Памятка подлежащее сказуемое обстоятельство дополнение определение

Предложение

Предложение — это сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль.

В устой речи окончание предложения выражается голосом (интонацией), между предложениями делается остановка (пауза). На письме одно предложение отделяется от другого точкой ( .), вопросительным ( ?) или восклицательным знаком ( !). Первое слово в каждом предложении пишется с большой буквы.

Чашка стоит на столе .

Как долго нам ещё ждать ?

Слова в предложении связаны грамматически, то есть с помощью окончаний и предлогов, а также по смыслу.

Не является предложением:

  1. Группа слов, не связанных по смыслу: стол, чашка, стоит.
  2. Группа слов, не выражающих законченную мысль: чашка стоит на.

Члены предложения

Члены предложения — это слова, входящие в состав предложения, которые отвечают на какой-нибудь вопрос.

Пример. В предложении

Наша семья осенью переезжает из деревни в город

  1. Чья семья? — Наша.
  2. Кто переезжает? — Семья.
  3. Когда переезжает? — Осенью.
  4. Семья что делает? — Переезжает.
  5. Откуда переезжает? — Из деревни.
  6. Куда переезжает? — В город.

Слова из и в не отвечают на вопросы и поэтому самостоятельными членами предложения не являются, а входят в состав тех членов, к которым относятся.

Члены предложения делятся на главные и второстепенные.

Главные члены: подлежащее и сказуемое

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Грамматическая основа предложения — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.

Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее называет объект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определённым признаком. Подлежащее подчёркивается одной чертой: подлежащее.

Подлежащее обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.

Дождь шёл весь день. Что шло? — Дождь.

Мы идём в кино. Кто идёт? — Мы.

Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: что делает? что делается? каков? кто он? что такое? Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. Сказуемое подчёркивается двумя чертами: сказуемое.

Сказуемое обычно выражается глаголом, но оно может также быть выражено именем существительным и именем прилагательным. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос.

Солнце ярко (что делает?) светит .

На улице (что делается?) темнеет .

Менделеев – (кто он?) учёный .

Золото – (что такое?) металл .

Подлежащее и сказуемое связаны друг с другом по смыслу и грамматически.

Типы сказуемых

Сказуемое может быть простым и составным. Составные сказуемые делятся на глагольные и именные.

Типы сказуемых

Простое глагольное сказуемоеработают
боится
Составное глагольное сказуемоепродолжают работать
стал бояться
Составное именное сказуемоестали рабочими
остался трусом

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

Пример. В предложении

Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку

подлежащее щенок и сказуемое разглядывал; второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.

  • Слово озорной поясняет подлежащее щенок, показывая какой щенок разглядывал.
  • Слово любопытно поясняет сказуемое разглядывал и показывает, как разглядывал щенок.
  • Слово игрушку поясняет сказуемое разглядывал и показывает, что разглядывал щенок.
  • Слово новую поясняет второстепенный член предложения игрушку и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.

Отношение членов предложения друг к другу можно изобразить такой схемой:

Любой второстепенный член зависит от какого-либо другого слова в предложении, а подлежащее и сказуемое ни от каких других слов не зависят и являются таким образом основой всего предложения. Подлежащее и сказуемое и без второстепенных членов могут составить предложение.

Второстепенные члены предложения в зависимости от того, как они поясняют другие члены предложения, делятся на определения, дополнения и обстоятельства.

Определение

Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей? Определение подчёркивается волнистой линией: определение.

Определение относится к имени существительному.

Яркие звёзды сияли в ночном небе.
Звёзды какие? — Яркие. Небо какое? — Ночное.

Моя шапка упала в лужу.
Чья шапка? — Моя.

Марине пошёл восьмой год.
Который год? — Восьмой.

Дополнение

Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? Дополнение подчёркивается пунктирной линией: дополнение.

Дополнение обычно относится к глаголу.

Я интересуюсь географией .
Интересуюсь чем? — Географией.

На вокзале мы встречали папу .
Встречали кого? — Папу.

Миша позвонил другу .
Позвонил кому? — Другу.

Обстоятельство

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает, как и при каких обстоятельствах (то есть где? когда? почему? и т. п.) совершается действие. Обстоятельство отвечает на вопросы: как? каким образом? где? когда? куда? откуда? почему? зачем?. Обстоятельство подчёркивается пунктиром с точкой: обстоятельство.

Обстоятельство обычно относится к глаголу.

Зимой мы катаемся на лыжах.
Катаемся когда? — Зимой.

Из уютного магазинчика мы вышли на шумную улицу .
Вышли откуда? — Из магазинчика. Вышли куда? — На улицу.

Лисица подкрадывалась тихо и осторожно .
Подкрадывалась как? — Тихо и осторожно.

Определение, дополнение, обстоятельство

Определение, допол­не­ние, обсто­я­тель­ство — это вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Объясним, как най­ти в пред­ло­же­нии эти вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, на какие вопро­сы они отве­ча­ют и как их под­чер­ки­вать при син­так­си­че­ском раз­бо­ре предложения.

Члены пред­ло­же­ния, кото­рые пояс­ня­ют глав­ные или дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния и свя­за­ны с ними под­чи­ни­тель­ной свя­зью, назы­ва­ют­ся второстепенными.

Наличие вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния дела­ет пред­ло­же­ние рас­про­стра­нен­ным. По грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ям и син­так­си­че­ской функ­ции вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

Таблица с вопросами и примерами

НазваниеЧто обо­зна­ча­етВопросОт како­го чле­на пред­ло­же­ния зави­ситСпособ выра­же­ния
ОпределениеПризнак пред­ме­таКакой?
Чей?
от под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния или обстоятельстваСуществительное
Прилагательное
Местоимение
Порядковое числительное
Причастие
ДополнениеПредметКого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?
от ска­зу­е­мо­гоСуществительное
Местоимение
Количественное числительное
ОбстоятельствоМесто, вре­мя, спо­соб дей­ствия и т.д.Где? Когда?
Как? Каким обра­зом? и др.
от ска­зу­е­мо­гоНаречие
Существительное с предлогом
Глагол
Деепричастие

Определение

Обычно в пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние пояс­ня­ет под­ле­жа­щее или дру­гой вто­ро­сте­пен­ный член со зна­че­ни­ем пред­ме­та. Этот вто­ро­сте­пен­ный член обо­зна­ча­ет раз­лич­ные при­зна­ки пред­ме­тов (какой?) или при­над­леж­ность (чей?). В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся вол­ни­стой линией.

Крупные мох­на­тые (какие?) сне­жин­ки закру­жи­лись в воз­ду­хе (Г. Скребицкий).

Способы выражения определения

Определения выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

  • при­ла­га­тель­ны­ми (сол­неч­ный луч, мами­на доч­ка);
  • оди­ноч­ны­ми при­ча­сти­я­ми (обле­тев­шие листья) и при­част­ны­ми обо­ро­та­ми;
  • поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми (пер­вый ответ);
  • местоимениями-прилагательными (наш сад, твой дом);
  • суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в кос­вен­ном паде­же (паль­то из шер­сти, еголицо);
  • сло­во­со­че­та­ни­я­ми (стол из крас­но­го дере­ва).
  • наре­чи­я­ми (паль­то нарас­паш­ку, рубаш­ка навы­пуск);
  • инфи­ни­ти­вом (жаж­да выжить, при­выч­ка шеп­тать).

Зеленоватый сумрач­ный воз­дух , напол­нен­ный дымом и жёл­ты­ми отсве­та­ми скал , стру­ил­ся над нами (К. Паустовский).

Медведь (какой?) сред­ней вели­чи­ны возил­ся око­ло липы (В. Арсеньев).

Дополнение

Чтобы понять, что такое допол­не­ние, вспом­ним немно­го осно­вы рус­ско­го син­так­си­са.

В дву­со­став­ном про­стом пред­ло­же­нии суще­ству­ет обыч­но два состава:

  1. состав под­ле­жа­ще­го (под­ле­жа­щее + определения);
  2. состав ска­зу­е­мо­го (ска­зу­е­мое, допол­не­ние и обстоятельство).

Вот поче­му такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся дву­со­став­ным в отли­чие от одно­со­став­ных пред­ло­же­ний.

Дополнение харак­те­ри­зу­ет ска­зу­е­мое. Этот вто­ро­сте­пен­ный член обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных падежей:

Шорник Антип Калачиков ува­жал (в ком?) в людях душев­ную (что?) чут­кость (В. Шукшин).

Под зеле­нев­ши­ми дуба­ми зем­ля была усы­па­на (чем?) листья­ми (В. Вересаев).

При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния допол­не­ние под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной линией.

Прямое и косвенное дополнение

В зави­си­мо­сти от того, какой падеж­ной фор­мой суще­стви­тель­но­го (место­име­ния) выра­жен рас­смат­ри­ва­е­мый вто­ро­сте­пен­ный член и какой гла­гол (пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный) управ­ля­ет им, в пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют пря­мое или кос­вен­ное допол­не­ние.

Если дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, пере­хо­дит непо­сред­ствен­но на пред­мет, то такое допол­не­ние явля­ет­ся пря­мым. Грамматически это выра­жа­ет­ся сле­ду­ю­щим обра­зом: пере­ход­ный гла­гол управ­ля­ет суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га или роди­тель­но­го паде­жа, если сло­во име­ет зна­че­ние части от целого.

Горные хреб­ты пере­се­ка­ли при­мор­скую (что?) доли­ну (К. Паустовский).

Остальные допол­не­ния явля­ют­ся кос­вен­ны­ми. Сравним:

Я пишу (что?) кни­гу . Разумеется, я поль­зу­юсь при этом (чем?) язы­ком , (чем?) сло­ва­ми (Ю. Смирнов).

Обстоятельство

Что такое обстоятельство?

Обстоятельство при­над­ле­жит к груп­пе ска­зу­е­мо­го и харак­те­ри­зу­ет раз­лич­ные усло­вия совер­ше­ния дей­ствия или про­яв­ле­ния при­зна­ка предмета.

За мостом (где?) я под­нял­ся (куда?) на взго­рье , вошел (куда?) в город моще­ной доро­гой (И. Бунин).

Вопросы к обстоятельству

В зави­си­мо­сти от того, какой при­знак дей­ствия или дру­го­го при­зна­ка обо­зна­ча­ет обсто­я­тель­ство, этот вто­ро­сте­пен­ный член отве­ча­ет на вопросы:

  • рас­тут где? в поле;
  • ведут куда? вдаль;
  • тянет отку­да? из подвала;
  • слу­чи­лось когда? утром;
  • извест­но с каких пор? с дав­них пор;
  • поблед­нел поче­му? от страха;
  • вышел с какой целью? встретить;
  • сме­ять­ся как? заразительно;
  • смеш­ной до какой сте­пе­ни? очень;
  • гуля­ем несмот­ря на что? на про­лив­ной дождь;
  • зво­ни­те при каком усло­вии? в слу­чае высо­кой температуры;
  • свер­нул­ся подоб­но чему? колобком.

При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной лини­ей с точ­ка­ми меж­ду её штри­ха­ми, например:

На реке (где?) еще было про­хлад­но и тихо (И. Бунин).

Зимой (когда?) Балтика пустын­на и угрю­ма (К. Паустовский).

Виды обстоятельств

Таблица «Виды обстоятельств»

ВидыВопросыЧто обо­зна­ча­ютПримеры
1. МестаГде? Куда? Откуда?Место дей­ствия, направ­ле­ние, путь движенияОн купил кни­гу в мага­зине.
2. ВремениКогда? Как дол­го? С каких (до каких) пор?ВремяВчера он купил книгу.
3. Образа действияКак? Каким образом?Качественная харак­те­ри­сти­ка дей­ствия, спо­соб его совершенияОн дол­го выби­рал книгу.
4. ПричиныПочему? На каком основании?Причина, повод, мотив, осно­ва­ние совер­ше­ния действияИз-за спеш­ки он не купил книгу.
5. ЦелиЗачем? С какой целью?Цель совер­ше­ния действияОн купил кни­гу для учё­бы.
6. УсловияПри каком условии?Условие совер­ше­ния действияПри жела­нии он мог купить эту книгу.
7. УступкиВопреки чему? Несмотря на что?Условие, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся действиеНесмотря на нехват­ку денег, он купил книгу.
8. Меры и степениНасколько? В какой степени?Степень про­яв­ле­ния при­зна­ка или действияОн купил слиш­ком доро­гую книгу.

Способы выражения обстоятельств

Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

Быстро (как?) под­ни­ма­лось и рос­ло белое обла­ко (отку­да?) с восто­ка (С. Аксаков).

Но стаи тете­ре­вов выле­та­ли (как?) с шумом из люби­мой рощи ( с какой целью?) искать ноч­ле­га (где?) на высо­ких и откры­тых местах … (А. Аксаков).

Военный, (как?) при­дер­жи­вая рука­ми в зам­ше­вых пер­чат­ках полы шине­ли , взбе­жал (куда?) на крыль­цо (И. Бунин).

Этот вто­ро­сте­пен­ный член выра­жа­ет­ся также

Примеры:

Бабушка до сих пор любит его без памя­ти и сер­дит­ся, если гово­рят об нём с неува­же­ни­ем (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Однообразная трес­кот­ня уба­ю­ки­ва­ет , как колы­бель­ная пес­ня (А. П. Чехов).

Что-то на ред­кость фаль­ши­вое и неуве­рен­ное чув­ство­ва­лось бук­валь­но в каж­дой строч­ке этих ста­тей, несмот­ря на их гроз­ный и уве­рен­ный тон (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Видеоурок

Второстепенные члены предложения

Прежде чем приступить к изучению непосредственно заявленной темы, давайте вспомним, что, как смысловым, так и грамматическим ядром предложения являются главные члены — а именно, сказуемое и подлежащее. В таком виде они составляют его грамматическую основу.

Стоит отметить, когда в высказывании имеются исключительно главные члены, они являются нераспространенными. К примеру, таким высказыванием может быть «Намело снег». В своем роде, это коротко и практично, но не может в полной мере сформировать единый образ данного предмета, а следовательно, его употребление строго ограничено.

И вот мы уже близки к пониманию того, зачем же нужны второстепенные члены предложения? Они служат для пояснения, как подлежащего, так и сказуемого, но могут также пояснять и различные иные члены предложения. Их особенность заключается в том, что они связываются с иными членами, включенными в состав непосредственно подчинительной связью.

Ниже предлагается рассмотреть, что собой представляют второстепенные члены, какую роль играют в целом, какие виды бывают и многое другое, рассмотреть практическую часть – их формирование и включение в состав простого предложения.

Что называют второстепенными членами предложения

Второстепенный член предложения может быть связан с другими членами не только подчинительной связью согласования, но также примыкания или управления. Это зависит от того, каким именно является текущее предложение, насколько грамотно и объемно оно составлено, что включает в себя.

В общем случае под второстепенными членами предложения подразумевается следующее: это зависимые, как правило от главных, хотя не исключено что и от других второстепенных, члены предложения, задача которых пояснять те члены, от которых они зависят.

Фактически, под такими частями принято понимать все значимые слова, которые не являются грамматической основой. На практике к каждому из них может задаваться соответствующий вопрос. Иногда данный вопрос задается непосредственно от подлежащего или сказуемого, в других случаях это может зависеть от иных членов, входящих в состав написанного.

Давайте выделим отдельные составные элементы на примере фразы – Человек скрылся за поворотом .

В данном аспекте главными будут «Человек скрылся», а второстепенными станет «за поворотом». В данном случае, задается вопрос: «Где скрылся человек?» — второстепенный член указывает на пояснение.

Виды второстепенных членов

В русском языке различают всего порядка трех различных видов второстепенных частей предложений. Ниже предлагаем рассмотреть каждый из них детальнее.

Но сперва, мы считаем, что будет уместно повторить понятие главных членов предложения, их ключевые роли, которые в дальнейшем помогут во многом определиться со второстепенными. В частности, к ним принято относить:

  • Подлежащее – его задача сводится к тому, чтобы определять главный объект в предложении, о котором в дальнейшем и приводится конкретная информация. В рамках поставленной задачи подлежащее должно отвечать на вопросы «Кто?», «Что?».
  • Сказуемое – его задача непосредственно обозначить ответы на такие вопросы, как «Что именно делает данный объект?», а также определить «Какой он есть?». В частности, его назначение сводится к тому, чтобы раскрыть именно то, за что говорится в подлежащем, что определяется им самим.

Определение

Определением будем называть такой член предложения, который указывает на признак или качество описываемого объекта. Его задача отвечать на следующие вопросы: Какой? Чей? Который?

В частности, задача определения пояснять слово с конкретным, предметным значением. Рассмотрим на примере следующее предложение.

Большой корабль плыл по бескрайнему морю.

В данном случае, определением можно считать слова, отвечающие на вопросы — Какой? Какому? И это будут части речи «большой», «бескрайнему». Данные определения в полной мере могут совпадать в числе, а также падеже и роде с конкретными, определяемыми словами. В этом случае их принято называть согласованными определениями .

Несогласованными определениями обеспечивается связь с главным словом непосредственно подчинительной связью примыкания или же управления. Они могут выражаться отдельными частями речи, а также их отдельными формами.

  • Существительным, проставленным в косвенном падеже, как с предлогом, так и без него.
    Пример – книга ученика (чья?) .
  • Притяжательным местоимением, склоненным в третьем лице.
    Пример – их дела – дела их (чьи?) .
  • Отдельными формами наречия.
    Пример – удар исподтишка .
  • Прилагательного в сравнительной степени.
    Пример – кофе посвежее .
  • Также можно выделить инфинитив.
    Пример – желание присесть .
  • Словосочетания нечленимые.
    Пример – улица в десяти метрах .

Дополнение

Дополнением будем считать такой второстепенный член, который расширяет описательный смысл сказуемого и принадлежит к его составу, что явно прослеживается в предложении. Дополнение указывает на объект или средство действия, к которому можно задать любые косвенные падежные вопросы (Кого? Чего? Кому? Чему? …).

Предложение – Бабушка покормила грудного ребёнка .

Дополнением в данном случае будет указание на то, кого покормила бабушка? А именно – ребёнка.

В русском языке существуют такие понятия как прямое и косвенное дополнение. Прямым дополнением называют такое, на которое действие сказуемого направлено непосредственно ( я уронил газету ). В остальных случаях мы имеем дело с косвенным дополнением ( я уронил на газету ).

Я присел на корточки и напряг мышцы .

В данном случае, «корточки» выступают в роли косвенного дополнения, а «мышцы» являются прямым дополнением, которое выражается без дополнительного предлога.

Обстоятельство

Обстоятельство — член предложения, который раскрывает обстоятельства (образ, время, способ) совершаемых глаголом действий. Зачастую оно поясняет само сказуемое, но при этом может запросто относиться и к иным членам предложения. Отвечает на вопросы — Где? Куда? Когда? Как? …

Обстоятельство, как и дополнение, относится к составу сказуемого. Чтобы не путать их между собой, вам достаточно запомнить следующее: когда в предложении существует некий объект действия, то дополнение описывает сам объект, а обстоятельство описывает его признаки.

Егерь потушил кострище незаметно .

Сами обстоятельства можно условно подразделить на отдельные виды:

  • Обозначающие образ действия .
    Пример – большая, крупная шишка стремительно падала с ели . В данном случае обстоятельство отвечает на вопрос — как?
  • Обстоятельства меры и степени .
    Свеча едва горела в комнате . Сказуемое указывает на степень действия.
  • Указывающие на конкретные места .
    Девушка шагала навстречу судьбе . В предложении есть указание — куда?
  • Обстоятельства, указывающие на конкретное время .
    Завтра ты должен выполнить слово . Здесь мы видим обстоятельство (когда?).
  • Обстоятельства, указывающие на условие .
    Подготовим урок, имея задание . Подготовим при каком условии?
  • Обстоятельство, указывающее на причину.
    Мастер не приехал из-за заторов . Обстоятельство в данном случае объясняет (по какой причине?).
  • Обстоятельство, указывающее на цель .
    Желал получить доход, чтобы помочь людям . В данном примере обстоятельство указывает (с какой целью?).
  • Некоторые обстоятельства, указывающие на конкретные уступки .
    Посчастливилось вопреки обстоятельствам . На примере можно увидеть, что обстоятельство указано как (вопреки чему?)

Таблица-памятка

Давайте оформим только что изученные второстепенные члены в виде сводной таблицы.

НазваниеОбозначаетВопросыЗависимость от члена предложенияСпособы выражения
ОпределениеПризнак самого предметаЧей? Какой?Дополнения, Обстоятельства, ПодлежащегоСуществительным, Порядковым числительным, Местоимением, Причастием, Прилагательным
ДополнениеСам предметКого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём?СказуемогоКоличественным числительным, Местоимением, Существительным
ОбстоятельствоВремя, место, способ действияГде? Когда? Как? Каким образом?СказуемогоГлаголом, Существительным с предлогом, Наречием

Как подчеркиваются второстепенные члены

Вам необходимо запомнить, что в предложении различные второстепенные члены будут подчеркиваться определёнными типами линий. В зависимости от того, о каком именно второстепенном члене идет речь, стоит выделить три варианта подчеркивания:

  • Дополнение будет подчеркиваться штриховой линией .
  • Определение подчеркивается волнистой линией .
  • Обстоятельство подчеркивается штрихами в сочетании с точками .

Работа с ребёнком по теме второстепенных членов

Чтобы можно было провести с ребенком полноценную работу по теме второстепенных членов, необходимо создать своеобразный мини-урок, в рамках которого ребенок сможет без проблем определить назначение предмета, понять суть задачи. Условно, можно подразделить урок на несколько отдельных частей, последовательно совершаемых действий:

  • Организационный момент, в рамках которого, ребенок выполняет действия, способные стать предпосылкой к последующему уроку. В частности, нужно попробовать записать число, название домашней работы. Обязательно стоит оставить строку для последующего написания названия темы, а уже в следующей строке необходимо будет проставить точку с красной строки.
  • Провести словарную работу, в рамках которой потребуется повторить словарные слова, выполнить взаимную проверку. Также потребуется провести знакомство с новыми словами, установить, насколько есть понимание значения конкретных слов. Далее ребенку необходимо составить некоторое предложение, в рамках которого используются слова, опираясь на конкретную схему.
  • Обязательно потребуется провести актуализацию знаний. В частности, можно подчеркнуть грамматическую основу, а после чего обязательно назвать, под каким конкретно номером следует подлежащее.
  • Изучение и проработка нового материала. Для ребенка необходимо будет придумать нечто увлекательное, например, подготовить обычную сказку, на примере которой можно будет в дальнейшем задать конкретные вопросы, установить наличие и вид второстепенных элементов.
  • В итоге обязательно необходимо составить домашнее задание, в полной мере проработать его. В частности, необходимо будет предоставить ребенку возможность продолжить предложения, а также установить второстепенные компоненты.

Как объяснить второстепенные члены предложения

Чтобы можно был объяснить ребенку второстепенные члены предложения, изначально, необходимо, в общем вспомнить, что такое речь. Она бывает, как устной, так и письменной.

Далее потребуется поговорить о том, что такое предложение, и о том, на какие части делится предложение. Также можно определить, на какие цели делится предложение, а также зафиксировать конкретные интонации.

Затем, на примере конкретных предложений обязательно стоит определить подлежащее, сказуемое. Только после этого ребенок может без проблем приступать к освоению материала, который содержит в себе информацию о второстепенных членах предложения.

В завершении необходимо будет просто нарисовать для ребенка обобщенную карту, на примере которой он сможет разобрать пример предложении и его второстепенных членов.

Порядок разбора предложения по членам

Стоит отметить, существует некоторый порядок разбора предложения по отдельным составным частям. Порядок выглядит следующим образом:

  • Предварительно важно внимательно прочитать само предложение, после чего корректно уяснить его общее содержание.
  • Как только предложение будет внимательно прочитано, обязательно необходимо выделить в нем подлежащее. В соответствии с общими правилами, оно будет обозначать либо предмет, либо объект, о котором имеется конкретная информация. Отвечает оно на вопросы «Кто?» или «Что?». Подчеркивается в предложении сплошной одинарной линией.
  • Далее потребуется таким же образом определить сказуемое. Оно обозначает именно то, что будет сказано о конкретном предмете. Также, чаще всего оно будет отвечать непосредственно на вопросы глаголов. Подчеркивается сказуемое сплошной двойной линией.
  • Далее будет необходимо найти некоторые слова, к которым будут проставлен вопросы, идущие от подлежащего. К примеру, они будут относиться непосредственно к нему и, зависеть от него же. Таким образом найдутся Определения .
  • После этого важно найти некоторые слова, к которым в речи проставляются вопросы, представленные от сказуемого. В частности, они относятся исключительно к нему, а также будут зависеть от него же. В этом качестве могут выступать Дополнения и Обстоятельства .
  • В заключение, потребуется обратить внимание на то, есть ли возможность от уже найденных второстепенных членов проставить вопросы к ещё не задействованным словам. Эти слова также могут исполнять роль второстепенных членов предложения, поэтому разбираем и их.

Задание. Найдите второстепенные члены в предложении

В качестве финального аккорда давайте разберём несколько предложений, чтобы найти в них второстепенные составляющие.

  1. Маленький мальчик читает журнал.
  2. На кухне стоит стол и деревянные стулья.
  3. В зимнем сквере метет снег.
  4. Серый кролик перебегал от одной грядки к другой.
  5. Выглянуло сияющее солнце.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/opredelenie-dopolnenie-obstoyatelstvo.html

http://gramotnosty.ru/russkiy-yazyk/sintaksis/vtorostepennye-chleny-predlogheniya.html