План конспект по русскому языку сказуемое

План-конспект открытого урока «Сказуемое. Типы сказуемого»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

План-конспект открытого урока «Сказуемое. Типы сказуемого».

Скачать:

ВложениеРазмер
skazuemoe_i_osnovnye_ego_tipy.docx23.95 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

СКАЗУЕМОЕ. ТИПЫ СКАЗУЕМОГО.

Цели: расширить понятие о сказуемом, познакомить с типами сказуемого; учить различать простое и составное глагольное сказуемое; повторить порядок морфологического разбора глагола.

Оборудование: карточки с цифрами.

I. Организационный момент.

— Сегодня вы продолжите изучение темы «Главные члены предложения».

II. Подготовка к изучению нового материала.

1. Проверка домашнего задания.

— Как определили окончания сказуемых в упражнении 108? От чего зависел их выбор?

2. Работа в парах с предложениями, записанными на доске и на карточках.

— Найдите подлежащее и сказуемое в записанных на доске предложениях, напишите над сказуемым, чем оно выражено.

  1. Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (Салтыков-Щедрин)
  2. Любовь к Отечеству не может угаснуть в наших сердцах. (Л. Толстой)
  3. Неподкупный голос мой был эхо русского народа. (М.Ю. Лермонтов)
  4. Дней моих еще весною отчий дом покинул я. (В.А. Жуковский)
  5. Я люблю над покосной стоянкою слушать вечером гуд комаров. (С.А. Есенин)

Что вы можете сказать о сказуемых, которые встретились вам в этих предложениях? (простые и составные)

Обратите внимание, из каких частей речи они состоят?

Как называется сказуемое, состоящее из одного слова? А из двух слов?

Сформулируйте теперь тему нашего урока.

III. Объяснение нового материала.

Запишитее предложния, с которыми вы работали.

— Чем выражено первое сказуемое в первом предложении? (люблю )

— Каково грамматическое значение этого глагола (время, число)? (наст. вр.,ед. ч.)

— Сказуемое, в котором и лексическое и грамматическое значение заключено в одном глаголе, называется простым глагольным сказуемым.

— Определите второе сказуемое в этом же предложении. (не могу помыслить)

— В каком из этих слов заключено лексическое значение, а в каком грамматическое? (Основное лексическое значение выражается глаголом-инфинитивом «помыслить», а глагол «не могу» обозначает не возможность этого действия и выражает грамматическое значение — изъявительное наклонение, настоящее время, единственное число.)

— Такой тип сказуемых, когда один глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого, а второй — глагол-инфинитив заключает в себе лексическое значение и является основным глаголом, называется составным глагольным сказуемым.

Запишите это предложение.

— Определите сказуемое в 3-м предложении. Можно ли считать сказуемыми только глагол был ? Почему? (Он не раскрывает лексического значения, только указывает на время действия— прошедшее время).

— Значит, этот глагол является вспомогательными. Чем тогда выражается основная часть сказуемого? (существительным — «эхо»).

— Так как основная часть сказуемого выражается именем, то и тип сказуемого называется составным именным. Запишем и это предложение.

— Что вы можете сказать о сказуемом во втором предложении? (составное глагольное) . В 4-м? (простое) В 5-ом? (составное глагольное)

— Итак, перечислите основные типы сказуемого и охарактеризуйте их.

— Перед вами на каждой парте лежат учебники «Теория». Выясните в § 170 и § 171 на с. 217, чем же еще могут выражаться простое глагольное сказуемое и составное глагольное сказуемое. И попробуйте в тетради составить схему типов сказуемых.

IV. Закрепление нового материала.

От теории перейдём к практике.

Выполнение упражнения 118 на с. 55 учебника «Практика».

Задания после упражнения можно выполнить устно.

— С каким типом сказуемого вы встретились в этом упражнении?

2. Творческое задание.

— Прочитайте слова, записанные на доске.

Д. а) начал, принялся, продолжал, закончил, обязан.

б) думает, надеется, копать, выполняет, боялся собирался, читать.

— Глаголы какой группы могут быть вспомогательными?

— Составьте с каждым вспомогательным глаголем предложения, добавляя основной глагол из группы «б» или какой-либо другой. Подчеркните в своих предложениях грамматическую основу. Какое вы получили сказуемое?

В это время учитель пишет на доске предложения для следующего задания.

3. Работа с карточками:

Д. 1) Мы оба стали вспоминать погибших на фронте друзей.

2) Иван Ефимович, что вы будете делать после войны?

3) Туман начинает понемногу рассеиваться. (К. Симонов.)

4) Тысячи роз от солнца дымятся и горят сладким душистым огнем. (Л. Рейснер.)

5) Ну меня есть своя заветная мечта.

6) Сегодня Курочкин знал назубок весь параграф.

— Прочитайте шесть предложений, записанных на доске.

— У каждого из вас на столах шесть карточек с номерами предложений. Я буду характеризовать главные члены этих предложений, а вы должны поднять карточку с номером того предложения, в котором имеет место то, о чем я говорю. Номер может быть не один.

Учитель читает предложения:

1) В этом предложении есть составное глагольное сказуемое. (1, 3.)

2) В этом предложении простые однородные глагольные сказуемые. (4.)

3) В этом предложении подлежащее выражено цельным словосочетанием. (1, 4.)

4) В этом предложении сказуемое выражено фразеологическим оборотом. (6.)

5) В этом предложении простое глагольное сказуемое. (2, 5, 6 + 4 — в них они однородные.)

6) В каком из этих предложений глагол, обычно выступающий в роли вспомогательного, является простым глаголь сказуемым? (5.)

4. Самостоятельная работа.

На карточке вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания.

Подчеркнуть сказуемые разных (!) типов.

Пр…ехал царь. Он был не в духе. Так трях головою и подёргивал плеч…м что нав…дил на всех ужас. Войдя в залу, где танцевали, нашёл, что жарко, и захотел открыть окно. Но окна забиты были снаружи гв…здями. Царь велел пр…нести топор и вместе с двумя денщиками пр…нялся за работу. Наконец(таки) добился своего, вынул раму. Окно оставалось открытым (не)долго и на дворе опять начиналась оттепель ветер дул прямо с запада. Но всё(таки) по комнатам пошли такие сквозняки. Что легко одетые дамы и зябкие старички не знали, куда деваться. Царь устал, вспотел от работы, но был доволен, даже повеселел.

— Ваше величество, — сказал австрийский резидент Плейер, большой любезник, — вы прорубили окно в Европу.

(Д. Мережковский, «Пётр и Алексей»)

5. Подведение итога урока.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Почему составные сказуемы так называются?

— Какой частью речи выражается вспомогательная часть составного сказуемого? А основная?

Домашнее задание: упражнения 115 и 116, по § 170—171 подготовить сообщение о простом и составном глагольном сказуемом, читать § 172 о согласовании глагольного сказуемого с подлежащим.

План конспект урока на тему «Сказуемое»

План конспект урока на тему «Сказуемое»

Просмотр содержимого документа
«План конспект урока на тему «Сказуемое»»

Тип урока – урок изучения нового.

Вид урока – комбинированный.

обобщение сведений о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов;

ознакомление с разными типами сказуемых;

формирование умений: находить сказуемое, определять форму сказуемого;

Оборудование: компьютер, проектор, таблицы, схемы.

Ход урока 1. Организационный момент. 2. Постановка целей урока (приложение, слайд№2) 3. Проверка домашнего задания. 4. Словарная работа (слайд№3).

Не путайте слова:

5. Составьте с одной из пар слов предложение и разберите это предложение по членам предложения на доске.

На основе записанного предложения ответьте на следующие вопросы

6. Повторение пройденного (слайд№4):

Что такое предложение?

На какие группы делятся члены предложения?

Назовите главные члены предложения.

На какие вопросы отвечает подлежащее?

Чем может быть выражено подлежащее?

7. Предложения для анализа (слайд№5):

Урок должен начаться вовремя.

Начало урока – это активное повторение.

Трое учеников будут отвечать у доски.

Большинство учеников внимательно слушают учителя.

Подчеркните главные члены предложения.

8. Изучение нового материала.

Мы видим, что сказуемое может быть выражено как одним словом, так и несколькими.

Сегодня на уроке мы с вами ознакомимся с различными видами сказуемых (слайд№6)

Выражается глаголом в форме одного из наклонений

Вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив

Вспомогательный глагол + именная часть

Отвечает на вопрос

Что делает?
Что делал?
Что будет делать?

Отвечает на вопрос

Что делает?
Что делал?
Что будет делать?

Отвечает на вопрос

Что такое предмет?
Кто такой предмет?
Какой предмет?
Каков предмет?

9. Обратите внимание на вопросы.

Простое и составное глагольные сказуемые отвечают на глагольные вопросы, следовательно, выражены они глаголами. Обратите внимание на название: простое, значит, состоит из одного глагола, составное – из двух глаголов: вспомогательного и глагола в начальной форме.

Составное именное имеет в своём составе вспомогательный глагол и именную часть.

1. Простое глагольное

2. Составное глагольное

3. Составное именное

выражается глаголом в форме одного из наклонений

Но могут быть и такие случаи…

Оба глагола имеют одинаковую форму, но один указывает на форму, другой на действие (Пойду погуляю в саду).

Глагол+ взять и (Он взял да и ушёл совсем).

Усиление значения (Ждём не дождёмся весны).

Неопределённая форма сочетается с личной того же глагола с частичкой не(Он сам работать не работает).

Сожержит оборот для выражения длительности или интенсивности действия (Он только и делает, что читает).

Повторение глагола для обозначения длительности действия (Еду, еду в чистом поле).

Повторение глагола с частичкой так (Спел так спел).

Глагол дополнен частичкой знай , знай себе (А он знай себе посмеивается).

Глагол + частичка было (Он было задумался)

Сложное будущее время глагола несов. вида (буду радоваться).

Глагол с частичками ДА, НУ, ЖЕ. (Сделал же ты это).

Фразеологический оборот (Он стоял столбом).

вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив

Вспомогательный глагол – выражает грамматическое значение сказуемого.

Неопределённая форма глагола – выражает основное смысловое значение глагола.

(1. Ученики хотят учиться.
2.Я буду рад встретить тебя)

вспомогательный глагол + именная часть

Именная часть может быть выражена:

Существ., прилаг., числит., местоим., прич.

Кратким прилаг ., и прич.

Сравн. степенью прилаг.

Протекание действия: начал, стал, пустился, кончил, бросил, перестал, пытался, осмелился, посмел, умел, мог(Я начал спускаться).

Желание, возможность: обещал, собирался, обязался, намеревался, желал, хотел, старался, стремился, решил, вздумал, продолжал, взялся (Он решил путешествовать)

Фразеологический оборотне имею намерения вредить вам).

Глагол со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть
(Она сидела задумчивая).

Глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться
(Девочка казалась весёлой).

Вспомогательный глагол: быть в наст. вр. отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр.
(Молодой человек весёлый.
Молодой человек был весел)

Обороты типа:
Хотел стать пожарным. Может быть мужем.

Неделимое словосочетание (Море стало чернее ночи).

11. Рассмотрим алгоритм определения вида сказуемого (слайд№10).

1. Задать вопрос. Определить сказуемое.

а) Продюсер может не согласится с этим сценарием.

Продюсер может что сделать? – может не согласится.

б) Режиссёр казался расстроенным.

Режиссёр что делал? – казался расстроенным

2. Посмотреть на состав сказуемого

а) глагол + Н.Ф. глагола = С.Г.С.

б) глагол + причастие = С.И.С.

12. Попробуем определить вид сказуемого (слайд№11-12):

    Наступило новое утро.

    От скуки девочка начала придумывать разные истории.

    Гадкий утенок стал прекрасным лебедем.

    Щенок стал весело бегать за собственным хвостом.

    Пусть всегда будет солнце!

    Мама вернулась из поездки усталая.

    Мартышка вздумала трудиться.

    Воздух, резко подувший с севера, становился чистым, морозным.

    Червонец был запачкан и в пыли.

    Шли два приятеля вечернею порой.

    Герои решили разобраться.

    Множество людей вышли было на улицу.

    15. Закрепление изученного.

    Самостоятельно определите лишнее предложение (слайд№15-17) :

    1. Наш сосед по номеру оказался профессором.

    2.Состав, загнанный в тупик, начали разгружать.

    3. Улыбнувшись, она продолжила петь.

    Команда будет выступать на соседнем поле.

    Шестью восемь – сорок восемь.

    Солнце было красное и большое.

    Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

    Восточная половина неба была залита нежно-алым цветом.

    Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.

    Наш сосед по номеру оказался профессором.

    Команда будет выступать на соседнем поле.

    Восточная половина неба была залита нежно-алым цветом.

    17. Подведение итогов. Домашнее задание (слайд№19).

    Составить или найти в литературе примеры предложений с разными видами сказуемых.

    Конспект урока по русскому языку в 8 классе Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

    Тема урока: Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

    1. Уточнить понятие о сказуемом, научить учащихся разграничивать лексическое и грамматическое значения в сказуемом;

    показать способы выражения этих значений в простых и составных сказуемых;

    2.Развивать умения находить простое глагольное сказуемое в предложении, определять лексическое и грамматическое значения сказуемого;

    3.Воспитывать у учащихся нравственные качества через тексты и высказывания известных писателей.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: текст, компьютер, телевизор.

    — Запишите число и тему урока «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое» (Слайд 1.)

    Цель урока нашего урока- уточнить понятие о сказуемом и научиться находить простое глагольное сказуемое в предложении.

    — Что вы знаете о сказуемом? (что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражено с примерами).

    Работа с предложениями, записанными на доске и на карточках.

    — Найдите подлежащее и сказуемое в записанных на доске предложениях, напишите над сказуемым, чем оно выражено.

    Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (Салтыков-Щедрин)

    -Что вы можете сказать о сказуемых, которые встретились вам в этих предложениях? (простые и составные)

    -Обратите внимание, из каких частей речи они состоят?

    -Как называется сказуемое, состоящее из одного слова? А из двух слов?

    Сформулируйте теперь тему нашего урока.

    2. Объяснение нового материала. Формирование новых понятий.

    Запишите 1 предложение.

    — Чем выражено первое сказуемое в первом предложении? (люблю )

    — Каково грамматическое значение этого глагола (время, число, наклонение)? (наст. вр.,ед. ч., изъявит.накл.)

    — Лексическое значение этого слова? (проявление чувств)

    — Определите второе сказуемое в этом же предложении. (не могу помыслить)

    — В каком из этих слов заключено лексическое значение, а в каком грамматическое? (Основное лексическое значение выражается глаголом-инфинитивом «помыслить», а глагол «не могу» обозначает не возможность этого действия и выражает грамматическое значение — изъявительное наклонение, настоящее время, единственное число.)

    В чем отличие двух сказуемых друг от друга?

    — Сказуемое, в котором и лексическое и грамматическое значение заключено в одном глаголе, называется простым глагольным сказуемым. (учащиеся записывают название сказуемого в схему)

    — Такой тип сказуемых, когда один глагол является вспомогательным и выражает грамматическое значение сказуемого, а второй — глагол-инфинитив заключает в себе лексическое значение и является основным глаголом, называется составным глагольным сказуемым. (учащиеся записывают название сказуемого в схему) .

    Запишем 2 предложение.

    — Определите сказуемое в 2-м предложении. Можно ли считать сказуемыми только глагол был ? Почему? (Он не раскрывает лексического значения, только указывает на время действия— прошедшее время).

    — Значит, этот глагол является вспомогательными. Чем тогда выражается основная часть сказуемого? (существительным — «актером»).

    — Так как основная часть сказуемого выражается именем, то и тип сказуемого называется составным именным. (учащиеся записывают название сказуемого в схему) .

    — Итак, перечислите основные типы сказуемого и охарактеризуйте их.

    Вывод (подводит учитель):

    — В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом или устойчивым сочетанием.(1 столбик)

    -В составном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются в двух словах (2-3 столбики)

    3) – Прочитайте предложения : (Слайд 4, 5)

    — Одинаково ли лексическое значение этих сказуемых? (Одинаково)

    — Определим время и наклонение глаголов- сказуемых в этих предложениях.

    — Обратите внимание, что сказуемое в 3-м предложении состоит из двух слов. Это простое глагольное сказуемое или составное?

    (глаголы несоверш. вида образуют сложную форму буд. времени, состоящее из двух слов)

    — Определим время и наклонение глаголов- сказуемых в этих предложениях.

    Вывод (делает учитель):

    — Действительно, форма сказуемого показывает на наклонение, т.е. на то, реально ли действие или нереально, когда оно происходит по отношению к моменту речи. Это грамматическое значение сказуемого.

    Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения (изъявительного, повелительного, условного), называется простым глагольным сказуемым. (Слайд 8,9)

    4.Закрепление изученного. (Слайд 10)

    А) – Выделите грамматическую основу в предложениях. . Определите наклонение и время глаголов – сказуемых.

    — С какими членами предложения согласуются глаголы-сказуемые? (с подлежащим)

    — Как согласуются? ( в лице и числе, в прошедшем времени – в числе, а в единственном числе – и в роде).

    Б) — Перед вами текст (слайд 11), согласуя сказуемые с подлежащими, допишите окончания. Укажите их общие грамматические значения.

    Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин . как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

    И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.

    Василий Александрович Сухомлинский

    -Проверим, правильно ли вы вставили окончания (Слайд 12)

    — Подумайте и скажите, почему известный педагог Сухомлинский Василий Александрович иногда с болью вспоминает о матери. Что надо сделать, чтобы таких воспоминаний не было? Какой вывод вы для себя сделали, прочитав этот текст?

    В) Проверочный диктант. (2 ученика у доски). Мартин получает карточку с предложениями и заданием. Остальные работают с учителем.

    — запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите наклонение и время глаголов- сказуемых.

    1.Ласточек мы не обижаем (изъяв. Наст.) , гнезд их не трогаем (изъяв. Наст.).

    2. Тянулись (изъяв. Прош.) по синему небу облака.

    3.Я сдержу (изъяв. Буд.) своё слово.

    4.Мы будем танцевать (изъяв. Буд.) до утра.

    5.Мы убрали бы (усл.) урожай вовремя, если бы дожди не затянулись (усл.) на две недели.

    6. Помолчите (повелит.) , пожалуйста.

    7. Давайте (повелит.) пообедаем.

    — Итак, какое сказуемое называется простым глагольным сказуемым? (Слайд 13)

    Подведение итога урока и выставление оценок.

    5.Домашнее задание: (Слайд 15).

    Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин . как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

    И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.

    Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин . как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

    И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.

    Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин . как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

    И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.

    Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин . как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

    И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.

    Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин . как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

    И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.

    — запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите наклонение и время глаголов- сказуемых.

    1.Ласточек мы не обижаем, гнезд их не трогаем

    2.Тянулись по синему небу облака.

    3.Я сдержу своё слово.

    4.Мы будем танцевать до утра.

    5.Мы убрали бы урожай вовремя, если бы дожди не затянулись на две недели.

    — запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, определите наклонение и время глаголов- сказуемых.

    1.Ласточек мы не обижаем, гнезд их не трогаем

    2.Тянулись по синему небу облака.

    3.Я сдержу своё слово.

    4.Мы будем танцевать до утра.

    5.Мы убрали бы урожай вовремя, если бы дожди не затянулись на две недели.


    источники:

    http://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/plan_konspiekt_uroka_na_tiemu_skazuiemoie

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-skazuemoe-prostoe-glagolnoe-skazuemoe-489951.html