Памятка подлежащее и сказуемое определение дополнение обстоятельство таблица

Определение, дополнение, обстоятельство

Определение, допол­не­ние, обсто­я­тель­ство — это вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Объясним, как най­ти в пред­ло­же­нии эти вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, на какие вопро­сы они отве­ча­ют и как их под­чер­ки­вать при син­так­си­че­ском раз­бо­ре предложения.

Члены пред­ло­же­ния, кото­рые пояс­ня­ют глав­ные или дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния и свя­за­ны с ними под­чи­ни­тель­ной свя­зью, назы­ва­ют­ся второстепенными.

Наличие вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния дела­ет пред­ло­же­ние рас­про­стра­нен­ным. По грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ям и син­так­си­че­ской функ­ции вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

Таблица с вопросами и примерами

НазваниеЧто обо­зна­ча­етВопросОт како­го чле­на пред­ло­же­ния зави­ситСпособ выра­же­ния
ОпределениеПризнак пред­ме­таКакой?
Чей?
от под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния или обстоятельстваСуществительное
Прилагательное
Местоимение
Порядковое числительное
Причастие
ДополнениеПредметКого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?
от ска­зу­е­мо­гоСуществительное
Местоимение
Количественное числительное
ОбстоятельствоМесто, вре­мя, спо­соб дей­ствия и т.д.Где? Когда?
Как? Каким обра­зом? и др.
от ска­зу­е­мо­гоНаречие
Существительное с предлогом
Глагол
Деепричастие

Определение

Обычно в пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние пояс­ня­ет под­ле­жа­щее или дру­гой вто­ро­сте­пен­ный член со зна­че­ни­ем пред­ме­та. Этот вто­ро­сте­пен­ный член обо­зна­ча­ет раз­лич­ные при­зна­ки пред­ме­тов (какой?) или при­над­леж­ность (чей?). В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся вол­ни­стой линией.

Крупные мох­на­тые (какие?) сне­жин­ки закру­жи­лись в воз­ду­хе (Г. Скребицкий).

Способы выражения определения

Определения выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • при­ла­га­тель­ны­ми (сол­неч­ный луч, мами­на доч­ка);
  • оди­ноч­ны­ми при­ча­сти­я­ми (обле­тев­шие листья) и при­част­ны­ми обо­ро­та­ми;
  • поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми (пер­вый ответ);
  • местоимениями-прилагательными (наш сад, твой дом);
  • суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в кос­вен­ном паде­же (паль­то из шер­сти, еголицо);
  • сло­во­со­че­та­ни­я­ми (стол из крас­но­го дере­ва).
  • наре­чи­я­ми (паль­то нарас­паш­ку, рубаш­ка навы­пуск);
  • инфи­ни­ти­вом (жаж­да выжить, при­выч­ка шеп­тать).

Зеленоватый сумрач­ный воз­дух , напол­нен­ный дымом и жёл­ты­ми отсве­та­ми скал , стру­ил­ся над нами (К. Паустовский).

Медведь (какой?) сред­ней вели­чи­ны возил­ся око­ло липы (В. Арсеньев).

Дополнение

Чтобы понять, что такое допол­не­ние, вспом­ним немно­го осно­вы рус­ско­го син­так­си­са.

В дву­со­став­ном про­стом пред­ло­же­нии суще­ству­ет обыч­но два состава:

  1. состав под­ле­жа­ще­го (под­ле­жа­щее + определения);
  2. состав ска­зу­е­мо­го (ска­зу­е­мое, допол­не­ние и обстоятельство).

Вот поче­му такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся дву­со­став­ным в отли­чие от одно­со­став­ных пред­ло­же­ний.

Дополнение харак­те­ри­зу­ет ска­зу­е­мое. Этот вто­ро­сте­пен­ный член обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных падежей:

Шорник Антип Калачиков ува­жал (в ком?) в людях душев­ную (что?) чут­кость (В. Шукшин).

Под зеле­нев­ши­ми дуба­ми зем­ля была усы­па­на (чем?) листья­ми (В. Вересаев).

При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния допол­не­ние под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной линией.

Прямое и косвенное дополнение

В зави­си­мо­сти от того, какой падеж­ной фор­мой суще­стви­тель­но­го (место­име­ния) выра­жен рас­смат­ри­ва­е­мый вто­ро­сте­пен­ный член и какой гла­гол (пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный) управ­ля­ет им, в пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют пря­мое или кос­вен­ное допол­не­ние.

Если дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, пере­хо­дит непо­сред­ствен­но на пред­мет, то такое допол­не­ние явля­ет­ся пря­мым. Грамматически это выра­жа­ет­ся сле­ду­ю­щим обра­зом: пере­ход­ный гла­гол управ­ля­ет суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га или роди­тель­но­го паде­жа, если сло­во име­ет зна­че­ние части от целого.

Горные хреб­ты пере­се­ка­ли при­мор­скую (что?) доли­ну (К. Паустовский).

Остальные допол­не­ния явля­ют­ся кос­вен­ны­ми. Сравним:

Я пишу (что?) кни­гу . Разумеется, я поль­зу­юсь при этом (чем?) язы­ком , (чем?) сло­ва­ми (Ю. Смирнов).

Обстоятельство

Что такое обстоятельство?

Обстоятельство при­над­ле­жит к груп­пе ска­зу­е­мо­го и харак­те­ри­зу­ет раз­лич­ные усло­вия совер­ше­ния дей­ствия или про­яв­ле­ния при­зна­ка предмета.

За мостом (где?) я под­нял­ся (куда?) на взго­рье , вошел (куда?) в город моще­ной доро­гой (И. Бунин).

Вопросы к обстоятельству

В зави­си­мо­сти от того, какой при­знак дей­ствия или дру­го­го при­зна­ка обо­зна­ча­ет обсто­я­тель­ство, этот вто­ро­сте­пен­ный член отве­ча­ет на вопросы:

  • рас­тут где? в поле;
  • ведут куда? вдаль;
  • тянет отку­да? из подвала;
  • слу­чи­лось когда? утром;
  • извест­но с каких пор? с дав­них пор;
  • поблед­нел поче­му? от страха;
  • вышел с какой целью? встретить;
  • сме­ять­ся как? заразительно;
  • смеш­ной до какой сте­пе­ни? очень;
  • гуля­ем несмот­ря на что? на про­лив­ной дождь;
  • зво­ни­те при каком усло­вии? в слу­чае высо­кой температуры;
  • свер­нул­ся подоб­но чему? колобком.

При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной лини­ей с точ­ка­ми меж­ду её штри­ха­ми, например:

На реке (где?) еще было про­хлад­но и тихо (И. Бунин).

Зимой (когда?) Балтика пустын­на и угрю­ма (К. Паустовский).

Виды обстоятельств

Таблица «Виды обстоятельств»

ВидыВопросыЧто обо­зна­ча­ютПримеры
1. МестаГде? Куда? Откуда?Место дей­ствия, направ­ле­ние, путь движенияОн купил кни­гу в мага­зине.
2. ВремениКогда? Как дол­го? С каких (до каких) пор?ВремяВчера он купил книгу.
3. Образа действияКак? Каким образом?Качественная харак­те­ри­сти­ка дей­ствия, спо­соб его совершенияОн дол­го выби­рал книгу.
4. ПричиныПочему? На каком основании?Причина, повод, мотив, осно­ва­ние совер­ше­ния действияИз-за спеш­ки он не купил книгу.
5. ЦелиЗачем? С какой целью?Цель совер­ше­ния действияОн купил кни­гу для учё­бы.
6. УсловияПри каком условии?Условие совер­ше­ния действияПри жела­нии он мог купить эту книгу.
7. УступкиВопреки чему? Несмотря на что?Условие, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся действиеНесмотря на нехват­ку денег, он купил книгу.
8. Меры и степениНасколько? В какой степени?Степень про­яв­ле­ния при­зна­ка или действияОн купил слиш­ком доро­гую книгу.

Способы выражения обстоятельств

Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

Быстро (как?) под­ни­ма­лось и рос­ло белое обла­ко (отку­да?) с восто­ка (С. Аксаков).

Но стаи тете­ре­вов выле­та­ли (как?) с шумом из люби­мой рощи ( с какой целью?) искать ноч­ле­га (где?) на высо­ких и откры­тых местах … (А. Аксаков).

Военный, (как?) при­дер­жи­вая рука­ми в зам­ше­вых пер­чат­ках полы шине­ли , взбе­жал (куда?) на крыль­цо (И. Бунин).

Этот вто­ро­сте­пен­ный член выра­жа­ет­ся также

Примеры:

Бабушка до сих пор любит его без памя­ти и сер­дит­ся, если гово­рят об нём с неува­же­ни­ем (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Однообразная трес­кот­ня уба­ю­ки­ва­ет , как колы­бель­ная пес­ня (А. П. Чехов).

Что-то на ред­кость фаль­ши­вое и неуве­рен­ное чув­ство­ва­лось бук­валь­но в каж­дой строч­ке этих ста­тей, несмот­ря на их гроз­ный и уве­рен­ный тон (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Видеоурок

Дополнение, определение, обстоятельство: таблица с вопросами

Помимо грамматической основы, во многих предложениях присутствуют второстепенные члены, главная задача которых – пояснение главных. Их наличие автоматически переводит предложение в разряд распространенных.

§ Общее описание второстепенных членов предложения

В зависимости от грамматического значения, второстепенные члены делятся на виды:

Второстепенные члены дополняют информацию, которая содержится в грамматической основе. Поэтому без определений, обстоятельств и дополнений предложение может существовать, а без грамматической основы – нет.

Второстепенные члены могут зависеть друг от друга, а также от сказуемого и подлежащего.

Синтаксические элементы можно определить по специальным вопросам (какой? как? куда? и т.д.).

Второстепенные члены предложения

Члены предложения, которые поясняют друг друга или грамматическую основу и связаны между собой подчинительной связью, называются второстепенными. Предложения, в которых есть обстоятельства, определения и дополнения, относятся к категории распространенных.
На письме второстепенные члены обозначаются линиями:

  • пунктиром – дополнение;
  • волнистой линией – определение;
  • пунктиром с точкой – обстоятельство.

§ Дополнение как второстепенный член предложения

Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает адресата действия, орудие действие или предмет, на который направлено действие.

Дополнение как второстепенный член предложения

Примеры:

  1. Моя подруга рада меня видеть. Подлежащее здесь – «подруга», сказуемое – «рада видеть». Нужно задать вопрос: рада видеть кого? Меня. То есть «меня» является дополнением, которое выражено местоимением.
  2. Собака принесла мяч. Подлежащее – «собака», сказуемое – «принесла». Нужно задать вопрос: принесла что? Мяч. То есть «мяч» — это дополнение, которое выражено существительным.

✍ Виды дополнений и способы их выражения

Способы выражения дополнения:

  1. Имя существительное (играть на пианино, смотреть фильм).
  2. Другие части речи в значении существительного:
    • имя прилагательное (сказанного не воротишь);
    • имя числительное (четверо набросились на одного);
    • наречие (сегодня похоже на вчера);
    • местоимение (подумал о ней, купил себе);
    • союз (не хочу слышать твое «но»).
  1. Инфинитив (попросил оценить);
  2. Словосочетание (приобрел пару лошадей).

Существует два типа дополнения:

  1. Прямое. Обозначает предмет, которые подвергается воздействию со стороны субъекта. В конструкции выражается переходным глаголом (который сочетается с существительным в винительном падеже без предлога) или словом категории состояния. Например: слушаю (что?) песню, жалко (кого?) детей.Представлено именем существительным или местоимением в винительном падеже без предлога (погладил собаку). Также выражается формой родительного падежа существительного без предлога, если:
    • действие направлено на часть или какое-то количество предмета, (попью воды, съем пирога);
    • если дополнение привязано к сказуемому с частицей не (не узнал правды, не связал и пары слов, не услышал музыки).
      Прямое дополнение может быть выражено словосочетанием (прочитала несколько страниц).
    1. Косвенное. Выражено существительным, местоимением в косвенном падеже без предлога или с предлогом (включая винительный падеж с предлогом). Например: ошибся дверью, доверился брату, подошел к дому. Также могут выражаться прилагательным или причастием в роли существительного (на пляже не было загорающих, Лена позвонила знакомому), наречием (надоело слышать «завтра»), инфинитивом (потребовал отдать), междометием (своим громким «кар» ворона перепугала детей), словосочетанием (позвали двух свидетелей), фразеологизмом (это было его ахиллесовой пятой).

Пример того, как определить, где косвенное, а где прямое дополнение:

Своим видом Лена демонстрировала подругам смертельную обиду. Грамматическая основа: Лена демонстрировала. Дополнения выражены существительными: обиду (что? В.п. без предлога), подругам (кому? Д.п.), видом (чем? Т.п.). Первое дополнение является прямым, так как выражено существительным в форме винительного падежа, а второе и третье – косвенными.

Не следует путать подлежащее с прямым дополнением. В заблуждение может ввести ситуация, когда формы именительного и винительного падежей совпадают. Чтобы отделить одно от другого, необходимо провести смысловой анализ: подлежащее обозначает субъект действия, то есть лицо, которое его осуществляет, а дополнение обозначает лицо или предмет, на которое направлено действие.

Примеры:

  1. Старый деревянный забор снес ветер. Очевидно, что забор не может снести ветер, в то время как ветер запросто может разрушить хлипкий забор. Таким образом, «ветер» здесь является подлежащим, которое выражено существительным в именительном падеже. «Забор» при этом является дополнением, которое представлено существительном в винительном падеже без предлога.
  2. Корабль потопил ураган. Да, корабль может потопить другое судно (например, во время военных действий), однако уничтожить ураган таким образом нельзя. А вот природная стихия без труда может потопить морское судно. Значит, «ураган» — это подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже, а «корабль» — дополнение, выраженное существительным в винительном падеже без предлога.

В данных примерах ситуация осложняется тем, что члены предложения расставлены в обратном порядке (инверсия), из-за чего ложное восприятие только усиливается. Однако чаще всего в русском языке на первом месте стоит именно подлежащее, что делает поиск дополнения значительно легче.

Рассмотрим более сложный пример, где прямой порядок слов в предложении помогает определить, какой член является подлежащим, а какой – дополнением:

Ночь сменяет день. По смыслу разграничить «день» и «ночь» не получиться, потому что и то, и другое может сменять друг друга. Остается лишь ориентироваться на порядок слов: на первом месте стоит «ночь», значит, это подлежащее, а «день» соответственно дополнение. Если эти слова поменять местами, то в роли подлежащего будет выступать «день», в роли дополнения — «ночь».

Дополнения могут обозначать разные вещи:

  1. Объект, на который направлено действие. Например: сварить пельмени, решить задачу, прислониться к стене.
  2. Орудие действия. Например: расплатился наличными, сверлил дрелью, рисовала маслом.
  3. Предмет сообщения. Например:
  4. говорю о работе
  5. Адресат действия. Например: пишу подруге
  6. Объект восприятия. Например: чувствую взгляд, дышу свежим воздухом, вижу тебя.
  7. Объект сравнения. Например: легче пуха, тише воды.
  8. Отношение к производителю, владельцу, руководителю. Например:директор школы, собственник квартиры, администратор магазина.

§ Определение как второстепенный член предложения

Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?» и выражается прилагательным (в большинстве случаев).

Определение присоединяется к членам предложения, которые выражены именем существительным.

Определение как второстепенный член предложения

Большую роль определения играют в художественной литературе, где служат инструментом для создания ярких образов, помогают изобразить предмет более красочно, показать его с необычной стороны.

✍ Виды определений и способы их выражения

Определения делятся на две группы:

  1. Согласованные. Стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово. Например: (какое?) белое облако, в (каком?) первом вагоне, (какой?) укрепляющий шампунь. Определения стоят перед главным словом.
  2. Несогласованные. Выражается именем существительным, наречием либо инфинитивом. Применяется тип связи: управление – дверь (какая? из чего?) из дерева, лучи (какие? чего?) солнца, путь (кокой? куда) домой, либо примыкание — желание (какое?) победить, взгляд (какой?) исподлобья, котлеты (какие?) по-киевски. Определения стоят после главного слова при прямом порядке слов, за исключением притяжательных местоимений его, ее, их (стоят перед главным словом – его машина, ее мнение).

Согласованные определения выражаются:

  1. Прилагательным: окрасилась в рыжий цвет.
  2. Причастием: улыбающийся ребенок.
  3. Местоимением (за исключением ее, его, их): тот магазин.
  4. Порядковым числительным: первый ряд.

Способы выражения несогласованных определений:

  1. Существительное, местоимение-существительное в косвенном падеже с предлогом или без: остановка трамвая, брюки в клетку, пьян в стельку.
  2. Наречие: двери нараспашку, поворот назад, глаза навыкат.
  3. Инфинитив: талант побеждать, привычка опаздывать.
  4. Притяжательные местоимения ее, его, их: его взгляд, их беседа, ее платье.
  5. Сравнительная степень прилагательного: Мальчик помладше внезапно заплакал.
  6. Неделимое словосочетание: продукты быстрого приготовления, девушка хрупкого телосложения.
  7. Фразеологизм: человек без царя в голове.

✍ Приложения

Это особый вид определения, который выражен именем существительным, согласованным с определяемым словом в роде, числе и падеже. Например: волшебница-зима, подруги-неразлучницы, город Москва (в городе Москве).

Существительное «волшебница» — женского рода, имеет форму единственного числа, стоит в именительном падеже — так же, как и определяемое слово «зима». Оно поясняет, характеризует его, дает ему новое название (зима – это волшебница).

В некоторых случаях приложение не изменяется. Такое может быть, если приложение является:

  1. Несклоняемым существительным: остров Таити.
  2. Названием журналов, газет, организаций и т.д., например: яхта «Фотиния», гостиница «Англетер», фабрика «Красный октябрь».
  1. Характеристики, свойства предмета, субъекта: ученик-второгодник, галстук-бабочка, студент-заочник, мальчик-хулиган.
  2. Эмоциональный окрас, оценку: земля-кормилица, лось-великан, теща-злодейка, красавец-мужчина, сосед-добряк.
  3. Профессию, национальность, родство, возраст, местожительство и другое. Например: женщина-летчик, брат Женя, девочка-школьница.
  4. Географические названия: горы Анды, город Новосибирск.
  5. Клички животных, названия газет, журналов, организаций, художественных произведений и другое. Например: журнал «Столица», издательство «Росмэн», кот Васька, роман «Война и мир».
  6. Более точное название: заяц-беляк, ученый-энтомолог.

Выделяют два вида приложений:

  1. Одиночные (выражается только именем существительным). Например: упрямец осел.
  2. Распространенные (если приложение имеет зависимые слова, которые поясняют его). Например: Ребята, ученики нашего класса, отправились на экскурсию.
  • согласованными (совпадают по грамматической форме с определяемым словом);
  • несогласованными (приложение выступает в форме именительного падежа, а поясняемое слово имеет другой падеж — в фильме «Бегущий по лезвию», о романе «Преступление и наказание», на планете Венера).

В некоторых случаях бывает непросто разграничить приложения и определяемые слова. Здесь поможет правило:

  1. Приложения – это уточняющие, поясняющие слова (чаще всего обозначают вид чего-либо): студент-юрист, курица-несушка. Зависимые слова занимают постпозицию по отношению к опорному слову (то есть обычно стоят после него).
  2. Если имя собственное означает лицо, то зависимым будет нарицательное. Например: кучер Макар, царица Клеопатра. Исключение – названия произведений (книга «Анна Каренина»).
  3. Если имя собственное означает не лицо, оно является приложением к нарицательному имени. Например: пес Шарик, лошадь Стрела.
  4. Если сочетаются нарицательное существительное и собственное имя, означающее географическое название, зависимым словом будет являться название. Например: горы Альпы, озеро Байкал.

Нередко в русском языке встречаются слова, которые легко можно спутать с приложением, однако таковым оно не является. Итак, к поясняющим словам отнести нельзя:

    • устойчивые сочетания (рыба-меч, жар-птица, жизнь-жестянка);
    • синонимичные сочетания (путь-дорога);
    • антонимичные сочетания (купля-продажа);
    • ассоциативные сочетания (гуси-лебеди);
    • сложные существительные (шкаф-купе, кресло-кровать, горе-мастер).

Обособление приложений с помощью тире

Между частями данных конструкций отсутствует подчинительная связь, то есть оба слова здесь равноправны.

§ Обстоятельство в русском языке

Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий условия, при которых происходит действие. Отвечает на вопросы: где? когда? зачем? и прочие. Например: Грузовик повернул направо.

✍ Особенности, способы выражения, виды обстоятельств

Обстоятельства чаще всего присоединяется к сказуемому и поясняет его.

Обстоятельство может быть выражено:

  1. Наречием: Дверь громко захлопнулась
  2. Существительным в косвенном падеже с предлогом или без него: В окне горел свет. Прочитал книгу залпом.
  3. Инфинитивом: вышел погулять, лег отдохнуть (значение цели).
  4. Сравнительным оборотом: Рассвет пылал вдали, словно пожар.
  5. Деепричастием или деепричастным оборотом: Улыбаясь, он пожал мне руку.
  6. Словосочетанием: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
  7. Фразеологизмом: Бежал сверкая пятками.

По значению обстоятельства делятся на следующие виды:

Вид обстоятельства

Вопросы

Примеры

Уехала в Канаду

Когда? С каких пор? До каких пор?

Встретились недавно; не разговариваем с четверга

Почему? Отчего? По какой причине?

Проснулся от шума; поругались из-за ерунды

Зачем? Для чего? С какой целью?

Остался помогать; купил в подарок

Как? Каким образом?

Смотрел насмешливо; отреагировал с готовностью

Как много? Сколько? Как? Насколько?

Перечитывал неоднократно; ждал два часа

Как? В какой степени?

Выглядит отлично; выступил на высшем уровне

При каком условии? В каком случае?

При внимательном рассмотрении становится заметно; в случае победы устрою праздник

Вопреки чему? Несмотря на что?

Ушел с работы вопреки всем уговорам; надел куртку несмотря на жару

✍ Обособление обстоятельств на письме

Обстоятельство образа действия, выраженное сравнительным оборотом с использованием союзов как, будто, точно, словно, что выделяются запятыми. Например: Она разговаривала со мной, как с ребенком. В то же время необходимо отличать сравнительный оборот (СО) от составного именного сказуемого (СГС) в значении сравнения. Например: Его рыжая шевелюра точно огонь.

Всего можно выделить три случая, когда обстоятельство выделяется запятыми:

  1. Если выражено деепричастным оборотом. Например: Поговорив с учителем, я понял все.
  2. Если представлено одиночным деепричастием. Например: Рассмеявшись, девушка убежала прочь. При этом важно отличать обычное деепричастие от того, которое напоминает наречие образа действия. Например: Он ел молча. Здесь нет обособления.
  3. Если конструкцию «несмотря на» можно заменить предлогом «вопреки», она не является деепричастным оборотом. Например: Несмотря на усталость, они достигли финиша.
  4. Уже упомянутый ранее случай: если есть сравнительные обороты со словами «как», «будто», «словно». Например: Самолет, как молния, летел к месту назначения.

Обстоятельство не выделяется запятыми в следующих случаях:

  1. Если данный второстепенный член выражен фразеологизмом, который можно заменить наречием.
  2. Если деепричастный оборот является однородным членом по отношению к необособленному обстоятельству. Например: Разговаривал он быстро и ничуть не запинаясь.
  3. Если по смыслу важно то, каким образом совершено действие (сказуемое от обстоятельства отделить нельзя, иначе логическая связь нарушится), то обособление не нужно. Например: Он слушал затаив дыхание.

Обособление обстоятельств на письме

✍ Как разграничить дополнение и обстоятельство

Рассмотрим пример: От дождя мы спрятались под крышей. «Под крышей» является обстоятельством. Почему же не дополнением? Ведь к этой конструкции можно задать вопрос под чем? В чем же отличие? Дело в том, что дополнение означает адресата действия, орудие действия или предмет, на который оказывается влияние. Тогда как обстоятельство выражает место, время, образ действия.

К обстоятельству можно задать вопрос, на который отвечают наречия (хотя данный член предложения может быть выражен и другой частью речи). Таким образом, если к слову можно задать вопрос наречия, то это обстоятельство, а если нельзя, то дополнение.

Например: Следы его давно затерялись (где?) в пустыне. Он ненавидел (что?) пустыню. В первом случае к словам «в пустыне» от сказуемого можно задать два вопроса: где? (смысловой) и в чем? (падежный). Смысловой вопрос считается главным, поэтому здесь мы имеем дело с обстоятельством. Во втором предложении к слову «пустыню» от сказуемого можно задать только один вопрос: что? Второго вопроса здесь быть не может. Значит, перед нами дополнение.

§ Итоги. Таблица

Вид обстоятельства

Вопросы

Примеры

Уехала в Канаду

Когда? С каких пор? До каких пор?

Встретились недавно; не разговариваем с четверга

Почему? Отчего? По какой причине?

Проснулся от шума; поругались из-за ерунды

Зачем? Для чего? С какой целью?

Остался помогать; купил в подарок

Как? Каким образом?

Смотрел насмешливо; отреагировал с готовностью

Как много? Сколько? Как? Насколько?

Перечитывал неоднократно; ждал два часа

Как? В какой степени?

Выглядит отлично; выступил на высшем уровне

При каком условии? В каком случае?

При внимательном рассмотрении становится заметно; в случае победы устрою праздник

Вопреки чему? Несмотря на что?

Ушел с работы вопреки всем уговорам; надел куртку несмотря на жару

§ Задания для самопроверки

ВАРИАНТ I

1. Проанализируйте предложения и найдите в них дополнения.
1) Телефон мне подарила сестра. 2) В воздухе стоит запах сирени. 3) Смотреть этот фильм – одно удовольствие. 4) Выпить бы сейчас квасу. 5) Вдалеке виднелись верхушки деревьев. 6) Озеро прочно сковало льдом, значит, теперь можно кататься на коньках. 7) Нам давно пора поговорить об этом. 8) Я отправлю тебе сообщение завтра.
2. Определите, к какому типу – косвенное или прямое – относится дополнение.
1) купил телевизор; 2) послал за помощью; 3) выиграл билет в кино; 4) косил глазами; 5) попросил воды; 6) рисовал гуашью; 7) не увидела нарушений.
3. В каких предложениях присутствуют определения, а в каких нет. Распределите предложения на группы и обозначьте определения.
1) По крышам барабанил дождь. 2) В розовеющем рассвете таяли звезды. 3) Ветер стих внезапно. 4) Бескрайние просторы открылись моему жадному взору. 5) Мгла развеялась, и страх мгновенно исчез. 6) Задача оказалась трудной, но вполне решаемой. 7) Он потратил много времени на сборы. 8) Олин портфель был слишком тяжелый для нее.
4. Определите, к какому типу относится обстоятельство в предложении.
1) Они возвращались из разведки. 2) Леша отправился навестить знакомого. 3) Даша купила книгу для учебы. 4) При желании можно свернуть горы. 5) Эту работу мы закончим только к следующему месяцу. 6) Со злости я ударил по столу. 7) Собака растянулась пластом на полу.

ВАРИАНТ II

1. Проанализируйте предложения и найдите в них дополнения.
1) Я попросила его не опаздывать на встречу. 2) Уличные музыканты очень нравились местным жителям. 3) Футбольная команда показала плохой результат. 4) Мне назвали неправильный адрес. 5) Такой красоты мы еще не видели. 6) Глаза его были полны слез. 7) Детям нравится лепить фигурки из пластилина. 8) Спортсмены достигли совершенства в своих умениях.
2. Определите, к какому типу – косвенное или прямое – относится дополнение.
1)спрятал следы; 2) снял квартиру; 3) вернул долг; 4) лишился уверенности; 5) играет на гитаре; 6) увлечен политикой, 7) откусил пирога.
3. В каких предложениях присутствуют определения, а в каких нет. Распределите предложения на группы и обозначьте определения.
1) Лесной пожар погубил многие поселения. 2) Он очень хорошо учится. 3) Вода в озере подернулась рябью. 4) Она подошла слишком близко к разгадке. 5) Оказавшись на месте, я замедлил свой бег. 6) Найти адрес магазина совсем несложно. 7) Она уронила чашку, но та была из дерева, поэтому не разбилась. 8) Пришла пора дарить подарки.
4. Определите, к какому типу относится обстоятельство в предложении.
1) Ребята пошли кататься с горки, несмотря на мороз. 2) За лето ваша дочь сильно подросла. 3) Лена быстро выучила таблицу умножения. 4) На работе он пробыл от звонка до звонка. 5) Диких зверей нельзя держать в клетке. 6) Из-за спешки я забыла надеть шапку. 7) В отместку она не пригласила меня не свой день рождения.

Памятка. Члены предложения
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Памятка поможет ученикам 4 классов в разборе предложений на уроках русского языка и при выполнении домашних заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Памятка по русскому языку 4 класс20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Главные члены предложения.

1 . Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении , и отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее чаще всего выражено именем существительным. Подчёркивается одной чертой.

2. Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала? Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.

Разбор предложения по членам предложения и по частям речи, выписывание словосочетаний.

В словосочетании одно слово главное (Х), а другое зависимое. Сначала вопрос задаётся от группы подлежащего, затем от группы сказуемого, потом от группы второстепенных членов.

Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием (так как главный член предложения (подлежащее) не может зависеть от главного члена предложения (сказуемого)).

Второстепенные члены предложения.

3. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается волнистой линией. Определение выражается прилагательным.

4. Дополнение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: кого? чего?

и подчёркивается пунктирной линией ——— .

Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.

5. Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда? и подчёркивается пунктирной линией и точкой.

Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.

Образец разбора предложения.

Например : В зеленой роще путников встретили веселые голоса птиц.

Это предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное.

Находим грамматическую основу предложения.

В этом предложении говорится о голосах .

О голосах — это подлежащее , подчеркиваю одной чертой, выражено существительным.

Что говорится о голосах? Голоса (что делали?) встретили.

Встретили – это сказуемое, выражено глаголом, подчеркиваю двумя чертами.

В этом предложении есть второстепенные члены.

Задаю вопрос от подлежащего. Голоса (какие?) веселые.

Веселые — это определение , выражено прилагательным, подчеркиваю волнистой линией.

Голоса (кого?) птиц

Птиц — это дополнение, подчеркиваю пунктиром, выражено существительным.

Задаю вопрос от сказуемого .

Встретили (кого?) путников.

Путников — это дополнение , подчеркиваю пунктиром, выражено существительным.

Встретили (где?) в роще.

В роще — это обстоятельство, подчеркиваю пунктир – точка, выражено существительное с предлогом.

Задаю вопрос от второстепенных членов предложения.

В роще (какой?) зеленой.

Зеленой — это определение , подчеркиваю волнистой линией, выражено прилагательным.

Письменно: В зеленой роще путников встретили веселые голоса птиц.

( повест., невоскл, простое, распр.)

голоса (какие?) веселые

голоса (кого?) птиц

встретили (кого?) путников.

встретили (где?) в роще.

в роще (какой?) зеленой.

Предложение — это слово или несколько слов, связанных по смыслу.

Повествовательные : На дворе стоит прекрасная погода.

Вопросительные: Почему вы не гуляете?

Побудительные: Идите скорее!

Восклицательные: Мне подарили щенка!

Невосклицательные: Мне подарили щенка.

  1. По наличию второстепенных членов:

Нераспространенное: Весна пришла.

Распространенное: Пришла долгожданная весна.

  1. По количеству грамматических основ:

Узкая тропинка уходила далеко в лес . – простое (Имеет одну грамматическую основу)

Утром пригревало солнышко , а к вечеру стукнул мороз . — сложное

(имеет две и более грамматических основ)

Однородными членами предложения называют слова, которые:

1. Относятся к одному и тому же члену предложения.

2. Отвечают на один и тот же вопрос.

3. Для определений: Обозначают один и тот же признак (цвет, размер, форму…)

4. Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения.

Суворов ценил своих солдат за храбрость , смекалку , выносливость.

Маленькие, большие кораблики покачивались на воде.

( Маленькие, большие – однородные определения).

Сложным — называют предложение, в котором несколько грамматических основ.

На письме части сложного предложения разделяются запятой.

Догорел апрельский светлый вечер , по лугам холодный сумрак лег.

День темнеет , и трава седой росой в лугах блестит.

Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.

Слова автора – показывают, кому принадлежит прямая речь.

Князь печально отвечает: «Грусть — тоска меня съедает».

слова автора прямая речь

Знаки препинания в предложениях с прямой речью:

Обращение — слово (или словосочетание), называющее человека, животное или предмет, к которому обращаются с речью.

На письме обращение выделяется запятыми.

Колобок , спой свою песенку еще разок.

Эта пара , царь , моя и хозяин тоже я.

Мы, Муренка , с дедом в лес пойдем!

В добрый путь вам, господа.

Обращение не является членом предложения .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения».»

Повторить виды предложений; развивать устную и письменную речь учащихся, составляя и распространяя предложения; учить правильному выбору языковых средств, составляя тексты; формировать умения и навыки.

памятка члены предложения
Памятка «Члены предложения»

Алгоритм разбора предложения.

Таблица-памятка «Члены предложения» 4 кл

Таблица-памятка «Члены предложения» 4 кл.

Таблица — памятка Члены предложения

Таблица — памятка Члены предложения поможет ученикам быстрее запомнить синтаксический разбор предложения.

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения).

ТЕМА УРОКА: Члены предложения. Главные члены предложения (основа предложения) УМК «Школа России&quot.

Памятка «Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения» для учащихся 3 — 4 классов

Памятка «Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор предложения» для учащихся 3 — 4 классов.


источники:

http://childage.ru/obuchenie-i-obrazovanie/osnovnaya-shkola/dopolnenie-opredelenie-obstoyatelstvo-tablicza-s-voprosami.html

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/11/20/pamyatka-chleny-predlozheniya