Побудительный глагол может быть сказуемым

Побудительное предложение

Русский язык многие специалисты называют одним из самых сложных для изучения. Иногда он не поддается даже собственным носителям, что уж тут говорить об иностранцах. Фактически, грамматику и лексику русского языка необходимо изучать и повторять на протяжении всей жизни. Это удивительное и бесконечное поле для деятельности.

Научившись правильно оперировать словами, мы получаем возможность не только говорить о своих чувствах, мыслях, идеях, делиться произошедшими событиями, планами, сочувствовать, но и побуждать кого-либо к действию. Чтобы справиться с последней задачей, необходимо узнать, что такое побудительные предложения и овладеть техникой их построения. О правилах их создания и основных характеристиках поговорим подробнее.

Побудительные предложения — один из видов предложений по цели высказывания

Для связной речи и оформления законченной мысли людям необходимо выстроить имеющийся у них набор слов в определенном порядке и придать им нужную грамматическую форму. Так возникают предложения, а затем целые тексты.

В толковом словаре Д.Н. Ушакова под предложением понимается слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль. В грамматическом словаре РАН А.П. Евгеньевой этот же термин трактуется как высказывание, сообщающее о чем-либо.

Викисловарь дает ему лингвистическое определение. Так, согласно ему предложение является минимальной единицей человеческой речи, это грамматически организованное соединение слов (слово), для которого характерны смысловая и интонационная законченность.

Итак, предложение – это слово или набор слов, имеющих грамматическую и смысловую связь. Например:

Привет. Как поживаешь? Не хочешь ли отправиться в гости к Михаилу?

На смену теплому лету пришла дождливая осень.

Любовь Андреевна ужасно скучала. Предмет разговора ей был непонятен и совершенно неинтересен.

Такое слово или набор слов различается по своим характеристикам. Предложения могут быть простыми, сложными, придаточными. По цели высказывания они подразделяются на: повествовательные; вопросительные; побудительные.

Целью повествовательного предложения является сообщение о чем-либо. В конце его ставится точка:

  • Шёл снег, дорога постепенно исчезала из виду;
  • Мы жили на опушке леса и потому к нам часто заглядывали зайцы, лисы и даже волки.

Вопросительное создаётся, если необходимо спросить о чём-либо. Завершается оно знаком вопроса:

  • Что вы делаете? Неужели не видите, что здесь люди работают?;
  • Зачем ты пришел? Я могу побыть один?

Побудительное предложение – это предложение, призванное побудить к чему-либо, какому-то действию, содержит мольбу, просьбу или прямой приказ:

  • Принеси мне веник, в твоей комнате пора прибраться;
  • Посвяти свою книгу маме, ведь она дала тебе жизнь.

Побудительное предложение создается:

  • с использованием сказуемого в разных формах, инфинитива, а также особой побудительной интонации (часто используются такие слова, как будь, делай, принеси, рассказывай, отдавай и т.д.);
  • при помощи особой, побуждающей к действию частицы;
  • исключительно повелительной интонации, если речь идет о неполных предложениях.

Для усиления эмоциональной нагрузки в конце ставится восклицательный знак (!). С его помощью автор высказывания показывает значимость написанного или произнесенного. Также на конце может стоять точка или многоточие. Вот несколько примеров:

Выполняйте домашнее задание в специальной тетради.

Забудьте, о чём мы говорили, это вас больше не касается.

Своими словами говорящий побуждает, мотивирует, заставляет слушающего выполнить нужное ему действие, совершить определенный поступок.

Способы выражения побуждения

Влияние, оказываемое при помощи побудительных предложений, проявляется в виде:

  1. Мольбы. Пожалуйста, приходите завтра, мы уже закрываемся. Умоляю, не выгоняйте меня, я всего лишь на минутку.
  2. Просьбы. Не делайте этого, пожалуйста, мне неприятно.
  3. Пожелания. Не расстраивайтесь, по пустякам, у вас все обязательно получится.
  4. Приглашения. Приходите на чай с пряниками, мама только сегодня их испекла.
  5. Напутствия. Желаю вам хорошо доехать домой, будьте внимательны на дороге.
  6. Совета. Рекомендую вам больше никогда здесь не появляться, это опасно.
  7. Приказа. Не делайте этого, вам лучше не приближаться к этому зданию. Вернитесь, я ещё не все сказала.
  8. Запрета. Не смейте меня обманывать, я запрещаю вам говорить мне неправду.
  9. Протеста. Я против обмана.

Возможны и другие способы выражения побуждения.

Использование сказуемого в качестве ключевой роли побуждения

Чаще всего к выполнению действия побуждает сказуемое, поставленное в повелительное наклонение. Это хорошо раскрывают следующие примеры: Не делайте этого; Уходите прочь; Ведите себя хорошо; Забудьте о плохом .

В зависимости от ситуации сказуемое ставится в разное наклонение:

  1. Если просьба выражается в вежливой форме, используют такие слова, как: будьте добры ; пожалуйста ; будьте любезны .

К ним прибавляется глагол во множественном числе и повелительном наклонении. В итоге имеем:

Будьте добры, передайте мне вон того розового слоника.

Пожалуйста, уйдите с дороги, вы мешаете мне пройти.

Будьте любезны, оставьте меня одного.

Получается вежливая просьба.

  1. Для выражения простой просьбы, призыва к действию или совета используют сказуемое в сослагательном наклонении, но только в том случае, если действие является вероятным или возможным. Вот несколько примеров:

Позвонил бы ты маме, она волнуется.

Вы бы прилегли, впереди долгий путь.

Несчастный вы человек! Как вам не везёт в жизни.

  1. Если к действию в предложении побуждает глагол, поставленный в изъявительное наклонение, подлежащее не употребляется. Например:

Позвоним ему? Уходи отсюда, кому говорю! Сегодня же принесешь мне отчет!

  1. Чтобы передать приказ или угрозу используют глагол в инфинитиве:

Не сметь разговаривать в таком тоне!

Если инфинитив ставится рядом с такими словами и словосочетаниями, как: не угодно ли , разрешите , прикажите , надо , позвольте , то нужно изменить интонацию. Она должна выражать просьбу, совет или предложение:

  • Позвольте сказать, я не согласна с принятым решением;
  • Не угодно ли вам поужинать со мной;
  • Надо подумать и о других.

Для эмоционального выражения предложения при помощи интонации говорят: не передадите ли , разрешите предложить , попросить , выступить .

Использование особых частиц в качестве ключевой роли побуждения

Использование частиц позволяет передать пожелание, выразить сомнение или принудить к действию. Частицы «пусть, давай, ну-ка» призывают к совершению необходимых говорящему поступков:

  • Пускай польёт дождь, пускай пойдёт снег, нам всё равно;
  • Ну-ка беги подальше, пока цел;
  • Давай быстрее, мы опаздываем;
  • Чтобы я простил тебя снова? Да ни за что на свете;
  • Пусть, отпусти его, он того не стоит.

Перечисленные частицы, а также правила их употребления следует запомнить.

Интонация и пунктуация побудительных предложений

Интонация зависит от формы высказанного побуждения к действию. В случае, когда человек просит, молит о чём-то, выражает пожелание, даёт напутствие или совет, тон побудительного предложения приближается к повествовательному. Он выравнивается, успокаивается. Завершается такое предложение точкой. Вот пример:

  • Выполни мою просьбу;
  • Засыпай, доченька;
  • Сделай всё правильно;
  • Расскажи мне историю своей жизни;
  • Приезжайте к нам летом. У нас замечательная природа;
  • Послушайте этот компакт диск.

При необходимости выразить протест, запрет или приказ повышают тон голоса. Предложение становится восклицательным, о нём подробнее будет рассказано далее.

Восклицательные и невосклицательные побудительные предложения

В русском языке принято выделять восклицательные и невосклицательные побудительные предложения. Восклицательные произносятся с особой восторженной интонацией, с экспрессией. Так обычно выражают протест, запрет, возмущение, протестуют против чего-либо. Пример:

  • Я протестую! Вы не имеете права;
  • Я запрещаю! Это может навредить репутации фирмы;
  • Что вы себе позволяете? Прекратите!
  • Стыдитесь! Вы же взрослый человек.

При использовании восклицания особую роль играет эмоциональный фон. Восклицательный знак в конце является обязательным или подразумевающимся.

По завершению невосклицательного предложения ставятся точка, двоеточие или знак вопроса. Чаще всего оно выражается в повествовательной форме, пример которой приведен выше. Собеседник одновременно и побуждает к действию, и рассказывает о чем-то. Благодаря описанным различиям, выделить в тексте восклицательные и невосклицательные предложения не составит труда.

Структура побудительных предложений

В зависимости от того, есть ли в предложении главные члены, а также от формы, принятой сказуемым, выделяют односоставные и двусоставные побудительные предложения, полные или неполные (определяются по наличию других членов).

Односоставные и двусоставные побудительные предложения

  1. Определённо-личные . В таком предложении нет подлежащего. Глагол выражен в первом лице изъявительного наклонения либо во втором лице во множественном или единственном числе, но в повелительном наклонении. Например:
  • Уйди прочь!;
  • Отправьте бандероль;
  • Не забудьте о совещании.
  1. Безличные . Сказуемое в инфинитиве. Выполняет главную роль в предложении при отсутствии подлежащего. Пример:
  • — Не отпускать трос! – приказал рабочий;
  • — Бежать, пока живы! — я не ручаюсь за последствия.

Двусоставное побудительное предложение является типом простого предложения. В нём присутствуют и подлежащее, и сказуемое. Пример:

  • Вы не стойте, а помогите мне;
  • Вы не спешите так, опоздания никто не заметит.

В простых двусоставных предложениях в побудительной форме сказуемое выражается глаголом в личной форме или инфинитивом. В иных случаях оно может быть существительным, прилагательным, числительным, наречием или синтаксически неделимым словосочетанием, фразеологизмом.

Неполные побудительные предложения

Если в предложении нет одного или нескольких его членов, но при этом сама суть высказывания не теряется, то оно считается неполным. Пример:

  • За стол!;
  • Шагом марш!;
  • Скорее!;
  • Забудьте!;
  • Не мешай! Кому говорю!

Количество неполных предложений в тексте не ограниченно, но обычно они используются для выражения прямой речи. В повествовательных текстах, где такая речь отсутствует, почти не встречаются.

Тест. 5 вопросов на проверку усвоения темы

Вот мы и пробежались по основным пунктам, касательно побудительных предложений. В заключение, предлагаем вам ответить на вопросы проверочного теста, чтобы изученная информация надолго отложилась в вашей памяти.

Побудительные предложения в русском языке

Побудительные пред­ло­же­ния выра­жа­ют побуж­де­ние к дей­ствию, оформ­лен­ное в виде прось­бы, поже­ла­ния или приказа.

Чтобы понять, что такое побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния в рус­ском язы­ке, рас­смот­рим, какие быва­ют виды пред­ло­же­ний по цели выска­зы­ва­ния, и при­ве­дем примеры.

В связ­ной речи отдель­ные сло­ва при­ни­ма­ют задан­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му, выстра­и­ва­ют­ся в опре­де­лен­ном поряд­ке и оформ­ля­ют закон­чен­ную мысль, кото­рая в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка назы­ва­ет­ся пред­ло­же­ни­ем. Существует мно­же­ство раз­ных пред­ло­же­ний, кото­рые раз­ли­ча­ют­ся по мно­гим характеристикам.

С помо­щью связ­но выра­жен­ной мыс­ли гово­ря­щий пре­сле­ду­ет свою цель, кото­рую он ста­вит в речи:

  • рас­ска­зать о ком-то или о чём-то;
  • узнать что-то, полу­чить нуж­ные сведения;
  • выра­зить прось­бу, поже­ла­ние, совет и т. д.

С этой точ­ки зре­ния по цели выска­зы­ва­ния отме­тим сле­ду­ю­щие виды предложений:

Узнаем, что такое побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния в рус­ском язы­ке. Чем они отли­ча­ют­ся от повест­во­ва­тель­ных и вопро­си­тель­ных предложений?

Что такое побудительные предложения?

Если вду­мать­ся в линг­ви­сти­че­ский тер­мин «побу­ди­тель­ные», то без­оши­боч­но мож­но опре­де­лить, что такие пред­ло­же­ния побуж­да­ют к действию.

Давайте про­гу­ля­ем­ся по осен­не­му парку.

Как вид­но из при­ве­ден­ных при­ме­ров, побуж­де­ние к дей­ствию может быть выра­же­но по-разному.

Способы выражения побуждения

В побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ни­ях выска­зан­ное стрем­ле­ние к опре­де­лен­но­му дей­ствию выра­жа­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми спо­со­ба­ми. Это может быть

Интонация побудительных предложений

В зави­си­мо­сти от фор­мы выска­зан­но­го побуж­де­ния к дей­ствию меня­ет­ся инто­на­ция побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ний. Если оно ска­за­но в мяг­кой фор­ме (прось­ба, моль­ба, поже­ла­ние, напут­ствие, совет), то инто­на­ция побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния близ­ка к инто­на­ции повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния. Побудительное пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но. В кон­це тако­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак — точка.

Приезжайте к нам луч­ше осе­нью. Сходим в лес за грибами.

Если же побу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние выска­зы­ва­ет­ся в фор­ме при­ка­за, про­те­ста, запре­та, то тон выска­зы­ва­ния ста­но­вит­ся повы­шен­ным. И тут появ­ля­ет­ся повод пого­во­рить о вос­кли­ца­тель­ных и невос­кли­ца­тель­ных побу­ди­тель­ных предложениях.

Восклицательные и невосклицательные побудительные предложения

Приведенные выше при­ме­ры побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ний про­из­но­сят­ся, как уже отме­ча­лось, спо­кой­но, без осо­бой экс­прес­сии. Отсутствие эмо­ци­о­наль­ной окрас­ки поз­во­лит назвать их невосклицательными.

Запрет, про­тест, воз­му­ще­ние, при­каз невоз­мож­но выска­зать без про­яв­ле­ния чувств, без соот­вет­ству­ю­щей экс­прес­сии. В таких пред­ло­же­ни­ях к выска­зан­но­му побуж­де­нию к дей­ствию обя­за­тель­но при­ме­ши­ва­ет­ся эмо­ци­о­наль­ный фон. Побудительное пред­ло­же­ние по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке ста­но­вит­ся восклицательным.

В кон­це побу­ди­тель­но­го вос­кли­ца­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся вос­кли­ца­тель­ный знак.

Средства выражения побудительности

Кроме инто­на­ции, в рас­смат­ри­ва­е­мом виде пред­ло­же­ний исполь­зу­ют­ся грам­ма­ти­че­ские сред­ства выра­же­ния побу­ди­тель­но­сти. Самыми рас­про­стра­нен­ны­ми, пожа­луй, явля­ют­ся фор­мы пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов как про­стые, так и с фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми части­ца­ми и фор­мы изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния 1 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла в зна­че­нии повелительного:

Присядем , дру­зья, перед даль­ней дорогой,
Пусть лёг­ким ока­жет­ся путь!
Давай , маши­нист, поти­хо­неч­ку тро­гай
И пес­ню в пути не забудь !

Евгений Беляев. Перед даль­ней дорогой.

Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне с обрать­ся с силой
И до веш­них толь­ко дней
Прокорми и обо­грей !

И. А. Крылов. Стрекоза и Муравей.

Важным под­спо­рьем в созда­нии побу­ди­тель­но­сти явля­ют­ся модаль­ные и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие части­цы. В выра­же­нии побуж­де­ния к дей­ствию могут упо­треб­лять­ся фор­мы гла­го­ла 3 лица с части­ца­ми «да», «дай», «пусть», «пус­кай», «давай», «как» и пр.

Но пусть обсто­я­тель­ства нашей встре­чи оста­нут­ся меж­ду нами (А. Блок).

Да здрав­ству­ет солн­це, да скро­ет­ся тьма! (А. С. Пушкин).

Сказуемое побу­ди­тель­ных пред­ло­же­ний может быть выра­же­но инфи­ни­ти­вом, гла­го­лом в фор­ме услов­но­го накло­не­ния и дру­ги­ми словоформами.

А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! (А. С. Грибоедов).

Ты бы рас­спро­сил попо­дроб­нее об этом случае.

Структура побудительных предложений

По струк­ту­ре побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния в зави­си­мо­сти от нали­чия глав­ных чле­нов и от фор­мы ска­зу­е­мо­го быва­ют одно­со­став­ны­ми и двусоставными.

Вы бы про­шли на верх­нюю палубу.

Если в пред­ло­же­нии нет под­ле­жа­ще­го, а гла­гол пере­да­ет воле­изъ­яв­ле­ние гово­ря­ще­го в фор­ме 1 лица изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния или в фор­ме 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния, то такое пред­ло­же­ние явля­ет­ся определенно-личным одно­со­став­ным.

В побу­ди­тель­ном пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое в фор­ме инфи­ни­ти­ва — центр без­лич­но­го одно­со­став­но­го пред­ло­же­ния.

По нали­чию чле­нов пред­ло­же­ния побу­ди­тель­ное пред­ло­же­ние может быть пол­ным и неполным.

Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях Выполнила учитель начальных классов МБОУ СОШ № 42 г.о. Самара Хмарская Е. А.

Какую гласную можно вставить в личное окончание глагола буд…т ? ОН БУД…Т ХОРОШО УЧИТСЯ. Н.ф. быть(на –ыть) 1 спр.,пишем гл. е ОН БУД…Т МЕНЯ КАЖДОЕ УТРО. Н.ф. будить(на-ить,не искл.) 2 спр.,пишем гл. и От чего зависит выбор гласной?

В каких предложениях по цели высказывания сказуемые могут быть выражены глаголами будет, будит ? Запишите предложение и выполните синтаксический анализ Он будит меня каждое утро — (повеств.,невоскл.,простое.распростр.)

Что такое побудительное предложение? Побудительное предложение -предложение, выражающее волеизъявление говорящего (приказ, просьбу, протест, угрозу, призыв, приглашение к совместному действию и т. д.).

Преобразуйте предложение в побудительное: слова заменять можно. Он будит меня каждое утро. Он будет хорошо учиться. Обсудите варианты предложений в парах и запишите их. Выполните синтаксический разбор записанных предложений. Буди меня каждое утро. Будите меня каждое утро. Будь хорошим учеником. Будьте хорошими учениками.

Что такое наклонение? изъявительное условное повелительное наст.вр работаю читал бы пиши прош.вр работал писала бы читай буд.вр буду работать сделали бы отмерь

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу. Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица. Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам. Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном — -те. Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка, которая несколько смягчает приказание.

Учебник с.84 упр.198 -читаем,анализируем. -в чем особенность побудительных предложений? 1.Есть «повелительные» формы глаголов 2.Часто отсутствует подлежащие или употребляются местоимения ты,вы 3.Использование вежливых слов и обращений.

ЗАПОМНИ. Класть — положить Класть — положить Класть — положить Упр.199 с.84 предложения 1,5

С.85 упр.202 Запишите предложение ,в котором сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени с частицей бы Для чего используются в нашей речи глаголы в форме повелительного наклонения(условные формы)

Послушайте стихотворение и запишите по одному предложению с условными формами глаголов

По каким признакам вы определяете побудительные предложения? В каких речевых ситуациях вы их используете?

Д/з: С.85 упр.201 *упр.203(на дополнительную отметку)

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Хмарская Екатерина АндреевнаНаписать 3589 08.12.2015

Номер материала: ДВ-242413

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    08.12.2015 307
    08.12.2015 443
    08.12.2015 3307
    08.12.2015 346
    08.12.2015 2090
    08.12.2015 598
    08.12.2015 579

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку

Время чтения: 1 минута

Основы православной культуры чаще всего преподают учителя начальных классов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/pobuditelnye-predlozheniia.html

http://infourok.ru/virazhenie-skazuemogo-povelitelnimi-formami-glagolov-v-pobuditelnih-predlozheniyah-668892.html