Подберите синонимы к каждому лексическому значению многозначного глагола в стихотворении г демыкина

Лингвистические конкурсы для учащихся 5–6-х классов «Игра в слова»

Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью в моей работе. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому я считаю главной задачей внеклассной работы развитие у школьников интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для учащихся. Понятно, что этот интерес развивается прежде всего на уроках, но несомненно и то, что внеклассная работа предоставляет нам огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.
Лингвистические конкурсы по русскому языку, помогают мне решить ряд задач, которые ставлю перед собой в процессе обучения:

  • воспитание коммуникативной культуры школьников;
  • расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;
  • выявление и поддержка одаренных учащихся;
  • поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку.

Конкус «Буквы сбежали»

Задание.

Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый
Мы содержим букву А
Трижды или дважды.
Иногда всего одну —
Только не вначале.
Но сегодня — ну и ну!
Все они сбежали.

Лмпд, бгж, брхт, врч, гмк, жжд, свнн , тбк, хлв. (Лампада, багаж, бархат, врач, гамак, жажда, саванна, табак, халва).

Конкурс «Подбери синонимы»

Задание. Подберите синонимы к каждому лексическому значению многозначного глагола в стихотворении Г. Демыкина.

Пять рабочих ставят дом.
Ставит опыт агроном
(Он растит такую рожь —
С головой в неё уйдёшь).
Ставит счётчики монтёр.
Ставит фильмы режиссёр
(Снял он сказку «Колобок»,
Чтобы ты увидеть мог).
Мама ставит пироги
(Подойди и помоги).
А диагноз ставит врач:
«Просто насморк. Спи, не плачь!»
Если кончился рассказ,
Ставить точку в самый раз.

(Синонимы: строят, организует, устанавливает, снимает, замешивает, распознаёт болезнь, писать.)

Конкурс «Угадай название города»

Задание. Из каждой пары слов путём перестановки букв составьте третье слово — крупный город.

РОВ + СТО = ?
РАБ+ ЛУНА = ?
МУХИ + УС = ?
ВЬЮН + ЛИС =?
УХА + РАБ =?
ЛОГ + ВОДА =?
РОГ + ДНО = ?
ТОСКА + РОМ = ?
ПОЛ + ВАТА = ?

(Ответы: Рига, Бухара, Киев, Кабул, Рим, Милан, Осло.)

Конкурс «Расшифруйте слова»

Задание. В каждой строчке спрятались по два слова.

1) Прогони собаку, не потревожив птицу.

2) Со страной расстанься, но оставь столицу.

3) Где цветок, где рыба, отыскать попробуй!

4) Выплесни напиток, а металл не трогай.

5) Гриб клади в корзину, ягоду — в лукошко.

6) Разберись, где обувь, где большая кошка.

7) Отыщи вид спорта и снаряд спортивный

8) Где сосуд из глины? Где корабль старинный?

9) От змеи опасной отдели машину.

10) Кто грызёт орехи? Кто зарылся в тину.

1) лайка, дятел;
2) Испания, Мадрид;
3) гвоздика, карась,
4) квас, никель,
5) смородина, маслёнок;
6) кеды, пантера;
7) бокс, брусья;
8) кувшин, фрегат;
9) самосвал, кобра;
10) белка, тритон.

Конкурс «Играем в прятки»

Задание. Найдите животных, птиц и рыб, спрятавшихся между строк.

Зарница пляшет в той дали,
Куда уходят корабли.

Арбуз по Волге вниз уплыл,
Я полчаса за ним следил.

Гром грохотал. Весь лес трясло,
Но я гулял грозе назло.

Высоко летает стриж,
Но со мною не сравнишь.

Следы костра у самой пальмы.
Кора в ожогах. Факт печальный.

Я вижу, как плывут суда.
Куда спешат они, куда?

Бык — неприятная особа,
Капризен, зол. Смотрите в оба!

Конкурс «Головоломки»

Задание. Свободные клеточки прямоугольника необходимо заполнить буквами так, чтобы в каждом горизонтальном ряду получилось нарицательное имя существительное в ед.ч. им.п.

ооо
ооо
ооо
ооо
ооо

Водоворот, поворот, хоровод, водолаз, монолог, носорог, порошок, колокол, колобок, договор, водонос.

сеа
сеа
сеа
сеа
сеа

Свеча, слеза, заря, смена, стена, сцена, схема, суета.

Конкурс «Шарады»

Если 3 на К заменишь,
Смысл во мне совсем иной:
В первом классе лишь для счета
На уроке я твоем,
А в четвертом ты охотно
Подсчитаешь мой объем.
(Зуб — куб.)
Если с 3, то вкусен очень,
И воздушен он, и легок.
3 на К заменим только —
Пей продукт из молока.
(Зефир — кефир.)
Читайте слева вы меня,
И псом презлющим буду я.
Но времени я буду счет,
Когда прочтешь наоборот.
(Дог — год.)
Всего две ноты и предлог
Построить я на даче смог.
(До — ми — к.)
С буквой Д впереди шагаю
От зари и до зари.
С П торчу, зачем — не знаю.
С Т я людям помогаю
Даже в самый сильный зной.
С Л всегда и всем мешаю,
Не дружите вы со мной.
(День — пень — тень —лень.)
Сперва назови ты за городом дом,
В котором лишь летом с семьей мы живем.
Две буквы к названью приставь заодно,
Получится то, что решать суждено.
(Дача — задача.)
Я — синоним к слову бык
И известен всем,
Но прибавь мне букву К,
И козляток съем. (Вол — волк.)
Я глубока и полноводна,
И вся страна гордится мной.
А впереди ты И прибавишь —
И стану птицей я лесной.
(Волга — иволга.)
С Ю я по воде скольжу,
С Я на голове сижу.
(Шлюпка — шляпка.)
С Ч над морем я летаю,
С Г в машине нахожусь,
С М тебя я одеваю,
С Л собачкою зовусь,
С С — можешь в булочной купить,
С Ш в бане себя мыть!
(Чайка — гайка — майка лайка — сайка — шайка.)
С Л лить слезы аставляю,
С Ж по воздуху летаю.
(Лук — жук.)
С У — ползучий,
с Ё — колючий.
(Уж — ёж.)
Известное я блюдо,
Когда ж прибавишь М,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем.
(Уха — муха.)
С Т я книга, с С я рыба,
С К бесформенная глыба,
С Л — помог колоть я лед,
С Д народ во мне живет.
(Том — сом — ком — лом — дом.)
Слово названье дорожке дает,
В горы и лес ею каждый пройдет.
Слово прочтете наоборот —
Сразу узнаете яблока сорт.
(Тропа — апорт.)
Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную,
А в целом — мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную.
(Сто-ля-р)
Первый слог метут метлой,
Глазом назову второй,
Третий резать хлеб годится,
А четвертый — лишь частица.
(Сор-око-нож-ка.)
С С на дереве расту, С Ж по дереву ползу.
(Сук — жук.)

Внеклассное мероприятие по русскому языку 6-7классы

НазваниеВнеклассное мероприятие по русскому языку 6-7классы
Дата публикации18.05.2014
Размер100.95 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие

literature-edu.ru > Литература > Внеклассное мероприятие

«Интеллектуальный турнир»

(внеклассное мероприятие по русскому языку 6-7классы)
Цель:

— проверка знаний и умений учащихся в условиях более сложных по сравнению с этапом обучения;

— создание проблемных ситуаций и типов заданий поискового характера;

— воспитывать любовь к слову и речевой культуре;

— развитие сообразительности, чувства слова.
( в викторине участвует 2 команды, каждая из которой имеет свой лозунг, название команды, эмблему)

— Дорогие друзья! Сегодня мы проводим конкурс знатоков и любителей русского языка. Это конкурсы, игры, викторины. Это победы и успехи в обмене информацией и знаниями о русском языке.
Слайд 2

IКонкурс грамотеев

  1. Объясните условия выбора гласной в словах :

Соб.раю выб.раю

Слайд 3

  1. Запишите как можно больше глаголов, которые употребляются только в возвратной форме.

(бояться, смеяться, гордиться, улыбаться, здороваться, надеяться…)
Слайд 4

  1. Подберите синонимы к словам:

Уходить — …. (удаляться, скрываться…) догадаться — …(сообразить, додуматься…)

Увидеть — …(заметить, увидать…) обматывать — …(обвивать, обвертываться…)

Снять — …(скинуть, сбросить, сорвать…) совершаться — …(происходить, твориться…)
Слайд 5

  1. Какую роль играют глаголы в отгадках к следующим загадкам?

1.Дружнее этих двух ребят 2.Фальшивят, путают слова,

На свете не найдешь. Поют кто в лес, кто по дрова.

О них обычно говорят Ребята слушать их не станут:

Водой… (не разольешь) От этой песни… (уши вянут)

(Данные выражения являются фразеологизмами, где глаголы употребляются в переносном смысле)
Слайд 6

  1. Подберите синонимы к каждому лексическому значению многозначного глагола в стихотворении Г.Демыкина.

Пять рабочих ставят дом.

Ставит опыт агроном

(Он растит такую рожь –

С головой в неё уйдешь)

Ставит счетчик монтер.

Ставит фильмы режиссер

(Снял он сказку «Колобок»,

Чтобы ты увидеть мог).

Мама ставит пироги

(Подойди и помоги)

А диагноз ставит врач:

«Просто насморк. Спи, не плачь!»

Если кончился рассказ,

Ставить точку в самый раз.

(Синонимы: 1)строят 2)организуют 3)устанавливает 4)снимает 5)замешивает 6) распознает болезнь 7) писать )
II Конкурс интеллектуалов

Слайд 7

  1. Шуточные вопросы (каждой команде по 2 вопроса)

1 Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?

(бежать со всех ног)

2 Есть ли ноги у газет (есть, когда их держат 2вверх ногами»)

3 В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (знать как дважды два)

4 В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (делать из мухи слона)
Слайд 8

  1. Назовите одним словом.

Iкоманда

1.Остановка в пути во время похода (Привал)

2.Первые буквы имени и отчества (Инициалы)

3.Территория, на которой запрещена охота, ловля рыб, вырубка леса (Заповедник)

4. Бег по пересеченной местности (Кросс)

5.Начало реки (Исток)

1.Лицо, управляющее оркестром (Дирижер)

2.Лыжная гонка со стрельбой (Биатлон)

3.Круглое окно в борту корабля (Иллюминатор)

4. Искажение черт лица (Гримаса)

5.Задняя часть судна (Корма)
Слайд 9

  1. Найди новое слово.

— Пользуясь данным словом, составьте новые – кто больше?

(Каша, кошка, комар, паром, мошка, пар, рак, шар, ромашка, окрошка, окоп, мак…)
Слайд 10

  1. Строим пирамиду.

— Кто быстрее построит пирамиду из слов, значение которых приводятся (все слова должны быть на букву – э)

1.Эпоха, период (Эра)

2.Белая поверхность, на которой демонстрируется фильм (Экран)

3.Вывоз товара за границу (Экспорт)

4.Движущаяся лестница (Эскалатор)

5.Научный опыт (Эксперимент)
II команда

1.Отражение звука от предметов (Эхо)

2.Набросок рисунка, картины (Эскиз)

3.Испытание по учебному предмету (Экзамен)

4.Отдельный предмет на выставке, в коллекции (экземпляр)

5.Тот, кто проводит экзамен (Экзаменатор)

— Проверим, какие же пирамиды у вас получились…
Слайд 12

  1. «Исправь ошибки»

— Исправьте ошибки, приводящие к искажению смысла

1. Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

(Ошибки при расстановке знаков препинания.

Пальцев у него двадцать, пять на каждой руке, десять на ногах – всего двадцать)
2.Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.

(Когда солнце село, с блеянием и ревом прошло стадо)
III «Ума палата»

Слайд 13

  1. «Сло-го-ви-цы»

— В слоговице каждая цифра обозначает какой-нибудь слог, из которых состоят слова в загадках.

Например: 1-2- сос-на; 2-1- на-сос.
1Команда

1-2-3- у всех фигур свои ходы,

4-5-6-брось в автомат- попьешь воды,

1-6-завод в глубоких недрах гор.

(шах-ма-ты, мо-не-та, шах-та)
2 Команда

1-2-3- на небе мост семи цветов,

4-5-1- с ней дружит множество певцов,

6-7-5- мишень для шайбы и мяча,

6-8- бьет тонкой струйкой из ключа

(ра-ду-га, ги-та-ра, во-ро-та, во-да)
Слайд 14

  1. «Что лишнее?»

— На горизонте появились ледяные айсберги. (Айсберги – это и есть ледяные горы). Найдите лишние слова в предложениях.(Каждой команде дается 1 минута)

1.Он сидел облокотившись локтями о стол.(Локтями)

2.На Камчатке много горячих гейзеров. (Горячих )

3.Это очень прекрасный фильм. (Очень)

4.В тот вечер я не успел закончить работу до конца.(До конца)
Слайд 15

  1. «Шарады»

1.Корень мой находится в «цене».

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Весь же – в дневнике или журнале.

2.В «списке» вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,

В слове «рассказ» вы приставку найдете,

В целом – по мне на уроки пойдете.

(рас+пис+ани+е)
Слайд 16

  1. «Знаете ли вы?»

— Ответьте на вопросы (вопросы задаются по очереди каждой команде)

1.Самый веселый человек, который живет на крыше. (Карлсон)

2.Автор стихов «Дядя Степа» (С.Михалков)

3.Волшебник, колдун, маг… (Чародей)

4.Деревянный мальчик, герой сказки. (Буратино)

5.Известный баснописец (И.Крылов)

6.Имя колдуньи из поэмы А.Пушкина «Руслан и Людмила» (Наина)

7.Имя мальчика-луковки. (Чиполлино)

8.Великий русский писатель, автор стихотворения «Парус» (М.Лермонтов)
Слайд 17

  1. «Анаграммы»

1.Из меня пальто и брюки,

И костюм весьма хорош.

Переставь местами буквы –

В геометрии найдешь.

2. Он живет в моей квартире,

И живем мы в дружбе, мире,

А прочтешь наоборот –

Он в квартире свет зажжет.

— Английский поэт, автор известной книги про Маугли, Киплинг писал:

Есть у меня шестерка слуг, проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, — все знаю я от них.

Они по знаку моему являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.
Задания этого тура решаются в строгом временном отрезке обеими командами.

Вычеркни буквы, что в этой таблице

Встретятся дважды, и выяснишь ты,

Кто на песочке оставил следы.

Длинное имя у маленькой птицы.

э ш б ф ю в х д ч ц е

б д л т э м р a я ш н

ж с е п о ц л г и у х

и в м з ж п к н ю ч а

— Подберите 10 существительных с одной гласной.

(взгляд, горсть, спектр, гвоздь, шерсть, груздь, фильтр, гроздь, грусть…)
Слайд 20

Упражнение для глаз!

Буквы вычеркни скорей

Те, которые два раза

Встретишь в азбуке моей.

И тогда прочесть ты сможешь

И в ответе сообщишь:

Что везет на тачке ежик?

Что несет в мешочке чиж?

Я В Б Д Л М О П К Ю И

В Г Д Ж Ф М П С Т Ю Э

З Г Ё Ф Р Ж Н С А Т Э

(яблоки, зёрна)
Слайд 21

4 Расшифруй слова.

— В каждой строчке спряталось по два слова.

1.П Ч Е А Н А СЫЛ

Что над школьной дверью?

Что в твоем портфеле?

(часы, пенал)
2.Г К А Р В О З А Д И С Ь К А

Где цветок, где рыба, отыскать попробуй.

(карась, гвоздика)
Слайд 22

1-2-3-сказанье о богатырях,

4-1-5 – волк тащит по лесу в зубах,

5-6-7- сродни волшебнику и магу,

4-6-8- ведет, не делая ни шагу.

(бы-ли-на, до-бы-ча, ча-ро-дей, до-ро-га)
V Мини-кроссворды.

Способность увидеть неожиданное в привычном, умение удивляться и мгновенно соображать – непременное качество любознательного человека. Итак, задание: кто быстрее впишет слова в клетки, где уже есть ключевые буквы, составляющие определенное слово.
Слайд 23

РАЗ

«Раз» состоит из слов,

А

«Два» — небольшой засов,

«Три» — над рекой парит,

ТРИ
РАЗ

«Раз», рот раскрыв, стоит,

«Два» на лугу растет,

Т

«Три» ты берешь в поход.

(1-фраза, 2-задвижка, 3-стриж, 4-разиня, 5- одуванчик, 6 – топорик)
Слайд 24

ЛЕВ

Первый ЛЕВ — властитель домны,

ЛЕВ

А второй — цветочек скромный,

ЛЕВ

Третий ЛЕВ – царица в сказке,

ЛЕВ

ЛЕВ — источник новостей

ЛЕВ

Пятый – корм для лошадей.
(1-сталевар, 2-левкой, 3-королева, 4-телевизор, 5- клевер.)
Слайд 25

МАГ

Этот МАГ – большая телега,

МГ

Этот – конь быстроногого бега,

Г

Этот – придумали люди в Австралии.

МАГ

Этот – и рок, и частушки, и арии,

МАГ

Этот – прекрасный восточный цветок,

МАГ

В этом – различных товаров поток.

(1-колымага, 2-мустанг, 3-бумеранг, 4-магнитофон, 5-магнолия, 6- универмаг)
Слайд 26

4. Шесть ос.

ОСА

На этой осе в октябре позолота,

ОСА

А эта растет на лугу у болота,

А

У этой на лапках зеленые иглы,

На этой опасно устраивать игры,

Эта оса на Луну улетает,

А

Эта на солнце худеет и тает.

(1-осина, 2-осока, 3-сосна, 4- мостовая, 5- космонавт, 6-сосулька)
Слайд 27

5.Пять раков

Р

Этот РАК из сатина сшит,

РАК

Этот РАК – на Луну спешит,

РК

Этот РАК укусил верстак,

РАК

Этот в прошлом – слуга, бедняк,

Этот РАК – вспорхнул на пень.

(1-рубашка, 2- ракета, 3- рубанок, 4- батрак, 5- куропатка)

Жюри подводит итоги, объявляет победителей.

1.Е.А.Евлампиева «Внеклассные мероприятия по русскому языку», Чебоксары, 1999г.

«Лингвистическая карусель» (стр. 2 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

1. Определите место ударения в исконно русских существительных.

на первом слоге;

2. на втором слоге;

3. на третьем слоге;

4. на четвертом слоге.

1 .знамение; 2 .добыча; 3 .сосредоточение; 4 .обеспечение; 5 .свекла; 6 .духовник; 7.упрочение; 8 .благовест; 9. танцовщик; 10. нефтепровод.

2. Подберите синонимы к каждому лексическому значению многозначного глагола в стихотворении Г. Демыкина.

Пять рабочих ставят дом.

Ставит опыт агроном

(Он растит такую рожь –

С головой в нее уйдешь).

Ставит счетчики монтер.

Ставит фильмы режиссер

(Снял он сказку «Колобок»,

Чтобы ты увидеть мог).

Мама ставит пироги

(Подойди и помоги).

А диагноз ставит врач:

«Просто насморк. Спи, не плачь!»

Если кончился рассказ,

Ставить точку в самый раз.

1)строят; 2)организует, 3)устанавливает; 4)снимает; 5)замешивает; 6)распознает болезнь; 7)писать.

3. Что объединяет фразеологизмы:

с птичьего полета,

не взирая на лица?

· Они все принадлежат к одной тематической группе.

· Это стилистически окрашенные фразеологизмы.

· Они буквальные переводы фразеологизмов различных иностранных языков.

3. Они буквальные переводы фразеологизмов различных иностранных языков.

4. Эти пять слов оканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его, подтвердите выбор морфемным разбором.

Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.

4. Для каждого из приведенных слов попробуем подобрать однокоренное, не содержащее элемента –ак: рыба – рыбак, дура –дурак, простой – простак, чужой – чужак. Для слова казак такого слова подобрать невозможно, значит, — ак в данном случае – не суффикс, а часть корня.

5. Найдите и объясните ошибку в системе форм. Можно ли употребить в предложном падеже формы о неком? о некоем?

Д. некому

5. Некто – несклоняемое неопределенное местоимение. Значит, нет форм косвенных падежей, в том числе и формы о неком. Не о ком – форма предложного падежа отрицательного местоимения некого, не имеющего формы именительного падежа. О некоем – форма предложного падежа малоупотребительного неопределенного местоимения некий.

6. Определите род имен существительных. Запишите словосочетания: глагол в форме единственного числа прошедшего времени + существительное.

(Сломаться) шасси, (прискакать) кенгуру, (сгореть) реле, (порваться) пальто, (прилететь) колибри, (растаять) эскимо, (остыть) кофе, (стоять) пианино, (подъехать) такси, (взойти) кольраби.

Сломалось шасси – ср. р., прискакал и прискакала кенгуру – м. р. и ж. р., сгорело реле – ср. р., порвалось пальто – ср. р., прилетел и прилетела колибри – м. р. и ж. р., растаяло эскимо – ср. р., остыл кофе – м. р., стояло пианино – ср. р., подъехало такси – ср. р., взошла кольраби – ж. р.

7. Распространите предложение с помощью обособленного распространенного обстоятельства, распространенного согласованного определения и одиночного приложения.

7. Примерный вариант.

Опоздав на две недели, зацвела враз помолодевшая черемуха-красавица.

8.Найдите ошибки в образовании форм слов

печалиться о друге

больше нравилось рисовать

прогноз на погоду

уехать на Украину

болельщик за баскетбол

прогноз на погоду

9. Значение устойчивого фразеологизма ПЕРВАЯ СКРИПКА верно объяснено в примере

главный в каком-то деле

Значение устойчивого фразеологизма МЕТАТЬ ПЕРУНЫ верно объяснено в примере

злиться и ругаться

совершать необдуманные поступки

ПЕРВАЯ СКРИПКА – главный в каком-то деле

МЕТАТЬ ПЕРУНЫ – злиться и ругаться

10. В каких предложениях выделенные слова являются дополнениями?

1) Ему послышался какой-то шум за окном.

2) Нина учила сынишку читать.

3) А милость была ему в тягость.

Г) в первом и втором;

Д) во втором и третьем.

В первом предложении слово шум – подлежащее, во втором предложении читать – дополнение, в третьем предложении предложно-падежная форма в тягость – именная часть составного именного сказуемого.

Номинации конкурсных заданий и рейтинговая стоимость вопросов:

Из глубины веков

Тема «Из глубины веков»

От названия площади у колокольни Ивана Великого в московском Кремле, где в старину оглашались царские указы, пошло крылатое выражение. Вспомните это выражение, что оно означает, и составьте с ним предложение.

Во всю ивановскую – значит громко.

Понедельник, вторник, среда и т. д. Раньше такие семь дней назывались «седмица». Позже на смену «седмице» пришла «неделя». Но почему именно «неделя»? И каким образом возникло это слово?

Неделей называлось первоначально воскресенье, день отдыха, когда не делают никакой работы. День после недели назывался по-недельником. Позже название дня, венчающего седмицу, перешло на весь период в семь дней.

В русском языке есть выражение «пеняй на себя». Что в данном случае означает слово «пеняй»?

Глагол «пенять» употреблен в значении «укорять, сетовать».

Выражение «пеняй на себя» в значении «вини только себя» возникло в разговорной речи, так как в книжной речи глагол «пенять» требует зависимого существительного в дательном падеже без предлога, например: пенять своему товарищу.

Корень глагола «пенять» восходит к греческому — «возмездие».

На Руси до 16 века все слова писались слитно. Когда и в какой книге в истории русского письма появились промежутки между словами?

В 1564 году в книге «Апостол», изданной первопечатниками Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем.

Раскройте смысл устаревших наименований некоторых знаков препинания, приведите современные соответствия.

«Отдохновение», «долгое отдохновение», «полуточие», «удивительный знак», «единительный знак», «вместительный знак», «вносный знак», «молчанка».

«долгое отдохновение» — двоеточие,

«полуточие» — точка с запятой,

«удивительный знак» — восклицательный, «единительный знак» — черточка,

«вместительный знак» — скобки,

«вносный знак» — кавычки, «молчанка» — тире.

Тема «Умные задачки»

Почему в словах досуха и досрочно на конце пишутся разные буквы, хотя оба слова имеют приставку до?

Наречия досуха и досрочно образованы разными способами. Досуха от прилагательного сухой приставочно-суффиксальным способом, а наречие досрочно – от прилагательного досрочный суффиксальным способом.

Одинаково ли синтаксическое строение предложений?

Они в саду. Они в ссоре.

Они (где?) в саду. Двусоставное, неполное, распространенное предложение.

Они (каковы?) в ссоре. Двусоставное, полное, нераспространенное предложение.

Известно, что местоимения 3 лица, употребляющиеся с предлогом, принимают начальный н (у нее, за ним). Почему нет н в местоимениях следующих примеров: Сразу за ее домом начинался сад. У его стола стояло кресло.

Начальное н получают личные местоимения, сочетаясь с предлогами. В конструкциях за ее домом, у его стола местоимения ее и его являются притяжательными, а впереди стоящий предлог относится к существительному: за домом, у стола.

Из скольких букв может состоять самое короткое полное причастие? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры.

Из 5 букв. Полное причастие должно состоять из корня, суффикса и окончания. Минимальное окончание полного причастия – 2 буквы, самый короткий суффикс –т-, он может образовать причастие от глаголов с двухбуквенным корнем, например мытый, жатый, битый, мятый и т. п.

Сделайте синтаксический разбор словосочетания буду(?)щее радио.

Вариантов разбора два:

1) радио (какое?) будущее (согласование, имя сущ. + имя прил.);

2) будущее (чего?) радио (примыкание, имя сущ. + имя сущ. в Р. п.)

Как раньше называлась «Азбука»?

Какой букве русского алфавита поставлен памятник в городе Ульяновске (Симбирске), на родине .

В 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке, придумали 2 буквы. Букву Ё в 1797 году впервые использовал . Какую букву придумали и употребили в печати в 1735 году?

Кем и когда был составлен первый русский букварь?

В 1634 году Василием Бурцевым был составлен первый русский букварь.

Что было изображено на титульном листе первого русского букваря?

На титульном листе первого русского букваря был изображен учитель, секущий розгами ученика.

Тема «Лингвистические парадоксы»

В русском языке есть три исторически родственных слова. Они обозначают: горячий напиток, головной убор, католического монаха и американскую обезьяну. Назовите эти слова.

Наши предки вместо слова ладонь употребляли слово долонь. Что означало это слово?

Долонь значило: сторона кисти, обращенная долу, то есть вниз, к земле.

Многие лингвистические термины имеют корни в латыни. Приведите дословный перевод с латыни термина прилагательное.

В произведениях литературы 19 века мы часто встречаем в речи героев звук «с» там, где он представляется совершенно неуместным. Например, «Да, так-с! Ужасные бестии эти азиаты…» (Максим Максимыч из «Героя нашего времени»). И сейчас еще можно услышать: «Ну-с, что-с…» что же значит и откуда взялось в нашем языке это непонятное «с»?

Добавляемое «с» имеет название «словоер» (слово + ер). Это последний остаток от того вежливого титула «сударь», которым в далекие времена сопровождалось каждое обращение младшего по чину и сану к старшему, более важному человеку. Это таинственное «с» — все, что язык сохранил от длинного слова «государь». «Государь» превратился в «сударь», «сударь» — в «су», «су» — в «с».

В данном предложении может быть несколько вариантов расстановки знаков препинания. Каковы эти варианты?

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.

-Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.

-Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

-Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

-Внезапно, проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.

-Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

-Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.


источники:

http://literature-edu.ru/literatura/783/index.html

http://pandia.ru/text/78/366/1428-2.php