Подчеркивают в обращениях подлежащее и сказуемое

Разбор по членам предложения

Разбор по чле­нам пред­ло­же­ния — это опре­де­ле­ние глав­ных и вто­ро­сте­пен­ных чле­нов с ука­за­ни­ем частей речи, кото­ры­ми они выражены.

Главные члены предложения

Центром любо­го пред­ло­же­ния явля­ют­ся глав­ные чле­ны — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое. Это рав­но­прав­ные чле­ны, кото­рые обра­зу­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву предложения.

Подлежащее обо­зна­ча­ет пред­мет, о кото­ром гово­рит­ся в пред­ло­же­нии. Сказуемое выра­жа­ет дей­ствие, кото­рое выпол­ня­ет подлежащее.

Первый шаг раз­бо­ра — это опре­де­ле­ние под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, то есть выяс­не­ние грам­ма­ти­че­ской осно­вы предложения.

Осенний ветер кру­жит жел­тые листья в воздухе.

О чём гово­рит­ся в пред­ло­же­нии? К сло­ву «ветер» зада­дим вопрос что? Это под­ле­жа­щее, кото­рое выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным. Оно име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа. Это сло­во под­чер­ки­ва­ем одной сплош­ной линией.

Узнаем, что гово­рит­ся о под­ле­жа­щем. От под­ле­жа­ще­го зада­дим вопрос:

Слово «кру­жит» явля­ет­ся ска­зу­е­мым, кото­рое выра­же­но гла­го­лом. Сказуемое под­черк­нем дву­мя пря­мы­ми линиями.

«Ветер кру­жит» — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва пред­ло­же­ния, кото­рую состав­ля­ют под­ле­жа­щее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения

Кроме глав­ных чле­нов, в пред­ло­же­нии мож­но ука­зать вто­ро­сте­пен­ные чле­ны предложения:

Второстепенные чле­ны так назы­ва­ют­ся, пото­му что они пояс­ня­ют глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния и зави­сят от них. Посмотрим, есть в пред­ло­же­нии сло­во, свя­зан­ное с подлежащим:

Слово «осен­ний» обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и зави­сит от под­ле­жа­ще­го «ветер». Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния — опре­де­ле­ние, кото­рое выра­же­но име­нем при­ла­га­тель­ным. Определение под­чер­ки­ва­ем вол­ни­стой линией.

Далее поищем сло­ва, пояс­ня­ю­щие сказуемое.

Слово «листья» обо­зна­ча­ет пред­мет, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым «кру­жит». Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния допол­не­ние, кото­рое выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным. В отли­чие от под­ле­жа­ще­го в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа допол­не­ние отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? и пр.). Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния под­черк­нем пунк­тир­ной линией.

Слово «в воз­ду­хе» обо­зна­ча­ет место дей­ствия. Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство места. Оно выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным с пред­ло­гом. Обстоятельство под­черк­нем пунк­тир­ной лини­ей с точ­ка­ми меж­ду штрихами.

В этом пред­ло­же­нии у допол­не­ния «листья» так­же име­ет­ся зави­си­мое слово:

Это опре­де­ле­ние, кото­рое выра­же­но име­нем при­ла­га­тель­ным. Подчеркиваем этот вто­ро­сте­пен­ный член вол­ни­стой линией.

В резуль­та­те раз­бо­ра глав­ные и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния долж­ны быть под­черк­ну­ты соот­вет­ству­ю­щи­ми линиями.

Осенний ветер кру­жит жёл­тые листья в воз­ду­хе .

Отметим, что в этом пред­ло­же­нии, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные чле­ны. Такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся рас­про­стра­нён­ным.

Если в пред­ло­же­нии есть толь­ко глав­ные чле­ны, это нерас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние.

Итак, что­бы пра­виль­но выпол­нить раз­бор по чле­нам пред­ло­же­ния, после­до­ва­тель­но дей­ству­ем по плану:

  1. выде­лим под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое (грам­ма­ти­че­скую основу);
  2. от под­ле­жа­ще­го зада­дим вопрос к определению;
  3. от ска­зу­е­мо­го зада­дим вопро­сы к допол­не­нию и обстоятельству;
  4. под­черк­нем каж­дый член пред­ло­же­ния и ука­жем часть речи.

У каж­до­го глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния име­ют­ся пояс­ня­ю­щие их вто­ро­сте­пен­ные члены.

От под­ле­жа­ще­го нель­зя задать вопрос к допол­не­нию или обстоятельству.

Приведем при­ме­ры пись­мен­но­го раз­бо­ра по чле­нам предложения.

Примеры письменного разбора по членам предложения

Дети соби­ра­ют зем­ля­ни­ку на лес­ной полян­ке .

В небе про­ле­тел сереб­ри­стый само­лёт .

Миша гуля­ет с рыжей соба­кой в пар­ке .

Шустрый воро­бей гром­ко чири­ка­ет на вет­ке .

Голуби быст­ро скле­ва­ли хлеб­ные крош­ки .

Видеоурок «Разбор по чл. предложения (4 класс)»

Обращение в русском языке — примеры и виды обращений

И в литературной, и в разговорной речи существует потребность назвать того, к кому обращена речь, и эту функцию берёт на себя обращение. Оно включает в себя одно слово или развёрнутую характеристику, имеет ограничения в отношении сфер использования, обладает особенностями при включении в синтаксические конструкции. Безошибочно выделить обращение в составе предложений позволяет знание определения и отличительных признаков.

Что такое обращение в русском языке

Обращение представляет собой отдельное слово или сочетание слов, которым назвали, окликнули того, в чей адрес обращено высказывание. Это слово или словосочетание произносится с особой интонацией, которая определяется как звательная .

  • Вера Ивановна , подготовьте, пожалуйста, отчёт к четвергу.
  • Бобик , сидеть!
  • Девушка в красной куртке , Вы уронили перчатку.

Дополнительная функция этого речевого элемента – выражение отношения говорящего к называемому предмету или существу.

  • Подойдите сюда, дети .
  • Что, горе моё , опять ничего не сделал?
  • Спой ещё, соловушка !
В роли обращения используются:Примеры
имя существительноеБабушка , тебе помочь?
самостоятельные части речи в значении существительногоПрилагательное — Больной , пора принимать лекарство.
Причастие — Отдыхающие , не заплывайте за буйки.
словосочетание с главным словом – существительным или заменяющей его частью речиУважаемые посетители музея , путеводитель по экспозиции продаётся в киоске с сувенирами.
Пришедшие на первичный осмотр , обратитесь в кабинет №4.

Используемая часть речи (или главное слово в словосочетании) употребляется в именительном падеже. В древнерусском языке для этой цели существовал отдельный падеж – звательный . Его примеры сохранились в религиозных и фольклорных текстах, а также в поздних авторских литературных произведениях, имитирующих старинный стиль речи:

  • отче (отец) в молитвах;
  • человече (человек) в стихотворении А.К. Толстого «Поток-богатырь»;
  • старче (старик) в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина;
  • мати (мать) в народной песне и др.

Лингвисты отмечают в разговорной речи образование современных звательных форм, ещё не признанных литературной нормой:

  • Мам , папа звонил, что задерживается.
  • Наташ , принеси журнал посмотреть.

Как отличить обращение

Поскольку отдельной грамматической формы без стилистических ограничений использования современный русский язык для обращения не предусматривает, оно употребляется в именительном падеже. Именительный падеж характерен и для подлежащего, и для выраженной существительным именной части составного именного сказуемого.

  • Саша , сегодня Валера – вратарь .

В предложении три слова в одной грамматической форме, но с разной синтаксической ролью, следовательно, падеж в качестве отличительного критерия не используется. Сказуемое опознаётся при постановке предложения в прошедшее и будущее время:

  • Валера был вратарём, Валера будет вратарём.

Нулевая связка заменяется значимой и присоединяется к именной части.

При разборе односоставных предложений без подлежащего нередкая ошибка – приписывание его роли обращению. От подлежащего обращение отличается тремя признаками.

  1. Интонация. Звательная интонация подразумевает выделяющий акцент на слове или словосочетании и паузу после.
  2. Отсутствие связи с остальными членами предложения. Подлежащее входит в грамматическую основу, связано сочинительной связью со сказуемым и подчинительной (в роли главного слова) с зависимыми второстепенными членами.
ПримерСвязи
Ответственный хозяин не выгуливает собаку без поводка .хозяин — не выгуливает
хозяин — ответственный

Обращение не является ни главным, ни второстепенным членом предложения, не связано вопросом с остальными элементами синтаксической конструкции, при синтаксическом разборе не подчёркивается. При удалении его из предложения смысл последнего сохраняется.

  1. Форма сказуемого. Существительное в роли подлежащего требует постановки сказуемого в третьем лице.
  • Лариса идёт в магазин.

То же слово при назывании лица, которому предназначено высказывание, употребляется в односоставных конструкциях со сказуемым второго лица или повелительного наклонения.

  • Лариса , идёшь в магазин? (2 л.)
  • Лариса , иди в магазин. (повел. накл.)

Распространённые и нераспространённые обращения

По составу обращения делятся на распространённые и нераспространённые. Если объект, к которому обращено высказывание, назван одним словом или неделимой конструкцией, состоящей из имени с отчеством или фамилией, это нераспространённый вариант.

  • Подай-ка мне, друг , солонку.
  • Рады Вас видеть, Алексей Егорович .
  • Денис Лопатин , сдай тетрадь на проверку.
  • Кукушкина Анастасия Львовна , подойдите к стойке информации.

В повседневной речи в этой роли используются одушевлённые имена существительные.

Примеры
имена собственные (имя человека, кличка животного)Петя , собери игрушки и иди обедать.
Дай лапу, Барбос !
слова со значением степеней родства, статуса по отношению к говорящему, рода занятий, характеристики и пр.Попробуй, внучек , спелой клубники.
Соседи , послезавтра субботник по уборке территории.
Спасибо, доктор , маме лучше.
Что ж ты, трус , сам убежал, а друзей бросил!
названия видов животныхНе ешь меня, лиса .

Неодушевлённые предметы становятся адресатами высказываний при использовании приёма олицетворения, употреблении названия географического объекта для обозначения его жителей и пр.

Добавление к основному наименованию определений превращает конструкцию в распространённую . В этом случае адресат высказывания не только называется, но и характеризуется, уточняется, оценивается.

  • Бессовестная кошка , оставь аквариум в покое.
  • Пассажиры рейса «Иркутск-Владивосток» , пройдите на посадку.
  • Автомобиль «Шевроле» номер А123БВ , прижмитесь к обочине и остановитесь.

Речевой этикет не допускает использования в роли нераспространённых обращений личных местоимений второго лица, относя фразы к некорректным, грубым:

  • Эй, ты , иди сюда.
  • Ну, вы , сидеть тихо!

Частица О , стоящая перед выраженным местоимением обращением, делает его допустимым и характерным для высокого стиля:

  • О ты , что в горести напрасно на бога ропщешь, человек… М.В. Ломоносов «Ода, выбранная из Иова»;

· О вы , которых ожидает Отечество от недр своих… М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны»;

В составе распространённых конструкций использование местоимений второго лица допускается:

  • Что ж Вы, странный Вы человек , никому ничего не сказали?

Пунктуация при обращении

Конструкции, не связанные вопросами с главными или второстепенными членами предложения, обособляются знаками препинания. То же касается и обращения, не имеющего фиксированного места расположения в составе фразы. Предложение с обращением в конце или в середине требует его обособления запятыми.

  • Этот вопрос, уважаемые слушатели , будет рассматриваться в следующей лекции.
  • Ты напрасно беспокоишься, мама .

В начале синтаксической конструкции запятая после эмоционально окрашенного обращения, произнесённого с восклицательной интонацией, заменяется восклицательным знаком. Следующее после знака слово начинается с заглавной буквы.

  • Молодой человек, поставьте книгу на место.
  • Молодой человек! Поставьте книгу на место!

Частица О , входя в состав обособляемого речевого элемента, знаками препинания от него не отделяется.

  • О город мой , ты по-прежнему прекрасен.

Омоним частицы – междометие О , выражающее эмоцию: удивление, восхищение, восторг и др. В состав конструкции не входит, представляя собой самостоятельный компонент предложения, поэтому требует отдельного знака препинания.

  • О, Павел Дмитриевич , наконец-то, Вас все заждались.

Повторяющееся обращение, содержащее частицу А , выделяется запятыми или восклицательным знаком вместе с ней. Частица от элемента, к которому присоединена, знаком не отделяется.

  • Коля, а Коля , ты меня слышишь?

При отсутствии повтора А в начале предложения – уже не частица, а междометие. В этом случае знак после него требуется.

  • А, старый знакомый , рад тебя видеть.

Обособление нескольких обращений, относящихся к одному объекту, подчиняется следующим пунктуационным правилам.

Пунктуационные правилаПримеры
Повторяющиеся одинаковые элементы разделяются запятой.Дедушка, дедушка , про тебя в газете написали!
Из нескольких разных, разделённых другими членами предложения, обособляется каждый.Люба , подай мне, доченька , ножницы.
Между однородными при наличии союзов пунктуация как при любых однородных членах предложения.Наташа и Марина , полейте цветы.
Если союз и повторяется перед каждым из однородных, перед первым союзом знак препинания не нужен.Подойдите сюда и Лена, и Юра .

Поэтическая речь допускает разделение одиночных распространённых конструкций. В этом случае обособляется каждый отдельный фрагмент конструкции.

  • На небо, ясное , поднимайся, солнышко .

После обращения, заканчивающего фразу, ставится завершающий знак препинания, требуемый характером предложения: точка, многоточие, вопросительный или восклицательный знак. В случае завершения части сложного предложения, на которой оно не заканчивается, знаки между частями также определяются взаимоотношением частей (запятая, двоеточие, тире, точка с запятой).

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

О чем эта статья:

1 класс, 2 класс

Понятие предложения

Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.

Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.

Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.

Есть три типа предложений по цели высказывания:

  • повествовательное (сообщение);
  • вопросительное (вопрос, проблема);
  • побудительное (совет).

Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.

У грамматической основы есть две функции:

Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.

Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.

Члены предложения

Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.

Для примера рассмотрим предложение:

Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.

Кто переезжает? — Родня.

Когда переезжает? — Зимой.

Семья что делает? — Переезжает.

Откуда переезжает? — Из дома.

Куда переезжает? — В квартиру.

Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.

Главный член предложения: подлежащее

К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически.

Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы: «кто?», «что?».


Подлежащее называет субъект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее подчеркивается одной чертой.

Выделим предлежащее в предложениях:

  • Снег шел все выходные. Что шло? — Снег.
  • Мы бежим в школу. Кто бежит? — Мы.

Главный член предложения: сказуемое

Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: «что делает?», «что делается?», «каков?», «кто он?», «что такое?».

Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, как и наоборот. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.

Выделим сказуемое в предложениях:

  • Луна ярко (что делает?) светит.
  • На улице (что делается?)светлеет.
  • Цветок (каков?) красив.
  • Фрейд — (кто он?) психолог.

Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия.

На рисунке изображены примеры предложений с разными частями речи в роли сказуемого.

Сказуемые делятся по типам на простые и составные. А составные сказуемые делятся на глагольные и именные.

Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме, который выполняет и грамматическую, и смысловую функции.

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола с фазовым (начать, продолжить) или модальным (хотеть, мочь) значением или краткого прилагательного с модальным значением (должен, рад) + смысловой глагол.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная же часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, инфинитивом глагола, синтаксически неделимым сочетанием и даже наречием.

Простое глагольное сказуемое

Они работают стоя.

Он боится темноты.

Составное глагольное сказуемое

Они продолжают работать стоя.

Он стал бояться темноты недавно.

Составное именное сказуемое

Они стали ночными рабочими.

Он так и остался трусом.

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.

Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.

Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.

  • Слово «озорной» поясняет подлежащее «щенок», показывая, с каким настроением щенок разглядывал игрушку.
  • Слово «любопытно» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, как щенок разглядывал игрушку.
  • Слово «игрушку» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, что разглядывал щенок.
  • Слово «новую» поясняет второстепенный член предложения «игрушку» и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.

Как относятся друг к другу члены предложения схематически:

У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.

Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.

Я отдал кислую и горькую конфету.

У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.

Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей)

Дедушка починил лук и стрелы.

На холсте художник отразил небо и океан.

Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?

Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.

Дорога идет то направо, то налево.


источники:

http://russkijyazyk.ru/obraschenie

http://skysmart.ru/articles/russian/glavnye-chleny-predlozheniya