Пни камни кочек бугорки и между них седой пушицы торчат качаясь колоски вид сказуемого

Пни камни кочек бугорки и между них седой пушицы торчат качаясь колоски вид сказуемого

Робинзонам нового поколения посвящается…

СЛЕДОПЫТ ЗЕЛЕНОГО МИРА

Детство… До дыр зачитанные романы Майн Рада, Фенимора Купера, Жюля Верна, Сетона-Томпсона и, уж конечно, «Робинзон Крузо» Дефо.

Как хотелось бы самому стать героем удивительных приключений, участником далеких заманчивых путешествий! Но как еще до этого далеко. А пока мечты мальчишек находили свой выход. Прочитанное превращалось в увлекательную игру. Каждое воскресенье они выезжали за город, там это были уже не гимназисты, а индейцы, и путешественники, Робинзоны и Пятницы, следопыты и разведчики. Они разжигали костры, пекли картошку в горячей золе, варили уху, пропахшую горьковатым дымком, строили шалаши, ночевали в лесу, играли в разные игры, зимой катались на лыжах.

Когда шестнадцатилетнему пареньку волею суровых обстоятельств пришлось выбирать работу, он становится учителем в начальных классах сельской школы. Ведь это давало возможность сохранить связь с природой. Он и тут вместе со своими учениками устраивает походы в лес. Здесь летом неделями они живут в палатках, постигая правила и законы лесных разведчиков.

Так детская игра обернулась делом жизни. Увлечения книжными приключениями сменились увлечениями природой, живой и близкой. А леса, поля, реки, озера, сады продолжали раскрываться перед ним не только страницами знаний, но и поэзией родной природы. Мир растений манил к себе своим необычайным разнообразием, удивительной силой жизни, обилием загадок, особым смыслом и значением для человека.

Но, чтобы стать вожаком юных следопытов, надо много знать и уметь. Ну что ж, путь молодым учителем выбран!

И вот окончен Ленинградский сельскохозяйственный институт. Будущее Николая Михайловича Верзилина определилось — ботаник и педагог на долгие годы!

Он мечтает о том, чтобы, на школьных уроках и студенческих занятиях оживали сухие страницы учебников, чтобы наполненный поэзией мир растений приобщал к труду, к полезной деятельности. И молодой учитель с азартом энтузиаста, влюбленного в свое дело, создает, где можно, уголки живой природы, пришкольные участки, маленькие опытные лаборатории. Его уроки и занятия наполняются живым дыханием лесов и полей, приобретают для учеников действенный практический смысл. Все делается им для того, чтобы увлечь и ребят и студентов наукой, сделать из них истинных следопытов, будущих преобразователей удивительного мира растений. Он берется даже за перо и в одной из первых своих статей пишет о том, «Как сделать интересным преподавание естествознания» (1929).

Тогда Николай Михайлович Верзилин еще совсем не думал, не ждал, что работа учителя и занятия ботаникой могут привести его на дорогу писателя. Это пришло значительно позже, когда за плечами остался большой пройденный им путь — уже не только учителя, но и ученого. Пришло как будто бы неожиданно, даже для него самого. Хотя внутренне все было подготовлено к этому и детскими лесными играми, и прекрасным знанием природы, и опытом педагога, а главное, тем поэтическим огоньком, который давно загорелся в его душе — и был пронесен через все эти годы.

…Шли трудные месяцы Великой Отечественной войны. Родина нуждалась в лекарственных травах и в других полезных человеку дикорастущих растениях. Кто мог стать разведчиками и собирателями их? Конечно, вольная армия ребят. Но очень нужна была книжка, которая заинтересовала бы и научила, подготовила и двинула в поход эту армию. Вот тогда-то издательство детской литературы в Москве и обратилось к Николаю Михайловичу Верзилину: «Напишите такую книгу для ребят. »

Сомнение и волнение охватило ученого. Ведь он никогда не писал для детей. Он знал, что писать для них трудно, что нельзя браться за новую профессию, когда тебе уже 40 лет! И все-таки взялся.

На помощь пришли воспоминания о детстве и юности, о времени, когда он играл в следопытов, выпускал в школе рукописный журнальчик, пробовал писать приключенческие рассказы, читал о жизни Робинзона Крузо на необитаемом острове, бродил по лесным тропинкам.

Как же построить книгу, сделать ее интересной?

А что, если высадить потерпевшего кораблекрушение Робинзона в нашем северном лесу? Как бы он чувствовал себя здесь? Может быть, не Робинзона, а самих читателей — ребят поселить на необитаемом острове и поставить их в положение «робинзонов»? Пусть они сумеют найти в лесу и хлеб, и бумагу, и чернила, и лекарства, и мыло, и мочалку. И не просто найти, а приготовить.

Так, в поисках характера книги возникал образ ее героев, намечался путь решения трудной задачи. В 1943 году вышла маленькая и тоненькая «Лечебница в лесу» Николая Михайловича Верзилина. Первая его работа для детей. Первая проба писательского пера. Зародыш будущего произведения — одна из глав его. А через три года замысел, родившийся в поисках и пробах, полностью осуществляется — выходит «По следам Робинзона» (1946). Она сразу привлекла внимание обилием новых для нашего читателя сведений, интересными и забавными советами, возможностью самому испытать «робинзонаду». Ведь автор все испытал, проверил, проделал сам, прежде чем начал писать. На какой-то срок он сам превратился в лесного Робинзона.

И будто открылись двери в неведомый, ко в то же время такой знакомый мир растений. В обычном оказывалось необычное, в как будто простом — сложное. Полезное представало перед глазами еще и прекрасным. Прекрасное — полезным. Здесь нашлась работа рукам и глазам, ребячьей смекалке и терпению. Была радость открытий и находок, первого ощущения красоты родных просторов, может быть, первого приобщения к самостоятельному труду. И это относится ко всем книгам Николая Михайловича Верзилина. В них юный читатель всегда найдет для себя какие-нибудь открытия, пищу для размышлений и удивлений, для познания и работы.

Вот всем примелькавшиеся на подоконниках комнат горшки с неизменной геранью и столетником, амариллисом и кактусом, бальзамином и фикусом. Ну что в них особенного, поучительного, занимательного? Но ученый и писатель Н. М. Верзилин берет вас за руку, подводит к окну, и начинается увлекательное путешествие по следам комнатных растений. Далекие пустыни и тропические джунгли, горные склоны и саванны, северные леса и влажные субтропики — по растительному миру всех частей света проведет вас с веселой улыбкой этот знающий, умный проводник. И не только расскажет много интересного о прошлом, настоящем, будущем одомашненных растений, но и научит, как разводить их, как за ними ухаживать, какие опыты над ними производить. Это ведь все та же робинзонада, но только теперь в своей комнате, на своем озелененном подоконнике.

Свыше десяти лет собирал автор сведения о наиболее распространенных комнатных растениях. И написал книгу с точным адресом и точным заданием: *Для зимнего чтения детей, с тем, чтобы они, когда за окном снег, увидели на своих окнах в обычных как будто растениях представителей растительного мира всего земного шара и могли бы сами поставить с ними различные опыты, приучающие их к управлению природой».

Так родилась вторая большая книга — «Путешествия с домашними растениями» (1949).

И читатели встретили ее, как встречают нового друга, доброго Советчика, к тому же занятного рассказчика.

К автору потекли реки писем — со всех концов страны, от людей самых разнообразных возрастов и профессий.

Сотни писем, тысячи вопросов, просьб, пожеланий, благодарностей. Читатели хотят получить не только советы по садоводству, не только посылки с семенами и черенками. Они хотят продолжения разговора о новых путешествиях с домашними растениями. Одной книги оказалось мало! Так устанавливается личный контакт с читателями. Писателю-натуралисту подсказывается тема следующего произведения. Ведь эта книга зажигала в них огонек любознательности, помогала рождению новых домашних садов, обогащала обилием сведений, приносила радость. Это придавало автору уверенность в пользе нового для других и нелегкого для себя дела.

Пни камни кочек бугорки и между них седой пушицы торчат качаясь колоски вид сказуемого

Один стакан хвойного напитка содержит столько же витамина «С», сколько стакан томатного сока, и в пять раз больше, чем прославленный путешественниками и моряками лимонный сок. Пейте же на здоровье хвойный напиток! И помните: настоящие робинзоны, хорошо знающие природу люди, могут выйти из любых затруднений и даже зимой в северных лесах, занесенных снегом, найти заменители лимонов.

Глава IX Лечебница в лесу

Подорожник — друг путешественников

Скромный, невзрачный листок.

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лег.

Путника друг, подорожник.

Многим из нас невдомек.

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

Робинзон Крузо на необитаемом острове почти ничем не болел, несмотря на многократные холодные ванны в море и ночевки на дереве. Один только раз за двадцать восемь лет жизни на острове Робинзон Крузо захворал. Вылечился он своеобразным «лекарством» — настойкой табака на роме.

В романе Жюля Верна «Таинственный остров» вынужденные поселенцы на острове Линкольна, кроме Харберта, также ничем не болели, но и для него не пришлось ни искать, ни изобретать лекарства. Он получил нужный ему хинин от самого капитана Немо.

Далеко не всем путешественникам так везет. Иногда пойдешь на экскурсию или в лес за грибами — и вдруг несчастье: ты натер ногу или поранил ее. Что делать? Поблизости нет ни аптеки, ни доброго капитана Немо.

В лесу и в поле, и даже на пыльной дороге в большом количестве «растут лекарства», только нужно знать их и уметь ими пользоваться.

Самое неприятное для путешественника — это невозможность передвигаться. Ярко светит солнце, птицы поют, и цветов и грибов, как нарочно, стало попадаться много, все вокруг радуется, а ты, прихрамывая, идешь в самом скверном настроении. Бредешь по пыльной дороге и, сам того не зная, наступаешь на лекарство, нужное тебе.

Под ногой розетка яйцевидных листьев. Из середины розетки поднимаются один-два стебелька с колосками беловато-лиловых пушистых цветков или стебельки, усыпанные зелеными мелкими шариками семян.

Сорви лист. Он плотный, с заметными жилками, которые в месте разрыва вытягиваются крепкими белыми нитями.

Оберни листком больное место. Теперь ты спокойнее пойдешь дальше. Листок приятно холодит, и ты чувствуешь, как боль постепенно проходит. Скоро ты перестанешь хромать и забудешь о растении, которое облегчило твои страдания.

Что на него обращать внимание — это ведь всем известный подорожник! Все же познакомимся с ним поближе. Он тоже путешественник, хотя и растение, неподвижно сидящее в земле.

Наступила осень, от дождей дороги стали грязными. Созревшие семена подорожника от сырости сделались клейкими. Вместе с грязью семена налипают на сапоги прохожих и путешествуют с ними. Поэтому международное ботаническое название подорожника — плантаго майор (Plantago major); по-латыни «plantago» значит: «ступня» и «следовать», то есть «спутник», и «майор» (major) — «большой».

Один экземпляр подорожника осенью дает от 8 до 60 тысяч семян. Поэтому подорожник очень быстро расселяется по всем дорогам — везде, где ступает нога человека.

Семена подорожника переправились через океан в Америку. Они попали туда вместе с грязью на сапогах завоевателей и первых поселенцев. В Америке не было такого растения; оно появилось вместе с европейцами, вокруг их жилищ и по дорогам, где они проходили. Индейцы с ужасом смотрели на подорожник и метко назвали его: «след белого».

Отвар листьев подорожника — полезное средство при болезни желудка. Подорожник — хороший дубитель кожи для крепких подошв. Семена его служат кормом для мелких птичек.

В глубокой древности более ценили подорожник и собирали его листья. Сохранилась песня сборщиц подорожника, которую пели в Китае в XII веке до нашей эры, то есть более трех тысяч лет назад:

Подорожник как лекарственное растение не собирают, им пользуются в дороге: свежие листья прикладывают при ссадинах, ожогах, при укусе насекомых.

В случае ожога во время раскладывания костра в лесу вспомните о подорожнике и приложите к обожженному месту его листок.

Склад перевязочных средств на болоте

Пни, камни, кочек бугорки,

И между них седой пушицы

Торчат, качаясь, колоски.

В 1919 году на севере нашей советской республики, в Олонецкой губернии, наступали белогвардейские банды и англо-американские интервенты. Раненых красноармейцев было много, но не было ни ваты, ни бинтов, ни йода. На бинты рвали белье, старые бинты перестирывали, но ваты достать было негде. Вата особенно нужна была при гнойных ранах.

«Когда в полевой подвижной госпиталь нам уже почти совсем перестали отпускать перевязочный материал, пришлось призадуматься: чем же нам перевязывать своих раненых?» — вспоминает об этом времени врач С. А. Новотельнов.

Однажды в мрачном настроении он вышел из избы, где было невыносимо тяжело смотреть на раненых, которые ждали от него помощи.

Северная деревня в начале зимы имела унылый вид. Врач вышел за околицу. Здесь начиналось еще более унылое болото, только что покрытое снегом. С раздражением он топнул сапогом по кочке и вдруг замер: под ногой был белый

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Простое двусоставное предложение

1. Укажите грамматические основы приведённого предложения.

После этого рассказа Полесье, куда я сейчас попал, представилось мне совершенно иным. (К. Паустовский.)

1) я попал, представилось мне

2) Полесье представилось, я попал

3) представилось мне совершенно иным, попал сейчас

4) я попал, Полесье представилось иным

2. Обозначьте главное слово в словосочетаниях и при помощи стрелочек укажите, какой частью речи оно выражено.

1) на цирковой арене имя прилагательное

2) бежать стремглав наречие

3) красный от натуги имя существительное

4) по-детски наивно глагол

Ответ: 1) имя сущ.; 2) глагол; 3) имя прилаг.; 4) нареч.

3. Какой пример не является словосочетанием?

1) стёганое одеяло

2) пошёл и не вернулся

3) улетающий вдаль

4) пройтись пешком

4. Отметьте словосочетание, в котором есть подчинительная связь — согласование.

1) прятаться от грозы

2) платье в горошек

3) о бедном гусаре

4) бешено мчаться

5. Подчеркните в каждом предложении подлежащее. Укажите при помощи стрелочек, какой частью речи оно выражено.

Ответ: 1) глагол; 2) словосоч.; 3) имя сущ.; 4) местоим.

6. Подчеркните сказуемые. Укажите при помощи стрелочек их вид.

1) Зелёный луг, как чудный сад, пахуч и свеж в часы рассвета. (И. Суриков.)

2) В ожиданье конь убогий, точно вкопанный, стоит. (А. Майков.)

3) Пусть я — радость отраженья. (И. Анненский.)

4) Буду готов сразиться с вами.

простое глагольное сказуемое

составное глагольное сказуемое

составное именное сказуемое

Ответ: 1) сост. имен, сказ.; 2) прост, глаг. сказ.; 3) сост. имен, сказ.; 4) сост. глаг. сказ.

7. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Все мы знаем, что рождение новой жизни это таинство самой матери-природы.

2) Древние народы, принимая в жизнь нового человека, внимательно наблюдали за происходящими природными явлениями.

3) Если рождение ребёнка сопровождала яркая звезда на небосводе, то его родители называли «Утренней звездой», если начинался сильный ветер, то имя могло быть «Порывистый ветер» или «Вихрь».

4) Современные родители часто называют детей, просто ориентируясь на свои симпатии к имени. (По материалам «Полной энциклопедии имён».)

8. Укажите при помощи стрелочек синтаксическую роль выделенных слов.

1) Грудь его вздымалась горой.

2) Это вызывает в наблюдателе детские представления.

3) Сорок лиц смотрят на дверь.

4) Между тем я всегда был оптимистом и очень любил жизнь. подлежащее

Ответ: 1) обст.; 2) опред.; 3) подлеж.; 4) сказ.

9. Укажите предложение, в котором не содержатся однородные члены. Знаки препинания внутри предложений не расставлены.

1) Здешние лихорадки похожи на крымские и молдавские и лечатся одинаково. (А Пушкин.)

2) Все эти представления и размышления очень рано стали соотноситься с темой жизни человеческой. (По Т. Ерёминой.)

3) Художник воспроизводит и внутренний мир человека и его характер. (О. Никологорская.)

4) О происхождении выражения «на курьих ножках» существует несколько легенд. (По В. Муравьёву.)

10. Отметьте предложение, в котором неверно расставлены знаки препинания.

1) Взяв на откуп университетскую типографию, он [Новиков] умножил механические способы книгопечатания, отдавал переводить книги, завёл лавки в других городах, всячески старался приохотить публику ко чтению, угадывал общий вкус и не забывал частного. (Н. Карамзин.)

2) Исторические процессы без выдающихся исторических личностей не изменили бы своего направления, но были бы сильно замедлены. (Д. Лихачёв.)

3) Я сам обезумел от удивления смотря на обставленную высокими домами улицу. (М. Загоскин.)

4) О, если бы её [поэзию] могли состарить годы! (Н. Некрасов.)

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 12, 13, 15 — 18-й вопросы запишите, используя предоставленные для этого строки.

(1) Прочитал Моня, что вечный двигатель невозможен, что многие и многие пытались всё же изобрести такой двигатель. (2) Посмотрел внимательно рисунки тех «вечных двигателей» и задумался.

(3) Моне шёл двадцать шестой год. (4) Он жил с бабкой, хотя где-то были и родители, мать с отцом, но бабка ещё маленького взяла его к себе от родителей и вырастила. (5) Моня окончил семилетку в деревне, поучился в сельскохозяйственном техникуме полтора года, не понравилось, бросил, до армии работал в колхозе, отслужил в армии, приобрёл там специальность шофёра и теперь работал в совхозе шофёром. (6) Моня был белобрыс, скуласт, с глубокими маленькими глазами. (7) Большая нижняя челюсть его сильно выдавалась вперёд, отчего даже вид у Мони был крайне заносчивый и упрямый. (8) Вот уж что у него было, так это было: если ему влезет в лоб какая-то идея — то ли научиться играть на аккордеоне, то ли отстоять в своём огороде семнадцать соток, сколько у них с бабкой, а не пятнадцать, как по закону положено, — то идея эта, какая в него вошла, подчиняла себе всего Моню. (9) Больше он ни о чём не мог думать и своего добивался.

(10) Так и тут, с этим двигателем. (11) Моня перестал видеть и понимать всё вокруг, весь отдался великой изобретательской задаче. (12) Что бы он ни делал — ехал на машине, ужинал, смотрел телевизор, — все мысли о двигателе. (13) Он набросал уже около десятка вариантов двигателя, но сам же и браковал их один за другим. (14) Мысль работала судорожно, Моня вскакивал ночами, чертил какое-нибудь очередное колесо. (15) В своих . он всё время топтался вокруг колеса, сразу с колеса и начал и продолжал искать новые и новые способы — как заставить колесо постоянно вертеться. (16) И наконец способ был найден. (По В. Шукшину.)

11. Определите тип речи текста.

2) повествование с элементами описания

3) рассуждение с элементами описания

12. Какие предложения дают нам представление о внешности Мони?

13. В каком предложении заключена основная мысль текста?

14. Какое существительное пропущено в 15-м предложении?

15. Укажите номер предложения, в котором встречаются неопределённые формы глагола в роли определения.

16. Укажите номера предложений, в которых используются числительные.

17. Из 10 — 16-го предложений выпишите составное именное сказуемое.

Ответ: был найден

18. Из 10 — 16-го предложений выпишите однородные составные глагольные сказуемые.

Ответ: перестал видеть и понимать, начал и продолжал искать

1. Укажите грамматические основы приведённого предложения.

Виляя хвостиками, игриво прижимаясь к земле, неразумные волчата поползли к человеку, надеясь пуститься с ним наперегонки, но тут из овражка выскочила волчица и глухо зарычала. (По Ч. Айтматову.)

1) волчата поползли пуститься, выскочила волчица

2) виляя, прижимаясь, волчата поползли, выскочила волчица

3) волчата поползли, выскочила и зарычала волчица

4) волчата поползли пуститься, выскочила и глухо зарычала

2. Обозначьте главное слово в словосочетаниях и при помощи стрелочек укажите, какой частью речи оно выражено.

1) нырнуть в прорубь деепричастие

2) за стременной поводок имя числительное

3) сидя в засаде имя существительное

4) один из нас глагол

Ответ: 1) глагол; 2) имя сущ.; 3) деепр.; 4) имя числит.

3. Какой пример не является словосочетанием?

1) сказать в сердцах

3) народ расступился

4) комочек шерсти

4. Отметьте словосочетание, в котором есть подчинительная связь — управление.

1) равнодушный ко всему

2) больно вспоминать

3) отправить в никуда

4) над страшной бездной

5. В приведённых примерах подчеркните подлежащие. Укажите при помощи стрелочек, какими частями речи они выражены.

Ответ: 1) имя числит.; 2) служ. часть речи (субст.); 3) местоим.; 4) словосоч.

6. С Подчеркните сказуемые. Укажите при помощи стрелочек их вид.

1) Пни, камни, кочек бугорки, и между них седой пушицы торчат, качаясь, колоски. (Н. Холодковский.)

2) Живуч оказался дед Щукарь! (М. Шолохов.)

3) Нам песня строить и жить помогает. (Б. Лебедев-Кумач.)

4) Иметь разборчивый почерк — первое правило вежливости. (Б. Ключевский.)

простое глагольное сказуемое

составное глагольное сказуемое

составное именное сказуемое

Ответ: 1) прост, глаг. сказ.; 2) сост. имен. сказ.; 3) сост. глаг. сказ.; 4) сост. имен. сказ.

7. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Некий английский фабрикант окрасил свои цехи в чёрный цвет, это породило эпидемию нервных заболеваний у работниц.

2) На одном заводе в Чикаго рабочие отказались обедать в новом кафетерии, потому что сверкающее белизной помещение напоминало больницу.

3) Кабины самолётов оказалось нерациональным красить в жёлтый цвет, так как он ухудшает работу вестибулярного аппарата.

4) Для горячих цехов более целесообразны не красный, оранжевый и другие тёплые тона, а голубой и зелёный цвета так как они улучшают физическое состояние человека и повышают его работоспособность.

8. Укажите при помощи стрелочек синтаксическую роль выделенных слов.

1) Замешательство продолжалось пять минут.

2) Главное свойство моей души — нетерпение.

3) Ел черешню без обычного ощущения упоения.

4) Чтобы я мог купить завтрак, мне давали пять копеек.

Ответ: 1) обст.; 2) подлеж.; 3) опред.; 4) дополн.

9. Укажите предложение, в котором не содержатся однородные члены. Знаки препинания внутри предложений не расставлены.

1) Зачастую портрет рассказывает нам о мыслях мечтах надеждах человека больше чем мог бы рассказать он сам. (О. Никологорская.)

2) Крик осла был протяжен и долог проникал в мою душу как стон. (А Блок.)

3) Мягкий свет падает на витрины с выставленными в них античными вазами. (По материалам «Детской роман-газеты».)

4) Шифр набор знаков составленный путём перестановки букв внутри текста а также замены одной буквы либо на другой знак либо на какой-нибудь символ. (По материалам «Детской энциклопедии».)

10. Отметьте предложение, в котором неверно расставлены знаки препинания.

1) Проходили минуты, проходили часы.

2) Отблеск далёкой луны всё бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряжённо работающую машину.

3) Я подошёл, и долго не мог ничего понять.

4) Ты начинал думать, что поймаешь, ухватишь смысл её, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия, спрятанную в лунной дорожке. (По В. Астафьеву.)

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 12, 13, 15 — 18-й вопросы запишите, используя предоставленные для этого строки.

(1) Было в деревне два кузнеца-молодца. (2) Одного звали Фомкой, а другого Ерёмкой. (3) По-уличному их прозвали воробьями. (4) Ерёмка действительно походил на воробья. (5) Он был маленький, задиристый и горластый. (6) При споре с людьми даже подпрыгивал, будто хотел переклевать их. (7) Но зато Фомка важно держал себя. (8) Ходил по земле не как-нибудь, а каждую ногу с достоинством ставил, чтобы видели все — идёт человек. (9) При разговоре не каждый раз поворачивал голову в сторону своего собеседника, чтобы тот чувствовал, когда он дельные слова говорит, а когда пустое мелет.

(10) Работали они в разных кузницах и терпеть не могли друг друга. (11) Своими спорами они будоражили всю деревню. (12) Если Фомка шёл в сторону кузницы Ерёмки, из домов выбегали все от мала до велика, чувствуя, что сейчас произойдёт такое, о чём будут говорить целый год.

(13) Но спорили воробьи молча.

(14) Однажды Фомка принёс Ерёмке горсть стекла и на глазах своего соперника сделал бутылку с такими тонкими стенками, что, кажется, стоит дотронуться до них — и лопнет бутылка, как мыльный пузырь. (15) А к вечеру приходит к своему сопернику Ерёмка и подаёт ему бутылку обратно. (16) Только бутылка уже была окована железными обручами, да ещё внутри неё оказался громадный огурец.

(17) Тогда Фомка со спокойным лицом отставил бутылку, подобрал с пола . кусочек железа, величиной с ноготок, выковал из него ромашку и приколол к картузу Ерёмки. (18) Ерёмка поклонился в знак благодарности, взял в руки цветок, каждую тычинку отделил одну от другой и возвратил опять Фомке. (19) Фомка разозлился, схватил лом, накалил его и, как на верёвке, сделал три узла. (20) Ерёмка оглядел как следует узлы, снова подогрел лом, не торопясь развязал узлы и прямёхонький лом вернул хозяину.

(21) А потом воробьи сели друг против друга, выпили по кружке медовухи и закусили тем огурцом, который был в бутылке, но вытащили его, не разбивая её.

(22) Этот день был самый шумный в деревне, все только и говорили о кузнецах, а они после этого часа снесли одну кузницу и стали работать вместе. (По И. Панькину.)

11. Определите тип речи текста.

2) повествование с элементами описания

3) рассуждение с элементами описания

12. Из первого абзаца выпишите приложение-определение, выраженное именем существительным.

13. В первых двух абзацах найдите фразеологизмы и выпишите их.

Ответ: молоть пустое, от мала до велика

14. Какое прилагательное пропущено в 17-м предложении?

15. Подберите один-два синонима к выделенному слову.

Ответ: тревожили, беспокоили

16. В каких предложениях используется сравнительный оборот?

17. Среди 17 — 22-го предложений найдите предложение с деепричастным оборотом.

18. Из 13 — 18-го предложений выпишите составное именное сказуемое.

Ответ: была окована

1. Укажите грамматические основы приведённого предложения.

Дед не любил горячего чая, но не пользовался блюдечком, а приглашал кого-нибудь из внуков подуть в чашку, и они наперебой старались перед ним отличиться. (Б. Окуджава.)

1) дед не любил чая, не пользовался, приглашал подуть, они старались

2) дед не любил, не пользовался, приглашал, они старались отличиться

3) дед не любил чая, не пользовался блюдечком, приглашал кого-нибудь, они старались

4) дед не любил чая, не пользовался, приглашал подуть, они старались отличиться

2. Обозначьте главное слово в словосочетаниях и при помощи стрелочек укажите, какой частью речи оно выражено.

Ответ: 1) имя сущ.; 2) деепр.; 3) глагол; 4) имя числит.

3. Какой пример не является словосочетанием?

1) стреляный воробей

2) лодка с вёслами

3) около террасы

4. Отметьте словосочетание, в котором есть подчинительная связь — примыкание.

1) бег наперегонки

2) перечитал с удовольствием

3) трястись от страха

4) любоваться картинкой

5. В приведённых примерах подчеркните подлежащие. Укажите при помощи стрелочек, какими частями речи они выражены.

Ответ: 1) словосоч.; 2) глагол; 3) имя сущ.; 4) местоим.

6. Подчеркните сказуемые. Укажите при помощи стрелочек их вид.

1) Матушка присела на грядке выкопать сныть — самый живучий сорняк любого огорода в Подмосковье.

2) Учительница попросила ребят открыть тетради и записать тему урока.

3) Он больше не будет к тебе обращаться за советом.

4) Быть самым умным — значит стать за всё ответственным.

простое глагольное сказуемое

составное глагольное сказуемое

составное именное сказуемое

Ответ: 1) сост. глаг. сказ.; 2) прост, глаг. сказ.; 3) сост. глаг. сказ.; 4) сост. имен. сказ.

7. Отметьте предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Александр Васильевич Суворов — великий полководец, один из основоположников русского военного искусства.

2) Начитавшись в детстве старинных книг о войнах, сражениях и походах, Суворов мечтал стать великим полководцем.

3) Отец Суворова долго не соглашался определить сына на нелёгкую военную службу, потому что тот рос очень болезненным.

4) Однако увидев в сыне не по годам развитую волю и непреклонное упорство, отец уступил и пятнадцати лет от роду Суворов поступил в военную школу.

8. Укажите при помощи стрелочек синтаксическую роль выделенных слов.

1) В ту эпоху и в армии и во флоте носили усы.

2) Иногда порт заполнялся серыми военными судами.

3) Ел черешню без обычного ощущения упоения.

4) Чтобы я мог позавтракать, мне давали пять копеек.

Ответ: 1) обст.; 2) подлеж.; 3) дополн.; 4) сказ.

9. Укажите предложение, в котором не содержатся однородные члены. Знаки препинания внутри предложений не расставлены.

1) Наибольшей популярностью армяк пользовался среди ямщиков и городских извозчиков. (В. Ситников.)

2) Сколько поколений русских детей слушали этот старинный напев? (И. Соколов-Микитов.)

3) Пороки злоупотребления вот что не меняется а надевает на себя всевозможные личины. (П. Бомарше.)

4) Там волны с блесками и всплесками непрекращаемого танца. (Н. Гумилёв.)

10. Отметьте предложение, в котором неверно расставлены знаки препинания.

1) Стояла ночь и впереди теплохода росчерком играл лунный блик.

2) Искрясь, извиваясь змейкой, прыгая головастиком и убегая шустрой ящеркой, блик лунного света сулил знание неразгаданных тайн природы и всемирного бытия.

3) Ты начинал верить, чего-то с нетерпением ждать.

4) От долгого наблюдения начинало казаться, что вот-вот теплоход настигнет живую тень луны, сомнёт её, срежет плугом носа. (По В. Астафьеву.)

Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 12, 13, 15 — 18-й вопросы запишите, используя предоставленные для этого строки.

(1) Маму называли «крепким специалистом». (2) Это определение очень к ней подходило. (3) Всегда собранная, одетая скромно, но безупречно, с иголочки, мама была человеком волевым и «с убеждениями», как подчёркивали её сослуживцы. (4) Например, без косы, которая золотистой подковой обрамляла голову, я маму просто ни разу в жизни не видела. (5) Впрочем, напоминая по форме подкову, эта золотистая коса по сути, скорее, была короной, ибо, прикоснувшись к ней, мама обретала ещё большую, чем обычно, уверенность в себе и принимала осанку владычицы. (6) Когда она протягивала руку к косе, я знала, что сейчас будет сказано что-то очень важное и поучительное.

(7) Бездумно мама не бросала слов ни на ветер, ни в безветренную погоду. (8) Она выстраивала мысли с алгебраической точностью, вынося за скобки всё лишнее. (9) И почти никогда не меняла свои . точки зрения на какие-либо точки с запятыми или многоточия.

(10) Мама всюду как бы была при исполнении служебных обязанностей. (11) Она без устали боролась за окружающую среду, которую постоянно кто-нибудь загрязнял. (12) Даже трубы мне, казалось, в её присутствии дымили застенчиво, не в полную силу. (13) А курить вообще никто не решался. (14) Правда, порой меня удивляло, что мама, борясь с отравлением природы, самой природой не восхищалась, не замечая её красот. (15) Борьба для неё была свойственней, чем любовь. (16) Если, конечно, речь не шла обо мне. (17) А может, такое обобщение было и вовсе неверным, несправедливым. (По А. Алексину.)

11. Определите тип речи текста.

2) повествование с элементами описания

3) рассуждение с элементами описания

4) описание с элементами рассуждения

12. В каком предложении заключена основная мысль текста?

13. Укажите предложения, описывающие внешность мамы.

14. Какое прилагательное пропущено в 9-м предложении?

15. Укажите номер предложения, в котором встречается авторская интерпретация фразеологизма.

16. В каком предложении встречается отрицательное местоимение в роли подлежащего?

17. Из последнего абзаца выпишите составные именные сказуемые.

Ответ: была свойственней; было неверным, несправедливым

18. Из 6-го предложения выпишите грамматические основы.

Ответ: она протягивала, я знала; будет сказано что-то важное и поучительное


источники:

http://litvek.com/br/429370?p=48

http://grammarian.ru/teaching/8control_1/4.html