Подчеркните подлежащее и сказуемое и простое глагольное сказуемое

1.3. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

Упражнение 2. Выделите грамматическую основу в каждом предложении. Разберите подлежащие и сказуемые по плану.

1. Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский). 2. На дне озера лежали истлевшие листья (Паустовский). 3. Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький). 4. Старуха бросилась было за сыном (Григорович). 5. Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов). 6. Вот я возьму и продам тройку! (Чехов). 7. Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский). 8. Я пойду позову маму (Чехов). 9. А ты и плакать сейчас же (А.Н. Толстой). 10. Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев). 11. Брат вступился было за меня (Маршак). 12. Ещё я долго буду петь (Есенин). 13. День как будто дремал (Паустовский). 14. Ваша ложь во все девять лет стоит у меня поперек горла (Чехов). 15. Первые недели плавания принесли разочарование (Паустовский). 16. Подруга каждая тут тихо толк подругу (Крылов). 17. Тут он – ругать меня (М. Горький). 18. А ты не обижайся, Емеля (Чехов). 19. Пускай они оставят Годунова (Пушкин). 20. Пусть читатели знают эту мою ошибку (М. Горький). 21. Вдруг старушка мать – шасть в комнату (Тургенев). 22. Ваш батюшка возьми да к ней и привяжись (Тургенев). 23. Оля Нечаева локти себе будет кусать от раскаяния (Катаев). 24. Отсюда берет начало река Кулумбе (Арсеньев). 25. Депутат французского собрания зондировал у Красина почву, выясняя возможность торговли с Россией (Могилевский).

Упражнение 3. В предложениях, представленных в упражнении 2, выделите простые глагольные сказуемые – фразеологизмы. Докажите, что это не составные именные сказуемые.

Типы сказуемых (таблица с примерами)

Укажем типы ска­зу­е­мых, кото­рые раз­ли­ча­ют в грам­ма­ти­че­ской осно­ве пред­ло­же­ния.

Сказуемое явля­ет­ся таким же рав­но­прав­ным чле­ном пред­ло­же­ния, как и под­ле­жа­щее.

ОпределениеСказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый опре­де­ля­ет под­ле­жа­щее и состав­ля­ет с ним грам­ма­ти­че­скую осно­ву пред­ло­же­ния.

Вдруг к наше­му костер­ку выка­ти­лись два медведя-подростка (В. Песков).

Выясним грам­ма­ти­че­скую осно­ву это­го про­сто­го пред­ло­же­ния:

  • (кто?) два медведя-подростка — это под­ле­жа­щее;
  • два медведя-подростка что сде­ла­ли? выка­ти­лись — ска­зу­е­мое.

Сказуемое может быть выра­же­но как гла­го­ла­ми, так и сло­ва­ми имен­ных и дру­гих частей речи (суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное и пр.), поэто­му раз­ли­ча­ют

  • гла­голь­ные ска­зу­е­мые;
  • имен­ные ска­зу­е­мые.

    Сказуемое и способы его выражения

    В зави­си­мо­сти от того, какой гла­голь­ной фор­мой или сло­ва­ми дру­гих частей речи обо­зна­чен этот глав­ный член пред­ло­же­ния, раз­ли­ча­ют три спо­со­ба выра­же­ния ска­зу­е­мо­го:

  • про­стое гла­голь­ное;
  • состав­ное гла­голь­ное;
  • состав­ное имен­ное.

    Таблица

    ВидыСпособ выра­же­нияПримеры
    П
    Г
    С
    Выражено гла­го­лом в фор­ме
    одно­го из накло­не­ний
    Сейте разум­ное, доб­рое, веч­ное. (Н. Некрасов)
    Ещё я дол­го буду петь (С. Есенин)
    С
    Г
    С
    Состоит из вспо­мо­га­тель­но­го сло­ва
    (выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние) и неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла
    (выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние)
    По реке и кустам начи­на­ет шуметь ред­кий теп­лый дождь. (К. Паустовский)
    Я был рад помочь вам.
    С
    И
    С
    Состоит из глагола-связки
    (выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние)
    и имен­ной части
    (выра­жа­ет основ­ное лек­си­че­ское зна­че­ние)
    Она была не тороп­ли­ва , не холод­на , не говор­ли­ва . (А. Пушкин)
    Слово — сереб­ро , мол­ча­ние — золо­то . (Поговорка)

    Простое глагольное сказуемое

    Этот вид ска­зу­е­мых выра­жа­ет­ся гла­го­лом любо­го накло­не­ния, вре­ме­ни и чис­ла, напри­мер:

    Буйство раз­ных цве­тов у рас­те­ний при­вле­ка­ет (гл. изъ­яв. накл., наст. вр., 3 лица, ед. ч.) насе­ко­мых сла­до­стью внут­ри цвет­ка (В. Песков).

    Восходившее солн­це золо­ти­ло (гл. изъ­яв. накл., прош. вр., ед.ч., ср.р.) сос­но­вые вер­ши­ны (И. Соколов-Микитов).

    Я уж буду знать (гл. изъ­яв. накл., буд. вр., 1 лица, ед. ч.), что даль­ше делать (Чарльз Диккенс).

    Отдай (гл. повел. накл.) обе­щан­ную розу! (Белла Ахмадулина).

    Что ска­зал бы ( гл. условн. наклон.) о ней? (Джек Лондон).

    Акцентируем вни­ма­ние, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым явля­ют­ся слож­ные фор­мы гла­го­лов буду­ще­го вре­ме­ни и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния:

    Укажем, что про­стым гла­голь­ным ска­зу­е­мым быва­ет инфи­ни­тив в роли гла­го­ла изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и фра­зео­ло­ги­че­ские гла­голь­ные соче­та­ния, кото­рым при­су­ще зна­че­ние дей­ствия:

    Как его ни спра­ши­ва­ют, а он мол­чать себе (мол­чит).

    Будешь ты ещё мне тянуть душу !

    Не выхо­ди­те из себя по тако­му пустя­ко­во­му пово­ду.

    Составное глагольное сказуемое

    К типу состав­ных гла­голь­ных ска­зу­е­мых отне­сем ска­зу­е­мые, выра­жен­ные вспо­мо­га­тель­ным гла­го­лом (или эле­мен­та­ми, заме­ня­ю­щи­ми гла­гол) в спря­га­е­мой фор­ме и инфи­ни­ти­вом:

    вспо­мо­га­тель­ный гла­гол + инфи­ни­тив = СГС

    Каждый чело­век дол­жен так же писать хоро­шо, как и гово­рить хоро­шо (Д. Лихачёв).

    Вспомогательные глаголы в СГС

    В каче­стве вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла исполь­зу­ют­ся:

    1. фазо­вые гла­го­лы, обо­зна­ча­ю­щие нача­ло, про­дол­же­ние и конец дей­ствия

    Бледный свет корот­ко­го туск­ло­го дня начал мерк­нуть , когда в окру­жа­ю­щей тишине про­нес­ся сла­бый, отда­лён­ный вой (Джек Лондон).

    Генри пере­стал жевать , посмот­рел через костер на собак и пере­счи­тал их (Джек Лондон).

    2. модаль­ные гла­го­лы со зна­че­ни­ем наме­ре­ния, жела­ния, воле­изъ­яв­ле­ния, спо­соб­но­сти

    К кон­цу лета он ухит­рил­ся всё-таки купить у цыган за пол­тин­ник худо­го, с гор­бом, как у сви­ньи, мед­ве­жон­ка (Алексей Толстой. Петр Первый).

    3. гла­го­лы, выра­жа­ю­щие эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние

    Мне ста­ло жаль ста­ри­ка, я твер­до решил остать­ся в роди­тель­ском доме и не думать более о мор­ских путе­ше­стви­ях (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

    4. неко­то­рые без­лич­ные гла­го­лы

    Да, над этим реши­тель­но сле­ду­ет поду­мать (Александр Беляев).

    5. крат­кие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щие её с дру­гим лек­си­че­ским зна­че­ни­ем

    Нужно выби­рать ту про­фес­сию, в кото­рой ты спо­со­бен про­явить все силы души (Вениамин Каверин).

    6. сло­ва состо­я­ния

    По празд­ни­кам мож­но было поне­жить­ся в посте­ли подоль­ше (Борис Пастернак).

    Обратим вни­ма­ние на роль инфи­ни­ти­ва в пред­ло­же­нии и не пута­ем его с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, напри­мер:

    Пойду в ого­род (зачем?) собрать зеле­ни (обсто­я­тель­ство).

    Мама попро­си­ла Машу (о чём?) быст­рее соби­рать­ся в шко­лу (допол­не­ние).

    Составное именное сказуемое

    Этот тип ска­зу­е­мых состо­ит из глагола-связки в лич­ной фор­ме, выра­жа­ю­щей грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, и имен­ной части, обо­зна­чен­ной сло­ва­ми раз­ных частей речи:

    • имя суще­стви­тель­ное в фор­ме Им. п. или Тв. п. (при­ме­ры);
    • имя при­ла­га­тель­ное в пол­ной и крат­кой фор­ме, в фор­мах сте­пе­ней срав­не­ния;
    • имя чис­ли­тель­ное или коли­че­ствен­ное соче­та­ние;
    • место­име­ние;
    • наре­чие;
    • при­ча­стия в пол­ной и крат­кой фор­ме, дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные;
    • меж­до­ме­тия;
    • нераз­ло­жи­мые сло­во­со­че­та­ния.

    Глагольная связ­ка + имен­ная часть = СИС

    Связка составного именного сказуемого

    В роли связ­ки часто упо­треб­ля­ет­ся

    1. гла­гол «быть» в раз­ных фор­мах вре­ме­ни и накло­не­ния , в том чис­ле
    «есть» — фор­ма насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть», кото­рая часто быва­ет нуле­вой (отсут­ству­ет), напри­мер:

    Он был похож на маму (Борис Пастернак).

    Но они совсем не раз­мок­ли: сум­ка была новая, кожа­ная и плот­но запи­ра­лась (Вениамин Каверин).

    Море было спо­кой­но , и с капи­тан­ско­го мости­ка было нетруд­но сле­дить за все­ми дви­же­ни­я­ми аку­лы (Жюль Верн).

    Они уже не были пере­ве­де­ны с немец­ко­го (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

    Счастье есть удо­воль­ствие без рас­ка­я­ния (Л. Н. Толстой).

    Доброта — каче­ство , изли­шек кото­ро­го не вре­дит (Д. Голсуорси).

    2. гла­гол с ослаб­лен­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем — полу­от­вле­чён­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, кото­рая выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и толь­ко частич­но вно­сит в ска­зу­е­мое лек­си­че­ское зна­че­ние, но не может само­сто­я­тель­но выра­жать зна­че­ние ска­зу­е­мо­го без имен­ной части:

    Примерыстать, делать­ся, казать­ся, ста­но­вить­ся, являть­ся, счи­тать­ся, оста­вать­ся, пред­став­лять, звать­ся, назы­вать­ся, выгля­деть, дово­дить­ся, счи­тать­ся и пр.

    И как теперь она ста­ла чуж­да и дале­ка ему! (Лев Толстой).

    С этой мину­ты ста­ло ясно , кто явля­ет­ся глав­ным чело­ве­ком в доме (Вениамин Каверин).

    И вдруг он пол­ков­ни­ком ста­но­вит­ся , этот маль­чик, сын двор­ни­ка (Борис Пастернак).

    Конечно, теперь он не казал­ся мне таким зага­доч­ным , как в деревне, в дет­стве (Вениамин Каверин).

    3. зна­ме­на­тель­ная или полу­з­на­ме­на­тель­ная связ­ка, обо­зна­чен­ная гла­го­лом дви­же­ния или состо­я­ния:

    Примерысидеть, сто­ять, бежать, вер­нуть­ся, идти, лежать, рабо­тать, родить­ся, жить.

    Дом гос­под­ский сто­ял оди­ноч­кой на юру, то есть на воз­вы­ше­нии, откры­том всем вет­рам, каким толь­ко взду­ма­ет­ся подуть (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

    Мать лежа­ла спо­кой­ная , такая же блед­ная , как все­гда (Вениамин Каверин).

    Я жил недо­рос­лем , гоняя голу­бей и играя в чехар­ду с дво­ро­вы­ми маль­чиш­ка­ми (А. С. Пушкин. Капитанская доч­ка).

    Алгоритм определения вида сказуемого


    Видеоурок «Способы выражения сказуемого (8 класс)»

    Сохранить ста­тью

    Разноуровневые карточки по руусскому языку на тему»Главные члены предложения» (8 класс)

    Главные члены предложения

    Найти в предложениях подлежащие, определить, чем они выражены.

    1) Где совесть с правдой обитают?

    2) До полюса дошло на лыжах пять человек.

    3) Слабенькое гав-гав собачонки никого не пугало.

    4) Двое уже обогнали меня.

    5) Здравый человек учится на чужих ошибках – глупца ничто не научит.

    6) Невидящий лишь то берёт, что видящий ему даёт.

    Синтаксический разбор предложения. Объясните вставленные буквы.

    З…ря разг…ралась всё больше, краски на камышах и в…де бе…пр…станно менялись, туман завитками плыл вместе с рекой, ивовые листья бл…стели, как лакирова…ые.

    В каком наклонении стоят глаголы в предложениях? Подчеркните сказуемые, определите, чем они выражены.

    1) Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле.

    2) Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной.

    3) Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

    4) Ещё я долго буду петь.

    5) Твоих друзей не канут в лету бесчисленные имена.

    Подчеркните грамматические основы предложений, определите, чем выражены сказуемые. Объясните вставленные буквы.

    Наступила ненас…ная осень. Листья (с)начал… почернели, а (за)тем и (со)всем опали. Зар…дили бе…пр…станные дожди. Всё небо зат…нули свинцовые тучи. Лес пр…тих, наст….рожился. Но вот нал…тел ре…кий ветер, д…ревья заскр…пели, в их в…ршинах раздался треск.

    Найдите предложения с составным глагольным сказуемым.

    1) Ящериц кругом было много.

    2) Я хочу поговорить с ним об этом.

    3) Он собирался написать письмо отцу.

    4) Мы будем вместе решать эту проблему.

    5) Удочки будто подбрасывала резвая волна.

    Найдите предложения с составным именным сказуемым.

    1) Летние ночи Петербурга – это непрерывная вечерняя заря.

    2) Я не мог оторвать глаз от убегающих лесов.

    3) В лицо мне дышит свежая трава.

    4) В комнате было тихо, темно и очень душно.

    5) День будет долог, светел и горяч.

    В каких предложениях подлежащее выражено словосочетанием?

    1) Средняя скорость ветра – двадцать километров в час.

    2) По пескам у горизонта плыли три белых паруса.

    3) Чинить яхты – работа не очень приятная.

    4) В нашей семье все читают «Аргументы и факты».

    5) В оде Державина нарисован условный портрет монарха.

    6) Четверо ребят отправились на рыбалку.

    В каких предложениях нужно поставить тире?

    1) Иметь хороший почерк одно из правил вежливости.

    2) Утро ясное, солнечное.

    3) Читать вечером книги моё любимое занятие.

    4) Снег у крыльца как песок зыбучий.

    5) Двадцать делится на два.

    6) Летние ночи Петербурга это непрерывная вечерняя заря.

    7) Средняя скорость ветра двадцать километров в час.

    Переделайте предложения так, чтобы простое глагольное сказуемое стало составным именным.

    Образец : Улица опустела. Улица стала пустой.

    1. Он часто является ко мне.

    2. Мальчик быстро взрослеет.

    3. Брат руководит группой.

    Высокий уровень : Разберите предложения. Установите, в каких из них подлежащее выражено словосочетанием, а в каких – одним словом.

    1) Николай с Денисовым ходили по залам.

    2) Комендантша с дочерью удалились.

    3) Через пять минут на опустевшей площади остались только Давыдов с Макаром.

    4) Отец с сыном шёл в город.

    5) Вошла Фенечка с Митей на руках.

    6) Розанов с Райнером встретились горячо, по-приятельски.

    7) На дороге показался всадник с конём.

    Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Подчеркните главные члены предложения, определите, чем они выражены. Укажите вид сказуемого.

    1) Летний вечер тих и ясен.

    2) З…л…той метелью мчит…ся ж…лтый лист.

    3) Мес…ность р….внин….а, и река (с,з)десь широка и длин…а.

    4) Мы медле….о стали пр…бл…жаться к вершине горы.

    5) По Северному морскому пути в это лето сновал… великое множество судов.

    6) Девочка была огорче…а прои…шедшим.

    7) В этом году осень тёплая.

    Спишите, поставьте, где необходимо, тире.

    1) Простота есть необходимое условие прекрасного.

    2) Дело художника рождать искусство.

    3) Хороший вкус это прежде всего чувство меры.

    4) Сегодня море как небо.

    5) Озеро словно зеркало.

    6) Очень важное проявление вежливости поздороваться первым.

    7) Жизнь нескончаемый экзамен.

    8) Для меня жить значит работать.

    Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните сказуемые и укажите, чем они выражены.

    Датчанин Иоганн Даль пр…успел в изучени… языков. (В)начале он начал изучать немец…ий францу…кий (за)тем английский рус…кий и блестяще овл…дел ими. Всего он знал семь языков.

    Слава о т…лантл…вом лингвисте дошла до Санкт-Петербурга и Екатерина II решила пр…гласить его на должность б…бл…отекаря. М…л…дой уч…ный пр…был в рус…кую ст…лицу и решил остат…ся в Рос…ии. Он г…тов был верно и преда…о служить ей. Даль стремился всю жизнь зан…мат…ся не только интересным для него но и полезным для общества делом. Эту черту (в)последств… будет старат…ся унаследовать от отца и старший сын Владимир.

    Расставьте знаки препинания.

    1. Наш дар бессмертный речь (И. Бунин).

    2. Лес ценнейшее сырье.

    3. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь (А. Твардовский).

    4. Пруд как блестящая сталь (А. Фет).

    5. Бедность не порок.

    6. Её уста как свежая роза рдеют.

    7. Слово одежда всех фактов, всех мыслей (А. М. Горький).

    Высокий уровень: Спишите, укажите, чем выражено подлежащее и как с ним согласуется сказуемое.

    1) Вошла Фенечка с Митей на руках.

    2) Два бойца сидят в дозоре над холодною водой.

    3) Вдруг под ногами вспыхнуло множество огней и ослепило Лизу.

    4) Большинство пассажиров дремали.

    5) За столом сидело восемь человек.

    6) Некоторые раненые стонали, но большинство молчало.

    Перепишите, согласуя сказуемое с подлежащим.

    1) В ауле множество собак встретил… нас громким лаем.

    2) Базаров с Аркадием уехал…на другой день.

    3) В беседке сидел…Фенечка с Дуняшей и Митей на руках.

    4) Несколько лодок валял…сь на берегу.

    5) Большинство людей хотел… что-нибудь делать.

    Переделайте предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире.

    1. С детских лет путешествия были моей заветной мечтой.

    2. Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами.

    3. Старый охотник стал моим лучшим другом.

    4. Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада.

    5. Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной.

    Найдите ошибки в употреблении предлогов и исправьте их.

    1. Она начала сторониться от своих сверстниц, искать общества среди старших.

    2. Команда была уверена в свою победу.

    3. Николай очень переживал о болезни брата.

    4. Этот человек привлекал к себе симпатии в окружающих.

    5. Серьезностью, любовью к книге Наташа резко отличалась среди девочек.

    Перепишите, ставя глаголы в прошедшем времени.

    1) Перила неожиданно (сломаться).

    2) Рельс ( прогнуться).

    3) РТС (закончить) подготовку к весеннему севу.

    4) Чернил… (засохнуть).

    5) Повидло (засахариться).

    Средний уровень : Переделать предложения так, чтобы простое глагольное сказуемое стало составным именным.

    Образец : Улица опустела. Улица стала пустой .

    1. Он часто является ко мне.

    2. Мальчик быстро взрослеет.

    3. Брат руководит группой.

    Определить вид сказуемого в предложениях.

    1. Мы слушаем радио. Сегодня будем слушать интересную передачу. Мы начнем слушать эту передачу после ужина. Он будет слушателем школьного лектория.

    2. Будь ты в этом доме хозяйкой. Ты будь дома сегодня. Улицы были украшены флагами и ярко освещены.

    3. Я гордился бы тобой. Я был бы горд тобой. Я горжусь тобой.

    Замените полные формы причастий и прилагательных краткими формами. С некоторыми из них составьте предложения. Каким членом предложения является краткая форма? Какие правила правописания причастий и прилагательных вы применили?

    Затерянные ключи, пустынная местность, отремонтированная комната, засеянное поле, свежий хлеб, выкрашенные стены, исправленная и переписанная рукопись, юные артисты, трескучий мороз, горячий песок, неуклюжий медведь, безжизненная пустыня, колючий шиповник, упакованные и отправленные грузы.

    Подчеркни только составные именные сказуемые. Подпиши, чем они выражены.

    1. Пироги из дрожжевого теста выглядели очень аппетитно.

    2. В скромном палисаднике пахло нарциссами и травой.

    3. Отец всё время оставался спокойным: он был уверен в искусстве лодочника.

    4. Алюминиевые миски ровными шеренгами выстроились на клеёнке.

    5. Между мисками строго симметрично расставлены горки чёрного хлеба.

    6. Шёлк не рвётся, булат не гнётся.

    Запиши номера предложений, в которых:

    простые глагольные сказуемые №_________________________

    составные глагольные сказуемые №_________________________

    составные именные сказуемые №_________________________

    1. Отец мой был крестьянин (В. Шукшин).

    2. Он был не в состоянии думать о своих делах (А. С. Пушкин).

    3. Это было в детстве (А. Битов).

    4. Я буду у вас (А. М. Горький).

    5. Он был в летах и очень тучен (М. Шагинян).

    6. Где ты был трое суток? (В. Быков).

    Поставить тире, где это необходимо, объяснить.

    1. Писательство не ремесло и не занятие.

    2. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун большой праздник для крестьянских мальчиков (И. Тургенев).

    3. Тринадцать цифра загадочная и волнующая воображение.

    4. Дело художника противостоять страданию всеми силами, всем талантом.

    5. Счастье умов благородных видеть довольство вокруг (Н. Некрасов).

    6. Курить здоровью вредить (Пословица).

    7. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти (Л. Толстой).

    Переделать предложения, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире.

    1. С детских лет путешествия были моей заветной мечтой.

    2. Грузинские деревни издали кажутся сплошными садами.

    3. Старый охотник стал моим лучшим другом.

    4. Конец сентября в Москве был порой осеннего листопада.

    5. Человек труда стал основной темой творчества скульптора Мухиной.

    Укажите номера предложений, в которых:

    а) сказуемое простое глагольное;

    б) сказуемое составное глагольное;

    в) сказуемое составное именное.

    1. Ребята успешно начали новый учебный год.

    2. Бумага делается из древесины.

    3. В комнате делается душно.

    4. Лекция обещает быть интересной.

    5. Он обещает быть у нас завтра.

    6. Каждый человек должен трудиться для общества. (А. Чехов).

    7. Я начал разыскивать свою сестру.

    8. Российские ученые будут совершенствовать методы исследования космоса.

    Расставьте знаки препинания.

    1. Наш дар бессмертный речь (И. Бунин).

    2. Лес ценнейшее сырье.

    3. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь (А. Твардовский).

    4. Пруд как блестящая сталь (А. Фет).

    5. Бедность не порок.

    6. Её уста как свежая роза рдеют.

    7. Слово одежда всех фактов, всех мыслей (А. М. Горький).

    Запишите номера предложений, в которых:

    а) тире между подлежащим и сказуемым не ставятся

    б) сравнительный оборот с союзом как выделяется запятыми

    Найдите и выпишите соответствия (к цифре предложения запишите соответствующую букву).

    1. Слово не воробей.

    2. Без нее грош цена всем этим патронам (В. Некрасов).

    3. Я честный человек и никогда не говорю комплиментов.

    4. Я ужасно рада, что ты мой брат.

    5. Я – сын сторожа.

    6. Наша задача – служение Отчизне.

    А – подлежащее выражено личным местоимением.

    Б – подлежащее вместе со сказуемым образует неразложимый фразеологический оборот.

    В – перед сказуемым стоит отрицательная частица не .

    Г – один член основы выражен именем существительным, другой неопределенной формой глагола.

    Д – авторский знак препинания.

    Разобрать по членам предложения.

    1. На снегу виднелись следы лапок зайца.

    2. Рыжий хвост лисы мелькнул в кустах.

    3. Ребята сооружали постройки из мокрого песка.

    4. Добыча пищи была его основной заботой.

    5. Дни рождения ребят отмечали в классе.

    Высокий уровень : Закончите начатые предложения так, чтобы в их состав вошли именные и глагольные составные сказуемые.

    Произведите синтаксический разбор двух-трех предложений с составным именным и составным глагольным сказуемыми.

    1. Александр Сергеевич Пушкин является (величайшим русским писателем).

    2. Повесть “Капитанская дочка” была (одним из замечательных произведений А. С. Пушкина).

    3. Основу повести составляют (картины народной войны под руководством Пугачева).

    4. Настоящим героем описанных в повести событий по праву считается (предводитель крестьянского восстания Емельян Пугачев).

    5. Маша Миронова – (есть) (любимый женский образ в повести А. С. Пушкина).

    Закончите начатые предложения так, чтобы в их состав вошли именные и глагольные составные сказуемые.

    Произведите синтаксический разбор двух-трех предложений с составным именным и составным глагольным сказуемыми.

    1. Жизнь в Белогорской крепости сделалась для Гринева (не только сносною, но даже и приятною).

    2. Муж и жена Мироновы были (люди самые почтенные).

    3. Иван Кузьмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был (человек необразованный и простой, но самый честный и добрый).

    4. Мария Ивановна скоро перестала (дичиться).

    5. В крепости П. А. Гринев был (произведен в офицеры) и принял (участие в защите крепости от войск Пугачева).

    Как можно сформулировать тему, которую раскрывают высказывания поэтов и писателей?

    Подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Какой частью речи они выражены? Объяснить постановку тире при пропуске связки в составном именном сказуемом и запятых при однородных членах предложения.

    1. Жить на земле, душой стремиться в небо – вот человека редкостный удел (Сол.). 2. Рожденный ползать летать не может (М. Г.). 3. Красная гвоздика – спутница тревог. Красная гвоздика – наш цветок. Любовь, и смерть, и кровь, и пламя переплелись в цветке отцов. И вместе с нами, вместе с нами он в добрый, в трудный путь готов (Ош.). 4. Мы помним о том, что любое Сегодня – всего лишь завтрашнее Вчера (Рожд.). 5. Поэзия есть жизнь, действие, борьба, страсть. (Черн.) 6. Стихи – совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом (Брюс).

    Какой одной общей мыслью объединены данные предложения?

    Найти в предложениях подлежащие и сказуемые. Объяснить постановку тире при пропуске связки в составном именном сказуемом.

    Подобрать синонимы к словам родина (отечество, отчизна); героизм (геройство, доблесть); страна (сторона, край, местность; государство, держава, земля)

    Разобрать по составу слова: патриотизм, отечество, Родины, наследником, господин, ответственность, принадлежит. Произвести фонетический разбор слов: жизнь, лежит, любить, вперед.

    1. Долг перед отечеством – святыня человека (Сух.). 2. Патриот тот, кто в самые трудные минуты для Родины берется за самые трудные ее дела (Павл.). 3. Энергия – это сила любви к намеченной цели (Павл.). 4. Зажигает только тот, кто сам горит. Большая душа, как большой костер, издалека видна (Павл.). 10. Жизнь – не те дни, что прошли, а те, что запомнились (Павл.).

    Какой одной общей мыслью объединены данные предложения?

    Найти в предложениях подлежащие и сказуемые. Объяснить постановку тире при пропуске связки в составном именном сказуемом.

    1. В любви к отечеству мы не уступим ни одному народу и доказали это не раз перед целым светом (К. Ушинский). 2 . Наша цель – внушить молодежи любовь и веру в жизнь. Мы хотим научить людей героизму. Нужно, чтобы человек понял, что он творец и господин мира, что на нем лежит ответственность за все несчастья на земле и ему же принадлежит слава за все доброе, что есть в жизни (М. Г.). 3. Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать (Шол.). 4. Мы любим свое отечество, этот воздух, которым мы дышим (Ф.).

    Высокий уровень : 1. Спишите текст, подчеркните главные члены предложения. 2. Выпишите в столбик подлежащие, в скобках укажите, чем они выражены, подчеркните неоднословные подлежащие, объясните, чем вызвано их употребление; установите, много ли отвлеченных существительных в роли подлежащего в этом научном тексте. 3. Выпишите в столбик сказуемые, в скобках укажите их тип и способ выражения, подчеркните глагольные сказуемые, выраженные фразеологизмами. Почему в тексте много глаголов-сказуемых в настоящем времени, обозначают ли эти формы какое-то конкретное время?

    Развитие красноречия обычно сопровождается общим подъемом национальной речевой культуры.

    Ораторская речь – это своеобразный синтез средств и приемов выражения, характерных как для разговорной, так и для книжной речи. Широкое употребление этих разнообразных по своему характеру речевых средств приводит к расширению и обогащению литературного языка, появлению новых соотношений между элементами книжными и разговорными. Развитие ораторской речи способствует открытию новых и пересмотру имеющихся возможностей речевого общения, расширяет самые функции и сферы применения литературного языка. Ораторская речь – это речь публичная, яркая, выразительная. Эти качества отличают красноречие от обычной разговорно-бытовой речи.

    Выпишите в столбик сказуемые, в скобках укажите их тип и способ выражения, подчеркните глагольные сказуемые, выраженные фразеологизмами. Почему в тексте много глаголов-сказуемых в настоящем времени, обозначают ли эти формы какое-то конкретное время?

    Чтобы сделать выступление ярким и сильным, ораторы прибегают ко многим художественно-изобразительным средствам, типичным в первую очередь для произведений художественной литературы. Вместе с развитием красноречия и усилением в нем художественно-эстетических элементов улучшается и качество разговорно-бытовой речи. Ораторское слово, отличающееся интонационной выразительностью, также благотворно влияет на развитие и совершенствование изобразительных возможностей общенародной разговорной речи.

    Известно, что красноречивые профессора и адвокаты XIX века производили сильное впечатление на своих слушателей, пробуждали в них желание говорить красиво и выразительно.

    Выпишите в столбик сказуемые, в скобках определите, чем они выражены; назовите возможные случаи синонимии сказуемых, установите, какими смысловыми и стилистическими оттенками отличаются параллельные формы.

    Лицо Ноздрева, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю. Таких людей приходилось всякому встречать не мало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы. В их лицах всегда видно что-то открытое, удалое. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе: ты. Дружбу заведут, кажется, навек; но всегда так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке. Они всегда говоруны, кутилы, ловкачи, народ видный. Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и в двадцать: охотник погулять.

    1. Спишите текст, подчеркните главные члены предложения. 2. Над основой двусоставных предложений надпишите д., над основой односоставных – о. 3. Найдите предложения, неполные из-за отсутствия в них подлежащего, надпишите над сказуемыми н. и в скобках восстановите подлежащее. 4. *Объясните, в каком значении употребляется глагольное сказуемое в настоящем времени, как последовательность такого употребления характеризует текст.

    Вот я вижу себя снова в деревне, глубокой осенью. Дни стоят синеватые, пасмурные. Утром я сажусь в седло и с одной собакой, с ружьем и с рогом уезжаю в поле. Ветер звонит и гудит в дуло ружья, ветер крепко дует навстречу, иногда с сухим снегом. Целый день я скитаюсь по пустым равнинам. Голодный и прозябший, возвращаюсь я к сумеркам в усадьбу, и на душе становится так тепло и отрадно, когда замелькают огоньки Выселок и потянет из усадьбы запахом дыма, жилья. Помню, у нас в доме любили в эту пору «сумерничать», не зажигать огня и вести в полутемноте беседы. Войдя в дом, я нахожу зимние рамы уже вставленными, и это еще более настраивает меня на мирный зимний лад. В лакейской работник топит печку, и я, как в детстве, сажусь на корточки около вороха соломы, резко пахнущей уже зимней свежестью, и гляжу то в пылающую печку, то на окна, за которыми, синея, грустно умирают сумерки. Потом иду в людскую. Там светло и людно: девки рубят капусту, мелькают сечки, я слушаю их дробный, дружный стук и дружные, печально-веселые деревенские песни.

    1. Спишите текст, подчеркните грамматические основы предложений. 2. Выпишите сказуемые и в скобках укажите их тип, у глагольных сказуемых определите вид и время.

    3. Выпишите слова, помогающие изобразить затянутость сцены прощания, объясните, какой эффект создают составные глагольные сказуемые, глагол понаведался. 4. Объясните, как автор избегает стилистически нежелательного повтора в назывании действующих лиц (нужно рассмотреть подлежащие, в том числе и пропущенные).

    Манилов был совершенно растроган. Оба приятеля долго жали друг другу руку и долго смотрели молча один другому в глаза, в которых видны были навернувшиеся слезы. Манилов никак не хотел выпустить руки нашего героя и продолжал жать ее так горячо, что тот уже не знал, как ее выручить. Наконец, выдернувши ее потихоньку, он сказал, что не худо бы купчую совершить поскорее и хорошо бы, если бы он сам понаведался в город. Потом взял шляпу и стал откланиваться.


    источники:

    http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/sintaksis/44482-tipy-skazuemyh-tablica-s-primerami.html

    http://infourok.ru/raznourovnevie-kartochki-po-ruusskomu-yaziku-na-temuglavnie-chleni-predlozheniya-klass-1170028.html