Отец был руководителем экспедиции тип сказуемого

диагностические тестовые работы 8 класс
тест по русскому языку (8 класс) по теме

Тест 1. Виды связи в синтаксических единицах.

Тест 2. Типы сказуемых.

Тест 3. Тире между подлежащим и сказуемым.

Тест 4. Второстепенные члены предложения.

Тест 5. Виды односоставных предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
testy._russkiy_8.doc238.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 18

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ДАМБРАУСКЕНЕ НАТАЛЬИ ВИКТОРОВНЫ

ТЕСТОВЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ

Цель работ : определить степень усвоения учащимися знаний по начальным разделам синтаксиса. 5 тестовых работ представлены 6 вариантами.

Тест 1. Виды связи в синтаксических единицах.

Тест 2. Типы сказуемых.

Тест 3. Тире между подлежащим и сказуемым.

Тест 4. Второстепенные члены предложения.

Тест 5. Виды односоставных предложений.

К тестам прилагаются бланки для заполнения ответов учащимися и ответы к тестовым заданиям, что облегчит поверку работ учителем.

Примечание : данные тесты можно использовать при повторении указанных разделов в старших классах, а также при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Диагностическая работа № 1 (Виды связи в синтаксических единицах)

Определите вид связи в синтаксических единицах:

А) подчинительная: согласование;

Б) подчинительная: управление;

В) подчинительная: примыкание;

Д) взаимная (грамматическая основа)

Определите вид связи в синтаксических единицах:

А) подчинительная: согласование;

Б) подчинительная: управление;

В) подчинительная: примыкание;

Д) взаимная (грамматическая основа)

  1. стоять не шелохнувшись
  2. предъявить претензию
  3. луга скошены
  4. таинственный и величественный
  5. о новой презентации
  6. ослепительно красивый
  7. мокрый от росы
  8. в заброшенном саду
  9. изготовлен мастерами
  10. открытие Америки
  1. поездка в Заполярье
  2. в моем аттестате
  3. внезапно остановился
  4. тренироваться в течение осени
  5. город опустел
  6. изготовлен и продан
  7. у искусного мастера
  8. молча слушал
  9. верность долгу
  10. написанный аккуратно

Определите вид связи в синтаксических единицах:

А) подчинительная: согласование;

Б) подчинительная: управление;

В) подчинительная: примыкание;

Д) взаимная (грамматическая основа)

Определите вид связи в синтаксических единицах:

А) подчинительная: согласование;

Б) подчинительная: управление;

В) подчинительная: примыкание;

Д) взаимная (грамматическая основа)

  1. превосходный пловец
  2. неожиданно появившийся
  3. окруженный садами
  4. ответы правильны
  5. информировать население
  6. боролся и побеждал
  7. свидетельство о рождении
  8. на пятом этаже
  9. услышав запомнил
  10. о грандиозном успехе
  1. непримиримыми врагами
  2. вздохнув облегченно
  3. пессимистическое настроение
  4. преданный Родине
  5. деревьями и кустарниками
  6. победно шествовать
  7. дверь не заперта
  8. постигнув понял
  9. участие в состязании
  10. находящийся справа

Определите вид связи в синтаксических единицах:

А) подчинительная: согласование;

Б) подчинительная: управление;

В) подчинительная: примыкание;

Д) взаимная (грамматическая основа)

Определите вид связи в синтаксических единицах:

А) подчинительная: согласование;

Б) подчинительная: управление;

В) подчинительная: примыкание;

Д) взаимная (грамматическая основа)

  1. не интересоваться ничем
  2. развевающихся флагов
  3. получившие привилегии
  4. вспоминая записывал
  5. уверенно и смело
  6. одержана победа
  7. хорошо иллюстрирован
  8. у обаятельного человека
  9. расположенный среди скал
  10. и степи, и горы, и леса
  1. закон не принят
  2. взглянув на меня
  3. ушедший вовремя
  4. присутствовал на заседании
  5. указ президента
  6. преуспевающему бизнесмену
  7. мал, да дорог
  8. выглядит привлекательно
  9. нашему партнеру
  10. ушел не простившись

Диагностическая работа № 2 (Типы сказуемых)

Определите тип сказуемых в предложениях:

А) простое глагольное

Б) составное глагольное

В) составное именное

Определите тип сказуемых в предложениях:

А) простое глагольное

Б) составное глагольное

В) составное именное

1. . За воротами послышался шум машины

2. Девочка, успокоившись, перестала плакать.

3. Человек должен постоянно работать над собой.

4. Восточная часть неба была темнее западной.

5. Несколько зданий было разрушено ураганом.

6. Вся природа будет радоваться приходу утра.

7. На улице свежо и тихо.

8.Сестра пришла из школы грустная.

9. Отец был руководителем экспедиции.

10. Я рад был их видеть.

1. Он мастер корзины плести.

2. Я готов был любить весь мир.

3. Скоро ребята начнут готовиться к конференции.

4. Наша Земля велика и прекрасна.

5.Вокруг меня простирались печальные пустыни.

6. Лодка показалась мне ненадежной.

7.Книга иллюстрирована известным художником.

8. Светает нынче поздно.

9. Мы будем жить в домике на берегу моря.

10. От снега все стало белым.

Определите тип сказуемых в предложениях:

А) простое глагольное

Б) составное глагольное

В) составное именное

Определите тип сказуемых в предложениях:

А) простое глагольное

Б) составное глагольное

В) составное именное

1. По утрам над полями расстилается густой туман.

2. Они будут играть сегодня с чемпионами области.

3. Мы не сможем выступить на концерте.

4. После грозы воздух становится чище.

5. В молодости отец был фермером.

6. Окрестности освещены мягким лунным светом.

7. Мы должны чтить память своих предков.

8. Его приезд для меня явился сюрпризом.

9. Брат продолжает заниматься в секции бокса.

10 Занимается над лесом утренняя заря.

1. Могучие дубы кажутся великанами.

2. Снежные тучи принесены циклоном с севера.

3. Он будет выезжать в пять часов.

4. Мой друг всегда готов помочь.

5. На берегу становилось прохладно.

6. Чуден Днепр при тихой погоде…

7.. Блестя на солнце, возвышаются горные хребты.

8. Воля и труд человека дивные дивы творят.

9. Сестра намерена приехать к нам во время отпуска.

10 Владимир начинал сильно беспокоиться.

Определите тип сказуемых в предложениях:

А) простое глагольное

Б) составное глагольное

В) составное именное

Определите тип сказуемых в предложениях:

А) простое глагольное

Б) составное глагольное

В) составное именное

1. Была ты всех прелестней.

2. Воротник рубахи стал широк.

3. Он намеревался приехать вовремя.

4. Мои одноклассники будут выступать на сцене.

5. Это обязан знать каждый.

6. Новая модель самолета оказалась намного лучше.

7. Семен Петрович был любитель поговорить.

8. С трудом подъехали они к крыльцу сторожки.

9. Старинные вязы то и дело попадались на пути.

10 Друзья мои начали спорить.

1. Тюльпаны будут цвести в мае.

2. Сыграл бы я сейчас с тобой партию в шахматы.

3. Я в ваши годы был неприветливым.

4. Маша никак не может найти свою тетрадь.

5. Сад сейчас стоял облетевший.

6. Я был глубоко оскорблен его словами.

7. Старик был когда-то начальником станции.

8. Черный голый утес представлял почву пустыни.

9. Калитка перед домом с треском распахнулась.

10. Атлеты намерены участвовать в чемпионате.

Диагностическая работа № 3 (Тире между подлежащим и сказуемым)

Укажите номера предложений, в которых

между подлежащим и сказуемым

ставится тире – «Х»

Укажите номера предложений, в которых

между подлежащим и сказуемым

не ставится тире — «Х»

1. Искусство есть песнь человечества о себе.

2. Разумно жить минутой дорожить.

3. Трижды пять пятнадцать.

4. Сказка это мечта человека о прекрасном.

5. Людишки без воли трусы.

6. Трава скошена и высушена.

7. Небо без облаков что море без волны.

8. Ландыш нежен и душист.

9. День ветреный, небо хмурое.

10. Мужество вот первое богатство человека.

1. Знание родник, который никогда не исчерпаешь.

2. Небольшой снегопад не помеха для охотника.

3. Бережливость есть созидание.

4. Конечная задача экспедиции создать карту района.

5. Утром одуванчик на полях словно живое золото.

6. Теряющий друга сам себе враг.

7. Сорок лет расцвет молодости.

8. Помнить значит предвидеть

9. Его жизнь как легенда.

10. Он скептик и пессимист.

Укажите номера предложений, в которых

между подлежащим и сказуемым

ставится тире — «Х»

Укажите номера предложений, в которых

между подлежащим и сказуемым

не ставится тире — «Х»

1.Проселочная дорога широкая.

2.Превосходная должность быть на земле человеком.

3. Мужество вот первое богатство человека.

4. Красота есть обещание счастья.

5. Молчание знак согласия.

6. Небо в ноябре точно звездный шатер.

7. Точность это и есть главное достоинство прозы.

8. Мой рабочий день десять часов в сутки.

9. Новое хорошо забытое старое.

10. Звук то же самое что и колебание воздуха.

1. Гений это труд и терпение.

2. Слово одежда всех фактов, всех мыслей.

3.Квадрат есть равносторонний прямоугольник.

4. Занять оборону значит окопаться, рыть траншеи.

5. Цветущая верба как луч света в темном царстве.

6. Для туриста самое главное удобная обувь.

7. Каньон это и есть глубокое ущелье.

8. Он трус и неудачник.

9. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

10. Новое платье красивое и удобное.

Укажите номера предложений, в которых

между подлежащим и сказуемым

ставится тире — «Х»

Укажите номера предложений, в которых

между подлежащим и сказуемым

не ставится тире — «Х»

1.Настоящая дружба что чистая вода.

2. Ум одежда, которая никогда не износится.

3. Глаза честного его весы.

4. Лишнее говорить делу вредить.

5. Ученье без уменья не польза, а беда.

6. Русский язык это все наше наследие.

7. Сонливый да ленивый два родные брата.

8. Энергия есть сила любви к намеченной цели.

9. Дело художника рождать радость.

10.Домик на берегу полуразрушен.

1. Плохой товарищ не подмога.

2. Дело художника рождать радость.

3. Грамота есть второй язык.

4. Песня словно крылатая птица.

5. Читать значит вырабатывать вкус к прекрасному.

6. Чтение это всегда безмолвный диалог.

7. Зимний лес безмолвен и печален.

8. Радоваться жизни вот мой девиз.

9. Равнодушие это и есть паралич души.

10. Поэзия как держава, я вечный подданный ее.

Диагностическая работа № 4 (Второстепенные члены предложения)

Определите, каким членом предложения является выделенное слово:

А) часть сказуемого

Определите, каким членом предложения является выделенное слово:

А) часть сказуемого

1. Пароход будит город плачущим гудком .

2. На первое подали борщ по-флотски .

3. Солнце закрыло набежавшее облако.

4. На берегу вырос гигант завод.

5. Отца направили в санаторий лечиться .

6. Море разыгралось не на шутку .

7. Справа находится заброшенный сад.

8. Вид с горы был чудесный .

9. Кинотеатр «Заря» посещают многие.

10. На улице по-зимнему холодно.

1.Дайте мне книгу поинтереснее .

2. Учитель велел собирать материал для доклада.

3.Через три часа показались горные вершины.

4. Заяц выскочил из лесу и побежал по полю.

5. Нас встретил приветливый бритый старик.

6. Доводы комиссии были очень убедительные .

7.Артист прочел отрывок из романа «Война и мир» .

8. Число нападающих вдесятеро увеличилось.

9.Нашей кошки Мурки боятся даже собаки.

10. Варенье из вишни – мое любимое.

Определите, каким членом предложения является выделенное слово:

А) часть сказуемого

Определите, каким членом предложения является выделенно е слово:

А) часть сказуемого

1. Сгоряча он не почувствовал боли.

2. Сестра просила нас вернуться к вечеру.

3. Чердачная лестница была очень крутая.

4. Юбки плиссе вновь входят в моду.

5. После дождя на улице стало свежо .

6. Река Москва закована в гранит.

7. Корни деревьев питают листья.

8. Площадь Победы украсил новый собор.

9. В старости по-другому смотришь на прошлое.

10. В течение суток не было горячей воды.

1.Журнал «Огонек» пользовался большим спросом.

2. Искренне верю в победу добра.

3. Кофе по-восточному ароматен и вкусен.

4. Завтра не будет похоже на сегодня .

5. Медалью «За отвагу» награждали самых смелых.

6. Его рассказ продолжался целый час.

7. Весь месяц погода была ненастная.

8. Я приехал повидать тебя.

9. Городские улицы украшают новые дома.

10. На празднике было весело .

Определите, каким членом предложения является выделенное слово:

А) часть сказуемого

Определите, каким членом предложения является выделенное слово:

А) часть сказуемого

1.Желание рисовать появилось у него в детстве.

2 . Врач Сергеева уехала в дальнюю деревушку.

3. Ателье не принимает новых заказов .

4. В зимнем лесу было т оржественно и тихо.

5. Открывшийся с горы вид завораживал.

6. Русский лес удивительно красив.

7. Все просили ее спеть новую песню.

8. Мы поневоле заночевали на пристани .

9. Платье в горошек ей было к лицу.

10. Фабрика «Богатырь» представила новые модели.

1. Его речь казалась точной и понятной .

2.Девять делится на три .

3. В скачках участвовали красавцы кони.

4. Дети постарше помогали малышам.

5. Все изменилось до неузнаваемости .

6. Сестрицын сарафан очень мне нравится.

7. Издательство « Инфо» выпустило новый альманах.

8. Врач посоветовал мне посещать бассейн.

9. Угрожающе рокочет разбушевавшееся море.

10. Паровозы заменили электровозы.

Диагностическая работа № 5 (Виды односоставных предложений)

Определите вид односоставных предложений:

Определите вид односоставных предложений:

1.Умную голову почитают смолоду.

2. Не хотите ли чаю?

3. Возле этой осинки летом стог поставили.

4. В институте проведут ряд экспериментов.

5.Сначала подумай, потом говори.

6. Вечерами работалось особенно хорошо.

7.Становилось все темнее и темнее.

8. Стою один среди равнины голой.

9. Радостно видеть счастливые лица людей.

10 Выступление хора транслировали по радио.

1. В палате еще долго вспоминали его рассказы.

2. В этот час было совсем тихо.

3. Долго мне не спалось этой ночью.

4. Бездонную бочку водой не наполнишь.

5.Почему не идешь отдыхать?

6. Завтра идем с проводником в горы.

7.На балконе соседней дачи зажигают огни.

8. После дела за советом не ходят.

9. Катер стремительно несло к берегу.

10 На площади возводят здание нового театра.

Определите вид односоставных предложений:

Определите вид односоставных предложений:

1.Мне хочется научиться играть в шахматы.

2. На ипподроме несколько раз звонили.

3. К вечеру подморозило.

4. Чего себе не хочешь, того и другим не делай.

5. .Давай сегодня посмотрим северные склоны.

6. Урожай нынче знатный соберут.

7. В зоопарк привезли двух белых медведей.

8. Прощаясь, долго жму его руку.

9. Соловья баснями не кормят.

10 Не тебе в прениях выступать первым.

1.Вечерами у воды было прохладно.

2. В открывшейся пекарне отличный хлеб пекут.

3. Воспитывайте свой вкус и мышление.

4. Люблю дорожкою лесною брести по утру.

5. Не пером пишут, а умом.

6. Пахнет сеном, созревающим хлебом и медом.

7. Чужим умом не проживешь.

8. Здесь осенью посадили озимые.

9. Мне хотелось бы поговорить с тобой наедине.

10. Эту грусть не убью, не утишу.

Определите вид односоставных предложений:

Определите вид односоставных предложений:

1.Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат.

2. Грустно нам слушать зимнюю вьюгу.

3. Из коры кедров добывают аскорбиновую кислоту.

4. Завтра выходим в поход.

5.Из песни слов не выкинешь.

6. Здание новой школы построили в срок.

7. К вечеру сильно похолодало.

8. Воду в решете не носят.

9. Как хорошо, как сладко было на душе!

10. В цехе выпускают отличную продукцию.

1.Припомни высокие тучи, железные скважины гор.

2. Каких только птиц не увидишь в весеннем лесу!

3. Сильнее кошки зверя нет.

4. О конференции написали в газете.

5. Люблю грозу в начале мая.

6. Что новенького расскажут нам сегодня?

7. Как страшно вдруг стало!

8. После купания в ледяной воде меня стало знобить.

9. Не забудь сообщить в штаб о наступлении.

10. Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Фамилия, имя________________________ Фамилия, имя _______________________

Класс ___________Вариант________ Класс________ Вариант__________

Тестовая работа «Типы сказуемых»

Тестовые задания и проверочную работу по теме «Синтаксис. Типы сказуемых» можно использовать для промежуточногот контроля знаний учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Тестовая работа «Типы сказуемых»»

ТЕСТОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ

Цель работ: определить степень усвоения учащимися знаний по начальным разделам синтаксиса.

К тестам прилагаются бланки для заполнения ответов учащимися и ответы к тестовым заданиям, что облегчит поверку работ учителем.

Диагностическая работа (Типы сказуемых)

Определите тип сказуемых в предложениях:

А) простое глагольное

Б) составное глагольное

В) составное именное

Определите тип сказуемых в предложениях:

А) простое глагольное

Б) составное глагольное

В) составное именное

1. . За воротами послышался шум машины

2. Девочка, успокоившись, перестала плакать.

3. Человек должен постоянно работать над собой.

4. Восточная часть неба была темнее западной.

5. Несколько зданий было разрушено ураганом.

6. Вся природа будет радоваться приходу утра.

7. На улице свежо и тихо.

8.Сестра пришла из школы грустная.

9. Отец был руководителем экспедиции.

10. Я рад был их видеть.

1. Он мастер корзины плести.

2. Я готов был любить весь мир.

3. Скоро ребята начнут готовиться к конференции.

4. Наша Земля велика и прекрасна.

5.Вокруг меня простирались печальные пустыни.

6. Лодка показалась мне ненадежной.

7.Книга иллюстрирована известным художником.

8. Светает нынче поздно.

9. Мы будем жить в домике на берегу моря.

10. От снега все стало белым.

Определите тип сказуемых в предложениях:

А) простое глагольное

Б) составное глагольное

В) составное именное

Определите тип сказуемых в предложениях:

А) простое глагольное

Б) составное глагольное

В) составное именное

1. По утрам над полями расстилается густой туман.

2. Они будут играть сегодня с чемпионами области.

3. Мы не сможем выступить на концерте.

4. После грозы воздух становится чище.

5. В молодости отец был фермером.

6. Окрестности освещены мягким лунным светом.

7. Мы должны чтить память своих предков.

8. Его приезд для меня явился сюрпризом.

9. Брат продолжает заниматься в секции бокса.

10 Занимается над лесом утренняя заря.

1. Могучие дубы кажутся великанами.

2. Снежные тучи принесены циклоном с севера.

3. Он будет выезжать в пять часов.

4. Мой друг всегда готов помочь.

5. На берегу становилось прохладно.

6. Чуден Днепр при тихой погоде…

7.. Блестя на солнце, возвышаются горные хребты.

8. Воля и труд человека дивные дивы творят.

9. Сестра намерена приехать к нам во время отпуска.

10 Владимир начинал сильно беспокоиться.

Определите тип сказуемых в предложениях:

А) простое глагольное

Б) составное глагольное

В) составное именное

Определите тип сказуемых в предложениях:

А) простое глагольное

Б) составное глагольное

В) составное именное

1. Была ты всех прелестней.

2. Воротник рубахи стал широк.

3. Он намеревался приехать вовремя.

4. Мои одноклассники будут выступать на сцене.

5. Это обязан знать каждый.

6. Новая модель самолета оказалась намного лучше.

7. Семен Петрович был любитель поговорить.

8. С трудом подъехали они к крыльцу сторожки.

9. Старинные вязы то и дело попадались на пути.

10 Друзья мои начали спорить.

1. Тюльпаны будут цвести в мае.

2. Сыграл бы я сейчас с тобой партию в шахматы.

3. Я в ваши годы был неприветливым.

4. Маша никак не может найти свою тетрадь.

5. Сад сейчас стоял облетевший.

6. Я был глубоко оскорблен его словами.

7. Старик был когда-то начальником станции.

8. Черный голый утес представлял почву пустыни.

9. Калитка перед домом с треском распахнулась.

10. Атлеты намерены участвовать в чемпионате.

Фамилия, имя________________________ Фамилия, имя _______________________

Класс ___________Вариант________ Класс________ Вариант__________

Виды сказуемых в русском языке (примеры)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве предложения.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и подлежащее.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го предложения:

  • (кто?) два медведя-подростка — это подлежащее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — сказуемое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му различают

  1. гла­голь­ные сказуемые;
  2. имен­ные сказуемые.

Сказуемое и способы его выражения

В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния сказуемого:

  1. про­стое глагольное;
  2. состав­ное глагольное;
  3. состав­ное именное.

Таблица

ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
П
Г
С
Выражено гла­го­лом в форме
одно­го из наклонений
Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
С
Г
С
Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го слова
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы глагола
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
Я был рад помочь вам.
С
И
С
Состоит из глагола-связки
(выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское значение)
и имен­ной части
(выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское значение)
Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

Простое глагольное сказуемое

Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, например:

Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го наклонения:

  • я буду рассказывать;
  • мы будем говорить;
  • они будут отдыхать;
  • вы буде­те соби­рать и т. п.;
  • пусть уйдет;
  • пус­кай спляшет;
  • да отпу­сти­те его.

Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние действия:

Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

Будешь ты ещё мне тянуть душу !

Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му поводу.

Составное глагольное сказуемое

К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфинитивом:

Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

Вспомогательные глаголы в СГС

В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла используются:

1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец действия

Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, способности

К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состояние

Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

4. неко­то­рые без­лич­ные глаголы

Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским значением

Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

6. сло­ва состояния

По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, например:

Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

Составное именное сказуемое

Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
  • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней сравнения;
  • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное сочетание;
  • место­име­ние;
  • наре­чие;
  • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и страдательные;
  • меж­до­ме­тия;
  • нераз­ло­жи­мые словосочетания.

Связка составного именного сказуемого

В роли связ­ки часто употребляется

1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том числе
«есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), например:

Он был похож на маму (Борис Пастернак).

Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состояния:

Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская дочка).

Алгоритм определения вида сказуемого


Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»


источники:

http://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/testi/testovaia_rabota_tipy_skazuemykh

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/tipy-skazuiemyh.html