Подчеркните подлежащее и составное глагольное сказуемое владимир начинал сильно беспокоиться

Грамматическая основа простого предложения

Презентация разработана для спо (лицей) по специальности «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

Просмотр содержимого документа
«Грамматическая основа простого предложения»

Грамматическая основа предложения

Грамматическая основа предложения

  • Что такое подлежащее ?
  • Какими частями речи может быть выражено подлежащее ?
  • Как подчеркивается подлежащее ?
  • Помощь:стр 290, таблица 46

  • Существительное или местоимение в именительном падеже
  • Прилагательное, причастие, инфинитив, выступающие в роли существительного.
  • Синтаксически неделимое словосочетание. Н-р.На грядке цветут анютины глазки

Выпишите подлежащее из предложений

  • 1. Девушка как-то сразу поняла, что он всё время хочет есть.
  • 2. Она не сводит глаз с дороги, что идёт через рощу.
  • 3. Присутствующие не обратили на него никакого внимания.
  • 4. Решить этот вопрос – наша главная задача.
  • 5. Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио.
  • 6. Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы.

  • 1Девушка как-то сразу поняла, что он всё время хочет есть.
  • 2Она не сводит глаз с дороги, что идёт через рощу.
  • 3Присутствующие не обратили на него никакого внимания.
  • 4Решить этот вопрос – наша главная задача.
  • 5Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио.
  • 6Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы.

Что называется сказуемым ?

На какие вопросы отвечает ?

Простое глагольное сказуемое

  • Выражается спрягаемыми формами глагола. Состоит из одного слова-глагола
  • Лексическое и грамматическое значение заключено в одном слове-глаголе в одном из наклонений
  • Н-Р. На село опускался туман.

Выпишите сказуемое из каждого предложения

  • 1.В синем небе звёзды блещут.
  • 2.Мы будем петь и веселиться.
  • 3.Тут он было вышел, да остановился в дверях.
  • 4.4Иван Иванович тоже приказал долго жить.
  • 5.А он взял да и ушёл.
  • 6.У меня нет желания идти туда.

Простое глагольное сказуемое

  • В синем небе звёзды блещут.
  • Мы будем петь и веселиться.
  • Тут он было вышел, да остановился в дверях.
  • Иван Иванович тоже приказал долго жить.
  • А он взял да и ушёл.
  • У меня нет желания идти туда.

Составное глагольное сказуемое

  • Помощь: стр 284,таблица47
  • Состоит из двух слов:
  • основной части(Н.Ф. глагола-инфинитив)+спрягаемая форма( вспомогательный глагол)
  • В основной части(инфинитив) выражается лексическое значение, во вспомогательном глаголе- (таблица 47) грамматическое значение.

Спишите, подчеркните сказуемое

  • 1.Владимир начинал сильно беспокоиться.
  • 2.Со старыми знакомыми он перестал видеться.
  • 3.В одиночестве способен жить не всякий.
  • 4.Дубровский принуждён был выйти в отставку и поселиться в деревне.

Составное глагольное сказуемое

  • Владимир начинал сильно беспокоиться.
  • Со старыми знакомыми он перестал видеться.
  • В одиночестве способен жить не всякий.
  • Дубровский принуждён был выйти в отставку и поселиться в деревне.

Составное именное сказуемое

  • Помощь : стр297, таблица 48
  • Составное именное сказуемое состоит из глагола связки( грамматическое значение сказуемого: время, лицо,наклонение) и именной части( лексическое значение сказуемого)
  • Н-Р.Я буду врачом.

Назовите сказуемое. Определите его тип.

  • Бопре в отечестве своём был парикмахером.
  • Цитадель стояла безмолвной и неприступной.
  • Жизни даль лежит светла, необозрима.
  • Всё было в порядке.
  • Работа выполнена безупречно.(Глагол –связка быть=есть в настоящем времени опускается)

Составное именное сказуемое

  • Бопре в отечестве своём был парикмахером.
  • Цитадель стояла безмолвной и неприступной.
  • Жизни даль лежит светла, необозрима.
  • Всё было в порядке.
  • Работа выполнена безупречно.

Сколько здесь грамматических основ? Укажите цифрой.

Чернышевский был очень близорук, вследствие чего с ним нередко происходили смешные недоразумения; например, раз, придя ко мне в комнату, он раскланялся с моей шубой, которая была брошена на стуле и которую он принял за даму; в другой раз возле него на стуле лежала моя муфта, и он гладил её, воображая, что это кошка…

Чернышевский был очень близорук, вследствие чего с ним нередко происходили смешные недоразумения ; например, раз, придя ко мне в комнату, он раскланялся с моей шубой, которая была брошена на стуле и которую он принял за даму; в другой раз возле него на стуле лежала моя муфта , и он гладил её, воображая, что это кошка … 8

Выпишите грамматическую основу предложений:

  • 1)Не было безнадёжности.
  • 2)Всё было в порядке.
  • 3)Когда-нибудь надо уйти.
  • 4)У нас в школе создают музей ко Дню Победы.
  • 5)Возьмите эти письма, ребята.
  • 6)Я захотел взять карандаши и нарисовать что-нибудь красивое.

Сколько грамматических основ в предложении?

  • 1) Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему точные слова.
  • 2) Стоят деревья у воды,и полдень с дерева крутого закинул облако в пруды,как переметы рыболова.
  • 3) Я был готов любить весь мир

  • 1-3
  • 2-2
  • 3-1

Контроль усвоения .Продолжи предложение

  • 1 Подлежащее- это главный … и отвечает…
  • 2. Подлежащее может быть выражено именем существительным,…
  • 3 Сказуемое -это главный… и отвечает…
  • 4 По типу сказуемое бывает: простое….
  • 5.Грамматическая основа-это

Составное глагольное сказуемое

1. Запишите в тетради число и тему урока.

Прочитайте предложения, запишите их, выделите грамматические основы. Определите, что общего в этих конструкциях:

Владимир начинал сильно беспокоиться.

Андрюша начал учиться чистописанию гораздо раньше меня.

И музыка перестала шевелить их.

Мы любили слушать его.

Она принялась бранить мужа.

Полина и я не могли опомниться.

Неужели ты хочешь убить верного раба?

Что интересного вы заметили в составе сказуемых в данных предложениях?

Со­став­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое со­сто­ит из двух ча­стей:

а. вспо­мо­га­тель­ная часть (гла­гол в спря­га­е­мой форме) вы­ра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние (время, на­кло­не­ние и т.д.);

б. ос­нов­ная часть (неопре­де­лён­ная форма гла­го­ла – ин­фи­ни­тив) вы­ра­жа­ет лек­си­че­ское зна­че­ние.

Со­став­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое = вспо­мо­га­тель­ный гла­гол + ин­фи­ни­тив

Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.

Схема по­стро­е­ния со­став­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го.

» jsaction=»rcuQ6b:WYd;»>

Но не любое со­че­та­ние спря­га­е­мо­го гла­го­ла с ин­фи­ни­ти­вом яв­ля­ет­ся со­став­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым! Для того чтобы такое со­че­та­ние было со­став­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, долж­но быть вы­пол­не­но два усло­вия :

1. Вспо­мо­га­тель­ный гла­гол дол­жен быть лек­си­че­ски непол­нознач­ным, то есть его од­но­го (без ин­фи­ни­ти­ва) недо­ста­точ­но, чтобы по­нять, о чем идёт речь в пред­ло­же­нии.

Я начал – что де­лать?; Я хочу – что де­лать?

Не пу­тай­те! Со­став­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое с со­че­та­ни­ем ска­зу­е­мо­го с ин­фи­ни­ти­вом, ко­то­рый в пред­ло­же­нии яв­ля­ет­ся об­сто­я­тель­ством цели!

Она при­се­ла (с какой целью?) от­дох­нуть.

2.Дей­ствие ин­фи­ни­ти­ва долж­но от­но­сить­ся к под­ле­жа­ще­му.

Я хочу петь. Хочу петь – со­став­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое (хочу – я, петь буду – я).

Не пу­тай­те! Если дей­ствие ин­фи­ни­ти­ва от­но­сит­ся к дру­го­му члену пред­ло­же­ния, то ин­фи­ни­тив не вхо­дит в со­став ска­зу­е­мо­го, а яв­ля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ным чле­ном.

Я про­сил её спеть. Про­сил – про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое, спеть – до­пол­не­ние (про­сил – я, петь будет – она).

Презентация «Грамматическая основа предложения» в 8 классе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Грамматическая основа предложения

Грамматическая основа предложения подлежащее сказуемое

Подлежащее Существительное или местоимение в именительном падеже Прилагательное, причастие, инфинитив, выступающие в роли существительного. Синтаксически неделимое словосочетание.

Девушка как-то сразу поняла, что он всё время хочет есть. Она не сводит глаз с дороги, что идёт через рощу. Присутствующие не обратили на него никакого внимания. Решить этот вопрос – наша главная задача. Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио. Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы.

Девушка как-то сразу поняла, что он всё время хочет есть. Она не сводит глаз с дороги, что идёт через рощу. Присутствующие не обратили на него никакого внимания. Решить этот вопрос – наша главная задача. Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио. Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы.

Сказуемое Простое составные глагольное глагольное именное

Простое глагольное сказуемое В синем небе звёзды блещут. Мы будем петь и веселиться. Тут он было вышел, да остановился в дверях. Иван Иванович тоже приказал долго жить. А он взял да и ушёл. У меня нет желания идти туда.

Простое глагольное сказуемое В синем небе звёзды блещут. Мы будем петь и веселиться. Тут он было вышел, да остановился в дверях. Иван Иванович тоже приказал долго жить. А он взял да и ушёл. У меня нет желания идти туда.

Составное глагольное сказуемое Владимир начинал сильно беспокоиться. Со старыми знакомыми он перестал видеться. В одиночестве способен жить не всякий. Дубровский принуждён был выйти в отставку и поселиться в деревне.

Составное глагольное сказуемое Владимир начинал сильно беспокоиться. Со старыми знакомыми он перестал видеться. В одиночестве способен жить не всякий. Дубровский принуждён был выйти в отставку и поселиться в деревне.

Составное именное сказуемое Бопре в отечестве своём был парикмахером. Цитадель стояла безмолвной и неприступной. Жизни даль лежит светла, необозрима. Всё было в порядке. Работа выполнена безупречно.

Составное именное сказуемое Бопре в отечестве своём был парикмахером. Цитадель стояла безмолвной и неприступной. Жизни даль лежит светла, необозрима. Всё было в порядке. Работа выполнена безупречно.

Сколько здесь грамматических основ? Чернышевский был очень близорук, вследствие чего с ним нередко происходили смешные недоразумения; например, раз, придя ко мне в комнату, он раскланялся с моей шубой, которая была брошена на стуле и которую он принял за даму; в другой раз возле него на стуле лежала моя муфта, и он гладил её, воображая, что это кошка…

Чернышевский был очень близорук, вследствие чего с ним нередко происходили смешные недоразумения; например, раз, придя ко мне в комнату, он раскланялся с моей шубой, которая была брошена на стуле и которую он принял за даму; в другой раз возле него на стуле лежала моя муфта, и он гладил её, воображая, что это кошка…

Выпишите грамматическую основу предложений: 1)Не было безнадёжности. 2)Всё было в порядке. 3)Когда-нибудь надо уйти. 4)У нас в школе создают музей ко Дню Победы. 5)Возьмите эти письма, ребята. 6)Я захотел взять карандаши и нарисовать что-нибудь красивое. 7)Мы получили задание собрать гербарий.

Сколько грамматических основ в предложении? 1) Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему точные слова. 2) Всё уже ,кажется, сыграно, всё спето, но нет, вновь и вновь обращаются к Пушкину, открывают что-то новое, доселе неведомое. 3) Стоит взглянуть на дело человеческих рук — и сразу понятно, это затем-то и для того-то.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

Урок русского языка в 8 классе «Грамматическая (предикативная) основа предложения»

Урок русского языка в 8 классе

«Грамматическая (предикативная) основа предложения»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: 1) познакомить учащихся с видами предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные, 2) научить определять предикативность предложения — его отношение к описываемому фрагменту действительности (реальному / нереальному), разграничивать односоставные и двусоставные предложения.

обучающая: научить различать виды предложений, по наличию или отсутствию главных членов предложения, научить определять предикативность предложения.

развивающая: способствовать овладению культурой устной речи, формировать умение высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения; развивать навык пользования орфографическим словарем;

воспитательная: воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков работы в группе.

  • Тихонова Мария ВладимировнаНаписать 1564 18.04.2018

Номер материала: ДБ-1471629

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    18.04.2018 534
    17.04.2018 488
    14.04.2018 143
    12.04.2018 391
    10.04.2018 123
    10.04.2018 133
    10.04.2018 163
    07.04.2018 1299

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://www.sites.google.com/a/school97.ru/distancionnye-uroki-russkogo-azyka/8-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81/%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B5

http://infourok.ru/prezentaciya-grammaticheskaya-osnova-predlozheniya-v-klasse-2892427.html