Подчеркнуть сказуемое с частицей не

Употребление частицы НЕ с глаголами

Презентация к уроку

Класс: 3.

Цель: формирование знаний о правописании частицы не с глаголами.

Задачи урока:

— познакомить учащихся с ролью частицы не и её раздельных написанием с глаголами;

— дать понятия о глаголах-исключениях;

— закрепить знания и умения учащихся о грамматической основе предложения, частях речи.

— обогащать словарный запас учащихся.

— развивать умения употреблять и правильно писать частицу не с глаголами;

— формирование орфографической зоркости;

— развивать познавательную активность;

— способствовать речевому развитию детей;

— расширять кругозор учащихся;

— развивать внимание, память, мышление;

— побуждать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;

— развивать умение анализировать и делать выводы.

— воспитание организованности, сосредоточенности, аккуратности внимательности;

— воспитание положительного отношения к учёбе.

— воспитание культуры учебного труда;

— воспитание интереса к родному языку;

— воспитание трудолюбия, аккуратности, уважения к товарищам.

Оборудование: компьютер, проектор, экран; карточки со словами; учебники, презентация.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.

— Ребята, посмотрите на доску. Здесь закодировано правило. Это правило будет девизом сегодняшнего урока. Попробуйте его собрать. (Приложение 1)

Ученики пытаются составить из слов предложение.

— Кто составил? (Один ученик на доске из карточек со словами составляет предложение.)

— Прочитай, что у тебя получилось.

— Не спеши языком, торопись делом.

— Прочитаем хором это предложение. (Читают хором.)

— А что это такое?

— К чему она призывает?

— Сегодня на уроке мы прежде, чем говорить, будем думать, и больше работы выполним. Запишите эту пословицу себе в тетрадь

— Смотрим на эту пословицу. “Языком” какая часть речи?

— Есть здесь еще существительное?

— Что такое существительное?

— Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

— Повтори. (Повторяет один ученик).

— А это какая часть речи (спеши)?

— Что такое глагол?

— Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

— Что объединяет слова «торопись» и «спеши»?

— Это слова синонимы.

— А кто знает, как называется это маленькое слово?

— Да, это частица. Какое значение в этой пословице имеет частица не?

— Изменится ли пословица, если мы уберем частицу не? (Закрывает частицу)

— Да, она будет бессмысленна.

— Посмотрите, какое маленькое, но какое важное слово не. Сейчас мы его запишем (слайд 2).

3. Чистописание.

— Но посмотрим сначала, как пишется буква н. (Презентация, слайд 2, 3 Ручка является переходом к программе “Чистописание”)

— Посмотрим, как пишется заглавная буква Н. Мы её пишем вовсю строку.

— Теперь на строке после классной работы прописываем заглавную букву Н один раз.

— Снова смотрим на экран. Вспомним, как пишется строчная буква Н. Мы её пишем, не выходя за пределы верхней строки.

— Теперь на этой же строке прописываем строчную букву Н один раз.

— Теперь прописываем соединение н и е – не один раз.

— Дальше на строке прописываем в этой последовательности: заглавная Н, строчная н, соединение не.

— И сегодня весть урок частица НЕ будет с нами. (слайд 4)

4. Изучение нового материала.

— Возвратимся к пословице. Посмотрите на частицу НЕ. С какой частью речи дружит частица НЕ?

— А как она написана?

— А как вы думаете, почему ее надо писать отдельно?

— Если между частицей НЕ и глаголом можно вставить слово, то частица НЕ в этом случае пишется раздельно.

— А всегда ли между частицей НЕ и глаголом можно вставить слово и написать раздельно? Может быть нельзя? Докажите.

— Не слишком спеши, не чересчур спеши, не шибко спеши, не сильно спеши.

— Какой можно сделать вывод?

— Если между частицей НЕ и глаголом можно вставить слово, то частица НЕ в этом случае пишется раздельно.

— Совершенно верно. А слова слишком, чересчур, сильно, шибко называются наречиями.

— А что в учебнике ученые написали нам про частицу НЕ? Сравните, так же они думают или ошибаются? С. 112. Читаем

— Как же называется частица НЕ?

— Она отрицает, делает значение глагола противоположным. Посмотрите, как обозначается частица НЕ?

— Подчеркнем частицу Не в пословице. Выполняют.

— Молодцы. (слайд 5)

5. Первичное закрепление материала.

— А теперь, применив это правило, выполним следующее задание. (слайд 6)

— Вспомним еще раз правило, как пишется Не с глаголом.

— Смотрим на экран. Подумайте, как соединить первую и вторую часть пословицы. Запишите пословицы в тетрадь.

— Проверяем. Возьмем в руки карандаш. Смотрим первую пословицу. Что у вас получилось?

— Ложь человека не красит.

— Как записали не красит?

— Ложь человека не слишком красит.

— Подчеркните орфограмму — пробел.

— Смотрим вторую пословицу. Что у вас получилось?

— Кашу маслом не испортишь.

— Как записали не испортишь?

— Кашу маслом не сильно испортишь.

— Подчеркните орфограмму — пробел.

— Смотрим третью пословицу. Что у вас получилось?

— Лодырю всегда нездоровится.

— Как записали нездоровиться?

— Есть такое слово здоровиться?

— Красит есть, испортишь есть, а здоровиться нет. Значит, как будем писать в этом случае?

— Не слитно: нездоровится.

— Да, пишем слитно. В этом случае мы можем проверить так: не употребляется без не.

И таких слов в русском языке несколько. Вот некоторые из них: (слайд 7) нездоровиться, негодовать, ненавидеть. Это глаголы-исключения. Запишите эти глаголы в столбик.

— В этих словах частица Не пишется слитно. В словах нездоровиться НЕ является приставкой (отметим себе), ненавидеть Не приставка (отметим), а в слове негодовать частью корня (отметим).

— Через тире подберем к этим словам синонимы и запишем их. (слайд 8)

Нездоровится – болеть. Ненавидеть – не любить. Негодовать – сердиться.

— Это слова – исключения и мы их должны запомнить.

6. Физминутка

Игра

Частица НЕ решила с вами поиграть в игру “Делай всё наоборот”

– НЕ вставайте из-за парт.

– Не качайтесь, дети!

– И не приседайте!

– Не хлопайте в ладоши!

– Не топайте ногами!

– Не подпрыгивай, как мяч!

– Не качайтесь, дети!

– И не приседайте!

– Не хлопайте в ладоши!

– Не топайте ногами!

– Не вздыхайте глубоко!

– Не садитесь тихо!

7. Вториччное закрепление материала

— Весь урок мы думаем, размышляем, работаем по правилу. Кто мне напомнит правило?

— Не с глаголами пишутся раздельно.

— Продолжаем работать. Смотрим на экран. Прочитайте стихотворение Владимира Солоухина. (слайд 9)

Мне не унять метели,
Не растопить снега,
Но чтобы птицы пели
Это в моих руках.

— О чем говорится в стихотворении?

— О том, что не в наших силах унять метель и растопить снега, но мы можем помочь птицам не замерзнуть зимой и весной порадовать своим пением.

— О ком говорится в стихотворении?

— Какая главная мысль в этом стихотворении?

— Совсем нетрудно запасти корм для птиц на зиму. А как это нужно для них! Позаботьтесь о пернатых в холода, и они на ваше внимание ответят весной и летом: подарят вам прекрасные песни, уничтожат вредных насекомых, жуков, мешающих развиваться растениям.

— Птицы поют, когда в мире царит добро, мир, спокойствие, любовь, когда нет войны. И в наших силах не допустить войны и разногласия.

— Обратите внимание на слово “не унять”. Что значит не унять?

— Не заставить быть спокойными.

— Что значит не растопить?

— Не в наших силах заставить снег растаять, превратиться в воду.

— А что в наших силах?

— Обратите внимание на написание НЕ с глаголом. Как пишется Не с глаголом?

— Обратите внимание на знаки препинания в конце предложения. Какие здесь знаки?

— Запятые и точка.

— Прочитайте еще раз это стихотворение про себя. (Читают.)

— Послушайте теперь это четверостишье. (Клик на птичку. Изображение птицы является гиперсылкой на аудиофайл).

— Пишем это четверостишье по памяти. (слайд 10)

— Проверяем. Возьмем в руки карандаш. Смотрим на экран. Кто написал верно, не допустив не одной ошибки? (слайд 11) (Поднимают руки.)

— Этот салют вам! (слайд 12)

— У кого одна – две ошибки? (Поднимают руки.)

— Это сладкая, вкусная конфета вам, которую преподносит благодарная птичка.(слайд 13)

— И предлагает вам следующее задание. Найдите и подчеркните в этом четверостишье грамматическую основу. Кто знает, что такое грамматическая основа?

— Это главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

— Подчеркиваем в четверостишье грамматическую основу.

— Какими частями речи выражены в предложении подлежащее и сказуемое?

Чем выражено подлежащее?

— Чем выражено сказуемое?

— Глаголом с частицей НЕ.

— Как пишется Не с глаголами?

— Подчеркиваем орфограмму — пробел.

8. Обобщение.

— Посмотрите на доску. Здесь зашифровано мое пожелание вам на будущее от меня. Что я вам желаю? Кто уже составил? (Приложение 2)

Один ученик выходит к доске и располагает карточки со словами в правильном порядке.

Не говори, что узнал, а скажи, чему научился.

— В этой пословице есть то, что вы должны запомнить.

— Не с глаголами пиши отдельно.

— В каких случаях мы пишем раздельно?

— Когда между частицей НЕ и глаголом можно вставить слово.

— Успехов вам в изучении русского языка! Спасибо за урок! (слайд 14)

9. Домашнее задание

Записываем домашнее задание.

Правило, с. 113 Упр. 363

Список используемых источников:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник. 3 класс.

— Программа “Чистописание” – из школьных архивов.

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 62. Правописание частицы «не» с глаголами.

Вопросы, рассматриваемые на уроке

  • правописание частицы «не» с глаголами.
  • определять глаголы, которые без «не» не употребляются;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

Частица НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, кроме случаев, когда без НЕ глагол не употребляется. Таких глаголов несколько: негодовать, ненавидеть, недомогать, недоумевать, несдобровать, невзлюбить и другие.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. —М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Употребление частицы не с глаголами
Видеоуроки в Интернет

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Частица НЕ – служебная часть речи. В речи мы часто используем частицы. В стихотворении Надежды Мельник рассказано про отрицательные частицы:

Нет,
Ну прямо,
Не и ни
Отрицательные мы!
Далеко не,
Вовсе не –
Отрицаем мы вполне…
И отнюдь не отрицаем,
Что? Пока ещё не знаем…

Обратите внимание как отрицательная частица НЕ пишется с глаголами.

Правильно! Частица НЕ пишется с глаголами раздельно.

Рассмотрим слова: негодовать, ненавидеть, недомогать, недоумевать, несдобровать, невзлюбить. Почему же тут НЕ пишется слитно?

Попробуйте отделить НЕ от слова. НЕ НАВИДЕТЬ. Есть ли такое слово НАВИДЕТЬ? Нет, такого слова нет. Поэтому в словах негодовать, ненавидеть, недомогать, недоумевать, несдобровать, невзлюбить НЕ является частью основы слова и пишется слитно. Эти слова надо запомнить.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Слитно или раздельно Вы напишите НЕ с глаголом? Спишите, раскрывая скобки.

(Не)дразните собак, (не)гоняйте кошек,
(Не)жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто (не)будет.

М. Пляцковский

Проверьте себя по эталону:

Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто не будет.

М. Пляцковский

  1. Как вы ведёте себя на природе, в лесу? Составьте из слов предложения.

Не, диких, кричите, пугайте, не, животных.

Не, цветы, рвите, другим, будет, приятно, людям, цветы, видеть.

Зря, не, деревья, ломайте, не, на, них, вырезки, делайте. Погибнуть, деревья, могут.

Не, забавы, ради, ловите, бабочек, и, других, животных, муравьёв.

Не , яйца, в, трогайте, птиц. Птицы, вернутся, не, в, гнездо, если, запах, почувствуют, человека.

Проверьте себя по эталону:

Не кричите, не пугайте диких животных.

Не рвите цветы, другим людям будет приятно видеть цветы.

Не ломайте зря деревья, не делайте на них вырезки. Деревья могут погибнуть.

Не ловите ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.

Не трогайте яйца в гнезде птиц. Птицы не вернутся в гнездо, если почувствуют запах человека.

3.Прочитайте басню И.А Крылова. Подчеркните глаголы с частицей НЕ.

Что волки жадны, всякий знает:

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает.

За то на одного из них пришла беда:

Он костью чуть не подавился.

Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;

Пришло хоть ноги протянуть!

По счастью, близко тут Журавль случился.

Вот кой-как знаками стал Волк его манить

И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею

Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею

Кость вытащил и стал за труд просить.

«Ты шутишь! – зверь вскричал коварный: —

Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унёс!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперёд ты мне не попадайся».

Проверьте себя по эталону:

Что волки жадны, всякий знает:

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает.

За то на одного из них пришла беда:

Он костью чуть не подавился.

Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;

Пришло хоть ноги протянуть!

По счастью, близко тут Журавль случился.

Вот кой-как знаками стал Волк его манить

И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею

Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею

Кость вытащил и стал за труд просить.

«Ты шутишь! – зверь вскричал коварный: —

Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унёс!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперёд ты мне не попадайся».

4. Вставьте в пословицы, где необходимо, частицу НЕ перед глаголом.

___ жди от природы милости: сам садочек ___ сади, сам и ____ вырасти.

___ беречь поросли, ___ видать и дерева.

Кто ___сажал дерева, тому ____ лежать в тени.

Как месяц ___ свети, а все не солнышко.

Возле леса жить — голодному ___ быть.

Без росы и трава ___ растёт.

Проверьте себя по эталону:

Не жди от природы милости: сам садочек сади, сам и вырасти.

Не беречь поросли, не видать и дерева.

Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

Как месяц не свети, а все не солнышко.

Возле леса жить — голодному не быть.

Без росы и трава не растёт.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Отметьте верное высказывание

А) Частица НЕ пишется с глаголами слитно.

Б) Частица НЕ пишется с глаголами раздельно.

В) Частица НЕ с глаголами не пишется.

2. Отметьте строку, в которой все глаголы со слитным написанием НЕ

А) (не)навидеть, (не)домогать, (не)сдобровать, (не)взлюбить

Б) (не)любить, (не)болеть, (не)хвалить, (не)понимать

В) (не)годовать, (не)доумевать, (не)думать, (не)составлять

3. Что обозначает глагол недомогать?

А) это значит заставлять, не считаясь с желанием другого;

Б) это значит сомневаться, удивляться;

В) это значит находиться в болезненном состоянии.

Проверьте себя по эталону:

Три правильных ответа – «Отличный результат!»

Два правильных ответа – «Хороший результат!»

Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»

  1. Всегда ли частица НЕ стоит перед глаголом? Подчеркните частицу НЕ в загадках перед другими частями речи.
  2. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)
  3. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь. (Репка)
  4. У арбуза много груза, груз арбузу не обуза. А внутри весь-весь арбуз полон черных мокрых бус. (Семечки арбуза)

Проверьте себя по эталону:

  1. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)
  2. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь. (Репка)
  3. У арбуза много груза, груз арбузу не обуза. А внутри весь-весь арбуз полон черных мокрых бус. (Семечки арбуза)

3.На какие группы разбиты слова? Соедините слова с названием группы.

Как подчеркиваются части речи в русском языке – правило, примеры

В школе часто дают задание выполнить морфологический или синтаксический разбор. И хотя и морфология, и синтаксис входят в раздел «грамматика», все же это не одно и то же. Давайте разберемся в этом вопросе и выясним, почему невозможно однозначно ответить на вопрос «Как подчеркиваются части речи в русском языке?»

Что мы знаем о частях речи

Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.

Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.

Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)

Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль.

Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.

Что такое синтаксическая роль

Синтаксическая роль – это та роль, которую слово играет в предложении, каким членом предложения оно является. В разборе мы обычно выписываем слово вместе с тем, к которому оно относится, и ставим вопрос, а затем подчеркиваем слово так, как надо.

Например, было предложение «Как красив лес ранней осенью!» и на интересует слово «ранней». Мы пишем: «осенью какой? ранней» и подчеркиваем «ранней» волнистой линией.

Подчеркиваются не части речи, а члены предложения.

Как и что подчеркивается?

В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:

Подлежащее – одной чертой

Сказуемое – двумя чертами

Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)

Определение – волнистой линией

В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.

Приложение – это вид определения, поэтому он тоже подчеркивается волнистой линией.

Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно фатально ошибиться.

Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи

Один и тот же член предложения может выражаться разными частями речи; и наоборот, одна и та же часть речи может быть разными членами предложения (иногда любым из них).

Рассмотрим пример с существительным.

Существительное в именительном падеже может быть только главным членом предложения.

Дом стоит на берегу. (говорится о доме. Что? дом. Это подлежащее)

Читать – ее страсть. (подлежащее – читать; о нем сообщается, что это страсть. Читать – что такое? Страсть. Это сказуемое)

В позиции второстепенных членов существительное обычно стоит в одном из косвенных падежей.

Исключение – приложение, которое чаще всего стоит в том же падеже, что и определяемое существительное, то есть, если относится к подлежащему, то стоит тоже в именительном падеже.
Река Нева протекает по Ленинградской области. Нева – приложение (река какая? Нева)

Я прочитал статью. (прочитал что? статью; это дополнение)

У меня есть юбка в клетку. (юбка какая? в клетку; это определение)

Мы уехали из города. (уехали откуда? из города; это обстоятельство)

Таблица-помощник

Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.

Член предложения

Как подчеркивается

Вопросы

Части речи

Кто? Что? о чем говорится в предложении?

Существительное, местоимение, числительное, инфинитив глагола, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.)

Что делает? что это? Каков? что сообщается о подлежащем?

Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.)

Вопросы косвенных падежей

Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание

Какой? чей? который по счету?

Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное

Где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени?

Наречие, деепричастие, существительной, местоимение, инфинитив

Что мы узнали?

Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4518/conspect/

http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/8074-kak-podcherkivautsia-chasti-rechi-v-rysskom-iazyke-pravilo-primery.html