Отметьте предложения в которых на месте пропуска ставится тире между подлежащим и сказуемым

Отметьте предложения в которых на месте пропуска ставится тире между подлежащим и сказуемым

Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:

Приведём верное написание.

1) Алчност ь есть преступное желание чужого. — Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными, не ставится тире при наличии связки «есть».

2) Щегольской костюм , излишне театральные жесты и лёгкий акцен т — всё выдавало в незнакомце иностранца. — Перед обобщающим словом ВСЁ при однородных членах ставится тире.

3) Интонаци я — вот основное выразительное средств о звучащей речи. — Между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым, вы­ра­жен­ны­ми име­на­ми су­ще­стви­тель­ны­ми, ста­вит­ся тире, в том числе перед сло­ва­ми: это, есть, зна­чит, вот и т.д.

4) Вернейший способ узнать человека — прислушаться к тому, что он говорит. — Тире ставится между подлежащим, выраженным существительным, и сказуемым, выраженным инфинитивом.

5) Все совпадения имён и фактов случайны и непреднамеренн ы. — Тире не ставится между подлежащим, выраженным существительным, и сказуемыми, выраженными краткими прилагательными.

Дидактический материал к уроку в 8 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Отметьте номера предложений, в которых на месте

пропуска ставится тире .

Конец сентября _ это пора осеннего листопада.

Знание _ самая надёжная защита.

Наш долг_ совершенствовать знания.

Эти равнины _ словно море бескрайнее.

Бедность _ не порок.

Лишнее говорить _ себе вредить.

Наш город _ небольшой.

Отметьте номера предложений, в которых на месте

пропусков ставится тире .

Грузинские деревни _ это сплошные сады.

Агата Кристи _ самый популярный автор детективного жанра.

Снег _ словно шёлк.

Расточать восторги _ признак ограниченности понимания и вкуса.

Безумство храбрых_ вот мудрость жизни.

Он _ несправедливый человек.

Праздность _ мать всех пороков.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

Старость _ не радость.

Этот яркий свет _ словно ливень золотой.

Иметь разборчивый почерк _ первое правило вежливости.

Наш край _ богат и прекрасен.

Дождь рыбаку _ не помеха.

Дело художника _ рождать радость.

Три _ любимое число народных сказок.

Сушёная дыня _древнее среднеазиатское лакомство.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

Чтение _ вот лучшее учение.

Степь _ словно сплошной солнечный диск.

Комедия «Ревизор» _ актуальна и поучительна.

Жизнь прожить _ не поле перейти.

Лисички _ прекрасные грибы.

Конный пешему _ не товарищ.

Река _ как зеркало и вся блестит звёздами.

Наш школьный двор _ как сад.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

1. Доброе начало _ половина дела.

2. Дело художника _ рождать радость.

3. Конный пешему _ не товарищ.

4. За всё браться _ ничего не сделать.

5. Три, пять, семь, девять _ нечётные числа.

6. Без цели жить _ небо коптить.

7. Твои речи _ будто острый нож.

8. Чай пить _ не дрова рубить.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире.

1. Ранним весенним утром песнь соловья _ как надежда на счастье.

2. Радоваться успехам другого _ это прекрасное человеческое качество.

3. Искусство _ бессмертно и непостижимо.

4. Степь _ как море!

5. Без цели жить _ небо коптить.

6. Редкое удовольствие _ собирать грибы.

7. Гусь свинье _ не товарищ.

8. Двенадцать_ число, кратное двум.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

1. Жизнь без пользы _ безвременная смерть.

2. Любимое дело _ как вечная любовь.

3. Россия _ необъятна и загадочна.

4. Сердце _ не камень.

5. Читать _ это не только узнавать факты.

6. Умный смех _ как прекрасный источник энергии.

7. Байкал _ самое глубокое озеро на планете.

8. Эти равнины _ словно бескрайнее море.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

1. Дружба _ это прежде всего искренность.

2. Музыка _ как небо над землёй.

3. Мой девиз _ мыслить обо всём и писать понятно для всех.

4. Я _ всем чужой.

5. Голова без ума _ что фонарь без света.

6. Хорошо учиться _ вот наша задача.

7. Рассказ его _ словно красивая сказка.

8. Солнце _ ярко, небо _ сине.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

Язык _ душа нации.

В средине свет _ как красный блеск заката.

Лишнее говорить _ только делу вредить.

Ласковое слово _ что весенний день

Слово _ не стрела, да острее стрелы.

Слепая ненависть _ плохой советчик.

Значит, девятью сорок _ триста шестьдесят, так?

Я не вор какой, душегуб лесной, я _ слуга царя, царя грозного.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится тире .

1. Дело художника _ рождать радость.

2. Язык _ это история народа.

3. Конец августа и начало сентября _ самое интересное время в тайге.

4. На тёмном небе звёзды _ будто яркие искры.

5. Лес _ прекрасное место отдыха.

6. Книга _ не увеселитель, не затейник.

7. Она _просветитель и воспитатель.

8. Читать_ интересно и увлекательно.

Тире между подлежащим и сказуемым (ключ):

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 337 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 747 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 322 человека из 66 регионов

  • Мордосова Любовь ИннокентьевнаНаписать 11063 25.09.2016

Номер материала: ДБ-212475

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    25.09.2016 2616
    25.09.2016 382
    25.09.2016 633
    25.09.2016 1524
    25.09.2016 449
    25.09.2016 273
    25.09.2016 1403

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября

Время чтения: 2 минуты

Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Отметьте предложения в которых на месте пропуска ставится тире между подлежащим и сказуемым

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Чегемское ущелье — одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина — наиболее узкая его часть. (4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. (5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта — Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник — передвижение по нему очень опасно.

Пояснение (см. также Правило ниже).

(1)Чегемское сущ. ущелье — числ. одна из настоящих сущ. жемчужин Кабардино-Балкарии.

(2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. — в предложении нет тире

(3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина — распространённое приложение. наиболее узкая его часть .

(4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. — Тире для обозначения пределов пространственных, временных, количественных.

(5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. — в предложении нет тире

(6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта — приложение Тихтенген (4611 м) , западнее которой находится перевал Твибер (3780 м).

(7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник — передвижение по нему очень опасно . — (бессоюзное предложение)

За­да­ние № 21 ори­ен­ти­ро­ва­но на про­вер­ку уме­ния эк­за­ме­ну­е­мых вы­пол­нять пунк­ту­а­ци­он­ный ана­лиз не­боль­шо­го тек­ста. В ва­ри­ан­тах еди­но­го го­су­дар­ствен­но­го эк­за­ме­на для ана­ли­за будут пред­ло­же­ны тек­сты, пунк­ту­а­ци­он­ный ана­лиз ко­то­рых пред­по­ла­га­ет поиск кон­струк­ций с за­пя­той, двое­то­чи­ем, тире. Ко­ли­че­ство вер­ных от­ве­тов в за­да­нии огра­ни­чи­ва­ет­ся толь­ко ко­ли­че­ством пред­ло­же­ний в тек­сте. Для вы­пол­не­ния этого за­да­ния можно поль­зо­вать­ся ма­те­ри­а­ла­ми таб­лиц, при­ведённых ниже, а также ма­те­ри­а­ла­ми спра­воч­ни­ка сайта РЕШУ ЕГЭ к за­да­ни­ям № 16−20.

Тире между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Тире ста­вит­сяТире не ста­вит­ся
1. Под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое вы­ра­же­ны су­ще­стви­тель­ным или чис­ли­тель­ным в име­ни­тель­ном па­де­же (с ну­ле­вой связ­кой).

Москва — сто­ли­ца нашей Ро­ди­ны; Два­жды два — че­ты­ре.

1. Под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое вы­ра­же­ны су­ще­стви­тель­ным или чис­ли­тель­ным в име­ни­тель­ном па­де­же, но:

а) связ­ка не ну­ле­вая (Брат был умный че­ло­век; Война есть безу­мие);

б) при ска­зу­е­мом есть срав­ни­тель­ный союз (как, будто, слов­но, точно, вроде как, всё равно что, что и др.) (Звёзды будто ал­ма­зы; Небо точно море);

в) перед ска­зу­е­мым стоит ча­сти­ца не (Бед­ность не порок);

г) между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым стоит ввод­ное слово (Сер­гей, ка­жет­ся, врач); ино­гда — на­ре­чие (Сер­гей те­перь из­вест­ный ху­дож­ник), союз (Сер­гей тоже врач), ча­сти­ца (Март толь­ко на­ча­ло весны);

д) перед ска­зу­е­мым стоит от­но­ся­ще­е­ся к нему до­пол­не­ние (Сашка мне друг);

е) ска­зу­е­мое пред­ше­ству­ет под­ле­жа­ще­му (Хо­ро­ший че­ло­век Фёдор Кузь­мич);

ж) под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое об­ра­зу­ют не­раз­ло­жи­мый фра­зео­ло­ги­че­ский обо­рот (Два са­по­га пара).

2. Под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое вы­ра­же­ны ин­фи­ни­ти­ва­ми или один из них — ин­фи­ни­тив, а дру­гой — су­ще­стви­тель­ное (чис­ли­тель­ное) в име­ни­тель­ном па­де­же.

Ку­рить — здо­ро­вью вре­дить.

Мой долг — пре­ду­пре­дить тебя об опас­но­сти.

2. Под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое вы­ра­же­ны ин­фи­ни­ти­ва­ми или один из них — ин­фи­ни­тив, а дру­гой — су­ще­стви­тель­ное (чис­ли­тель­ное) в име­ни­тель­ном па­де­же, но по­ря­док слов об­рат­ный (ска­зу­е­мое стоит перед под­ле­жа­щим) и пауза между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым от­сут­ству­ет (Какое сча­стье сына об­ни­мать!).

Об­ра­ти­те вни­ма­ние: если пауза есть, то тире ста­вит­ся и при об­рат­ном по­ряд­ке слов (ср.: Это боль­шое ис­кус­ство — ждать).

3. Ска­зу­е­мое при­со­еди­ня­ет­ся к под­ле­жа­ще­му с по­мо­щью слов это, вот, это есть, зна­чит (в зна­че­нии это есть), это зна­чит (тире ста­вит­ся перед этими сло­ва­ми).

Пой­мать ерша или окуня — это такое бла­жен­ство; по­нять — зна­чит про­стить; безум­ство храб­рых — вот муд­рость жизни.

3. Перед сло­ва­ми это, зна­чит тире не ста­вит­ся, если:

а) зна­чит яв­ля­ет­ся ввод­ным сло­вом (в зна­че­нии сле­до­ва­тель­но): Сол­неч­ные пятна ис­чез­ли; зна­чит, солн­це скло­ни­лось за пол­день;

б) зна­чит яв­ля­ет­ся гла­го­лом в зна­че­ни­ях:

1. «озна­чать (о сло­вах, зна­ках, же­стах)» (Кир­джа­ли на ту­рец­ком языке зна­чит ви­тязь, уда­лец);

2. «сви­де­тель­ство­вать о чём-то» (Если я молчу, то это не зна­чит, что я с тобой со­гла­сен);

3. «иметь зна­че­ние, быть су­ще­ствен­ным» (Че­ло­век зна­чит не­из­ме­ри­мо боль­ше, чем при­ня­то ду­мать);

в) это яв­ля­ет­ся под­ле­жа­щим, вы­ра­жен­ным ука­за­тель­ным ме­сто­име­ни­ем: Это (что?) моя дочь; Это (что?) ин­те­рес­но).

Тире в пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми чле­на­ми при обоб­ща­ю­щем слове

Пра­ви­лоПри­мер
Обоб­ща­ю­щее слово за­клю­ча­ет пе­ре­чис­ли­тель­ный ряд од­но­род­ных чле­нов, по­это­му перед ним ста­вит­ся тиреНа лес­ной опуш­ке, на по­лян­ке, на про­та­лин­ках — всюду за­ме­тен ве­сен­ний след.
Обоб­ща­ю­щее слово стоит перед од­но­род­ны­ми и после обоб­ща­ю­ще­го стоит двое­то­чие, а после од­но­род­ных пред­ло­же­ние про­дол­жа­ет­ся, по­это­му ста­вит­ся тиреВсюду: на лес­ной опуш­ке, на по­лян­ке, на про­та­лин­ках — за­ме­тен ве­сен­ний след
Од­но­род­ные члены на­хо­дят­ся в се­ре­ди­не пред­ло­же­ния, и воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость пред­ста­вить их как вы­ра­же­ние по­пут­но­го, уточ­ня­ю­ще­го за­ме­ча­ния, по­это­му тире ста­вит­ся с двух сто­ронВсё, что могло при­глу­шить звуки, — ковры, пор­тье­ры и мяг­кую ме­бель — Григ давно убрал из дома.

Тире при при­ло­же­нии

При­ло­же­ние — опре­де­ле­ние, вы­ра­жен­ное су­ще­стви­тель­ным.

Пра­ви­лоПри­мер
Если перед при­ло­же­ни­ем можно под­ра­зу­ме­вать без из­ме­не­ния смыс­ла речи союз «а имен­но»Ос­нов­ная ди­рек­ти­ва — по­вы­ше­ние ка­че­ства про­дук­ции — вы­пол­ня­ет­ся успеш­но.
Если при­ло­же­ние стоит на конце пред­ло­же­ния и при­со­еди­ня­ет­ся как бы в по­ряд­ке до­бав­ле­ния к ска­зан­но­муСо мною был чу­гун­ный чай­ник — един­ствен­ная от­ра­да моя в пу­те­ше­стви­ях по Кав­ка­зу
Если при­ло­же­ний не­сколь­ко, чтобы уста­но­вить гра­ни­цу между при­ло­же­ни­я­ми и опре­де­ля­е­мым су­ще­стви­тель­нымЛю­тей­ший бич небес, при­ро­ды ужас — мор сви­реп­ству­ет в лесах
Если при­ло­же­ние от­но­сит­ся к од­но­му из од­но­род­ных чле­нов, чтобы не сме­ши­вать при­ло­же­ния с од­но­род­ным чле­номВ ком­на­те си­де­ла ба­буш­ка, мой брат — пя­ти­лет­ний Петя, сест­ра Нина и я.
Если внут­ри при­ло­же­ния есть за­пя­тыеМы, де­дов­ский храня обы­чай, несём домой из гор до­бы­чу — оленя, сби­то­го стре­лой

Тире при не­со­гла­со­ван­ных опре­де­ле­ни­ях

Пра­ви­лоПри­ме­ры
Ин­фи­ни­тив в ка­че­стве опре­де­ле­ния от­де­ля­ет­ся от опре­де­ля­е­мо­го слова зна­ком тире, если опре­де­ля­е­мое имя уже имеет при себе опре­де­ле­ние. Ин­фи­ни­тив­ное опре­де­ле­ние в таком слу­чае при­об­ре­та­ет смысл до­пол­ни­тель­но­го разъ­яс­не­ния (воз­мож­на встав­ка слов а имен­но)Сбы­ва­лась ста­рая вих­ров­ская мечта — еще раз при­кос­нуть­ся щекой к су­хо­ва­той, вскор­мив­шей его груди.

Я на­ло­жу на всех одну обя­зан­ность — тво­рить.

Тире при со­гла­со­ван­ных и не­со­гла­со­ван­ных опре­де­ле­ни­ях

Пра­ви­лоПри­мер
Для обособ­ле­ния рас­про­странённых со­гла­со­ван­ных опре­де­ле­ний, сто­я­щих в конце пред­ло­же­ния, осо­бен­но при пе­ре­чис­ле­нии ста­вит­ся тиреЭто в одних вит­ри­нах, а в дру­гих по­яви­лись сотни дам­ских шляп, и с пёрыш­ка­ми, и без пёрышек, и с пряж­ка­ми, и без них, сотни же ту­фель — чёрных, белых, жёлтых, ко­жа­ных…
Опре­де­ле­ния, рас­по­ло­жен­ные внут­ри пред­ло­же­ния, могут вы­де­лять­ся с двух сто­рон тиреПод­гля­ды­вая в окош­ко, я вижу на своём дворе, как птицы всех ма­стей — чёрные, се­реб­ри­сто-шо­ко­лад­ные, бе­ло­снеж­ные — сле­та­ют­ся к моим кор­муш­кам.

Тире при встав­ных кон­струк­ци­ях

Пра­ви­лоПри­мер
При по­мо­щи тире вы­де­ля­ют­ся встав­ные кон­струк­ции, до­пол­ня­ю­щие или по­яс­ня­ю­щие ос­нов­ное пред­ло­же­ние, вы­ра­жа­ю­щие чув­ства ав­то­ра и т. д. (часто в про­из­ве­де­ни­ях ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры)Тут — де­лать не­че­го — дру­зья по­це­ло­ва­лись (Кр.); Но — чуд­ное дело! — пре­вра­тив­шись в ан­гло­ма­на, Павел Пет­ро­вич стал в то же время пат­ри­о­том (Т.)

Тире при пря­мой речи

Пра­ви­лоПри­мер
Если пря­мая речь стоит перед сло­ва­ми ав­то­ра, то после неё ста­вит­ся за­пя­тая и тире«Это ло­шадь отца моего», — ска­за­ла Бэла.
Если на месте раз­ры­ва пря­мой речи не долж­но было быть ни­ка­ко­го знака или долж­на была сто­ять за­пя­тая, точка с за­пя­той, двое­то­чие или тире, то слова ав­то­ра с обеих сто­рон вы­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми и тире«Я го­во­рил вам, — вос­клик­нул Мак­сим Мак­си­мыч, — что нынче будет по­го­да».

Тире при диа­ло­ге

Пра­ви­лоПри­мер
В на­ча­ле ре­плик диа­ло­га ста­вит­ся тире— Пора вы­хо­дить, — ска­за­ла мама.

— Идём! — ско­ман­до­вал отец.

Тире в не­пол­ных пред­ло­же­ни­ях

Не­пол­но­та пред­ло­же­ния бы­ва­ет свя­за­на с про­пус­ком од­но­го или не-сколь­ких чле­нов пред­ло­же­ния. Раз­ли­ча­ет­ся не­пол­но­та эл­лип­ти­че­ская (в са­мо­сто­я­тель­но упо­треб­ля­ю­щих­ся пред­ло­же­ни­ях с от­сут­ству­ю­щим ска­зу­е­мым) и кон­тек­сту­аль­ная (про­пу­щен­ный член пред­ло­же­ния вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из кон­тек­ста).

Пра­ви­лоПри­мер
В ча­стях слож­но­го пред­ло­же­ния с па­рал­лель­ной струк­ту­рой, а также в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми по­вто­ря­ю­щи­ми­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния, где про­пу­щен­ный член вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из пер­вой части пред­ло­же­нияУ него одна ис­то­рия не­из­беж­но вы­зы­ва­ет в па­мя­ти дру­гую, а та — тре­тью, тре­тья — чет­вер­тую, и по­то­му нет его рас­ска­зам конца (Пауст.)
В про­стом пред­ло­же­нии с про­пу­щен­ным ска­зу­е­мым, ука­зы­ва­ю­щим на на­прав­ле­ние дви­же­нияТа­тья­на — в лес, мед­ведь — за нею (П.).
Если от­сут­ству­ю­щий член пред­ло­же­ния вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из пред­ше­ству­ю­щих пред­ло­же­нийВ дру­гой ком­на­те вос­со­зда­на ма­стер­ская ре­мес­лен­ни­ка-юве­ли­ра. В тре­тьей — хи­жи­на пас­ту­ха, со всей пас­ту­шьей утва­рью. В чет­вер­той — обык­но­вен­ная во­дя­ная мель­ни­ца. В пятой — об­ста­нов­ка хи­жи­ны, где пас­ту­хи де­ла­ют сыр (Сол.).
Тире ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях, со-сто­я­щих из двух ком­по­нен­тов со зна­че­ни­ем субъ­ек­та, объ­ек­та, об­сто­я­тель­ства (в раз­ных со­че­та­ни­ях) и по­стро­ен­ных по схе­мам: «кто — кому», «кто — где», «что — кому», «что — куда», «что — как», «что — где», «что — за что» и др.Ли­те­ра­тур­ные пре­мии — ве­те­ра­нам; Учеб­ни­ки — детям.
В са­мо­сто­я­тель­но упо­треб­ля­е­мых пред­ло­же­ни­ях с от­сут­ству­ю­щим ска­зу­е­мым, не вос­ста­нав­ли­ва­е­мым из кон­тек­ста, может ста­вить­ся тире. Такие пред­ло­же­ния рас­чле­не­ны па­у­зой на два ком­по­нен­та — об­сто­я­тель­ствен­ный и под­ле­жащ­ныйНад пло­ща­дью — низко по­вис­шая пыль (Шол.)

Од­на­ко при от­сут­ствии паузы и ло­ги­че­ско­го уда­ре­ния на об­сто­я­тель­ствен­ном члене пред­ло­же­ния тире не ста­вит­ся: Там на не­ве­до­мых до­рож­ках следы не­ви­дан­ных зве­рей (П.)

Тире ин­то­на­ци­он­ное

Тире, на­зы­ва­е­мое ин­то­на­ци­он­ным, может от­де­лять любую часть пред­ло­же­ния.

Пра­ви­лоПри­мер
В од­но­тип­но по­стро­ен­ных ча­стях слож­но­го пред­ло­же­ния без про­пус­ка членаДень­ги — ис­че­за­ют, ра­бо­та — остаётся.
Ин­то­на­ци­он­ное тире между лю­бы­ми чле­на­ми пред­ло­же­нияЛе­жа­ли мёртвые — и ле­пе­та­ли ужас­ную, не­ве­до­мую речь.
Тире, ко­то­рое ста­вит­ся между чле­на­ми пред­ло­же­ния для вы­ра­же­ния не­ожи­дан­но­сти или для обо­зна­че­ния ло­ги­че­ско­го уда­ре­ния, также имеет ин­то­на­ци­он­ный ха­рак­терЧерез не­сколь­ко минут за­гре­ме­ли цепи, двери от­во­ри­лись, и вошёл — Шваб­рин.

Тире со­еди­ни­тель­ное

Пра­ви­лоПри­мер
Между сло­ва­ми и циф­ра­ми для ука­за­ния про­стран­ствен­ных, вре­мен­ных или ко­ли­че­ствен­ных пре­де­лов («от . до»)Вехой была когда-то по боль­шо­му вод­но­му пути Во­ро­неж — Азов.

Бес­по­са­доч­ный перелёт Москва — Ха­ба­ровск; Через эту стан­цию можно было выйти к боль­шо­му пути Уральск — Лби­щенск — Са­хар­ная — Гу­рьев.

Кре­сто­вые по­хо­ды XI — XIII веков, ре­пер­ту­ар те­ат­ра на ян­варь — март.

Ру­ко­пись объёмом де­сять — две­на­дцать ав­тор­ских ли­стов (то же циф­ра­ми 10 — 12).

Тире ста­вит­ся между двумя или не­сколь­ки­ми име­на­ми соб­ствен­ны­ми, со­во­куп­но­стью ко­то­рых на­зы­ва­ет­ся какое-либо уче­ние, на­уч­ное учре­жде­ниеФи­зи­че­ский закон Бойля — Ма­ри­от­та.

Матч Кар­пов — Кас­па­ров.

Матч «Спар­так» — «Тор­пе­до».

Тире ста­вит­ся между от­дель­ны­ми сло­ва­ми для по­ка­за внут­рен­ней связи между нимиЗа­вер­шил­ся кон­гресс Меж­ду­на­род­но­го союза ар­хи­тек­то­ров, про­хо­див­ший под де­ви­зом «Ар­хи­тек­ту­ра — че­ло­век — окру­жа­ю­щая среда».

Вчера — се­год­ня — зав­тра.

Тире при при­со­еди­ни­тель­ных кон­струк­ци­ях

Пра­ви­лоПри­мер
Если сле­ду­ет при­со­еди­ни­тель­ная кон­струк­ция, то перед ней ста­вит­ся тире«Мой дом — моя кре­пость» — эта на­род­ная муд­рость пе­ре­даётся от по­ко­ле­ния к по­ко­ле­нию.

По­ста­нов­ка тире в бес­со­юз­ном слож­ном пред­ло­же­нии

Пра­ви­лоПри­мер
Если во вто­рой части со­дер­жит­ся ука­за­ние на быст­рую смену со­бы­тий (между обе­и­ми ча­стя­ми можно вста­вить союз и).Иван Ива­но­вич по­до­шел к во­ро­там, за­гре­мел ще­кол­дой — из­нут­ри под­нял­ся со­ба­чий лай (Н. Го­голь).
Если во вто­рой части вы­ра­жа­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние по от­но­ше­нию к со­дер­жа­нию пер­вой части (между ча­стя­ми можно вста­вить союз но или а).Про­шла не­де­ля, месяц — он к себе домой не воз­вра­щал­ся (А. Пуш­кин).
Если вто­рая часть за­клю­ча­ет в себе след­ствие или вывод из того, о чем го­во­рит­ся в пер­вой части (между ча­стя­ми можно вста­вить слова по­это­му, тогда).Я уми­раю — мне не к чему лгать (И. Тур­ге­нев).
Если в пер­вой части ука­зы­ва­ет­ся время со­вер­ше­ния дей­ствия, о ко­то­ром го­во­рит­ся во вто­рой части (в на­ча­ле пер­вой части можно до­ба­вить союз когда)Ехал сюда — рожь на­чи­на­ла жел­теть. Те­перь уез­жаю об­рат­но — эту рожь люди едят (М. При­швин).
Если пер­вая часть обо­зна­ча­ет усло­вие со­вер­ше­ния дей­ствия, о ко­то­ром го­во­рит­ся во вто­рой части (в на­ча­ле пер­вой части можно до­ба­вить союз если, когда в зна­че­нии «если».Будет дож­дик — будут и гриб­ки; будут гриб­ки — будет и кузов (А. Пуш­кин).
Если во вто­рой части со­дер­жит­ся срав­не­ние с тем, о чем го­во­рит­ся в пер­вой части (перед вто­рой ча­стью можно до­ба­вить союзы слов­но, будто).Мол­вит слово — со­ло­вей поет (М. Лер­мон­тов).
Если вто­рая часть (не­ред­ко не­пол­ное пред­ло­же­ние) имеет изъ­яс­ни­тель­ное зна­че­ние (перед ней можно вста­вить союз что), при­чем в пер­вой части не со­дер­жит­ся ин­то­на­ци­он­но­го пре­ду­пре­жде­ния о по­сле­ду­ю­щем из­ло­же­нии ка­ко­го-либо факта.Вчера на со­сед­нем зи­мо­вье рас­ска­зы­ва­ли — мед­ведь че­ло­ве­ка за­драл (А. Ар­бу­зов).
Если вто­рая часть пред­став­ля­ет собой при­со­еди­ни­тель­ное пред­ло­же­ние и перед ним можно вста­вить слово это, ко­то­рое может быть в самом пред­ло­же­нии.На стене ни од­но­го об­ра­за — дур­ной знак (М. Лер­мон­тов).

Тире в слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях

Пра­ви­лоПри­мер
При ин­то­на­ци­он­ном под­чер­ки­ва­нии при­да­точ­ные изъ­яс­ни­тель­ные, реже услов­ные и усту­пи­тель­ные, сто­я­щие впе­ре­ди глав­но­го пред­ло­же­ния, могут от­де­лять­ся от него не за­пя­той, а тире.Буде спро­сит кто о чем — молчи… (А. Пуш­кин).

Как он до­брал­ся сюда — уж этого никак не мог он по­нять (Н. Го­голь).

Что она на­ту­ра чест­ная — это мне ясно… (И Тур­ге­нев).

Пус­кай, как хотят, ти­ра­нят, пус­кай хоть кожу с живой сни­мут — я воли своей не отдам (М. Сал­ты­ков-Щед­рин).


источники:

http://infourok.ru/didakticheskiy-material-k-uroku-v-klasse-tire-mezhdu-podlezhaschim-i-skazuemim-1212746.html

http://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=338