По характеру разработки сказуемого различают статистические

Как различаются статистические таблицы по характеру подлежащего и сказуемого?

В зависимости от структуры подлежащего и группировки в нем единиц объекта различают статистические таблицы простые и сложные, а последние, в свою очередь, подразделяются на групповые и комбинационные.

В простой таблице в подлежащем дается простой перечень каких-либо объектов. Простые таблицы бывают монографические и перечневые.

Монографические таблицы характеризуют не всю совокупность единиц изучаемого объекта, а какую-либо группу из него, выделенную по определенному признаку.

В перечневых таблицах подлежащее содержит простой перечень единиц изучаемой совокупности.

В групповых таблицах подлежащее содержит группировку единиц совокупности по одному количественному признаку.

Комбинационными таблицами называются статистические таблицы, подлежащее которых содержит группировку единиц совокупности по двум и более признакам.

По структурному строению сказуемого различают статистические таблицы с простой и сложной его разработкой.

При простой разработке сказуемого показатель, определяющий его, не подразделяется на подгруппы, и итоговые значения получаются путем простого суммирования значений по каждому признаку отдельно.

Сложная разработка сказуемого предполагает деление признака, формирующего его, на подгруппы.

Виды таблиц по характеру сказуемого

В сказуемом статистической таблицы, как уже говорилось, приводятся показатели, которые являются характеристикой изучаемого объекта. Эту характеристику можно давать небольшим числом показателей или целой системой показателей.

По структурному строению сказуемого различают статистические таблицы с простой и сложной его разработкой.

При простой разработке сказуемого показатель, определяющий его, не подразделяется на подгруппы и итоговые значения получаются путем простого суммирования значений по каждому признаку. Примером простой разработки сказуемого может быть фрагмент статистической таблицы (табл. 4.5).

После заполнения таблицы получается характеристика дошкольных образовательных учреждений по структуре работающего персонала. По любому году можно получить информацию о числе и составе педагогических работников по категориям.

Распределение численности педагогических работников дошкольных образовательных учреждений РФ по основным категориям (на начало соответствующего года), тыс. чел.

Раздел I. Обшая теория статистики (стр. 13 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Виды таблиц по характеру сказуемого.

По структурному строению сказуемого различают статистические таблицы с простой и сложной его разработкой.

Простой разработке сказуемого предусматривает параллельное расположение показателей, а сложная — комбинированное, т. е. показатели в сказуемом заданы в сочетании.

Примером таблиц с простой разработкой сказуемого являются табл. 4.1,4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.8, 4.9.

Сложная разработка сказуемого предполагает деление признака, его формирующего, на группы.

Пример. Статистическая таблица со сложной комбинированной разработкой сказуемого содержит два связанных между собой признака: атрибутивный – качественный – категории застрахованных и количественный – страховая сумма (табл. 4.11).

Распределение клиентов страховых компаний по категориям и страховым

суммам в I квартале 2005 г.

Всего клиентов, чел.

В том числе распределение клиентов по категориям и страховым суммам на одного застрахованного

руководители коммерческих структур

сотрудники предприятий, работающие в офисе

охранники, милиционеры, инкассаторы

свыше 15 тыс. руб.

свыше 15 тыс. руб.

свыше 15 тыс. руб.

4.3. Основные правила составления и чтения таблиц

Статистическая теория и практика выработали ряд правил, которых следует придерживаться при составлении таблиц. Наиболее каждые из них следующие.

Чтобы таблица была выразительной и наглядной, она не должна быть громоздкой и перегруженной излишними подробностями и деталями. Лучше вместо одной всеобъемлющей таблицы привести несколько меньших по объему, но таких, данные которых говорили бы сами за себя.

Заголовки таблиц должны быть до предела краткими, но четкими и ясными. Общий заголовок должен давать краткую характеристику основного содержания таблицы, включая сведения о том, к какой территории и какому времени относятся приводимые в ней данные, если эти сведения не указываются в заголовках граф и строк. Если названия нескольких граф или строк имеют общее наименование, то его следует выделять в качестве заголовка для этой графы или строки.

Таблица должна содержать все необходимые итоги, включая частные (групповые) и общие. Наличие итогов облегчает пользование таблицей и в ряде случаев дает возможность обнаружить ошибки в подсчетах.

Если таблица содержит много граф, то их следует нумеровать. Нумерация граф помимо того, что она значительно облегчает пользование таблицей, дает возможность в необходимых случаях пояснить, какие следует произвести действия, чтобы получить те или иные показатели. Поэтому нумерация применяется иногда и в тех случаях, когда таблица содержит небольшое число граф. Во многих случаях производится и нумерация строк (особенно, если их много).

Таблица должна содержать наименование единиц измерения. Если все показатели таблицы выражены в одних и тех же единицах измерения, например в млн. руб., тоннах или процентах, то наименование единиц обычно указывается в общем заголовке таблицы. При наличии нескольких различных единиц измерения они указываются в верхних или боковых заголовках, при соответствующем показателе, или для их обозначения отводится специальная графа или строка.

К таблице следует давать пояснения в виде сносок, примечаний и проч., если содержащиеся в ней сведения отличаются какими-либо особенностями, например являются предварительными, относятся к части территории и т. д.

Нулевые значения признака, например отсутствие брака в партии готовых изделий, обозначается знаком тире ( — ), а отсутствие сведений о явлении – тремя точками (…).

При составлении таблиц следует избегать образования таких клеток, которые не имеют смысла. Если же подобного рода клетки в таблице все же появились, то в них следует ставить знак умножения ×, что означает, что они не подлежат заполнению.

Нужно уметь пользоваться статистическими таблицами. Прежде чем приступить к анализу данных таблицы, необходимо ознакомиться с названием таблицы, заголовками граф и строк, установить, к какому периоду или на какую дату приводятся данные и к какой территории относятся, обратить внимание на единицы измерения, уяснить, какие процессы характеризуются средними и относительными величинами.

Анализ данных статистической таблицы следует начинать с итогов. Ознакомление с итогами дает общее представление о данных отдельных строк и граф, но их нужно читать не подряд, а выбирать сначала итоги и наиболее характерные данные, а затем анализировать все остальное.

Для получения более полного и наглядного представления об изучаемых явлениях и процессах по данным статистических таблиц строят графики, диаграммы и т. д.

1. Чем объясняется широкое распространение таблиц в статистике?

2. Назовите основные элементы статистической таблицы.

3. Перечислите виды таблиц по характеру подлежащего. Приведите пример.

4. Виды таблиц по характеру сказуемого.

5. Объясните необходимость применения таблиц со сложной разработкой сказуемого.

Задачи и упражнения

1. Построить макеты статистических таблиц, характеризую­щих за период 2001 — 2005 гг. динамику следующих показателей:

а) объем выпуска продукции (млн. руб.) предприятиями добы­вающей и обрабатывающей промышленности России;

б) объем перевозок (тыс. т) и объем выполненной транспорт­ной работы (грузооборот, млн. ткм) по предприятиям региона раз­личной организационно-правовой формы (государственные, арендные, акционерные).

Разработать для макета каждой таблицы подлежащее и сказу­емое.

Определить, к какому виду таблиц относится построенный макет.

2. Имеются следующие данные о численности и составе на­селения России (на начало года, млн. чел.). Все население: 2001 г. — 146,3; 2002 г. – 145,6; 2003 г. — 146,3; 2003 г. — 145,0; 2004 г. – 144,2; 2005 г. – 143,5, в том числе городское население составило:

2001 г.- 107,1; 2002 г.- 106,7; 2003г. — 106,3; 2004 г. – 105,8; 2005 г. – 104,7. Построить статистическую таблицу, характеризующую дина­мику численности и состава населения России.

3. Построить макет статистической таблицы, характеризую­щий изменение численности работников предприятия по катего­риям (рабочие, служащие) и их средней заработной платы по кварталам отчетного года. К какому виду таблиц может быть отнесен построенный макет?

4. Построить макет статистической таблицы, характеризующей дина­мику численности постоянного населения России и его возраст­ной состав.

5. Построить макет статистической таблицы, отражающей расход различных видов топлива (твердое, жидкое, газообразное) в тыс. т на производство электрической и тепловой энергии в ре­гионе за отчетный год.

6. По данным статистических ежегодников и периодической печати подберите примеры следующих видов таблиц:

б) перечневой; в)групповой;

7. Составьте макеты перечневых статистических таблиц, которых разработка подлежащего была бы произведена по принципам:

8. По данным статистических ежегодников и периодичес­кой печати подберите примеры статистических таблиц с перечис­ленными вариантами разработки сказуемого:

а) с простой разработкой сказуемого;

б) со сложной разработкой сказуемого по двум признакам.

9. Составьте макеты статистических таблиц, в кото­рых разработка сказуемого будет произведена:

в) в территориальном аспекте;

г) в пространственно-временном аспекте.

По данным статистических ежегодников и периодической печати подтвердите примерами каждый из видов таблиц.

10. Разработайте макет таблицы, характеризующей распределение численности занятого населения и безработных по семейному положению, и дайте заголовок таблицы.

а) к какому виду таблицы относится макет;

б) его подлежащее и сказуемое;

в) признак группировки подлежащего.

11. Разработайте макет статистической таблицы, характеризующей зависимость успеваемости студентов вашей группы от посещаемости учебных занятий и занятости внеучебной деятель­ностью. Сформулируйте заголовок таблицы. Укажите:

а) к какому виду таблицы относится макет;

б) название и вид разработки подлежащего и сказуемого;

в) группировочные признаки.

12. Спроектируйте макеты групповой и комбинационной таблиц со сложной разработкой сказуемого для характеристики деловой активности коммерческих банков РФ. Сформулируйте заголовки таблиц. Определите:

а) подлежащее и сказуемое;

б) группировочные признаки, которые целесообразно поло­жить в основу группировки подлежащего таблиц;

в) показатели, которые целесообразно включить в сказуемое с целью более полной характеристики объекта.

13. Разработайте макет статистической таблицы, характери­зующей капитальные вложения по формам собственности в Рос­сии и Белоруссии и капитальные вложения по каждой форме соб­ственности в России в процентах к Белоруссии в 2005 г.

а) заголовок таблицы;

б) подлежащее и сказуемое;

в) к какому виду таблицы относится макет.

14. Оформите в табличном виде следующие данные. Прием студентов в высшие учебные заведения в одном из регионов РФ возрос с 163,5 (2003/2004 учебный год) до 203,6 тыс. чел. (2004/2005 учебный год). За этот же период прием в высшие учеб­ные заведения возрос: в государственные учреждения с 135,2 до 161,3 тыс. чел.; в негосударственные учреждения с 28,3 до 42,3 тыс. чел. Выпуск специалистов высшими учебными заведениями Возрос с 122,5 (2003/2004 учебный год) до 139,8 тыс. чел. (2004/2005 учебный год): соответственно государственными учреждениями с 103,5 до 118,2 тыс. чел. и негосударственными учреждениями с 19,0 до 21,6 тыс. чел. Сформулируйте название таблицы, укажите ее подлежащее и сказуемое и вид их разработки.

15. Имеются следующие данные о распределении безработных по полу и образованию:


источники:

http://bstudy.net/672045/sotsiologiya/vidy_tablits_harakteru_skazuemogo

http://pandia.ru/text/80/230/60651-13.php