Первые недели плавания принесли разочарование тип сказуемого

1.3. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

Упражнение 2. Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Разберите подлежащие и сказуемые по плану.

1. Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский). 2. На дне озера лежали истлевшие листья (Паустовский). 3. Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький). 4. Старуха бросилась было за сыном (Григорович). 5. Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов). 6. Вот я возьму и продам тройку! (Чехов). 7. Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский). 8. Я пойду позову маму (Чехов). 9. А ты и плакать сейчас же (А.Н. Толстой). 10. Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев). 11. Брат вступился было за меня (Маршак). 12. Ещё я долго буду петь (Есенин). 13. День как будто дремал (Паустовский). 14. Ваша ложь во все девять лет стоит у меня поперек горла (Чехов). 15. Первые недели плавания принесли разочарование (Паустовский). 16. Подруга каждая тут тихо толк подругу (Крылов). 17. Тут он – ругать меня (М. Горький). 18. А ты не обижайся, Емеля (Чехов). 19. Пускай они оставят Годунова (Пушкин). 20. Пусть читатели знают эту мою ошибку (М. Горький). 21. Вдруг старушка мать – шасть в комнату (Тургенев). 22. Ваш батюшка возьми да к ней и привяжись (Тургенев). 23. Оля Нечаева локти себе будет кусать от раскаяния (Катаев). 24. Отсюда берет начало река Кулумбе (Арсеньев). 25. Депутат французского собрания зондировал у Красина почву, выясняя возможность торговли с Россией (Могилевский).

Упражнение 3. В предложениях, представленных в упражнении 2, выделите простые глагольные сказуемые – фразеологизмы. Докажите, что это не составные именные сказуемые.

Виды сказуемых. 8 класс.
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Дидактический материал по теме «Виды сказуемых»

Скачать:

ВложениеРазмер
vidy_skazuemyh._8_kl.docx50.55 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений (изъявительное наклонение – настоящее, прошедшее, будущее время; условное наклонение, повелительное наклонение).

Способы выражения простого глагольного сказуемого

1. Глагол в форме какого-либо наклонения

Наступает хмурое утро.
Наступило хмурое утро.
Сергей будет поступать в театральное училище.
Он с удовольствием уехал бы в деревню.
Запишите домашнее задание.

2. Независимый инфинитив

Жить – родине служить .

3. Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа бац, хвать, прыг )

Подруга каждая тут тихо толк подругу.

4. Фразеологический оборот с главным словом – глаголом в спрягаемой форме

Команда одержала победу в чемпионате.
Он опять лодыря гоняет .

5. Глагол в спрягаемой форме + модальная частица ( да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)

Давай я поеду с тобой.
Пусть уезжает с отцом.
Да приснятся тебе сладкие сны.
Он было пошёл к двери, но вдруг остановился.
В комнате как будто попахивало гарью.
Он словно остолбенел от испуга.
Он чуть не умер с горя.
Он только что не кувыркался , стараясь рассмешить публику.
Он едва ли не помешался от радости.

1) Форма сложного будущего времени ( буду писать; будут петь и др.) – это простое глагольное сказуемое;

2) словно, будто, как будто, точно, как бы при сказуемом – модальные частицы, а не сравнительные союзы, поэтому запятая перед ними не ставится (подлежащее со сказуемым никогда не разделяются запятой!);

3) модальная частица было обозначает действие, начавшееся, но не свершившееся из-за каких-либо причин, непредвиденных обстоятельств, и запятыми (в отличие от вводных слов бывает, бывало со значением регулярной повторяемости действия) не выделяется.

Ср.: Он, бывало , неделями в деревне не показывался ;

4) чтобы отличить простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом, от составного именного сказуемого, следует помнить:

а) фразеологизм часто можно заменить одним словом:

одержать победу – победить; иметь значение – значить; дать обещание – обещать; отдать приказ – приказать и др.;

б) в простом глагольном сказуемом-фразеологизме глагол нельзя заменить на связку быть , а в составном именном сказуемом – можно.

Ср.: Он повесил нос (ПГС) – нельзя: Он был нос ; Она сидела усталая (СИС) – Она была усталая; Он родился счастливым (СИС) – Он был счастливым .

Примечание. В речи (особенно разговорной) могут встречаться различного рода осложнённые простые глагольные сказуемые с экспрессивным значением. Наиболее распространёнными среди них являются следующие:

1) сочетание двух глагольных форм с частицей так ( Удружил так удружил! );

2) сочетание глагола пойти с другим глаголом в той же форме ( Пойду позову маму );

3) сочетание глагола взять с другим глаголом в той же форме в соединении с частицами да, да и, и ( Возьму вот и уеду завтра в деревню; возьму и уеду – это не однородные сказуемые (!), а одно; и в данном случае – частица, не союз);

4) сочетание глагола с частицами да как, знай (себе), ну и, так и, себе ( А Иванушка знай себе держись; Я так и вскрикнула );

5) сочетание глагола с однокоренной формой наречного типа ( Он её поедом ест; Она ревмя ревёт ).

Осложнённые типы простого глагольного сказуемого не содержат знаков препинания !

План разбора простого глагольного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать форму спрягаемого глагола.

Мои дела идут в гору.

Идут в гору – простое глагольное сказуемое; выражено глагольным фразеологизмом в настоящем времени изъявительного наклонения.

Забыть бы обо всём.

Забыть бы – простое глагольное сказуемое; выражено глаголом в условном наклонении.

Упражнение 1. Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Разберите сказуемые по плану.

1. Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский). 2. На дне озера лежали истлевшие листья (Паустовский). 3. Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький). 4. Старуха бросилась было за сыном (Григорович). 5. Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов). 6. Вот я возьму и продам тройку! (Чехов). 7. Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский). 8. Я пойду позову маму (Чехов). 9. А ты и плакать сейчас же (А.Н. Толстой). 10. Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев). 11. Брат вступился было за меня (Маршак). 12. Ещё я долго буду петь (Есенин). 13. День как будто дремал (Паустовский). 14. Ваша ложь во все девять лет стоит у меня поперек горла (Чехов). 15. Первые недели плавания принесли разочарование (Паустовский). 16. Подруга каждая тут тихо толк подругу (Крылов). 17. Тут он – ругать меня (М. Горький). 18. А ты не обижайся, Емеля (Чехов). 19. Пускай они оставят Годунова (Пушкин). 20. Пусть читатели знают эту мою ошибку (М. Горький). 21. Вдруг старушка мать – шасть в комнату (Тургенев). 22. Ваш батюшка возьми да к ней и привяжись (Тургенев). 23. Оля Нечаева локти себе будет кусать от раскаяния (Катаев). 24. Отсюда берет начало река Кулумбе (Арсеньев). 25. Депутат французского собрания зондировал у Красина почву, выясняя возможность торговли с Россией (Могилевский).

Упражнение 2. В предложениях, представленных в упражнении 2, выделите простые глагольные сказуемые – фразеологизмы. Докажите, что это не составные именные сказуемые.

1.4. Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое

Составные сказуемые – это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Лексическое значение выражено в основной части, а грамматическое значение (время и наклонение) – в вспомогательной части.

Ср.: Он запел (ПГС). – Он начал петь (СГС); Он болел два месяца (ПГС). – Он был болен два месяца (СИС).

Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть (неопределённая форма глагола – инфинитив) выражает лексическое значение.

СГС = вспомогательный глагол + инфинитив

Например: Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.

Однако не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:

  1. Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.

Cр.: я начал – что делать?; я хочу – что делать?.

Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив – второстепенный член предложения.

Ср.: Она присела (с какой целью?) отдохнуть.

  1. Действие инфинитива должно относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). Если действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.

Ср.:
1. Я хочу петь. Хочу петь – составное глагольное сказуемое ( хочу – я , петь буду – я ).
2. Я просил её спеть . Просил – простое глагольное сказуемое, спеть – дополнение ( просил – я , петь будет – она ).

Значения вспомогательного глагола

Типичные глаголы и фразеологизмы

1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия)

Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.

Он стал готовиться к отъезду.
Он продолжал готовиться к отъезду.
Он бросил курить.
Он опять пустился рассуждать о тяготах сельской жизни.

2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.)

Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.

Я умею петь.
Я хочу петь.
Я боюсь петь.
Я люблю петь.
Я стыжусь петь.
Я рассчитываю спеть эту арию.

План разбора составного глагольного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать, чем выражена основная часть (субъектный инфинитив); какое значение имеет вспомогательная часть (фазовое, модальное) и какой формой глагола она выражена.

Старик опять пустился жевать.

Пустился жевать – составное глагольное сказуемое. Основная часть ( жевать ) выражена субъектным инфинитивом. Вспомогательная часть ( пустился ) имеет фазовое значение и выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.

Упражнение 1. Выделите грамматические основы предложений. Разберите простые и составные глагольные сказуемые по плану.

1. Он боялся идти к врачам (Паустовский). 2. Приходил лакей звать меня к княгине (Лермонтов). 3. Старуха ушла хлопотать об отъезде (Григорович). 4. Он попросил меня похлопотать об отъезде (Чаковский). 5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком (Белинский). 6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь (Паустовский). 7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня (Паустовский). 8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить (Паустовский). 9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле (Паустовский). 10. Долго будет моросить осенний дождь (Паустовский). 11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь (Паустовский). 12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи (Паустовский). 13. Стали носиться зловещие слухи о необходимости не только знания грамоты, но и других, до тех пор неслыханных в том быту наук (Гончаров). 14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать (Гончаров). 15. Море временами совсем переставало шуметь (Паустовский). 16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься (Лавренев). 17. Антоненко приказал людям покинуть баржу (Конецкий). 18. Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни (Луконин). 19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл (Дичаров). 20. Она даже не успела поздороваться с ним (Федин).

  1. Он боялся идти (ПГС; вспомогательная часть имеет модальное значение). 2. Лакей приходил(СГС); звать – объектный инфинитив, обстоятельство цели. 3. Старуха ушла (ПГС, выраженное лексически полнозначным глаголом); хлопотать – обстоятельство цели. 4. Он попросил (ПГС); похлопотать – дополнение. 5. Поэт умеет заставить (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение); говорить – объектный инфинитив, дополнение. 6. Я стараюсь учить (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение). 7. Человек не сможет передать (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение). 8. Я не буду видеть, писать, звонить (ПГС, выраженное формой сложного будущего времени глагола). 9. Капли начали стучать (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 10. Дождь будет моросить (ПГС, выраженное формой сложного будущего времени глагола). 11. Дождь начинает шуметь (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 12. Аллеи начинались (ПГС). 13. Слухи стали носиться (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 14. Они продолжали сопеть, дремать, зевать (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 15. Море переставало шуметь (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 16. Пурга не хотела униматься (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение). 17. Антоненко приказал (ПГС); покинуть – объектный инфинитив, дополнение. 18. Я не позволю(ПГС); отзываться – объектный инфинитив, дополнение. 19. Тагилов не пошёл (ПГС, выраженное лексически полнозначным глаголом); завтракать – обстоятельство цели. 20. Она не успела поздороваться (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение).

1.5. Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое (СИС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть – связка (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть – именная часть (имя, наречие) выражает лексическое значение.

СИС = связка + именная часть

Примеры: Он был врачом; Он стал врачом; Он был болен; Он был больным; Он был ранен; Он пришёл первым.

Вид связки по значению

1. Грамматическая связка – выражает только грамматическое значение (время, наклонение), лексического значения не имеет.

Глаголы быть, являться . В настоящем времени связка быть обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»): отсутствие связки указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

Он был врачом.
Он будет врачом.
Он врач.
Он был больным.
Он будет больным.
Он больной.
Он является больным.
Лирика есть самое высокое проявление искусства.

2. Полузнаменательная связка – не только выражает грамматическое значение, но и вносит в лексическое значение сказуемого дополнительные оттенки, но быть самостоятельным сказуемым (в том значении) не может.

а) возникновение или развитие признака: стать, становиться, делаться, сделаться ;
б) сохранение признака: остаться ;
в) проявление, обнаружение признака: бывать, оказаться ;
г) оценка признака с точки зрения реальности: показаться, казаться, представляться, считаться, слыть ;
д) название признака: зваться, называться, почитаться .

Он стал больным.
Он остался больным.
Он бывал больным каждую осень.
Он оказался больным.
Он считался больным.
Он казался больным.
Он является больным.
Он слыл больным.
Их называли больными.

3. Знаменательная связка – глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого).

а) Глаголы положения в пространстве: сидеть, лежать, стоять ;
б) глаголы движения: идти, приехать, вернуться, бродить ;
в) глаголы состояния: жить, работать, родиться, умереть .

Она сидела усталая.
Он ушёл сердитый.
Он вернулся расстроенный.
Он жил отшельником.
Он родился счастливым.
Он умер героем.

Глагол быть может выступать самостоятельным простым глагольным сказуемым в предложениях со значением бытия или обладания:

У него было три сына; У него было много денег.

Глаголы стать, становится, оказаться и т.д. тоже могут быть самостоятельными простыми глагольными сказуемыми, но в другом значении:

Он оказался в центре города; Он стал у стены.

Наиболее сложными для анализа являются составные именные сказуемые со знаменательной связкой, потому что обычно такие глаголы являются самостоятельными сказуемыми (ср.: Он сидел у окна ). Если глагол становится связкой, то его значение оказывается менее важным, чем значение имени, связанного с глаголом ( Он сидел усталый ; более важным является то, что он был усталым , а не то, что он сидел , а не стоял или лежал ).

Чтобы сочетание «знаменательный глагол + имя» было составным именным сказуемым, должны соблюдаться следующие условия:

  1. знаменательный глагол можно заменить грамматической связкой быть :

Он сидел усталый – Он был усталый; Он родился счастливым – Он был счастливым; Он пришёл первым – Он был первым;

  1. связку можно сделать нулевой:

Он сидел усталый – Он усталый ; Он родился счастливым – Он счастливый ; Он пришёл первым – Он первый .

Если глагол имеет при себе зависимые формы полного прилагательного, причастия, порядкового числительного (отвечает на вопрос какой? ), то это всегда составное именное сказуемое ( сидел усталый, ушёл расстроенный, пришёл первым ). Запятыми части такого составного именного сказуемого не разделяются!

Способы выражения именной части

1. Имя существительное

1.1. Существительное в именительном или творительном падеже

Он мой брат.
Он был моим братом.

1.2. Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога

Штурман был в забытьи.
Я без гроша.
Этот дом – Мешкова.

1.3. Цельное словосочетание с главным словом – существительным в родительном падеже (со значением качественной оценки)

Зять был молчаливой породы.
Эта девушка высокого роста.

2. Имя прилагательное

2.1. Краткое прилагательное

Он весел.
Он стал весел.

2.2. Полное прилагательное в именительном или в творительном падеже

Он весёлый.
Он стал весёлым.

2.3. Прилагательное в сравнительной или в превосходной степени

Здесь звуки музыки были слышнее.
Ты самый лучший.

3.1. Краткое причастие

Он ранен.
Стекла были разбиты.

3.2. Полные причастия в именительном или творительном падеже

Стекла были разбитые.
Стекла были разбитыми.

4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением

Вся рыба – ваша.
Это что-то новенькое.

5. Числительное в именительном или творительном падеже

Их изба – третья с краю.
Их изба была третьей с краю.

Я был настороже.
Его дочь замужем за моим братом.

1) Даже если сказуемое состоит из одного слова – имени или наречия (с нулевой связкой), это всегда составное именное сказуемое;

2) краткие прилагательные и причастия всегда часть составного именного сказуемого;

3) именительный и творительный падежи – основные падежные формы именной части сказуемого;

4) именная часть сказуемого может быть выражена цельным словосочетанием в тех же случаях, что и подлежащее.

Наиболее типичные ошибки при разборе составного именного сказуемого:

1. Краткую форму прилагательного и особенно причастия принимают за глагол, поэтому сказуемое ошибочно считают простым глагольным. Чтобы не ошибиться, поставьте сказуемое в прошедшее время: в глаголе появляется суффикс -л , а у краткого прилагательного или причастия появится связка был ( была, было, были ).

Например:
Он болеет (ПГС). – Он болел ;
Он болен (СИС). – Он был болен ;
Город взят (СИС). – Город был взят .

2. Краткое прилагательное среднего рода (именную часть сказуемого) путают с наречием на -о . Чтобы не ошибиться, обратите внимание на форму подлежащего:

  • если подлежащего нет (предложение односоставное), то именная часть сказуемого – наречие.

Ср.: На море спокойно;

  • если подлежащее – инфинитив, существительное женского, мужского рода, существительное во множественном числе, то именная часть сказуемого – наречие:

Жить – это хорошо; Жизнь – это хорошо; Дети – это хорошо;

  • если подлежащее – существительное среднего рода, измените число подлежащего или подставьте другое подлежащее – существительное женского или мужского рода: форма наречия не изменится; окончание краткого прилагательного изменится; можно также заменить краткое прилагательное на полное.

Ср.: Море спокойно (СИС; именная часть выражена кратким прилагательным). – Река спокойн а ; Моря спокойн ы ; Море спокойн ое ).

3. Именную часть сказуемого, выраженную полным прилагательным, причастием, порядковым числительным, ошибочно разбирают как второстепенный член – определение. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на то, от какого слова ставится вопрос какой? к данному имени.

  • Если вопрос ставится от подлежащего или дополнения, то это определение.

Ср.: У неё было красное

Ср.: У неё было красное (какое?) платье ; красное – определение.

  • Если вопрос какой? ставится от глагола, то это именная часть сказуемого.

Ср.: Её платье было

Ср.: Её платье было (какое?) красное ; красное – именная часть сказуемого.

  • Если глагола в предложении нет, то обратите внимание на порядок слов:
  • определение обычно стоит перед подлежащим-существительным.

Ср.: У неё красное платье ;

  • именная часть сказуемого обычно стоит после подлежащего-существительного.

Ср.: Её платье красное.

4. Именную часть сказуемого, выраженную существительным, местоимением в именительном падеже, часто путают с подлежащим. Особенно трудно разграничить подлежащее и сказуемое, если оба члена выражены формами именительного падежа.

Для разграничения подлежащего и сказуемого, выраженных формами именительного падежа, учитывайте следующее:

  • подлежащее обычно предшествует сказуемому:

Москва – столица России; Столица России – Москва.

Однако в русском языке сказуемое тоже может предшествовать подлежащему.

Ср.: Хороший человек Иван Иванович ;

  • указательная частица это стоит или может быть поставлена перед сказуемым:

Москва – это столица России; Столица России – это Москва; Иван Иванович – это хороший человек.

Обратите внимание , что в предложениях типа: Это хорошо; Это мой брат – это является подлежащим, выраженным указательным местоимением в именительном падеже;

  • подлежащее может быть выражено только формой именительного падежа; у сказуемого две основные падежные формы – именительный и творительный падежи. Если поставить в предложении связку быть в прошедшее время ( был, была, было, были ) или связку являться , то форма именительного падежа сказуемого изменится на форму творительного, а у подлежащего она останется прежней.

Ср.: Москва была столиц ей России; Москва является столиц ей России; Иван Иванович был хорош им человек ом ; Иван Иванович является хорош им человек ом .

План разбора составного именного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать, чем выражена именная часть, в какой форме стоит глагол-связка.

Жизнь – это хорошо.

Хорошо – составное именное сказуемое. Именная часть хорошо выражена наречием; грамматическая связка быть – в нулевой форме; нулевая связка указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

Я пришёл первый.

Пришёл первый – составное именное сказуемое. Именная часть первый выражена порядковым числительным в именительном падеже; знаменательная связка пришёл выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.

Этот парень среднего роста.

Среднего роста – составное именное сказуемое. Именная часть среднего роста выражена цельным словосочетанием с главным словом – существительным в родительном падеже; грамматическая связка быть – в нулевой форме; нулевая связка указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

1.5. Составное именное сказуемое

Упражнение 5. Выделите грамматические основы предложений. Разберите сказуемые по плану.

1. Последняя дверь была закрыта (Бондарев). 2. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые (А.Н. Толстой). 3. Кабинет является для Шуры Заколдованным царством (Мамин-Сибиряк). 4. С час она лежала неподвижная (Лермонтов). 5. Муж и жена люди самые почтенные (Пушкин). 6. Вся рыба – ваша (Солоухин). 7. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка (Лермонтов). 8. Уступить – позорно (Тендряков). 9. В младших классах гимназии я был очень маленького роста (Вересаев). 10. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей (М. Горький). 11. Как некстати было это воспоминание (Чехов). 12. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова (М. Горький).

Упражнение 6. Выделите грамматические основы предложений. Какие из данных сказуемых являются простыми, а какие – составными? Обоснуйте ответ.

1. А матрос шагал израненный, усталый (Семерин). 2. Покорно идёт за мной на поводу мокрая, усталая лошадь (Бунин). 3. В начале августа жары часто стоят нестерпимые (Тургенев). 4. Он стоял к ней боком, надвинув на лоб шляпу (Тургенев). 5. Видно, родился я такой (Бунин). 6. От второй жены у лесника родились две девочки (Исаковский). 7. Вся эта история оказалась глупым вздором (А. Островский). 8. В одно мгновение сани оказались над обрывом (Марков). 9. Дождь в течение лета шёл некрупный и тёплый (Солоухин). 10. Тёплый дождик сыплется впотьмах (Бергольц).

Упражнение 7. Выделите грамматические основы предложений. Обоснуйте разграничение подлежащих и сказуемых.

1. Для тебя все люди – покупатели и продавцы? (М. Горький). 2. Что же я такое? (М. Горький). 3. Ну и забавник ты! (М. Горький). 4. Ловкая штучка – умишко человеческий (М. Горький). 5. Потребность упрощать – наша детская болезнь (М. Горький). 6. Какое счастье – уметь всё делать (М. Горький). 7. Точность и определённость – одни из главнейших и необходимейших качеств и условий истинной поэзии (Белинский). 8. Оленёнок родился таким же пятнистым, как мать (Пришвин). 9. Замечательным свойством Валетки было его непостижимое равнодушие ко всему на свете (Тургенев). 10. В книге было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой (Паустовский). 11. Я проснулся на жёсткой вагонной лавке весь закоченелый от жёсткости и утреннего холода (Бунин). 12. На другой день я рано поутру велел заложить свою коляску (Тургенев). 13. Я пошёл побродить по небольшому, некогда фруктовому, теперь одичалому саду (Тургенев). 14. Принялся я с напряжением глядеть в полумрак лунного, парами застланного света (Тургенев). 15. Аннушка стояла у стены бледная (Паустовский).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 8 классе по программе С.И.Львовой Мастерская построения знаний /Урок усвоения новых знаний/.

Конспект урока в 8 классе по программе С.И.Львовой Мастерская построения знаний /Урок усвоения новых знаний/.

Данная презентация содержит следующие разделы: «По следам домашней работы» (разминка на определение основы предложения; чем выражено подлежащее); «Словообразовательная разминка»; «Теория по простому г.

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча.

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча.

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча.

Данная презентация используется при изучении темы «Сказуемое» в 8 классе, содержит материал для подготовки к ОГЭ.

Презентация по русскому языку по темам «Главные члены предложения», «Составные сказуемые».

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Пятнадцатое октября
Двусоставное предложение .
Подлежащее и сказуемое.

Описание слайда:

Главные члены предложения
(грамматическая основа )
Подлежащее-
значит «лежащее в основе предложения»
Сказуемое-
то, что «сказано о подлежащем»

Термины введены М.В.Ломоносовым

Описание слайда:

Определение любого члена предложения всегда состоит из 3 частей
что обозначает
на какой вопрос отвечает
какими частями речи может быть выражен

Описание слайда:

Подлежащее- главный член предложения, который
обозначает предмет речи
отвечает на вопросы КТО? ЧТО? (значит, всегда в Именительном падеже!)
может быть выражено существительным в И.п. или другой частью речи в значении существительного

Описание слайда:

Способы выражения подлежащего
Существительное в Им.п.(Шумел ветерок.)
Прилагательное (Знакомые опаздывали.)
Причастие (Окружающие молчали.)
Числительное (Семеро одного не ждут.)
Наречие ( Завтра будет лучше, чем вчера.)
Междометие ( Громкое ура пронеслось по рядам.)
Местоимение в Им.п. (Вдали кто-то запел.)
Неопределенная форма глагола (Учиться – наша работа.)
Словосочетание (Во дворе стояла пара лошадей.)
Термин (Черная смородина — ягода полезная.)
Фразеологизм (Эзоповский язык нам знаком.)

Описание слайда:

Назовите подлежащее и способ выражения
Понимать — значит сочувствовать.
На берег с залива летели черные тучи.
Каждый предложил свою идею.
Взрослые пили чай на террасе.
Провожающие давали последние советы.
Большинство гостей уже приехали.
Полосой протянулся Млечный путь.
Пять — простое число.
Мы с дедом люби рыбачить.

Описание слайда:

Сказуемое – главный член предложения, который
обозначает признак подлежащего (действие, состояние, свойство)
отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? кто он такой? что он такое?
Обычно выражен глаголом в любом из наклонений, а также существительным, прилагательным, местоимением, наречием, словосочетанием

Описание слайда:

Способы выражения сказуемого
Мы отдыхали в деревне.(гл.)
Девочка перестала плакать.(гл.+н.ф.)
Собака начала красться.(гл.+н.ф.)
Мой брат студент.(сущ.)
День был теплый.(прил.)
Вещи были собраны накануне.(кр.прич.)
Платье ей впору.(нареч.)
Он был невысокого роста.(словосоч.)

Описание слайда:

Чем выражены сказуемые?
Нивы сжаты. Рощи голы.
Добрая работа – всему начало.
Алексей учился в вечерней школе.
Мне сегодня нездоровится.
Сирень начала цвести.
При старании вы можете добиться многого.
Молодой специалист хотел заняться делами.
Метель была страшная.
Самолет – быстрое средство передвижения.

Описание слайда:

Найдите грамматические основы в предложениях, определите, чем выражены сказуемые.
Кончилась теплая летняя ночь.
Я хочу быть певцом.
В эту минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость.
Говорить могут все, да не все могут слушать.
Скрипач продолжал играть.
Он был весельчак.
Учиться- наша задача.
Брат всегда был душой компании.
Вижу примеры — начинаю понимать причины.
Без помощи я не добрался бы до города.

Описание слайда:

Типы сказуемых
Простое глагольное
Составное глагольное
Составное именное

Описание слайда:

Простое глагольное сказуемое
(ПГС)
может быть выражено
глаголом в форме любого из наклонений

Мы отдыхали ( отдыхаем, будем отдыхать, отдохнули бы) в деревне. Отдохните в деревне!
Буду петь я радость и горе.

Описание слайда:

Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в одном из наклонений. Выбор сказуемого в предложении определяется тем, какой отрезок действительности отражает предложение.
Пример:
«Мы записали домашнее задание в тетради» — сказуемое выражено глаголом изъявительного наклонения.
«Запишите домашнее задание в тетради» — сказуемое выражено глаголом повелительного наклонения.
«Записали бы вы домашнее задание в тетради» — сказуемое выражено глаголом условного наклонения.

Описание слайда:

Способы выражения простого глагольного сказуемого

Описание слайда:

Упражнение 1. Выделите грамматическую основу в каждом предложении.
1. Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский).
2. На дне озера лежали истлевшие листья (Паустовский).
3. Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький).
4. Старуха бросилась было за сыном (Григорович).
5. Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов).
6. Вот я возьму и продам тройку! (Чехов).
7. Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский).
8. Я пойду позову маму (Чехов).
9. А ты и плакать сейчас же (А.Н. Толстой).
10. Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев).
11. Брат вступился было за меня (Маршак).
12. Ещё я долго буду петь (Есенин).
13. День как будто дремал (Паустовский).
14. Ваша ложь во все девять лет стоит у меня поперек горла (Чехов).
15. Первые недели плавания принесли разочарование (Паустовский).

Описание слайда:

Составное глагольное сказуемое
(СГС):
вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола
Девочка перестала плакать.
Собака начала красться.
Малыш продолжал рассматривать рисунки.
Я готов к работе.

Описание слайда:

СГС образуется из двух элементов, каждый из которых сам по себе выразить полностью значения сказуемого не может.

Пример:
начинаю волноваться, начала бы готовиться, можешь не беспокоиться и т. д.

Вспомогательные глаголы, кроме грамматических значений наклонения и времени, выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности, необходимости, возможности, стремления.

Описание слайда:

Пример:
«Пианист начал (продолжил, захотел, закончил. ) играть».
Чаще всего в качестве вспомогательных употребляются глаголы начать, стать, продолжать, хотеть, мочь.
Пример:
«Я завтра смогу помочь тебе».
Также в роли вспомогательных глаголов могут выступать:
а) сочетания кратких прилагательных рад, должен, обязан и др. и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений.
Пример:
«Я рад был бы тебе помочь»;
б) слова состояния надо, необходимо, можно, приятно и др.
Пример:
«Мне будет приятно тебе помочь».
В роли вспомогательного глагола или неопределённой формы может быть употреблён фразеологизм.
Пример:
«Он горит нетерпением участвовать в конференции (= хочет участвовать)».
«Он хочет принять участие в конференции (= хочет участвовать)».

Описание слайда:
Описание слайда:

Самолёт начал набирать высоту.
Мы все хотели бы заниматься спортом.
Вы начнёте играть после перерыва.
Доярка должна была доить коров каждое утро.
Я обязан предупредить вас об опасности.
Курьеры готовы доставлять посылки.
Мы рады были видеть вас снова.
Он готов идти.
Я должен ответить.

Описание слайда:

Распределите номера предложений на два столбика: простые глагольные сказуемые (ПГС) и составные глагольные сказуемые (СГС).
1. Он боялся идти к врачам (Паустовский). 2. Приходил лакей звать меня к княгине (Лермонтов). 3. Старуха ушла хлопотать об отъезде (Григорович). 4. Он попросил меня похлопотать об отъезде (Чаковский). 5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком (Белинский). 6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь (Паустовский). 7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня (Паустовский). 8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить (Паустовский). 9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле (Паустовский). 10. Долго будет моросить осенний дождь (Паустовский).

Описание слайда:

Составное именное сказуемое
(СИС):
вспомогательный глагол +
именная часть речи
Составным именным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из двух элементов: глагола-связки, выражающего грамматическое значение, и именной части (существительного, прилагательного, числительного, наречия и др.), выражающей его основное лексическое значение.

Описание слайда:
Описание слайда:

Именная часть СИС может быть выражена:

Описание слайда:

Политика есть искусство возможного.
С горы весь лес был как на ладони.
Весна была весною даже и в городе (Л. Толстой).
После окончания училища мой брат будет слесарем.
Мы вернулись с моря отдохнувшими и загорелыми.
Они ушли неудовлетворенные.
Спортсмены сидели на скамейках довольные своей победой в соревнованиях по биатлону.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Русский язык» (индивидуальная). 2 класс

Рабочая программа по русскому языку 3 класс

Презентация по русскому языку на тему «Ъ после приставок»

Технологическая карта урока. Русский язык. 5 класс. » Звуки твердые и мягкие»

Урок «Предлоги со словами»

Технологическая карта урока. Русский язык. 5 класс. » Варианты морфем»

Урок «Разряды количественныхх числительных»

Конспект урока Русский язык, 4 класс Урок № 20. Стихи и сказки о знаках препинания

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5233520 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки внедрит в программы вузов модуль по Великой Отечественной войне

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/01/09/vidy-skazuemyh-8-klass

http://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yazyku-po-temam-glavnye-chleny-predlozheniya-sostavnye-skazuemye-5380541.html