Подавляющее число присутствующих лексическая сочетаемость

Лексическая сочетаемость

Лексическая сочетаемость.
Укажите слова.
Автор хрестоматии не составил еще аннотации.
Автор хрестоматии не составил еще тематического плана.

В заводском клубе проводятся многолюдные вечера.
В заводском клубе проводятся вечера.

Мы пожелали организаторам почаще собирать такие вечера.
Мы посоветовали организаторам почаще проводить такие
вечера.
(организаторы проводят)

В деревне полными темпами идет уборка урожая.
В деревне быстрыми, стремительными темпами идет уборка
урожая.

Шевченко открыл начало жатвы в прошлом году, работая на
косовице хлебов!такую же честь доверили ему и нынче.
Шевченко открыл начало жатвы в прошлом году, работая на
косовице хлебов!такую же честь доверили ему и в этом году.

Повышение белковитости зерна ставит перед исследователями
большие трудности.
Повышение белковитости зерна ставит перед исследователями
большие задачи, вопросы.
«ставить трудности», ставить задачу.

Два пернатых в одной берлоге не живут.
Два пернатых в одном гнезде не живут.

Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и
авторов посетить павильоны.
Книжная ярмарка приглашает посетителей.

Спортсмены «Колоса» установили 32 новых достижения
области.
Спортсмены «Колоса» установили 32 рекорда области.

В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в
воспитании своих детей.
В журнале я прочел большую статью о роли отца в воспитании
детей.

Эта политика уже приносит положительные плоды.
Эта политика уже приносит плоды.

Большое внимание будет оказано благоустройству города.
Много внимания уделяется благоустройству города.

Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание.
Этому вопросу мы придаем первоочередное значение.

Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти
от тонкорунной овцы.
Наши фермеры установили мировой рекорд по настригу шерсти
от тонкорунной овцы.

Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме.
Большинство присутствующих разобрались в этой теме.

Укажите случаи.
1.Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих
платьев.
Объединение «Заря» представило на выставку пять женских
платьев молодежных покроев.

. нарушение лексической сочетаемости может быть вызвано

КОНТАМИНАЦИЕЙ внешне похожих

словосочетаний:удоволетворять современным потребностям

(удоволетворять требования и отвечать потребностям)

Предпринять меры! (принять меры и предпринять шаги)

2.Одетые в шубы, валенки, теплые рукавицы, наши зрители не
воспринимали мороза.
В шубах, валенках, теплых рукавицах наши зрители не
замечали мороза.

3.Под тенистыми деревьями удобно примостились туристы.
Под тенистыми деревьями удобно разместились туристы.

4.Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные
трудности.
Сейчас наши дети начинают преодолевать первые трудности
школьной жизни.

5.Вспомнилась война:пылающие деревни, душераздирающий
свист бомб.
Вспомнилась война:горящие деревни, леденящий душу свист
бомб.

6.В этом бою осколки прострелили ему обе ноги.
В этом бою он был ранен осколками в обе ноги.
В этом бою его ноги были серьезно повреждены осколками.
В этом бою его ноги были повреждены осколками.

Выиграв, сборная университета сделала шаг вверх на одну
ступеньку пьедестала почета.
Выиграв, сборная университета поднялась на одну ступеньку
на пьедестале почета.

8.Там, где в недалеком прошлом были пустыри, свалки,
поднялись целые кварталы жилых новостроек.
Там, где в недавнем прошлом были пустыри, свалки,
появились кварталы новостроек.

В Гренобле примут старт сотни спортсменов из многих стран
мира.
В международных соревнованиях в Гренобле примут участие
сотни спортсменов.

То, что выставка «Маяковский в Париже» была в столице
Франции почтена таким вниманием, таким обилием
посетителей, таким интересом со стороны французов к поэту, —
это не совсем обычно.
Выставка «Маяковский в Париже» прошла в столице Франции и
была почтена небывалым количеством поклонников и
обожателей.

За последние годы правительственные организации усилили
внимание развитию сотрудничества в области выработки мер
для защиты биосферы от загрязнения.
За последние годы правительственные организации усилили
контроль за развитием сотрудничества в области выработки
мер для защиты биосферы от загрязнения.

Главное условие успешной работы любой постоянной комиссии
— действовать в тесном контакте с теми ораганизациями,
деятельность которых подведомственна ее контролю и
помощи.
Ведущее положение успешной работы комиссии — действовать
в тесном контакте с подведомственными ее контролю и
помощи.

Ведущее значение в деятельности этой молодежной
организации играет ее отношение к труду.
Первостепенное значение в деятельности этой молодежной
организации отдается труду.
Деятельность этой молодежной организации основывалась на
отношении к труду.

После долгих хлопот работников наконец ремонт библиотеки
состоялся.
После длительного периода хлопот ремонт библиотеки наконец
состоялся.

Комбинат «Московский» круглый год обеспечивает население
столицы молодыми овощами, зеленью.
Круглый год комбинат «Московский» снабжает население
молодыми овощами и зеленью.

В Москву отгружают десятки тонн зеленого лука, приличное
количество нежного салата, редиса, помидоров.
В Москву поставляются десятки тонн зеленого лука, тонны
редиса, зеленого салата и помидоров.

В теплицах весь год идет сбор урожая и высадка рассады.
В теплицах весь год идут сбор урожая и новая высадка
рассады.
В эти дни застекленные плантации готовят рассаду огурцов.
В эти дни под застекленной плантацией появятся ростки
огурцов.
В специально сооруженных грибных пятиярусных теплицах
еженедельно засеивают. грибы.
В специальных грибных пятиярусных теплицах еженедельно
собирают новый урожай.
До пяти тонн вкусных шампиньонов отправляются с этой
искусственной грибной поляны в магазины, рестораны,
столовые.
До пяти тонн свежих шампиньонов ежедневно поставляются в
магазины, рестораны и столовые.

Античный, классический
мифология, языки

Врожденный ум, прирожденный талант.
Гостеприимный человек, радушный прием, хлебосольный

хозяин.
Губительное действие, пагубное влияние.
Единый миг, один момент.
Длинный путь, длительное воздействие, долгие сборы.
Долговременный кредит, продолжительный период.

Выдвинуть гипотезу, высказать догадку.
Исправить ошибки, найти опору, устранить недостатки, обрести
поддержку.
Наложить отпечаток, оставить след.
Обнаружить закономерность, открыть закон.
Доказать теорему, обосновать теорию.
Предвещать успех, предсказать поражение.
Расширить возможности, увеличить потенциал.
Повысить планку.

Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только
теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава.
Он еще в ранней юности начал писать песни, и вот только
теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава
народного поэта-песенника.

В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии.
В эти годы наблюдается неожиданный рост нашей
кинематографии.

Иванов давно работает на этом трудном участке, и неплохо
работает.
На этом трудном участке работает Иванов.
Но в последние два года у него стали появляться
отрицательные проблески.
Но в последние два года у работника появились
отрицательные привычки.

Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только
отъявленные любители спортивной статистики.
Он установил столько мировых рекордов, что их могут
перечислить только профессионалы спортивной статистики.

Выпас собак запрещается.
Выгул собак запрещен.

Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода
тараканов.
Склад закрыт на санитарный день.

Запрещено размещать хозяйственные и промышленные
мусорные свалки.
Размещать мусорные свалки запрещено.

Продается пожилой дом.
Продается не старый дом.

Лекция для бездетных родителей переносится на четверг.
Лекция для бездетных семей перенесена на четверг.

Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и
успеваемости в этом полугодии.
В этом полугодии у студентов нашей группы ухудшились
дисциплина и успеваемость.

В нашей работе ведущее значение придается нравственному и
трудовому воспитанию.
В нашей работе основополагающее значение у нравственного
и трудового воспитания.

В истории нужно помнить не только сражения и акты
вандализма, но и акты великодушия противников.
История помнит не только сражения и акты вандализма, но и
поступки(деяния) великодушия победивших.

Молодая березовая (дубрава зеленели) за околицей.
Молодая березовая роща зеленела за околицей.

Дети произносят стихотворение, стоя врассыпную.
Дети прочитали стихотворение.

В кинотеатрах идет фильм «Возвращение черного блондина».
В этих кинотеатрах демонстрируется фильм «Возвращение
черного блондина».

В автобусе было так тесно, что кто-то предложил:»Станьте
плашмя, тогда свободнее будет!»
В автобусе стало тесно и кто-то воскликнул:станьте же так,
тогда свободней будет.

Рекорды продолжаются.
Рекорды продолжают устанавливать.

Вдруг она заметила:по коридору идет кот на цыпочках.
Вдруг она заметила, что по коридору крадется кот.
Вдруг она заметила, что в коридоре кот.
Вдруг она заметила:по коридору идет кот.

Большинство времени проходит бесплодно.
Много времени прошло впустую.

Учитель предложил нам написать контрольную работу устно.
Учитель предложил исполнить контрольную работу устно.

В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил
перышки.
В зоопарке в клетке сидел маленький кенгуру и посмотрел в
мою сторону.

Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни.
Произошло невероятное:улучшились условия жизни.
Люди наблюдают улучшение условий жизни, слоняясь по
магазинам.

Опыт последних лет с неизбежностью показывает
правильность этих мрачных прогнозов.
Опыт последних лет подтверждает правильность мрачных
прогнозов.

Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема
привели к крайне положительным результатам.
Испытание широким фронтом этого витаминного биоактивного
крема привело к независимому положительному результату.

Незнакомец сел на коня и поехал пешком.
Незнакомец ударил шпорами, припустив коня.

Трехлетняя парижанка сидит босая в песочнице и, копаясь в
песке, носит с изяществом и легкостью самое простеньекое
перпачканное платьице. Кто ее научил грации?
Парижанка лет трех сидит босая в песочнице, носит с
изяществом и легкостью самое простенькое перепачканное
платьице, копается в песке с неутомимой и быстрой грацией.

От усталости мое тело подкашивалось на ногах.
От усталости мои ноги подкашивались.

Ресторан наполнился веселым гомоном, надрывно рыдала
гитара, стонал барабан.
Ресторан заполнился веселым гвалтом, кликнула гитара и
ударил барабан.

В нашем городке появилось несколько новых предприятий и
общественного транспорта.
В нашем городке построили несколько новых предприятий, и в
связи с этим и общественного транспорта.

Стой спокойно и не размахивай глазами.
Стой спокойно и не размахивай руками.

Вот как сожму кулаки на руках и ногах!
Вот как сожму кулаки.

Я вчера взял самолет и прилетел в Москву.
Я вчера взял билет на самолет до Москвы.

Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов.
Сколько нервов потратил при чтении писем ветеранов войны.
Сколько нервов потратил, читая эти письма.

Вышеперечисленный металл не поступил на завод-заказчик.
Данный металл не был предоставлен.

К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, дочь
и вещи.
В квартире прописаны жена и дочь. К моменту обмена все
совместно нажитые вещи находились в этой квартире.

Горе не сломило эту женщину, ее любви к работе, ее
мужества.
Горе не сломило эту мужественную женщину.

Есть люди, которые, сделав очень многое, хорошее и
полезное, тихо и скромно молчат об этом.
Есть люди, которые сделали много хорошего, но скромно
молчат об этом.
(Очень полезное и тихое общество)

Учитель должен давать советы и (делать) замечания своим
ученикам.

Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу.
Код письма.
Ожидались заморозки, и как следствие прихватило кукурузу.
Ударили морозы и повредили рост кукурузы.
Ударили сильные морозы и кукуруза погибла.

С заданием мы справились уверенно.
С заданием мы справились быстро.

Спонсоры вручили школе библиотеку, настольные игры.
Спонсоры торжественно вручили библиотекарю школы
собрания сочинений и многочисленные книги, подарили
детскому классу настольные игры.

Наставник от всей души отругал меня за поломку фрезы.
Наставник отругал меня матом за нечаянную поломку фрезы.

Не думаю, что найдутся люди, которые стали бы всерьез
исповедовать мнение этого чудака.
Не думаю, что найдутся люди, которые приняли всерьез этого
чудака и уже решились исповедовать его мнение.

Когда пилот садится в кабину необъезженного самолета, он
думает: кто же первый, если не я?
Когда пилот садится в кабину нового самолета, он думает: я не
летчик-испытатель, но я опять первый.

Но сержанту не суждено было довести следствие до конца.
К сожелению, сержанту не суждено было закончить
следствие.
Но не сержанту суждено было окончить следствие.
Вечером 28 июля судно «Мстислав Келдыш» скоропостижно
покинуло место происшествия, оставив на волнах траурный
венок.
?

Прошу Вашего разрешения выписать мне половину полтонны
угля.
Прошу Вас выписать мне 250 кг угля на.

Определите ошибки в сочетаемости слов. Исправьте предложения

Определите ошибки в сочетаемости слов. Исправьте предложения.
1. После войны надо было возводить разрушенное хозяйство. 2. Все дети страшно обрадовались. 3. Этому вопросу уделяли серьезное значение. 4. Большинство своего свободного времени он проводит на теннисном корте. 5. Необходимо умножать темпы заготовки кормов. 6. Большое внимание будет оказано благоустройству города. 7. Бóльшая половина игры уже прошла. 8. Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме.

1.восстанавливать разрушенное хозяйство
2.очень обрадовались
3.серьезное внимание
4.Большую часть своего свободного времени
5.приумножать темпы заготовки кормов
6.будет уделено благоустройству города.
7.Большая часть игры
8.Подавляющее большинство присутствующих

. Ее ухоженный, усаженный роскошными цветами участок произвел на меня неуютное впечатление

Рабочая тетрадь по стилистике русского языка как одно из средств подготовки к ЕГЭ по русскому языку (стр. 2 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

2. Бабанский ЮК. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – (Б-ка учителя по общ. пробл. теории обучения и воспитания).

3. и др. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся; Под ред. . – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1988, с.256

4. Барлас язык. Стилистика. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978.

5. Блинов обучения. – М.: 1976.

6. Выгодская психология./ Под ред. – М.: 1991.

8. Голуб по стилистике русского языка. – М.: Рольф, 1999.

9. Голушкова стилистика на уроках русского языка. – М.:Просвещение, 1967.

10. Горбачевич современного русского литературного языка. – М.: 1981.

11. Границкая думать и действовать. – М.: Просвещение, 1991.

12. Дидактика средней школы. / Под ред. – М.:Просвещение, 1982.

13. , , Бирюкова современного русского языка: Практикум / Под ред. . – М.: Флинта: Наука, 2001.

14. , Приступа по русскому языку для учащихся средних профтехучилищ: Учеб. пособие. – М. Высшая школа, 1979

15. Лернер познавательных задач в обучении основам гуманитарных наук и пути ее исследования. – В сб: Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. – М.: 1972, с.5-37

16. Максимов язык и культура речи в 2-х частях. –М.: 2000.

17. Маркова школьников. //Вопросы психологии. – 1980. №3.

18. Напольнова мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. – М.: Просвещение, 1983,с.8-9, 12-13.

19. Ожегов . Лексикография. Культура речи. М.: 1974, с.287-288

20. Петрякова речи. Практикум. – М.: 1997.

21. *Пидкасистый деятельность учащихся. – М.: Просвещение, 1972.

22. Психологический словарь. / Под ред. – М.: 1983.

23. Психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная. – М.: Наука, 1990.

24. , Голуб стилистики. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999.

25. Розенталь стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1998.

26. Розенталь пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 1990.

27. Скворцов ли мы говорим по-русски? Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. – М.: 1980.

28. Текучев русского языка в средней школе. – М.: 1970, с.73-74.

29. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. – Л.: 1973.

30.Щукина проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: 1988.

Рабочая тетрадь по стилистике.

Объяснительная записка.

Рабочая тетрадь – особый жанр учебной литературы, призванный активизировать познавательную деятельность учащихся. Рабочие тетради, включающие в себя определенным образом выстроенную систему вопросов и заданий, могут и должны быть включены в учебный процесс.

Рабочая тетрадь по стилистике русского языка предназначена для школьников и абитуриентов, сдающих русский язык. Являясь учебным пособием по стилистике русского языка, она не заменяет собой сборники упражнений по практической стилистике, а лишь дополняет их, предлагая школьникам и абитуриентам самостоятельно повторить отдельные вопросы стилистики русского языка.

Составитель этого пособия старался подобрать упражнения для формирования навыков грамотной письменной речи, делая акцент на те речевые и грамматические ошибки, которые часто встречаются в школьных сочинениях.

Ввиду того, что проведенный эксперимент по ЕГЭ по русскому языку выявил недостаточно высокий уровень подготовки учащихся при написании части С (творческое задание – сочинение-рассуждение, эссе или рецензия), автор пособия предлагает серию упражнений, способствующих развитию навыков стилистически грамотной речи.

Пособие состоит из двух разделов (лексическая и синтаксическая стилистика), упражнений для повторения и словаря лингвистических терминов, необходимого в качестве справочной литературы.

1.Лексическая стилистика в процессе формирования навыков грамотной речи.

Лексическая стилистика – это раздел большой науки о языке; лексический означает словарный (этот термин в переводе с греческого означает «относящийся к слову»). Лексическая стилистика дает оценку использованию слова в различных ситуациях, определяет, насколько оправдано его применение в каждом конкретном случае, выявляет ошибки в словоупотреблении и учит их исправлять.

Перечень наиболее распространенных в письменной речи учащихся грамматических и речевых ошибок приведен в таблицах 1 и 2.

Употребление слова в несвойственном ему значении.

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом.

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

Неразличение синонимичных слов.

В конечном предложении автор применяет градацию.

Употребление слов иной стилевой окраски.

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов.

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

Неоправданное употребление просторечных слов.

Таким людям всегда удается объегорить других.

Нарушение лексической сочетаемости.

Автор увеличивает впечатление

Автор использует художественные особенности.

Употребление лишних слов, в том числе и плеоназм.

Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.

Ошибочное образование формы существительного.

Многие чуда техники

Ошибочное образование формы прилагательного.

Более интереснее, красивше

Ошибочное образование формы числительного.

С пятистами рублями

Ошибочное образование формы местоимения.

Ошибочное образование формы глагола.

Нарушение согласования.

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.

Нужно сделать свою природу более красивую.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

Большинство возражали против такой оценки его творчества.

Нарушение способа выражения сказуемого.

Он написал книгу, которая эпопея.

Все были рады, счастливы и веселые.

Ошибки в построении предложения с однородными членами.

Страна любила и гордилась поэтом.

В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.

Читая текст, возникает такое чувство…

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом.

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Ошибки в построении простого и сложного предложения.

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.

Человеку показалось то, что это сон.

Смешение прямой и косвенной речи.

Автор сказал, что я не согласен с мнением многих.

Нарушение границ предложения.

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

1.1Лексическая сочетаемость.

Лексической сочетаемостью называется способность слов соединяться друг с другом. Ведь в речи мы употребляем слова не по одному, не изолированно, а в словосочетаниях. При этом одни слова свободно соединяются с другими, если они подходят им по смыслу, а иные имеют ограниченную лексическую сочетаемость.

При соединении слов в словосочетания мы в первую очередь смотрим на их лексическое значение.

Вам приходилось когда-нибудь видеть фиолетовый апельсин? А кожаные очки? Нет, конечно. Такого не бывает и не может быть: мы специально для эксперимента соединили слова, обозначающие несовместимые понятия. Такое явление называют семантической несочетаемостью слов. Определение семантический образовано от слова семантика – так называют смысловую сторону языковых единиц. Например, семантика слова апельсин указывает на то, что это сочный плод с оранжевой кожурой, растущий на цитрусовом вечнозеленом дереве; так называют и само это дерево. Но ни плоды, ни деревья цитрусовых не бывают фиолетовыми, поэтому наше определение не подходит к этим существительным.

Правила соединения слов в речи определяет и грамматическая сочетаемость, от которой зависит возможность соединения одних частей речи с другими. Грамматическая сочетаемость допускает, например, соединение существительных с прилагательными (глубокое молчание), но «Запрещает» сочетание прилагательных с числительными, притяжательных местоимений с глаголами (нельзя сказать «большое сто», «моя твоя не понимает»).

Лексическая сочетаемость нередко вступает во взаимодействие с грамматической. Так, все переходные глаголы сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога (читаю книгу), однако форма этого падежа часто зависит от принадлежности существительных к одушевленным или неодушевленным: у первых винительный падеж по форме совпадает с родительным (встретил друга), у вторых – с именительным (встретил поезд). При этом в особых случаях грамматическая сочетаемость помогает правильно определить значение слова: увидеть спутник (о космическом корабле) и увидеть спутника (о человеке).

Все слова с точки зрения сочетаемости можно разделить на две группы: для одних сочетаемость с другими словами, уточняющими их значение, обязательна (вдохнуть что? – воздух, кислород, запах; впадать куда? – в озеро, в Волгу; гордиться кем? чем? – другом, успехами; одержать что? – победу), для других – необязательна (ночь, победа, дышать, жить). Слова, имеющие необязательную сочетаемость, могут употребляться как с другими словами, так и отдельно: ночь, темная ночь, настала ночь; победа, блестящая победа, победа завоевана.

Нарушение лексической и грамматической сочетаемости является речевой ошибкой.

Тренировочные упражнения.

№1.Подчеркните сочетание слов, содержащих стилистическую ошибку. Дайте правильный вариант.

1.Вода у нас всегда несчитана была.

2.Именно при нем расцвела финансовая пирамида.

3.Младореформаторов потому и раздражает наше правительство, что оно тщательно и негромко готовит экономические тылы для движения вперед.

4.Российские металлурги входят в 21 век с амбициозными планами: воспользовавшись девальвацией рубля, улучшить свое экономическое положение, сохранить и наращивать уровень производства.

5.Композиторский зал едва смог вместить необъятное количество гостей.

6.Как сообщили в милиции, мальчик обвязал лицо тряпками и ворвался в магазин с ножом наперевес.

№2.Исправьте речевые ошибки в предложениях.

1.Новый фильм обречен на успех у самых широких кругов публики. 2.Нельзя сваливать всю вину на одних модельеров, есть и другие повара моды, вот с них-то и надо бы спросить. 3.Наш герой не растерялся и тут же нанес молниеносный визит послу, чтобы предупредить это скоропостижное решение. 4.Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 5.Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. 6.Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить.

№3.По приведенным отрывкам из телевизионных интервью, в которых нарушена лексическая сочетаемость, попробуйте определить, что на самом деле хотел сказать выступающий.

1.От этой ситуации голова встает дыбом.

2.Переговоры вошли в более другой виток.

3.Видимо, мы прекратим ситуацию, когда офицер будет недобросовестно относиться к исполнению обязанностей.

4. И дальше нас ждет постоянное прозябание и ходьба на коленях.

5.О нас вытерли ноги не только западноевропейские наши партнеры, которые молчаливо нам говорили, что они не во всем согласны с Соединенными Штатами.

6.Как только глава администрации будет назначен, я считаю, что и будет повышена экономика.

7.Политик пал жертвой той авантюры, которую они решили предпринять и которой они собираются заниматься в ближайшие дни.

8.Я уже не был в отпуске как проклятый.

№4.Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Отметьте цифрами нарушения фразеологического оборота (1), неудачные метафоры (2), контаминированные конструкции (3). Сделайте стилистическую правку.

1.Автор специально акцентирует на деталях внимание читателей.

2.Его времяпреповождение целиком употреблено на то, ради чего он и живет в Москве.

3.«Электросвязь» удешевит себестоимость (заголовок)

4.Московский парикмахерский салон «Фигаро» дружит с препаратами немецкой фирмы «Шварцкопф».

5.Пока брокеры жировали, вы громко обижались: куда это годится, что за литр солярки надо три литра молока сдать!

6.Родственникам девочка обстоятельно и дотошно все рассказала.

7.Откровенно говоря, радужных надежд в связи с чемпионатом мира в Норвегии мы не связывали.

8.Мы все еще надеемся, что новое правительство увеличит уровень отечественного производства, а следовательно, рабочие места.

9. Письма Достоевского искрятся отчаянием.

10.Черта бедности московского пенсионера впервые перевалила за тысячу рублей.

11.Яркая жизнь оборвалась на середине аккорда.

12.Физическая подготовка игроков играла важное значение в прошедшем матче.

13.Певец привлек интерес публики не только своим пением, но и экстравагантной внешностью.

14. Он справедливо отмечает, что лишь малая часть доходов населения оплачивается официально.

15.С него взыскали материальный ущерб в пользу потерпевших.

16.Очень удобная позиция: правительство ничего не делает, а меры развиваются.

17.Сегодня одного молодого человека в рыбном магазине посетил некоторый шок.

№5.Найдите стилистические ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Предложите свой вариант правки.

1.Хочется столько много дать детям!

2.Русская живопись снискала успех в новых стенах.

3.В этом случае оказывается сильное напряжение на сердце.

4.Свои преступления он исполнял одинаково.

5.Этот вопрос я хотела бы обратить Оле и Маше.

6.Надо возбуждать импичмент.

7.Этот препарат не имеет противопоказание и передозировок.

8.Большинство времени пройдет в бесполезных ухаживаниях за объектом своей страсти.

9.У политиков была возможность оказать активную позицию по этому поводу.

10.Нужные связи росли не по дням, а по часам.

11.Безопасность именинницы охранял не только муж, но и многочисленные телохранители.

12.Его скоропостижный отъезд взволновал всех.

13.По нашему мнению, это тупиковый выход.

1.Она была отъявленная красавица.

2.Фильм обречен на успех.

3.Наша победа неминуема.

4.Многочисленные достоинства этого материала омрачаются существенным недостатком.

5.Лично я ничего не умею против платного образования – это неизбежная альтернатива бюджетному обучению.

№7. Сравните предложения; укажите случаи нарушения лексической сочетаемости, контаминации близких по значению словосочетаний, использования слова без учета его семантики, оцените редакторскую правку предложений, в случае несогласия с редактором свои варианты стилистической правки.

1. Объединение «Заря» дало на выставку пять девичьих платьев.

2. Одетые в шубы, валенки, теплые рукавицы, наши зрители не воспринимали мороза.

3. Под тенистыми деревьями удобно примостились туристы.

4. Сейчас наши дети начинают постигать первые школьные трудности.

5. Вспомнилась война: пылающие деревни, душераздирающий свист бомб.

6. В этом бою осколки прострелили ему обе ноги.

7. Выиграв, сборная университета сделала шаг на одну ступеньку пьедестала почета.

8. Там, где в недалеком прошлом были пустыри, свалки, поднялись целые кварталы жилых новостроек.

1. Объединение «Заря» представило на выставку пять женских платьев молодежных покроев.

2. В шубах, валенках, теплых рукавицах наши зрители не замечали мороза.

3. Под тенистыми деревьях удобно разместились туристы.

4. Сейчас наши дети начинают преодолевать первые трудности школьной жизни.

5. Вспомнилась война: горящие деревни, леденящий душу свист бомб.

6. В этом бою он был ранен осколками в обе ноги.

7. Выиграв, сборная университета поднялась на одну ступеньку на пьедестале почета.

8. Там, где в недавнем прошлом были пустыри, свалки, появились кварталы новостроек.

№8. Укажите слова, употребление которых приводит к нарушению лексической сочетаемости, исправьте речевые ошибки.

1. Автор хрестоматии не составил еще аннотации.

2. В заводском клубе проводятся многолюдные вечера.

3. Мы пожелали организаторам почаще собирать такие вечера.

4. В деревне полными темпами идет уборка урожая.

5. Шевченко открыл начало жатвы в прошлом году, работая на косовице хлебов; такую же честь доверили ему и нынче.

6. Повышение белковитости зерна ставит перед исследователями большие трудности.

7. Два пернатых в одной берлоге не живут.

8. Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и авторов посетить павильоны.

9. Спортсмены «Колоса» установили 32 новых достижения области.

10. В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в воспитании своих детей.

11. Эта политика уже приносит положительные плоды.

12. Большое внимание будет оказано благоустройству города.

13. Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание.

14. Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы.

16. Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме.

№9.* Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.

Гостеприимный, радушный, хлебосольный.

Длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный.

1. Выдвинуть, высказать, исправить, устранить.

Расширить, увеличить, повысить.

Прием, хозяин, человек.

Воздействие, период, путь, сборы, кредит.

Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки.

№10. Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики в контексте и с неточным словоупотреблением.

1. Один поступок Чацкого привел меня в неясность.

2. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой.

3. Ученики пристально слушали выступление артиста.

4. Но перед тем, как использовать материал и легко вибрировать им, я хочу изложить мои мысли о Базарове.

5. Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли.

6. Все это и рисует представление о «Слове о полку Игореве».

7. Зарисовки также помогают читателю лучше понять текст. Это своенравное объяснение.

8. Ученики сами могут поставить вопросы выступающему.

9. «Гранатовый браслет» – одно из самых подтверждающих произведений Куприна.

№11. Укажите, в каких примерах ошибка связана с непониманием значения слова, в каких – с неправомерным расширением или сужением его значения.

1. Бунин затрагивает темы бытия чиновников, учителей, обедневших дворян.

2. Любовь поэта к Родине часто возрождала его от упаднических настроений.

3. «Слово о полку Игореве» до сих пор привлекает внимание современников.

4. Перед началом учебы я обратно прочел рассказы .

5. Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как «имеет место», «оказывает помощь» и т. п.

№12. Найдите и исправьте ошибки в употреблении слов с отвлеченным и конкретным значением.

1. Керн в мышлении Пушкина осталась всего лишь мимолетным видением.

2. В Риге выявлен притон наркомании.

3. Когда Русь была раздроблена, ее смогло покорить татаро-монгольское иго.

4. Чем отличается холерик от других типов нервной деятельности?

5. Я хочу выучить языки так, чтобы меня не могли отличить от англоязычного или латышскоязычного населения.

6. В парке стоит архитектура.

7. Почти все изделия безымянны, только немногие имеют авторство.

8. Павел – в первых рядах строительства узкоколейки.

№13. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова-паронимы представить – предоставить.

1. Мне … квартиру (дали, выделили).

2. … вам самим решать такие вопросы (даю возможность решить).

3. Нужно срочно … отчет о работе (дать, вручить…).

4. … вам моего друга (знакомлю).

5. Отца … к ордену (наградили).

6. Все меня … чудаком (считают, называют).

7. Фильм был … на фестивале (показан).

8. Актер умел … пение соловья (копировать).

9. Этот дом … собой небольшой замок (является).

№14. Выберите из приведенных паронимов тот, который необходим в данном контексте. Объясните свой выбор.

1. Перед нами (встал – стал) вопрос…

2. Отчет (представляется – предоставляется) в двух экземплярах.

3. Актер играл (главную – заглавную) роль.

4. Девочка (одела – надела) маскарадный костюм.

5. Учитель (провел – произвел) опрос учащихся.

№15. Правильно сочетайте глаголы с заключенными в скобки существительными.

Принять, предпринять (исследование, решение);

повысить, усилить (внимание, интерес);

исправить, устранить (ошибки, недочеты);

основать, обосновать (теорема, теория).

№16.* Составьте с приведенными ниже синонимами словосочетания, в которых реализовались бы стилистические и смысловые особенности, отличающие их друг от друга.

1. Особа, персона, лицо, фигура, птица.

2. Очень, весьма, сильно, здорово, больно, шибко.

3. Очаровательный, обаятельный, прелестный, пленительный, обворожительный, чарующий.

4. Удачный, успешный, счастливый, благополучный.

5. Удивительный, изумительный, поразительный, дивный, чудный.

1.2. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Речевая избыточность – это неоправданное употребление слов, дублирующих смысл высказывания. К речевой избыточности можно отнести тавтологию и плеоназм.

Речевая недостаточность (случайный пропуск слова) чаще всего –результат небрежности. Подобные ошибки обычно возникают в устной речи, когда говорящий торопится и не следит за правильностью выражения мысли. Речевая недостаточность наносит серьезный ущерб не только стилистической, но и смысловой стороне речи: в предложении нарушаются грамматические и логические связи слов, затемняется смысл.

Пропуск слова может стать причиной алогизма (Язык героев Шукшина резко отличается от персонажей других авторов.)

В результате пропуска слова нередко происходит и подмена понятия. Например: «На выставке среди экспонатов был и филателист из Омска». Но ведь экспонировался, конечно, не сам собиратель марок, а его альбом.

Речевую недостаточность как распространенную ошибку следует отличать от эллипсиса – стилистической фигуры, основанной на сознательном пропуске того или иного члена предложения для создания особой выразительности. Наиболее экспрессивны эллиптические конструкции без глагола-сказуемого, передающие динамические движения: Я за свечку, свечка – в печку! Я за книжку – та бежать и вприпрыжку под кровать (К. Чуковский). При эллипсисе нет необходимости восстанавливать пропущенные слова, так как смысл предложения ясен и введение в него уточняющих слов лишит его легкости, выразительности.

Тренировочные упражнения.

№1. Прочтите статью «Тавтология как средство выразительности». Ответьте на вопрос: в каких случаях тавтология является речевым недостатком, в каких – средством смысловой и эмоциональной выразительности?

Термин «тавтология» (греч. tauto – ‘то же самое’ и logos – ‘слово’) давно вошел в широкое употребление, однако до сих пор понимается неоднозначно. Если, например, «Словарь лингвистических терминов» рассматривает тавтологию только как неоправданную избыточность речи, то «Краткая литературная энциклопедия» и энциклопедия «Русский язык» видят в тавтологии как проявление речевой избыточности, так и специальный прием выразительности.

…И в устном, и в письменном изложении нередко встречаются излишние употребления, ничем не обогащающие ни мысли, ни чувства, например: В результате анализа получены новые результаты; Люди трудятся с трудовым подъемом; Это ему приснилось во сне; Книгу нужно возвратить обратно в библиотеку; В своей автобиографии он пишет (первая часть слова «авто»- как раз и означает «свой»); Продолжается процесс развития растений (в слове «развитие» уже заключена идея процесса»; Посмотрите прейскурант цен (иноязычное «прейскурант» – это и есть перечень цен). Такого рода повторения обусловлены речевой бедностью, незнанием значения слова или невнимательностью.

И все-таки нет оснований для вывода, что тавтология как явление языка в принципе противоречит его природе и эстетическому вкусу человека. Она складывалась веками в речевой деятельности народа. Не случайно стали нормативными сочетания типа белое белье, черные чернила, информационное сообщение, реальная действительность, в которых смысловая избыточность уже не чувствуется.

Славянское, в том числе и русское, народное творчество изобилует тавтологическими формами речи: клич кликать, горе горевать, диво дивное, суета сует, видимо-невидимо, один-одинешенек, жить-поживать, грусть-тоска, поить-кормить. Они закрепились в качестве нормативных лексических единиц, смысловая избыточность которых нейтрализована их поэтичностью и экспрессивностью. Так воспринимаем мы, например, знакомый каждому с детства типичный компонент речевого стиля сказок: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Многие из таких выражений стали устойчивыми речениями, фразеологизмами, пословицами, поговорками: слыхом не слыхать; мал мала меньше; дружба дружбой, а служба службой.

Тавтология в языке писателей, публицистов, ораторов, как правило, обусловлена контекстом. Это не механическое повторение, не простое дублирование уже выраженного понятия…

Существенный признак тавтологии – повторяемость слов для обозначения одного и того же понятия – обусловил ее объем и структурное разнообразие. Ядро тавтологии составляют однокоренные слова и разные грамматические формы одного и того же слова: думу думать, день-деньской. Характерны именные и глагольные сочетания с творительным падежом: туча тучей, ходить ходуном; с так называемым вторым именительным: закон есть закон; именные сочетания с тавтологическим эпитетом: дальняя даль, горе горькое. К этому явлению относятся и повторы: «Я остановился в гостинице, где останавливаются все проезжие…» (Лермонтов). Слова, составляющие тавтологию, нередко обозначают разные понятия, что приглушает тавтологичность: «Пахло свежестью, пахло ночными цветами, пахло чуть влажной землей» (Балашов).

Тавтология лежит в основе ряда стилистических фигур, то есть оборотов речи, предназначенных для усиления ее выразительности. Это – удвоение: «Еду, еду – следу нету» (загадка); анафора (единоначатие): «В думах моих я все земли прошел, все моря переплыл, в думах моих я все грехи изведал…» (Горький); эпифора (повторение конечных элементов высказывания): «Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?» (Гоголь); градация (последовательное усиление однородных признаков): «Мозг класса, дело класса, слава класса» (Маяковский); Обрамление (словорасположение, создающее замкнутость высказывания): «… но собеседники все курили и разговаривали, разговаривали и курили» (Л. Толстой).

Тавтология встречается в различных стилях речи, но особенно часто в языке художественной литературы и публицистик, где ей принадлежат многообразные смысловые и эмоционально-экспрессивные функции. Отметим важнейшие из них:

— усиление смысловой значительности и убедительности высказывания, выделение той или иной детали описания: «Какая громадная, многовековая подготовительная работа была нужна для того, чтобы выработать такие на вид простые приемы исследования…» (Вересаев);

— обозначение длительности или интенсивности действия : «Шли, шли, надо и про ночлег подумать» (Белов);

— подчеркивание или уточнение признака предмета: «…солнце садилось, когда я подъехал к Кисловодску, измученный на измученной лошади» (Лермонтов);

— обозначение большого количества или массы предметов: «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе тридцать пять тысяч одних курьеров» (Гоголь);

— привлечение внимания к произведениям, газетным статьям благодаря их названиям, заголовкам: «Диво дивное», «Когда беспокоит спокойствие»;

— усиление эмоциональности, патетичности речи: «Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты» (Гоголь);

— средство связи частей в описаниях, рассуждениях, монологах, в публицистической и ораторской речи и одновременно выделение важного понятия или целой мысли: «Положим, я вызову на дуэль, — продолжал про Алексей Александрович, и, живо представив себе ночь, которую он проведет после вызова, и пистолет, на него направленный, он содрогнулся и понял, что никогда он этого не сделает, — положим, я вызову его на дуэль. Положим, меня научат…» (Л. Толстой).

Итак, тавтология – сложное, противоречивое по содержанию и разнообразное по структуре явление. Роль ее в языке определяется принятым употреблением, необходимостью в контексте, а также индивидуальным вкусом и мастерством автора. Неоправданное повторение слов и форм – это недостаток, снижающий культуру устной и письменной речи, целенаправленное же повторение – средство смысловой и эмоциональной выразительности.

№2. Определите стилистическую функцию тавтологических сочетаний.

1. Знать не знаю, ведать не ведаю (фолькл.)

2. Служить бы рад, прислуживаться тошно (А. Грибоедов)

3. И устарела старина, и старым бредит новизна (А. Пушкин).

4. Вернулся он домой туча-тучей (М. Алексеев).

5. Я больше всех удач и бед за то тебя любил, что пожелтелый белый свет с тобой белей белил (Б. Пастернак).

№3. Найдите в текстах тавтологические сочетания, определите их смысловые и эмоционально-экспрессивные функции.

2. Грусть-тоска меня съедает;

Чудо чудное завесть

Мне б хотелось (А. Пушкин).

2. И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет-пождет с утра до ночи… (А. Пушкин).

3. Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон (А. Пушкин).

4. Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток… (П. Антокольский).

5. Я жду… Соловьиное эхо

Несется с блестящей реки,

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине горят светляки.

Я жду… Темно-синее небо

И в мелких и в крупных звездах,

Я слышу биение сердца

И трепет в руках и ногах.

Я жду… Вот повеяло с юга;

Тепло мне стоять и идти;

Звезда покатилась на запад…

Прости, золотая, прости! (А. Фет).

6. …В дымных тучках пурпур розы,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря. (А. Фет).

7. Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад.

Люди спят; одни лишь звезды к нам глядят (А. Фет).

8. Без вины виноватые (А. Островский).

9. И это нисколько не удивительно, а удивительно то, что вы находите это удивительным (В. Белинский).

10. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее (Н. Гоголь).

№4. Укажите слова, ставшие причиной тавтологии, исправьте предложения.

1. Милая, добрая, отзывчивая – так отзывались о ней все.

2. Автор «Слова о полку Игореве» считает, что следовать рассказам Бояна не следует.

3. Это свойство свойственно всем писателям.

4. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке.

5. Питательная маска подпитывает кожу.

6. Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства.

7. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.

№5. Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.

1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.


источники:

http://sprashivalka.com/tqa/q/21730688

http://pandia.ru/text/77/378/33345-2.php