Подчеркните грамматические основы предложений укажите чем они выражены определите типы сказуемых

Спишите, выделите грамматические основы в предложениях. Определите способы выражения подлежащего и сказуемого. Укажите типы сказуемых.

1. И произошло с Иваном Ивановичем нечто совершенно нежданное, негаданное.

2. Солнце начинало прятаться за снеговой хребет .

3. Это «если бы», отнесенное им к прошедшему, к невозможному, сбылось .

4. Равнина казалась бесконечной.

5. Неаполитанские художники пришли в величайшее волнение .

6. Нелегкое дело в моем положении оставаться спокойным .

7. Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился .

8. Морской воздух в любое время года чист и приятен.

9. Русский язык богат, образен и точен .

10. Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России .

Практическая работа по русскому языку на тему «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное» (8 класс).

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Практическая работа по русскому языку на тему

«Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное» (8 класс).

Цели : отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, находить простые глагольные сказуемые.

Тип урока: практикум.

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа по теме урока.

Что такое сказуемое?

— Сказуемое главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим и отвечает на вопросы: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

Сколько видов сказуемых существует?

— В зависимости от формы выражения существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

Чем они отличаются?

Сколько слов входит в простое сказуемое?Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, выраженное одним глаголом в каком-либо наклонении.

Сколько слов входит в составное сказуемое? ( 2 и более).

Чем может быть выражено простое сказуемое?

Чем выражено составное глагольное сказуемое?

— Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.

Чем отличаются друг от друга составное глагольное и составное именное сказуемые?

— Составное именное сказуемое – это сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого и именной части, выражающей его основное лексическое значение.

Вспомните три группы глаголов-связок.

а) глагол быть (есть, был, будет, был бы, будь);

б) глаголы ( стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, считаться, называться, представляться) ;

в) глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть и т.д.

Какая связка называется нулевой?

В форме настоящего времени связка быть обычно не употребляется. Такая связка называется нулевой связкой.

Практическая часть (карточки).

ПГС = глагол в форме одного из наклонений.

СГС = вспомогательное слово + инфинитив.

СИС = глагол-связка + именная часть.

Задание 1. Подчеркните грамматическую основу, определите вид сказуемых.

1. Тебя можно слушать вечно, Пушкин! (СГС).

2. Взрослых нигде не было видно. (СИС).

3. До сих по помнят в деревне Белогрудку. (ПГС).

4. Толику стало страшно. (СИС).

5. Тебя никогда нельзя понять… (СГС).

6. Только её слёзы были лёгкие. (СИС).

7. И вот что из этого получилось. (ПГС).

8. Галочка, пойдемте в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут. (ПГС).

Задание 2. Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.

1. Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть).

2. Собрание начнется в назначенный срок. (Должно начаться).

3. Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. (Должен помочь).

4. Она водит машину. (Умеет водить).

Задание 3. (Задание в паре). Определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого.

1. Это был трудный путь.

2. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.

3. «Трижды девять – двадцать семь», — ответил ученик.

4. Туфли мне впору.

5. Правда светлее солнца.

7. На таком заводе два инженера – капля в море

1. Именем существительным.

2. Кратким прилагательным.

3. Именем числительным.

5. Простой сравнительной степенью имени прилагательного.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое?

-Чем может быть выражена именная часть составного именного сказуемого?

5. Домашнее задание: § 21, упр.111, 112(составить словарный диктант).

Быстрее плз Контрольная работа по разделу «Главные члены предложения»Вариант 11. Спишите, подчеркните грамматические основы, укажите, чем выражены подлежащие.1) По пескам у горизонта плыли три белых паруса. 2) Двадцать делится на два. 3) Счастливые наконец-то встретились. 4) Из коридора послышалось хи-хи-хи. 5) Мы с товарищем идём в поход. 6) Жить и верить – это хорошо 2. Выпишите предложения с простым глагольным сказуемым, сказуемое подчеркните.1) Новичку это явление кажется странным. 2) Много людей столпилось на площадке. 3) Жить и верить – это замечательно. 4) Я буду долго читать эту книгу. 5) Лётчик Руднев хотел рассказать о своём полёте.3. Выпишите предложения с составным глагольным сказуемым, сказуемое подчеркните.1) Раненый не мог ступать на больную ногу. 2) Мальчик был лет тринадцати. 3) Я хочу послушать вальс. 4) Получить письмо – большая радость. 5) Наш сад казался старым и запущенным.4. Спишите, подчеркните грамматические основы, укажите тип сказуемого (ПГС, СГС или СИС).1) Лучшим подарком на день рождения были цветы. 2) Не может судьба одни щедрости сыпать 3) Люди всё могут преодолеть. 4) Сосед был мальчиком лет двенадцати. 5) Три гордые пальмы высоко росли. 6) От распустившейся гречихи поля стали белыми. 7) Мы будем вечером читать сказки. 8) Сидевшие у костра должны были ему помочь.5. Выпишите в первую группу предложения, в которых требуется постановка тире; затем во вторую группу — предложения, где тире не требуется. В предложениях подчеркните грамматические основы, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.1) Зимой у тетерева два кормильца можжевельник и берёза. 2) Рябина красавица наших северных лесов. 3) У тебя брошка как пчёлка. 4) Трижды три девять. 5) Она журналист газеты «Известия». 6) Утро ясное, солнечное. 7) Тридцать лет это время для свершений. 8) Биться в одиночку жизни не перевернуть. 9) Слово не воробей. 10) Простота есть необходимое условие прекрасного.

1. Спишите, подчеркните грамматические основы, укажите, чем выражены подлежащие.

1) По пескам у горизонта плыли(=) три белых паруса.

три паруса — подлежащее, выраженное словосочетанием

2) Двадцать (-, числительное) делится(=) на два.

3) Счастливые(-, кто? сущ., образованное от прил.) наконец-то встретились(=).

4) Из коридора послышалось (=) хи-хи-хи (-, междометие).

5) Мы с товарищем идём в поход.

6) Жить и верить – это хорошо(=) !

Жить и верить — однородные подлежащие, выраженные инфинитивом

2. Выпишите предложения с простым глагольным сказуемым, сказуемое подчеркните.

2) Много людей СТОЛПИЛОСЬ (=) на площадке.

3. Выпишите предложения с составным глагольным сказуемым, сказуемое подчеркните.

1) Раненый НЕ МОГ СТУПАТЬ на больную ногу.

4. Спишите, подчеркните грамматические основы, укажите тип сказуемого (ПГС, СГС или СИС).

1) Лучшим ПОДАРКОМ на день рождения БЫЛИ ЦВЕТЫ(-).

2) Не может судьба(-) одни щедрости СЫПАТЬ (=) !

3) ЛЮДИ(-) всё МОГУТ ПРЕОДОЛЕТЬ.

4) СОСЕД(-) БЫЛ мальчиком ЛЕТ ДВЕНАДЦАТИ.

5) ТРИ гордые ПАЛЬМЫ высоко РОСЛИ (=).

три пальмы -, словосочетание

6) От распустившейся гречихи ПОЛЯ(-) СТАЛИ БЕЛЫМИ (=).

7) МЫ(-) БУДЕМ вечером ЧИТАТЬ сказки.

ПГС, будем читать — сложное будущее время

8) СИДЕВШИЕ(-) у костра ДОЛЖНЫ БЫЛИ ему ПОМОЧЬ.

СГС, сказуемое — должны были помочь

5. Выпишите в первую группу предложения, в которых требуется постановка тире;

1) Зимой у тетерева ДВА КОРМИЛЬЦА(-) — МОЖЖЕВЕЛЬНИК и БЕРЁЗА (= и = однородные сказуемые). 2) РЯБИНА (-,сущ.) — КРАСАВИЦА (=, сущ.) наших северных лесов.

4) ТРИЖДЫ ТРИ(-числит.) — ДЕВЯТЬ (=, числит.).

7) ТРИДЦАТЬ ЛЕТ (-, словосочетание) — это ВРЕМЯ (=, сущ.) для свершений.

8) БИТЬСЯ (-, инфинитив) в одиночку — жизни не ПЕРЕВЕРНУТЬ(=, инфинитив).

инфинитив — начальная форма глагола

вторая группа — предложения, где тире не требуется.

3) У тебя БРОШКА (-, сущ.) как пчёлка. 5) ОНА (-, местоим.) ЖУРНАЛИСТ (=, сущ.) газеты «Известия».

6) УТРО(-,сущ.) ЯСНОЕ(=,прилаг), СОЛНЕЧНОЕ(=,прилаг.). 9) Слово(-,сущ.) не воробей(=,сущ). 10) Простота(-,) ЕСТЬ необходимое УСЛОВИЕ прекрасного.


источники:

http://infourok.ru/prakticheskaya-rabota-po-russkomu-yazyku-na-temu-vidy-skazuemyh-prostoe-glagolnoe-sostavnoe-glagolnoe-sostavnoe-imennoe-8-klass-4650758.html

http://sproshu.com/item/1948675