Подчеркнуть глаголы как сказуемое

Как подчеркиваются части речи в русском языке – правило, примеры

В школе часто дают задание выполнить морфологический или синтаксический разбор. И хотя и морфология, и синтаксис входят в раздел «грамматика», все же это не одно и то же. Давайте разберемся в этом вопросе и выясним, почему невозможно однозначно ответить на вопрос «Как подчеркиваются части речи в русском языке?»

Что мы знаем о частях речи

Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.

Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.

Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)

Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль.

Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.

Что такое синтаксическая роль

Синтаксическая роль – это та роль, которую слово играет в предложении, каким членом предложения оно является. В разборе мы обычно выписываем слово вместе с тем, к которому оно относится, и ставим вопрос, а затем подчеркиваем слово так, как надо.

Например, было предложение «Как красив лес ранней осенью!» и на интересует слово «ранней». Мы пишем: «осенью какой? ранней» и подчеркиваем «ранней» волнистой линией.

Подчеркиваются не части речи, а члены предложения.

Как и что подчеркивается?

В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:

Подлежащее – одной чертой

Сказуемое – двумя чертами

Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)

Определение – волнистой линией

В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.

Приложение – это вид определения, поэтому он тоже подчеркивается волнистой линией.

Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно фатально ошибиться.

Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи

Один и тот же член предложения может выражаться разными частями речи; и наоборот, одна и та же часть речи может быть разными членами предложения (иногда любым из них).

Рассмотрим пример с существительным.

Существительное в именительном падеже может быть только главным членом предложения.

Дом стоит на берегу. (говорится о доме. Что? дом. Это подлежащее)

Читать – ее страсть. (подлежащее – читать; о нем сообщается, что это страсть. Читать – что такое? Страсть. Это сказуемое)

В позиции второстепенных членов существительное обычно стоит в одном из косвенных падежей.

Исключение – приложение, которое чаще всего стоит в том же падеже, что и определяемое существительное, то есть, если относится к подлежащему, то стоит тоже в именительном падеже.
Река Нева протекает по Ленинградской области. Нева – приложение (река какая? Нева)

Я прочитал статью. (прочитал что? статью; это дополнение)

У меня есть юбка в клетку. (юбка какая? в клетку; это определение)

Мы уехали из города. (уехали откуда? из города; это обстоятельство)

Таблица-помощник

Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.

Член предложения

Как подчеркивается

Вопросы

Части речи

Кто? Что? о чем говорится в предложении?

Существительное, местоимение, числительное, инфинитив глагола, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.)

Что делает? что это? Каков? что сообщается о подлежащем?

Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.)

Вопросы косвенных падежей

Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание

Какой? чей? который по счету?

Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное

Где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени?

Наречие, деепричастие, существительной, местоимение, инфинитив

Что мы узнали?

Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.

Глагол-сказуемое

Глагол-сказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние под­ле­жа­ще­го и отве­ча­ет на вопро­сы что дела­ет? что сде­ла­ет? что сделал?

В про­стом пред­ло­же­нии под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое состав­ля­ют его грам­ма­ти­че­скую осно­ву. Сказуемое пояс­ня­ет под­ле­жа­щее и обо­зна­ча­ет, что про­ис­хо­дит с пред­ме­том, како­во его состо­я­ние, каков он и т.д. Этот глав­ный член пред­ло­же­ния может выра­жать­ся с помо­щью слов раз­ных частей речи. Обозначая дей­ствие, ска­зу­е­мое чаще все­го явля­ет­ся гла­го­лом в раз­ных грам­ма­ти­че­ских формах.

Рассмотрим более деталь­но эти виды глагола-сказуемого.

Простое глагольное сказуемое

В пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое может быть выра­же­но гла­го­лом в фор­ме одно­го из наклонений.

Глагол в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии име­ет фор­мы насто­я­ще­го, буду­ще­го и про­шед­ше­го времени.

Выражается сле­ду­ю­щи­ми фор­ма­ми гла­го­лаПримеры
Формой насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни глаголаРоссия гото­вит­ся к Олимпиаде в Сочи. За пра­во её про­ве­де­ния в сво­ей стране боро­лись многие.
Формами услов­но­го и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния глаголаЧитал бы ты поболь­ше книг.
Пусть сбу­дут­ся мои мечты.
Формой буду­ще­го вре­ме­ни глаголаВас будут при­гла­шать на роли глав­ных героинь.

В фор­ме насто­я­ще­го вре­ме­ни глагол-сказуемое обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое соот­но­сит­ся с момен­том речи о нём.

Я (что делаю?) рисую луг с цве­ту­щи­ми ромашками.

Ты (что дела­ешь?) зво­нишь по телефону.

Саша (что дела­ет?) ката­ет­ся на велосипеде.

Глагол в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние, кото­рое про­изо­шло до раз­го­во­ра о нём. Эта гла­голь­ная фор­ма ска­зу­е­мо­го изме­ня­ет­ся по родам и числам.

На заре петух (что сде­лал?) захло­пал кры­лья­ми и звон­ко про­ку­ка­ре­кал .

Белая роза (что сде­ла­ла?) р асцве­ла в палисаднике.

Багряное солн­це (что сде­ла­ло?) зашло за лес.

Простое гла­голь­ное ска­зу­е­мое, выра­жен­ное гла­го­лом в фор­ме буду­ще­го вре­ме­ни, обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое состо­ит­ся после сооб­ще­ния о нём.

Кто (что сде­ла­ет?) пой­дет со мной в кино?

Имеем в виду, что гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют слож­ные фор­мы буду­ще­го вре­ме­ни, кото­рые состо­ят из спря­га­е­мо­го гла­го­ла «быть» и неопре­де­лён­ной фор­мы гла­го­ла (инфи­ни­ти­ва). В таком слу­чае про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое скла­ды­ва­ет­ся из двух слов.

Скоро я (что сде­лаю?) буду читать эту повесть.

Утром ты (что сде­ла­ешь?) будешь купать­ся в реке?

Дедушка (что сде­ла­ет?) будет смот­реть эту пере­да­чу обязательно.

Аналогично про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое выра­жа­ет­ся несколь­ки­ми сло­ва­ми, если это гла­гол в слож­ной фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния.

Давай пой­дём в лес за грибами.

Сказуемое-глагол в фор­ме услов­но­го накло­не­ния выра­жа­ет дей­ствие, кото­рое мог­ло бы состо­ять­ся при опре­де­лен­ных условиях.

Я позво­нил бы тебе, если бы это было не позд­нее время.

Отличаем слож­ные фор­мы про­сто­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го от состав­но­го гла­голь­но­го сказуемого.

Составное глагольное сказуемое

Составное гла­голь­ное ска­зу­е­мое скла­ды­ва­ет­ся из двух обя­за­тель­ных компонентов:

  1. вспо­мо­га­тель­ный глагол;
  2. неопре­де­лен­ная фор­ма глагола.

Я хочу узнать эту дав­нюю исто­рию со все­ми подробностями.

В этом соче­та­нии пер­вый гла­гол выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние накло­не­ния, вре­ме­ни, чис­ла, лица или рода. Второй гла­гол в неопре­де­лён­ной фор­ме несет основ­ную смыс­ло­вую нагруз­ку. С его помо­щью мож­но узнать, что гово­рит­ся о под­ле­жа­щем, какое дей­ствие оно выполняет.

Чтобы отли­чить слож­ные фор­мы ПГС от СГС, уточ­ним, что обо­зна­ча­ют вспо­мо­га­тель­ные глаголы:

1. нача­ло, про­дол­же­ние или конец дей­ствия (фазис­ные глаголы)

Ты сей­час нач­нёшь кра­сить эту стену?

Несмотря на дождь и силь­ный ветер, он про­дол­жал идти быст­рым шагом.

2. воле­изъ­яв­ле­ние, жела­ние, намерение

Николай хочет рас­ска­зать нам о сво­ём путешествии.

Кто жела­ет отве­тить на этот вопрос?

Анна ста­ра­лась не отста­вать от нас.

3. эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние дей­ству­ю­ще­го лица

Вера наде­я­лась успеш­но сдать экзамен.

Ты наконец-то решил­ся позво­нить нам?

Все зна­ют, как он любит пошу­тить .

4. неко­то­рые без­лич­ные гла­го­лы (сто­ит, сле­ду­ет, тре­бу­ет­ся и пр.)

Следует заме­тить , что пора закон­чить обсуждение.

Вспомогательная часть ска­зу­е­мо­го может выра­жать­ся и дру­ги­ми частя­ми речи:

а) крат­кой фор­мой при­ла­га­тель­но­го, кото­рое не име­ет пол­ной фор­мы или в пол­ной фор­ме упо­треб­ля­ет­ся с дру­гим зна­че­ни­ем (готов, дол­жен, горазд, наме­рен, волен, рад, спо­со­бен и др.)

Разве ты спо­соб­на отка­зать­ся от это­го предложения?

б) сло­ва состо­я­ния (мож­но, нель­зя, надо)

в) име­на суще­стви­тель­ные (мастер, масте­ри­ца, люби­тель, люби­тель­ни­ца, охот­ник, охот­ни­ца)

Вы зна­е­те, она такая охот­ни­ца потан­це­вать !

г) устой­чи­вые соче­та­ния гла­го­ла с суще­стви­тель­ным (гореть нетер­пе­ни­ем, иметь честь, дать обе­ща­ние, иметь наме­ре­ние, изъ­явить согла­сие и пр.)

Варя дала обе­ща­ние при­е­хать на сле­ду­ю­щей неделе.

Алёша горел нетер­пе­ни­ем выска­зать­ся всё, что он думает.

Составное глагольное сказуемое

О чем эта статья:

Определение составного глагольного сказуемого

Составное глагольное сказуемое (СГС) — это сказуемое, которое состоит более чем из одного слова. Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей:

Основная часть составного глагольного сказуемого выражает лексическое значение через неопределенную форму глагола (инфинитив);

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает время и наклонение глагола.

Правило СГС выглядит так:

составное глагольное сказуемое = вспомогательный глагол + инфинитив

Схема построения составного глагольного сказуемого

Значения вспомогательного глагола или глагола-связки:

Фазовое значение, то есть начало, продолжение, конец действия, а именно:

начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и другие.

Модальное значение, то есть необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия, а именно:

мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и другие.

Вспомогательная часть составного глагольного сказуемого может быть глаголом-связкой «быть» + краткими прилагательными «рад», «готов», «обязан», «должен», «намерен», «способен», а также наречиями и существительными с модальным значением:

Я был готов (не прочь, в состоянии) подождать.

Собрали в таблице основные вспомогательные глаголы, а также краткие прилагательные и пример фразеологизмов, которые могут входить в составное глагольное сказуемое.

Основные вспомогательные глаголы

Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов

Фразеологические сочетания

Начало, конец, продолжение действия

Желательность, возможность, необходимость действия


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/glagol-skazuemoe.html

http://skysmart.ru/articles/russian/sostavnoe-glagolnoe-skazuemoe