Вариант 10
Обрати внимание! Рекомендуется выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Если после выполнения всей работы у тебя останется время, ты сможешь вернуться к пропущенным заданиям. Постарайся выполнить все задания.
Замуч__ли меня мыш__. А кошки в[__]доме не[__]было. Р__звесиш__ во[__]дворе сети. А мыш__ в[__]них запутают[__]ся. Пищат мыш__, грызут сети. И со[__]стола хле__ крадут.
Вот я и пош__л в горо__. По д__роге мечтаю. Д__стану с__бе весёлую кошечку. Она хитрых мышей в доме п__реловит. Веч__ром на к__ленях буд__т мурлыкать. Приш__л в горо__. По[__]всем улицам, по[__]всем дворам ходил. Нет кошек. Стал у людей спраш__вать. Нет[__]ли к__тёночка? Но ж__тели только разв__дили руками. Г__лодное было время. Кошки из[__]гор__да пр__пали. Так и в__рнулся домой один.
Замучили меня мыши. А кошки в доме не было. Развесишь во дворе сети. А мыши в них запутаются. Пищат мыши, грызут сети. И со стола хлеб крадут.
Вот я и пошёл в город. По дороге мечтаю. Достану себе весёлую кошечку. Она хитрых мышей в доме переловит. Вечером на коленях будет мурлыкать. Пришёл в город. По всем улицам, по всем дворам ходил. Нет кошек. Стал у людей спрашивать. Нет ли котёночка? Но жители только разводили руками. Голодное было время. Кошки из города пропали. Так и вернулся домой один.
Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение и подчеркни в нем однородные сказуемые.
Пищат мыши, грызут сети.
Выпиши из текста предложение 10.
Она хитрых мышей в доме переловит.
1) Подчеркни в нем главные члены.
2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
1)
2) Она (мест.) хитрых (прил.) мышей (сущ.) в (предл.) доме (сущ.) переловит (гл.).
Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.
Занял, ожила, портфель, столяр.
За’нял, ожила’, портфе’ль, столяэр.
В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово.
От ветра скрипела и громко хлопала дверь.
(1)Кенгуру — поистине уникальное животное. (2)Родиной кенгуру является Австралия. (3)И для него нет лучше места на земле, чем просторная австралийская пустыня. (4)Природа позаботилась о кенгуру. (5)Она наделила их всеми необходимыми особенностями, чтобы жить в безводной и жаркой местности. (6)Тысячи лет кенгуру живут на просторах Австралии.
(7)У кенгуру примечательная внешность. Грациозное животное быстро передвигается на двух длинных лапах. (9)Эти лапы с крепкими пальцами помогают ему совершать высокие и быстрые прыжки. (10)Передние лапки у кенгуру маленькие. (11)Но они очень сильные и с твёрдыми когтями. (12)В покое кенгуру опирается на крепкий хвост. (13)Животное имеет большие и выразительные глаза. (14)А вытянутые уши позволяют ему вовремя услышать приближение врага. (15)Самая удивительная черта внешности кенгуру — это его сумка. (16)Сумкой называется глубокая складка кожи на животе. (17)Именно там самка кенгуру вынашивает и рождает детёнышей.
(18)Кенгуру играет важную роль в местной культуре. (19)Аборигены издавна почитали кенгуру и слагали о нём легенды. (20)Известно австралийское поверье о семи огромных озёрах в глубине материка. (21)Эти озёра по легенде создал гигантский кенгуру по имени Букамурра. (22)Современные австралийцы бережно относятся к этому виду животных. (23)Они помогают кенгуру выжить, если те попали в беду.
Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
Кенгуру — удивительные животные, приспособленные к жизни в Австралии.
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
1) Кенгуру — животное, прекрасно приспособленное для жизни в Австралии.
2) Внешность кенгуру.
3) Роль кенгуру в культуре австралийцев.
Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.
Почему кенгуру можно назвать уникальным животным? Для чего кенгуру нужна сумка? Какова внешность кенгуру? Как австралийцы относятся к кенгуру?
Как ты понимаешь значение слова «абориген» («аборигены») из предложения 19? Запиши своё объяснение.
(19)Аборигены издавна почитали кенгуру и слагали о нём легенды.
Замени слово «огромный» (предложение 20) близким по значению словом. Запиши это слово.
(20)Известно австралийское поверье о семи огромных озёрах в глубине материка.
ГДЗ учебник по русскому языку 3 класс Канакина. Повторение. Упражнение №175
Прочитайте. Назовите сказку.
1 . Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается заяц.
2 . Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки−зайчихи, улыбнулись старые зайцы.
3 . Зайцы кувыркались, прыгали, скакали, перегоняли друг друга.
Д. Мамин−Сибиряк
• Назовите слова, обозначающие действия зайцев. К какой части речи они относятся?
• Найдите в предложениях глаголы−синонимы. Объясните, почему в первых двух предложениях автор употребил именно эти глаголы.
• Выпишите глаголы. Выделите в них приставки. Подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделали?
Решение
Слова, обозначающие действия зайцев, − это глаголы.
Глаголы−синонимы:
• Собрались, сбежались, приплелись;
• хихикнули, засмеялись, улыбнулись;
• прыгали, скакали.
Автор употребил именно эти глаголы, чтобы показать особенности движений и мимики зайцев разных возрастов.
Собрались , сбежались , приплелись , слушают, хвастается, хихикнули , засмеялись , улыбнулись , кувыркались, прыгали, скакали, перегоняли .
старые − прил. (какие?). Н.ф. − старый. Во мн.ч., в И.п. Втор. чл.
зайцы − сущ. (кто?). Н.ф. − заяц. Одуш., нариц., в И.п., во мн.ч. Подлеж.
Однородные сказуемые — это… (15 примеров)
Однородные сказуемые — это главные члены предложения, которые обозначают действие или состояние предмета, являющегося подлежащим в предложении.
Чтобы выяснить, что такое однородные сказуемые, опираемся на суть понятия «однородные члены предложения».
ОпределениеОднородные члены предложения — это слова, которые являются одним и тем же членом предложения, поясняют один и тот же член предложения и соединяются друг с другом сочинительной связью и интонацией перечисления.
Простое предложение может быть осложнено однородными членами. Однородными могут быть все члены предложения. С этой точки зрения рассмотрим, что такое однородные сказуемые в русском языке.
В предложении грамматическую основу составляют подлежащее и сказуемое.
ОпределениеСказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета, имеющего форму именительного падежа.
Легкий ветерок (что делает?) развевает занавеску на окне.
Все (что делают?) радуются весеннему солнцу и теплу.
Подлежащее может поясняться не одним сказуемым, а несколькими. Субъект выполняет одновременно или в определенной последовательности ряд действий. Тогда можно сказать, что в предложении имеются однородные сказуемые. Они относятся к одному и тому же члену предложения — подлежащему. Чаще всего выражаются глаголами в одной и той же грамматической форме и являются простыми глагольными сказуемыми или составными.
Над лесом медленно встает солнце и красит в розовый цвет окна домов.
Мальчик хочет расспросить отца о космосе и узнать о нём многое.
Во втором примере у однородных составных глагольных сказуемых общий вспомогательный глагол «хочет» и два смысловых глагола, обозначенных неопределенными формами.
Однородные сказуемые могут быть выражены словами других частей речи. Тогда назовем их именными сказуемыми.
Для меня этот день оказался радостным и удивительным .
Глагол-связка «оказался» общий, а две именные части сказуемого, выраженные прилагательными, соединяются сочинительным союзом «и».
Однородные сказуемые являются равноправными членами предложения. Они могут быть соединены сочинительной связью с помощью союзов или бессоюзной связью, в оформлении которой участвует интонация перечисления.
Запятая и однородные сказуемые
Если два однородных сказуемых соединены единичным союзом, кроме противительного (а, но, да в значении «но»), то запятая между ними не ставится. Если однородные главные члены соединяются повторяющимся союзом, то запятая ставится перед его второй частью.
Ты либо ответь по существу вопроса, либо промолчи.
За рекой что -то то ли мерцает, то ли блестит.
Однородные сказуемые бывают не только в двусоставных, но и в односоставных предложениях, в которых отсутствует подлежащее.
Наденьте пальто и шапку и идите за мной.
Хотелось пойти в лес, присесть на пенек и смотреть вверх в голубое бездонное небо.
Приведем примеры предложений с однородными сказуемыми, соединенными разными сочинительными союзами или без союзов.
Предложения с однородными сказуемыми
За окном завывает осенний ветер, чем-то громко стучит и гремит по крыше.
Из-под ног охотника вспорхнула куропатка, отлетела немного вперед и снова села в траву, как бы приглашая идти за ней. Видимо, гнездо рядом.
Андрей не то недоволен чем-то, не то просто устал.
Эта ученица либо невнимательна на уроке, либо неусидчива.
К вечеру мать начала беспокоиться и волноваться о сыне.
Малышка перестала плакать и начала вытирать ладошками слезы со щек.
Августовское утро было туманное и холодное.
Осенний лес стоит зеленый, желтый и багряный.
Однажды я возвращался домой и услышал жалобное мяуканье у двери.
Дождь то перестает лить, то снова начинает сыпать мелкой изморосью.
В пасмурном небе летят и кричат, прощаясь до весны, журавли.
Видеоурок «Однородные подлежащие и сказуемые. 3 класс»
http://reshalka.com/uchebniki/3-klass/russkii_yazik/kanakina/497
http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/sintaksis/44605-odnorodnye-skazuemye-jeto-15-primerov.html