Овладение лексическим запасом является содержанием задачи по

О.С. Ушакова является автором программы

МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

1.Методика развития речи изучает…
а) общие закономерности развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста в условиях ДОО;

б) закономерности педагогической деятельности по формированию речи детей в условиях ДОО;

в) особенности речи в доречевой период;

г) особенности системы дошкольного образования.

Цель методики развития речи —

а) формирование устной речи и на­выков речевого общения с окружающими на основе овла­дения литературным языком.

б) разработка речевых игр и упражнений;

в) знакомство с художественной литературой;

г) развитие навыков самообслуживания.

3.Что не является лингвистической основой методики развития речи?
а) учение И.П. Павлова;

б) положение о языке как о продукте общественно-исторического развития;

в) положение о языке как о системном объекте;

г) представление о языке как о знаковой системе.

4. Автор первого в мире руководства по дошкольному воспитанию, в котором отражены задачи развития речи?
а) В.М. Бехтерев; б) К. Д. Ушинский;

в) Л. Н. Толстой; г) Я.А. Коменский.

5.Кто автор системы обучения языку, в основе которой лежит принцип народности?
а) Е.Н. Водорезова; б) Ф.Ф. Фребель;

в) К.Д. Ушинский; г) Е.И. Тихеева.

6.Какой из принципов планирования работы по развитию речи является ошибочным?
а) учёт особенностей коммуникативной деятельности;

б) последовательность нарастания требований к речи детей;

в) индивидуальный подход к детям;

г) планирование ведётся изолированно по каждому разделу без определения взаимосвязи между ними;

О.С. Ушакова является автором программы

в) «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»;

8.Особенностью какого метода ознакомления с художественной литературой является дословная передача текста?

а) беседа б) инсценирование

Роль нетрадиционного оборудования в физическом развитии детей .

. и методическую литературу по проблеме исследования; – охарактеризовать возрастные особенности физического развития детей младшего дошкольного возраста; – раскрыть содержание методов и приемов использования нетрадиционного оборудования и тренажеров в физическом развитии детей младшего дошкольного возраста; – подобрать и апробировать серию игр и .

в) заучивание с детьми наизусть г) Рассказывание

9.Какими должны быть произведения для пересказа?

а) доступными, небольшого объема, описательного характера;

б) доступными, небольшого объема, эмоциональными;

в) близкими по содержанию опыту детей, динамичными, с четкой композицией, высокохудожественными.

г) небольшого объема, с содержанием, близким опыту детей, сюжетными, с четкой композицией, имеющими образцовый по грамматике и образности язык.

10.Какие средства общения являются ведущими у детей старшего дошкольного возраста?

а) игровые б) предметно-действенные

в) речевые г) выполнение инструкций взрослого

11. Выделите последний этап работы по формированию правильного звукопроизношения:

а) закрепление звука в словах; б) подготовка органов артикуляции;

в) закрепление звука во фразовой речи; г) произнесение изолированного звука.

12.Словарный запас детей 3 лет:

а) 100 слов; б) 1000 слов; в) 2500 слов; г) 30 слов

13. Необходимое условие развития связной речи:

а) правильность звукопроизношения;

б) сформированность лексики;

в) сформированность грамматических навыков;

г) сформированность лексико-грамматических навыков.

14.Какой из приемов развития речи не относится к словесным приемам?

а) беседа; б) показ;

в) объяснение; г) речевой образец.

15.Что не входит в задачи словарной работы:

а) обогащение; б) укрупнение; в) устранение; г) активизация

16. Как связаны речь и мышление с точки зрения Л.С.Выготского?

а) речь первична и определяет развитие мышления;

б) мышление первично и ведет за собой развитие речи;

в) до определенного этапа речь и мышление ребенка развиваются параллельно.

17.К морфологическим умениям относится:

а) словоизменение; б) звукопроизношение;

в) словообразование; г) составление предложений;

18.Метод обучения грамоте на современном этапе:

а) звуковой; б) слоговой; в) звуковой аналитико-синтетический; г) метод целых слов.

19.Кому из отечественных ученых принадлежит наиболее подробное исследование становления грамматического строя речи детей?

а) К.Д. Ушинский; б) А.Н.Гвоздев; в) О.С.Ушакова; г) В.В.Гербова;

20. Какое утверждение, касающееся методики обучения детей грамоте, неверно?

а) звуки бывают гласные и согласные;

б) есть слова, противоположные по смыслу;

в) предложения состоят из слов;

г) согласные звуки бывают мягкие и твердые.

21. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и … воспитания детей

а) физического; б) умственного; в) нравственного; г) экологического.

22. Связный текст, содержащий суждение по определенному вопросу, включающий тезис, доказательство и умозаключение, называется:

а) рассуждение б) описание в) повествование г) публицистика

23. Речевая готовность к обучению в школе предполагает:

а) умение читать б) умение писать

в) оптимальный уровень развития устной речи г) все ответы верные

Психологическая реабилитация детей-сирот старшего дошкольного .

. и подчиняют их [3, 7, 13]. Возникновение нарушений в развитии ребенка дошкольного возраста может быть обусловлено психической депривацией. Этимология термина «депривация» (от . этих детей неустойчивости внимания, недостаточности развития фонематического слуха, нарушений зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторного и сенсорного компонентов речи, долговременной .

24. Ученые называют … первичной естественной формой языкового общения

а) диалог; б) общение; в) коммуникацию; г) монолог.

25. Овладение лексическим запасом является содержанием задачи:

а) по воспитанию звуковой культуры речи;

б) по формированию грамматического строя речи;

в) по развитию словаря;

г) по формированию диалогической речи

26. Заключительный этап работы над звуками речи при обучении грамоте :

а) развитие речедвигательного аппарата; б) закрепление звуков;

в) дифференциация смешиваемых звуков; г) постановка звуков.

27. Выбрать положение, относящееся к воспитанию грамматически правильной речи детей:

а) в процессе формирования грамматически правильной речи детей главным является изучение грамматических правил;

б) необходимо знакомить детей с грамматической терминологией;

в) исправлять грамматические ошибки в речи детей не следует;

г) формирование грамматически правильной речи детей опирается на практическое освоение грамматического строя языка.

28.Какой метод ознакомления с художественной литературой используется при обсуждении содержания произведения?

г) чтение воспитателя по книге или наизусть;

29.Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является:

а) тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка;

б) умение определять свое отношение к событиям, героям;

в) формирование первых представлений о некоторых особенностях жанра;

г) внимание к выразительным средствам языка

30.Что не является принципом отбора литера­турных произведений для ознакомления детей дошкольного возраста:

а) учет возрастных особенностей; б) занимательность;

в) достаточный объем активного словаря ребенка; г) композиционная облегченность.

31.К методам ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста не относится:

а) чтение воспитателя по книге или наизусть б) рассказывание воспитателя

в) заучивание наизусть г) анализ образов

32.Основной принцип использования иллюстраций при ознакомлении с художественной литературой:

а) показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста;

б) показ иллюстрации должен настроить детей на внимательное слушание и понимание произведения;

в) показ иллюстрации должен способствовать эмоциональному контакту с детьми;

г) показ иллюстрации должен помочь детям понять основную мысль, идею автора.

33.Выделите задачу, не отражающую подготовку детей к обучению грамоте:

а) ознакомление со звуковым строением слов;

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития .

. речи детей позволяет установить возможности детей в овладении умениями построения связного монологического высказывания. Связная монологическая речь показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством языка, его грамматическим . осуществляется овладение типами предложений, способами связей слов внутри них, слоговой структурой слов, протекает в русле закономерностей и взаимообусловленности, .

б) ознакомление с приемами словообразования;

в) ознакомление со словом – вычленение слова из потока речи;

в) ознакомление со слоговым строением слов.

34. Работа по ознакомлению детей с предложением не включает:

а) обозначение предложений на схемах

б) выделение предложения из потока речи

в) составление предложений по картинкам или по игрушкам

г) называние в предложениях слов, обозначающих предметы (действия, признаки).

35.Звуковой анализ слова не включает:

а) определение первого звука в слове;

б) установление различительной функции фонем;

в) определение последовательности звуков в слове;

г) определение отдельных звуков в слове;

36. К средствам развития речи не относится:

а) общение взрослых и детей б) программа развития речи

в) художественная литература г) речь воспитателя

37. Выделяют формы связной речи:

а) внутренняя, внешняя б) монологическая, диалогическая

в) звуковая, письменная г) грамотная, безграмотная

38. Пути формирования грамматически правильной речи у детей:

а) создание благоприятной языковой среды; б) специальное обучение;

в) исправление грамматических ошибок; г) все ответы верные

39. Структура занятий по развитию речи включает:

а) вводную часть, основную, заключительную, б) вводную часть, заключительную, обобщающую,

в) много частей, г) основную, заключительную

40. Количество слов детей старшего дошкольного возраста:

а) 1500 слов б) 2000слов в) 3000 слов г) 4000 слов

41. К требованиям по устройству уголка книги в детском саду не относится:

а) образцовая речь воспитателя; б) хорошая освещенность;

в) удобное расположение; г) эстетичность оформления.

Примеры похожих учебных работ

Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста

. и обогащения художественно-игрового опыта у детей дошкольного возраста. Развитие способности восприятия художественного образа и творческих художественно-игровых умений детей. Роль сотворчества воспитателя и детей в развитии творческой активности в .

«Теория и методика физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного .

. детей. Поэтому первостепенной задачей образовательного учреждения стало создание здоровьесберегающей среды для полноценного и всестороннего развития учащегося. Обязательное условие для этого – каждый воспитатель . служб дошкольного медицинского .

Развитие коммуникативных навыков детей раннего и дошкольного возраста

. дети в дошкольном возрасте представляют собой чистую страницу, которая на протяжении этого периода кропотливо заполняется воспитателем, родителями, сверстниками, различными ситуациями. Каждый период дошкольного развития . разговор, чутко относиться к .

Психологическая реабилитация детей-сирот старшего дошкольного возраста с психомоторными .

. 3, 7, 13]. Возникновение нарушений в развитии ребенка дошкольного возраста может быть обусловлено психической депривацией. Этимология . и воспитателями задачу поиска наиболее адекватных методов социально-психологической реабилитации таких детей с .

Методические рекомендации по реализации модели двигательного режима детей дошкольного .

. раннем возрасте: стимулирование ДА положительно влияет на становление и развитие психических качеств ребенка. В дошкольном возрасте с помощью ДА ребенок . и методы их проведения. К таким занятиям относятся: пробежки по массажным дорожкам в сочетании с .

Психологические особенности детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

. обращают внимание на недоразвитие речи у детей, позднее формирование навыков опрятности, самостоятельности. При этом обычно задержка психического развития диагностируется специалистами у детей к окончанию дошкольного возраста или лишь при поступлении .

Тестовые задания по теме: «Родной язык в системе дошкольного образования»

Тестовые задания по теме: «Родной язык в системе дошкольного образования»

Инструкция. Обведите кружочком правильный ответ.

Тест 1. Занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития, принято называть:

в) учетно – проверочными

Тест 2. Выбор методов зависит:

а) только от желания обучаемых;

б) от подготовленности и уровня знаний, умений и навыков обучаемых;

в) от настроения воспитателя и его самочувствия

Тест 3. Раздел «Развитие речи» впервые был выделен в самостоятельный:

а) в программе «Радуга»;

б) в программе «Детство»;

в) в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду»

Контрольный тест к разделу «Родной язык в системе дошкольного образования»

Темы 1. « Задачи и содержание работы по развитию речи».

Тема 2. Средства развития речи.

Тема 3. Методы и приемы развития речи.

Какие задачи развития речи являются ведущими в разных возрастных группах? Дайте определение «Программы развития речи». Какую роль в развитии речи играет общение ребенка со сверстниками и детьми другого возраста? В чем своеобразие и особенности занятий по развитию речи? Какие методы называются продуктивными и почему ими пользуется воспитатель в работе с детьми? Приведите пример словесных приемов.

Дайте определение методическим приемам обучения. Почему основным средством речевого развития является общение? Почему в дошкольном учреждении необходимо обучение речи на специальных занятиях? В чем заключена предварительная подготовка воспитателя к занятию по развитию речи? Какие методы называются репродуктивными, где они используются? Приведите примеры игровых приемов.

Что является предметом теории и методики развития речи у детей? Какова роль языка и речи в развитии ребенка? Почему речь воспитателя называют основным источником речевого развития детей? Перечислите основные задачи речевого развития детей. Какие задачи являются ведущими в разных возрастных группах? Дайте определение «Программы развития речи». Почему основным средством речевого развития детей является общение? Перечислите основные требования к культуре речи воспитателя детского сада. Почему нужны продуктивные методы обучения?

Тестовые задания к разделу «Методика развития словаря»

Тест 1. Овладение лексическим запасом является содержанием задачи:

а) по воспитанию звуковой культуры речи;

в) по развитию словаря.

Инструкция. Обведите кружочком правильный ответ.

Тест 2. Установить последовательность усложнения степеней обобщения.

1) Слово означает несколько групп предметов, имеющих общее назначение.

2) Слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов;

3) Слово достигает высшей стадии интеграции;

4) Слово замещает чувственный образ одного предмета.

Инструкция. Обозначьте цифрами логическую последовательность.

Тест 3. Последовательность рассматривания объектов:

1) Восприятие частей, деталей предмета;

2) Знакомство со свойствами и качествами предметов и явлений;

3) Ознакомление с внешним видом предмета, его назначением.

Инструкция. Обозначьте цифрами логическую последовательность.

Тест 4. Соответствие содержания направлению развития словаря

1. Введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам;

2. Расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;

3. Усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

Инструкция. Подставьте соответствующий индекс ответа.

Тестовые задания к теме «Формирование грамматического строя речи»

1. В чем трудность обучения детей грамматике?

а) отсутствие специальных занятий;

б) постепенность овладения грамматическим строем речи;

2. В каком возрасте наблюдается взрыв словотворчества?

а) вторая младшая группа;

б) средняя группа;

в) старшая группа.

3. Некоторые запаздывания словотворчества являются:

б) индивидуальными особенностями;

в) симптомом педагогического неблагополучия.

4. Осознание грамматических правил происходит:

5. Сколько раз повторяют ребенку одну и ту же грамматическую форму:

б) пока не исчезнет ошибка;

6. Какой прием работы является ведущим на первых занятиях:

б) мотивировка учебного задания;

в) образец речи педагога

7. При исправлении ошибки:

а) не следует ее повторять;

б) дать аналогичный пример;

в) повторить ошибку и дать правильный вариант.

8. Игры и упражнения проводятся в течение:

9. Сколько грамматических форм отрабатывается за одну совместную деятельность:

в) сколько позволит время совместной деятельности.

1. «Ты это иголком сошила? – интересуется девочка 3 – х лет.

2. «Ты у нас хороший мальчик! – А кто хорошее, я или Саша?»

3. «Сделай поезд, предлагает Женя. «Нет», — отвечает Дима. Здесь мало Стулов».

4. «Я мапина дочка», — говорит Юля.

5. «Шел Петя и Миша», — рассказывала девочка.

6. «Мне было жаль щенка, стоящий под дождем».

1. Словообразование – это компонент:

а) грамматической стороны речи;

б) звуковой стороны речи;

2. Система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии составляет:

а) лексическое развитие ребенка;

б) овладение грамматикой;

в) овладение фонетической стороной речи.

3. Словотворчество – это:

а) освоение свойства слова и его формы, а также грамматического значения;

б) закономерный путь освоения ребенком лексического богатства, имеющегося в языке;

в) речевая ошибка, которую нужно исправлять или предупреждать.

Тест 4. Последовательность периодов формирования грамматического строя речи:

а) период усвоения грамматической структуры предложения;

б) период предложений, состоящих из аморфных слов – корней, которые употребляются в одном неизмененном виде во всех случаях.

в) период усвоения морфологической системы русского языка.

Инструкция. Обозначьте цифрами логическую последовательность.

1. Морфологическая, неправильное употребление тв. падежа.

2. Морфологическая, неправильное употребление сравнительной степени прилагательных.

3. Морфологическая, неправильное употребление род. падежа, мн. Числа.

4. Ошибка в словообразовании, в соединении разных корней.

5. синтаксическая, неправильное сочетание существительного и глагола.

6. Синтаксическая, неправильное употребление прилагательного.

Тестовые задания по теме: «Методика воспитания звуковой культуры речи»

Задание 1. Ответьте на вопросы.

1. Что входит в понятие «звуковая культура речи»?

2. Какие виды нарушений у дошкольников встречаются?

3. Каковы основные приемы формирования правильного звукопроизношения на занятиях в младшем и старшем дошкольном возрасте?

4. Основные этапы работы по обучению звукопроизношения.

5. Цель и содержание подготовительного этапа.

6. Назовите упражнения для формирования у детей направленной воздушной струи.

7. Какие звуки называются опорными?

8. Требования к проведению артикуляционной гимнастики.

9. Назовите игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук.

10. Как часто проводятся занятия по звуковой культуре речи?

Задание 2. Выберите правильный вариант ответа

1. Подготовительный этап работы над звуком:

а) это создание нервной связи между звуковыми и зрительными ощущениями;

б) это тренировка мышц языка, подвижность губ, челюстей, выработка правильного дыхания;

в) введение речевого звука в слова, фразы, в которых данный звук или пропускается совсем или произносится неправильно.

2. Для воспитания звуковой культуры речи целесообразно использовать:

а) пальчиковые игры;

б) игры – драматизации;

в) дидактические игры.

3. Последовательность этапов воспитания звукопроизношения

а) Постановка звука;

б) Подготовительный этап;

в) Дифференциация звуков;

г) Автоматизация звуков

Тестовые задания к разделу Содержание и методы обучения диалогической, монологической речи»

1. Раскрыть понятие «Связная речь».

2. В каких значениях употребляется термин «связная речь» в теории и методике развития речи у детей?

3. Назовите особенности монологической речи.

4. Чем отличается описательный рассказ от повествовательного?

5. Что лежит в основе рассказов по игрушкам?

6. Какие виды картин используются на занятиях по развитию речи?

7. Что является особенностью рассказов из опыта детей?

8. Что учитывает воспитатель, определяя тематику для творческих рассказов детей?

9. Приведите примеры отбора книг для работы с детьми младшего дошкольного возраста.

10. Составьте рассказ – описание на тему «Мой щенок» для средней группы, с учетом всех требований к рассказу, как к образцу.

Что является основной характеристикой связной речи? В каких формах осуществляется коммуникативная функция связной речи? Назовите основные особенности диалогической речи. Каким видам рассказывания обучаются дети в детском саду? Что лежит в основе рассказов по картине? Какие виды игрушек используются на занятиях при обучении рассказыванию? Назовите основной прием, используемый воспитателем в обучении рассказыванию. Каким видом рассказывания овладевают дети старшего дошкольного возраста? Приведите примеры отбора книг для пересказа в старшей группе. Составьте рассказ – повествование для старшей группы на тему «Как мальчик нашел щенка».

Тестовые задания к уроку по теме «Обучение детей диалогической речи»

Тест 1. Беседа как метод обучения диалогу – это:

а) разговор воспитателя с детьми;

б) разговор воспитателя с детьми на заранее спланированную тему;

в) смысловое развернутое высказывание.

Инструкция. Обведите кружочком правильный ответ.

Тест. Соответствие умений конкретной диалогической группе:

Группа диалогических умений

1. Вступать в общение; поддерживать и завершать общение; говорить выразительно, пользуясь интонацией диалога.

а) умения речевого этикета;

б) умения общаться в коллективе;

в) невербальные умения;

г) собственно речевые умения;

д) умения участвовать в обсуждении

2. Обращение, знакомство, приветствие, жалоба, прощание и т. д.

3. Уместное использование мимики и жестов.

4. Общаться в паре, группе.

5. Общаться для планирования совместных действий.

Инструкция. Подставьте соответствующий индекс ответа.

Тест 3. При вступлении в общение со сверстниками для детей старшего дошкольного возраста ведущим мотивом является:

а) получение новых знаний о предметном мире;

б) интерес к игрушкам;

в) уточнение и закрепление представлений о социальной действительности.

Инструкция. Обведите кружочком правильный ответ.

Тестовые задания к теме: «Обучение детей рассказыванию»

Тест 1. В средней группе основной прием обучения связной речи:

а) составление рассказа по образцу;

б) рассказывание по плану;

в) придумывание продолжения рассказа.

Инструкция. Обведите кружочком правильный ответ.

Тест 2. Соответствие характеристики типу высказывания

1. Передача событий во временной последовательности.

2. Характеристика предмета в статике.

3. Логическое изложение материала в форме доказательства.

Инструкция. Подставьте соответствующий индекс ответа.

Тест 3. Последовательность обучения видам пересказа:

1. пересказ сказок и рассказов, услышанных впервые;

2. пересказ хорошо знакомых сказок и рассказов;

3. пересказ от лица литературного героя;

4. пересказ с выразительной передачей диалогов действующих лиц.

Инструкция. Обозначьте цифрами логическую последовательность.

Тестовые задания по теме: «Пересказ литературных произведений»

Что такое пересказ?

а) Связное развернутое изложение литературного произведения;

б) Творческое воспроизведение литературного образца в устной речи;

в) Интерпретация литературного произведения;

г) Модель связного монологического сообщения по мотивам прочитанного произведения.

Какими должны быть произведения для пересказа?

а) доступными, небольшого объема, описательного характера;

б) доступными, небольшого объема, эмоциональными;

в) близкими по содержанию опыту детей, динамичными, с четкой композицией, высокохудожественными.

г) небольшого объема, с содержанием, близким опыту детей, сюжетными, с четкой композицией, имеющими образцовый по грамматике и образности язык.

2. Какие приемы можно использовать для помощи детям во время их пересказов?

а) зачитывание отрывков из произведения, показ портрета писателя, подсказка;

б) наводящий вопрос, подсказка, копирование речи ребенка;

в) зачитывание отрывков, показ иллюстраций, указание;

г) наглядный план произведения (модель), указание, наводящий вопрос.

3. Каков алгоритм построения занятия по пересказу?

а) 1. Беседа по поводу предстоящего чтения.

2. Чтение с установкой на запоминание.

3. Беседа по произведению.

4. Повторное чтение.

5. Образец пересказа воспитателя.

6. Пересказы детей.

б) 1. Подготовка к восприятию текста.

2. Организация первичного восприятия текста без установки на запоминание.

3. Работа над текстом произведения.

4. Организация повторного восприятия с установкой на запоминание.

5. Пересказы детей.

в) 1. Выразительное чтение (рассказывание) произведения.

2. Вопросы по произведению, направленные на его запоминание, осмысление и выделение его выразительных средств.

3. Чтение отрывков по выбору детей.

4. Пересказы детей.

г) 1. Подготовка детей к пересказу.

2. Повторное чтение с установкой на пересказ.

3. Упражнение детей в пересказе.

4. Какому новому виду пересказа обучаются дети седьмого года жизни?

а) инсценированию произведений;

б) отраженному пересказу;

в) пересказу от лица героя;

г) пересказу по частям.

Инструкция. Определите правильность представленных положений, поставив значок в соответствующей колонке.

1. Пересказ является средством и методом развития у детей связной монологической речи

2. Для пересказа детей (особенно на начальном этапе обучения) подбираются произведения описательного характера.

3. Перед первичным чтением произведения не следует давать установку на запоминание текста для будущего пересказа.

4. Работа над текстом является ответственным этапом, поскольку от ее эффективности зависит качество детских пересказов.

5. Отработка интонационной выразительности в передаче отдельных фрагментов текста – дополнительное средство запоминания произведения.

6. Планом для пересказа детей может служить картинно – схематическая модель.

7. Наиболее эффективным приемом обучения старших дошкольников пересказыванию является отраженный пересказ.

8. В подготовительной группе вводится новый вид пересказа – совместный.

9. Наиболее сложным для детей является пересказ от лица героя.

10. Прежде, чем прочитать произведение, нужно подготовить детей к его восприятию, оживив имеющийся у них жизненный опыт или организовав усвоение нового.

Верные положения: 1, 3. 4, 5, 6, 9, 10

Инструкция. Предложенный ниже текст содержит пропуски. Продолжите начатые фразы так, чтобы текст раскрывал назначение каждой части занятия по пересказу и некоторые особенности их организации.

Занятие по обучению детей пересказыванию литературных произведений состоит из пяти частей.

Вводная часть предназначена для……………………………………………………… Следующая часть посвящена организации восприятия произведения. Для сохранения целостности художественного текста в этой части занятия не следует…………………………………………………………………………………… Важным этапом, подготавливающим детские пересказы, является следующая часть занятия. Она направлена на……………………………………………………………… Затем организуется повторное восприятие произведения, перед которым дается……………………………………………………………………………………… Основная часть занятия. Она реализует главную цель всего занятия – обучение детей ………………………………………………………………………………………

для подготовки детей к восприятию литературного текста. не следует давать установку на запоминание. она направлена на то, чтобы помочь детям осмыслить произведение, запомнить последовательность описанных событий, отработать интонационную выразительность отдельных фрагментов текста. дается установка на запоминание. обучение детей пересказыванию литературных образцов.

Инструкция. В левом столбике вы найдете перечень структурных компонентов (частей) занятия по пересказу, в правом – методические приемы, используемые в процессе занятия.

Установите связь между структурными компонентами и приемами, которые могут использоваться в нем, приписав индекс (номер) компонента к приемам, соответствующим этому компоненту.

1. Подготовка к восприятию текста.

а) упражнение в выразительности речи;

б) подсказка фразы;

в) наводящий вопрос;

г) беседа об авторе;

д) выразительное чтение;

е) вопрос, выявляющий понимание идеи произведения;

ж) разъяснение незнакомых слов;

з) воспроизводящие вопросы;

и) инсценирование сказки;

к) рассматривание иллюстраций;

2. Организация восприятия текста.

3. Работа над текстом, подготовка к пересказу.

4. Организация повторного восприятия текста с установкой на его запоминание.

5. Пересказы детей.

и) рассматривание иллюстраций д) выразительное чтение б) подсказка фразы

Атрибут, используемый для пересказа в лицах. Прием, помогающий при пересказе произведения на начальном этапе обучения. Требования к детским пересказам. требования к детским пересказам. Недостаток, встречающийся в пересказах детей, нарушающий ритм воспроизведения текста.

Тесты по теории и методике развития речи

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Экзаменнационные тесты по теории и методике развития речи.

1. Структура какого занятия наиболее схожа со структурой занятия по пересказу:

а) рассматривание картин;

б) составление описательного рассказа;

г) чтение художественных произведений.

2. Основная функция связной речи:

3. Приставки и суффиксы рассматривает — …

4. Способность к фонематическому анализу возникает у детей к … годам.

5. В основе методического принципа обеспечения активной речевой практики лежит положение о том, что развитие речи осуществляется только…:

А. На основе врожденных способностей к речи.

Б. В процессе игры.

В. В процессе общения.

Г. В процессе развития интеллекта.

Д. В процессе предметной деятельности ребенка.

6. Какой мотив является побудительным для детей старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками?

А. Получение новых знаний об окружающем мире.

Б. Интерес к игрушкам.

В. Самооценка и удовлетворение потребности в признании.

Г. Получение новых знаний о правилах и нормах поведения.

Д. Уточнение и закрепление представлений о социальной действительности.

7. В чем состоит планирование работы по развитию речи?

А. В проведении диагностики развития детей.

Б. В проектировании развития речи детей, прогнозировании динамики педагогического влияния на речь детей и его результативности.

В. В составлении речевых игр.

Г. В учете особенностей речевого развития каждого ребенка.

Д. В организации дидактических игр с детьми.

8. Какое утверждение, касающееся адаптации программ развития речи детей к конкретным условиям работы в дошкольной организации, является неправильным?

А. Программа по развитию речи включает необходимость преемственности работы в возрастных группах.

Б. Разделы по развитию речи, представлены в программе изолированно, без учета взаимосвязи между ними.

В. На протяжении года ребенок должен не только усвоить новый материал, но и закрепить старый.

Г. В программе повторяются требования, касающиеся сложных разделов.

Д. На всех этапах сохраняется единое программное ядро.

9. До какого возраста у детей появляются первые слова?

10. Какое направление является преобладающим в процессе исследования детской речи?

А. Разные уровни речи;

Б. Формирование навыков владения речью и её коммуникативной функцией;

В. Формирование способностей элементарного осмысления речевых явлений;

Г. Вопросы совершенствования грамматического строя речи;

Д. Проблема подготовки к обучению грамоте.

11. Сколько раз повторяют ребенку одну и ту же грамматическую форму :

б) пока не исчезнет ошибка;

12. Какой прием работы является ведущим на первых занятиях:

б) мотивировка учебного задания;

в) образец речи педагога.

13. В чем трудность обучения детей грамматике?

а) отсутствие специальных занятий;

б) постепенность овладения грамматическим строем речи;

14. В каком возрасте наблюдается взрыв словотворчества?

а) вторая младшая группа;

б) средняя группа;

в) старшая группа.

15. Некоторые запаздывания словотворчества являются:

б) индивидуальными особенностями;

в) симптомом педагогического неблагополучия.

16. При исправлении ошибки:

а) не следует ее повторять;

б) дать аналогичный пример;

в) повторить ошибку и дать правильный вариант.

17. Что такое пересказ?

А. Связное развернутое изложение литературного произведения.

Б. Творческое воспроизведение литературного образца в устной речи.

В. Интерпретация литературного произведения.

Г. Модель связного монологического сообщения по мотивам прочитанного произведения.

18. Воспроизведите текст:

Художественная литература – одно из важнейших… (средств) всестороннего развития личности дошкольника. Она будит… (мысль) ребёнка, помогает ему ориентироваться в окружающей … (действительности).

19. В процессе обучения воспитателю следует ориентироваться на:

а) только на то, что ребенок может выполнить самостоятельно;
б) на то, что он сможет выполнить сам и с помощью взрослого;
в) на то, что он сможет выполнить с помощью взрослых;
г) на то, что ребенок не может выполнить в данный момент ни сам, ни со взрослым.

20. Развитие речевого слуха — это задача раздела … .

а) звуковой культуры речи;

г) ознакомление с художественной литературой;

д) подготовка к обучению грамоте.

21. Развитие навыков словоизменения и согласования — это задача раздела … .

а) звуковой культуры речи;

в) грамматического строя речи;

г) ознакомления с художественной литературой;

д) подготовки к обучению грамоте.

22. Развитие устранения нелитературных слов — это задача раздела … .

а) звуковой культуры речи;

в) грамматического строя речи;

д) ознакомление с художественной литературой;

е) подготовка к обучению грамоте.

23. Развитие навыков правильного произношения — это задача раздела … .

А) звуковой культуры речи;

В) грамматического строя речи;

Д) ознакомление с художественной литературой;

Е) подготовка к обучению грамоте.

24. Кто в отечественной педагогике разрабатывал пробле¬му сенсомоторной готовности дошкольников к школе?
а) Л. С. Выготский;
б) В. А. Сухомлинский;
в) А. С. Макаренко;
г) Н. К. Крупская;
д) М. М. Безруких.

25. Развитие навыков выразительной речи — это задача раздела … .

А) звуковой культуры речи;

В) грамматического строя речи;

Д) ознакомление с художественной литературой;

Е) подготовка к обучению грамоте.

26. Развитие умений составлять пересказ — это задача раздела … .

А) звуковой культуры речи;

Д) ознакомление с художественной литературой;

Е) подготовка к обучению грамоте.

27. Развитие умений делить слова на слоги — это задача раздела

А) звуковой культуры речи;

Д) ознакомление с художественной литературой;

Е) подготовка к обучению грамоте.

28. Какая из перечисленных программ опирается на самые «заниженные» или «простые» возрастные особенности детей.

Г) «Типовая» — Васильевой.

29. Умеренная громкость и темп, выразительность – это требования к речи воспитателя, относящиеся к … .

В) звуковой культуре речи;

30. Отсутствие жаргонизмов – это требование к речи воспитателя, относящиеся к …

В) звуковой культуре речи;

31. С какой возрастной группы в ДОУ вводятся экскурсии.

Г) с подготовительной.

32. Средняя длительность наблюдения в подготовительной группе … минут.

33. «Ребята, послушайте, как я произнесу это слово: кРРРРРыша» — как называется этот прием словарной работы.

А) речевой образец;

Б) интонационное выделение слова;

В) утрированное произнесение;

Г) употребление слов в различном контексте.

34. «Кораблекрушение…, корабль…крушение. Ребята, как вы думаете, что обозначает это слово? Правильно это когда корабль крушится, то есть рушится. А если корабль разрушится, то что с ним произойдет? Да он утонет. Значит мы можем сказать, что кораблекрушение это когда корабль тонет, разрушается». – как называется этот прием словарной работы.

А) подбор обобщающего понятия;

Б) подсказ начала слова;

В) пояснение слова.

35. Развитие мышления, расширение словаря обобщающих понятий – это задача игры … .

А) «Скажи наоборот»;

Б) «Кто что делает»;

В) «Часть и целое».

36. Уточнение словаря – это задача игры … .

А) «Кто подберет больше слов;

Б) «Скажи по другому»;

В) «Часть и целое».

37. «Кто рано встает, голосисто поет, деткам спать не дает?» — какой возрастной группе соответствует эта загадка.

38. «Мычит: «МУ-У!». Кто это? Не пойму» — какой возрастной группе соответствует эта загадка.

39. Синоним словоизменения — … .

40. Бережное отношение к природе и себя как частицы природы относится к:

А) познавательной задачи;
Б) развивающей задачи;
В) воспитательной задачи;
Г) дидактического задания.

41. В процессе обучения воспитателю следует ориентироваться на:

А) только то, что ребенок может выполнить самостоятельно;
Б) то, что он может выполнить сам и с помощью взрослого;
В) то, что он сможет выполнить с помощью взрослых;
Г) то, что ребенок не может выполнить в данный момент ни сам, ни со взрослым.

42 . Занятия, построенные по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития, принято называть:

в) учетно – проверочными.

43. Выбор методов зависит:

а) только от желания обучаемых;

б) от подготовленности и уровня знаний, умений и навыков обучаемых;

в) от настроения воспитателя и его самочувствия.

44. Раздел «Развитие речи» впервые был выделен в самостоятельный:

а) в программе «Радуга»;

б) в программе «Детство»;

в) в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду»

45. Овладение лексическим запасом является содержанием задачи:

а) по воспитанию звуковой культуры речи;

б) по формированию грамматического строя речи;

в) по развитию словаря.

46. Установить последовательность усложнения степеней обобщения:

А.Слово означает несколько групп предметов, имеющих общее назначение.

Б.Слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов;

В.Слово достигает высшей стадии интеграции;

Г.Слово замещает чувственный образ одного предмета.

47. Последовательность рассматривания объектов:

А. Восприятие частей, деталей предмета;

Б. Знакомство со свойствами и качествами предметов и явлений;

В. Ознакомление с внешним видом предмета, его назначением.

48. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?

А. Младшая группа.

Б. Средняя группа

В. Старшая группа

Г. Подготовительная группа.

49. Какова цель методики развития речи?

а) разработка на научно-педагогической основе наиболее эффективных средств, методов и приемов развития речи, повышающих успешность педагогического воздействия;
б) разработка речевых игр и упражнений;
в) знакомство с художественной литературой;
г) развитие навыков самообслуживания;
д) усвоение детьми способов словообразования.
50. В каком возрасте наблюдается взрыв словотворчества?

а) вторая младшая группа;

б) средняя группа;

в) старшая группа.

51. Некоторые запаздывания словотворчества являются:

б) индивидуальными особенностями;

в) симптомом педагогического неблагополучия.

52. Осознание грамматических правил происходит:

53. Сколько раз повторяют ребенку одну и ту же грамматическую форму:

б) пока не исчезнет ошибка;

54. Какой прием работы является ведущим на первых занятиях:

б) мотивировка учебного задания;

в) образец речи педагога

55. При исправлении ошибки:

а) не следует ее повторять;

б) дать аналогичный пример правильного варианта;

в) повторить ошибку и дать правильный вариант.

56. Игры и упражнения проводятся в течение:

57. Сколько грамматических форм отрабатывается за одну совместную деятельность:

в) сколько позволит время совместной деятельности.

58. Какая функциональная нагрузка лежит на группе «личностных » характеристик языка?
а) средство приобщения к общекультурным, историческим ценностям народов мира;
б) средство развития познавательного интереса к внешнему миру;
в) средство осознания собственного «Я»;
г) условие соотнесения своих желаний с действительностью;
д) условие коррекции высших психических функций.

59. Словообразование – это компонент:

а) грамматической стороны речи;

б) звуковой стороны речи;

60. Система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии составляет:

а) лексическое развитие ребенка;

б) овладение грамматикой;

в) овладение фонетической стороной речи.

61. Словотворчество – это:

а) освоение свойства слова и его формы, а также грамматического значения;

б) закономерный путь освоения ребенком лексического богатства, имеющегося в языке;

в) речевая ошибка, которую нужно исправлять или предупреждать.

62. Последовательность периодов формирования грамматического строя речи:

а) период усвоения грамматической структуры предложения;

б) период предложений, состоящих из аморфных слов – корней, которые употребляются в одном неизмененном виде во всех случаях.

в) период усвоения морфологической системы русского языка. (б, а, в)

63. Подготовительный этап работы над звуком:

а) это создание нервной связи между звуковыми и зрительными ощущениями;

б) это тренировка мышц языка, подвижность губ, челюстей, выработка правильного дыхания;

в) введение речевого звука в слова, фразы, в которых данный звук или пропускается совсем или произносится неправильно. (б,а,в)

64. Для воспитания звуковой культуры речи целесообразно использовать:

а) пальчиковые игры;

б) игры – драматизации;

в) дидактические игры.

65. Последовательность этапов воспитания звукопроизношения

а) Постановка звука;

б) Подготовительный этап;

в) Дифференциация звуков;

г) Автоматизация звуков (б, а, г, д)

66. Беседа как метод обучения диалогу – это:

а) разговор воспитателя с детьми;

б) разговор воспитателя с детьми на заранее спланированную тему;

в) смысловое развернутое высказывание.

67.Как часто можно проводить занятия с использованием компьютерных средств?

б) 2 раза в неделю;

в) 1-2 раза в месяц;

г) по желанию педагога;

д) по желанию детей.

68. При вступлении в общение со сверстниками для детей старшего дошкольного возраста ведущим мотивом является:

а) получение новых знаний о предметном мире;

б) ради участия в общей игре;

в) уточнение и закрепление представлений о социальной действительности.

69. В средней группе основной прием обучения связной речи:

а) составление рассказа по образцу;

б) рассказывание по плану;

в) придумывание продолжения рассказа.

70. Соответствие характеристики типу высказывания

1. Передача событий во временной последовательности.

2. Характеристика предмета в статике.

3. Логическое изложение материала в форме доказательства.

71. Какая продолжительность занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с привлечением компьютера является максимальной для детей 6 лет?
а) 2-3 мин;
б) 10 мин;
в) 30 мин;
г) 35 мин;
д) 40 мин.

72. Что такое пересказ?

а) Связное развернутое изложение литературного произведения;

б) Творческое воспроизведение литературного образца в устной речи;

в) Интерпретация литературного произведения;

г) Модель связного монологического сообщения по мотивам прочитанного произведения.

73. Какими должны быть произведения для пересказа?

а) доступными, небольшого объема, описательного характера;

б) доступными, небольшого объема, эмоциональными;

в) близкими по содержанию опыту детей, динамичными, с четкой композицией, высокохудожественными.

г) небольшого объема, с содержанием, близким опыту детей, сюжетными, с четкой композицией, имеющими образцовый по грамматике и образности язык.

74. Какие приемы можно использовать для помощи детям во время их пересказов?

а) зачитывание отрывков из произведения, показ портрета писателя, подсказка;

б) наводящий вопрос, подсказка, копирование речи ребенка;

в) зачитывание отрывков, показ иллюстраций, указание;

г) наглядный план произведения (модель), указание, наводящий вопрос.

75. Что не относится к задачам обучения детей иностранному языку?

а) воспитывать интерес и уважение к культуре другой страны;
б) прививать элементарные навыки устной речи;
в) способствовать приобретению детьми лингвистических знаний;
г) формировать навыки и умения в вычислениях и измерениях;
д) создавать условия для овладения первичной коммуникацией.

76. Какому новому виду пересказа обучаются дети седьмого года жизни?

а) инсценированию произведений;

б) отраженному пересказу;

в) пересказу от лица героя;

г) пересказу по частям.

77. В каком возрасте дети не только воспринимают поступки героев литературных произведений, но и понимают мотивы этих поступков?

а) 1 — 2,5 года;
б) 2,5 — 3 года;
в) 3 — 4,5 года;
г) 4,5 — 5,5 лет;
д) 5,5 — 7 лет.

78. Одно из занятий по обучению детей пересказыванию литературных произведений состоит из пяти частей. Вводная часть предназначена для … :

а) для повторного чтения рассказов (сказок) с установкой на запоминание;

б) для подготовки детей к восприятию литературного текста;

в) для самостоятельного пересказа детьми , под активным руководством педагога.

79. Установите связь между структурными компонентами и приемами, которые могут использоваться в процессе занятия приписав индекс (номер) компонента к приемам, соответствующим этому компоненту.

1. Работа над текстом, подготовка к пересказу.

а) подсказка фразы;

б) выразительное чтение;

в) рассматривание иллюстраций

2.Организация повторного восприятия текста с установкой на его запоминание.

3. Пересказы детей.

80. С какой из наук гуманитарного цикла теория и методика развития речи имеет наиболее тесную связь?

а) история дошкольной педагогики;

в) дошкольная педагогика;

81. Кто из ученых разработал педагогическую систему «первоначального» обучения детей родному языку?

д) Н.Г. Песталоцци.

82. Какие из средства общения являются ведущими у детей от 0 до 6 месяцев?

б) экспрессивно — мимические (сосредоточение на лице взрослого);

в) выполнение инструкций взрослого;

83. К какому возрасту у ребенка появляются первые слова?

84. В основе методического принципа обеспечения активной речевой практики лежит положение о том, что развитие речи происходит только…

а) на основе врожденных способностей к языку;

б) в процессе игры;

в) в процессе обучения;

г) в процессе развития интеллекта;

д) в процессе предметной деятельности.

85. Какая из инструкций к речевому заданию будет в большей степени ориентировать ребенка на словесную творческую активность?

а) составь рассказ по картине;

б) придумай новую историю о…;

г) придумай рассказ о…;

д) вспомни историю о….

86. Что является неотъемлемой частью компьютерного комплекса в ДОУ?

а) спортивный зал;

б) музыкальный зал;

в) зал релаксации;

д) тренажерный зал.

87. Какая продолжительность занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром с привлечением компьютера является максимальной для детей 6 лет?

88.В чем заключается суть планирования работы по развитию речи?

а) в проведении диалектики развития речи;

б) в проектирование становления и развития речи детей, прогнозировании динамики педагогического воздействия на речь и его результативность;

в) в придумывании речевых игр;

г) в учете особенностей становления речи каждого ребенка;

д) в организации дидактических игр с детьми.

89. Как называется вид контроля, предполагающий изучения системы работы воспитателей в пределах определенной темы по развитию речи, предусмотренной программой?

90. Какова цель методики развития речи?

а) разработка на научно-педагогической основе наиболее эффективных средств, методов и приемов развития речи, повышающих успешность педагогического воздействия;

б) знакомство с художественной литературой;

в) развитие навыков самообслуживания;

г) усвоение детьми способов словообразования.

91. Кому принадлежит система обучения языку в основе которой лежит принцип народности?

а) Е.Н. Водовозова;

92.Какой из приемов развития речи не относится к словесным приемам?

д) речевой образец.

93. Какое из средств развития речи является ведущим?

а) художественная литература;

б) трудовая деятельность;

в) различные виды искусства (ИЗО, музыка, театр);

г) детские праздники;

94. Какой из приемов в большей степени способствует развитию общения между детьми разных возрастов?

а) посещение другой группы;

б) словесное поручение;

г) бытовая деятельность;

д) собеседование по поводу картин, рисунков, книг.

95. Какая из форм словесного творчества считается наиболее простой по степени самостоятельности?

а) придумывание песен и попевок;

б) сочинение стихотворений;

в) составление собственных рассказов;

г) составление творческих пересказов;

д) сочинение сказов и сказок.

96. Что направлено на развитие словесного творчества детей?

а) формирование навыков самообслуживания;

б) подготовка к обучению грамоте;

в) организация наблюдений, ориентированных на образное восприятие окружающей действительности;

г) автоматизация навыков правильного звукопроизношения;

д) развитие фонематического слуха.

97. Что не характерно для календарно-перспективного вида планирования?

а) сочетает в себе элементы перспективного и календарного планов;

б) составляется на год;

в) оформляется с указанием воспитательно-образовательных задач;

г) ведется с учетом времени года;

д) может оформляться в виде картотеки.

98. Что нельзя отнести к направлениям методической работы по развитию речи?

а) создание условий для развития речи;

б) методическая помощь воспитателям;

в) обеспечение финансово-правовой защиты кадров;

г) повышение квалификации;

д) изучение и распространение передового опыта.

99. Кому из отечественных ученых принадлежит наиболее подробное исследование становления грамматического строя речи детей?

100. Какой принцип лежит в основе системы обучений языку К.Д.Ушинского?

б) последовательности усложнения материала;

в) обеспечения сенсорной основы речи;

д) постепенности усложнения материала.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 349 человек из 67 регионов

Курс повышения квалификации

Охрана труда

  • Сейчас обучается 92 человека из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

  • Сейчас обучается 198 человек из 54 регионов

  • Абидова Камилла ГусеновнаНаписать 34294 10.03.2018

Номер материала: ДБ-1305140

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    10.03.2018 311
    10.03.2018 403
    10.03.2018 287
    10.03.2018 2365
    10.03.2018 246
    10.03.2018 216
    10.03.2018 563
    10.03.2018 271

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей

Время чтения: 1 минута

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

День преподавателя высшей школы будет отмечаться 19 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://pandia.ru/text/80/166/8270.php

http://infourok.ru/testi-po-teorii-i-metodike-razvitiya-rechi-2725961.html