (фамилии, географические наименования, названия средств массовой информации и т. д.), то сказуемое согласуется с нарицательным именем существительным.

    Например: Озеро Байкал — cамое глубокое в мире; Газета «Московский комсомолец» опубликовала сенсационный материал.

    ЗАПОМНИТЕ : если подлежащее выражено условным наименованием, сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу.

    Например: «Известия» сообщают; Эльбрус покорен.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    По тема согласование сказуемого с подлежащим разработан опорный конспект, практикум и тесты. Это открытый урок по стилистике в 11 классе.

    В связи с переходом образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации в 9 классе возникает необходимость и в новом подходе к планировани.

    Комплект лекций содержит материал для изучения образования и особенностей употребления количественных и порядковых числительных, правил согласования подлежащего и сказуемого; а также упражнения для за.

    Сложные случаи согласования подлежащего и сказуемого в рамках подготовки к ЕГЭ.

    Сложные случаи согласования подлежащего и сказуемого в рамках подготовки к ЕГЭ.

    Презентация содержит задания, связанные с нормами согласования подлежащего и сказуемого.

    Материал предназначен для работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации. Материал рассчитан на учащихся 8 класса, но может быть использован и в 9-11 классах. Данная презентация позволит прове.

    3.3. Некоторые особенности согласования

    Нормой русского языка является грамматическое согласование определяемого слова с главным словом в словосочетании (большая удача, большой успех) и сказуемого с подлежащим (Мать сказала; Отец сказал). Но в некоторых случаях выбор зависимой формы вызывает трудности и требует учёта целого ряда условий.

    1. В разговорной речи частотно использование смыслового (а не грамматического) согласования при существительных мужского рода, характеризующих лиц женского пола.

    Врач пришла; Профессор сказала; Директор школы уволилась.

    Однако в официальной речи замена грамматического согласования смысловым не допускается, за исключением тех случаев, когда такое существительное имеет при себе имя собственное, например: врач Петрова. В таких конструкциях определение и сказуемое согласуются с ближайшим существительным.

    Например: Опытный врач Петрова внимательна к больным. Определение-причастие всегда согласуется с именем собственным: вошедшая в палату врач Петрова.

    Если подлежащее – собственное имя – имеет при себе обособленное приложение, выраженное нарицательным существительным, то сказуемое согласуется с подлежащим:

    Мария Ивановна, учитель математики, заболела.

    При собирательных существительных в современном русском литературном языке смысловое согласование (Молодёжь собрались в клубе; Родня его не любили) не допускается. Единственная норма – форма единственного числа: Молодёжь собралась в клубе; Родня его не любила.

    Обычно не допускается смысловое согласование и при местоимениях кто, что , а также производных от них (кто-то, некто и др.). Независимо от реально выражаемой ситуации местоимение кто требует сказуемого и определения в форме единственного числа мужского рода, а местоимение что – в единственном числе среднего рода:

    Кто-то из нас совершил этот проступок; Это сделал тот, кто побывал здесь раньше; Что-то большое и тёмное стояло в дальнем углу зала.

    При подлежащем кто множественное число сказуемого может быть использовано в том случае, когда в придаточном предложении именная часть составного сказуемого выражена существительным во множественном числе:

    Те, кто двадцать лет назад были школьниками, сейчас вершат судьбу страны.

    Множественное число сказуемого при местоимении что обычно используется только в конструкциях типа: те, что. ; всё, что.

    Те, что отстали, не теряли надежды догнать передовой отряд.

    2. Согласование определений с существительными, зависящими от числительных два, три, четыре , подчиняется следующим правилам.

    При существительных мужского и среднего рода определения употребляются в форме родительного падежа множественного числа (существительное в этом случае стоит в форме родительного падежа) – два больших стола, два больших окнa.

    При существительных женского рода определение ставится в форму именительного падежа множественного числа (существительное в этом случае тоже стоит в форме именительного падежа множественного числа) – две большие вазы.

    Если существительное женского рода стоит в форме родительного падежа единственного числа, то и определение может ставиться в форму родительного падежа, но множественного числа (две высоких горы).

    Определение перед числительным или обособленное определение ставится в именительном падеже независимо от рода существительного:

    большие два стола; две картины, писанные маслом , висели на стене; Два письма, написанные братом , встревожили меня.

    Исключение составляют прилагательные целый, полный, добрый , которые обычно стоят в родительном падеже и перед числительным ( целых две недели, полных три месяца), хотя в живой речи очень распространено использование формы именительного падежа.

    3. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным с собирательным количественным значением (большинство, часть, ряд и т.д.), определяется следующими факторами.

    Если существительное не имеет при себе управляемых слов или управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое употребляется в единственном числе:

    Большинство поддержало докладчика; Большинство команды поддержало тренера.

    Если управляемое слово стоит во множественном числе, то сказуемое, как правило, согласуется с собирательным существительным и ставится в единственном числе:

    Большинство сотрудников поддержало директора.

    Обратите внимание на то, что сказуемое согласуется и в роде с существительным, стоящим в именительном падеже!

    Сказуемое во множественном числе обычно употребляется в таких случаях:

    а) между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения, особенно причастный оборот с причастием во множественном числе, придаточное предложение с союзным словом который во множественном числе. (Хотя это правило не носит обязательного характера, всё же желательно использовать в таких конструкциях именно форму множественного числа сказуемого.)

    Большинство людей, смотревших фильм , высоко оценили работу режиссера; Большинство людей, которые смотрели фильм , высоко оценили работу режиссера;

    б) при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе:

    Большинство рабочих, инженеров и служащих завода поддержали директора;

    в) при подлежащем есть однородные сказуемые:

    Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам;

    г) в предложении используется составное именное сказуемое, причём именная часть выражена прилагательными и причастиями:

    Большинство детей были нарядны и веселы ; Большинство домов на этой улице деревянные .

    В речи очень распространено использование сказуемого в форме единственного числа при подлежащем, указывающем на неодушевлённые предметы (см. последний пример), однако такое употребление в литературном языке нежелательно.

    Аналогичные правила действуют при подлежащем – количественно-именном сочетании со словами много, мало, немного, немало, сколько, столько, несколько. Основной нормой является использование сказуемого в единственном числе. Для постановки сказуемого во множественное число необходимо действие дополнительных факторов. Например, наиболее распространённой является форма множественного числа сказуемого при подлежащем, указывающем на одушевлённые предметы, прежде всего – на людей.

    4. Той же системой факторов определяется согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (два брата, тридцать два стула и т.п.), то есть сочетанием числительного с родительным падежом существительного.Основной нормой является постановка сказуемого в единственном числе:

    Выиграно пять матчей; Пять бойцов отправилось в разведку.

    Исключение составляют предложения с подлежащим, включающим числительные два, три, четыре . Как правило, при таком подлежащем сказуемое стоит в форме множественного числа:

    Три дома на вечер зовут (Пушкин).

    В конференции участвовал двадцать один представитель тридцати стран Европы; Двадцать одна делегация участвовала в заседании.

    Явилась тысяча человек.

    В остальных случаях сказуемое в единственном числе обычно имеет форму среднего рода.

    Помимо тех факторов, которые были указаны выше, на согласование сказуемого при подлежащем – количественно-именном сочетании – влияют и некоторые специфические условия.

    Тенденция к употреблению единственного числа обнаруживается тогда, когда названное в подлежащем количество предметов выступает как нечто целое. Наиболее часто это проявляется в тех случаях, когда глагол-сказуемое имеет значение бытия, наличия, существования, положения в пространстве, протекания во времени. В таких контекстах собственно нет отдельных предметов, а числительное представляет собой только измерение одного временного или пространственного целого:

    В комнате было два окна; Шесть стульев стояло у стены; Пять лет прошло с тех пор.

    Большую роль при выборе формы сказуемого играет порядок слов. Так, при обратном порядке слов (сказуемое предшествует подлежащему) также чаще используется форма единственного числа.

    Ср.: Три часа прошли незаметно; Прошло три часа.

    Единственное число сказуемого преобладает при наличии в предложении слов всего, только, лишь:

    Прошло всего два дня.

    Форма множественного числа является обязательной, когда действующие лица совершают не одно общее действие, а действуют обособленно:

    Пять человек с разных сторон бросились к преступнику; Две машины разъехались в разные стороны; Три собачонки бросились врассыпную.

    Форма множественного числа обычно употребляется в тех случаях, когда подчёркивается самостоятельность действия каждого члена множества. Особенно часто это можно наблюдать при подлежащем, называющем количество людей, других одушевлённых субъектов:

    Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в чёрных волосах, одинаково присели (Л. Толстой).

    Однако форма множественного числа может использоваться и при подлежащем, называющем количество неодушевлённых предметов:

    Например: Три молодых дерева растут перед дверью пещеры – липа, берёза и клён (М. Горький). В этом предложении самостоятельное восприятие каждого отдельного дерева подчёркивается тем, что каждое из них принадлежит к разным породам.

    Обратите внимание, что при подлежащем, называющем большое число неодушевлённых предметов, чаще встречается форма единственного числа, так как многочисленная группа воспринимается как единое целое:

    К числу факторов, обусловливающих выбор формы множественного числа у сказуемого, относятся также следующие:

    а) наличие при подлежащем обособленного определения во множественном числе:

    Три часа, проведённые в его обществе, доставили нам большое удовольствие;

    б) наличие при подлежащем придаточного предложения с союзным словом который во множественном числе:

    Пять бывших офицеров, которых можно было узнать по чётким движениям и выправке, сразу взяли командование на себя;

    в) наличие при подлежащем определений все, эти:

    Все десять книг лежали на столе директора; Эти пять недель пролетели почти незаметно.

    Особо следует выделить случаи, когда в подлежащем встречаются собирательные числительные (двое, трое и т.д.). При них особенно часто употребляется форма множественного числа:

    Ей помогали трое не чёсанных от колыбели лакеев.

    5. Свою специфику имеет согласование сказуемого в предложениях с однородными подлежащими.

    Выбор формы сказуемого во многом зависит от порядка расположения группы подлежащего и группы сказуемого.

    При прямом порядке слов (подлежащие стоят перед сказуемым) обычно употребляется форма множественного числа сказуемого:

    Крик и рыдание слышались из соседней комнаты.

    При обратном порядке слов чаще употребляется форма единственного числа, причём сказуемое согласуется с ближайшим из однородных членов:

    Из соседней комнаты слышался крик и рыдание.

    Вместе с тем форма множественного числа сказуемого может встречаться и при обратном порядке слов.

    Ср.: Из соседней комнаты слышались крик и рыдание.

    Наиболее часто такое явление наблюдается в том случае, если одно из подлежащих стоит в форме множественного числа.

    В постель её уложили ревность и слёзы (Чехов).

    Кроме того, форма множественного числа предпочтительнее, если подчёркивается большое число действующих лиц (обычно это одушевлённые субъекты):

    Кричали Витя, Павлик, Кирилл и бегавший кругом них Арсений Романович.

    Выбор формы сказуемого зависит также от типа союзов, связывающих однородные члены.

    При соединительных союзах (и, да, ни. ни), а также при бессоюзной связи однородных подлежащих обычно действуют указанные выше факторы.

    При разделительных союзах (или, либо, не то. не то, то. то) согласование сказуемого идёт с ближайшим подлежащим:

    За окном шёл не то снег, не то мелкий дождь; Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется странным.

    Исключение составляют предложения, в которых однородные подлежащие представлены существительными разного рода, а сказуемое стоит в прошедшем времени. В этом случае используется форма множественного числа сказуемого.

    Ср.: Приезжает брат или сестра – Брат или сестра должны были приехать.

    При противительных союзах (но, а, однако, зато) при обратном порядке слов сказуемое обычно согласуется с ближайшим подлежащим:

    Это была не разведка боем , а настоящее сражение.

    При прямом порядке слов сказуемое согласуется с тем подлежащим, которое является реальным исполнителем действия:

    Не ты, но судьба виновата; Роман , а не повесть будет опубликован в ближайшем номере журнала.

    При наличии между однородными подлежащими сопоставительного союза как. так и сказуемое ставится во множественном числе:

    Как мать, так и дочь прекрасно играют на фортепиано.

    При других сопоставительных союзах (не только. но и; не столько. сколько; если не. то и др.) сказуемое обычно согласуется с ближайшим из однородных подлежащих.

    Не только мать, но и отец осудил твой поступок; Не столько мать, сколько отец осудил твой поступок; Если не мать, то отец осудит твой поступок.

    Если среди однородных подлежащих есть личные местоимения, то при согласовании в лице первому лицу отдаётся предпочтение перед вторым и третьим, второму лицу – перед третьим.

    Ср.: Я и ты сумеем это сделать; Ты и он сумеете это сделать.

    Упражнения к теме «3.3. Некоторые особенности согласования»

    Читайте также другие темы раздела 3 «Синтаксические нормы»:


    источники:

    http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/03/26/soglasovanie-skazuemogo-i-podlezhashchego

    http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41-kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/783-33_nekotorye_osobennosti_soglasovaniya.html