Первый класс предложения с подлежащими и сказуемыми

Подлежащее и сказуемое

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва предложения.

Что такое под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое в пред­ло­же­нии, начи­на­ют зна­ко­мить ребят со 2 класса.

Чтобы понять, какие чле­ны пред­ло­же­ния — это под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, опре­де­лим, как сло­ва состав­ля­ют предложение.

Подлежащее — главный член предложения

Предложение — это не про­сто набор слов, а опре­де­лен­ным обра­зом сгруп­пи­ро­ван­ные еди­ни­цы речи, кото­рые все вме­сте состав­ля­ют закон­чен­ное сооб­ще­ние о ком-то или о чем-то.

Это отдель­ные сло­ва, кото­рые каж­дое само по себе что-то обо­зна­ча­ют, но суще­ству­ют само­сто­я­тель­но, не свя­за­ны друг с другом.

А это уже орга­ни­зо­ван­ная систе­ма слов, кото­рая пере­да­ет нам све­де­ния о том, что на небе взо­шло солн­це. Эти сло­ва, рас­по­ло­жен­ные в опре­де­лен­ном поряд­ке и про­из­не­сен­ные с повест­во­ва­тель­ной инто­на­ци­ей, выра­жа­ют закон­чен­ную мысль. Это пред­ло­же­ние. Предложение может состо­ять из одно­го или несколь­ких слов.

Сравним:

Пришла зима. На дво­ре очень холодно.

Каждое пред­ло­же­ние стро­ит­ся по опре­де­лен­ным зако­нам. В нем сло­ва свя­за­ны друг с дру­гом по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. В пред­ло­же­нии име­ют­ся такие чле­ны пред­ло­же­ния, вокруг кото­рых груп­пи­ру­ют­ся осталь­ные сло­ва. Такие сло­ва состав­ля­ют смыс­ло­вой центр пред­ло­же­ния. Это глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Они име­ют свои названия:

Подлежащее назы­ва­ет то, о ком или о чем гово­рит­ся в пред­ло­же­нии. Этот глав­ный член пред­ло­же­ния обо­зна­ча­ет пред­мет, кото­рый сам совер­ша­ет действие.

Предмет, кото­рый обо­зна­ча­ет­ся под­ле­жа­щим, может быть оду­шев­лен­ным и неоду­шев­лен­ным. Одушевленный пред­мет отве­ча­ет на вопрос кто? Неодушевленный пред­мет отве­ча­ет на вопрос что?

В пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее под­чер­ки­ва­ет­ся одной пря­мой линией.

Отыщем и под­черк­нем под­ле­жа­щее в предложениях:

Что такое сказуемое?

Подлежащее обыч­но пояс­ня­ет­ся дру­гим глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, кото­рый назы­ва­ет­ся сло­вом «ска­зу­е­мое».

Сказуемое сооб­ща­ет то, что ска­за­но в пред­ло­же­нии о под­ле­жа­щем. Оно обо­зна­ча­ет, что дела­ет пред­мет, какое дей­ствие он про­из­во­дит или в каком состо­я­нии находится.

(Что?) Солнце (что сде­ла­ло?) вста­ло из-за леса.

(Кто?) Сестра (что с ней про­ис­хо­дит?) боле­ет .

Сказуемое в пред­ло­же­нии под­чер­ки­ва­ет­ся дву­мя пря­мы­ми линиями.

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это осно­ва пред­ло­же­ния. Эти глав­ные чле­ны друж­ны меж­ду собой. Они рав­но­прав­ны и ино­гда сов­па­да­ют в неко­то­рых грам­ма­ти­че­ских фор­мах (чис­ло, род).

(Кто?) Мальчик (что сде­лал?) сма­сте­рил само­лё­тик (ед. ч., м. р.)

(Кто?) Дети (что сде­ла­ли?) при­шли в зоо­парк (мн. ч.)

Подлежащее и ска­зу­е­мое состав­ля­ют глав­ную мысль в пред­ло­же­нии. Остальные чле­ны пред­ло­же­ния толь­ко допол­ня­ют, уточ­ня­ют её.

Если в сооб­ще­нии толь­ко два глав­ных чле­на пред­ло­же­ния, то это нерас­про­стра­нен­ное пред­ло­же­ние.

Если в пред­ло­же­нии име­ют­ся дру­гие чле­ны, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся распространенным.

Из-за леса надви­га­ет­ся гро­зо­вая туча .

Сказка о подлежащем и сказуемом

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

Члены предложения бывают главными и второстепенными. К главным членам предложения относят подлежащее и сказуемое. Они составляют его грамматическую основу.

Птицы осенью улетают на юг.

Подлежащее – главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говорится в предложении. Подлежащим может быть слово или даже группа слов, отвечающих на вопрос кто? или что? Подлежащее графически подчеркивается одной чертой.

Береза стоит у ручья.

Три сестры любят играть в прятки.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? что (кто) это такое? При разборе сказуемое подчеркивается двойной линией. Чаще всего сказуемое бывает глаголом:

Мы (что делаем?) разжигаем костер спичками.

Реже сказуемое бывает именем существительным (в этом случае между главными членами ставится тире) или именем прилагательным:

Знание (что это такое?) – сила .

Сегодня закат (каков?) особенно красив .

Сегодня он (какой?) весёлый .

Предложение, состоящее только из главных членов, называется нераспространённым.

По тому, какая грамматическая основа в предложении, предложения бывают двусоставные (есть подлежащее и сказуемое) и односоставные (есть только подлежащее или только сказуемое).

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Русский язык. 1 класс

Конспект урока

Урок № 53 для 1 класса по теме «Главные члены предложения. Первичные представления о главных членах предложения»

Цель урока: познакомить учащихся с главным членами предложения – с понятиями «подлежащее» и «сказуемое» и их нахождением в предложении.

Познавательными задачами являются: формирование навыков вычленения главных членов предложения из его структуры и их графическое выделение. Формирование понятий «подлежащее» и «сказуемое» на основе ознакомления с их существенными признаками.

Развивающими задачами являются: развитие навыков выразительного чтения, развитие навыков диалогической речи, развитие аналитического мышления.

Воспитательными задачами являются: воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, воспитание стремления к сотрудничеству

  1. Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет.
  2. Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и обозначает действие предмета.
  3. Основа предложения – это слова, без которых предложение не имеет смысла.
  4. Второстепенные члены предложения – это слова, которые поясняют основу предложения.
  5. Слова – названия предметов – это слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы и отвечают на вопросы «Кто?», «Что?» (кошка, стол).
  6. Слова – названия действий предметов – это слова, которые называют то, что делают предметы и отвечают на вопросы «Что делает?», «Что делают?» (поёт, гуляют).

Слова-названия признаков предмета – это слова, которые описывают предметы. Отвечают на вопросы: «Какой?» «Какая?» «Какие?»

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. 143 с.

Открытые электронные ресурсы по теме: нет

Задания тренировочного модуля:

Ребёнку предлагается выполнить задания (тестовые вопросы) для отработки и закрепления полученных знаний. Ниже представлены некоторые задания из урока. Тематика большинства задания привязана к известным сказкам. Это сделано для того, чтобы ребёнку было интереснее работать с новым материалом.

Текст задания: Как вы думаете, что такое основа предложения? Выбери только один правильный вариант ответа.

А) это слова, без которых нельзя понять, о чём говорится в предложении

Б) это слова, без которых можно понять, о чём говорится в предложении

В) это слово – название предмета

Г) это слово – название действия предмета

В уроке проводится работа с иллюстрациями.

Внимательно рассмотрите картинки, затем прочитайте предложения. Соотнесите предложения с картинками, (напишите эти предложения под картинками), а потом выделите в предложениях грамматические основы.

  1. Добрая фея коснулась Золушки своей палочкой.
  2. Огромный лист с маленькой Дюймовочкой плыл очень быстро.
  3. Избушка там на курьих ножках
    Стоит без окон, без дверей.

А.

Б.

В.

Запишите данные ниже слова в таблицу.

Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина и выпишите из всех предложений подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения. Основу предложения (подлежащее и сказуемое) в левую колонку, а второстепенные члены предложения в правую колонку.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

Основа предложения (подлежащее и сказуемое)

Второстепенные члены предложения

К планируемым результатам работы с данным электронным уроком можно отнести то, что в процессе урока ребёнок:

  1. Овладеет приёмами установления подлежащего и сказуемого.
  2. Овладеет приёмами установления второстепенных членов предложения.
  3. Запомнит алгоритм выделения в предложении главных членов.
  4. Научится анализировать слова разных групп: слова-названия предметов, слова-названия действий предметов, слова-названия признаков предметов.
  5. Научиться изучать и сравнивать таблицы и изображения.


источники:

http://budu5.com/manual/chapter/16

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4161/conspect/