Пес был молодой задиристый укажите тип сказуемого

Презентация по русскому языку «Сказуемое. Тест»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сказуемое в предложении Тест

1. Укажите сказуемое в предложении. Принёс он смертную смолу да ветвь с увядшими листами. Укажите правильный вариант ответа: 1. принёс смолу да ветвь 2. принёс смолу 3. принёс 4. принёс ветвь

2. Укажите предложение с составным именным сказуемым. Укажите правильный вариант ответа: 1. В сени вышел царь-отец. 2. Люблю я пышное природы увяданье. 3. Тигр должен был пройти совсем близко от нас. 4. Девушка была высокая, стройная.

3.Укажите сказуемое Пёс был молодой, задиристый. Укажите правильный вариант ответа: простое глагольное сказуемое составное именное сказуемое составное глагольное сказуемое сказуемого нет

4. Укажите сказуемое Я стал доступен утешенью. Укажите правильный вариант ответа: 1. составное глагольное сказуемое 2. сказуемого нет 3. составное именное сказуемое 4. простое глагольное сказуемое

5. Укажите предложение с составным именным сказуемым. Укажите правильный вариант ответа: 1. Тигр должен был пройти совсем близко от нас. 2. Девушка была высокая, стройная. 3. В сени вышел царь-отец. 4. Люблю я пышное природы увяданье.

Ответы: 3 4 2 3 2

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Содномова Лариса ПетровнаНаписать 1469 01.03.2020

Номер материала: ДБ-1030136

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    07.02.2020 55
    01.02.2020 233
    24.01.2020 70
    09.01.2020 35
    11.12.2019 69
    10.12.2019 76
    08.11.2019 1833
    13.10.2019 67

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Более половины родителей не состоят в родительских чатах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Сборник тестовых заданий по русскому языку (стр. 3 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.
Предложения восклицательные и невосклицательные

1 Укажите побудительное предложение.

Путь в лесах – это километры тишины.2) Заметался пожар голубой.3) Что ты ржешь, мой конь 2 Какое предложение является повествовательным?

1) Дай, Джим, на счастье лапу мне.2) Любимая, меня вы не любили.3) Так пей же, грудь моя, весну!4) Тебя ли покидаю?

3. Какое предложение является восклицательным? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Выткался на озере алый свет зари2) Хороша была Танюша3) Где сегодня пропоешь ты песню4) С холмов кремнистых водопады стекают бисерной рекой ретивый?4) Ты не вейся, черный ворон, над моею головой.

4. Укажите ошибку в характеристике предложения.

1) 1) О красном вечере задумалась дорога. – Повествовательное.2) Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать! – Побудительное.3) Кого позвать мне? – Вопросительное.4) Хороша ты, о белая гладь! – Побудительное

5 Укажите побудительное предложение.

1) Сильный ветер качал деревья и сносил крыши с домов.2) Внимательно понаблюдай за муравьями.3) Что в имени тебе моем?4) Я хочу знать все об аквариумных рыбках.

6. Укажите восклицательное предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Разгадал я их думы несметные2) В чаще ветер поет иль петух3) Стелется синею росой с поля ночной холодок4) Как прекрасно это утро

7. Укажите ошибку в характеристике предложения.

1) Как хороши, как свежи были розы! – Побудительное.2) Не верьте, юноши, не стареет она! – Побудительное.3) Где же вы теперь, друзья-однополчане? – Вопросительное.4) Так забудь же про свою тревогу, не грусти так шибко обо мне. – Побудительное4) У него характер мягче пластилина.

1. Укажите распространенное предложение.

1) Жили-были дед да баба.2) Здравствуй, мой далекий незнакомый друг.3) Идет лиса, прислушивается, присматривается.4) Кот услыхал, прибежал, спас петушка.

2. Укажите нераспространенное предложение.

1) Чуден Днепр при тихой погоде!2) Ожили, зазеленели ветви.3) Каждый пошел в свой дом.4) Быстро бегут дни.

3.. Укажите нераспространенное предложение.

1) Комендантша с дочерью удалились.2) Встретились вновь они.3) Жизнь – обман с чарующей тоскою.4) Широко синеет тихая река.

4. Укажите нераспространенное предложение.

1) Листья в поле пожелтели.2) На корню дожди озимь выбили.3) Ты меня не любишь, не жалеешь.4) Месяц широк и ал.

5. Укажите ошибку в определении предложения.

1) Пусть сильнее грянет буря! – Распространенное.2) Прилетели ласточки, жаворонки и стрижи. – Распространенное.3) Темна тенистая аллея. – Распространенное.4) Идешь в школу? – Распространенное

6. Укажите простое предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Прошло какое-то время и все забылось.2) Меня позвали и я вошел в комнату.3) Зашумели вершины елей и сосен.4) Солнце сияло и море смеялось.

7. Укажите простое предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Мы боялись опоздать и нас подвезли к станции.2) Спектакль окончился и артистам долго аплодировали.3) Подул ветер и набежали тучи.4) Из открытого окна потянуло прохладой.

8. Укажите неполное предложение.

1) – Кто тебя выучил так хорошо играть на дудке?2) – Иохим выучил.3) – А отчего ты такой сердитый?4) – Я не сержусь на вас.

. 9Укажите номера неполных предложений.

(1) Летом светает рано, (2) а зимой – поздно.(3) Все пошли на прогулку, (4) а я не пошел.5) Мы смотрели на него, (6) а он – на нас.1) 1, 3, 4;2) 2, 4, 5;3) 2, 4, 6;4) 3, 4, 6.

10. Укажите простое предложение.1) Сонный шум волн гудел угрюмо, страшно.2) Он вскочил – и все замолчали.3) Заря осветила небо, лес оживился пением птиц.4) Посевы сгорели, потому что не было дождей.

1.. Укажите сказуемое в предложении.

Принес он смертную смолу да ветвь с увядшими листами.1) Принес ветвь;2) с увядшими листами;3) принес;4) принес смолу.

. 2.В каком предложении сказуемое выражено прилагательным?

1) Мрачен свод голубых небес.2) Уж за горой дремучею погас вечерний луч.3) Горные вершины спят во тьме ночной.4) Сижу за решеткой в темнице сырой.

. 3.Укажите предложение с составным именным сказуемым.

1) Дуплистая ива лежала поперек реки, как мост.2) Снегирь – пухленькая красногрудая птичка.3) Солнце день-деньской печет.4) Ты о чем-нибудь мечтаешь?

. 4.В каком предложении неверно выделено сказуемое?

5.Укажите тип сказуемого в данном предложении.

К вечеру стал подниматься сильный ветер.:1) Простое глагольное сказуемое;2) составное глагольное сказуемое;3) составное именное сказуемое;4) сказуемое отсутствует.

. 6.Укажите тип сказуемого в предложении.

Пес был молодой, задиристый.

7.Укажите тип сказуемого в предложении

1) Составное именное сказуемое;2) составное глагольное сказуемое;3) сказуемого нет;4) простое глагольное сказуемое.

.8.Уже давно мне стала сниться полей малиновая ширь.

1) Простое глагольное;2) сказуемого нет;3) составное именное;4) составное глагольное.

9. Укажите тип сказуемого в предложении.

Я стал доступен утешенью.

1) Простое глагольное;

) составное глагольное;3) составное именное;4) нет сказуемого.

10. В каком предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом?

1) Вечер был испорчен неожиданным телефонным звонком.2) Лентяй всю жизнь плывет по течению.3) Бездонную бочку водой не наполнишь.4) Щенок повизгивал и весело вилял хвостом.

11.. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

1) Женщина была высокая, стройная.2) Тигр должен был пройти совсем близко от нас.3) Люблю я пышное природы увяданье.4) В сени вышел царь-отец.

12. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

1) Сердце у него сильно стучало.2) Без собаки я не нашел бы тропу.3) Мало-помалу деревья начали редеть.4) Бабушка больна гриппом.

13.. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено существительным.

1) Наша земля велика и прекрасна.2) Книга – твой верный друг3) Дважды два – четыре.4) У него характер мягче пластилина

1. Укажите дополнение в предложении.

В нашей деревне дома украшают резные ставни.

1) В нашей;2) деревне;3) дома;4) ставни.

2. Укажите предложение, в котором есть определение.

1) Пирожное было свежим.2) Через тридцать минут подошел автобус.3) Небеса высокие и чистые.4) Перейти вброд горную речку не так-то просто.

3. Укажите предложение, в котором есть обстоятельство.

1) Люди распрягли лошадей и сварили ужин.2) Кто-то угрюмо молчал.3) Прибрежные луга не скошены.4) Мы любовались осенними лесами.

4. В каком случае верно указан тип выделенного в предложении обстоятельства?

Пастухи сонно ежились у телег.1) Обстоятельство места;2) обстоятельство причины;3) обстоятельство цели;4) образа действия.

5. В каком случае верно указан тип выделенного в предложении обстоятельства?

Вдруг впереди мы увидели небольшую деревушку.

1) Образа действия;2) места;3) времени;4) условия.

6. Укажите тип выделенного в предложении обстоятельства.

Вопреки предсказаниям день был пасмурный и холодный.

1) Уступки;2) причины;3) условия;4) места.

7 Укажите, какого типа обстоятельства данном предложении.

Вечером я сидел дома и чутко прислушивался к завыванию ветра.

1) Места;2) времени;3) образа действия;

8. Укажите вид выделенного в предложении обстоятельства.

При желании вы можете получить водительские права.

1) Причины;2) условия;3) цели;4) времени

9. Укажите вид выделенного в предложении обстоятельства.

Из-за его упрямства мы опоздали на последний автобус.1) Уступки;2) условия;3) причины;4) образа действия.

10. Укажите предложение, в котором есть обстоятельство.

1) Густая тьма была полна запахов позднего лета.2) Пригретая ранними лучами солнца, заворковала горлинка.3) Там королевич мимоходом пленяет грозного царя.4) Всякая работа мастера хвалит.

11. В каком случае верно указан тип выделенного в предложении обстоятельства?

1) Времени;2) места;3) цели;4) причины.

12. Укажите предложение, в котором есть прямое дополнение.

1) Родился я с песнями в травном одеяле.2) И стоит береза в сонной тишине.3) У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром.4) В тихой дреме под навесом слышу шепот сосняка.

13. Укажите предложение с несогласованным определением.

1) Кудрявый сумрак за горой рукою машет белоснежной.2) Гаснут красные крылья заката.3) На крыльце нас встретила девушка с черными глазами.4) И лишь по-прежнему вода шумит за мельницей крылатой.

14. Укажите предложение, в котором есть все второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

1) Ветер ночью злится да стучит в окно.2) Я старался бесшумно отыскать потайную дверь в стене.3) Вчерашний ливень уничтожил мою клумбу.4) Полуденное солнце палило нещадно.

15. Укажите предложение, где неверно выделено дополнение.

1) Буря сломала тополь под моим окном.2) Долгожданное солнце закрыло облако.3) Дедушка включил телевизор.4) Печенье из рисовой муки съел Петя.

16. Укажите предложение, в котором есть все второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

1) Лица моего коснулись всегда цепкие листья хмеля.2) Прекрасное должно быть величаво.3) Белка там живет ручная.4) Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. А

17. Укажите предложение, в котором есть косвенное дополнение.

1) Я всегда любил море.2) Собирать грибы надо осторожно.3) В муху князь оборотился.4) Царевич выстроил хрустальный дом

Знаки препинания в простом предложении

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире.

1) Горы_ как пышные складки на богатой одежде земли.
2) Дома города_ точно груды грязного снега.
3) Голова без ума_ что фонарь без света.
4) Мой девиз_ мыслить обо всем и писать понятно для всех.

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска не ставится тире.

1) Длина комнаты_ одиннадцать метров.
2) Ласковое слово_ что весенний день.
3) Прилет грачей_ признак начала весны.
4) Айсберг_ это плавучая ледяная гора.

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска не ставится тире.

1) Жизнь прожить_ не поле перейти.
2) Хорошо учиться_ вот наша задача.
3) Наш край_ богат и прекрасен.
4) Заяц_ самое робкое и беззащитное творение.

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая.

1) На другой день ни свет_ ни заря Лиза уже проснулась.
2) Во время экскурсии в Санкт-Петербург мы побывали и в музеях, и в театрах, и на стадионе_ съездили в город Пушкин и Петродворец.
3) Иные хозяева вырастили уже вишни _ или сирень, или жасмин.
4) Шел длинный_ товарный поезд.

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.

1) Он хорошо рисовал_ да и чертил неплохо.
2) Ночью ветер злится_ да стучит в окно.
3) Он не имел ни брата_ ни сестры.
4) Николай Иванович смотрит на него ласковыми_ добрыми и благородными глазами.

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие.

1) Шли в самое различное время_ и на рассвете, и вечером, и ночью.
2) В вестибюле, в коридоре, в кабинетах_ всюду толпились люди.
3) Шум, брань, мычание, блеяние, рев_ все сливается в один нестройный говор.
4) Пшеница, просо, овес, подсолнух, кукуруза_ словом, все уже созрело.

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире.

1) Повсюду_ в клубе, на улицах, на скамейках, в домах_ происходили шумные разговоры.2) У нас круглый год живут такие птицы_ голуби, воробьи, вороны.3) Егорушка видит все одно и то же_ небо, равнину, холмы.4) Все это – и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка_ напоминало мне далекие дни детства.

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Было грустно и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в вагоне.2) День был голубой, нежный, на диво солнечный.3) Вдали перед ним пестрели и цвели луга, и нивы.4) Из-под снега виднелись: самовар, кадка с мороженой рыбой и еще какие-то привлекательные узелки и коробочки.

Укажите предложение, в котором на месте пропуска запятая не ставится.

1) Хорошо знающий законы_ адвокат отказался бы от защиты этого человека.2) Сияющий и веселый_ принялся Илья в этот вечер за обычное свое занятие.3) Подходя к комендантскому дому_ мы увидели на площадке человек двадцать стареньких инвалидов.4) Впереди меня медленно идет старик_ наклонив голову и размахивая ру

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая.

1) По улице мчится_ сломя голову_ собачонка.2) До двух часов занятия должны идти_ не прерываясь.3) Авилов_ нехотя_ доплелся до ворот.4) Пошумев_ река успокоилась.

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.

1) Несмотря на поздний вечер_ было душно.2) Благодаря отцу_ я и сестры знаем французский, немецкий и английский языки.3) Вопреки предсказанию моего спутника_ погода прояснилась.4) Укорял он меня за то, что мы ничего не делаем, работаем_ спустя рукава.

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.

1) Очнувшись_ я несколько времени не мог опомниться.
2) Дмитрий слушал его_ нахмурясь.
3) Тихо кругом, лишь шумит_ не смолкая_ вода у плотин.
4) Туманы_ клубясь и извиваясь_ сползли по морщинам соседних скал.

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая.

1) Мы ценим Толстого_ как писателя.
2) Валерию_ как уроженцу юга_ трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.
3) Я знал Семенова_ как хорошего слесаря и никогда не думал, что он признанный художник.
4) Поздно вечером_ на опушке леса_ я встретился с отрядом.

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.

1) Сверх красивой и приятной наружности_ он обладал хорошими манерами.
2) Утром_ на рассвете_ альпинисты двинулись в путь.
3) Крейсеры держались в открытом море_ ввиду тесноты в бухте.
4) Вопреки предсказанию моего спутника_ погода прояснилась.

Отметьте номер предложения, в котором допущена пунктуационная ошибка.

1) Скажи мне кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною.
2) Ночью весь мир огромный кажется много проще.
3) К счастью, вечером ветер утихнет.
4) Он был, о море, твой певец.

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.

1) Мать мужественно отнеслась_ к несчастью, постигшему нашу семью.
2) Теперь_ я думаю_ медлить уже нечего.
3) Море_ казалось_ не успокоится никогда.
4) С отцом разговор меня успокоил_ родные.

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Тема молча обнял мать и спрятал голову на ее груди.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.
2) Сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
4) Сложное предложение, перед союзом и нужна запятая.

В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Весла (1) ровно и мерно стуча в уключинах (2) на несколько мгновений погружались в воду (3) и снова сверкали на солнце (4) ловким движением гребцов (5) обращенные параллельно к воде.

1) 1, 3, 5 – запятые выделяют причастный и деепричастный обороты.
2) 3 – запятая между однородными членами.
3) 2 – запятая между однородными членами, 4 – запятая выделяет причастный оборот.
4) 1, 2, 4 – запятые выделяют деепричастный и причастный обороты.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Спустившись с террасы (1) Фет направился через парк (2) сперва по вязовой аллее (3) затем боковой тропкой (4) протоптанной в траве к маленькой (5) скрытой за кулисами (6) всегда запертой калитке.

1) 1, 3, 5.
2) 2, 3, 4, 6.
3) 1, 3, 4, 6.
4) 1, 3, 4, 5, 6.

Укажите, в каком предложении нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Пушкинские крестьяне как и все псковичи издревле любили выращивать лен.
2) Бессонные ночи предельная усталость и напряжение шестичасового боя очевидно сделали свое дело.
3) Самая речь полковника скупая на слова никогда не отличалась определенностью.
4) Утомленный долгой речью я закрыл глаза и зевнул

ТЕСТ 2О

1. Выделите сказуемые в безличных предложениях.

Об этом жильце надо бы рассказать подробней, потому что в первую очередь подозрения пали на него. Но упали они немного позднее, примерно через час, а в тот момент он стоял у подъезда, слушал музыку и был вне подозрений. Впрочем, стоял он понуро. Вдруг он расправил плечи, более гордо поднял голову и пошел прямо к нам. Однако подойти к нам было непросто. (Ю. Коваль)

Ответ. Надо бы рассказать, было непросто подойти.

2. Найдите в тексте односоставные предложения. Определите тип каждого из них, выделите сказуемое.

Так как мама вечно возится со стиркой, воды ей требуется всегда очень много, а крана во дворе у нас нет. И мама, и Маруся, и я должны добывать воду на далеких задворках одного из соседних домов, чтобы налить доверху ненасытную бочку. Принесешь четыре ведра, и в глазах зеленеет, и ноги и руки дрожат, а нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме, а от этого мы хотим избавить ее – я и Маруся. (К. Чуковский)

Ответ. Принесешь четыре ведра – определенно-личное (или обобщенно-личное). . чтобы налить доверху ненасытную бочку; в глазах зеленеет, нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме – безличные.

3. Найдите неправильные утверждения.

1) В односоставных предложениях не может быть сказуемого, выраженного глаголом в условном наклонении.
2) В неопределенно-личном предложении сказуемое обязательно выражено глаголом в форме множественного числа.
3) Бывают односоставные предложения с главным членом – сказуемым, в которых нет глаголов.
4) В определенно-личных предложениях легко восстанавливается подлежащее – личное местоимение 1-го, 2-го или 3-го лица.
5) В безличных предложениях глагол-сказуемое не может употребляться в форме множественного числа.
6) Если в предложении нет подлежащего, а сказуемое выражено глаголом в форме женского или мужского рода ед. ч. прош. вр., это предложение двусоставное неполное.

4. Найдите в тексте: а) односоставное неопредепредложение; б) односоставное безличное предложение.

1) Труднее всего было в шумерском письме изображать абстрактные понятия, имена собственные, а также различные служебные слова и морфемы. 2) В этом помогал ребусный принцип. 3) Например, знак стрелы использовали не только для слова стрела, но и для слова жизнь, звучавшего так же. 4) Постоянно применяя ребусный принцип, шумеры закрепили за некоторыми знаками уже не конкретное значение, а звуковое чтение. 5) В результате возникли слоговые знаки, которые могли обозначать некоторую короткую последовательность звуков, чаще всего слогленно-личное

. 6) Таким образом, именно в Шумере впервые сформировалась связь между звучащей речью и написанными знаками, без которой невозможна настоящая письменность.

4. Подчеркните грамматические основы, укажите вид сказуемых. Определите тип односоставных предложений.
Объясните расстановку знаков препинания.

Мишель пробирался от заставы к Разводной площади.
Бледный, заспанный, он въехал через заставу в восемь часов. Не совсем рассвело, утро было сумрачное. Он проехал мимо пригородных лавок, с любопытством заглядывая в окна. В окнах еще горели свечи; в одной лавке копошился у конторки толстый чухонец в очках: что-то записывал, припоминал, почесывал нос.
Мишель заглядывал в окна с неясной тревогой.
Все стояло на месте. Лавки открывались. По улицам шли редкие прохожие, улицы были тихи и темны. Так он проехал пустую Театральную площадь. В будке, мимо которой он проезжал, спал старый будочник, прислонив к стене свою алебарду. . Уже рассвело, но народа на улицах почти не было.

5. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
Подчеркните грамматические основы, укажите вид сказуемых.
Обозначьте буквами пр или д причастия и деепричастия, подчеркните их как члены предложения.
Определите тип односоставных предложений.

Старые осипшие часы висевшие у дверей младшей спальной, гулко пробили пять раз. Под серо-сизым казенным одеялом задвигался дядька Лаврентий.
Затем он идет в умывалку; это темноватая, холодная комната, посреди которой стоит огромный из красной меди умывальный чан. Дно его усеяно рядом медных стержней. Человек двенадцать могут умыва_ся одновременно, но пока – дядька один.
Умывается Лаврентий медленно, с наслаждением, фыркая, как опившийся кот. После умывания он подходит к одной из длиннейших скамей, тянущ_ся вдоль стен умывалки, и начинает чистить себе сапоги. Эти скамьи уставлены громадными чашками с жидкой ваксой; масса щеток, больших и малых, разбросана по ним.
Вычистив себе сапоги, дядька окончательно приводит в порядок свой туалет – расчесывает брови, протирает очки и поворачивает перед зеркалом из стороны в сторону голову.
Скоро уже шесть. Скоро звонить. Мельком взглядывает Лаврентий на казенный градусник. Давным-давно, с самого основания пансиона, повесили его у косяка двери, и с тех пор невозмутимо добросовестно и в зиму и в лето показывает градусник четырнадцать, как бы температура н_ менялась.
Новый год по неокрепшей традиции встречали всей школой. В большой спальне днем были убраны койки, поставлены столы и скамейки. Вечером в одиннадцать с половиной часов все отделения под руководством классных надзирателей поднялись наверх в спальню.
На столах, покрытых белыми скатертями, уже стояли яства: яблочная шарлотка, бутерброды с колбасой и клюквенный морс, которым изобретательный Викниксор заменил новогоднее шампанское.
Отделения разместились за четырьмя столами. Дежурные разлили по кружкам «шампанское-морс» и уселись сами. Скромное угощение казалось изголодавшимся шкидцам настоящим пиром.
В час ночи банкет закрылся. Вмиг были убраны столы, расставлены кровати, и шкидцы стали укладываться спать.(Н. Крашенинников)

1. Укажите, какие утверждения неверны.

а) В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из подлежащего или сказуемого.
б) В определенно-личных предложениях главный член предложения выражен глагольной формой 1-го или 2-го лица.
в) Безличными называются предложения, в которых отсутствует подлежащее.
г) Определенно-личные и неопределенно-личные предложения могут иметь обобщенное значение.

2. Укажите односоставные предложения.

а) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды.
б) Кругом все молчало.
в) Встречайте трепетную весну, люди земли.
г) Синее бездонное небо.
д) Многим не терпелось кинуться в бой.

3. Укажите вид односоставных предложений: а) определенно-личное; б) неопределенно-личное; в) безличное; г) обобщенно-личное; д) назывное.

1. После драки кулаками не машут.
2. Ярмарка. Крещенский мороз.
3. От пруда потянуло холодом.
4. Но, бывало, бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда.
5. Туши тура и кабана целиком жарили на огромных вертелах, поворачивая то одним, то другим боком.

4. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

а) Когда мы приблизились башкирцы разогнали народ и нас представили Пугачеву. (А. Пушкин)
б) Солнце уже стояло низко над горизонтом и надо было торопиться. (В. Арсеньев)
в) Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит. (М. Лермонтов)
г) Вечером зажгли свечи, и он еще долго глядел на голубые трепещущие огоньки.
д) Никто не хотел возвращаться в город, но в автобусе ждали, и нужно было торопиться.

5. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:

а) Спокойно дышит грудь и на душу находит странная тревога. (И. Тургенев) б) Ее обдало сильным теплым ласковым ветром и что-то прошелестело рядом. (К. Паустовский) в) Стоят в воде и в небе луны и пахнет донником сухим. г) Приближался конец мая и нас с сестрицей перевели из детской в так называемую столовую. (С. Аксаков)

(Знаки препинания не расставлены.)

вежими яблоками и висели волчьи и лисьи шку1. Укажите, какие утверждения неверны.

а) В неопределенно-личных предложениях главный член выражен глагольной формой множественного числа: или 3-го лица наст. или буд. времени, или прош. вр., или условного наклонения.
б) Ведущий признак безличных предложений – не просто отсутствие подлежащего, а невозможность восстановления в них подлежащего.
в) Главный член безличного предложения выражается только безличным глаголом или личным глаголом в безличном значении.
г) Назывные предложения употребляются в художественной литературе, в газетных и журнальных статьях (публицистике).

2. Укажите односоставные предложения.

а) Подходят тучи, как пехота, от моря серою волной, и шпарит, как из пулемета, по крыше дождик проливной. (М. Дудин)
б) Оттепель после метели. (Н. Заболоцкий)
в) И хорошо мне здесь остановиться и, глядя вдаль, подумать, помолчать. (М. Исаковский)
г) Художественная литература – это мастерство слова.
д) Славься, Россия, бессмертною славой, славься, великий наш русский народ!

3. Укажите вид односоставных предложений:

а) определенно-личное; б) неопределенно-личное; в) безличное; г) обобщенно-личное; д) назывное.

1. После дождя нам дышится особенно легко.
2. Назвался груздем – полезай в кузов.
3. Хохот, шум, неразбериха. (А. Твардовский)
4. Люблю дымок спаленной жнивы. (М. Лермонтов)
5. В монастырях отзвонили к утрене. (С. Бородин)

4. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

а) Внесли ужин и полчаса спустя все разъехались и разошлись. (И. Тургенев)
б) Ветер треплет деревья и дожди, не прекращаясь, поливают их с утра до ночи.
в) Погода эти дни была дурная, и большую часть времени мы проводили в комнатах. (Л. Толстой)
г) Конец мая и в поле еще прохладно, дует ветер, то и дело прячется в облака солнце, идут тени и свет. (И. Бунин)
д) Север дышит ветром ночи и полынь колышет. (И. Бунин)

5. Рассмотрите предложения из задания 4. Укажите из них только сложное предложение, первая часть которого представляет собой односоставное назывное предложение.

6. Найдите предложение, строение которого соответствует схеме:

[опред.-личн.] и [безличное].

(Знаки препинания не расставлены.)

а) Над потемневшими садами чуть заметно зажглись звезды и звуки понемногу затихали в станице. (Л. Толстой)
б) Ветер разогнал облака и к утру лужи затянуло тонким ледком. (С. Аксаков)
в) Читаешь книгу о далеких странах и хочется увидеть весь мир.
г) Говорят журавлиные крики отнимают в садах тишину.
д) В сенях пахло с

Ответы к тесту по теме «Односоставные предложения»

1) в;
2) а, в, г, д;
3) 1 – г; 2 – д; 3 – в; 4 – а; 5 – б;
4) а, б, д;
5) б.

1) в;
2) б, в, д;
3) 1 – в, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – б;
4) а, б, г;
5) г; 6) в

Знаки препинания в сложном предложении

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие.

1) Дунул ветер_ все дрогнуло, ожило и зашумело.
2) Прошел дождь_ зашумели деревья в лесу.
3) Я взглянул в окно_ на безоблачном небе разгорались звезды.
4) Хвалы приманчивы_ как их не пожелать?

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире.

1) Знайте_ он опасный человек.
2) Любишь кататься_ люби и саночки возить.
3) Заранее предупреждаю_ удобств на пути не будет.
4) Я тебе определенно скажу_ у тебя есть талант.

В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

1) Не сули журавля в небе_ дай синицу в руку.
2) Доверие_ всегда самый дорогой подарок.
3) Так хотелось бы знать_ куда еще занесет судьба?
4) Я советую читать и изучать классиков_ Пушкина, Тургенева, Толстого.

В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?

1) Мой костер в тумане светит искры гаснут на лету.
2) Со мной был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.
3) Море порт город гора все превратилось в глухую порывистую от ветра тьму.
4) Люди вели себя по-разному одни беспокойно оглядывались другие словно застыли.

В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?

1) Я доверяю любящим_ они великодушны.
2) Земля кругла_ на ней не скроешь тайны.
3) Люблю веселое искусство природы_ цветы, бабочек, тропические растения, водопады, фонтаны.
4) Слышу я_ звенит синица средь желтеющих полей.

Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.

Теперь (1) когда машины повернули к перевалу (2) море осталось позади.

1) Предложение сложное, сложноподчиненное. Запятая (2) ставится между частями сложного предложения.
2) Предложение сложное, сложноподчиненное. Придаточное предложение выделяется запятыми (1) и (2).
3) Предложение простое, имеет уточняющее обстоятельство времени, которое выделяется запятыми (1) и (2).
4) Предложение простое, осложнено однородными членами, между которыми ставится запятая (2).

Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.

Сонечка писала (1) что настроение тяжелое (2) но чтобы он о них не беспокоился.

1) Предложение сложное, сложноподчиненное, состоит из трех частей. Запятые (1) и (2) ставятся между частями сложного предложения.
2) Предложение сложное, состоит из двух частей, запятая ставится между частями сложного предложения.
3) Предложение сложное, состоит из двух частей, запятая (1) ставится между частями сложного предложения. Запятая (2) ставится между однородными членами, которые имеются в придаточном.
4) Предложение сложное, состоит из двух частей. Запятые (1) и (2) выделяют с двух сторон придаточное изъяснительное, которое находится внутри главного.

Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении.

Снег был глубокий (1) но твердый (2) лыжи не проваливались.

1) Предложение сложное, состоит из двух частей. Между частями сложного предложения ставится запятая (2).
2) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится тире (2). В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая (1).
3) Предложение сложное, бессоюзное, между частями предложения ставится двоеточие. В первой части имеются однородные определения, между которыми ставится запятая.
4) Предложение сложное, бессоюзное. Тире (1) ставится между частями предложения, так как содержание одной противопоставляется другой. Запятая (2) отделяет уточняющий член предложения.

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая.

1) Когда началась гроза, игра прекратилась_ и дети бросились бежать домой.
2) В такую бурю волк не рыщет_ и медведь не вылезает из берлоги.
3) От долгого сидения у него затекли ноги_ и заболела спина.
4) Воздух легок и чист_ и замерзла река.

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.

1) Солнце пекло невыносимо_ и дул теплый ветер.
2) Кто из нас не был молод_ и кто не увлекался?
3) Странный старичок заговорил очень протяжно_ звуки его голоса также изумили меня.
4) В доме все окна были закрыты_ дверь же была распахнута настежь.

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая.

1) Она сказала ему, что_ если он болен, то надо лечиться.
2) Он раздражителен_ и когда здоров, и когда болен.
3) Надвигалась гроза, и_ когда тучи заволокли небо, стало темно, как в сумерки.
4) Яков встал рано утром, когда солнце не палило так жарко_ и с моря веяло бодрой свежестью.

Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска запятая не ставится.

1) Чтобы отбить, отбросить вражий вал_ такие вынес город испытания, каких еще ни разу не знавал за двести сорок лет существования.
2) У костра остался проводник, который_ пока путешественники охотились, приготовил ужин.
3) Пушкин не скрывал, что_ если бы во время восстания он находился в Петербурге, то был бы вместе с декабристами.
4) Луна светила ему прямо в лицо_ и я видел ужасные гримасы, которые появлялись то и дело на его лице.

Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.

1) Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака.
2) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.
3) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны.
4) Наша задача – не отразить атаку, а уничтожить ядро армии.

Отметьте номер предложений с пунктуационной ошибкой.

1) После завтрака экскурсанты пошли к морю, которое, хотя ветра не было, гулко шумело и плескалось.
2) Так как приближалась ночь, мы остались в селении, которое находилось в пятнадцати километрах от железной дороги.
3) В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда потом не забываются, и надолго определяют его биографию.
4) Мне выслали какие-то книги, но какие именно – не знаю.

Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.

1) Неприятель решил, что здесь нет защитников, и полез выше в гору.
2) Вечером, когда немного утихло, мы пошли на мол, чтобы посмотреть, как придет пароход.
3) Поздно вечером раздался протяжный свисток и показался сияющий огнями паровоз.
4) Река еще не замерзла и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах.

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Чаадаев без посторонних рассуждений просто сравнил (1) то (2) что есть в России (3) с тем (4) что есть в Европе (5) и это как раз потрясло больше всего.

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Собрались было плыть дальше (1) но (2) когда поднялся ветер (3) и пошла больше волна (4) то повернули к берегу.

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Я совершенно уверен (1) что у этого лорда есть что-то очень смешное (2) чего он стыдится (3) что тайно мучает его (4) и (5) отчего он так злобно пишет свои книги.

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку знаков препинания в предложении?

Прирученные и специально обученные беркуты ловят на охоте зайцев (1) ломают спину лисицам (2) и (3) если с малолетства приучить (4) даже и волка останавливают.

Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Я люблю подмосковные леса (1) и (2) когда они весело шелестят при летнем ветерке (3) и (4) когда они (5) заснеженные (6) спокойно спят под холодным светом луны.

Контрольные итоговые тесты по русскому языку

Типы сказуемых (таблица с примерами)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве пред­ло­же­ния.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и под­ле­жа­щее.

ОпределениеСказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый опре­де­ля­ет под­ле­жа­щее и состав­ля­ет с ним грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го пред­ло­же­ния:

  • (кто?) два медведя-подростка — это под­ле­жа­щее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — ска­зу­е­мое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му раз­ли­ча­ют

  • гла­голь­ные ска­зу­е­мые;
  • имен­ные ска­зу­е­мые.

    Сказуемое и способы его выражения

    В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния ска­зу­е­мо­го:

  • про­стое гла­голь­ное;
  • состав­ное гла­голь­ное;
  • состав­ное имен­ное.

    Таблица

    ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
    П
    Г
    С
    Выражено гла­го­лом в фор­ме
    одно­го из накло­не­ний
    Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
    Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
    С
    Г
    С
    Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го сло­ва
    (выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла
    (выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние)
    По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
    Я был рад помочь вам.
    С
    И
    С
    Состоит из глагола-связки
    (выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние)
    и имен­ной части
    (выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние)
    Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
    Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

    Простое глагольное сказуемое

    Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, напри­мер:

    Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

    Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

    Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

    Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

    Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

    Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния:

    Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние дей­ствия:

    Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

    Будешь ты ещё мне тянуть душу !

    Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му пово­ду.

    Составное глагольное сказуемое

    К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфи­ни­ти­вом:

    вспо­мо­га­тель­ный гла­гол + инфи­ни­тив = СГС

    Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

    Вспомогательные глаголы в СГС

    В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла исполь­зу­ют­ся:

    1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец дей­ствия

    Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

    Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

    2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, спо­соб­но­сти

    К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

    3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние

    Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

    4. неко­то­рые без­лич­ные гла­го­лы

    Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

    5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским зна­че­ни­ем

    Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

    6. сло­ва состо­я­ния

    По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

    Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, напри­мер:

    Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

    Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

    Составное именное сказуемое

    Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

    • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
    • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней срав­не­ния;
    • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное соче­та­ние;
    • место­име­ние;
    • наре­чие;
    • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные;
    • меж­до­ме­тия;
    • нераз­ло­жи­мые сло­во­со­че­та­ния.

    Глагольная связ­ка + имен­ная часть = СИС

    Связка составного именного сказуемого

    В роли связ­ки часто упо­треб­ля­ет­ся

    1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том чис­ле
    «есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), напри­мер:

    Он был похож на маму (Борис Пастернак).

    Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

    Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

    Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

    Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

    Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

    2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

    Примерыстать, делать­ся, казать­ся, ста­но­вить­ся, являть­ся, счи­тать­ся, оста­вать­ся, пред­став­лять, звать­ся, назы­вать­ся, выгля­деть, дово­дить­ся, счи­тать­ся и пр.

    И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

    С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

    И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

    Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

    3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состо­я­ния:

    Примерысидеть, сто­ять, бежать, вер­нуть­ся, идти, лежать, рабо­тать, родить­ся, жить.

    Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

    Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

    Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская доч­ка).

    Алгоритм определения вида сказуемого


    Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

    Сохранить ста­тью


    источники:

    http://pandia.ru/text/78/166/17255-3.php

    http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/sintaksis/44482-tipy-skazuemyh-tablica-s-primerami.html