Предложение
Предложение — это сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль.
В устой речи окончание предложения выражается голосом (интонацией), между предложениями делается остановка (пауза). На письме одно предложение отделяется от другого точкой ( .), вопросительным ( ?) или восклицательным знаком ( !). Первое слово в каждом предложении пишется с большой буквы.
Чашка стоит на столе .
Как долго нам ещё ждать ?
Слова в предложении связаны грамматически, то есть с помощью окончаний и предлогов, а также по смыслу.
Не является предложением:
- Группа слов, не связанных по смыслу: стол, чашка, стоит.
- Группа слов, не выражающих законченную мысль: чашка стоит на.
Члены предложения
Члены предложения — это слова, входящие в состав предложения, которые отвечают на какой-нибудь вопрос.
Пример. В предложении
Наша семья осенью переезжает из деревни в город
- Чья семья? — Наша.
- Кто переезжает? — Семья.
- Когда переезжает? — Осенью.
- Семья что делает? — Переезжает.
- Откуда переезжает? — Из деревни.
- Куда переезжает? — В город.
Слова из и в не отвечают на вопросы и поэтому самостоятельными членами предложения не являются, а входят в состав тех членов, к которым относятся.
Члены предложения делятся на главные и второстепенные.
Главные члены: подлежащее и сказуемое
Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Грамматическая основа предложения — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.
Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее называет объект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определённым признаком. Подлежащее подчёркивается одной чертой: подлежащее.
Подлежащее обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.
Дождь шёл весь день. Что шло? — Дождь.
Мы идём в кино. Кто идёт? — Мы.
Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: что делает? что делается? каков? кто он? что такое? Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. Сказуемое подчёркивается двумя чертами: сказуемое.
Сказуемое обычно выражается глаголом, но оно может также быть выражено именем существительным и именем прилагательным. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос.
Солнце ярко (что делает?) светит .
На улице (что делается?) темнеет .
Менделеев – (кто он?) учёный .
Золото – (что такое?) металл .
Подлежащее и сказуемое связаны друг с другом по смыслу и грамматически.
Типы сказуемых
Сказуемое может быть простым и составным. Составные сказуемые делятся на глагольные и именные.
Простое глагольное сказуемое | работают боится |
Составное глагольное сказуемое | продолжают работать стал бояться |
Составное именное сказуемое | стали рабочими остался трусом |
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.
Пример. В предложении
Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку
подлежащее щенок и сказуемое разглядывал; второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.
- Слово озорной поясняет подлежащее щенок, показывая какой щенок разглядывал.
- Слово любопытно поясняет сказуемое разглядывал и показывает, как разглядывал щенок.
- Слово игрушку поясняет сказуемое разглядывал и показывает, что разглядывал щенок.
- Слово новую поясняет второстепенный член предложения игрушку и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.
Отношение членов предложения друг к другу можно изобразить такой схемой:
Любой второстепенный член зависит от какого-либо другого слова в предложении, а подлежащее и сказуемое ни от каких других слов не зависят и являются таким образом основой всего предложения. Подлежащее и сказуемое и без второстепенных членов могут составить предложение.
Второстепенные члены предложения в зависимости от того, как они поясняют другие члены предложения, делятся на определения, дополнения и обстоятельства.
Определение
Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей? Определение подчёркивается волнистой линией: определение.
Определение относится к имени существительному.
Яркие звёзды сияли в ночном небе.
Звёзды какие? — Яркие. Небо какое? — Ночное.
Моя шапка упала в лужу.
Чья шапка? — Моя.
Марине пошёл восьмой год.
Который год? — Восьмой.
Дополнение
Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? Дополнение подчёркивается пунктирной линией: дополнение.
Дополнение обычно относится к глаголу.
Я интересуюсь географией .
Интересуюсь чем? — Географией.
На вокзале мы встречали папу .
Встречали кого? — Папу.
Миша позвонил другу .
Позвонил кому? — Другу.
Обстоятельство
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает, как и при каких обстоятельствах (то есть где? когда? почему? и т. п.) совершается действие. Обстоятельство отвечает на вопросы: как? каким образом? где? когда? куда? откуда? почему? зачем?. Обстоятельство подчёркивается пунктиром с точкой: обстоятельство.
Обстоятельство обычно относится к глаголу.
Зимой мы катаемся на лыжах.
Катаемся когда? — Зимой.
Из уютного магазинчика мы вышли на шумную улицу .
Вышли откуда? — Из магазинчика. Вышли куда? — На улицу.
Лисица подкрадывалась тихо и осторожно .
Подкрадывалась как? — Тихо и осторожно.
Определение, дополнение, обстоятельство
Определение, дополнение, обстоятельство — это второстепенные члены предложения. Объясним, как найти в предложении эти второстепенные члены, на какие вопросы они отвечают и как их подчеркивать при синтаксическом разборе предложения.
Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения и связаны с ними подчинительной связью, называются второстепенными.
Наличие второстепенных членов предложения делает предложение распространенным. По грамматическим значениям и синтаксической функции второстепенные члены предложения делятся на следующие виды:
Таблица с вопросами и примерами
Название | Что обозначает | Вопрос | От какого члена предложения зависит | Способ выражения |
---|---|---|---|---|
Определение | Признак предмета | Какой? Чей? | от подлежащего, дополнения или обстоятельства | Существительное Прилагательное Местоимение Порядковое числительное Причастие |
Дополнение | Предмет | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? | от сказуемого | Существительное Местоимение Количественное числительное |
Обстоятельство | Место, время, способ действия и т.д. | Где? Когда? Как? Каким образом? и др. | от сказуемого | Наречие Существительное с предлогом Глагол Деепричастие |
Определение
Обычно в предложении определение поясняет подлежащее или другой второстепенный член со значением предмета. Этот второстепенный член обозначает различные признаки предметов (какой?) или принадлежность (чей?). В предложении определение подчеркивается волнистой линией.
Крупные мохнатые (какие?) снежинки закружились в воздухе (Г. Скребицкий).
Способы выражения определения
Определения выражаются словами разных частей речи:
- прилагательными (солнечный луч, мамина дочка);
- одиночными причастиями (облетевшие листья) и причастными оборотами;
- порядковыми числительными (первый ответ);
- местоимениями-прилагательными (наш сад, твой дом);
- существительным или местоимением в косвенном падеже (пальто из шерсти, еголицо);
- словосочетаниями (стол из красного дерева).
- наречиями (пальто нараспашку, рубашка навыпуск);
- инфинитивом (жажда выжить, привычка шептать).
Зеленоватый сумрачный воздух , наполненный дымом и жёлтыми отсветами скал , струился над нами (К. Паустовский).
Медведь (какой?) средней величины возился около липы (В. Арсеньев).
Дополнение
Чтобы понять, что такое дополнение, вспомним немного основы русского синтаксиса.
В двусоставном простом предложении существует обычно два состава:
- состав подлежащего (подлежащее + определения);
- состав сказуемого (сказуемое, дополнение и обстоятельство).
Вот почему такое предложение называется двусоставным в отличие от односоставных предложений.
Дополнение характеризует сказуемое. Этот второстепенный член обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей:
Шорник Антип Калачиков уважал (в ком?) в людях душевную (что?) чуткость (В. Шукшин).
Под зеленевшими дубами земля была усыпана (чем?) листьями (В. Вересаев).
При синтаксическом разборе предложения дополнение подчеркивается пунктирной линией.
Прямое и косвенное дополнение
В зависимости от того, какой падежной формой существительного (местоимения) выражен рассматриваемый второстепенный член и какой глагол (переходный или непереходный) управляет им, в предложении различают прямое или косвенное дополнение.
Если действие, обозначенное сказуемым, переходит непосредственно на предмет, то такое дополнение является прямым. Грамматически это выражается следующим образом: переходный глагол управляет существительным (местоимением) в форме винительного падежа без предлога или родительного падежа, если слово имеет значение части от целого.
Горные хребты пересекали приморскую (что?) долину (К. Паустовский).
Остальные дополнения являются косвенными. Сравним:
Я пишу (что?) книгу . Разумеется, я пользуюсь при этом (чем?) языком , (чем?) словами (Ю. Смирнов).
Обстоятельство
Что такое обстоятельство?
Обстоятельство принадлежит к группе сказуемого и характеризует различные условия совершения действия или проявления признака предмета.
За мостом (где?) я поднялся (куда?) на взгорье , вошел (куда?) в город мощеной дорогой (И. Бунин).
Вопросы к обстоятельству
В зависимости от того, какой признак действия или другого признака обозначает обстоятельство, этот второстепенный член отвечает на вопросы:
- растут где? в поле;
- ведут куда? вдаль;
- тянет откуда? из подвала;
- случилось когда? утром;
- известно с каких пор? с давних пор;
- побледнел почему? от страха;
- вышел с какой целью? встретить;
- смеяться как? заразительно;
- смешной до какой степени? очень;
- гуляем несмотря на что? на проливной дождь;
- звоните при каком условии? в случае высокой температуры;
- свернулся подобно чему? колобком.
При синтаксическом разборе предложения обстоятельство подчеркивается пунктирной линией с точками между её штрихами, например:
На реке (где?) еще было прохладно и тихо (И. Бунин).
Зимой (когда?) Балтика пустынна и угрюма (К. Паустовский).
Виды обстоятельств
Таблица «Виды обстоятельств»
Виды | Вопросы | Что обозначают | Примеры |
---|---|---|---|
1. Места | Где? Куда? Откуда? | Место действия, направление, путь движения | Он купил книгу в магазине. |
2. Времени | Когда? Как долго? С каких (до каких) пор? | Время | Вчера он купил книгу. |
3. Образа действия | Как? Каким образом? | Качественная характеристика действия, способ его совершения | Он долго выбирал книгу. |
4. Причины | Почему? На каком основании? | Причина, повод, мотив, основание совершения действия | Из-за спешки он не купил книгу. |
5. Цели | Зачем? С какой целью? | Цель совершения действия | Он купил книгу для учёбы. |
6. Условия | При каком условии? | Условие совершения действия | При желании он мог купить эту книгу. |
7. Уступки | Вопреки чему? Несмотря на что? | Условие, вопреки которому совершается действие | Несмотря на нехватку денег, он купил книгу. |
8. Меры и степени | Насколько? В какой степени? | Степень проявления признака или действия | Он купил слишком дорогую книгу. |
Способы выражения обстоятельств
Этот второстепенный член предложения выражается словами разных частей речи:
Быстро (как?) поднималось и росло белое облако (откуда?) с востока (С. Аксаков).
Но стаи тетеревов вылетали (как?) с шумом из любимой рощи ( с какой целью?) искать ночлега (где?) на высоких и открытых местах … (А. Аксаков).
Военный, (как?) придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели , взбежал (куда?) на крыльцо (И. Бунин).
Этот второстепенный член выражается также
Примеры:
Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится, если говорят об нём с неуважением (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Однообразная трескотня убаюкивает , как колыбельная песня (А. П. Чехов).
Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Видеоурок
Второстепенные члены предложения
Прежде чем приступить к изучению непосредственно заявленной темы, давайте вспомним, что, как смысловым, так и грамматическим ядром предложения являются главные члены — а именно, сказуемое и подлежащее. В таком виде они составляют его грамматическую основу.
Стоит отметить, когда в высказывании имеются исключительно главные члены, они являются нераспространенными. К примеру, таким высказыванием может быть «Намело снег». В своем роде, это коротко и практично, но не может в полной мере сформировать единый образ данного предмета, а следовательно, его употребление строго ограничено.
И вот мы уже близки к пониманию того, зачем же нужны второстепенные члены предложения? Они служат для пояснения, как подлежащего, так и сказуемого, но могут также пояснять и различные иные члены предложения. Их особенность заключается в том, что они связываются с иными членами, включенными в состав непосредственно подчинительной связью.
Ниже предлагается рассмотреть, что собой представляют второстепенные члены, какую роль играют в целом, какие виды бывают и многое другое, рассмотреть практическую часть – их формирование и включение в состав простого предложения.
Что называют второстепенными членами предложения
Второстепенный член предложения может быть связан с другими членами не только подчинительной связью согласования, но также примыкания или управления. Это зависит от того, каким именно является текущее предложение, насколько грамотно и объемно оно составлено, что включает в себя.
В общем случае под второстепенными членами предложения подразумевается следующее: это зависимые, как правило от главных, хотя не исключено что и от других второстепенных, члены предложения, задача которых пояснять те члены, от которых они зависят.
Фактически, под такими частями принято понимать все значимые слова, которые не являются грамматической основой. На практике к каждому из них может задаваться соответствующий вопрос. Иногда данный вопрос задается непосредственно от подлежащего или сказуемого, в других случаях это может зависеть от иных членов, входящих в состав написанного.
Давайте выделим отдельные составные элементы на примере фразы – Человек скрылся за поворотом .
В данном аспекте главными будут «Человек скрылся», а второстепенными станет «за поворотом». В данном случае, задается вопрос: «Где скрылся человек?» — второстепенный член указывает на пояснение.
Виды второстепенных членов
В русском языке различают всего порядка трех различных видов второстепенных частей предложений. Ниже предлагаем рассмотреть каждый из них детальнее.
Но сперва, мы считаем, что будет уместно повторить понятие главных членов предложения, их ключевые роли, которые в дальнейшем помогут во многом определиться со второстепенными. В частности, к ним принято относить:
- Подлежащее – его задача сводится к тому, чтобы определять главный объект в предложении, о котором в дальнейшем и приводится конкретная информация. В рамках поставленной задачи подлежащее должно отвечать на вопросы «Кто?», «Что?».
- Сказуемое – его задача непосредственно обозначить ответы на такие вопросы, как «Что именно делает данный объект?», а также определить «Какой он есть?». В частности, его назначение сводится к тому, чтобы раскрыть именно то, за что говорится в подлежащем, что определяется им самим.
Определение
Определением будем называть такой член предложения, который указывает на признак или качество описываемого объекта. Его задача отвечать на следующие вопросы: Какой? Чей? Который?
В частности, задача определения пояснять слово с конкретным, предметным значением. Рассмотрим на примере следующее предложение.
Большой корабль плыл по бескрайнему морю.
В данном случае, определением можно считать слова, отвечающие на вопросы — Какой? Какому? И это будут части речи «большой», «бескрайнему». Данные определения в полной мере могут совпадать в числе, а также падеже и роде с конкретными, определяемыми словами. В этом случае их принято называть согласованными определениями .
Несогласованными определениями обеспечивается связь с главным словом непосредственно подчинительной связью примыкания или же управления. Они могут выражаться отдельными частями речи, а также их отдельными формами.
- Существительным, проставленным в косвенном падеже, как с предлогом, так и без него.
Пример – книга ученика (чья?) . - Притяжательным местоимением, склоненным в третьем лице.
Пример – их дела – дела их (чьи?) . - Отдельными формами наречия.
Пример – удар исподтишка . - Прилагательного в сравнительной степени.
Пример – кофе посвежее . - Также можно выделить инфинитив.
Пример – желание присесть . - Словосочетания нечленимые.
Пример – улица в десяти метрах .
Дополнение
Дополнением будем считать такой второстепенный член, который расширяет описательный смысл сказуемого и принадлежит к его составу, что явно прослеживается в предложении. Дополнение указывает на объект или средство действия, к которому можно задать любые косвенные падежные вопросы (Кого? Чего? Кому? Чему? …).
Предложение – Бабушка покормила грудного ребёнка .
Дополнением в данном случае будет указание на то, кого покормила бабушка? А именно – ребёнка.
В русском языке существуют такие понятия как прямое и косвенное дополнение. Прямым дополнением называют такое, на которое действие сказуемого направлено непосредственно ( я уронил газету ). В остальных случаях мы имеем дело с косвенным дополнением ( я уронил на газету ).
Я присел на корточки и напряг мышцы .
В данном случае, «корточки» выступают в роли косвенного дополнения, а «мышцы» являются прямым дополнением, которое выражается без дополнительного предлога.
Обстоятельство
Обстоятельство — член предложения, который раскрывает обстоятельства (образ, время, способ) совершаемых глаголом действий. Зачастую оно поясняет само сказуемое, но при этом может запросто относиться и к иным членам предложения. Отвечает на вопросы — Где? Куда? Когда? Как? …
Обстоятельство, как и дополнение, относится к составу сказуемого. Чтобы не путать их между собой, вам достаточно запомнить следующее: когда в предложении существует некий объект действия, то дополнение описывает сам объект, а обстоятельство описывает его признаки.
Егерь потушил кострище незаметно .
Сами обстоятельства можно условно подразделить на отдельные виды:
- Обозначающие образ действия .
Пример – большая, крупная шишка стремительно падала с ели . В данном случае обстоятельство отвечает на вопрос — как? - Обстоятельства меры и степени .
Свеча едва горела в комнате . Сказуемое указывает на степень действия. - Указывающие на конкретные места .
Девушка шагала навстречу судьбе . В предложении есть указание — куда? - Обстоятельства, указывающие на конкретное время .
Завтра ты должен выполнить слово . Здесь мы видим обстоятельство (когда?). - Обстоятельства, указывающие на условие .
Подготовим урок, имея задание . Подготовим при каком условии? - Обстоятельство, указывающее на причину.
Мастер не приехал из-за заторов . Обстоятельство в данном случае объясняет (по какой причине?). - Обстоятельство, указывающее на цель .
Желал получить доход, чтобы помочь людям . В данном примере обстоятельство указывает (с какой целью?). - Некоторые обстоятельства, указывающие на конкретные уступки .
Посчастливилось вопреки обстоятельствам . На примере можно увидеть, что обстоятельство указано как (вопреки чему?)
Таблица-памятка
Давайте оформим только что изученные второстепенные члены в виде сводной таблицы.
Название | Обозначает | Вопросы | Зависимость от члена предложения | Способы выражения |
Определение | Признак самого предмета | Чей? Какой? | Дополнения, Обстоятельства, Подлежащего | Существительным, Порядковым числительным, Местоимением, Причастием, Прилагательным |
Дополнение | Сам предмет | Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? | Сказуемого | Количественным числительным, Местоимением, Существительным |
Обстоятельство | Время, место, способ действия | Где? Когда? Как? Каким образом? | Сказуемого | Глаголом, Существительным с предлогом, Наречием |
Как подчеркиваются второстепенные члены
Вам необходимо запомнить, что в предложении различные второстепенные члены будут подчеркиваться определёнными типами линий. В зависимости от того, о каком именно второстепенном члене идет речь, стоит выделить три варианта подчеркивания:
- Дополнение будет подчеркиваться штриховой линией .
- Определение подчеркивается волнистой линией .
- Обстоятельство подчеркивается штрихами в сочетании с точками .
Работа с ребёнком по теме второстепенных членов
Чтобы можно было провести с ребенком полноценную работу по теме второстепенных членов, необходимо создать своеобразный мини-урок, в рамках которого ребенок сможет без проблем определить назначение предмета, понять суть задачи. Условно, можно подразделить урок на несколько отдельных частей, последовательно совершаемых действий:
- Организационный момент, в рамках которого, ребенок выполняет действия, способные стать предпосылкой к последующему уроку. В частности, нужно попробовать записать число, название домашней работы. Обязательно стоит оставить строку для последующего написания названия темы, а уже в следующей строке необходимо будет проставить точку с красной строки.
- Провести словарную работу, в рамках которой потребуется повторить словарные слова, выполнить взаимную проверку. Также потребуется провести знакомство с новыми словами, установить, насколько есть понимание значения конкретных слов. Далее ребенку необходимо составить некоторое предложение, в рамках которого используются слова, опираясь на конкретную схему.
- Обязательно потребуется провести актуализацию знаний. В частности, можно подчеркнуть грамматическую основу, а после чего обязательно назвать, под каким конкретно номером следует подлежащее.
- Изучение и проработка нового материала. Для ребенка необходимо будет придумать нечто увлекательное, например, подготовить обычную сказку, на примере которой можно будет в дальнейшем задать конкретные вопросы, установить наличие и вид второстепенных элементов.
- В итоге обязательно необходимо составить домашнее задание, в полной мере проработать его. В частности, необходимо будет предоставить ребенку возможность продолжить предложения, а также установить второстепенные компоненты.
Как объяснить второстепенные члены предложения
Чтобы можно был объяснить ребенку второстепенные члены предложения, изначально, необходимо, в общем вспомнить, что такое речь. Она бывает, как устной, так и письменной.
Далее потребуется поговорить о том, что такое предложение, и о том, на какие части делится предложение. Также можно определить, на какие цели делится предложение, а также зафиксировать конкретные интонации.
Затем, на примере конкретных предложений обязательно стоит определить подлежащее, сказуемое. Только после этого ребенок может без проблем приступать к освоению материала, который содержит в себе информацию о второстепенных членах предложения.
В завершении необходимо будет просто нарисовать для ребенка обобщенную карту, на примере которой он сможет разобрать пример предложении и его второстепенных членов.
Порядок разбора предложения по членам
Стоит отметить, существует некоторый порядок разбора предложения по отдельным составным частям. Порядок выглядит следующим образом:
- Предварительно важно внимательно прочитать само предложение, после чего корректно уяснить его общее содержание.
- Как только предложение будет внимательно прочитано, обязательно необходимо выделить в нем подлежащее. В соответствии с общими правилами, оно будет обозначать либо предмет, либо объект, о котором имеется конкретная информация. Отвечает оно на вопросы «Кто?» или «Что?». Подчеркивается в предложении сплошной одинарной линией.
- Далее потребуется таким же образом определить сказуемое. Оно обозначает именно то, что будет сказано о конкретном предмете. Также, чаще всего оно будет отвечать непосредственно на вопросы глаголов. Подчеркивается сказуемое сплошной двойной линией.
- Далее будет необходимо найти некоторые слова, к которым будут проставлен вопросы, идущие от подлежащего. К примеру, они будут относиться непосредственно к нему и, зависеть от него же. Таким образом найдутся Определения .
- После этого важно найти некоторые слова, к которым в речи проставляются вопросы, представленные от сказуемого. В частности, они относятся исключительно к нему, а также будут зависеть от него же. В этом качестве могут выступать Дополнения и Обстоятельства .
- В заключение, потребуется обратить внимание на то, есть ли возможность от уже найденных второстепенных членов проставить вопросы к ещё не задействованным словам. Эти слова также могут исполнять роль второстепенных членов предложения, поэтому разбираем и их.
Задание. Найдите второстепенные члены в предложении
В качестве финального аккорда давайте разберём несколько предложений, чтобы найти в них второстепенные составляющие.
- Маленький мальчик читает журнал.
- На кухне стоит стол и деревянные стулья.
- В зимнем сквере метет снег.
- Серый кролик перебегал от одной грядки к другой.
- Выглянуло сияющее солнце.
http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/opredelenie-dopolnenie-obstoyatelstvo.html
http://gramotnosty.ru/russkiy-yazyk/sintaksis/vtorostepennye-chleny-predlogheniya.html