Подчеркните грамматическую основу предложений и определите виды сказуемых пгс

Практическая работа по русскому языку на тему «Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное» (8 класс).

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Практическая работа по русскому языку на тему

«Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное» (8 класс).

Цели : отработать умения различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, находить простые глагольные сказуемые.

Тип урока: практикум.

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа по теме урока.

Что такое сказуемое?

— Сказуемое главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим и отвечает на вопросы: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

Сколько видов сказуемых существует?

— В зависимости от формы выражения существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

Чем они отличаются?

Сколько слов входит в простое сказуемое?Простым глагольным сказуемым называется сказуемое, выраженное одним глаголом в каком-либо наклонении.

Сколько слов входит в составное сказуемое? ( 2 и более).

Чем может быть выражено простое сказуемое?

Чем выражено составное глагольное сказуемое?

— Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого (наклонение, время, лицо), и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.

Чем отличаются друг от друга составное глагольное и составное именное сказуемые?

— Составное именное сказуемое – это сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого и именной части, выражающей его основное лексическое значение.

Вспомните три группы глаголов-связок.

а) глагол быть (есть, был, будет, был бы, будь);

б) глаголы ( стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, считаться, называться, представляться) ;

в) глаголы со значением движения, положения в пространстве: приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть и т.д.

Какая связка называется нулевой?

В форме настоящего времени связка быть обычно не употребляется. Такая связка называется нулевой связкой.

Практическая часть (карточки).

ПГС = глагол в форме одного из наклонений.

СГС = вспомогательное слово + инфинитив.

СИС = глагол-связка + именная часть.

Задание 1. Подчеркните грамматическую основу, определите вид сказуемых.

1. Тебя можно слушать вечно, Пушкин! (СГС).

2. Взрослых нигде не было видно. (СИС).

3. До сих по помнят в деревне Белогрудку. (ПГС).

4. Толику стало страшно. (СИС).

5. Тебя никогда нельзя понять… (СГС).

6. Только её слёзы были лёгкие. (СИС).

7. И вот что из этого получилось. (ПГС).

8. Галочка, пойдемте в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут. (ПГС).

Задание 2. Замените простые глагольные сказуемые составными глагольными.

1. Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть).

2. Собрание начнется в назначенный срок. (Должно начаться).

3. Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. (Должен помочь).

4. Она водит машину. (Умеет водить).

Задание 3. (Задание в паре). Определите, какой частью речи выражена именная часть сказуемого.

1. Это был трудный путь.

2. Голоса участниц ансамбля удивительно красивы, певучи.

3. «Трижды девять – двадцать семь», — ответил ученик.

4. Туфли мне впору.

5. Правда светлее солнца.

7. На таком заводе два инженера – капля в море

1. Именем существительным.

2. Кратким прилагательным.

3. Именем числительным.

5. Простой сравнительной степенью имени прилагательного.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Из каких частей состоит составное глагольное сказуемое?

-Чем может быть выражена именная часть составного именного сказуемого?

5. Домашнее задание: § 21, упр.111, 112(составить словарный диктант).

Составное глагольное сказуемое упражнения

Упражнение 1. Выделите грамматические основы предложений. Определите тип сказуемых. Определите синтаксическую роль инфинитива.

1. Он боялся идти к врачам.
2. Приходил лакей звать меня к княгине.
3. Старуха ушла хлопотать об отъезде.
4. Он попросил меня похлопотать об отъезде.
5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком.
6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь.
7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня.
8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить.
9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле.
10. Долго будет моросить осенний дождь.
11. И будто в ответ на её слова по реке и кустам тихонько начинает шуметь редкий и тёплый дождь.
12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи.
13. Стали носиться зловещие слухи.
14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать.
15. Море временами совсем переставало шуметь.
16. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься.
17. Антоненко приказал людям покинуть баржу.
18. Я не позволю в своём присутствии плохо отзываться о жизни.
19. Завтракать к Наталье Тагилов не пошёл.
20. Она даже не успела поздороваться с ним.

Упражнение 2. Из данных предложений вы сначала выпишите предложения с простым глагольным сказуемым, затем — с составным глагольным сказуемым.

Мартышка вздумала трудиться. (И.А. Крылов.) Танцующие теснились и толкали друг друга. (А.И. Куприн.) Пускай они оставят Годунова. (А.С. Пушкин.) Этак всякий может петь. (А.П. Чехов) В одиночестве способен жить не всякий. Червонец был запачкан и в пыли. Шли два приятеля вечернею порой. Герои по правам решили разобраться. (И.А. Крылов.) Мы расстались большими приятелям. (А.С. Пушкин.)

Упражнение 3. Найдите простые и составные глагольные сказуемые.

Они увидели молодого дворянина, колотившего чем попало слугу. Весь облик незнакомца был примечателен, но первое, что бросалось в глаза, – это его огромный нос. «Что вы себе позволяете?» – строго спросил философ и услышал в ответ: «Я хочу слушать лекции великого Гассенди, а этот хлюст растопырился на моем пути. Но, клянусь своим носом, я буду слушать этого умнейшего человека, даже если мне придется проткнуть шпагой вот этого дурака или кого-нибудь еще!». Голос Гассенди заметно потеплел: «Что ж, возможно, я в состоянии вам помочь. А как вас зовут, молодой человек?» – «Савиньен де Сирано де Бержерак, поэт», – гордо ответил гость. (А.Л. Цуканов)

Упражнение 4. Найдите составные глагольные сказуемые.

Как я хочу вдохнуть в стихотворенье
Весь этот мир, меняющий обличье…
Я боюсь, что слишком поздно
Стало сниться счастье мне.
Я не буду спать ночью новогодней,
Новую тетрадь я начну сегодня.
Записал я длинный адрес на бумажном лоскутке,
Все никак не мог проститься и листок держал в руке.
Свет растекся по брусчатке. На ресницы, и на мех,
И на серые перчатки начал падать мокрый снег.
(А.А. Тарковский)

Упражнение 5. Найдите в данных предложениях составные глагольные сказуемые.

1. Я хочу к кому-нибудь ласкаться, как ко мне ласкался кенгуру. (Н.Гумилев) 2. Клич тот услышал с реки рыболов, вздумал старик подшутить. (С.Есенин) 3. Он жить не хотел без улыбки и розы — с улыбкой и розой хотел умереть. (Д.Самойлов) 4. Вот некто не в силах противиться инерции3. (Л.Рубинштейн) 5. Надо бы встать, чтобы опохмелиться, надо бы встать, но подниматься лень. (А. Башлачев)

Упражнение 6. Укажите, в каких предложениях простое глагольное сказуемое, а в каких – составное глагольное (выпишите номера предложений).

1) Я спою. – Еще я долго буду петь. (С.Есенин) 2) Мальчик стал на цыпочки и с трудом дотянулся до книжной полки. – Приближаясь к станции, поезд стал замедлять ход. 3) Ребята успешно начали новый учебный год. – От сильного ветра начали гнуться ветки деревьев. 4) Он хотел новую спортивную форму. – В соревнованиях он хотел непременно добиться высоких результатов. 5) На летние каникулы класс собирается в поход. – Он собирается заниматься в спортивной школе. 6) Он, например, не мог солгать. (М.Ромм) 7) Тогда мы решили по ночам дежурить по очереди у костра. (К.Паустовский) 8) Я не имею намерения вредить вам. (А.Пушкин) 9) Он изъявил согласие принять меня завтра. (А.Куприн) 10) Грустно смотреть на падающие листья. 11) Я готов с вами поспорить. 12) Надо спешить жить, надо наполнять жизнь смыслом.

Упражнение 7. Подчеркните грамматические основы предложений. Чем выражено составное глагольное сказуемое?

1) И все утро яркие и чистые // Буду видеть краски в вышине… (И.Бунин) 2) Мартышка вздумала трудиться. (И.Крылов) 3) Герои по правам решились разобраться. (И.Крылов) 4) В одиночестве способен жить не всякий. (И.Крылов) 5) Он был не в состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях. (А.Пушкин) 6) Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. (А.Пушкин) 7) Владимир начинал сильно беспокоиться. (А.Пушкин) 8) Он пустился бежать во весь дух. (Н.Гоголь) 9) Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней. (Н.Гоголь) 10) Казак почитал себя вправе молчать всю дорогу. (Н.Гоголь) 11) Кое-где начинал сверкать огонек. (Н.Гоголь) 12) Рука бойцов колоть устала. (М.Лермонтов) 13) Со старыми знакомыми он перестал видеться. (И.Гончаров) 14) Я даже вовсе не намерен вас мучить расспросами. (И.Тургенев) 15) Не надеялся он его застать. (И.Тургенев) 16) Муму, по обыкновению, осталась его дожидаться. (И.Тургенев)

Упражнение 8. Найдите 1) составные глагольные сказуемые; 2) составное именное сказуемое.

Александр Македонский мечом прошелся по Персии, подчинил своей власти Египет, достиг берегов Индийского океана. На обширнейшей территории образованного им государства утвердился греческий язык. На его основе во втором веке до нашей эры возникло латинское письмо. Около тысячи лет греческий язык был государственным языком Византийской империи.
Но в Западной Европе лишь в четырнадцатом столетии начали изучать язык великих мыслителей древности . Только тогда он стал признаком учености для просвещенных людей своего времени.

Упражнение 9. В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

«Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Мать сильно огорчена звонком сына. 2) Перед снегопадом дерево начинало ронять листья. 3) Замолчав, Пенкин заштопал дырку в гимнастерке. 4) У паромной переправы мы решили перекусить. 5) Многие кабинеты в школе были заперты. 6) У поворота он остановился и немного задумался. 7) После вчерашнего шторма вода была мутной. 8) Чичиков должен был на минуту зажмурить глаза. 9) По реке и кустам зашумел редкий тёплый дождь. 10) История – самый интересный предмет в школе. 11) Жил старик со старухой у самого синего моря. 12) Семён Матвеевич заставил Сергея выпить стакан воды.

Упражнение 10. В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указав над сказуемым его вид

«Виды сказуемых – простое глагольное, составное глагольное, составное именное»

1) Улицы полны ночной свежести. 2) После ужина Анфиса молча принялась убирать со стола. 3) С дерева на дерево перелетают вороны, оставшиеся на зиму. 4) Тарас Гаврилович любил поговорить с образованным человеком. 5) В пустые окна были видны белые облака. 6) Шли два приятеля вечернею порой.7) Со вчерашнего вечера девочка была больна. 8) Карл Петрович в конце концов согласился вернуться в город. 9) Учитель объяснил детям тему и раздал карточки с заданием. 10) А солнце пряталось за снеговой хребет Эльбруса. 11) Лондон – столица Великобритании. 12) На краю мохового болота я приказал солдатам остановиться.

Простое глагольное сказуемое (ПГС)

Сказуемое – это главный член предложения, определяющий подлежащее и составляющий с ним грамматическую основу предложения.

Различают три вида сказуемого:

  • простое глагольное сказуемое (ПГС)
  • составное глагольное сказуемое (СГС)
  • составное именное сказуемое (СИС)

Что такое простое глагольное сказуемое (ПГС)

это вид сказуемого, которое выражается глаголом любого наклонения, времени и числа.

Например:

  • Золотистое солнце освещало кроны всех деревьев.
  • Отдай заработанные мной деньги!

Виды простого глагольного сказуемого

К простым глагольным сказуемым относятся:

1. Сложные формы глаголов будущего времени , где сказуемое выражается сложной формой будущего времени глагола, состоящей из вспомогательного глагола “быть” в личной форме и смыслового глагола в неопределенной форме:

  • я буду жаловаться;
  • мы будем писать;
  • они будут мешать.

2. Глаголы повелительного наклонения , которые образованы с помощью формообразующих частиц “пусть”, “пускай”, “да”, “давай”, “давайте”:

  • пусть светит солнце;
  • пускай она скажет;
  • давай пойдем в парк;
  • давайте отправимся туда.

3. Инфинитив в роли глагола изъявительного наклонения , а также инфинитив без связки

  • Как мы не расспрашивали, а он молчать себе (молчит).
  • Будет он мне ещё тянуть душу!
  • Настя вечно витает в облаках!
  • Постарайся не выходить из себя.

4. Фразеологические глагольные сочетания со значением действия, например:

  • Будет он мне ещё тянуть душу!
  • Настя вечно витает в облаках!
  • Постарайся не выходить из себя.

5. Глаголы с различными частицами:

6. Синтаксически неделимые словосочетания с глаголом , которые не имеют самостоятельного лексического значения, и существительным, которое выражает значение сказуемого. Подобные сочетания с легкостью заменяются однокоренным глаголом в соответствующей грамматической форме.

Например:

  • принял участие – участвовал;
  • оказала помощь – помогла;
  • одержал победу – победил;
  • и пр.

5. Спрягаемая глагольная форма с повтором , например:

  • Живут-поживают и горя не знают.
  • Я читаю-читаю, а выучить не могу.

8. Сочетание двух глаголов в одной форме

  • Пойду спрошу, когда начнется экзамен.
  • Пойду распоряжусь насчет банкета.


источники:

http://na5.club/russkij-yazyk/uprazhneniya/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe.html

http://russkiypro.ru/prostoe-glagolnoe-skazuemoe-pgs/