Перепишите подчеркивая в предложениях с именным составным сказуемым подлежащее одной чертой

Приложение 1

Задание 1. Перепишите; поставьте, где требуется, тире. Подчеркните подлежащее и сказуемое, укажите вид сказуемого.

1. Человек есть украшение мира. (М. Горький.) 2. Хозяин дома был ветеринар. (В. Солоухин.) 3. Доб­рый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном. (М. Лермонтов.) 4. И вот она (муза) в саду моем явилась барышней уездной (А. Пушкин.) 5. Она в семье своей родной казалась девочкой чужой. (А. Пушкин.).

Задание 2. Перепишите; поставьте, где требуется, тире. Подчеркните подлежащее и сказуемое, укажите вид сказуемого.

1. Обязанность и дело чести каждого граждани­на добросовестный труд в избранной им области обще­ственно полезной деятельности. 2. Всему миру извест­но, что Юрий Гагарин первый космонавт. 3. Измена Родине тягчайшее преступле­ние перед народом. 4. Долг каждого гражданина России уважать национальное до­стоинство других граждан, укреплять дружбу наций и народностей многонационального государ­ства. 5. Праздный человек точно часы без стрелок.

Задание 3. Перепишите; поставьте, где требуется, тире. Подчеркните подлежащее и сказуемое, укажите вид сказуемого.

1. Узбекистан земля ставшая садом. 2. Современный Узбекистан республика, где действуют сотни предприя­тий, представляющих более ста отраслей промышлен­ности. 3. Самая молодая отрасль промышленности рес­публики гелиотехническая. 4. Навои один из ведущих промышленных центров Узбекистана. Навои город хи­миков, энергетиков, строителей. 5. Многим знакома ста­ринная узбекская пословица: вода это жизнь. 6. Но, конечно же, Узбекистан прежде всего основная хлоп­ковая база страны. Хлопок богатство республики. (Из газет.)

Задание 4. Спишите предложения. По­ставьте пропущенные тире между подлежащим и ска­зуемым. Подчеркните подлежащее и сказуемое, укажите вид сказуемого.

1. Быть светлым лучом для других, самому излу­чать свет вот высшее счастье для человека. (Ф. Дзер­жинский.) 2. Биться в одиночку жизни не перевернуть. (Н. Островский.) 3. Лучшее наслаждение, самая высо­кая радость в жизни чувствовать себя нужным и близ­ким людям. (М. Горький.) 4. Читать значит вырабаты­вать вкус, постигая прекрасное. (К. Федин.) 5. Прево­сходная должность быть на земле человеком. (М. Горь­кий.) 6. Вновь прочитать уже читанную книгу значит вновь увидеть старого друга. (Вольтер.)

Задание 5. Прочитайте. Устно расскажите, в каких предложениях вы поставите тире между подлежащим и сказуемым. Выпишите те предложения, в которых вы тире не поставили. Объясните, в каких случаях не ста­вится тире между подлежащим и сказуемым.

1. Белоручка не работник. 2. Без дела жить толь­ко небо коптить. 3. Безделье мать пороков. 4. Дисцип­лина против беспорядка плотина. 5. Дружба что стек­ло: разобьешь не сложишь. 6. Знание половина ума. 7. В труде победить мир укрепить. 8. Дети как цветы уход любят. 9. Первое в жизни честно служить Отчиз­не. 10. Правда как солнце, ее ладонью не прикроешь. 11. Праздный человек точно часы без стрелок. 12. Че­ловек без родины что земля без семени.

I. Перепишите, подчёркивая в предложениях с именным составным сказуемым подлежащее одной чертой, а сказуемое — двумя и ставя тире, где это необходимо

1) Грушницкий юнкер. (Л.) 2) Производить эффект их наслаждение. (Л.) 3) Его цель сделаться героем романа. (Л.) 4) Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма. (Л.) 5) Солотча извилистая неглубокая река. (Пауст.) 6) Путь в лесах это километры тишины, безветрия. (Пауст.) 7) Боевая рубка это мозг корабля. (Нов.-Пр.)

II. Перепишите, подчёркивая в предложениях с именным составным сказуемым подлежащее одной чертой, а сказуемое — двумя и ставя тире, где это необходимо

1) Слово одежда всех фактов, всех мыслей. (М. Г.) 2) Язык литературы важное орудие производства для писателя. (Н. О.) 3) «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии. Оценить такое произведение значит оценить самого поэта во всём объёме его творческой деятельности. (Бел.) 4) Правдоподобие положений и правда диалога вот настоящие законы трагедии. (П.) 5) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (П.) 6) Критика науки открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы. (П.)

III. Перепишите, подчёркивая в предложениях с именным составным сказуемым ежащее одной чертой, а сказуемое — двумя и ставя тире, где это необходимо

1) Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя вот материалы, из которых слагается великий учёный.(Тим.) 2) Речевая культура человека это зеркало его духовной жизни. (Сухомл.) 3) Основной мотив моей жизни не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперёд. (Циолковский.) 4) Для молодёжи, как и для нас, вопрос чести оправдать те большие упования, которые возлагает на науку наша Родина. (Павлов.) 5) Цель всего дела человек, его свобода, его счастье. (А. Н. Т.) 6) Наша задача укреплять Родину. (Н. О.)

IV. Перепишите, подчёркивая в предложениях с именным составным сказуемым ежащее одной чертой, а сказуемое — двумя и ставя тире, где это необходимо

1) Наше знамя это мир. (Н. О.) 2) Творческая работа это прекрасный, необычно тяжёлый и изумительно радостный труд. (Н. О.) 3) Мой рабочий день десять — двенадцать часов в сутки.(Н. О.) 4) Дружба, честность, коллективизм наши подруги. Воспитание мужества, отваги, беззаветная преданность революции, ненависть к нашим врагам наши законы. (Н. О.) 5) Вьётся улица-змея. Дома вдоль змеи. Улица моя, дома мои. (Маяк.) 6) Первая цель искусства воспроизведение действительности. (Черн.)

V. Перепишите, подчёркивая в предложениях с именным составным сказуемым ежащее одной чертой, а сказуемое — двумя и ставя тире, где это необходимо

1) Правдоподобие положений и правда диалога вот настоящие законы трагедии. (П.) 2) Первая цель искусства воспроизведение действительности. (Черн.) 3) Моё занятие этнография, изучение жизни русских людей. (Прж.) 4)Сердце не камень. 5) Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (П.) 7) Биться в одиночку жизни не перевернуть. (Н. Островский.)

Лекция 3, п.1.1. Согласование сказуемого, с.14-16*.

1.Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее, чтобы не получилось: Детвора благодарны шефам за подарок.

2. При подлежащем, в состав которого входят слова множество, ряд, часть, большинство, меньшинство и управляемое существительное в родительном падеже (типа большинство учеников, ряд школ), сказуемое может стоять как во множественном, так и в единственном числе.

Единственное число употребляется в том случае, если:

-существительное обозначает неодушевленные предметы (ряд столов стоял…);

-не подчеркивается активность действующих лиц (большинство учеников отсутствовало).

Множественное число употребляется для подчеркивания активности действия лиц (Часть студентов сдали экзамены).

3.При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием (семь часов, несколько человек…), сказуемое может стоять в форме единственного и в форме множественного числа.

Формой множественного числа подчеркивается активность действующих лиц.

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных. ().

Форма единственного числа сказуемого употребляется:

    при подчеркивании пассивности действующих лиц:

Двадцать человек стояло в стороне;

    если существительное, входящее в состав подлежащего, обозначает неодушевленный предмет или животное:

Прошло сто лет – и что ж осталось

От сильных, гордых сих мужей,

Столь полных волею страстей? ();

    при составном числительном, оканчивающемся на один (Тридцать три богатыря – выходят, а тридцать один богатырь – выходит).

4.Сказуемое ставится в единственном числе, если в состав подлежащего входят слова много, мало, немного, только, лишь.

Уже много учеников посетило эту выставку.

5.Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой может ставиться в единственное число, и во множественное. Множественное число подчеркивает равноправность, активность действующих лиц.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Извести ее хотят ().

Единственное число указывает на то, что одно действующее лицо – главное.

Жил старик со своею старухою ().

6.При подлежащем может быть приложение, но это не влияет на согласование. Сказуемое согласуется с определяемым словом.

На последних соревнованиях автомобиль «Жигули» пришел первым.

Но: «Жигули» пришли первыми (здесь «Жигули» – уже не приложение); Директор школы Фролова ушла на собрание. (Приложение выражено именем собственным.)

7.Сложности вызывает согласование сказуемого с несколькими подлежащими.

При прямом порядке слов сказуемое ставится в форме множественного числа, при обратном сказуемое согласуется с ближайшим из подлежащих.

Ее судьба, ее конец

Погиб и кормщик и пловец ().

*Материал для лекций взят из учебного пособия: Русский язык и культура речи. – М., 2006.

Задания для самостоятельной работы из практикума**

8. Выберите нужную форму. Объясните свой выбор.

По приблизительным подсчетам, сегодня церковь (посещает, посещают) примерно треть жителей Латвии. Большинство произведений Куприна (заканчивается, заканчиваются) трагично. В течение трех последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно (обращались, обращалось) в вышестоящие организации. Ровно в 6 часов вечера (прозвучало, прозвучали) одиннадцать выстрелов. В нынешнем году в столице (открылось, открылись) десять новых школ. Три школы (закрыты, закрыто) и три (переименованы, переименовано). Для них несколько фабрик (шьет, шьют) костюмы. В майские дни прошлых лет пресса, в том числе и автор этих строк, всегда (писала, писали) о победе над Германией, (вспоминали, вспоминала) героев войны.

9. Поставьте сказуемое в нужной форме. Укажите возможные варианты.

В конкурсе участвовал… тридцать один школьник. Три скамейки стоял… у стены. Большинство произведений поэта посвящен… теме любви. Не то снег, не то град выпад… завтра. Любопытство, а не жажда познания взял… верх.

10. Выберите нужную форму сказуемого и объясните свой выбор.

Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрацию. Плащ-палатка (был, была) уж (сложен, сложена) и (упакован, упакована) в рюкзак. «Известия» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему. Озеро Ильмень (расположен, расположено) недалеко от Новгорода. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. Женщина-врач (дал, дала) направление в больницу.

** Материал для практикума взят из учебного пособия: Русский язык и культура речи. – М., 2006.

(Лекции и практикум входят в комплекс по ортологии для учащихся гуманитарных классов и абитуриентов, свидетельство о публикации прилагается)

Исследуйте тестовые задания***.

Найдите задания по теме «Нарушение согласования подлежащего и сказуемого».

Укажите № данных предложений и запишите исправленный вариант.

Подчеркните грамматическую основу в записанных предложениях.

Лекция была удачна и по форме, и по содержанию. Уже много учеников посетило эту выставку. Воздух был свеж, душистый и прозрачен. Согласно приказа декана каникулы перенесены на февраль. Посетив Москву, иностранные туристы побывали в музеях, театрах, на концертах. Меня спросили, что не знаю ли я, как проехать в Лаврушинский переулок. Отец всегда удивлялся трудолюбию сына. Обоз стоял на большом мосту, тянувшемся через широкую реку. На совещании были обсуждены ряд важных вопросов. В «Восемнадцатом году» рассказывается о гражданской войне. Вопреки усилиям учителей, мальчик учился плохо. Чацкий нанес решительный удар обществу, ненавидевшего инакомыслие. В темноте ему почудилось, будто кто-то идут по его следам. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полиции и которую он оставил без всяких средств к существованию. Большинство картин художников-передвижников было воспринято как гимн человеку, его высоким духовным ценностям. Ввиду недостатка в продовольствии, сокращение пути теперь было особенно важно. Она ничего не знала о том, что произошло на даче. Жители города ожидали и надеялись на мирное разрешение конфликта. Вследствие использования минеральных удобрений удалось собрать рекордный урожай. Согласно распоряжения директора срок подачи документов истекает первого января две тысячи двенадцатого года. Все, кто работают с любовью, вносят поэзию в любое дело, то есть подходят к делу творчески. Координировать и руководить деятельностью смежных организаций — задача нашего отдела. Альпинизм закаляет не только физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки. Современники Пушкина гордились и любили его творения. Мир русской культуры, благодаря её восприимчивости, необычайно богат. Одним из интеллигентнейших людей, обладавшим уважением к культуре прошлого, был Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Все, кто интересуются театром, знают имя Алексея Бахрушина — основателя музея истории театра. Одному человеку можно действовать от имени другого только по предъявлению доверенности. Пушкина перед Россией велики и достойны народной признательности. Все, кто бывали в Кижах, помнят Покровскую церковь, опоясанную резным деревянным кружевом. Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с вулканами. Наши ученые благодаря современным технологиям исследовали глубины озера Байкал и нашли под илистым дном залежи углеводородов. Все, кто читали роман Достоевского «Преступление и наказание», помнят печальную историю семьи Мармеладовых. Документом, дающим право бесплатного проезда в общественном транспорте, является удостоверение «Ветерана труда». Как отмечалось в этом документе, задача нашего отдела – координировать и руководить деятельностью смежных организаций. Только те, кто смотрят вперёд, могут стать настоящими людьми. Сегодня, вопреки прогноза метеорологов, день выдался ясный, солнечный. Декабристы хотели облегчить судьбу народа и дали толчок развитию революционному движению. Манилов хвастался, что за Павла Ивановича Чичикова он «всегда готов ручаться». Президент попросил министров доложить всё, что происходит в стране. Согласно приказу директора школьники должны пройти медицинский осмотр. Те, кто побывали на смотровой площадке у Сакре-Кёр, реально представляют масштабы Парижа. Русские поэты 19-20 веков знали и использовали народную символику. Сразу по приезду в уездный город Чичиков стремился установить деловые связи с местными чиновниками. Вопреки приказа директора спорткомплекса соревнования отменили. В книге описывается происхождение религии и какими обрядами она

В городе была создана специальная комиссия по градостроительству, которой было поручено координировать работу всех строительных фирм. По окончанию производственной практики каждый студент должен написать отчёт о проведённой работе. Счастливы те, кто приближается в своей жизни к идеалу, сложившемуся в юности. На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить её себестоимость. о себе говорил, что последнюю каплю крови пожертвует он России. Вследствие торфяных пожаров в Подмосковье был уничтожен большой массив леса. Те, кто любит поэзию Есенина, безусловно, хорошо помнит цикл стихотворений «Персидские напевы». Николай Карамзин замечал, что литераторы «излишне смиренны в мыслях о народном своём достоинстве». В этом исследовании не только изучает поэтические и прозаические тексты, но и ставит серьёзные нравственные и философские вопросы. Первое время по приезде в Новгород молодой врач чувствовал себя неуверенно. Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудет его строгой красоты Главным и удивительным свойством Гайдара было, что его жизнь никак нельзя было отделить от его книг. Эпоха Екатерины Второй украсила Кремль одним из величественнейших и

значительнейших по исторической судьбе зданий, которое долго называли Сенатом.

Чувство восхищения учителем переполняло оратора, речь которого была

взволнованной и проникновенной.

Последний пример доказывает о том, что приобретение автомобиля – слишком

ответственное дело, чтобы доверять его случайным людям.

Как успех, так и неудачи бывает в жизни каждого человека. Большинство делегатов, собравшихся на съезде работников тяжёлой

промышленности, поддержали выступление оратора.

Мечта живописца о покое и гармонии воплощена в пейзаже «Сне Андерсена». Те, кто увлекается дизайном одежды, оценят новую коллекцию модельера.

*** Задания для тренировки взяты из сборников ЕГЭ разных лет

Задание 7 ЕГЭ — 2015

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А). Самара является одним из старейших городов России, расположенный на Волге.

1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Манилов хвастался, что за Павла Ивановича Чичикова я «всегда готов ручаться».

2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Мечта живописца о покое и гармонии воплощена в пейзаже «Сне Андерсена».

3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложениями

Г) Согласно приказа директора школьники должны пройти медицинский осмотр

4. ошибка в построении предложения с однородными членами

Д). Работая над рукописью, у была возможность познакомиться с архивными документами.

5. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7. неправильное построение предложения с косвенной речью

А) Те, кто владеет информацией, владеет ситуацией и имеет преимущество перед конкурентами – таким принципом руководствуются все без исключения предприятия – участники рынка.

1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Сегодня, вопреки прогноза метеорологов, день выдался ясный, солнечный.

2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Декабристы хотели облегчить судьбу народа и дали толчок развитию революционного движения.

3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложениями

Г) Русский писатель говорил, что «никогда не употребляйте иностранных слов, русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

4. ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Услыхав клевету, нахальную, беспардонную, у меня задрожали руки

5. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7. неправильное построение предложения с косвенной речью

Разноуровневые карточки по руусскому языку на тему»Главные члены предложения» (8 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Главные члены предложения

Найти в предложениях подлежащие, определить, чем они выражены.

1) Где совесть с правдой обитают?

2) До полюса дошло на лыжах пять человек.

3) Слабенькое гав-гав собачонки никого не пугало.

4) Двое уже обогнали меня.

5) Здравый человек учится на чужих ошибках – глупца ничто не научит.

6) Невидящий лишь то берёт, что видящий ему даёт.

Синтаксический разбор предложения. Объясните вставленные буквы.

З…ря разг…ралась всё больше, краски на камышах и в…де бе…пр…станно менялись, туман завитками плыл вместе с рекой, ивовые листья бл…стели, как лакирова…ые.

В каком наклонении стоят глаголы в предложениях? Подчеркните сказуемые, определите, чем они выражены.

1) Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле.

2) Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной.

3) Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

4) Ещё я долго буду петь.

5) Твоих друзей не канут в лету бесчисленные имена.

Подчеркните грамматические основы предложений, определите, чем выражены сказуемые. Объясните вставленные буквы.

Наступила ненас…ная осень. Листья (с)начал… почернели, а (за)тем и (со)всем опали. Зар…дили бе…пр…станные дожди. Всё небо зат…нули свинцовые тучи. Лес пр…тих, наст….рожился. Но вот нал…тел ре…кий ветер, д…ревья заскр…пели, в их в…ршинах раздался треск.

Найдите предложения с составным глагольным сказуемым.

1) Ящериц кругом было много.

2) Я хочу поговорить с ним об этом.

3) Он собирался написать письмо отцу.

4) Мы будем вместе решать эту проблему.

5) Удочки будто подбрасывала резвая волна.

Найдите предложения с составным именным сказуемым.

1) Летние ночи Петербурга – это непрерывная вечерняя заря.

2) Я не мог оторвать глаз от убегающих лесов.

3) В лицо мне дышит свежая трава.

4) В комнате было тихо, темно и очень душно.

5) День будет долог, светел и горяч.

В каких предложениях подлежащее выражено словосочетанием?

1) Средняя скорость ветра – двадцать километров в час.

2) По пескам у горизонта плыли три белых паруса.

3) Чинить яхты – работа не очень приятная.

4) В нашей семье все читают «Аргументы и факты».

5) В оде Державина нарисован условный портрет монарха.

6) Четверо ребят отправились на рыбалку.

В каких предложениях нужно поставить тире?

1) Иметь хороший почерк одно из правил вежливости.

2) Утро ясное, солнечное.

3) Читать вечером книги моё любимое занятие.

4) Снег у крыльца как песок зыбучий.

5) Двадцать делится на два.

6) Летние ночи Петербурга это непрерывная вечерняя заря.

7) Средняя скорость ветра двадцать километров в час.

Переделайте предложения так, чтобы простое глагольное сказуемое стало составным именным.

Образец : Улица опустела. Улица стала пустой.

1. Он часто является ко мне.

2. Мальчик быстро взрослеет.

3. Брат руководит группой.

Высокий уровень : Разберите предложения. Установите, в каких из них подлежащее выражено словосочетанием, а в каких – одним словом.

1) Николай с Денисовым ходили по залам.

2) Комендантша с дочерью удалились.

3) Через пять минут на опустевшей площади остались только Давыдов с Макаром.

4) Отец с сыном шёл в город.

5) Вошла Фенечка с Митей на руках.

6) Розанов с Райнером встретились горячо, по-приятельски.

7) На дороге показался всадник с конём.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Подчеркните главные члены предложения, определите, чем они выражены. Укажите вид сказуемого.

1) Летний вечер тих и ясен.

2) З…л…той метелью мчит…ся ж…лтый лист.

3) Мес…ность р….внин….а, и река (с,з)десь широка и длин…а.

4) Мы медле….о стали пр…бл…жаться к вершине горы.

5) По Северному морскому пути в это лето сновал… великое множество судов.

6) Девочка была огорче…а прои…шедшим.

7) В этом году осень тёплая.

Спишите, поставьте, где необходимо, тире.

1) Простота есть необходимое условие прекрасного.

2) Дело художника рождать искусство.

3) Хороший вкус это прежде всего чувство меры.

4) Сегодня море как небо.

5) Озеро словно зеркало.

6) Очень важное проявление вежливости поздороваться первым.

7) Жизнь нескончаемый экзамен.

8) Для меня жить значит работать.

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните сказуемые и укажите, чем они выражены.

Датчанин Иоганн Даль пр…успел в изучени… языков. (В)начале он начал изучать немец…ий францу…кий (за)тем английский рус…кий и блестяще овл…дел ими. Всего он знал семь языков.

Слава о т…лантл…вом лингвисте дошла до Санкт-Петербурга и Екатерина II решила пр…гласить его на должность б…бл…отекаря. М…л…дой уч…ный пр…был в рус…кую ст…лицу и решил остат…ся в Рос…ии. Он г…тов был верно и преда…о служить ей. Даль стремился всю жизнь зан…мат…ся не только интересным для него но и полезным для общества делом. Эту черту (в)последств… будет старат…ся унаследовать от отца и старший сын Владимир.

Расставьте знаки препинания.

1. Наш дар бессмертный речь (И. Бунин).

2. Лес ценнейшее сырье.

3. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь (А. Твардовский).

4. Пруд как блестящая сталь (А. Фет).

5. Бедность не порок.

6. Её уста как свежая роза рдеют.

7. Слово одежда всех фактов, всех мыслей (А. М. Горький).

Высокий уровень: Спишите, укажите, чем выражено подлежащее и как с ним согласуется сказуемое.

1) Вошла Фенечка с Митей на руках.

2) Два бойца сидят в дозоре над холодною водой.

3) Вдруг под ногами вспыхнуло множество огней и ослепило Лизу.

4) Большинство пассажиров дремали.

5) За столом сидело восемь человек.

6) Некоторые раненые стонали, но большинство молчало.

Перепишите, согласуя сказуемое с подлежащим.

1) В ауле множество собак встретил… нас громким лаем.

2) Базаров с Аркадием уехал…на другой день.

3) В беседке сидел…Фенечка с Дуняшей и Митей на руках.

4) Несколько лодок валял…сь на берегу.

5) Большинство людей хотел… что-нибудь делать.

Переделайте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире.

1. С детских лет путешествия были моей заветной мечтой.

2. Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами.

3. Старый охотник стал моим лучшим другом.

4. Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада.

5. Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной.

Найдите ошибки в употреблении предлогов и исправьте их.

1. Она начала сторониться от своих сверстниц, искать общества среди старших.

2. Команда была уверена в свою победу.

3. Николай очень переживал о болезни брата.

4. Этот человек привлекал к себе симпатии в окружающих.

5. Серьезностью, любовью к книге Наташа резко отличалась среди девочек.

Перепишите, ставя глаголы в прошедшем времени.

1) Перила неожиданно (сломаться).

2) Рельс ( прогнуться).

3) РТС (закончить) подготовку к весеннему севу.

4) Чернил… (засохнуть).

5) Повидло (засахариться).

Средний уровень : Переделать предложения так, чтобы простое глагольное сказуемое стало составным именным.

Образец : Улица опустела. Улица стала пустой .

1. Он часто является ко мне.

2. Мальчик быстро взрослеет.

3. Брат руководит группой.

Определить вид сказуемого в предложениях.

1. Мы слушаем радио. Сегодня будем слушать интересную передачу. Мы начнем слушать эту передачу после ужина. Он будет слушателем школьного лектория.

2. Будь ты в этом доме хозяйкой. Ты будь дома сегодня. Улицы были украшены флагами и ярко освещены.

3. Я гордился бы тобой. Я был бы горд тобой. Я горжусь тобой.

Замените полные формы причастий и прилагательных краткими формами. С некоторыми из них составьте предложения. Каким членом предложения является краткая форма? Какие правила правописания причастий и прилагательных вы применили?

Затерянные ключи, пустынная местность, отремонтированная комната, засеянное поле, свежий хлеб, выкрашенные стены, исправленная и переписанная рукопись, юные артисты, трескучий мороз, горячий песок, неуклюжий медведь, безжизненная пустыня, колючий шиповник, упакованные и отправленные грузы.

Подчеркни только составные именные сказуемые. Подпиши, чем они выражены.

1. Пироги из дрожжевого теста выглядели очень аппетитно.

2. В скромном палисаднике пахло нарциссами и травой.

3. Отец всё время оставался спокойным: он был уверен в искусстве лодочника.

4. Алюминиевые миски ровными шеренгами выстроились на клеёнке.

5. Между мисками строго симметрично расставлены горки чёрного хлеба.

6. Шёлк не рвётся, булат не гнётся.

Запиши номера предложений, в которых:

простые глагольные сказуемые №_________________________

составные глагольные сказуемые №_________________________

составные именные сказуемые №_________________________

1. Отец мой был крестьянин (В. Шукшин).

2. Он был не в состоянии думать о своих делах (А. С. Пушкин).

3. Это было в детстве (А. Битов).

4. Я буду у вас (А. М. Горький).

5. Он был в летах и очень тучен (М. Шагинян).

6. Где ты был трое суток? (В. Быков).

Поставить тире, где это необходимо, объяснить.

1. Писательство не ремесло и не занятие.

2. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун большой праздник для крестьянских мальчиков (И. Тургенев).

3. Тринадцать цифра загадочная и волнующая воображение.

4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом.

5. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг (Н. Некрасов).

6. Курить здоровью вредить (Пословица).

7. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти (Л. Толстой).

Переделать предложения, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире.

1. С детских лет путешествия были моей заветной мечтой.

2. Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами.

3. Старый охотник стал моим лучшим другом.

4. Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада.

5. Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной.

Укажите номера предложений, в которых:

а) сказуемое простое глагольное;

б) сказуемое составное глагольное;

в) сказуемое составное именное.

1. Ребята успешно начали новый учебный год.

2. Бумага делается из древесины.

3. В комнате делается душно.

4. Лекция обещает быть интересной.

5. Он обещает быть у нас завтра.

6. Каждый человек должен трудиться для общества. (А. Чехов).

7. Я начал разыскивать свою сестру.

8. Российские ученые будут совершенствовать методы исследования космоса.

Расставьте знаки препинания.

1. Наш дар бессмертный речь (И. Бунин).

2. Лес ценнейшее сырье.

3. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь (А. Твардовский).

4. Пруд как блестящая сталь (А. Фет).

5. Бедность не порок.

6. Её уста как свежая роза рдеют.

7. Слово одежда всех фактов, всех мыслей (А. М. Горький).

Запишите номера предложений, в которых:

а) тире между подлежащим и сказуемым не ставятся

б) сравнительный оборот с союзом как выделяется запятыми

Найдите и выпишите соответствия (к цифре предложения запишите соответствующую букву).

1. Слово не воробей.

2. Без нее грош цена всем этим патронам (В. Некрасов).

3. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов.

4. Я ужасно рада, что ты мой брат.

5. Я – сын сторожа.

6. Наша задача – служение Отчизне.

А – подлежащее выражено личным местоимением.

Б – подлежащее вместе со сказуемым образует неразложимый фразеологический оборот.

В – перед сказуемым стоит отрицательная частица не .

Г – один член основы выражен именем существительным, другой неопределенной формой глагола.

Д – авторский знак препинания.

Разобрать по членам предложения.

1. На снегу виднелись следы лапок зайца.

2. Рыжий хвост лисы мелькнул в кустах.

3. Ребята сооружали постройки из мокрого песка.

4. Добыча пищи была его основной заботой.

5. Дни рождения ребят отмечали в классе.

Высокий уровень : Закончите начатые предложения так, чтобы в их состав вошли именные и глагольные составные сказуемые.

Произведите синтаксический разбор двух-трех предложений с составным именным и составным глагольным сказуемыми.

1. Александр Сергеевич Пушкин является (величайшим русским писателем).

2. Повесть “Капитанская дочка” была (одним из замечательных произведений А. С. Пушкина).

3. Основу повести составляют (картины народной войны под руководством Пугачева).

4. Настоящим героем описанных в повести событий по праву считается (предводитель крестьянского восстания Емельян Пугачев).

5. Маша Миронова – (есть) (любимый женский образ в повести А. С. Пушкина).

Закончите начатые предложения так, чтобы в их состав вошли именные и глагольные составные сказуемые.

Произведите синтаксический разбор двух-трех предложений с составным именным и составным глагольным сказуемыми.

1. Жизнь в Белогорской крепости сделалась для Гринева (не только сносною, но даже и приятною).

2. Муж и жена Мироновы были (люди самые почтенные).

3. Иван Кузьмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был (человек необразованный и простой, но самый честный и добрый).

4. Мария Ивановна скоро перестала (дичиться).

5. В крепости П. А. Гринев был (произведен в офицеры) и принял (участие в защите крепости от войск Пугачева).

Как можно сформулировать тему, которую раскрывают высказывания поэтов и писателей?

Подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Какой частью речи они выражены? Объяснить постановку тире при пропуске связки в составном именном сказуемом и запятых при однородных членах предложения.

1. Жить на земле, душой стремиться в небо – вот человека редкостный удел (Сол.). 2. Рожденный ползать летать не может (М. Г.). 3. Красная гвоздика – спутница тревог. Красная гвоздика – наш цветок. Любовь, и смерть, и кровь, и пламя переплелись в цветке отцов. И вместе с нами, вместе с нами он в добрый, в трудный путь готов (Ош.). 4. Мы помним о том, что любое Сегодня – всего лишь завтрашнее Вчера (Рожд.). 5. Поэзия есть жизнь, действие, борьба, страсть. (Черн.) 6. Стихи – совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом (Брюс).

Какой одной общей мыслью объединены данные предложения?

Найти в предложениях подлежащие и сказуемые. Объяснить постановку тире при пропуске связки в составном именном сказуемом.

Подобрать синонимы к словам родина (отечество, отчизна); героизм (геройство, доблесть); страна (сторона, край, местность; государство, держава, земля)

Разобрать по составу слова: патриотизм, отечество, Родины, наследником, господин, ответственность, принадлежит. Произвести фонетический разбор слов: жизнь, лежит, любить, вперед.

1. Долг перед отечеством – святыня человека (Сух.). 2. Патриот тот, кто в самые трудные минуты для Родины берется за самые трудные ее дела (Павл.). 3. Энергия – это сила любви к намеченной цели (Павл.). 4. Зажигает только тот, кто сам горит. Большая душа, как большой костер, издалека видна (Павл.). 10. Жизнь – не те дни, что прошли, а те, что запомнились (Павл.).

Какой одной общей мыслью объединены данные предложения?

Найти в предложениях подлежащие и сказуемые. Объяснить постановку тире при пропуске связки в составном именном сказуемом.

1. В любви к отечеству мы не уступим ни одному народу и доказали это не раз перед целым светом (К. Ушинский). 2 . Наша цель – внушить молодежи любовь и веру в жизнь. Мы хотим научить людей героизму. Нужно, чтобы человек понял, что он творец и господин мира, что на нем лежит ответственность за все несчастья на земле и ему же принадлежит слава за все доброе, что есть в жизни (М. Г.). 3. Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать (Шол.). 4. Мы любим свое отечество, этот воздух, которым мы дышим (Ф.).

Высокий уровень : 1. Спишите текст, подчеркните главные члены предложения. 2. Выпишите в столбик подлежащие, в скобках укажите, чем они выражены, подчеркните неоднословные подлежащие, объясните, чем вызвано их употребление; установите, много ли отвлеченных существительных в роли подлежащего в этом научном тексте. 3. Выпишите в столбик сказуемые, в скобках укажите их тип и способ выражения, подчеркните глагольные сказуемые, выраженные фразеологизмами. Почему в тексте много глаголов-сказуемых в настоящем времени, обозначают ли эти формы какое-то конкретное время?

Развитие красноречия обычно сопровождается общим подъемом национальной речевой культуры.

Ораторская речь – это своеобразный синтез средств и приемов выражения, характерных как для разговорной, так и для книжной речи. Широкое употребление этих разнообразных по своему характеру речевых средств приводит к расширению и обогащению литературного языка, появлению новых соотношений между элементами книжными и разговорными. Развитие ораторской речи способствует открытию новых и пересмотру имеющихся возможностей речевого общения, расширяет самые функции и сферы применения литературного языка. Ораторская речь – это речь публичная, яркая, выразительная. Эти качества отличают красноречие от обычной разговорно-бытовой речи.

Выпишите в столбик сказуемые, в скобках укажите их тип и способ выражения, подчеркните глагольные сказуемые, выраженные фразеологизмами. Почему в тексте много глаголов-сказуемых в настоящем времени, обозначают ли эти формы какое-то конкретное время?

Чтобы сделать выступление ярким и сильным, ораторы прибегают ко многим художественно-изобразительным средствам, типичным в первую очередь для произведений художественной литературы. Вместе с развитием красноречия и усилением в нем художественно-эстетических элементов улучшается и качество разговорно-бытовой речи. Ораторское слово, отличающееся интонационной выразительностью, также благотворно влияет на развитие и совершенствование изобразительных возможностей общенародной разговорной речи.

Известно, что красноречивые профессора и адвокаты XIX века производили сильное впечатление на своих слушателей, пробуждали в них желание говорить красиво и выразительно.

Выпишите в столбик сказуемые, в скобках определите, чем они выражены; назовите возможные случаи синонимии сказуемых, установите, какими смысловыми и стилистическими оттенками отличаются параллельные формы.

Лицо Ноздрева, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю. Таких людей приходилось всякому встречать не мало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы. В их лицах всегда видно что-то открытое, удалое. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе: ты. Дружбу заведут, кажется, навек; но всегда так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке. Они всегда говоруны, кутилы, ловкачи, народ видный. Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и в двадцать: охотник погулять.

1. Спишите текст, подчеркните главные члены предложения. 2. Над основой двусоставных предложений надпишите д., над основой односоставных – о. 3. Найдите предложения, неполные из-за отсутствия в них подлежащего, надпишите над сказуемыми н. и в скобках восстановите подлежащее. 4. *Объясните, в каком значении употребляется глагольное сказуемое в настоящем времени, как последовательность такого употребления характеризует текст.

Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные. Утром я сажусь в седло и с одной собакой, с ружьем и с рогом уезжаю в поле. Ветер звонит и гудит в дуло ружья, ветер крепко дует навстречу, иногда с сухим снегом. Целый день я скитаюсь по пустым равнинам. Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жилья. Помню, у нас в доме любили в эту пору «сумерничать», не зажигать огня и вести в полутемноте беседы. Войдя в дом, я нахожу зимние рамы уже вставленными, и это еще более настраивает меня на мирный зимний лад. В лакейской работник топит печку, и я, как в детстве, сажусь на корточки около вороха соломы, резко пахнущей уже зимней свежестью, и гляжу то в пылающую печку, то на окна, за которыми, синея, грустно умирают сумерки. Потом иду в людскую. Там светло и людно: девки рубят капусту, мелькают сечки, я слушаю их дробный, дружный стук и дружные, печально-веселые деревенские песни.

1. Спишите текст, подчеркните грамматические основы предложений. 2. Выпишите сказуемые и в скобках укажите их тип, у глагольных сказуемых определите вид и время.

3. Выпишите слова, помогающие изобразить затянутость сцены прощания, объясните, какой эффект создают составные глагольные сказуемые, глагол понаведался. 4. Объясните, как автор избегает стилистически нежелательного повтора в назывании действующих лиц (нужно рассмотреть подлежащие, в том числе и пропущенные).

Манилов был совершенно растроган. Оба приятеля долго жали друг другу руку и долго смотрели молча один другому в глаза, в которых видны были навернувшиеся слезы. Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжал жать ее так горячо, что тот уже не знал, как ее выручить. Наконец, выдернувши ее потихоньку, он сказал, что не худо бы купчую совершить поскорее и хорошо бы, если бы он сам понаведался в город. Потом взял шляпу и стал откланиваться.

ГДЗ Русский язык 8 класс Ладыженская. §21. Составное именное сказуемое. Упражнение №111

Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните составные именные сказуемые. Укажите, чем выражена именная часть. Расскажите кратко о жизни А. Грибоедова (с 1817 по 1824 год), используя в качестве ключевых слов составные именные сказуемые. Какое составное именное сказуемое вы употребите в конце рассказа?
Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. Его меланхолический характер его озлобле(н, нн)ый ум его добродушие — всё в нём было необыкнове(н, нн)о привлекательно. Рождё(н, нн)ый с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестност.. . Способности человека государстве(н, нн)ого оставались без употребления талант поэта был (не)признан даже его холодная и блестящая храбрость ост..валась (не)которое время в подозрении.
Жизнь Грибоедова была затемне(н, нн)а (не)которыми обликами: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств. Он почувствовал (не)обходимость расчесться единожды (на)всегда со своею молодостью и круто пов..ротить свою жизнь. Он простился с Петербургом и уехал в Грузию где пробыл осемь лет в уед..нё(н, нн)ых, (не)усыпных занятиях. Возвращение в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Его рукописная комедия произв..ла (не)описуемое действие и вдруг поставила его (на)ряду с первыми нашими поэтами.
(По А. Пушкину)

Решение

Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие — всё в нём было необыкновенно привлекательно (кр. прил.). Рождённый с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан (кр. прич.) сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления (сущ.), талант поэта был не признан (кр. прич.), даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении (сущ.). (Предложение повеств., невоскл., поэтому в конце стоит знак завершения точка. Предложение сложное, состоит из трех простых предложений, между которыми ставятся запятые).
Жизнь Грибоедова была затемнена (кр. прич.) некоторыми обликами: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств. Он почувствовал необходимость (сущ.) расчесться единожды навсегда со своею молодостью и круто поворотить свою жизнь. Он простился с Петербургом и уехал в Грузию, где пробыл осемь лет в уединённых, неусыпных занятиях. Возвращение в Москву в 1824 году было переворотом (сущ.) в его судьбе и началом (сущ.) беспрерывных успехов. Его рукописная комедия произвела неописуемое действие (сущ.), и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами.
Необыкновенное − наречие;
1 . Привлекать (как?) необыкновенно. Признак действия.
2 . Неизмен.
Почувствовал


источники:

http://infourok.ru/raznourovnevie-kartochki-po-ruusskomu-yaziku-na-temuglavnie-chleni-predlozheniya-klass-1170028.html

http://reshalka.com/uchebniki/8-klass/russkii_yazik/ladyzhenskaya/135