Подчинительные союзы и сказуемым

Сочинительные и подчинительные союзы

О чем эта статья:

Понятие о союзе

Между словами и предложениями есть два вида синтаксической связи — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (мама и папа) и сложносочиненных предложений:

  • Гром затих, но дождь все лил и лил.

Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы: и, а, но, да и др.

Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой:

  • знать (что?) литературу;
  • я не знаю (чего?), что будет завтра.

Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

Союз — это служебная часть речи, которая соединяет однородные члены в простых предложениях, а в сложных — объединяет два и более простых.

По строению союзы делят на простые и составные:

  • Простые союзы состоят из одного слова: и, а, но, да, что, если, когда.
  • Составные союзы состоят из двух и более слов: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока.

Есть еще одна категория — союзные слова. Это относительные местоимения, которые используют для связи простых предложений в составе сложноподчиненного

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП

Союзы и союз­ные сло­ва — это свя­зу­ю­щее зве­но меж­ду глав­ным и зави­си­мым пред­ло­же­ни­ем в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии (СПП). Чтобы понять, что такое сою­зы и союз­ные сло­ва, вспом­ним, какое пред­ло­же­ние явля­ет­ся слож­но­под­чи­нён­ным. Приведем спи­сок союз­ных слов и под­чи­ни­тель­ных сою­зов в зави­си­мо­сти от того, какую по смыс­лу при­да­точ­ную часть они при­со­еди­ня­ют к глав­но­му предложению.

Подчинительные союзы

Части слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния син­так­си­че­ски нерав­но­прав­ны. Между ними суще­ству­ет под­чи­ни­тель­ная связь. Придаточное пред­ло­же­ние зави­сит от глав­но­го по смыс­лу и синтаксически.

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии под­чи­ни­тель­ная связь меж­ду глав­ной и зави­си­мой частью выра­жа­ет­ся с помо­щью син­так­си­че­ско­го вопро­са, зада­ва­е­мо­го к зави­си­мо­му пред­ло­же­нию, и под­чи­ни­тель­но­го сою­за или союз­но­го слова.

Узнаем из таб­ли­цы, какие быва­ют под­чи­ни­тель­ные сою­зы в зави­си­мо­сти от смыс­ло­вых отно­ше­ний меж­ду глав­ной и при­да­точ­ной частью слож­но­го предложения.

Между частя­ми слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния суще­ству­ют изъ­яс­ни­тель­ные, пространственно-временные, причинно-следственные, усту­пи­тель­ные, срав­ни­тель­ные и дру­гие отношения.

Необходимыми эле­мен­та­ми в струк­ту­ре слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний явля­ют­ся союз­ные сло­ва и под­чи­ни­тель­ные союзы.

Типы под­чи­ни­тель­ных сою­зовВыражаемые отно­ше­нияПримеры
ИзъяснительныеВыражают отно­ше­ния поясненияЧто, что­бы, как и др.
ВременныеВыражают вре­мен­ные отношенияКогда, как толь­ко, лишь толь­ко, едва, толь­ко, лишь, преж­де чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как и др.
ПричинныеВыражают при­чин­ные отношенияПотому что, так как, ибо, вслед­ствие того что, бла­го­да­ря тому что, вви­ду того что, отто­го что, в свя­зи с.
УсловныеВыражают услов­ные отношенияЕсли, коли, раз, еже­ли, кабы.
ЦелевыеВыражают целе­вые отношенияЧтобы, для того что­бы, с тем что­бы, затем что­бы, дабы и др.
СравнительныеВыражают срав­ни­тель­ные отношенияКак, слов­но, буд­то, как буд­то, точ­но, чем, неже­ли, подоб­но тому как, как если бы и др.
УступительныеВыражают усту­пи­тель­ные отношенияХотя, не смот­ря на то что, пус­кай, пусть и др.
СледственныеВыражают след­ствен­ные отношенияТак что.

Виды подчинительных союзов

Подчинительные сою­зы делят­ся на сле­ду­ю­щие группы:

1. изъ­яс­ни­тель­ные (при­ме­ры) — что, что­бы, как, как бы, буд­то, буд­то бы

Юра вздра­ги­вал, и ему то и дело мере­щи­лось, буд­то мать аука­ет­ся с ним и куда-то его под­зы­ва­ет (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Она про­си­де­ла до само­го све­та, вовсе не была утом­ле­на и внут­ренне жела­ла, что­бы ночь про­тя­ну­лась как мож­но доль­ше (Н. В. Гоголь. Тарас Бульба).

2. вре­мен­ные (при­ме­ры) — когда, как, едва, лишь, лишь толь­ко, как толь­ко, пока, пока не, в то вре­мя как, после того как, перед тем как, с тех пор как, по мере того как и др.

Пока про­дол­жа­лись эти раз­го­во­ры, насту­пи­ла ночь (Жюль Верн. Дети капи­та­на Гранта).

Варенуха чирк­нул какую-то зако­рюч­ку в тет­ра­ди у жен­щи­ны и, лишь толь­ко дверь за ней захлоп­ну­лась, вскрыл квад­ра­тик (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

3. срав­ни­тель­ные (при­ме­ры) — как, буд­то, слов­но, точ­но, как буд­то, как если бы, подоб­но тому как и др.

Слезы бес­по­мощ­но­сти и оби­ды кати­лись у него по щекам, слов­но все горе­сти дол­гих вось­ми­де­ся­ти семи лет отра­зи­лись на его опе­ча­лен­ном лице (Джек Лондон. Алая чума).

Под сво­да­ми ста­ли летать какие-то зву­ки, точ­но просну­лись демо­ны (М. Н. Булгаков. Белая гвардия).

4. целе­выечто­бы, с тем что­бы, затем что­бы, дабы, для того что­бы, лишь бы и пр.

На листах бро­шю­ры лежа­ли кус­ки гра­ни­та, что­бы они не раз­ле­те­лись (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Кто, в мину­ту гне­ва, не тре­бо­вал от них роко­вой кни­ги, дабы впи­сать в неё бес­по­лез­ную жало­бу на при­тес­не­ние, гру­бость и неис­прав­ность? (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

5. при­чин­ныепото­му что, отто­го что, так как, посколь­ку, ибо, вви­ду того что, бла­го­да­ря тому что, вслед­ствие того что, в свя­зи с тем что, из-за того что и др.

Поскольку они гово­ри­ли тихо, я не стал при­слу­ши­вать­ся (Анатолий Рыбаков. Каникулы Кроша).

Должно быть, моло­дой чело­век взгля­нул на неё каким-то осо­бен­ным взгля­дом, пото­му что и в её гла­зах мельк­ну­ла вдруг преж­няя недо­вер­чи­вость (Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание).

Но всё же я не вер­нул­ся домой, так как мне было стыд­но пока­зать­ся на гла­за близ­ким (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

6. услов­ныеесли, еже­ли, если бы, кабы, раз и др.

Но уж раз вы при­об­ре­ли эти акции, то дер­жи­тесь за них (Джек Лондон. Сердца трёх).

Разговор их был, веро­ят­но, дру­гой, еже­ли бы они гово­ри­ли не при зву­ках пес­ни (Лев Толстой. Война и мир).

7. усту­пи­тель­ныехотя, пусть, пус­кай, даром что, несмот­ря на то что, невзи­рая на то что

Вообще его люби­ли, хотя и почи­та­ли гор­дым (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

Всю ночь я про­спал креп­ким сном, несмот­ря на то что шёл дождь (Даниель Дефо. Робинзон Крузо).

8. след­ствиятак что

Веревка была дли­ною почти во всю ком­на­ту, так что один толь­ко про­ти­во­по­лож­ный угол мог быть без­опас­ным от напа­де­ния страш­но­го зве­ря (А. С. Пушкин. Дубровский).

Но рас­сто­я­ние меж­ду теле­граф­ны­ми стол­ба­ми по этой доро­ге шесть­де­сят ярдов, так что высчи­тать ско­рость ниче­го не сто­ит (Артур Конан Дойль. Записки о Шерлоке Холмсе).

Рон креп­че сжал руль, так что побе­ле­ли костяш­ки паль­цев (Джоан Роллинг. Гарри Поттер и тай­ная комната).

Союзные слова

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии в роли под­чи­ни­тель­ных сою­зов высту­па­ют сло­ва само­сто­я­тель­ных частей речи — место­име­ния и наре­чия. Относительные место­име­ния и отно­си­тель­ные место­имен­ные наре­чия — это союз­ные сло­ва.

В отли­чие от сою­зов, слов слу­жеб­ной части речи, союз­ные сло­ва, хотя выпол­ня­ют роль сою­за, в то же вре­мя оста­ют­ся пол­но­прав­ным чле­ном при­да­точ­но­го предложения.

Относительные место­име­нияЧто, кто, какой, кото­рый, каков, чей, сколькоМестоимённые наре­чияГде, как, когда, куда, отку­да, почему

Туристы под­ня­лись на холм, с кото­ро­го открыл­ся пре­крас­ный вид на ста­рый город.

В при­да­точ­ном пред­ло­же­нии место­име­ние «с кото­ро­го» заме­ща­ет сло­во «с хол­ма»:

…с хол­ма открыл­ся пре­крас­ный вид на ста­рый город.

Относительное место­име­ние высту­па­ет в роли союз­но­го сло­ва. К нему мож­но задать вопрос:

открыл­ся (отку­да?) с кото­ро­го (с хол­ма).

Союзное сло­во «с кото­ро­го» явля­ет­ся вто­ро­сте­пен­ным чле­ном при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния — обстоятельством.

Перечислим союз­ные сло­ва — место­име­ния :

Примеры предложений с союзными словами — местоимениями

Разрешите полю­бо­пыт­ство­вать, кто име­ет честь быть пер­вым? (Артур Конан Дойль. Собака Баскервилей).

Берлиоз тоск­ли­во огля­нул­ся, не пони­мая, что его напу­га­ло (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Бывало барин, какой бы сер­ди­тый ни был, при ней утих­нет и мило­сти­во со мною раз­го­ва­ри­ва­ет (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

Ответа не было, кро­ме того обще­го отве­та, кото­рый дает жизнь на все самые слож­ные и нераз­ре­ши­мые вопро­сы (Лев Толстой. Анна Каренина).

Но каков этот срок, не знал и узнать не мог (Анатолий Рыбаков. Дети Арбата).

Неужели он обре­чен на гибель, этот юно­ша с пре­крас­ным силь­ным телом, юно­ша, чей голос зву­чит, как при­зыв гор­на и звон ору­жия? (Джек Лондон. Железная пята).

А вот поди же ты, сколь­ко в ней еще неис­пор­чен­но­го, дет­ско­го (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Но он вошел уже в такой раж, что не заме­чал, сколь тщет­ны его уси­лия (Джек Лондон. Сердца трех).

Рассмотрим два про­стых предложения:

Я сей­час рас­ска­жу тебе. Зачем мне нужен этот альбом?

В пер­вом пред­ло­же­нии явно при­сут­ству­ет какая-то недосказанность:

я рас­ска­жу тебе о чём?

Чтобы полу­чи­лось инфор­ма­тив­ное пол­но­цен­ное сооб­ще­ние, объ­еди­ним эти про­стые пред­ло­же­ния в одно и полу­чим слож­но­под­чи­нен­ное предложение:

Я сей­час рас­ска­жу тебе, зачем мне нужен этот альбом.

Как видим, с ролью сою­за вполне спра­ви­лось место­имен­ное наре­чие «зачем». Это союз­ное сло­во. Оно явля­ет­ся пол­но­прав­ным чле­ном при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния в отли­чие от под­чи­ни­тель­но­го союза.

Я сей­час рас­ска­жу тебе, зачем мне нужен этот аль­бом .

В соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния союз­ны­ми сло­ва­ми явля­ют­ся место­имен­ные наре­чия :

Примеры предложений с союзными словами — наречиями

Богатое собра­ние писто­ле­тов было един­ствен­ной рос­ко­шью бед­ной мазан­ки, где он жил (А. С. Пушкин. Повести Белкина).

Догадывались, зачем царь позвал во дво­рец (Алексей Толстой. Пётр Первый).

Неизвестно, как он это делал, но толь­ко нос его зву­чал, как тру­ба (Н. В. Гоголь. Мёртвые души).

А когда он их открыл, уви­дел, что все кон­чи­лось, маре­во рас­тво­ри­лось, клет­ча­тый исчез, а заод­но тупая игла выско­чи­ла из серд­ца (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Он не сооб­ра­жал, куда он шага­ет, широ­ко рас­ки­ды­вая ноги, но ноги пре­крас­но зна­ли, куда нес­ли его (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Двое уже еха­ли впе­ред к месту, отку­да долж­ны были пус­кать (Лев Толстой. Анна Каренина).

Мод выпу­сти­ла его руку, отче­го паль­цы его слег­ка раз­жа­лись и каран­даш выпал (Джек Лондон. Морской волк).

Тут он поте­рял тер­пе­ние и начал роп­тать, поче­му его все­гда застав­ля­ют делать то, что он не хочет (Марк Твен. Приключения Тома Сойера).

Юра пони­мал, насколь­ко он обя­зан дяде общи­ми свой­ства­ми сво­е­го харак­те­ра (Борис Пастернак. Доктор Живаго).

Как отличить союзы от союзных слов

Чтобы отли­чить союз от союз­но­го сло­ва, пред­при­мем неко­то­рые при­е­мы проверки.

Первый при­ем — это раз­бор при­да­точ­ной части по чле­нам предложения.

Подчинительные сою­зы не явля­ют­ся чле­на­ми при­да­точ­но­го пред­ло­же­ния, а слу­жат толь­ко для при­со­еди­не­ния при­да­точ­ных к глав­но­му пред­ло­же­нию или к дру­го­му придаточному.

Артём нико­гда не счи­тал, что его жизнь прой­дет глад­ко и без з абот .

Слово «что» грам­ма­ти­че­ски не свя­за­но с дру­ги­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния, к нему нель­зя поста­вить вопрос. Значит, это под­чи­ни­тель­ный союз.

Второй при­ем — изъ­ять союз из предложения.

Подчинительный союз мож­но опу­стить, и тогда слож­ное пред­ло­же­ние пре­вра­тит­ся в бес­со­юз­ное без иска­же­ния его содержания.

Артём нико­гда не счи­тал: жизнь его прой­дет глад­ко и без забот.

Мама, види­мо, дога­ды­ва­лась, что таит­ся у меня в душе.

Осенью пти­цы уле­та­ют зимо­вать в такие края, где все­гда теп­ло .

Не знаю, зачем он это с делал .

В этих пред­ло­же­ни­ях союз­ные сло­ва «где» и «зачем», выра­жен­ные место­имен­ны­ми наре­чи­я­ми, явля­ют­ся вто­ро­сте­пен­ным чле­ном пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ством, кото­рое невоз­мож­но изъ­ять из высказывания.

Третий при­ем. Выясним, мож­но ли иссле­ду­е­мое сло­во выде­лить инто­на­ци­он­но. На союз­ное сло­во обя­за­тель­но пада­ет логи­че­ское уда­ре­ние, а на союз нет.

Все уви­де­ли, как Саша бро­сил пал­ку в реч­ку (союз, не член пред­ло­же­ния, мож­но опустить).

Андрей не зна­ет, как нари­со­вать лошадь (союз­ное сло­во, обсто­я­тель­ство обра­за действия).

Четвертый при­ем. Союз заме­ня­ет­ся толь­ко дру­гим сою­зом, а союз­ное сло­во — союз­ным словом.

Когда про­шла неде­ля ожи­да­ния, нако­нец при­шло от сына письмо.

После того как про­шла неде­ля ожи­да­ния, нако­нец при­шло от сына письмо.

У ивы, что сто­ит у само­го бере­га, пла­ва­ет утка с утятами.

У ивы, кото­рая сто­ит у само­го бере­га, пла­ва­ет утка с утятами.

Чаще все­го омо­ни­мич­ны­ми явля­ют­ся сою­зы и союз­ные сло­ва «что», «как», «когда», кото­рые раз­ли­ча­ем, про­ана­ли­зи­ро­вав при­да­точ­ное пред­ло­же­ние с помо­щью ука­зан­ных при­ё­мов проверки.

Видео «Союзные слова как средства связи в СПП»

Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия

Назначение союзов

В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:

Простые и составные союзы

В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.

Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.

Сочинительные и подчинительные союзы

По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:

Соединительные союзыПротивительные союзыРазделительные союзы
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др.а, но, да (в значении но), зато и др.или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др.
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы.Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен.Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.

Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.

Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:

Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др.Когда мы возвращались домой, было темно и тихо.
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др.Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь.
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др.Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др.Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга.
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др.Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету.
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др.Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой.
Следственные (указывают на следствие): так что.В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча.
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др.Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало.

На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».

Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связьПодчинительная связь
Сочинительная связь объединяет равноправные части.
Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил.
Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.)
Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною.
Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений.

Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:

Союзы и значения сложносочиненных предложений

В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др.Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др.Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др.
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело.Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки.Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет.
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность.В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому.В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных.

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях

В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.

Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.

Подчинительные союзыСоюзные слова
ПростыеСоставные
что
чтобы
как
когда
ибо
пока
будто
словно
если и др.
потому что
оттого что
так как
так что
лишь только
как будто
с тех пор как
в связи с тем что
для того чтобы и др.
что
кто
как
когда
который
какой
где
куда
откуда и др.

Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?

Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:

1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:

Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:

2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:

3) Союз можно заменить только другим союзом:

4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:

Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.

Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике

В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.

Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами. Определите, каким членом придаточного предложения является союзное слово, и соответственно подчеркните его. Заключите союзы в овал. Какой прием вы использовали, чтобы отличить союз что от союзного слова (относительного местоимения) в данных предложениях? (упражнение 90 на с. 65).

Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Определите, в каких предложениях что, как, когда являются союзами, а в каких — союзными словами. Обозначьте эти союзные слова как члены предложения (упражнение 100 на с. 70).

Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.

Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.


источники:

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/podchinitelnye-soiuzy.html

http://rosuchebnik.ru/material/soyuzy-i-soyuznye-slova-uchimsya-razlichat/