Петров стал дипломником конкурса пианистов лексическая ошибка

Петров стал дипломником конкурса пианистов лексическая ошибка

Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ДИПЛОМАНТА конкурса молодых исполнителей зрители встретили оглушительными аплодисментами.

Большая часть текстов автора написана в ПУБЛИЦИСТИЧНОМ стиле.

ВЫДАЧА коньков производится при наличии у посетителя катка паспорта или любого другого документа, который может быть оставлен в залог.

Занятия в бассейне приносят ДВОЙНУЮ пользу: они благотворным образом влияют и на физическое, и на эмоциональное состояние.

Оттого что этот человек обошёлся с ней столь некрасиво, она почувствовала себя беспомощной, УНИЖЕННОЙ.

Ответ задания: ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ

Контрольная работа по русскому языку и культуре речи

Вариант 1

1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный слог?

2. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный слог?

3 . Укажите ошибку в построении словосочетания.

1) внушать страх;

2) заплатить за услуги;

4) обвинён в предательстве.

4. В каком словосочетании зависимое слово может стоять в форме творительного падежа без предлога?

2) беспокоиться (дети);

3) гордиться (внучка);

4) обидеться (коллега).

5. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая над сочинением,

1) вас никто не должен отвлекать;

2) вам нужны будут критические статьи;

3) не отвлекайтесь;

4) сначала составляется план.

6. Какое из перечисленных слов имеет значение “вялый, равнодушный, находящийся в состоянии глубокого безразличия”?

7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) В городе активно ведётся ЖИЛИЩНОЕ строительство.

2) Каждый преподаватель знает, что он не добьётся желаемых результатов в работе, если не организует систематических ВНЕКЛАССНЫХ занятий.

3) ГРЕЧЕСКИЙ язык относится к индоевропейской семье языков.

4) ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство актёров вызывало восхищение зрителей.

8. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно ?

1) Мальчик стал ДИПЛОМАНТОМ международного конкурса пианистов.

2) В письме был ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ отклик на его изобретение.

3) ЗАВОДНОЙ ключ от куклы был утерян.

4) Щенок был ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ, робкий и слабый.

9 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) надеть куртку;

2) более двухсот тысяч воинов;

3) дружна с обеими девушками;

4) более красивейший орнамент.

10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) килограмм помидоров;

2) будущие выборы;

3) в двух тысяч тринадцатом году;

4) опять ошиблась.

11.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Лучшие из русских народных сказок, переведённых на все языки мира, стали добрыми спутниками детей в разных странах.

2) В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали знаменитые русские поэты и писатели, композиторы и художники.

3) По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Русский Музей.

4) Те, кто бывал летом в лесу, ощущали на себе его благотворное влияние.

12. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Студент сказал, что я ещё не подготовился к ответу.

2) Благодаря слаженной работе трудового коллектива завод перевыполнил план.

3) Кондуктор попросил оплатить проезд.

4) В автобиографической трилогии Л. Толстого “Детство”, “Отрочество”, “Юность” главным героем стал Николенька Иртеньев

13. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Составляя модель задачи,

1) учитывается несколько вариантов её решения.

2) переведите условие задачи на математический язык.

3) мною не было учтено значение переменных.

4) должен использоваться математический язык.

14.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Опровергая общее утверждение,

1) приведите хотя бы один довод против;

2) у нас завязался спор;

3) у меня не хватило аргументов;

4) это называется контрпримером.

15. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

2) зал аплодирует стоя;

3) тонкие пальцы;

Вариант 2

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Применяя основной принцип орфографии,

1) развивается и орфографическая зоркость;

2) вы будете писать грамотно;

3) почти любое слово будет написано правильно;

4) это поможет писать грамотно.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1) мне было сделано замечание;

2) обдумывается его структура;

3) нужно учитывать как лексическое, так и грамматическое значение слов;

4) должен учитываться стиль речи.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Путешествуя на велосипеде,

1) развиваются мышцы ног и спины;

2) требуется немалая выносливость;

3) вы получаете большое удовольствие;

4) у меня сломалась фара.

4. Укажите ошибку в управлении.

1) различать буквы и звуки;

2) отличать хорошее и плохое;

3) критиковать за ошибки;

4) обвинять в воровстве.

5. Укажите предложение с речевой ошибкой.

1) Высыпавшие из класса ребята крикнули так громко, что разговаривать было невозможно.

2) На ветру шумят осинки и берёзки шелестят.

3) Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала.

4) Один льёт, другой пьёт, третий растёт.

6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) За серьёзный ПРОСТУПОК его исключили из техникума.

2) Посреди реки стоял ЛЕСИСТЫЙ остров.

3) Каждому хочется иметь ЛИЧНОСТНЫЙ автомобиль.

4) В холода надо НАДЕВАТЬ на ребёнка тёплый комбинезон.

7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) НЕТЕРПИМАЯ боль заставила Вадима потерять сознание.

2) Случай нарушения правил дорожного движения оказался не ЕДИНИЧНЫМ.

3) Каждое время РОЖДАЕТ свою романтику.

4) Наташа выбежала на ШКОЛЬНЫЙ двор.

8. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный слог?

1) недУг; 2) согнУтый; 3) врУчит медаль; 4) сливОвый.

9. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

1) крутой кипяток;

2) крутой подъём;

4) шёлковая ткань.

10. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный слог.?

1) засУха; 2) гнАлась; 3) чЕрпать; 4) принЯл.

11. Укажите ошибку в управлении

1) сойти с поезда;

2) отзыв о книге;

3) вопреки распоряжения;

12. Укажите ошибку в управлении.

1) рецензия на рассказ;

2) иметь значение;

3) согласно приказа;

4) выйти из вагона.

13. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пять апельсинов;

2) наиболее решительнее;

3) в двухстах метрах;

4) на их территории.

14. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) В пьесе Н.В. Гоголя “Ревизор” есть целый ряд персонажей, чьи фамилии стали нарицательными.

2) Благодаря постройке нового тоннеля движение на дороге стало более интенсивным.

3) В книге описывается происхождение религии и какими обрядами она сопровождается.

4 ) Докладчик привёл новые данные, которые частично были уже опубликованы.

15. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Многие из тех, кто находился в самолёте , были знакомы друг с другом.

2) Работу на плотине решено было вести вопреки установившихся правил, не летом, а зимой.

3) Прохожий спросил меня, не знаю ли я, где находится гостиница “Курск”.

4) Автор рассказал об изменениях в книге, готовящейся к переизданию, о том, где она будет издана.

Вариант 3

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1) началось распределение ролей;

2) оказалось, что там слишком много ролей;

3) была назначена первая репетиция;

4) мы увлечённо начали репетировать.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Услышав длинный гудок,

1) только после этого можно набрать номер;

2) наберите номер абонента;

3) набирается номер абонента;

4) значит, линия свободна.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1) создаётся впечатление, что птица живая;

2) обратите внимание на штриховку;

3) неожиданно погас свет;

4) мне вспомнилось лето.

4. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Вопреки утверждённым правилам пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.

2) Вчера я добрался до Симферополя и обнаружил там много знакомых, приехавших на отдых.

3) В повести Н.Гоголя “Тарас Бульба” есть замечательная фраза: “Нет уз святее товарищества”.

4) Те, кто много занимался спортом, знают этого выдающегося тренера.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Поэзия и проза естественно соединены в романе Б.Пастернака “Доктор Живаго”.

2) Ф.И.Тютчев тонко чувствовал красоту природы и писал о ней.

3) Наш язык заслужил не только бережное обращение к себе, но и общенародную защиту.

4) В этой статье я обратил внимание на ряд деталей, вызвавшие серьёзный интерес.

6. Значение какого слова определено неверно?

1) АДРЕСАНТ – лицо, отправляющее письмо;

2) ОВАЦИЯ – бурные аплодисменты;

3) ОППОНЕНТ – противник в споре;

4) ГИПЕРБОЛА – сглаживание различий.

7. Значение какого слова определено неверно?

1) КОСНЫЙ – тяготеющий к привычному, невосприимчивый к новому, прогрессивному;

2) ПАДЧЕРИЦА – неродная дочь одного из супругов;

3) ДЕПУТАТ –чиновник, назначенный на какую-либо высшую государственную должность;

4) ТЩЕТНО – напрасно.

8. В каком слове неверно указано ударение?

9. Какое из перечисленных слов имеет значение “старинный и ценный”?

10. Какое из перечисленных слов имеет значение “неприязнь, нерасположение к кому-либо или чему-либо”?

11. Какое из перечисленных слов имеет значение “вялый, равнодушный, находящийся в состоянии глубокого безразличия”?

12. Какое из перечисленных слов имеет значение “полная неудача, провал”?

13. Какое из перечисленных слов имеет значение “слепая преданность какой-либо идее”?

1) фанатизм; 2) аскетизм;

3) наивность; 4) альтруизм.

14. В каком предложении вместо глагола ОДЕТЬ (одевать) нужно употребить НАДЕТЬ (надевать)?

1) Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль.

2) Хозяин платил батракам мало ,зато хорошо кормил и одевал.

3) Наша текстильная фабрика одевала всю область.

4) Всех танцовщиц одели в одинаковые национальные костюмы.

Тема 1.2.Система норм русского литературного языка

Изучение системы норм русского языка.

Цель: закрепить знания о системе норм русского языка, отрабатывать навык работы со словарями.

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения:

Студент должен уметь:

· строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

· анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;

· устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи;

Студент должен знать: нормы русского литературного языка

Обеспеченность занятия

Учебно-методическая литература:

1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – с. 71-90

Справочная литература:

2. Бельчиков, Ю.А, Словарь паронимов русского языка/ Ю.А.Бельчиков, М.С,Панюшева. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2007. – 458 с.;

3. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / ред. Сост. В.В.Бурцева. – 5-е изд., стереотип. – М.: Рус. Яз. – Медиа, 2008. – 754 с.;

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944 с.;

5.Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение: ок. 25000 слов/И.Л,Резниченко. – М.: Астрель: АСТ, 2008.

Программное обеспечение:

6. Информационно-справочный портал «Русский язык» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gramota.ru/

7. Портал русского языка «Ярус» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.yarus.aspu.ru/

8. Образовательный портал Национального корпуса русского языка» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.studiorum. ruscorpora.ru/

Время на подготовку и выполнение –4 часа

Краткие теоретические и учебно-методические материалы:

Лексические нормы — это правила употребления слов в речи.

Основные виды лексических ошибок.

1. Употребление слова в несвойственном ему лексическом значении.

2. Нарушение лексической сочетаемости слов.

3. Смешение паронимов.

5. Речевая недостаточность.

Омо́нимы — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию единицы языка: наряд (одежда)наряд (распоряжение), горн (кузнечный)горн (духовой инструмент).

Сино́нимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение: красный — алый — багряный — багровый.

Паронимы— это однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях: подпись — роспись, одеть — надеть, главный — заглавный.

Образование степеней сравнения имен прилагательных.

Сравнительная степень прилагательных
Простая сравнительная образуется с помощью суффиксовСложная сравнительная степень образуется
Ø -ее (-ей): красивый – красивее, смелый – смелее, Ø : большой – больше, короткий – короче, сладкий – слаще; Ø -ше: старый – старше, молодой – младше. Ø Иногда при образовании сравнительной степени прилагательного используется другой корень: хороший – лучше, плохой – хуже, маленький – меньше.Ø от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц более и менее. Большой – более/менее большой, красивый – более/менее красивый.
Превосходная степень прилагательных
Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксовСложная превосходная степень
Ø -ейш-, -айш-. Красивый – красивейший, мягкий – мягчайший, добрый – добрейший. Ø Иногда при образовании превосходной степени прилагательного используется другой корень: хороший – лучший, плохой – худший.Ø от полной формы положительной степени прилагательного с помощью слов самый. Красивый — самый красивый.

Ход работы:

Задание № 1.

Составьте словосочетания с паронимами:

I вариант: нагрев – нагревание; водяной – водный; руководить – руководствоваться.

II вариант: значение – значимость; особый – особенный; сыскать – снискать.

III вариант: дипломат – дипломант – дипломник, единый – единичный – единственный, отличать – различать – замечать.

Задание № 2.

К данным словам подберите синонимы с иной стилистической окраской:

I вариант: рукоплескать, воин

II вариант: болезнь, потрясающий

III вариант: краснобай, фолиант.

Задание №3.

Найдите нарушения лексических норм в следующих предложениях. Объясните причины ошибок. Исправьте предложения.

I вариант:

1. О моей автобиографии я уже рассказывал в своей статье.

2. У нее были очень огромные глаза.

3. Петров стал дипломником конкурса пианистов.

4. Своим неожиданным приездом он хотел причинить радость родителям.

II вариант:

1. Он уже отлично читал, хотя шел всего пятый год.

2. Фактор воровства стал известен благодаря тому, что потерпевший узнал на фотографии личность преступника.

3. Печорин получил путевку на Кавказ.

4. Работа оплачивается в зависимости от сложности задания и колеблется от пяти до семи тысяч рублей.

III вариант:

1. Он крепко держал в своих руках штурвал руля.

2. Как только актер появился на сцене, публика устроила ему настоящий бенефис.

3. Родители должны обращать на жаргон ребенка.

4. В глубине леса расстилался темный мрак.

Задание № 4.

Приведите известные Вам омонимы русского языка (2-3 примера), объясните их лексическое значение.

Задание №5.

Образуйте от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения:

I вариант: глубокий, счастливый.

II вариант: добрый, прочный.

III вариант: ценный, умный.

Задание №6.

Данные существительные поставьте в форму И.п., мн.ч., учитывая варианты окончаний и их стилистическую окраску, а также явление паронимии и динамику норм современного русского литературного языка:

I вариант: крейсер, офицер, доктор, ректор.

II вариант: профессор, соболь, хлеб, учитель.

III вариант: сектор, бухгалтер, век, год.

Задание №7.

Определите род существительных:

I вариант: фламинго, пони, каникулы, ханжа, умница

II вариант: лапочка, солнышко, дитя, братишка, МИД

III вариант: маэстро, тюль, пенальти, эмансипе, эмбарго.

Задание № 8.

Поставьте ударение в словах:

I вариант: звонит, каталог, премировать, принята, поняла, понял, поняли, свекла, таможня, творог.

II вариант: бензопровод, досуг, завидно, искра, исподволь, квартал, корысть, красивее, начать, кухонный.

III вариант: аналог, баловать, бензопровод, вероисповедание, втридорога, давнишний, диспансер, договор, гербовый, газированный.

Вопросы и задания для закрепления теоретического материала:

1. Объясните значение термина лексические нормы.

2. Дайте определение терминам паронимы, омонимы, синонимы.

3. Перечислите и кратко охарактеризуйте словари современного русского языка.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/633343

http://allrefrs.ru/1-20560.html