План к уроку по теме сказуемое

План-конспект открытого урока «Сказуемое. Типы сказуемого»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

План-конспект открытого урока «Сказуемое. Типы сказуемого».

Скачать:

ВложениеРазмер
skazuemoe_i_osnovnye_ego_tipy.docx23.95 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

СКАЗУЕМОЕ. ТИПЫ СКАЗУЕМОГО.

Цели: расширить понятие о сказуемом, познакомить с типами сказуемого; учить различать простое и составное глагольное сказуемое; повторить порядок морфологического разбора глагола.

Оборудование: карточки с цифрами.

I. Организационный момент.

— Сегодня вы продолжите изучение темы «Главные члены предложения».

II. Подготовка к изучению нового материала.

1. Проверка домашнего задания.

— Как определили окончания сказуемых в упражнении 108? От чего зависел их выбор?

2. Работа в парах с предложениями, записанными на доске и на карточках.

— Найдите подлежащее и сказуемое в записанных на доске предложениях, напишите над сказуемым, чем оно выражено.

  1. Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (Салтыков-Щедрин)
  2. Любовь к Отечеству не может угаснуть в наших сердцах. (Л. Толстой)
  3. Неподкупный голос мой был эхо русского народа. (М.Ю. Лермонтов)
  4. Дней моих еще весною отчий дом покинул я. (В.А. Жуковский)
  5. Я люблю над покосной стоянкою слушать вечером гуд комаров. (С.А. Есенин)

Что вы можете сказать о сказуемых, которые встретились вам в этих предложениях? (простые и составные)

Обратите внимание, из каких частей речи они состоят?

Как называется сказуемое, состоящее из одного слова? А из двух слов?

Сформулируйте теперь тему нашего урока.

III. Объяснение нового материала.

Запишитее предложния, с которыми вы работали.

— Чем выражено первое сказуемое в первом предложении? (люблю )

— Каково грамматическое значение этого глагола (время, число)? (наст. вр.,ед. ч.)

— Сказуемое, в котором и лексическое и грамматическое значение заключено в одном глаголе, называется простым глагольным сказуемым.

— Определите второе сказуемое в этом же предложении. (не могу помыслить)

— В каком из этих слов заключено лексическое значение, а в каком грамматическое? (Основное лексическое значение выражается глаголом-инфинитивом «помыслить», а глагол «не могу» обозначает не возможность этого действия и выражает грамматическое значение — изъявительное наклонение, настоящее время, единственное число.)

— Такой тип сказуемых, когда один глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого, а второй — глагол-инфинитив заключает в себе лексическое значение и является основным глаголом, называется составным глагольным сказуемым.

Запишите это предложение.

— Определите сказуемое в 3-м предложении. Можно ли считать сказуемыми только глагол был ? Почему? (Он не раскрывает лексического значения, только указывает на время действия— прошедшее время).

— Значит, этот глагол является вспомогательными. Чем тогда выражается основная часть сказуемого? (существительным — «эхо»).

— Так как основная часть сказуемого выражается именем, то и тип сказуемого называется составным именным. Запишем и это предложение.

— Что вы можете сказать о сказуемом во втором предложении? (составное глагольное) . В 4-м? (простое) В 5-ом? (составное глагольное)

— Итак, перечислите основные типы сказуемого и охарактеризуйте их.

— Перед вами на каждой парте лежат учебники «Теория». Выясните в § 170 и § 171 на с. 217, чем же еще могут выражаться простое глагольное сказуемое и составное глагольное сказуемое. И попробуйте в тетради составить схему типов сказуемых.

IV. Закрепление нового материала.

От теории перейдём к практике.

Выполнение упражнения 118 на с. 55 учебника «Практика».

Задания после упражнения можно выполнить устно.

— С каким типом сказуемого вы встретились в этом упражнении?

2. Творческое задание.

— Прочитайте слова, записанные на доске.

Д. а) начал, принялся, продолжал, закончил, обязан.

б) думает, надеется, копать, выполняет, боялся собирался, читать.

— Глаголы какой группы могут быть вспомогательными?

— Составьте с каждым вспомогательным глаголем предложения, добавляя основной глагол из группы «б» или какой-либо другой. Подчеркните в своих предложениях грамматическую основу. Какое вы получили сказуемое?

В это время учитель пишет на доске предложения для следующего задания.

3. Работа с карточками:

Д. 1) Мы оба стали вспоминать погибших на фронте друзей.

2) Иван Ефимович, что вы будете делать после войны?

3) Туман начинает понемногу рассеиваться. (К. Симонов.)

4) Тысячи роз от солнца дымятся и горят сладким душистым огнем. (Л. Рейснер.)

5) Ну меня есть своя заветная мечта.

6) Сегодня Курочкин знал назубок весь параграф.

— Прочитайте шесть предложений, записанных на доске.

— У каждого из вас на столах шесть карточек с номерами предложений. Я буду характеризовать главные члены этих предложений, а вы должны поднять карточку с номером того предложения, в котором имеет место то, о чем я говорю. Номер может быть не один.

Учитель читает предложения:

1) В этом предложении есть составное глагольное сказуемое. (1, 3.)

2) В этом предложении простые однородные глагольные сказуемые. (4.)

3) В этом предложении подлежащее выражено цельным словосочетанием. (1, 4.)

4) В этом предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом. (6.)

5) В этом предложении простое глагольное сказуемое. (2, 5, 6 + 4 — в них они однородные.)

6) В каком из этих предложений глагол, обычно выступающий в роли вспомогательного, является простым глаголь сказуемым? (5.)

4. Самостоятельная работа.

На карточке вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания.

Подчеркнуть сказуемые разных (!) типов.

Пр…ехал царь. Он был не в духе. Так трях головою и подёргивал плеч…м что нав…дил на всех ужас. Войдя в залу, где танцевали, нашёл, что жарко, и захотел открыть окно. Но окна забиты были снаружи гв…здями. Царь велел пр…нести топор и вместе с двумя денщиками пр…нялся за работу. Наконец(таки) добился своего, вынул раму. Окно оставалось открытым (не)долго и на дворе опять начиналась оттепель ветер дул прямо с запада. Но всё(таки) по комнатам пошли такие сквозняки. Что легко одетые дамы и зябкие старички не знали, куда деваться. Царь устал, вспотел от работы, но был доволен, даже повеселел.

— Ваше величество, — сказал австрийский резидент Плейер, большой любезник, — вы прорубили окно в Европу.

(Д. Мережковский, «Пётр и Алексей»)

5. Подведение итога урока.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Почему составные сказуемы так называются?

— Какой частью речи выражается вспомогательная часть составного сказуемого? А основная?

Домашнее задание: упражнения 115 и 116, по § 170—171 подготовить сообщение о простом и составном глагольном сказуемом, читать § 172 о согласовании глагольного сказуемого с подлежащим.

Конспект урока по русскому языку в 8 классе Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

Тема урока: Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1. Уточнить понятие о сказуемом, научить учащихся разграничивать лексическое и грамматическое значения в сказуемом;

показать способы выражения этих значений в простых и составных сказуемых;

2.Развивать умения находить простое глагольное сказуемое в предложении, определять лексическое и грамматическое значения сказуемого;

3.Воспитывать у учащихся нравственные качества через тексты и высказывания известных писателей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: текст, компьютер, телевизор.

— Запишите число и тему урока «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое» (Слайд 1.)

Цель урока нашего урока- уточнить понятие о сказуемом и научиться находить простое глагольное сказуемое в предложении.

— Что вы знаете о сказуемом? (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражено с примерами).

Работа с предложениями, записанными на доске и на карточках.

— Найдите подлежащее и сказуемое в записанных на доске предложениях, напишите над сказуемым, чем оно выражено.

Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (Салтыков-Щедрин)

-Что вы можете сказать о сказуемых, которые встретились вам в этих предложениях? (простые и составные)

-Обратите внимание, из каких частей речи они состоят?

-Как называется сказуемое, состоящее из одного слова? А из двух слов?

Сформулируйте теперь тему нашего урока.

2. Объяснение нового материала. Формирование новых понятий.

Запишите 1 предложение.

— Чем выражено первое сказуемое в первом предложении? (люблю )

— Каково грамматическое значение этого глагола (время, число, наклонение)? (наст. вр.,ед. ч., изъявит.накл.)

— Лексическое значение этого слова? (проявление чувств)

— Определите второе сказуемое в этом же предложении. (не могу помыслить)

— В каком из этих слов заключено лексическое значение, а в каком грамматическое? (Основное лексическое значение выражается глаголом-инфинитивом «помыслить», а глагол «не могу» обозначает не возможность этого действия и выражает грамматическое значение — изъявительное наклонение, настоящее время, единственное число.)

В чем отличие двух сказуемых друг от друга?

— Сказуемое, в котором и лексическое и грамматическое значение заключено в одном глаголе, называется простым глагольным сказуемым. (учащиеся записывают название сказуемого в схему)

— Такой тип сказуемых, когда один глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого, а второй — глагол-инфинитив заключает в себе лексическое значение и является основным глаголом, называется составным глагольным сказуемым. (учащиеся записывают название сказуемого в схему) .

Запишем 2 предложение.

— Определите сказуемое в 2-м предложении. Можно ли считать сказуемыми только глагол был ? Почему? (Он не раскрывает лексического значения, только указывает на время действия— прошедшее время).

— Значит, этот глагол является вспомогательными. Чем тогда выражается основная часть сказуемого? (существительным — «актером»).

— Так как основная часть сказуемого выражается именем, то и тип сказуемого называется составным именным. (учащиеся записывают название сказуемого в схему) .

— Итак, перечислите основные типы сказуемого и охарактеризуйте их.

Вывод (подводит учитель):

— В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом или устойчивым сочетанием.(1 столбик)

-В составном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются в двух словах (2-3 столбики)

3) – Прочитайте предложения : (Слайд 4, 5)

— Одинаково ли лексическое значение этих сказуемых? (Одинаково)

— Определим время и наклонение глаголов- сказуемых в этих предложениях.

— Обратите внимание, что сказуемое в 3-м предложении состоит из двух слов. Это простое глагольное сказуемое или составное?

(глаголы несоверш. вида образуют сложную форму буд. времени, состоящее из двух слов)

— Определим время и наклонение глаголов- сказуемых в этих предложениях.

Вывод (делает учитель):

— Действительно, форма сказуемого показывает на наклонение, т.е. на то, реально ли действие или нереально, когда оно происходит по отношению к моменту речи. Это грамматическое значение сказуемого.

Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения (изъявительного, повелительного, условного), называется простым глагольным сказуемым. (Слайд 8,9)

4.Закрепление изученного. (Слайд 10)

А) – Выделите грамматическую основу в предложениях. . Определите наклонение и время глаголов – сказуемых.

— С какими членами предложения согласуются глаголы-сказуемые? (с подлежащим)

— Как согласуются? ( в лице и числе, в прошедшем времени – в числе, а в единственном числе – и в роде).

Б) — Перед вами текст (слайд 11), согласуя сказуемые с подлежащими, допишите окончания. Укажите их общие грамматические значения.

Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин . как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.

Василий Александрович Сухомлинский

-Проверим, правильно ли вы вставили окончания (Слайд 12)

— Подумайте и скажите, почему известный педагог Сухомлинский Василий Александрович иногда с болью вспоминает о матери. Что надо сделать, чтобы таких воспоминаний не было? Какой вывод вы для себя сделали, прочитав этот текст?

В) Проверочный диктант. (2 ученика у доски). Мартин получает карточку с предложениями и заданием. Остальные работают с учителем.

— запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите наклонение и время глаголов- сказуемых.

1.Ласточек мы не обижаем (изъяв. Наст.) , гнезд их не трогаем (изъяв. Наст.).

2. Тянулись (изъяв. Прош.) по синему небу облака.

3.Я сдержу (изъяв. Буд.) своё слово.

4.Мы будем танцевать (изъяв. Буд.) до утра.

5.Мы убрали бы (усл.) урожай вовремя, если бы дожди не затянулись (усл.) на две недели.

6. Помолчите (повелит.) , пожалуйста.

7. Давайте (повелит.) пообедаем.

— Итак, какое сказуемое называется простым глагольным сказуемым? (Слайд 13)

Подведение итога урока и выставление оценок.

5.Домашнее задание: (Слайд 15).

Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин . как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.

Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин . как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.

Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин . как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.

Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин . как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.

Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин . как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.

— запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите наклонение и время глаголов- сказуемых.

1.Ласточек мы не обижаем, гнезд их не трогаем

2.Тянулись по синему небу облака.

3.Я сдержу своё слово.

4.Мы будем танцевать до утра.

5.Мы убрали бы урожай вовремя, если бы дожди не затянулись на две недели.

— запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите наклонение и время глаголов- сказуемых.

1.Ласточек мы не обижаем, гнезд их не трогаем

2.Тянулись по синему небу облака.

3.Я сдержу своё слово.

4.Мы будем танцевать до утра.

5.Мы убрали бы урожай вовремя, если бы дожди не затянулись на две недели.

«Все в твоих руках». Урок по теме «Простое глагольное сказуемое». 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Задачи:

  • Образовательная: дать понятие простого глагольного сказуемого, учиться находить простое глагольное сказуемое в предложении, учиться отличать простое глагольное сказуемое, выраженное составной формой будущего времени, от составного сказуемого.
  • Развивающая: развитие учебно-информационных навыков (работа с текстом), учебно-логических умений (умений сравнивать), активизация творческих способностей, жизненного опыта, развитие коммуникативной компетенции (умение вести монологическую речь), умение принимать точку зрения собеседника.
  • Воспитательная: воспитание ответственности за происходящее, формирование готовности делать осознанный выбор.

Оборудование: магнитная доска, интерактивная доска (проектор, компьютер), презентация, включающая визуальный ассоциативный ряд по проблеме выбора, тексты современной притчи, разрезанные предложения для работы в парах, бабочки-подарки.

Ход урока

1. Орг. момент (выбор настроения среди множества – выбрали хорошее)

2. Проверка домашнего задания (активизация знаний)

— Проверим домашнее задание. На прошлом уроке мы говорили о…?

— Совершенно верно, о главных членах предложения и о том, чем они могут быть выражены.

— Предлагаю проверить ваши знания по теме с помощью упражнения «Истинно или ложно». Если вы согласны с утверждением, поднимаете правую руку, если нет – левую. (упражнение)

  • Подлежащее всегда выражено существительным.
  • Сказуемое согласуется с подлежащим.
  • Подлежащее выражено одним словом.
  • Сказуемое и глагол – одно и то же.
  • В предложении Мне не повезло подлежащее мне.
  • В предложении Я пересмотрю своё решение сказуемое пересмотрю.
  • Сказуемое может отвечать на вопрос каков?
  • В первой части предложения

Если вы будете идти без цели, то нет смысла выбирать дорогу (Р.Эмерсон) сказуемое будете.

— У нас возникли разногласия на последнем вопросе. К нему мы вернемся позже. А как вы понимаете смысл данного высказывания?

3. Объявление темы, постановка целей и задач

— Простое глагольное сказуемое:

Что узнаем? Чему будем учиться?

(определение, находить, способы выражения)

— Итак, говорить мы сегодня будем о простом глагольном сказуемом. А учиться находить его мы будем на примере текстов, посвященных очень важной проблеме. Давайте попробуем догадаться, какой именно. Посмотрим для этого визуальный ряд. (слайды с изображением перекрестка)

Выбор. Как часто приходится его делать? Примеры жизненных ситуаций.

Актуален ли разговор?

Название нашей беседы о выборе: Все в твоих руках.

Даже если мир превратится в прах,
Есть дорога к свету – всё в твоих руках!
(гр. «Артерия»)

— к этому мы еще вернемся.

4. Объяснение нового материала

— Актуализация знаний, самостоятельно определяют понятие.

— Проблемный? – Всегда ли простое глагольное сказуемое выражено одним словом?

  • В первой части предложения

Если вы будете идти без цели, то нет смысла выбирать дорогу (Р.Эмерсон) сказуемое будете.

Анализ сказуемого. (Составное будущее время)

Рассмотрим еще случай, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом.

Закрепление (умение находить простое глагольное сказуемое)

Работа с текстом притчи

Притча о братьях

Найдите предложения с простым глагольным сказуемым.

Выпишите грамматические основы.

(1) Жили два брата. (2) Один брат вышел в люди, достиг известности своими благими делами. (3) Другой брат был убийцей.

(4) Перед судом над вторым братом группа журналистов обступила его, и один задал вопрос:

(5) — Как получилось, что вы стали преступником?

(6) — У меня было тяжёлое детство. (7) Мой отец пил, избивал мою мать и меня. (8) Кем же ещё я мог стать?

(9) В это время несколько журналистов обступили первого брата, и один спросил:

(10)— Вы известны своими достижениями; как получилось, что вы добились всего этого?

(11) — У меня было тяжёлое детство. (12) Мой отец пил, избивал мою мать и меня. (13) Я смотрел и думал: «Никогда не буду этого делать». (14) Прошло время, я добился успеха. (15) Кем же ещё я мог стать?

(текст на доске и на партах)

Чтение (предварительное самостоятельно), чтение вслух.

— Почему братья такие разные, хотя росли в одинаковой обстановке?

— Какую мораль содержит притча?

— Задание: 1 вариант в 1-4 предложениях найти основу предложений, где сказуемое простое глагольное, выписать ее, определить, чем выражено сказуемое. 2 вариант – 12-14 предл.

Обсуждение. Наклонения глаголов. Фразеологический оборот.

Ответим еще раз на вопрос: Всегда ли простое глагольное сказуемое выражено одним словом?

5. Закрепление. Работа с высказываниями.

Выберите понравившееся высказывание, обоснуйте свой выбор.

Подчеркните основу, укажите способ выражения сказуемого (часть речи, наклонение для глагола).

  • Всегда выбирайте самый трудный путь — на нём вы не встретите конкурентов. (Шарль де Голль)
  • Когда выбираешь одно, ты предаёшь другое. (Игорь Карпов)
  • Истинное счастье состоит не в множестве друзей, а в достоинстве и свободе выбора. (Б.Джонсон)
  • В тот момент, когда ты выбираешь, от рая до ада остается один шаг. (Е. Ермолова)
  • Судьба – это не дело случая, а вопрос выбора. (Неизвестный)

6. Сделать выбор:

одно высказывание, доказать, почему оно.

Способ выражения сказуемого.

7. Итог по теме ПГС

Слайд с задачами. Что выполнили? Что узнали?

8. Итог разговора о выборе

Хорошо, но наш разговор о выборе еще не закончен. Завершим его восточной притчей.

Восточная притча

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.

Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Складывать ее мы будем сами с соседом по парте, проявляя терпимость друг к другу. Вам нужно сложить и выбрать, кто будет читать.

Чтение по предложению.

Затем весь текст на доске. Обсуждение.

Бабочка-символ чего? Мораль притчи?

Глядя на картинки, попробуйте продолжить предложение:

ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ, И ЗНАЧИТ…(ты можешь свернуть горы, ты за все несешь ответственность, ты можешь изменять этот мир для себя.

… главное вовремя это осознать и сделать правильный выбор!)

9. Выставление оценок

10. Домашнее задание (по выбору)

Теория о ПГС, Эссе «Всё в твоих руках»

Подарок – бабочки – напоминание об ответственности, о том, что в любую минуту можно сжать ладони или раскрыть.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-skazuemoe-prostoe-glagolnoe-skazuemoe-489951.html

http://urok.1sept.ru/articles/623884